Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Удэгейцы

Рекомендуемые сообщения

Гость Эльтебер

Удэгейцы

Самоназвание - удэ, удэлэ, удеэ, удихэ.

udegeytsi.jpgudegeets.jpg

Удэгейцы в прошлом были известны как кяла, орочи, орочоны. Часть удэгейцев обозначалась этнонимом тазы и выделялась в качестве самостоятельного народа. В настоящее время насчитывается около 300 тазов, которые определяются как китаезированная группа удэгейцев иногда этот этноним применялся для обозначения всех удэгейцев.

Проживают в Хабаровском и Приморском краях между горной системой Сихотэ-Алинь и морским побережьем, на севере от правых притоков низовьев реки Амгумни до бухты Ольги на юге. Численность в РФ – 1902 человека.

В проделах этнической территории расселяются, в основном, по рекам. В конце ХIХ - начале ХХ вв. делились на восемь территориальных групп, названия которых происходили от рек, по которым проживали удэгейцы.

Антропологически удэгейцы относятся к байкальскому антропологическому типу североазиатской малой расы монголоидов. Для этого типа, при едва ли ни максимальной степени выраженности монголоидного комплекса, свойственного для представителей североазиатской расы, характерна менее интенсивная пигментация глаз, волос и кожи.

Язык удэгейцев относится к южной, амурской ветви тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Наряду с орокским, ближе стоит у эвенкийскому, чем языки других народов Приамурья. По ряду лингвистических признаков, язык удэгейцев делится на несколько говоров, объединяемых в три диалектные группы - хорско-анюйскую, бакинско-иманскую, самаргинско-хунгарийскую. Степень взаимопонимания между этими группами и внутри них различна, что объясняется изолированностью территориальных групп удэгейцев и направленностью их межэтнических связей.

В основе мировоззрения удэгейцев лежали анимистические представления о природе. Традиционные верования и шаманизм частично встречаются до сих пор.

Сочетание общеамурских и специфических черт в культуре удэгейцев, объясняется общностью этногенетических процессов, в которых принимали участие народы Приамурья и Приморья. Как и другие народы этого региона, удэгейцы сформировались в результате длительного взаимодействия аборигенного и пришлого тунгусского населения. В этом процессе принимали участие нивхи и айны. По Уссури и Амуру удэгейцы издавна контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи прослеживаются с орочами. В то же время, можно отметить относительную территориальную изолированность удэгейцев, что способствовало сохранению их самобытной культуры.

Хозяйственно-культурный тип удэгейцев может быть определен как охотничъе-рыболовецкий, в котором главным занятием была охота, а рыболовство, являющееся основой традиционной экономики практически всех народов Нижнего Амура и Сахалина, играет в их хозяйстве вспомогательную роль. Подсобным промыслом было собирательство. Особенностью культуры удэгейцев, был связанный с промысловой деятельностью, мобильный образ жизни. В организации промысла преобладала пешая охота на копытных животных, добыча пушнины.

Поселения делились на летние, кратковременные, с легкими шалашеобразными постройками и зимние, стационарные, о землянками или более капитальными шалашеобразными жилищами.

Одежда удэгейцев в большей степени имели общеамурекий облик, отличаясь некоторыми особенностями кроя. Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом служили шкуры животных и рыбья кожа. Верхней одеждой служил халат тэгэ запашного типа с застежкой на правом боку. Большинство удэгейских халатов имеют стоячие воротники. Под халатом носили натазники гокоги хэиги и длинные штаны с ноговицами амухи, нарукавники адапти для защиты от комаров и мошки летом и снега зимой. Костюм дополняли накидка на голову и плечи, наушники, шапка, меховые чулки с обувью и рукавицы. Обувь унта у удэгейцев нижнеамурского и восточносибирского типов.

Пища удэгейцев от общеамурской модели питания отличалась составом продуктов - увеличение доли мяса. Характер пищи удэгейцев зависел от сезона. С конца весны и до осени преобладала рыбная и растительная пища. С декабря и до весны, а также в сентябре важную роль играло мясо диких зверей. Удэгейцы не делали больших запасов свежего мяса. Когда оно заканчивалось, охотник уходил за новой добычей.

