Jump to content



Guest Эльтебер

Китайские евреи

Recommended Posts

Guest Эльтебер

Китайские евреи

О существовании в Китае евреев узнали в Европе только в начале XVII века, и то случайно. В настоящее время в городе Кай-фын-фу (главный город провинции Хэ-нань) и его окрестностях имеется 300—400 человек евреев (их вера называется в Китае обыкновенно тяо-цзинь-цзяо — "выбирающее жилы исповедание", по способу убоя скота), имеющих свою синагогу (Ли-бай-сы, "место поклонения"; так же называются и мечети) и почти все книги Ветхого Завета на еврейском языке; последние они умеют только читать, но не понимают. Эти китайские евреи сохранили черты своей расы, хотя и одеваются по-китайски и носят косы. Обыкновенно они смешиваются с китайцами мусульманами и считаются как бы отдельной мусульманской сектой (их и называют "синими мусульманами", по цвету шапок раввинов). По преданию, их предки пришли в Китай в 1-м веке после Р. Х., при императоре Мин-ди (к этому же времени относится и первое появление буддизма в Китае), вскоре после разрушения Иерусалима Титом.

Литература. J. В. du Halde, "Description g éographique...de l'Empire de la Chine" (1735); Grosier, "Description géné rale de la Chine" (1785; 2-е издание, 1818—20); J. F. Davis, "The Chinese: A General Description of the Empire of China..." (1836); S. Wells Williams, "The Middle Kingdom" (несколько изданий); von Richthofen, "China"; H. Cordier, "Вibliоtheca Sinica" (t. I); Леонтьев, "Кратчайшее описание городам, доходам и прочему Китайского государства" (СПб., 1778); Иакинф, "Статистическое описание Китайской империи" (СПб., 1842); его же, "Китай" (СПб., 1840); M. Венюков, "Очерки современного Китая" (СПб., 1874); Иакинф, "Китай в гражданском и нравственном состоянии" (СПб., 1848); С. Георгиевский, "Принципы жизни Китая" (СПб., 1888); Д. В. Путята, "Китай" (СПб., 1895). Здесь указаны только общие описания всего Китая; список сочинений по различным вопросам можно найти у Cordier и у Межова, в "Библиографии Азии".

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/051/51509.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Эльтебер

Евреи в древнем Китае: община Кайфына

Первые группы евреев пришли в Китай по Великому Шелковому пути в 8 веке н. э. во время правления династии Тан. Другие же приплыли по морю. Некоторые историки полагают, что евреи появились во время правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), а отдельные ученые связывают приход евреев с династией Чжоу (около 6 в. до н. э.), однако археологические открытия не подтверждают данных версий. Приехав в Китай, евреи расселились по многим городам, но еврейская община Кайфына сформировалась только во время правления династии Сун (960 г. – 1279 г.).

Во времена Северного царства Сун группа евреев прибыла в тогдашнюю столицу Дунцзин (теперь Кайфын). Власти тепло встретили еврейских поселенцев, позволив им, как и китайцам, соблюдать традиции и сохранять веру. Евреи имели те же права, что и местное население, без всяких ограничений. Они могли строить дома, свободно перемещаться, работать, учиться, возделывать землю, исповедывать свою веру и заключать браки. В подобной благоприятной обстановке евреи добились успеха в торговле и вскоре стали одной из самых богатых групп в Кайфыне.

В то же время, развивалась и религиозная деятельность. В 1163 г. еврейская община построила синагогу в центре города, а спустя 100 лет, при поддержке правительства династии Юань (1279 г. – 1368 г.), перестроили ее. Наибольшего расцвета еврейская община достигла во время правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.). Тогда она включала более 500 семей, а численность населения была 4 – 5 тыс. человек.

Социальный статус евреев тоже возрос. Евреи занимали высокие посты в правительстве, были среди них богатые предприниматели, удачливые ремесленники, зажиточные крестьяне, врачи и священники. В то же время евреи неосознанно ассимилировались в конфуцианскую культуру. Они сменили еврейские имена на китайские, говорили по китайски, вступали в смешанные браки, одевались как китайцы, перенимали китайские традиции и обычаи, постепенно забывая свои собственные.

