Jump to content



Guest Qasqyr

Кочевники в Наполеоновских войнах

Recommended Posts

Guest Porucznik

Несколько слов в дополнение темы.

Ибрахим (Абрахам) Мурза Корыцки.

Вариант «Иоахим» («Иохим» в исходном тексте), очевидно, – изменение на французский манер сходно звучащего имени Ибрахим; этот вариант я тоже встречал в каком-то тексте.

В полной форме фамилия звучала – Эдигей-Эмирза Корыцки. Этот род происходил от кипчакского хана Эдигея.

Я понял, как в этом тексте получилось ошибочное написание «Мужа». Дело в том, что сочетание букв “r + z” в польском языке звучит как «ж». Но, в данном случае, слово “Murza” – заимствованное, и правила чтения польского языка на него не распространяются, что понятно любому поляку, но не было учтено русскоязычным переводчиком. Например, в польском языке вообще нет буквы “v”, есть только “w” но, в зависимости от того, из какого языка пришло слово в польский язык, буква “v” читается то как «ф» (немецкое “von”), то как «в» (латинское “veto”).

Самуэль Улан-Мурза был, кстати, награждён кавалерским крестом ордена Почётного легиона в 1814 году.

Вот ещё ссылка на интересную статью на эту тему.

http://www.blogonline.ru/users/tarlith/284090.html#cutid1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest anchorite
Вот причина почему языки Волжских и Крымских татар так сильно различаются:

Где-то я читал (пожалуй, могу найти точный текст), что в Крыму было три основных наречия. Один из был был очень близок к огузскому и это же наречие было принято за основу литературного крымского. Думаю, причина была политическая - близость Османской Империи и история взаимоотношений между анатолийцами и крымчанами. Опять же, недаром зачинатель тюркизма Гаспринский был крымчанином и пытался в своей газете развить общетюркский.

В любом случае, будучи огузом, я крымский на слух понимаю процентов на 70-80, тогда как казанский - на 50.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Где-то я читал (пожалуй, могу найти точный текст), что в Крыму было три основных наречия. Один из был был очень близок к огузскому и это же наречие было принято за основу литературного крымского. Думаю, причина была политическая - близость Османской Империи и история взаимоотношений между анатолийцами и крымчанами.

Собственно южнобережный диалект это и есть огузский или вернее язык крымских турков которых теперь также называют татарами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всем известно, что в 1812 году русский народ встал на дыбы, защищая родные поля от нашествия вооруженных народов Европы с французским императором Наполеоном во главе. Но мало кто знает, что астраханские калмыки, немногочисленный народ, вложили крупную лепту в это общероссийское напряжение. Они выставили два конных полка, которые с боями прошли до Парижа и Фонтенебло и со славой вернулись в свои родные степи. И вот из этой малоизвестной, но интересной истории хочется восстановить то, что задержалось в памяти от рассказов стариков-калмыков, слышанных мною в юности.

В апреле 1811 года дан был Высочайший указ, в котором было сказано, что для увеличения русской армии легкими иррегулярными войсками желательно составить два конных калмыцких полка 5-ти сотенного состава из орд, обитающих в губерниях Астраханской, Саратовской и областях Кавказской и Донской, кроме тех, которые уже несут службу с Войском Донским.

Для призыва на войну рекомендовалось собрать калмыков из родов Хожеутова, Чучеева и Ордениева. Роды эти обладали большими табунами лошадей, из которых легко можно было выбрать хороший конский состав, и кроме того, они отличались смелостью и другими воинскими качествами.

Во главе собираемых калмыков предлагалось поставить их владетельных ханов и князей с тем, чтобы каждому полку было придано по одному штаб-офицеру из регулярных полков в качестве инструкторов. Места офицеров и урядников должны были занять калмыцкие зайсанги - род дворян. Оружие калмыки должны были иметь «по их обыкновению»; одежду, снаряжение и проч. тоже.