Основным средством передвижения в летнее время у удэгейцев были лодки-долбленки. В последние десятилетия лодки ана строят обычно из досок. Основным зимним средством передвижения были лыжи двух разновидностей: голицы кингилэ и с меховой подбивкой сугала. На лыжах ходили с посохом, нижний конец которого имел костяной наконечник и ограничительное кольцо. Для перевозки грузов зимой пользовались низкой прямокопыльной нартой без дуг. На ее левой стороне имелось правило, с помощью которого охотник управлял нартой. Тянуть нарту охотнику помогала собака.

Большее количество общерегиональных черт фиксируется в сфере организации общественной жизни и основ традиционного мировоззрения удэгейцев.

С 60-х годов ХIХ в., после вхождения юга Дальнего Востока в состав России, усилились контакты удэгейцев с русскими, носившие в начале экономический характер. С течением времени, влияние русской культуры привело к частичному изменению образа жизни (переход на оседлость), экономического уклада (распространение огородничества и животноводства), многих элементов материальной культуры. Большая самобытность духовной культуры удэгейцев, может быть объяснена тем обстоятельством, что в местах их расселения не было ни церквей, ни школ.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=325...,118,448&crypt=

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Удэгейцы

Численность – 2011 человек.

Расселение – Приморский и Хабаровский края. Наибольшая концентрация удэгейцев в настоящее время характерна для с. Красный яр Пожарского района Приморского края, где их более 400 человек, также в Хабаровском крае в с. Гвасюги им. Лазо – 160 человек, с. Агзу – 144 чел., Арсеньево Нанайского района – 50 чел.

Удэгейский язык относится к южной (приамурской) группе тунсгусо-маньчжурских языков. Язык имеет три взаимопонимаемых диалекта – хорский, бикинский, самаргинский. Особенно выделяется бикинский диалект, испытавший влияние китайского языка. Различия между диалектами постепенно нивелируются в результате взаимных миграций отдельных групп удэгейцев.

Полноценное владение родным языком характерно не более чем для 4 % удэгейцев (80 чел). Удэгейский язык используется только в быту и только лицами пожилых возрастов. Основным языком для удэгейцев в настоящее время является русский (некоторые также знают нанайский и орочский языки). Письменности удэгейцы не имеют.

Первый алфавит удэгейского языка создан на основе латинской графики в 1930 г. на базе хорского диалекта, тогда же был издан ряд учебников и учебных пособий. Попытка ввести новый удэгейский алфавит в наши дни по разным причинам оказались неудачной. Язык преподавался только в 1930-40 годы.

В контакте с удэгейцами проживают русские, нивхи, нанайцы, ульчи.

Традиционные занятия - охота и рыболовство.

Было развито шаманство.

Фольклор включает сказки, мифы, предания, песни, пословицы, поговорки. Праздники сопровождались танцами, игрой на однострунной скрипке, флейте. В орнаментах на бересте, дереве, кости просматриваются древние мотивы.

В местах традиционного проживания ныне сокращаются охотничьи и рыболовные угодья, и коренное население все реже может заниматься охотой, рыболовством и сбором дикоросов. В результате частых перемещений, снижения рождаемости, увеличения смертности, преобладания смешанных браков и других социально-экономических причин утрачивается национальная культура и забывается язык. Учебников и художественной литературы на родном языке нет. Большинство удэгейцев говорят на русском, нанайском и орочском языках.

Устойчивость самосознания в значительной степени поддерживается национальной интеллигенцией и общественными объединениями.