В 1642 г. наводнение, вызванное разливом Хуанхэ, разрушило синагогу Кайфына и погубило свитки Торы. Евреи заново отстроили синагогу и восстановили некоторые свитки в 1663 г., однако численность общины снизилась до 2 тыс. человек.

К концу 17 в. еврейская община потеряла связь с другими евреями. К середине 19 в. синагога в Кайфыне лежала в руинах, а евреи жили без раввина уже много лет. Они не могли читать на иврите, не совершали религиозных обрядов. Именно в это время христианские миссионеры с Запада обнаружили потомков евреев, что сразу породило ряд исследований жизни кайфынских евреев. Еврейская община Шанхая тщетно пыталась помочь кайфынским евреям возродить традиции. В конце концов, еврейская община Кайфына растворилась в китайской культуре.

Из Багдада в Гонконг и Шанхай: опыт сефардов

Сефардские евреи приехали в Китай в результате "Опиумной войны" и последующего развития торговли с Британией. Приехавшие из Багдада, Бомбея и Сингапура торговцы и предприниматели были британскими подданными. Первой стала семья Сассун из Багдада. Вначале они основали бизнес в Индии, а затем стали первыми евреями, основавшими компании и преуспевшими в Гонконге и Шанхае. По опыту Сассунов другие багдадские торговцы, такие как Гардуны и Кадури, приехали в Китай искать счастья. Будучи центрами торговли с зарубежными странами, Гонконг и Шанхай стали основой развития бизнеса. Вскоре евреи проявили свои коммерческие способности: они с пользой для себя использовали старые связи с британскими колониями и благоприятное географическое положение Шанхая и Гонконга. В результате, евреи развернули процветающую торговлю, по началу это был импорт/экспорт опиума, на чем они сделали состояние. Появившиеся капиталы евреи инвестировали в строительство, финансовую сферу и производство, постепенно становясь наиболее активным иностранным синдикатом в Шанхае и Гонконге, чье влияние распространялось на весь Китай и Дальний Восток. Евреи также помогали беднякам, занимались благотворительностью, строили синагоги, школы, поддерживали еврейских эмигрантов из России и Европы. Они поддерживали сионистское движение, и, чтобы защищать свои интересы, были вовлечены в политическую деятельность, покровительствовали китайскому искусству и культуре, сохраняли дружеские отношения с политическими группами Китая. Однако сефардские предприниматели потеряли все свое имущество после японского вторжения в 1937 году и оккупации Шанхая и Гонконга в 1941 году после нападения на Перл Харбор. После войны, начавшейся гражданской войны в Китае и образования Китайской Народной Республики, сефардские евреи перевели весь капитал в Гонконг и за границу. Они продолжали богатеть, используя выгодное положение Гонконга как основного торгового канала между Китаем и Западом. Однако после проведения реформ и открытия Китая для иностранного бизнеса, сефардские предприниматели стали инвестировать средства в китайскую экономику, отмечая, что отношения с Китаем укрепляются и расширяются.

Вторая родина: российские (ашкеназские) евреи в Китае

В отличие от сефардских евреев, российские (ашкеназские) евреи приезжали в Китай с 80-х гг. 19 века не ради торговли, а из-за роста антисемитизма в России и Восточной Европе. Эта волна привела к иммиграции миллионов российских евреев в Северную Америку и десятков тысяч – в Северный Китай и Внутреннюю Монголию. Строительство КВЖД, распространение российского влияния в Китае, русско-японская война и революции 1905 и 1917 гг. ускорили иммиграцию российских евреев в Китай. В начале они жили преимущественно в Харбине и прилегающих к нему городах, где основали самую большую еврейскую общину на Дальнем Востоке. После японского вторжения в Северный Китай евреи переехали на юг и обосновались в общинах Шанхая, Тяньцзиня и Циндао.

Большинство российских евреев жили в бедности, зарабатывая на жизнь мелким бизнесом. Позже благодаря собственным усилиям они вошли в средний класс. Их было намного больше сефардских евреев, поэтому община евреев-ашкенази стала очень влиятельной. Некоторые из них были прекрасными инженерами и учеными, они внесли свой вклад в развитие экономики и культуры Китая. Со временем российские евреи стали считать Китай своей второй родиной. Они упорно учились и начали играть позитивную роль в развитии еврейско-китайских и российско-китайских взаимоотношений. После образования КНР в 1949, многие евреи стали уезжать, а после культурной революции (1966 – 1976) российских евреев практически не осталось.