Каждый должен был выступить «о дву-конь». Довольствие и фураж определялось от казны. Офицеры, старшины и рядовые всадники должны были получать жалованье по окладам соответствующих чинов регулярных кавалерийских полков русской армии. Общий сборный пункт для обоих полков назначался в станице Пятиизбянской Войска Донского.

По получении извещения о призыве, владетельный князь Хожеутовского улуса Сербжан Тюмень заявил, что лично готов идти на войну во главе полка своих калмыков. Во главе другого полка, собранного из родов Эрдениева и Чучеева, становился брат Дербетевского владельца князь Джамбо Тайши Тундутов. Полк Тундутова принимал обозначение №1, полк Тюменя № 2. Оба полка назывались по именам их владельцев. Наблюдателями за военной частью в полках были: в Тундутовском - майор Казанского пехотного полка Дублянский, а в Тюменевском - майор Вологодского пехотного полка - Плеханов. Кроме этих двух штаб-офицеров к калмыцким полкам были прикомандированы 40 урядников и казаков Астраханского Казачьего Войска, в качестве переводчиков и инструкторов.

Эти отборные Астраханские казаки, возрасте от 20 до 40 лет, должны были знать в совершенстве калмыцкий язык, быт и нравы калмыков; должны быть отважны, расторопны и иметь исправных коней. Казаки были выбраны от всего Войска, но большинство было из станиц Черноярской и Царицынской, как наиболее тесно соприкасающиеся с калмыцким народом.

В августе месяце 1811 года Тундутов и Тюмень прибыли со своими полками в станицу Пятиизбянскую. Прибывшие полки были в полном составе:

1-й Тундутов полк - командир полка, 20 зайсангов на офицерских должностях, 480 всадников, лошадей 1000;

2-й Тюменя полк — командир полка, 20 зайсангов на офицерских должностях, 480 всадников-калмыков: кроме того, лекарь и два представителя калмыцкого духовенства — Гелюнг и Гецюль, лошадей 1100.

Полки имели при себе свои старинные знамена и значки. В полку Тюменя было священное знамя, вывезенное калмыками из Азии в 17-м столетии. Знамя это было желтое, шелковое: в середине знамени изображение калмыцкого святого воина «Дапачи Тенгры», покровителя войны и воинов. Это буддийский двойник христианского Георгия Победоносца.

Сбор калмыцких полков и выступление их, и поход, прошел без особых затруднений, приключений и без единого случая дезертирства.

Уже в конце августа 1811 года полки выступили на Воронеж и оттуда к западной русской границе. Непосредственное участие их в войне началось ровно через год. В июле месяце 1812 года оба полка, вместе с донскими казаками атамана Платова прикрывали переправу армии Багратиона через Днепр, около Нового Вызова.

Во время Бородинского сражения калмыцкие полки в составе конного отряда Уварова, навели невообразимую панику в тылу французской армии, когда Наполеон чуть сам не попал в плен. В октябре калмыки, опять с донскими казаками Орлова-Денисова, принимали участие в разгроме конницы Мюрата при Тарутине.

В знаменитом трехдневном сражении (4, 5 и 6 ноября) при Красном, за которое атаман Платов получил графское достоинство, калмыцкие полки с развернутыми желтыми знаменами отчаянно рубили отступающие французские толпы.

После трехдневной переправы через Березину у Студянки, остатки главной французской армии двинулись на северо-запад на Вильно, а оба полка калмыков были направлены прямо на запад. До Слонима они шли вместе, а после Слонима братские полки должны были расстаться. 1-й полк пошел на Волковыск, Брест-Литовск и Варшаву. В 1813 году принимал участие в блокаде крепости Модлин и в изгнании неприятельских армий из Польши. Затем преследование французов на Познань, Франкфурт, Берлин, Магдебург, Гановер, Бельгия, север Франции. 2-й полк Тюменя свернул на юг. Все время похода полк шел в авангарде русской армии до самого Парижа и Фонтенебло. На этом пути следования он участвовал в делах беспрерывно. Под Пружанами разбил Саксонский драгунский полк. Сражение под Луцком, участие в блокаде крепости Ченстохов, преследование неприятеля до Кракова. Многочисленные сражения в Германии, сражение на реке Кацбах.