http://council.gov.ru/kom_home/kom_155/ssi.../udegeyzi.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Село Гвасюги является самым крупным поселением удэгейцев - одного из самых малочисленных народов планеты. На земле их всего около полутора тысяч человек, из них 200 человек живут в Гвасюгах. Они живут в деревянных домах, сажают огороды, смотрят телевизор, едят хлеб и овощи. Но душа удэгейца осталась такой же как и тысячу лет назад: по настоящему счастливым он чувствует себя только в тайге, на охотничей тропе. Удэгеец охотник не знает себе равных ни в зоркости глаза, ни в меткости выстрела. Он такой же искусный рыбак, каким был много веков назад, в этом его талант и предназначение на земле. А у удэгейской женщины другое предназначение: растить детей, готовить, хранить тепло очага и создавать красоту. Кто хоть однажды видел узоры, вырезанные удэгейской мастерицей, навсегда сохранит в душе восхищение изысканностью. А тот, кто понимает символику этих узоров, сможет, взглянув на ярко расшитый и богато украшенный удэгейский халат, прочесть повесть жизни этой женщины. Каждый халат - произведение искусства, на создание которого уходят долгие месяцы, может быть годы и потому место их не в шкафу, а в музее. Удэгейская национальная одежда побывала на многих международных выставках и получила немало призов. А показала миру удэгейское прикладное искусство удивительная женщина, живущая в Гвасюгах, - Валентина Тунсяновна Калундзюга. Она, словно полпред своего маленького народа в районе, крае, вообще на Земле, соединяет культуру удэге с мировой. Благодаря ей, увидел свет удэгейский фольклор.

У удэгейцев не было своей письменности и Валентине Тунсяновне удалось восполнить этот пробел - она создала удэгейскую азбуку, использовав для этого русский алфавит.

В удэгейском алфавите 37 букв. К сожелению, учебник удэгейского языка, абука пока не изданы, но, может быть, мечте Валентины Календзюга сужденно сбыться ? А пока уроки удэгейского языка, проходят в устной форме.

Гвасюги не являются исконным местом проживания удэгейцев. Их истинная родина находиться на реке Сукпай.

http://prk.kht.ru/history/udege.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Удэгейцы - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Живут в Хабаровском (697 чел.) и Приморском (766 чел.) краях.

Общая численность по переписи 1989 г. - 2011 человек. До конца 19 века удэгейцев в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Их и орочей считали одним народом. Первым, кто обосновал их этническую самостоятельность, был С.Н. Браиловский. Он же первым ввел в употребление и этноним удихэ (удээ, удэхэ, удихэ), ставший самоназванием народа уже в 30-х гг. ХХ века. До этого общего самоназвания не было. Каждая территориальная группа имела собственное самоназвание: хунгарийская - хунгакэ, бикинская - бикинка, анюйская - унинка и др. Говорят на удэгейском языке, который вместе с орочским занимает в южной группе тунгусо-манчжурских языков промежуточное положение. По своим лексическим и грамматическим особенностям близок к амурской группе тунгусских языков. В настоящее время принято выделять три диалектные группы: приморскую (самаргинско-хунгарийскую), хорско-анюйскую и бикино-иманскую. В основу литературного удэгейского языка на латинской графике в 30-е гг. ХХ века был положен говор хорских удэгейцев, однако в качестве письменного язык просуществовал недолго. В настоящее время предпринимаются новые попытки разработать письменность на основе русской графики. Все удэгейцы русскоязычны. В 1989 г. удэгейский язык в качестве родного назвало лишь 24.3 % удэгейцев.

Этногенез

Можно выделить три основных этнических компонента, на базе которых формировался удэгейский этнос: автохтонный палеоазиатский, представленный янковской и близкими к ней по облику археологическими культурами Кореи и Приамурья; аустронезийский в лице мигрировавших сюда с побережья Желтого и Восточно-Китайского морей сушэней (кроуновская археологическая культура) и тунгусский, первоначальную основу которого составляли пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья (ольгинская археологическая культура). В процессе взаимодействия илоу с местными племенами к 7 веку на юге Дальнего Востока сложилась новая тунгусоя-зычная общность мукри, дальнейшее развитие которой происходило в сложных этнополитических условиях в неразрывной связи с историей и культурой соседних стран и народов. Особенно большое влияние оказали на нее древнетюркские и древнемонгольские народы, что в конечном итоге и привело к образованию современных этносов южно-тунгусской языковой группы, в том числе и удэгейцев.