Рай для жертв Холокоста

Пока нацисты проводили античеловеческую политику в отношении евреев, многие люди спасали еврейское население, обходя законы и рискуя собственной жизнью. В то же время, однако, правительства многих стран вводили строгие ограничения на иммиграцию евреев. Особенно после 1938 г. почти все страны закрыли свои границы перед евреями. Оглядываясь назад и видя то, что "цивилизованный мир" сделал с евреями, мы, народ Китая, гордимся тем, что, когда евреи стояли на волосок от смерти и боролись за выживание, китайский город Шанхай предоставил им убежище. С 1933 по 1941 гг. в Шанхай приехало свыше 30 тыс. еврейский беженцев из Европы. Не считая тех, кто затем уехал из Шанхая, к моменту бомбардировки Перл Харбора в декабре 1941 г., в городе насчитывалось 20000 – 25000 еврейских беженцев. Другими словами, Шанхай принял больше евреев, чем Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Индия вместе взятые.

Нацисты и их сообщники не только уничтожили 6 млн. европейских евреев, но и серьезно ослабили еврейские общины вне пределов Европы, включая еврейские общины Китая, в частности, шанхайскую общину. В июле 1942 г., восемь месяц спустя начала войны в Тихом океане, в Шанхай прибыл полковник Йосеф Мейзингер, шеф гестапо Японии. Он предложил японским властям "окончательное решение шанхайского вопроса". Хотя "план Мейзингера" не был осуществлен из-за различий в отношении к евреям между японским и германским правительствами, японские власти объявили о создании "Территории для беженцев без гражданства", предписывая беженцам, прибывшим в Шанхай после 1937 г., переехать туда в течение месяца. Давление нацистской Германии и действия японской полиции по отношению к евреям держали шанхайских евреев в трудном, непредсказуемом положении в течение почти четырех лет. Тем не менее, почти все шанхайские евреи, не только беженцы из центральной Европы, но и сефардская и российская общины, пережили Холокост и войну, благодаря взаимопомощи и огромной поддержке американских евреев и китайского народа.

Как имена Шиндлер, Валленберг и Сугихара, слово Шанхай стало синонимом "спасения" и "рая" в истории Холокоста.

Исторические страницы дружбы китайского и еврейского народов

У еврейского и китайского народов есть много общего в культурных традициях. Оба подчеркивают важность семейных уз и образования, оба подвергались влиянию чужой культуры, но сохраняли свою национальную самобытность. В Китае никогда не было религиозных предрассудков и расовой дискриминации, которые вызвали появление антисемитизма в Европе. Евреи, приехавшие в Китай, впитывали китайскую культуру, одновременно влияя на китайское общество. В современной истории китайский и еврейский народы пережили страдания и лишения, поддерживали друг друга в борьбе против фашизма и в попытках достичь национального освобождения и возрождения. Китайский народ протестовал против нацисткой жестокости в отношении к евреям и активно помогал еврейским беженцам. Евреи, жившие в Китае, участвовали в борьбе китайского народа против японского вторжения. Некоторые евреи участвовали в создании "нового Китая", и по сей день они вкладывают все свои силы в развитие реформ в Китае.

После второй мировой войны в Китае разразилась гражданская война, и в силу многих причин евреи стали покидать Китай. После образования КНР многие евреи продолжали жить и работать на китайской земле. Однако они вынуждены были покинуть Китай после начала "культурной революции". Еврейские общины остались только в Гонконге и на Тайване. Сегодня "китайские евреи" разбросаны по всему миру. Хотя у них разные характеры, происхождение и занятия, у всех есть одна общая черта – они считают Китай своим домом, а самих себя - "детьми старого Китая". Чтобы не забыть годы, проведенные в Китае, евреи создают ассоциации, проводят многочисленные мероприятия, издают книги. С момента начала реформ в Китае евреи возвращаются в старые дома, чтобы найти свои корни и встретиться со старыми друзьями. Некоторые приезжают в Китай, чтобы вкладывать средства в развитие и процветание их прежней родины. В 1992 году Китай и Израиль установили дипломатические отношения, что вызвало очередной поток евреев, возвращающихся в Китай. Сейчас рассматривается возможность создания в Пекине и Шанхае еврейских общин, членами которых были бы бизнесмены, инженеры, дипломаты и студенты. С тех пор как Гонконг присоединился к Китаю, тамошняя еврейская община начала возрождаться.

