Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Менке Темур(Угэчи), Эсеху хан и Абабарци-чинсанг

Рекомендуемые сообщения

Менке Темур(Угэчи)

С перемещением в 80-х годах XIV в. большой массы киргизских племен, изгнанных Тимуром из Или-Иртышского междуречья на Алтай, предводители последних стали более активно вмешиваться в ойратские распри. Некоторым из них удалось вскоре занять главенствующее положение. В частности, Менке Темур в конце 90-х годах XIV в. подчинил себе нескольких ойратских феодалов, которые считались его вассалами.

Желая утвердить свое положение среди ойратов и распространить влияние в Монголии, Менке Темур (Угэчи) в конце 90-х годов стал поддерживать претензии на престол Харгацуга - младшего брата ханствовавшего в то время Элбека, который пытался привлечь на свою сторону главу чоросского дома тысячника Хухая тайфу, претендовавшего на гегемонию над ойратами, пообещав передать ему правление над ойратами и титул Чинсанга. Хотя Элбеку удалось в 1399 г. убить своего брата и захватить его беременную жену, но главными силами располагал не он, а киргиз Менке Темур, который в том же году уничтожил Хутхая, затем разгромил соединенные силы Элбека и сына Хутхая, Батулы, которому Элбек после убийства Хутхая передал было правление над ойратами и свою дочь Цамур Тунджи. Убив Элбек-хана, Менке Темур взял себе в жены бывшую жену Харгацуга и Элбека, Ульдзейту Тоа, усыновил родившегося вскоре у нее от Харгацуга сына "и ему (Менке Темур) подчинилась большая часть монгольского народа". В 1402 г. он пытался объявить себя ханом.

Борьба киргизского ханства Менке Темур против Чоросского княжества за верховенство над ойратами продолжалась до 1415 г. Во главе чоросского дома стоял Батула, отказавшийся признавать верховенство Менке Темур. Весь этот период был наполнен междоусобицами и смутами других вассалов Менке Темур, каждый из которых стремился посадить своего ставленника. Воспользовавшись этим, Менке Темур в 1415 г. настиг и убил Батулу и вновь подчинил всех ойратов. В том же 1415 г. Менке Темур умер; ханом стал его сын Эсеху.

По мере роста своего влияния среди ойратов на Алтае кыргызские ханы Менке Темур и Эсеху активизировали свою политику и в Или-Иртышском междуречье, где постоянно складывались благоприятные для них условия.

http://www.president.kg/president/history/menke

Эсеху хан

В 1415 г. Угэчи умер; ханом стал его сын Эсеху, захвативший во время убийства Батулы его жену Цамур гунджи (дочь Элбек хана) и оказавшийся в силу этого табунангом, то есть за ним признали ханскую фамилию. Его ханство длилось до 1425 г.

Кыргызское ханство Угэчи хашага и его сына Эсеху хана находившегося на территории Моголского Алтая, занимало таким образом, промежуточное положение между Ойрат Монголами, населявшими прихангайский район.

По мере роста своего влияния среди Ойратов на Алтай кыргызские ханы Угэчи и Эсеху активизировали свою политику и в Или-Иртышском междуречье, где постепенно складывались благоприятные для них условия. Эсеху хан безраздельно властвовал в 1415-1425 гг. среди ойратов, это завершилось установлением его полной власти в Восточном Тянь-Шане. Правителем большей части тянь-шаньских монголов в то время был внук Хызра, Увэйс хан. Согласно красочному описанию историка восточно-тянь-шаньских монголов Мирзы Хайдара поражений, понесенных Увэйс ханом от Эсеху хана, из шестидесяти одной битвы он выиграл только одну и дважды попадал в плен к своему противнику в районе Бешбалыка Турфана. В третий раз во время бегства он чуть не утонул в реке Или.

Захватив однажды Увэйса в плен в районе Турфана, Эсеху потребовал от пленника в жены его сестру Махтум ханум, от которой родились два сына: Ибрагим-онг и Илияс-онг, а также дочь, выданная впоследствии за сына могущественного Тянь-Шаньского монгола-феодала Карим Берды. Так кыргызский хан породнился с другой ветвью "золотого рода" чингизханидов, ханствовашей у тянь-шаньских монголов. В ходе войн с тянь-шаньскими монголами Эсеху хан вытеснил улус Увэйса из Бешбалыка до реки Или, что имело следствием восстановление власти кыргызов по всему Восточному Тянь-Шаню.

http://www.president.kg/president/history/esehu

Абабарци - чинсанг

Предводитель тумен-кыргызов в составе Ойратского государства. В 1468 г. объединенные силы монголов во главе с Манцухай-Сайн-Хатун в местности Таш Туранду нанесли поражение ойратам. С этого времени Ойратское государство татар (1399-1469 гг.) быстро пришло в упадок и рассеялось.

Часть ойратских племен откочевала на север, в бассейн реки Гань-гань (р. Чжабухань), во главе с вдовой Эсен-хана Миши-хатун и его старшим сыном Хорхуда-Сунгу-ваном, а также Баян-Тэмур-Дэчжиюаня. Ойратские предводители Фула-Хуцэлун, Баян-Мэнкэ, Боло-Чэнсян во главе 10 тыс. кибиток переселились на восток.

В 1469 г. Абабарци-чинсанг (Агбарджин) во главе тумен-кыргызов откочевал в окрестности Хами и Баркуля. Следует отметить, что между ойратскими и хамийскими правителями существовали родственные отношения. Мать правителя Хами Нувэньдашили была младшей сестрой Абабарци-чинсанга.

В горные районы Восточного Притяньшаня - Хами, Баркуля, Басыко и др. -переселились предводители племен кэшиту (кушчу), сяолету (солто), челике (черик), сяоши. Даян - вэйдуду и Дологоминань - Тотохочи во главе 200 кибиток переселились на запад, а наиболее могущественный среди ойратских предводителей Аши-Тэмур во главе 40 тыс. кибиток откочевал в северо-западном направлении.