Этническая история

Русские познакомились с удэгейцами во второй половине 19 века в связи с присоединением к России Приамурья и Приморья. К этому времени они расселялись по берегам рек, впадающих в Японское море, начиная от реки Раздольной до устья реки Тадуши, а также занимали территорию бассейнов Бикина, Хора, Анюя, Хунгари, Имана. Вака и некоторых других рек. По мере колонизации этой территории русскими переселенцами ареал расселения аборигенов неуклонно сокращался. К началу ХХ века в Приморье удэгейцы сконцентрировались в бассейнах труднодоступных рек Самарга и Бикин, в Приамурье - в верховьях Хора, Анюя и Хунгари. Родовая организация удэгейцев в 19 веке находилась уже на стадии глубокого разложения. Каждое поселение являлось территориально-соседской общиной, в которой проживали представители различных родов. Сохранялись многочисленные пережитки родового быта: обычай левирата и аванкулата, кровная месть, культ межродового огня, разнообразные формы первобытного коллективизма. В административном отношении в конце 19 века удэгейцы жили на территории Удского, Уссурийского и Южно-Уссурийского округов Приморской области. По переписи 1897 г их насчитывалось здесь 1841 человек. Во главе соседской общины стояли выборные старшины, которые утверждались русской администрацией и приравнивались в правах к деревенским старостам. Огромное влияние на материальную и духовную культуру удэгейцев оказали контакты с русскими населением. Особенно большое ускорение процессы аккультурации приобрели в советский период. Коллективизация, техническая реконструкция промыслового хозяйства в корне изменили весь образ жизни народа. Уже в 30-е годы началось сселение удэгейцев в более крупные и благоустроенные поселения. Процессы концентрации удэгейского населения продолжались и в последующие годы. С одной стороны, это способствовало консолидации этноса, росту этнического самосознания аборигенов, улучшению их социально-экономического положения, повышению культурного и образовательного уровня. С другой - оказались утраченными многие элементы их традиционной культуры.

Хозяйство

Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве. Рыбный промысел играл определяющую роль у удэгейцев, живущих в бассейне рек Японского моря, на крупных притоках Уссури и Амура. У живущих в верховьях притоков Уссури основным занятием была охота

Наиболее древний и любимый вид промысла - гоньба (преследование животного на лыжах по глубокому снегу или весеннему насту). В этом случае чаще всего использовали копье гида или лук со стрелами. Распространенной была охота с помощью самострелов бэйсигу. На изюбра и лося охотились с оморочек в речных заводях, куда животные приходили полакомиться водорослями. Осенью во время гона изюбрей подманивали с помощью берестяного манка буника. Охота на пушных зверей получила широкое распространение лишь в последней четверти 19 века, когда в крае появились многочисленные скупщики пушнины. Добывали енотов, колонков, выдр и особенно соболей с помощью различных ловушек. Чаще всего зверя выслеживали по следу. Основу удэгейского рыболовства составляла добыча кеты осенью и горбуши летом. Орудиями лова служили остроги, крючковые снасти и ловушки. На Самарге, Бикине, на речках побережья Японского моря удэгейцы добывали лососей небольшими запорами. Собирательство - еще одна хозяйственная отрасль удэгейцев. Занимались этим делом женщины. Женьшеневый промысел носил у удэгейцев товарный характер. Добытые корни сдавали китайским торговцам, рассчитываясь, таким образом, с ними за старые долги.

Материальная культура

У удэгейцев существовало три типа поселений-стойбищ: постоянные (зимние), сезонные и временные. Постоянные располагались в распадках, укрытых сопками от зимних ветров, неподалеку от традиционных мест промысла и существовали десятилетиями. К наиболее древним, насчитывающим по 100 и более лет, относятся стойбища хорских удэгейцев Джоонго и Чукен, самаргинских - Зава и Исим, бикинских - Олон и Сяин, анюйских - Бира и др. Сезонные и временные поселения чаще всего устраивались на берегу реки. К наиболее распространенным жилым постоянным постройкам относится полуземлянка туэдзи, имеющая вид двускатной крыши поставленной на землю.

Жилое помещение делится на мужскую и женскую половины. В центре полуземлянки располагается очаг, сразу за очагом напротив входа мужская половины малу. Вдоль стен полуземлянки располагаются нары, покрытые берестой или шкурами. Некоторые хунгарийские и иманские удэгейцы жили в полуземлянке с кановым отоплением. Среди других зимних жилищ можно отметить конический чум тоза и корьевой шалаш кава. Удэгейский чум по своей конструкции аналогичен эвенкийскому. Шалаш представлял собой высокую и крутую крышу, поставленную на землю. Хозяйственными постройками у удэгейцев были свайные амбары, а также вешала и помосты, установленные на четырех столбах. Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом служили шкуры животных и рыбья кожа.