Эти страницы истории, написанные на китайской земле простыми китайцами и евреями, формирует главу в истории всего человечества.

http://www.chinadata.ru/jews_in_china.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Эльтебер

Китайские евреи

Мы публикуем заметку о китайских (кайфынских) евреях, представляющих собой одну из наиболее загадочных и плохо исследованных еврейских этнических групп. Автор её - Иван Гаврилович Лобода, китаист по профессии, проведший в Китае не один год. Блестящее знание языка и традиций Китая помогали ему в общении со столь недоверчивыми к иностранцам и закрытыми людьми как китайцы. А горячее чувство любви и уважения к еврейскому народу вызвало интерес к китайским евреям. Автор сейчас живёт в Иерусалиме, подводит в книге итоги своей большой и разнообразной жизни. В Иерусалиме сейчас учится большое количество китайцев, так что Ивану Гавриловичу есть с кем поговорить и на китайском, и на иврите. И выяснить побольше неизвестных деталей из жизни еврейской общины Китая.

Публикуемый нами отрывок ни в коей мере не является всеобъемлющим исследованием по китайским евреям. Но если он вызовет интерес у читателей jewish.ru и вернёмся к этой теме в более подробном виде.

То, что в Китае есть евреи я знал и раньше и даже с ними встречался в Харбине и в Тяньцзине.В этом последнем я даже купил великолепный талес для своего тестя Льва Моисеевича. В последствии полюбоваться на этот талес сходились в синагогу в Малаховке тонкие знатоки и ценители. Но евреи, которых я встречал в Китае, ничем не отличались от моих тестя с тёщей, и родом были из тех же мест черты оседлости, и говорил я с ними по-русски, вставляя те же фразы на идиш, как это делал мой тесть. Вот только раз, когда я беседовал в Тяньцзине с неким Григорием Яковлевичем, который подбирал мне для тестя ещё и мезузу, вошёл его шофёр-китаец и ,входя, благоговейно поцеловал мезузу у косяка.

-У вас научился? - спросил я с улыбкой.

-Почему у меня? Что он сам этого не знал? - чуть ли не с обидой возразил хозяин. - Что он не еврей?

Я с недоверием всматривался в лицо шофёра, круглое и безмятежное, с раскосыми глазами и совсем не еврейским носом. Единственное, что отличало его от среднего китайца, была заметная черная щетина - от скул. У китайцев борода растёт слабо и только на подбородке. Выяснить мне тогда ничего не удалось: времени не было, да и не тема это была для беседы с советским офицером, даже таким, который покупает для тестя талес и мезузу.

Где-то после 1950 года, еще будучи офицером Советской Армии и работая при Главном политической управлении НОА КНР, я побывал в Кайфыне по служебным делам в группе военных советников и технических специалистов. Закончив работу, не спешил возвращаться в Пекин, посещал интересные места в город и его окрестностях. Когда казалось, что все уже осмотрено, хозяева - китайцы предложили съездить к католическому миссионеру (шеньфу по-китайски), видимо, считая его чем-то вроде музейного экспоната, раритетом города.

Кайфынский миссионер был старым человеком. Он прожил более шестидесяти лет в большом мрачном помещении без потолка, только с черепичной крышей.

-Шестьдесят лет европеец один в гуще китайцев! - воскликнул поэт Павел Григорьевич Антокольский, старый мудрый еврей, с которым я дружил, когда я рассказал ему об этом в Москве.

-Окитаился он совершенно, о чем говорила одежда - куртка-гуаза, да туфли из много раз простроченных старых лоскутов, а также хороший китайский язык, манеры, обстановка жилья.

При моем появлении душа старика ушла в пятки, особенно он испугался, когда я назвал себя. Пришлось успокаивать, сказав что приехал безо всякого дела, просто познакомиться с ним.