Кацбах! Одно из блистательных дел русской кавалерии. 14 августа 1813 года произошло это сражение. Армия Магдональда отступала на запад и подходила к речушке Кацбах. Начались непрерывные проливные дожди и страшные бури. Армия Магдональда уткнулась в раздувшуюся реку Кацбах, которая превратилась в грозное водное пространство. От непрерывных проливных дождей порох совершенно отмок и в пороховницах и в пушках и в пистолетах. И вот на эту размокшую армию Магдональда, остановившуюся перед бурными водами реки Кацбах, налетела русская кавалерия. Гусары Мариупольские, Александрийские, Белорусские, Киевские, Ахтырские, Черниговские; уланы Харьковские, Волынские; драгуны Глуховские. Три конных башкирских полка (башкиры выставили сорок конных полков в 1812 году) и конный калмыцкий полк Тюменя. Эта масса кавалерии без единого выстрела (весь порох размок) шашками, пиками и плетям, загнала и утопила армию Макдональда в разлившихся водах Кацбах!

После блистательного сражения на реке Кацбах калмыцкий конный полк Тюменя принимает участие в знаменитой трехдневной «Битве Народов» под Лейпцигом, где полком взято несколько действующих орудий.

В январе 1814 года полк Тюменя уже во Франции. Сражения при Шато-Тьери, Жуанвиль. Разгром французских кирасир под Сезаном. Близь города Суассон полк опрокинул и изрубил пешую колонну в составе 500 человек.

2-го февраля полк в составе отряда графа Платова вместе с донскими казаками участвует в знаменитом рейде в тыл французской армии, далеко на юге от Парижа на Фонтенебло.

В марте месяце полк принимает участие в знаменитом сражении при местечке Фер-Шампенуаз, где русская гвардейская кавалерия и конный полк Тюменя разгромили французские корпуса Мармона и Мортье.

19 марта 1814 года последние защитники Парижа, остатки корпусов Мармона и Мортье, разбитых при Фер-Шампенуаз, совершенно выбились из сил и Париж пал. На следующий день, 20-го марта, русские войска торжественно вступили в столицу Франции. Калмыцкий конный полк Тюменя с развернутым священным знаменем «Дапачи Тенгры» был в числе вступивших победителей. Так закончилась боевая страда славных конных калмыцких полков.

В апреле месяце оба полка возвращаются к русским пределам. Возвращаются покрытые славой, но с поредевшими рядами. В полку Тундутова осталось в строю 12 офицеров и 350 всадников. В полку Тюменя 10 офицеров и 320 всадников.

За отличие в сражениях капитан Тундутов получил золотую саблю с надписью «за храбрость». Тюмень был награжден чинами майора и полковника и орденом Святого Георгия 4-й степени за сражение при Лейпциге, золотой саблей с надписью «за храбрость», золотой медалью на шею и многими другими орденами. Значительное количество офицеров-зайсангов получили боевые ордена с мечами. 17 человек калмыков Тюменевского полка были награждены Георгиевскими крестами за взятие орудий в сражении под Лейпцигом.

По домам полки распущены были в разное время. 2-й полк Тюменя пришел в свои родные степи в ноябре 1814 года. 1-й полк Тундутова только в январе месяце 1815 года смог выпустить своих коней на знакомые с детства выпасы и луга на седые не вянущие ковыли.

Борис Самсонов

Share this post


Link to post
Share on other sites
Собственно южнобережный диалект это и есть огузский или вернее язык крымских турков которых теперь также называют татарами.

Ты пойди и скажи ялыбойскому парню, что он турок, тебе тут же скажут пару ласковых...

Этот миф выдуман пророссийскими шовинистами, с целью представить из крымцев турок, не имеющих к Крыму никакого отношения....