Верхней одеждой служил халат тэгэ запашного типа с застежкой на правом боку. Большинство удэгейских халатов имеют стоячие воротники. Под халатом носили натазники гокоги хэиги и длинные штаны с ноговицами амухи, нарукавники адапти для защиты от комаров и мошки летом и снега зимой. Костюм дополняли накидка на голову и плечи, наушники, шапка, меховые чулки с обувью и рукавицы. Обувь унта у удэгейцев нижнеамурского (поршневидная) и восточносибирского (башмаковидная) типов. Характер пищи удэгейцев зависел от сезона. С конца весны и до осени преобладала рыбная и растительная пища. С декабря и до весны, а также в сентябре важную роль играло мясо диких зверей. Удэгейцы не делали больших запасов свежего мяса. Когда оно заканчивалось, охотник уходил за новой добычей. Основным средством передвижения в летнее время у удэгейцев были лодки-долбленки. По конструкции носа и некоторым другим деталям они относятся к двум типам: оморочка утунгиэ и лодка с лопатообразным носом ана (бат) . Оморочка по конструкции отличалась от бата овальным дном, заостренными кормой и носом. Передвигались бат и оморочка с помощью шестов и весел. На оморочке пользовались двухлопастным веслом. Поднимаясь против течения, в бат иногда впрягали собак. В последние десятилетия лодки ана строят обычно из досок.

Основным зимним средством передвижения были лыжи двух разновидностей: голицы кингилэ и с меховой подбивкой сугала. На лыжах ходили с посохом, нижний конец которого имел костяной наконечник и ограничительное кольцо. Верхний конец имел вид небольшой лопаточки. Спускаясь с горы, охотник садился на лыжную палку и ловко скатывался вниз. Для перевозки грузов зимой пользовались низкой прямокопыльной нартой без дуг. На ее левой стороне имелось правило, с помощью которого охотник управлял нартой. Тянуть нарту охотнику помогала собака.

Духовная культура

В основе мировоззрения удэгейцев лежали анимистические представления о природе. Весь окружающий мир для них был населен бесчисленным количеством добрых и злых духов. Из анимистических представлений возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами. Верования удэгейцев, связанные с промысловым обрядом, находятся в неразрывном единстве с почитанием таких животных как медведь, тигр, выдра и других, которые когда-то, видимо, были для удэгейцев тотемами. Пережитки тотемизма сохранялись в культе удэгейцев вплоть до недавнего времени.

Большую роль в жизни удэгейцев играл шаманизм, также связанный с верой в духов. Первоначально существовало лишь семейное шаманство, которое со временем стало вытесняться профессиональным. Каждый шаман имел своих духов-покровителей и духов-помощников, которые изображались в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых.

Шаманский дар передавался по наследству из поколения в поколение. Фольклор представлен историческими рассказами, преданиями, мифами, сказками и другими жанрами. Музыкально-повествовательная традиция удэгейцев отличается большой мобильностью: один и тот же сюжет может быть представлен и как мифологическое повествование и как сказка с напевами. В основе фольклорных произведений рассказы о действительных исторических событиях, родовые предания, мифы, шаманские легенды, различные объяснения происхождения названий гор, озер и других объектов природы. Особое место в устном народном творчестве занимала песня. Ее характерная особенность - печальность и монотонность. Разнообразны способы извлечения звуков: горловое прерывистое пение с небным оттенком, ротогорловая кантилена с фальцетным оттенком и т.п.. Песни исполнялись сидя, во время пения жестикулировали, покачивая головой и корпусом. Хореографическое искусство представлено обрядовыми и игровыми танцами. Танцы устраивали по случаю удачной охоты на медведя или другого зверя. Танцевали вокруг костра женщины, специальную пляску устраивал шаман. Шаманская пляска - сольная импровизация, состоящая из иллюстративно-изобразительных, подражательных движений, переходящих в пантомиму. Участники танцев имитировали движение зверей. Изобразительное искусство представлено узором, орнаментом, скульптурой и плоскостным сюжетным рисунком. Узором и орнаментом украшались бытовые предметы, орудия труда, принадлежности культа. Широкое развитие получила орнаментация тканей, рыбьей кожи, бересты . При украшении предметов из этих материалов использовали такие технические приемы как роспись, аппликация, вышивка. В скульптуре больше место занимало изображение духов. В целом удэгейское народное искусство имеет общую основу с искусством тунгусо-манчжурских народов.