Мало по малу разговор с миссионером становился откровенней. Он сказал, что близок к смерти, чтобы скрывать свои мысли. На вопросы отвечал молитвенно склоняя голову. Сказал, что в переменах, происходящих вокруг видит опасность, жизнь материальная может еще больше поглотить жизнь духовную, сказал, что после первых пяти лет пребывания здесь, готов был сказать, что все понял, во всем разобрался. Через двадцать лет этого уже не мог сказать. А теперь вокруг еще больше непостижимого и даже таинственного.

Мне казалось, что у шеньфу есть что рассказать о Кайфыне. И я не ошибся в таких догадках. Он поведал, что в городе с давних времен была значительная еврейская колония. Существовала синагога, но сейчас она пришла в упадок. Он даже высказался показать то место, где несколько столетий стояло еврейское святилище. Через руки шеньфу проходили заметные книги иудеев, написанные иероглифами. Их будто бы проверяли миссионеры в Шанхае и убедились в соответствии оригиналам. Как и многие христианские миссионеры, он проявлял к китайским евреям большой интерес, считая, что их, единобожников, можно будет обратить в христианство. Но как известно, именно среди евреев в Китае никогда не нашлось ни одного, который бы сменил веру.

Он лично знал иностранцев, которые изучали судьбу евреев в Китае, знал также, что в Шанхае в библиотеке Британского королевского азиатского общества и в книгохранилище Морской таможни были книги и рукописи о евреях в Китае, появившихся в Хэнани в начале второго тысячелетия нашей эры.

Павла Григорьевича увлек мой рассказ и он просил не упускать ни одной детали о переходе в Китай потомков праотца Авраама. Евреи в Китае и так давно? Это не были птенцы из гнезда древнего патриарха. Не были они и одним из затерявшихся колен Израилевых. Павел Григорьевич говорил, что следы человеческого гения давних времен обнаружены между Тигром и Евфратом. Оттуда человек разумный продвигался через Палестину и Синай в Египет, к Средиземному морю. Там колыбель человечества, начало наших представлений и понятий, веры и убеждений. И именно в этом роль евреев, их пророков, была исключительно важной. Не зря же их назвали избранным Б-гом народом в том смысле, что они должны были донести людям благую весть о спасении. Меня, считавшего тогда, что творцы гуманизма - марксистские вожди, поразили слова Антокольского о древних пророках еврейского народа. В их книгах, говорил он, цитируя по памяти слова философа Владимира Соловьева, выражение самой чистой, самой высокой духовной силы, имеющейся а человечестве.

Евреям человечество обязано созданием мы называем гуманизмом.

Более трехсот лет назад испанский миссионер Матео Ричи обнаружил в бывшей столице Китая Кайфыне еврейскую колонию. Этому событию было придано большое значение, так как предполагалось, что у евреев могут быть книги и устные предания, которые обогатят мир неизвестными подробностями жизни народов Востока, расскажут о том, в чем дело, но дальше гипотез не шло.

Переживая тяжелые беды евреи сохраняли национальную самобытность благодаря тому, что не утрачивали своей религии Их религия обладала чем-то большим, чем видимая национальная форма, внутренним превосходством, благодаря которому креп дух народный. Не случайно же иудаизм породил две мировых религии - христианство и ислам. От него, как от могучего ствола отделились эти две ветви. Священные книги иудаизма стали общим достоянием и выражают идеи, владевшие человечеством с VIII века до н.э.

Появившаяся в Китае еврейская колония - это не сборище скитальцев- романтиков, любителей перемены мест. Это люди, бежавшие от верной смерти. Чтобы представить себе ад, который они покидали, приведем несколько исторических фактов.

После того, как римляне в 66 году н.э. сняли осаду Иерусалима и стали отводить войска в Сирию, иерусалимцы бросились в погоню, настигли отступающих и за несколько дней боев уничтожили 5300 воинов. Весть о таком позорном поражении взбесила императора Нерона. Он послал лучших полководцев Веспасиана и его сына Тита с шестидесятитысячным войском, чтобы "проучить евреев".