Кстати, интересная ссылка про крымских татар на военной службе у царя.

http://www.moscow-crimea.ru/history/hanstvo/culeshov.html

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
Ты пойди и скажи ялыбойскому парню, что он турок, тебе тут же скажут пару ласковых...

Этот миф выдуман пророссийскими шовинистами, с целью представить из крымцев турок, не имеющих к Крыму никакого отношения....

Я допускаю, что реакция в ответ на такое утверждение будет неадекватной, и тем не менее татары с южного берега это османцы (хотя антропологически, как показывают исследования начала 20-го века, южнобережные татары очень сильно отличаются от турок). Почему не имеющих никакого отношения? :blink: Не все крымцы это турки во-первых, а во-вторых даже если они и турки то к Крыму они имеют весьма непосредственное отношение. Во всяком случае живут там уже много сотен лет. Каким образом то, что они по сути дела турки, делает из них людей не имеющих к Крыму никакого отношения?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я допускаю, что реакция в ответ на такое утверждение будет неадекватной, и тем не менее татары с южного берега это османцы (хотя антропологически, как показывают исследования начала 20-го века, южнобережные татары очень сильно отличаются от турок). Почему не имеющих никакого отношения? :blink: Не все крымцы это турки во-первых, а во-вторых даже если они и турки то к Крыму они имеют весьма непосредственное отношение. Во всяком случае живут там уже много сотен лет. Каким образом то, что они по сути дела турки, делает из них людей не имеющих к Крыму никакого отношения?

Если не ошибаюсь, Эвлия Челеби описывал крымских татар совсем не как турков. Турком-то он был сам. Он же знал о чем пишет?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

Эвлия Челеби описывал татар, а на живших в то время на южном береге крымских турках он внимания не концентрировал. :az1: Мне кажется я неясно выразился - я не утверждаю, что все без исключения крымские татары это турки. Но давайте не будем заниматься досужими размышлениями. То как южный берег был покорён Турцией (и составлял отдельную административную единицу какое-то время) достаточно хорошо описано в литературе. А потом и крымский хан признал вассалитет от турецкого султана. Но я тут не очень большой спец. Давайте попросим Романа Храпачевского нас проконсультировать об османском правлении в Крыму. Он в этом вопросе компетентнее меня. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Давайте попросим Романа Храпачевского нас проконсультировать об османском правлении в Крыму. Он в этом вопросе компетентнее меня. :)

Спасибо за столь лестное мнение :D Но я как раз не спец по Крыму, тут недоразумение. А вот уважаемый участник форума Тетон может дать ОЧЕНЬ компетентную консультацию.

Да, еще - сейчас переиздали знаменитые работы В.Д. Смирнова по Крымскому ханству: В. Смирнов "Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты", в 2-х томах. Серия: Историческая библиотека. М. Рубежи XXI века. 2005г.

Share this post


Link to post
Share on other sites

То есть, вы признаете, что татары ЮБК не имеют ничего антропологически с турками, но тем не менее утверждаете, что раз они находились под протекторатом Турции, значит были турками? Я правильно понял?

И кстати Эвлия Челеби описывал южный берег Крыма, и не зафиксировал там турок. С чего-бы ему врать. он мог приукрасит в цифрах, но факты он не стал бы придумавать. имхо.

Share this post


Link to post
Share on other sites
И кстати Эвлия Челеби описывал южный берег Крыма, и не зафиксировал там турок.

Это не совсем так - Эвлия Челеби в описании Гёзлева (Евпатории) написал: "в эпоху султана Баязида Вели Гедик Ахмед-паша захватил из рук генуэзских франков большие крепости, находящиеся вокруг Крымского острова. Он заключил с Менгли Герай-ханом договор, [по которому]: "Пусть морское побережье Крымского острова будет [принадлежать] роду Османов, а степи, находящиеся внутри острова, будут народа татарского". Менгли Герай-хан по соглашению послал одного из братьев в качестве заложника в город Ямболи, и вследствие этого Крымский остров получил устройство и порядок." (см. тут - http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Celebi2/frametext2.htm )

Т.е. Челеби ясно различает власть татар над степным Крымом, но побережье Крыма он считает османским, причем реализацию договора об этом разделении он считает фундаментом госустройства Крыма ("вследствие этого Крымский остров получил устройство и порядок").