http://www.raipon.net/db_peoples_rus/udege.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

В этногенезе северной группы удэгейцев прослеживаются отдельные палеоазиатские элементы, у южных удэгейцев- дреннекорейские, бохайские, тюркские, тунгусские, маньчжурские.

В 1860-х годах началось освоение Уссурийского края русскими. Взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику, культуру удэгейцев. До настоящего времени удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность. Несмотря на государственную политику по сселению, укрупнению селений, удэгейцы не прекращали (за редким исключением) жить по тем же рекам, на огромных расстояниях друг от друга, где обитали и в прошлом. В 1960-70-х гг. продолжали существовать анюиская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская и другие эт-нографические группы удэгейцев.

Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве; последнее было второстепенным, особенно у удэгейцев, живших преимущественно в верховьях притоков реки Уссури. Промысловые орудия носили индивидуальный характер: пушного зверя добывали в основном ловушками, самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били копьями, приманивая звуками берестяной трубы. Лук со стрелами (хотя огнестрельное оружие было известно в 19 в.) оставался "универсальным" оружием и в 20 веке. Различные остроги, удочки, крюки, неб.сети - орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве. Только в приморских районах строили ловушки на лососёвых; здесь же был известен подледный рыболовный промысел. Для обитателей притоков реки Уссури были характерны и другие промыслы: пантовый и женьшеневый.

У удэгейцев существовало разделение труда: мужчина занимался промыслами, воздвигал жилища и другие постройки, делал лодки, лыжи, нарты и т.п. Женщины сохраняли на длительный срок рыбу и мясо, выделывали шкуры и кожи, изготовляли из них одежду и обувь. Селения были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной. Поданным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков. Члены каждого рода жили дисперсно - одни и те же роды расселялись в разных территориальных группах. В районах расселения удэгейцы пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя-тремя очагами. Летние жилища имели большее разнообразие: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные.

Женская и мужская одежда удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом - штаны с ноговицами, у женщин - длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнаментом. Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка.

В пище жителей притоков Амура и у приморских удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури - мясо. Употребляли много рыбьего жира.

Религиозные верования существенно различались у удэгейцев разных территориальных групп. У приморских и амурских удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды - касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др. Повсеместное распространение имело почитание Буа -духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удыгэйцы почитали тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу. Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя. Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник. Шаманизм играл большую роль в жизни удэгейцев. С деятельностью шамана были связаны разл. ритуальные предметы: множество зооморфных и антропоморфных изображений, фигурок духов у самого шамана и у других лиц, которым он шаманил. Помимо шаманского бубна пользовались круглыми погремушками с рукоятями, однострунными скрипками, флейтами - дудочками, варгапами - металлическими и деревянными. Танцевали по большей части во время шаманских камланий.

Богат фольклор удэгейцев: мифы и сказки, исторические предания, загадки, пословицы, поговорки. Среди прикладных искусств: вышивка, мозаика, аппликация (одежды, обуви, головных уборов и др.), резьба, тиснение, раскраска и др.

А.В.Смоляк

http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ethno/i....html?n=36&p=56

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно выделить три основных этнических компонента, на базе которых формировался удэгейский этнос: автохтонный палеоазиатский, представленный янковской и близкими к ней по облику археологическими культурами Кореи и Приамурья; аустронезийский в лице мигрировавших сюда с побережья Желтого и Восточно-Китайского морей сушэней (кроуновская археологическая культура) и тунгусский, первоначальную основу которого составляли пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья (ольгинская археологическая культура). http://www.raipon.net/db_peoples_rus/udege.html

А где можно узнать про австронезийцев Кореи и Приамурья подробнее?