Теснимые монголами, ойраты во главе с Аши-Тэмуром в 1470-1471 гг. вторглись в пределы Моголистана. Трехсоттысячная армия ойратов разгромила войско Юнус-хана на реке Или. Юнус-хан со своим улусом отступил на запад и стал кочевать в районе Ферганы, Ташкента, а затем по южную сторону Тянь-Шаня. Аши Тэмур (Амасанджи-тайши) во главе ойратов вернулся на свои прежние земли. В Моголистане не осталось больше ойратов, но остались кыргызские племена, выделившиеся из союза 4-х ойратов.

http://www.president.kg/president/history/ababarci

По материалам Института Истории Национальной Академии Наук Кыргызской Республики

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из дискуссии на форуме элиста.орг:

enhd пишет:

Вообще-то ойраты, только мое личное мнение, являются в своей очень древней корни не монголы а тюрки (т.е. потомки кёк тYрYк) и в конкретном торгуты – это есть потомки кёк туругов когда-то господствовавших в монгольских степях (turuk-ud = turukud - - > torgut).

И что вы думаете о-том что кое какие ойраты стали официальными историческими личностями в Кыргызстане прежде тем что Вы раскопали их.

Мунхэ-Тэмур хан ( Угэчи хан) и Эсэху Ойрадай хан.

cаlmouk пишет:

Ну, киргизскую пропаганду нельзя воспринимать серьезно :D 

Впрочем, как и киргизские исторические изыскания  :D

enhd пишет:

Почему-то об этих исторических личностях не имеются более ясных полных информации, поэтому киргизы сразу же ухватили сюжет.

Это пока не исследованная тема.

Эти вся люди, Мунхэтэмур жанжин (Укэчи хашага), Эсэху Ойрадай и др. из аймака хойт-ов. Почти вся хойты вошли в состав халха и халхазировались.

http://elista.org/forums/viewtopic.php?t=1...5b9845a9ef1b893

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрывок из работы Рустама Абдуманапова "Кыргызы":

.........Еще во времена противоборства Хубилая и Ариг-Буки киргизы вместе с ойратами выступали на стороне последнего. Видимо, этим объясняются карательные походы против киргизов юаньского полководца кыпчака Тутухи. В последней трети XIV века и в начале XV века киргизы на стороне ойратов участвуют в противоборстве с монголами. По мнению Кычанова Е. И Бейшеналиева Т., глава киргизов, некий Угэчи-кашка, на некоторое время становится правителем монголов и части ойратов под именем Мэнкэ-Тэмура. Именно он меняет древнее название "Юань" на "Татар". Интересен термин "татар" - так себя называют современные хакасы.

В 1407 году Угэчи покоряет восточно-туркестанский город-оазис Хами, при этом берет в жены супругу убитого владетеля города. Все это делается для организации торговли с оазисами Восточного Туркестана, кочевникам это было особенно необходимо. Чуть позднее владетель Бешбалыка отбивает Хами, но ойраты покоряют Хами вновь, при этом организуют набег на Моголистан вплоть до районов Иссык-Куля.

Со смертью преемника Угэчи прекращается и главенство киргизов. В 1426 году ойратский племенной союз покоряется монголами, уже в 1430 году среди ойратских племен упоминается глава киргизского тумена Бебер.

В 1439 году, во время правления ойратами и монголами Тотобухи, его чинсаном был глава киргизского тумена Абабарци, правым чинсаном глава племени Чорос по имени Тогон, левым чинсаном глава племени Хойт по имени Эньке. Спустя некоторое время главой монголов и ойратов становится сын Тогона - Эсен. При нем киргизы, монголы и ойраты совершают поход на Пекин. Неудачно осадив Пекин, тем не менее они пленяют самого императора. Отображением этих событий, по мнению Караева Е. и Бейшеналиева Т., является одна из глав эпоса "Манас" под названием "Поход на Бейджин" (Бейджин - киргизское название Пекина. - Прим.А.Р.). С 1459 года, со смертью Эсена, начинаются распри, в результате которых престолом овладевает Магу-кыргыз, который сразу же дает государству имя Татар! В 1468 году ойраты разбиваются монголами и рассеиваются по степи. Киргизы Абабарци откочевывают в Восточный Тянь-Шань, в горы близ Хами. С этого времени, как считают авторы, киргизы начинают главенствовать в Моголистане. Часть племен Чорас и Баарин соединяются с ойратами, а представители племен Калучи и Булгачи уходят к Абу-л Хайру. Ойраты под предводительством Аши-Тэмура совершают набег на Моголистан, где разбивают Юнус-хана в районе реки Или.

Юнус-хан вместе с сыном Ахмедом бежит в западную Фергану. Уже в 1484 году киргизские вожди поднимают на белой кошме Ахмед-хана. Он наносит ойратам ряд поражений, отчего получает от них имя "Алач" - "кровопийца".

Ослабление Моголистанского государства, вызванное распрями за престол и набегами ойратов, способствовало укреплению позиций киргизских племен на Тянь-Шане.

http://kyrgyz.tsu.ru/kyrg/kyrgyz_02.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот такое интересное в “Алтан тобчи” нашел (читал на монгольском, на русском переводе думаю что тоже есть):

... Когда Тогун тайши добрался до [ойратов] собравшиеся ойраты спрашивали его “как у монголов сейчас ”...

Он так поэтично выражается что у монголов неладно и они разложились глава монгольский стара и т.п. ...

И потом говорит что если не верите на мои слова то меня сделайте УГЭЧИ ХАШАГА-ом.

(наверху не буквальный перевод а передача смысла в общем)

Здесь “хашага” – это звание которое объясняется с маньчжурского корня (где-то читал но сейчас никак не могу вспомнить).

“Угэчи” – это на монгольском языке “словесность” или короче говоря “быстрый по языку”.

Что здесь кроется:

“угэчи хашага” – словесник, клоун

“сделать угэчи хашага” – умертвите меня как угэчи хашага

****

Note:

Угэчи хашага – ойратский полководец Мунхэтэмур жанжин из хойтского аймака, владел некоторое время властью на большинством монгольской земли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

В "хакасской историографии" :) распространено мнеие, что этот Угечи был енисейским кыргызом. Не знаете откуда это заблуждение?

"Кашка" - титул у кыргызов Тянь-Шаня и Енисея. Или сословное обозначение. Еще - "звезда" на лбу лошади, вроде. Плюс - сеок "хаас", "хасха" у хакасов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кашка - военный титул, бытовавший у ен. кыргызов, киргизов и ойратов.

И кстати как умертвили Угэчи-Кашка?

В 1408 году Оруг Тэмур-хан был убит своим соправителем Аргутаем (ум. 1434).-если конечно речь о нем :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ойратский Угэчи-кашка или Угечи-хашага звался Мунке-Тимуром. В 1399 году вместе с ойратским Батула-чинсангом он убивает монгольского Эльбек-хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И кстати как умертвили Угэчи-Кашка?