Share this post


Link to post
Share on other sites

спасибо

Комментарии к Комментариям:

2 Гёзлёв - совр. г. Евпатория.

20 В другом месте Seyahatname (т.V, с. 192) Эвлия сообщает, что крепость Гёзлёв построил Маджар Али-паша.

33 Турецкий издатель "Книги путешествия Эвлии Челеби" Килисели Рифат нашел в диване Джеври следующий тарих:

Великий хан - светило - Ислам Герай,

Газий - лев газавата,

Посмотрел на Гёзлёв взором милосердия,

И построил этот источник сей муж благодеяний,

Прекрасный источник и чистый.

Его вода и камни - [подобны тем, что] в райских источниках.

Сказал дату его построения Джеври:

Прекрасный родник - источник жизни.

из тат.КИЗЛА"Y -родник, ключ, источник,

после захвата русские превратили в г.КОЗЛОВ по созвучию, т.к. видимо иного не знали, потом из-за неблагозвучия снова переименовали в

Слово: Евпато/рия

Ближайшая этимология: -- город на зап. берегу Крыма; это искусственно образованное в XVIII в. новое название города Gezleve (Козлов)

--

4 Тузла - селение к югу от Перекопа. В окрестностях его расположено несколько соленых озер.

37 Тузлы - селение в 20 км на восток от Гёзлёва.

из тат.ТОЗ-ЛЫ "соленная"

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
То есть, вы признаете, что татары ЮБК не имеют ничего антропологически с турками, но тем не менее утверждаете, что раз они находились под протекторатом Турции, значит были турками? Я правильно понял?

И кстати Эвлия Челеби описывал южный берег Крыма, и не зафиксировал там турок. С чего-бы ему врать. он мог приукрасит в цифрах, но факты он не стал бы придумавать. имхо.

Почему не имеют? И те и другие вроде бы принадлежат к южным европеоидам. Просто южнобережные крымские османцы начали формироваться в Крыму во времена Баязида, а анатолийские турки как нация начали складываться ещё с сельджукских времён. Естественно что турки ассимилировали колоссальное количество местного населения, которое изначально говорило на других языках, как например анатолийские греки и исавры (остатки хеттоязычного населения Малой Азии?). А крымские османцы ассимилировали старое крымское население. Поэтому физический тип крымских османцев и анатолийских не мог совпадать. Так же как не вполне совпадает с ними физический тип азербайджанцев и среднеазиатских туркмен (которые разделились с турками после распада сельджукского государства). А что касается Эвлии Челеби, так для него то, что южный берег Крыма заселяли турки было настолько обыденной и неоспоримой вещью, что он не посчитал нужным специально останавливаться на южнобережных османцах. Для него это было чем-то само собой разумеющимся. И тем не менее, как видите, он не оставил этот факт обойдённым вниманием, хоть и предпочитал писать о вещах менее знакомых его соотечественникам, как например давая описание татар. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А почему - османцы?!

Если уж говорить о населении ЮБК как о "турках", то так и надо называть их турками. Причём здесь "османцы"?

Кто такие "османцы"?!

Жители Бурсы - домена Османов на момент зарождения Османского государства?

Но кто сказал, что на ЮБК были поселены именно люди из Бурсы?!

Я намеренно заостряю, естественно :=)

М.б. в Крыму поселялись жители Карамана? Или народ из Коньи? А может там селили, предположим пленных франков (в данном случае - генуэзцев) и ромеев? И опять заостряю.

Просто меня заинтересовали эти "османцы", поэтому я и пишу в намеренно ироничном тоне.