Иерусалим, считавшийся неприступной крепостью, был переполнен беженцами со всего Израиля. Запасы продовольствия быстро иссякли. Начался голод и как частый его ужасный спутник - людоедство. Трупы не успевали хоронить. Историк Иосиф Флавий сообщает, что только 80 дней в овраги за городской стеной было брошено около шестисот тысяч трупов.

Иерусалим был разрушен, 97 тысяч выживших взяты в плен и почти все проданы в рабство купцами из Аравии. Израиль еще десятилетия сопротивлялся римлянам. Шимон Бар-Кохба возглавил восстание против них, полыхавшее более трех лет и вошедшее в историю под именем Иудейского восстания. За период восстания римляне убили 580 тысяч евреев.

Покидая родной Израиль, который из Земли, текущей млеком и медом стал кромешным адом, беглецов уже не боялись ни желтых пустынь, ни равнин с леденящими ветрами из поднебесных гор, с горизонтом, окаймленным вереницей голых, похожих на скелеты деревьев. Они шли и шли куда глаза глядят, уходили подальше от кровавого кошмара.

В такие ужасные периоды истории, когда сама гибель народа кажется неизбежной, культура и религия евреев сохранились, показав свои мощь и величие. Может действительно справедливо выражение, что религия более всего связывает и образует народы.

Евреи пришли в Китай после долгих скитаний по миру. Их путь следования до сих пор не установлен учеными. Но начался он после разрушения Израильского царства, когда самая работоспособная часть населения была угнана в плен. Оставшиеся на родной земле под страхом смерти изгонялись, обрекались на вечное рабство, пожизненное скитание по миру - диаспору. Появление еврея в Иерусалиме наказывалось смертью без суда.

В Китаеих встретили дружелюбно, разрешили поселиться в городах, исповедовать свою веру и построить синагогу в Кайфыне. Прочно державшиеся за веру своих отцов, они упорно изучали иврит, один из первых языков человечества, на котором писали Пророки и была написана Библия. До середины XVIII века иудеи-китайцы соблюдали субботу, отмечали такие праздники еврейского народа, как Песах, Пурим, и др. До 30-х годов ХХ века известны обрезания крайней плоти у младенцев мужского пола. Потомки еврейских колонистов в Китае до середины ХХ века называли себя потомками древних евреев, хотя по своей внешности давно уже перестали отличаться от китайцев.

Китайцам чужда универсальная любовь к человечеству. В те годы они не были знакомы с христианством и исламом, плохо знали буддизм с его альтруизмом, их беспокоило, что плодами вековых трудов могут воспользоваться люди, по их мнению, неполноценные со стороны духовных потенций. Они были насторожены к иностранцам, имея высокое представление о себе и своей цивилизации.

Но их опасения не оправдались. Они сами немало заимствовали у евреев, как в области бытовых навыков и производства, так и способов лечения болезней.

От кайфыньских евреев-колонистов китайцы впервые познакомились с Торой. Многое они узнали от пришельцев, с интересом выслушивали рассказы о греческой теологии, относясь к ним без одобрения из-за однообразия поступков богов по части убийства краж и прелюбодеяний. Такую теологию они сочли источником соблазнов для низменных поступков и довольно колко осудили. А евреи, обладающие умом и энергией не меньшими, чем китайцы, в свою очередь находили в поведении китайцев, их трудолюбии и обязательности ключ к себе, к той роли, которую должны сыграть в новом обществе.

Иначе говоря, пришельцы встретили иную цивилизацию. Особенно их поразили крестьяне, которых они сочли самыми трудолюбивыми и самыми бережливыми на всем белом свете. Усилиями их миллионных масс оставлены следы в очертаниях гор и долин, узорах полей. Поражали их изобретательность, умение экономить воду и землю.

Китайские евреи жили не богато, но несмотря на это, проявляя себя талантливыми людьми. Они занимали значительные посты в местных административных органах. Некоторые же достигали высоких должностей в пекинском мандаринате. Ученые подсчитали, что за все время пребывания евреев в Китае более 250 из них добивались высоких государственных постов. О таких людях писали Ч.Диккенс, Эм. Кант, Вольтер и другие лучшие умы человечества.