Угэчи-хашаг, осуществив свои претензии на монгольский престол, обратился на юго-восток и в 1407 г. захватил Хами (к этому времени номинально зависимое от Моголистана государство). Однако Аруктай-тайджи низверг и убил его ок. 1408, после чего Аруктай и Махмуд Батула (возможно, участвовавший в устранении Угэчи) вели самостоятельную политику, причем оба незамедлительно признали себя временно вассалами Минского императора. В качестве верховного главы ойратов погибшему Угэчи пытался наследовать его сын Эсэху, однако власть ойратско-монгольского хагана досталась Махмуду Батуле; тогда-то рядом с ним и выделялись два других племенных вождя ойратов - Тайпин и Батуболод. По некоторым известиям (возможно, ошибочным) Эсэху пережил этот переворот и держался на Западе Монголии еще некоторое время, не оставляя своих притязаний на престол до самой смерти (в этом случае - в 1425 г.). Аджай-тайджи, пасынок Угэчи, оказался в полной изоляции.

 

14. Эпилог. Государства Чингисидов в конце XIV - конце XV вв. : http://www.wirade.ru/history/history_mongolian_empire_part_4.html#chapter14
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ойратский Угэчи-кашка или Угечи-хашага звался Мунке-Тимуром. В 1399 году вместе с ойратским Батула-чинсангом он убивает монгольского Эльбек-хана.

Оруг Тэмур-хан (Угэчи Хашигу) (ум. 1408) — великий хан Монгольской империи (1402—1408). Не принадлежал к Чингизидам. Кракое описание жизни: Тайша Угэчи Хашигу был сыном Худхай-Тайю и одним из лидеров ойратского племенного союза. В 1399 году Угэчи.

 

В 1408 году Оруг Тэмур-хан был убит своим соправителем Аргутаем (ум. 1434).

 

Покотилов Д. История восточных монголов в период династии Мин 1368—1634" на сайте «Руниверс» Сайт «Восточная литература». Монгольские источники о Даян-хане Сайт «Удел Могултая».

 

Видимо его(Угэчи хашигу) еще и звали Оруг Тэмур-ханом.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Похоже так и есть :)

 

Вот что мне присылал ув. енхд лет 10 назад :):

 

В последние года государства Юань главенствовал над ойратами могучий полководец Мунхэтэмур жанжин (Угэчи хашиха) и он был из рода хэрнэгут “хойт“ аймака.

Используя родственную связь с родом борджигинами Чингис хаана Явган мэргэн (Пеший мерген) из рода чорос аймака “хойт“ основывал первый союз 4-х ойратов.
После распада государства Юань Мунхэтэмур жанжин (Угэчи хашига) возродил второй союз 4-х ойратов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вот что мне присылал ув. енхд лет 10 назад :):

 

В последние года государства Юань главенствовал над ойратами могучий полководец Мунхэтэмур жанжин (Угэчи хашиха) и он был из рода хэрнэгут “хойт“ аймака.

Используя родственную связь с родом борджигинами Чингис хаана Явган мэргэн (Пеший мерген) из рода чорос аймака “хойт“ основывал первый союз 4-х ойратов.

После распада государства Юань Мунхэтэмур жанжин (Угэчи хашига) возродил второй союз 4-х ойратов.

Однако младший брат (или побратим) Батулы, Угэчи-хашаг, князь племени кэргут (то есть племени кыргызского происхождения) или торгут (ветвь ойратов), не желал стерпеть смерти Худхай-тайю и задумал месть. В 1401 г., действуя вместе с Батулой, он захватил и убил Элбэга. После этого Угэчи и Батула объявили себя соправителями - хаганами ойратов и всей Монголии, хотя вообще не принадлежали к роду Чингисидов! Старшим из них считался поначалу именно Угэчи. (Впоследствии считалось, что на рубеже 14-15 вв. ойратами правил некий первый их независимый властитель Монкэтэмур, которому наследовали три соправителя - Махмуд, Тайпин и Батуболод. Иногда считают, что, говоря о Монкэтэмуре, имеют в виду Худхай-тайю, но скорее это именно Угэчи принял тронное имя Монкэтэмур, в знак своего воцарения как хагана в 1401 г.). Свое государство Угэчи и Махмуд Батула называли “Татар”, а не “Монгол улус”.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моголистан. Это государство не было особенно прочным и в пору своего расцвета при Тоглуктэмуре. После поражений, понесенных от Тимура, к началу XV в. оно окончательно распадается на два: территории к югу от широты Балхаша остаются в составе Моголистана, а кыргызская (восточнокыпчакская) область к северу от нее и до гор Алтая образует особое государство - “Кыргызское” ханство, известное как Токмокский (Тунгмакский) хаганат, так как к середине XV в. его правители величаются уже хаганами. Происходят они из дома Джучи.

В середине-второй половине XV в. ойраты захватывают северную часть Моголистана (т.н. “Джунгарию”) и уничтожают Токмокское (кыргызское) хаганство; большая часть населения последнего, то есть кыргызов, уходит на территорию Моголистана, в горы Тянь-Шаня, и признает власть Моголистанских ханов (откуда тянь-шанские киргизы).

Всего ок. 1475 г., на котором мы и хотим в основном окончить наш обзор, существует 11-12 государств, продолжающих традицию Монгольской империи: Крым, Большая Орда, Казанское ханство, Астраханское ханство, Ногайская орда, Сибирское ханство, Узбекское ханство, Казахское ханство, Кыргызское ханство (на Иртыше), Моголистан, Ойратское ханство, ханство Толуидов (Халха-Монгольское; в федерации с предыдущим).Кыргызское ханство (на Иртыше) - аннексировано ойратами в 1480-х гг.

 

                                                 Моголистан и Кыргызское (Верхне-Иртышское) ханство

 

В 1389-90 г. Тимур подверг Моголистан очередному сильнейшему разгрому на всей его территории, вплоть до склонов Алтая за верхним Иртышом. После этого Или-Иртышский кыргызский (восточнокыпчакский) удел, к 1380-м составлявший особый улус князя Енгэ-тора в составе Моголистана, отделился от последнего и стал самостоятельным кыргызским ханством, известным в Монголии как Токмокское (Тунгмакское) государство. Правили здесь потомки Джучи, очевидно, восходящие к тем князьям дома Орда-Ичена, которые остались здесь в качестве удельных владетелей еще при передаче этого региона из состава улуса Орда-Ичена в состав владений Хайду в 1269 г. С Моголистаном они не воевали, с ойратами поначалу поддерживали дружбу, Тимуру были враждебны. В 1395 г., когда Тимур разгромил Улус Джучи, включая Улус Шейбана, Шейбаниды спаслись от него именно в Кыргызском ханстве.