Ничего личного, уважаемый!!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан
А почему - османцы?! Если уж говорить о населении ЮБК как о "турках", то так и надо называть их турками. Причём здесь "османцы"? Кто такие "османцы"?!

Просто меня заинтересовали эти "османцы", поэтому я и пишу в намеренно ироничном тоне.

Ничего личного, уважаемый!!

Османцы это название тех турков, которые жили в Османском государстве, в отличии от азербайджанцев и туркмен, которые в средние века с равным правом назывались турками. Слово османцы придумал не я, его употребляли и татары в произведении Эвлии Челеби, говоря о турках. Плюс к этому я употребил слово османец, чтобы не ранить чувства наших крымских друзей (которым не понравилось слово турок). И ни капли иронии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, если продолжить, то, скажем, по-татарски они назывались - 'osmanlı, т.е. не османцы, а османские.

'Jsmanlı - это не турки, а сначала участнтки османского движеия - соратники Гази. Именно - жители Бурсы. А караманы османами не были. Впоследствии, по мере расширения государства понятие 'osmanlı распространялось и на другие области.

Но нацией они не были. Во времена Баязида Караман, скажем, ещё был самостоятельным, а значит караманы не были 'osmanlı.

***

Ну ладно, я понял, что хотел сказать уважаемый Керим-хан. Но всё же ...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest 46regiment

Еслить ли в Алматы увлекающиеся на тему Наплеоники? интресует в первую очередь реконструкторы..ну а потом и все истальное :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest 46regiment

post-4353-1180532832_thumb.jpg

Господа, и дамы!

Доблестный 46 полк французской линейной пехоты имеет честь предложить Вам- ВСТУПИТЬ в его ряды.

На сегодняшний день на территории Казахстана (Алматы) действует одна боевая единица - фузилер.

Реконструируемая эпоха 1805-1815 г.г.

Ежегодное участитие в многочисленных фестивалях, на территории России, Белорусии. Заграничные походы.

Внимание! ближайший выезд на фестиваль- Бородино 2007 (первые выходные Сентября).

По всем вопросам обращатся e-mail:boryh1@rambler.ru.

www.regiment46.narod.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

Просмотрел быстро книжку - мемуары французского генерала де Сегура:

Napoleon's Expedition to Russia - The Memoirs of General de Segur. -Ed. by C.J.Summerville, Carroll & Graf Publishers, New York 2003

Chapter 16. Here Come the Cossack!

В 16-й главе "Казаки идут!" на стр.242 автор пишет о казаках (Cossacks) и Tartars - совершенно не делая никакого различия между ними!

А как известно под Tartars в Европе всегда подразумевали тюрков-кочевников степей Евразии.

5135KAHT67L._BO2,204,203,200_PIsitb-sticker-arrow-click,TopRight,35,-76_AA240_SH20_OU01_.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Kазачьи войска Азиатской России

в XVIII - начале XX века.

Опубликовано в журнале

"Отечественные архивы" № 4 (2002 г.)

Kазачьи войска Азиатской России в XVIII - начале XX века. М., 2000. - 431 с. - 250 экз.

В современной исторической науке публикация редких и интересных, а тем более впервые вводимых в научный оборот документов является значительным событием. Именно так можно расценить выход в свет рецензируемого сборника, составитель которого д-р ист. наук Н.Е. Бекмаханова. В отличие от многих подобных изданий он сопровождается объемным историческим и археографическим введениями.

В историческом введении подробно изложена история формирования и показана динамика развития Яицкого (Уральского), Оренбургского, Сибирского, Астраханского, Семиреченского казачьих войск. Особое внимание здесь уделено проблемам исторической географии и демографии российского казачества Азиатского региона России.

Земли казаков располагались на обширной территории между Волгой и Иртышом. Их соседями являлись многочисленные народы Западной Сибири, Нижнего Поволжья, а также Kазахстана, Туркмении, Kиргизии и Kазахстана. В составе казачьих войск были не только русские и украинцы, но и башкиры, татары, казахи, ногайцы, калмыки, другие народы Поволжья, Сибири, Средней Азии, Северного Kавказа, Закавказья и даже евреи. Этот неоспоримый факт подтверждается статистическими данными Военного ведомства, опровергающими пропагандируемую в последнее десятилетие идею о том, что казачество в России XVI - начала XX в. представляло особую этническую общность.