У некоторых высоких чинов гоминьдановской и коммунистической элиты Китая корни родословных - еврейские. Жена Чан Кайши - Сунь Мэйлинь и жена Сунь Ятсена, сестра жены Чан Кайши, всемирно известная Сунь Цинлинь имели еврейские корни. Лю Шаоци, бывший вторым человеком в стране после Мао Цзэдуна- Председатель Китайской Народной Республики - вел свою родословную от кайфыньских евреев. Европейские исследователи не отрицают правдивости подобных утверждений. Они приводят такой факт. Когда двоюродный дед Лю Шаоци был казнен по приказу Мао Цзэдуна, то его родные передали Лю Шаоци молитвенник, написанный на иврите.

До сегодняшнего дня остается много не изученных вопросов в проблеме "Евреи в Китае", имеющей большое научное значение. Ведь встреча еврейских колонистов с китайцами в провинции Хэнань стала значительным событием. Может это была первая встреча двух миров, двух культур, двух народов, бесконечно древних, а в те времена непостижимых и непонятных. И характерно, что китайцы приняли еврейских колонистов, как достойных людей, "потерпевших бедствие в погоне за счастьем".

Шеньфу повторил, что о евреях в Китае нет многих научно доказанных свидетельств. Но существуют гипотезы, основанные на записях в старых книгах. Высказываются догадки, что появление первых евреев в Китае относится ко времени Ханьской династии: за одну-две сотни лет до нашей эры. Основная же масса евреев прибыла во втором столетии нашей эры. Каким путем они пришли? Тут совсем нет ясности. Часть исследователей стоит на том. что они пришли через Среднюю Азию и Синьцзян. Другие доказывают, что их путь проходил через Индию. Ведь еще за пятьсот лет до рождения Будды у Индии были торговые связи с Египтом, Палестиной, Двуречьем. В пользу этой гипотезы говорит схожесть этических положений буддизма и иудаизма.

Проходили века, мелькали годы. Все на земле менялось, изменялись и иудеи-колонисты, точнее их потомки. Недостаток женщин, а также принятое в Китае многоженство, против которого не выступает и иудаизм, привели к смешанным бракам. Женщины, как правило проходили гиюр. Некая могучая сила наделяла китайских иудеев новыми качествами. Иврит вытеснялся китайским языком, более нужным в общении, но неукоснительно изучался, как священный язык. Все меньше звучали еврейские имена, приняты были китайские фамилии.(Надо сказать, что по китайским законам это означало полное признание евреев своими и полноправными людьми. Мусульманам, к примеру, запрещалось иметь фамилии, которые переставали бы выделять их среди китайцев. Мусульман китайцы сильно недолюбливали, и евреям надо было доказать, что они - совсем другое. Это не всегда было понятно широким китайским массам. Но различие они сознавали. Поэтому иногда евреев называли "хорошими мусульманами", или "мусульманами в голубых шапочках" в отличие от мусульман просто, которые носили белые ермолки. Присвоение евреям китайских фамилий должно было окончательно показать, что "этих достойных людей не следует называть неприятным им образом"). В провинциях Хэнань происходил редкий случай в истории, когда у евреев стали возобладать в общественной жизни китайские идеалы. Ведь конфуцианство - не религия, это учение об организации семьи, общества, государства.Вы могли почитать своего отца, всеобщего отца - императора, назначенных им чиновников -мандаринов, и молиться Б-гу Авраама,Ицхака и Яакова, соблюдать Святость Шабат и кашрут. В общественной жизни государства евреи становились китайцами. Но вера почти до наших дней оставалась незыблемой. Конечно, ее можно было заменить, но только чем-то лучшим, а такого лучшего не было.

От редакции. По данным "Еврейской Энциклопедии" число кайфынских евреев очень невелико: чуть ли не 200 человек. Но энциклопедия оперирует данными лишь о тех, кто группируется в бывшем еврейском переулке Кайфына, увы, даже не квартале. Но, скорее всего, число евреев, а точнее совершенно окитаившихся их потомков - неизмеримо больше.

http://www.jewish.ru/9001.asp

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не знаете случайно сохранилось ли в Кашгаре еврейская синагога или кладбище с 19 века?

К сожалению, ничего об этом не могу сказать - не знаю. Никогда не интересовался.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...