В 1407 г. хан Улуса Джучи, Пулад-султан из дома Орда-Ичена, решил воспользоваться ситуацией и завоевать Кыргызское ханство, так как оно когда-то, до 1269 г., составляло часть Улуса Джучи, и им до сих пор управляли Джучиды, его очень отдаленные родственники. Шейбаниды Улуса Джучи отказались принимать участие в походе, так как в 1390-х укрывались у кыргызов. Пулад выступил с силами князей дома Орда-Ичена, победил кыргызов, но так и не смог их присоединить, и поручил охрану границ с ними частям из племени баарин (той его части, которая когда-то была передана Джучидам).

В 1440-х - начале 1450-х гг. ойраты успешно теснили Токмокское кыргызское ханство; многие кланы бежали оттуда в Моголистан, где хан Эсэнбуга (1428-1462) давал им приют и покровительствовал им. В 1460-х г. ойратский Амасанджи-тайджи, сын Эсэн-тайджи, атаковал Юнуса при Или и разбил его, однако никаких последствий это не имело.

К концу правления Юнуса ойраты полностью разгромили и аннексировали Токмокское кыргызское ханство, а у Моголистана отобрали долину Или. Остаток кыргызов бежал на сократившуюся территорию Моголистана, под власть Юнуса, и разместился от Таласа до Или, в районе Иссык-куля по Тянь-шаню. Кыргызы (киргизы) сделались одной из главных сил в Моголистане.

В 1406 г., сразу после его смерти, Едигей захватил у тимуридов Хорезм (впрочем, вскоре утраченный), в 1407 г. пытался покорить Джучидское кыргызское ханство в Прииртышье - то есть был действительно одержим желанием восстановить Улус Джучи во всем его первоначальном блеске времени Бату.

 

http://www.wirade.ru/history/history_mongolian_empire_part_4.html#chapter14

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ойратский Угэчи-кашка или Угечи-хашага звался Мунке-Тимуром. В 1399 году вместе с ойратским Батула-чинсангом он убивает монгольского Эльбек-хана.

Восточно-монгольские князья, недовольные владычеством ойратских тайшей, объявили новым великим монгольским ханом Гун Тэмур-хана, старшего сына Элбега. В 1402 году ойратские тайши Махаму(Батула-чинснаг) и Угэши-Хашигу разгромили в сражении и умертвили монгольского хана Гун Тэмур-хана. В том же 1402 году на монгольский ханский престол вступил младший брат Махаму(Батула-чинсанг) — Угэши-Хашигу под именем Оруг Тэмур-хана (1402-1408).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видимо по датам совпадало, с другой стороны там такой период что и напутать немудрено. Еще из всех этих цитат видно что Мёнк Тёмр это личное имя, а Угэчи кашка это скорее всего титул или звание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/13/2016 at 2:30 PM, asan-kaygy said:

Почему Угэчи отождествляли с Мунке-Тимуром

В "Мин ши" ( 明史 - История Мин ) написано:

Quote

” Ойрад бол Монгол овогтон мөн. Тэд Татаарын [ “зүүн” Монголын ] баруун талд оршино. Юань төр мөхсөний дараа тэднийг Мөнхтөмөр гэдэг чадалтай ноён удирдаж байв”

Перевод (т.е. мой перевод):

Quote

Ойроты относятся монголам. Они находятся по западу татар ["восточных" Монголов]. Когда распало государство Юань над ними главенствовал могущий ноёон Мункэтэмур.

Исследователи считают что этот ноёон Мункэтэмур - есть Үгэчи хашига. (т.е. Үгэчи хашига в монгольских источниках)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.10.2015 в 12:23, Tynych сказал:

Однако младший брат (или побратим) Батулы, Угэчи-хашаг, князь племени кэргут (то есть племени кыргызского происхождения) или торгут (ветвь ойратов), не желал стерпеть смерти Худхай-тайю и задумал месть. В 1401 г., действуя вместе с Батулой, он захватил и убил Элбэга. После этого Угэчи и Батула объявили себя соправителями - хаганами ойратов и всей Монголии, хотя вообще не принадлежали к роду Чингисидов! Старшим из них считался поначалу именно Угэчи. (Впоследствии считалось, что на рубеже 14-15 вв. ойратами правил некий первый их независимый властитель Монкэтэмур, которому наследовали три соправителя - Махмуд, Тайпин и Батуболод. Иногда считают, что, говоря о Монкэтэмуре, имеют в виду Худхай-тайю, но скорее это именно Угэчи принял тронное имя Монкэтэмур, в знак своего воцарения как хагана в 1401 г.). Свое государство Угэчи и Махмуд Батула называли “Татар”, а не “Монгол улус”.

Я вот думал, что Махмуд арабизм ...

http://khurul.ru/?p=458

""Для обозначения тела в калмыцком языке используется три термина: Бий, Цогц и Махмуд - каждый из которых имеет своё определенное лексическое значение.

Бий - это собственно и есть тело. Данный термин используется как эквивалент санскритского кайя или тибетского («sku» читается – «ку»). Примером использования этого слова послужит перевод на калмыцкий язык санскритского термина Дхармакайя - Номин бий (тело истины, тело учения, тело закона).

Махмуд. В современном языке ойратов Синь - Цзян Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики этот термин используется двояко: махмуд - в живой речи, и в письменной - махбуд. В калмыцком языке термин зафиксирован только как махмуд. Имея значение тела слово подразумевает собой махабхуты, то есть великие составляющие мира, согласно буддийской философии Абхидхармы. В стремительном беге времени и в речевом аппарате монгольских народов санскритский термин изменился до сего состояния. Используя данное слово, говорящий как бы подчеркивает то, что тело человека состоит из частей, как и все окружающее его.

Цогц. В книге «Ойратский литературный язык 17 века» Н.С. Яхонтова переводит слово цогц как «масса». При исследовании ойратско - калмыцкого текста «Сутры сердца Праджняпарамиты» оказалось, что слово цогц имеет значение «скандха».""