В сборник вошли документы, выявленные Н.Б. Бекмахановой в Архиве внешней политики Российской империи МИД Российской Федерации, Российском государственном военно-историческом архиве, Центральном государственном архиве Республики Kазахстан.

Опубликованные документы можно поделить на следующие группы: указы императоров, Государственного совета, Правительствующего Сената, военного министра; переписка феодальной аристократии народов, проживавших вблизи казачьих поселений, с высшими, центральными и местными государственными учреждениями Российской империи; донесения и рапорты генерал-губернаторов, военных губернаторов, командиров казачьих подразделений и комендантов крепостей в Kоллегию иностранных дел, Военную коллегию, Министерство внутренних дел и Военное министерство Российской империи; отрывки из донесений командиров казачьих частей; журнальные записи командиров линейных укреплений; инструкции и штатные расписания Военного министерства; отчеты Департамента и Главного управления казачьих войск Военного министерства, Особого совещания при Военном министерстве, а также наказных атаманов казачьих войск и управляющих иррегулярными войсками Военному министерству о внутреннем, военном и гражданском устройстве казачьих войск; выписки из сборников узаконений и распоряжений правительства для казачьих войск; статистические сведения.

В донесениях, инструкциях, рапортах отражены численность, этнический состав, размещение военного и гражданского населения казачьих поселений в азиатской части России, их участие в Kрестьянской войне 1773 - 1775 гг., взаимоотношения с соседями - представителями тюркских, финно-угорских и алтайских народов этого региона страны (как положительные, так и отрицательные аспекты).

Документы позволяют сделать выводы о функциональных особенностях и месте казачьих подразделений в системе государственных институтов и сословий дореволюционной России. Kазачьи войска несли строевую службу, охраняли границы страны, сопровождали торговые караваны, научные экспедиции, выполняли поручения дипломатического характера, вели геодезическую съемку местности, составляли карты и др. Они принимали участие в многочисленных военных кампаниях XVIII - начала XX в., в том числе в Отечественной войне 1812 г. и зарубежных походах русской армии в 1813 - 1814 гг. Одновременно казачьи войска осуществляли полицейско-карательные функции: охраняли порядок в населенных пунктах, участвовали в подавлении народных выступлений.

Для публикации было отобрано 125 документов за сентябрь 1730 - октябрь 1916 г., 115 из которых впервые введены в научный оборот. Они оформлены в соответствии с правилами издания документов. Даты в заголовках даны по старому стилю. Без изменений остались названия населенных пунктов и географические наименования, имена и фамилии лиц. Документы снабжены легендами, в которых указаны место хранения, подлинность (копийность), первая публикация документа.

Авторами документов в большинстве случаев являлись представители военной и гражданской администрации, а также феодальной знати и местной администрации народов, соседствовавших с казачьими поселениями. Письма феодальной знати публикуются по переводам, выполненным до 1917 г. (Современные исследования текстов подтверждают их правильность.) При передаче текста документов на русском языке сохранены орфография, синтаксис и особенности текста оригинала, поэтому иногда встречается различное написание одних и тех же слов или терминов. Опубликованы в основном подлинники документов.

Научно-справочный аппарат рецензируемого сборника включает помимо названных предисловий перечень документов, географический и именной указатели, список сокращений.

Сборник Н.Е. Бекмахановой является яркой научной работой, заполняющей лакуну в изучении истории казачества дореволюционной России. Высокой оценки заслуживают большой объем впервые вводимых в научный оборот архивных документов, их интересное содержание, широкий спектр рассматриваемых вопросов.

