Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Калга (калга-султан) является весьма распространенным титулом в государствах Джучидов. Особенно большим влиянием пользовался в Крымском ханстве на протяжении всего времени его существования. Официально калга(-султан) считался наследником трона и вторым лицом после хана.

В связи с этим возникает вопрос:

Как наличие калги )калга-султана) соотносилось с принципом избрания хана? Ведь если на курултае избирался сам хан, и его преемник в случае смерти (или, там отречения) тоже должен был бы избираться в таком же порядке.

И еще: не назовет ли кто-нибудь самые ранние источники, упоминающие о калгах? А то исследователи говорят, что Араб-шах был калгой Каган-бека еще в Золотой Орде, в 1370-е гг. (А. П. Григорьев, И. А. Зайцев), но при этом ни на какие источники не ссылаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько мне известны тексты, истоки института калги пока найти сложно. Крымский калга назначался, как и хан, турецким султаном. Но это, конечно, не значит, что калга был османским изобретением. Во-первых, калги были также при карачи-беках главного крымского аристократического клана - ширин, а там турки не вмешивались. Во-вторых, калги известны в Астрахани и Большой Орде.

Мы с вами, Бату, как-то уже рассуждали на форуме, что структура из четырех приближенных родов была принесена из-за Волги Тохтамышем и сохранена его потомками. Может быть и с калгой получилось что-то похожее. Во всяком случае в Золотой Орде до "замятни" ничего подобного вроде бы не было. Специально калге посвящена статья Дж. Матуза в "Турцике" (1972), но там нет сведений раньше середины 15 в.

Появление калги как заранее назначенного наследника может объясняться (на уровне догадки <_< ) именно всеобщей смутой в Орде. Пока трон держали потомки Бату, вопрос о предварительном назначении престолонаследника означал бы нарушение общеродового принципа власти, т.к. каждый Джучид теоретически имел право стать ханом. А вот когда в ходе "замятни" и позже стали образовываться автономные уделы и затем ханства, возникла необходимость закрепить эти новые локальные престолы за семьями царевичей-победителей. Тут-то и понадобился принцип калги как средство удержания власти. Чтобы в Астрахань не явился кто-нибудь из Сибири и не вякнул: и я, и я тоже прапраправнучек прапрапрадедушки Джучи, пустите меня царствовать :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы с вами, Бату, как-то уже рассуждали на форуме, что структура из четырех приближенных родов была принесена из-за Волги Тохтамышем и сохранена его потомками. Может быть и с калгой получилось что-то похожее. Во всяком случае в Золотой Орде до "замятни" ничего подобного вроде бы не было.

Значит, насчет "калганства" того же Араб-шаха при Каган-беке - это просто гипотеза исследователей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит, насчет "калганства" того же Араб-шаха при Каган-беке - это просто гипотеза исследователей?

Я не помню, как это обосновывается у авторов, и есть ли прямые указания на калгу в то время. Но теортетически именно тогда и должны были появиться первые признаки этого института, чтобы удержать трон за семьей очередного хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...