 

Может не было соправителей, не Рим же ? А три имени означает одного чел ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:8379

Угэчи кашка и Манас версия отождествления двух персонажей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

08.08.2004 в 09:49, Гость Эльтебер сказал:

Менке Темур(Угэчи)

С перемещением в 80-х годах XIV в. большой массы киргизских племен, изгнанных Тимуром из Или-Иртышского междуречья на Алтай, предводители последних стали более активно вмешиваться в ойратские распри. Некоторым из них удалось вскоре занять главенствующее положение. В частности, Менке Темур в конце 90-х годах XIV в. подчинил себе нескольких ойратских феодалов, которые считались его вассалами.

Желая утвердить свое положение среди ойратов и распространить влияние в Монголии, Менке Темур (Угэчи) в конце 90-х годов стал поддерживать претензии на престол Харгацуга - младшего брата ханствовавшего в то время Элбека, который пытался привлечь на свою сторону главу чоросского дома тысячника Хухая тайфу, претендовавшего на гегемонию над ойратами, пообещав передать ему правление над ойратами и титул Чинсанга. Хотя Элбеку удалось в 1399 г. убить своего брата и захватить его беременную жену, но главными силами располагал не он, а киргиз Менке Темур, который в том же году уничтожил Хутхая, затем разгромил соединенные силы Элбека и сына Хутхая, Батулы, которому Элбек после убийства Хутхая передал было правление над ойратами и свою дочь Цамур Тунджи. Убив Элбек-хана, Менке Темур взял себе в жены бывшую жену Харгацуга и Элбека, Ульдзейту Тоа, усыновил родившегося вскоре у нее от Харгацуга сына "и ему (Менке Темур) подчинилась большая часть монгольского народа". В 1402 г. он пытался объявить себя ханом.

Борьба киргизского ханства Менке Темур против Чоросского княжества за верховенство над ойратами продолжалась до 1415 г. Во главе чоросского дома стоял Батула, отказавшийся признавать верховенство Менке Темур. Весь этот период был наполнен междоусобицами и смутами других вассалов Менке Темур, каждый из которых стремился посадить своего ставленника. Воспользовавшись этим, Менке Темур в 1415 г. настиг и убил Батулу и вновь подчинил всех ойратов. В том же 1415 г. Менке Темур умер; ханом стал его сын Эсеху.

По мере роста своего влияния среди ойратов на Алтае кыргызские ханы Менке Темур и Эсеху активизировали свою политику и в Или-Иртышском междуречье, где постоянно складывались благоприятные для них условия.

http://www.president.kg/president/history/menke

Эсеху хан

В 1415 г. Угэчи умер; ханом стал его сын Эсеху, захвативший во время убийства Батулы его жену Цамур гунджи (дочь Элбек хана) и оказавшийся в силу этого табунангом, то есть за ним признали ханскую фамилию. Его ханство длилось до 1425 г.

Кыргызское ханство Угэчи хашага и его сына Эсеху хана находившегося на территории Моголского Алтая, занимало таким образом, промежуточное положение между Ойрат Монголами, населявшими прихангайский район.

По мере роста своего влияния среди Ойратов на Алтай кыргызские ханы Угэчи и Эсеху активизировали свою политику и в Или-Иртышском междуречье, где постепенно складывались благоприятные для них условия. Эсеху хан безраздельно властвовал в 1415-1425 гг. среди ойратов, это завершилось установлением его полной власти в Восточном Тянь-Шане. Правителем большей части тянь-шаньских монголов в то время был внук Хызра, Увэйс хан. Согласно красочному описанию историка восточно-тянь-шаньских монголов Мирзы Хайдара поражений, понесенных Увэйс ханом от Эсеху хана, из шестидесяти одной битвы он выиграл только одну и дважды попадал в плен к своему противнику в районе Бешбалыка Турфана. В третий раз во время бегства он чуть не утонул в реке Или.

Захватив однажды Увэйса в плен в районе Турфана, Эсеху потребовал от пленника в жены его сестру Махтум ханум, от которой родились два сына: Ибрагим-онг и Илияс-онг, а также дочь, выданная впоследствии за сына могущественного Тянь-Шаньского монгола-феодала Карим Берды. Так кыргызский хан породнился с другой ветвью "золотого рода" чингизханидов, ханствовашей у тянь-шаньских монголов. В ходе войн с тянь-шаньскими монголами Эсеху хан вытеснил улус Увэйса из Бешбалыка до реки Или, что имело следствием восстановление власти кыргызов по всему Восточному Тянь-Шаню.

http://www.president.kg/president/history/esehu

Абабарци - чинсанг

Предводитель тумен-кыргызов в составе Ойратского государства. В 1468 г. объединенные силы монголов во главе с Манцухай-Сайн-Хатун в местности Таш Туранду нанесли поражение ойратам. С этого времени Ойратское государство татар (1399-1469 гг.) быстро пришло в упадок и рассеялось.

Часть ойратских племен откочевала на север, в бассейн реки Гань-гань (р. Чжабухань), во главе с вдовой Эсен-хана Миши-хатун и его старшим сыном Хорхуда-Сунгу-ваном, а также Баян-Тэмур-Дэчжиюаня. Ойратские предводители Фула-Хуцэлун, Баян-Мэнкэ, Боло-Чэнсян во главе 10 тыс. кибиток переселились на восток.

В 1469 г. Абабарци-чинсанг (Агбарджин) во главе тумен-кыргызов откочевал в окрестности Хами и Баркуля. Следует отметить, что между ойратскими и хамийскими правителями существовали родственные отношения. Мать правителя Хами Нувэньдашили была младшей сестрой Абабарци-чинсанга.

В горные районы Восточного Притяньшаня - Хами, Баркуля, Басыко и др. -переселились предводители племен кэшиту (кушчу), сяолету (солто), челике (черик), сяоши. Даян - вэйдуду и Дологоминань - Тотохочи во главе 200 кибиток переселились на запад, а наиболее могущественный среди ойратских предводителей Аши-Тэмур во главе 40 тыс. кибиток откочевал в северо-западном направлении.