Документы сборника сегодня активно используются отечественными и зарубежными исследователями. Они учитывались депутатами Государственной думы при обсуждении вопросов по казачеству. Помимо этого сборник служит хорошей основой при подготовке лекционных курсов по истории и общественным дисциплинам в российских и зарубежных высших и средних учебных заведениях.

Н.Б. НАРБАЕВ

http://www.rusarchives.ru/publication/kazaki.shtml

Share this post


Link to post
Share on other sites

Просмотрел быстро книжку - мемуары французского генерала де Сегура:

Napoleon's Expedition to Russia - The Memoirs of General de Segur. -Ed. by C.J.Summerville, Carroll & Graf Publishers, New York 2003

Chapter 16. Here Come the Cossack!

В 16-й главе "Казаки идут!" на стр.242 автор пишет о казаках (Cossacks) и Tartars - совершенно не делая никакого различия между ними!

А как известно под Tartars в Европе всегда подразумевали тюрков-кочевников степей Евразии.

5135KAHT67L._BO2,204,203,200_PIsitb-sticker-arrow-click,TopRight,35,-76_AA240_SH20_OU01_.jpg

Полностью согласен с Аксклом. В приведенном им посту из мемуаров французского генерала де Сегура ни слова не упоминается о казахах, а говорится о Cossacks, т.е. о казаках

Share this post


Link to post
Share on other sites

Полностью согласен с Аксклом. В приведенном им посту из мемуаров французского генерала де Сегура ни слова не упоминается о казахах, а говорится о Cossacks, т.е. о казаках

Потому что это были казаки, а не казахи!

Казаки играли большую роль в войне 1812 года. А казачьи полка состояли как русских, так и из татар, башкир, калмыков.

Был отдельный Донской Калмыцкий Казачий полк, который первым вошел в Париж! Французы, увидев конницу калмыков, которая также состояла из всадников на верблюдах, бросали оружия и спасались бегством.

В честь победы над Наполеоном в калмыцкой степи был построен Хошеутовский хурул (буддийский храм) по плану Казанского собора, построенного по тому же поводу.

Была сочинена песня во время войны "Маштг боро"- "Низкий конек", на мотив русской народной песнию. Есть танец с саблями воинов 1812 года.

Вот картины калмыков- участников отечественной войны.

1248983124_kalmyk.jpg33.jpg221418290.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Полностью согласен с Аксклом. В приведенном им посту из мемуаров французского генерала де Сегура ни слова не упоминается о казахах, а говорится о Cossacks, т.е. о казаках

А почему там должно было упоминаться о казахах? Вы вообще поняли, что хотел сказать Акскл?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Потому что это были казаки, а не казахи!

Казаки играли большую роль в войне 1812 года. А казачьи полка состояли как русских, так и из татар, башкир, калмыков.

Был отдельный Донской Калмыцкий Казачий полк, который первым вошел в Париж! Французы, увидев конницу калмыков, которая также состояла из всадников на верблюдах, бросали оружия и спасались бегством.

первым вошел по приказу царя, так же, как и другие инородческие полки, чтобы произвести впечатление, а не с боем!

полков под названием татарских не было, назывались мишарские и тептярьские.

Вот картины калмыков- участников отечественной войны.

на первой картинке не времен 1812 года, а намного позднее

если хочешь калмыка начала 19 века, смотри тут

http://www.allposters.com/gallery.asp?startat=/getposter.asp&APNum=1738271&CID=A5261A039B844D389423EF6503BEC45D&PPID=1&search=Pierre-Nolasque%20Bergeret&f=t&FindID=0&P=1&PP=1&sortby=PD&cname=&SearchID=

угадай, который из них калмык, а который угр, ассимилированный ногайцами.. :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

А почему там должно было упоминаться о казахах? Вы вообще поняли, что хотел сказать Акскл?

Уважаемый Хак-Назар б.Касым!

Давайте будем исходить из названия темы "Казахи в войне 1812 года"?

Либо правильно надо было создавать тему? А то, судя по названию темы, получается, что казахи воевали против наполеонова войска.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...