Теснимые монголами, ойраты во главе с Аши-Тэмуром в 1470-1471 гг. вторглись в пределы Моголистана. Трехсоттысячная армия ойратов разгромила войско Юнус-хана на реке Или. Юнус-хан со своим улусом отступил на запад и стал кочевать в районе Ферганы, Ташкента, а затем по южную сторону Тянь-Шаня. Аши Тэмур (Амасанджи-тайши) во главе ойратов вернулся на свои прежние земли. В Моголистане не осталось больше ойратов, но остались кыргызские племена, выделившиеся из союза 4-х ойратов.

http://www.president.kg/president/history/ababarci

По материалам Института Истории Национальной Академии Наук Кыргызской Республики

10:05 18 Января 2017
К вопросу отождествления Манаса с Угечи-кашка

В последнее время в Кыргызстане наиболее актуальными стали исследования, связанные с выяснением о существовании или не существовании исторического прототипа главного героя эпоса «Манас». Основной причиной подобных исследований является желание установить в качестве идеологии для кыргызстанцев эпос «Манас», который на протяжении многих веков служил основной идеологией среди кыргызского народа. Но, все же, и проведенные до этого исследования и новые предложения по данному вопросу остаются безуспешными.

Поскольку в эпосе врагами кыргызов были кара калмаки, монголы и китайцы, и учитывая, что войны кыргызов с этими народами выпадают на второе тысячелетие нашей эры, было бы правильнее предполагать, что Манас жил в не слишком далеких и не слишком близких от нас X – XVI веках. К счастью, существует ряд исторических доказательств в поддержку данного мнения:

1. В произведении «Собрание историй» («Маджму ат-таворих») Сайфиддина Ахсикенти и его сына, написанном в XVI в., встречаются самые первые упоминания о Манасе. Согласно написанному, Манас батыр был современником таких исторических личностей, живших XIV-XV вв., как Амир Тимур, Тохтамыш-хан и Инга-тюре [20. 48-63-б.].

2. Из исследований казахского ученого XIX века Ч.Валиханова, который не был знаком с «Собранием историй», было выяснено, что человек из казахского фольклора по имени Ер Көкше проживал в XIV-XV вв., а также, в его сборнике исторических песен «Эдиге» упоминаются современники Эдиге (XIV-XV вв.), такие как Чувак, Акбалтыр, Ханекей [21. 224-272-б.]. А в эпосе «Манас» те же люди по имени Көкчө, Чубак и Акбалта указываются как витязи Манаса, а Каныкей является именем любимой жены Манаса [9. 267-270-б.; 11. 225-б.].

3. В эпосе «Манас» калмаки считаются главными врагами Манаса, поэтому информацию о Манасе можно искать и в калмакских источниках. Нас интересует упоминание героя по имени Мангас и народа «мангас» среди врагов Джангара в героическом эпосе калмакского народа «Джангар». Место «Джангар» в истории выпадает на XIV-XV вв., эпоху начала возвышения калмакских племен [17; 13. 103-б.].

4. Кыргызский синолог Т.Бейшеналиев в одном из своих исследований предположил, что исторический кыргызский глава Угечи-кашка, который жил в XIV-XV вв., возможно, мог бы и самим Манасом из эпоса [2.528-531-б.].

Известно, что первоначально в ойратский союз, тогда представлявшего собой конгломерат монголоязычных и тюркоязычных племен, наряду с оголет, багатуд и хойд входило и племя кэркуд. По мнению ряда исследователей, «керкуд» ― форма множественного числа этнонима «кыргыз» в монгольском языке [3. 562-б.; 4. 200-208-б.; 14. 94-б.]. Считается, что правитель ойратского союза в конце XIV – начале XV вв. Угечи-кашка (монг. Угечи-хашига) был выходцем из этих кыргызов [2. 528-231-б.; 6. 520-б.; 15. 3-4-б.; 18. 26-28-б.]. Историки отмечают, что Угечи-кашка упомянуется и в китайских источниках под именем Монке-Тимур, Гуйличи [5. 95-99-б.; 2. 528-231-б.]. Можно заметить, что отождествление данного исторического Угечи-кашка с Манас батыром, главным персонажем эпоса «Манас», дает успешные результаты. Вот некоторые из них:

1. По мнению историков, слово «Угечи» по-монгольски означает «волопас» [6. 520-б.; 14. 94-б.]. Подтверждая данное, в эпосе говорится, что Манас в детстве по просьбе отца рос как пастух у калмака по имени Ошпур [11. 63-64-б.].

2. Согласно сведениям монгольских источников, правитель государства Северная Юань Элбэг-хан после смерти ойрата Хуухай Тайю правление над ойратами (четыре тумена) передал двум его сыновьям Батула-чинсанг и Угечи-хашига [7. 258-б.]. По мнению историков, ойрат Батула был самим ойратом Махаму, упомянутым в китайском источнике «Юань ши» [19.32-35-б.], а данное имя большинство историков расшифровывают как «Махмуд» [1. 186-б.; 5. 95-99-б.]. Похожий случай встречается относительно героя Алмамбета в эпосе «Манас». Согласно сведениям эпоса, Алмамбет приняв исламскую веру, убегает, не ужившись со своим народом, и станет служит Манасу, с которым он побратается [9. 80-83-б.; 10. 367-б.]. В эпосе «Манас» говорится, что Алмамбет был выходцем из «ойротов» [16. 6-б.].

3. В 1399 году Батула и Угечи-кашка, убив Элбэг-хана, захватили власть над Монголией, и после этого Северной Юань начал править Угечи-кашка, который упоминается в китайских источниках под именем Монке-Тимур [5. 95-99-б.; 2. 258-б.]. Видимо, в разделе «Чоң казат» («Великий поход») эпоса «Манас» отражен именно данный случай, поскольку там описывается, как войско, возглавляемое Манасом и Алмамбетом овладело страной Чет-Бээджин [12. 163-б.].

4. В 1400 году монголы посадили на трон законного Гунь-Тимура, брата Элбэг-хана [19. 31-б.]. В эпосе «Манас» упоминается, что Манас в Бээжине правил только «шесть месяцев» или «один год» [8. 1829-б.; 10. 60-б.].

Сходства мужду Угечи-кашка и Манасом не ограничиваются вышеописанным, подобные примеры можно видеть и из жизни их сыновей и внуков. Поэтому, на основе вышеприведенных доказательств, мы пришли к заключению, что историческая личность Угечи-кашка и был тем нашим Манасом, которого мы сильно желаем видеть.

 

Литература

1. Барфилд Т. Дж. Опасная граница: кочевые империи и Китай (221 г. до н.э. — 1757 г. н.э.) / Пер. Д.В.Рухлядева, В.Б.Кузнецова; науч. ред. и пред. Д.В.Рухлядева. – Санкт-Петербург, 2009.

2. Бейшеналиев Т. Кыргыз ханы Мөңкө-Темирдин өмүрү / которгон: А.Кылычев // Кыргыздар: Он төрт томдук. II том. – Бишкек, 2011.

3. Западная Монголия и Урянхайский край / составлен Г.Е.Грумм-Гржимайло. Том II. – Ленинград, 1926.

4. Каратаев О. Тарыхтын өчпөс издери // Жаңы Ала-Тоо. – Бишкек, 2013. – 4 (48). – 200-208-б.

5. Кукеев Д.Г. К вопросу отождествления исторических личностей у ойратов в китайских и монгольских источниках (на примере Угечи, Гуйличи, Менкэ-Тимура) // Вестник южного научного центра. Том 9, № 1. – 2013. – стр. 95–99.

6. Кычанов Е., Бейшеналиев Т. Юань-Мин доорундагы кыргыздар (XIII-XV кылымдар) // Кыргыздар: Он төрт томдук. II том. – Бишкек, 2011.

7. Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание») / отв. ред. Г.М.Румянцев. – Москва, 1973.

8. Манас: Кыргыз элинин баатырдык эпосу / С.Орозбаковдун варианты боюнча; түз. С. Мусаев, А. Акматалиев. – Бишкек, 2010.

9. Манас: Энциклопедия. I том. – Бишкек, 1995.

10. Манас: Энциклопедия. II том. – Бишкек, 1995.

11. Манас: Эпос / Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. I к. – Фрунзе, 1984.

12. Манас: Эпос / Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. II китеп. – Фрунзе, 1986.

13. Мелетинский Е.М. введение в историческую поэтику эпоса и романа / отв. ред. Ю.Б.Виппер. – Москва: Наука, 1986.

14. Мокеев Анварбек. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. – Бишкек, 2010.

15. Образование Киргизской Автономной ССР. Материалы и документы. – Фрунзе, 1927.

16. Образцы народной литературы северных тюркских племен / собраны В.В.Радловым. Часть V. – Санкт-Петербург, 1885.

17. Пашков Б.К. «Джангариада» — величественный калмыцкий эпос // Джангар: Калмыцкия эпос. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1977.

18. Петров К.И. Очерки феодальных отношений у киргизов в XV–XVIII вв. – Фрунзе, 1961.

19. Покотилова Д. История восточных монголов в период династии Мин. 1368-1434 (по китайским источникам). – Санкт-Петербург, 1893.

20. Сайф ад-дин ибн дамулло Шах Аббас, анын уулу Нурмухаммед. Тарыхтардын жыйнагы («Мажму атут-таворих») / Котор. М.Досболов, О.Сооронов. – Бишкек: Акыл, 1996.

21. Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова / ред. Н.И.Веселовского // Записки Императорского Русского Географического Общества по Отделению Этнографии. Т. XXIX. – Санкт-Петербург, 1904.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Ястреб сказал:
10:05 18 Января 2017
К вопросу отождествления Манаса с Угечи-кашка

В последнее время в Кыргызстане наиболее актуальными стали исследования, связанные с выяснением о существовании или не существовании исторического прототипа главного героя эпоса «Манас». Основной причиной подобных исследований является желание установить в качестве идеологии для кыргызстанцев эпос «Манас», который на протяжении многих веков служил основной идеологией среди кыргызского народа. Но, все же, и проведенные до этого исследования и новые предложения по данному вопросу остаются безуспешными.

Поскольку в эпосе врагами кыргызов были кара калмаки, монголы и китайцы, и учитывая, что войны кыргызов с этими народами выпадают на второе тысячелетие нашей эры, было бы правильнее предполагать, что Манас жил в не слишком далеких и не слишком близких от нас X – XVI веках. К счастью, существует ряд исторических доказательств в поддержку данного мнения:

1. В произведении «Собрание историй» («Маджму ат-таворих») Сайфиддина Ахсикенти и его сына, написанном в XVI в., встречаются самые первые упоминания о Манасе. Согласно написанному, Манас батыр был современником таких исторических личностей, живших XIV-XV вв., как Амир Тимур, Тохтамыш-хан и Инга-тюре [20. 48-63-б.].

2. Из исследований казахского ученого XIX века Ч.Валиханова, который не был знаком с «Собранием историй», было выяснено, что человек из казахского фольклора по имени Ер Көкше проживал в XIV-XV вв., а также, в его сборнике исторических песен «Эдиге» упоминаются современники Эдиге (XIV-XV вв.), такие как Чувак, Акбалтыр, Ханекей [21. 224-272-б.]. А в эпосе «Манас» те же люди по имени Көкчө, Чубак и Акбалта указываются как витязи Манаса, а Каныкей является именем любимой жены Манаса [9. 267-270-б.; 11. 225-б.].

3. В эпосе «Манас» калмаки считаются главными врагами Манаса, поэтому информацию о Манасе можно искать и в калмакских источниках. Нас интересует упоминание героя по имени Мангас и народа «мангас» среди врагов Джангара в героическом эпосе калмакского народа «Джангар». Место «Джангар» в истории выпадает на XIV-XV вв., эпоху начала возвышения калмакских племен [17; 13. 103-б.].

4. Кыргызский синолог Т.Бейшеналиев в одном из своих исследований предположил, что исторический кыргызский глава Угечи-кашка, который жил в XIV-XV вв., возможно, мог бы и самим Манасом из эпоса [2.528-531-б.].

Известно, что первоначально в ойратский союз, тогда представлявшего собой конгломерат монголоязычных и тюркоязычных племен, наряду с оголет, багатуд и хойд входило и племя кэркуд. По мнению ряда исследователей, «керкуд» ― форма множественного числа этнонима «кыргыз» в монгольском языке [3. 562-б.; 4. 200-208-б.; 14. 94-б.]. Считается, что правитель ойратского союза в конце XIV – начале XV вв. Угечи-кашка (монг. Угечи-хашига) был выходцем из этих кыргызов [2. 528-231-б.; 6. 520-б.; 15. 3-4-б.; 18. 26-28-б.]. Историки отмечают, что Угечи-кашка упомянуется и в китайских источниках под именем Монке-Тимур, Гуйличи [5. 95-99-б.; 2. 528-231-б.]. Можно заметить, что отождествление данного исторического Угечи-кашка с Манас батыром, главным персонажем эпоса «Манас», дает успешные результаты. Вот некоторые из них:

1. По мнению историков, слово «Угечи» по-монгольски означает «волопас» [6. 520-б.; 14. 94-б.]. Подтверждая данное, в эпосе говорится, что Манас в детстве по просьбе отца рос как пастух у калмака по имени Ошпур [11. 63-64-б.].

2. Согласно сведениям монгольских источников, правитель государства Северная Юань Элбэг-хан после смерти ойрата Хуухай Тайю правление над ойратами (четыре тумена) передал двум его сыновьям Батула-чинсанг и Угечи-хашига [7. 258-б.]. По мнению историков, ойрат Батула был самим ойратом Махаму, упомянутым в китайском источнике «Юань ши» [19.32-35-б.], а данное имя большинство историков расшифровывают как «Махмуд» [1. 186-б.; 5. 95-99-б.]. Похожий случай встречается относительно героя Алмамбета в эпосе «Манас». Согласно сведениям эпоса, Алмамбет приняв исламскую веру, убегает, не ужившись со своим народом, и станет служит Манасу, с которым он побратается [9. 80-83-б.; 10. 367-б.]. В эпосе «Манас» говорится, что Алмамбет был выходцем из «ойротов» [16. 6-б.].

3. В 1399 году Батула и Угечи-кашка, убив Элбэг-хана, захватили власть над Монголией, и после этого Северной Юань начал править Угечи-кашка, который упоминается в китайских источниках под именем Монке-Тимур [5. 95-99-б.; 2. 258-б.]. Видимо, в разделе «Чоң казат» («Великий поход») эпоса «Манас» отражен именно данный случай, поскольку там описывается, как войско, возглавляемое Манасом и Алмамбетом овладело страной Чет-Бээджин [12. 163-б.].

4. В 1400 году монголы посадили на трон законного Гунь-Тимура, брата Элбэг-хана [19. 31-б.]. В эпосе «Манас» упоминается, что Манас в Бээжине правил только «шесть месяцев» или «один год» [8. 1829-б.; 10. 60-б.].

Сходства мужду Угечи-кашка и Манасом не ограничиваются вышеописанным, подобные примеры можно видеть и из жизни их сыновей и внуков. Поэтому, на основе вышеприведенных доказательств, мы пришли к заключению, что историческая личность Угечи-кашка и был тем нашим Манасом, которого мы сильно желаем видеть.

 

Литература

1. Барфилд Т. Дж. Опасная граница: кочевые империи и Китай (221 г. до н.э. — 1757 г. н.э.) / Пер. Д.В.Рухлядева, В.Б.Кузнецова; науч. ред. и пред. Д.В.Рухлядева. – Санкт-Петербург, 2009.

2. Бейшеналиев Т. Кыргыз ханы Мөңкө-Темирдин өмүрү / которгон: А.Кылычев // Кыргыздар: Он төрт томдук. II том. – Бишкек, 2011.

3. Западная Монголия и Урянхайский край / составлен Г.Е.Грумм-Гржимайло. Том II. – Ленинград, 1926.

4. Каратаев О. Тарыхтын өчпөс издери // Жаңы Ала-Тоо. – Бишкек, 2013. – 4 (48). – 200-208-б.

5. Кукеев Д.Г. К вопросу отождествления исторических личностей у ойратов в китайских и монгольских источниках (на примере Угечи, Гуйличи, Менкэ-Тимура) // Вестник южного научного центра. Том 9, № 1. – 2013. – стр. 95–99.

6. Кычанов Е., Бейшеналиев Т. Юань-Мин доорундагы кыргыздар (XIII-XV кылымдар) // Кыргыздар: Он төрт томдук. II том. – Бишкек, 2011.

7. Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание») / отв. ред. Г.М.Румянцев. – Москва, 1973.

8. Манас: Кыргыз элинин баатырдык эпосу / С.Орозбаковдун варианты боюнча; түз. С. Мусаев, А. Акматалиев. – Бишкек, 2010.

9. Манас: Энциклопедия. I том. – Бишкек, 1995.

10. Манас: Энциклопедия. II том. – Бишкек, 1995.

11. Манас: Эпос / Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. I к. – Фрунзе, 1984.

12. Манас: Эпос / Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. II китеп. – Фрунзе, 1986.

13. Мелетинский Е.М. введение в историческую поэтику эпоса и романа / отв. ред. Ю.Б.Виппер. – Москва: Наука, 1986.

14. Мокеев Анварбек. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. – Бишкек, 2010.

15. Образование Киргизской Автономной ССР. Материалы и документы. – Фрунзе, 1927.

16. Образцы народной литературы северных тюркских племен / собраны В.В.Радловым. Часть V. – Санкт-Петербург, 1885.

17. Пашков Б.К. «Джангариада» — величественный калмыцкий эпос // Джангар: Калмыцкия эпос. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1977.

18. Петров К.И. Очерки феодальных отношений у киргизов в XV–XVIII вв. – Фрунзе, 1961.

19. Покотилова Д. История восточных монголов в период династии Мин. 1368-1434 (по китайским источникам). – Санкт-Петербург, 1893.

20. Сайф ад-дин ибн дамулло Шах Аббас, анын уулу Нурмухаммед. Тарыхтардын жыйнагы («Мажму атут-таворих») / Котор. М.Досболов, О.Сооронов. – Бишкек: Акыл, 1996.

21. Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова / ред. Н.И.Веселовского // Записки Императорского Русского Географического Общества по Отделению Этнографии. Т. XXIX. – Санкт-Петербург, 1904.

Жду ваших мнений об этом

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кашка

Османский автор конца XVI века Сейфи Челеби сообщает следующее: «По эту сторону Кашгарии обитает племя, носящее название «кыргыз». Они — кочевники и из той же породы, что и моголы. Это многочисленное племя. У них нет хана, а есть только беки, которых называют — кашка». (Bunların padişahı yok, beyleri vardır, beylerine ‘kaşka’ diyorlar) Кыргызы - не мусульмане и не кафиры. Seyfi Çelebi «Kitab-i padişah-i vilayet-i Hind va Hitay va Hotan va Kaşmir» 

в МаТ используется термин «кашка» - Жети кашка кыпчак

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...