Про сушеней ексть "Сушэни - праайны: (К постановке пробл.)" / Э. В. Шавкунов ; АН СССР, Дальневост. отд-ние, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока

26 с. 20 см

Препр. Владивосток ДВО АН СССР 1990

Можно ли его достать в електр. виде?

Так сушени айны или австронезийцы?

Может по праайнам и австронезийцам Кореи что-то есть в интернете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Орочоны орочены (от тунгусского оро или орон — домашний олень) — народ тунгусского племени, сибирской ветви. Живут в северо-восточной части Амурской области — в верховьях Амура и по его притокам (Амазар, Урка, Ольдой); в Приморской области — в верховьях правых притоков Уссури (по Хору, Бикину и Иману с Ваком), по побережьям Татарского пролива и Сев. Японского моря; кроме того, встречаются на С Забайкальской области, по бассейнам рек Витима, Верхней Ангары и Шилии (о забайкальских Орочоны см. ниже), в Маньчжурии — по правому берегу Амура, в долине Гуюля, впадающего в Гань (оседло, в нескольких селениях). Тип Орочоны — монгольский; преобладает малый рост, при сухощавости сложения. Сплюснутая от темени к шее большая голова; плоское, широкое, с выдающимися скулами лицо; несколько выдающийся вперед клинообразный подбородок; широкий и прямой лоб, выпуклые в скулах щеки; короткий, круглый, с открытыми ноздрями нос; толстые губы, с несколько направленными вниз углами; узкие, с косым разрезом, черные или карие глаза; черные, жесткие, прямые волосы, густые на голове, редкие — на усах и бороде. Одежда у амурских Орочоны состоит из верхнего платья, сделанного из кожи северных оленей или диких коз, или же из шкур тех же животных; у мужчин платье доходит до колен, у женщин спускается ниже; оба пола носят род коротких панталон и кожаные чулки, прикрепляемые к панталонам узенькими ремешками, короткие полусапожки с голенищами летом, а зимой — длинные сапоги из оленьей кожи, мехом наружу. Женскую шапку шьют из разных шкур: передняя сторона из шкуры россомахи, задняя из выдры, низ окаймлен рысью, верх из лапок черно-бурых лисиц, подкладка из шкуры домашнего оленя. У зажиточных Орочоны Приморской области входят в употребление русские платки и фуражки; одежда представляет сходство с одеждой гольдов, значительно отличаясь от одежды амурских Орочоны; чаще готовится из китайских тканей — бязи и дабы. Шалаши Орочоны состоят из жердей, покрытых летом берестой, зимой — кожами сохатого оленя. Язык амурских Орочоны сходен с языком русских тунгусов, а язык Орочоны Приморской обл. — с языком гольдов. Орочоны Приморской обл. стоят на самой низкой ступени духовного развития; у них нет вовсе преданий, они не имеют понятия о годе и месяце и летосчисление ведут по ходу красной рыбы — кеты. Время Орочоны обозначают указанием, что "с тех пор красная рыба проходила 5, 10, 15 и т. д. раз". Они уважают родителей и родственников, заботятся о сиротах, сострадательны к бедным, гостеприимны; кражи у них редки и клеймятся презрением; родовой мести не существует. Амурские Орочоны исповедуют православную веру, приморские придерживаются шаманства и устраивают кумирни вблизи шалаша, в толстом, прямом дереве, в виде вырезанного трехгранного угла, на высоте 1—1,5 арш. от земли; перед кумирней помост из корья, на который кладутся жертвоприношения из рыб, камушков и проч.; во время молитвы по углам помоста зажигаются палочки из древесного смолья. Встречаются и кумирни китайского образца, в виде ящиков, с изображениями китайских богов и с деревянными и свинцовыми идолами. Шаманы у Орочоны называются ламами. Отец — глава семьи и дома, обязанный доставлять семье средства к существованию; мать смотрит за оленями и собаками, устраивает юрты при перекочевках, приготовляет пищу, шьет одежду и проч. Разделы не допускаются прежде смерти отца, после которого власть переходит к старшему сыну. За невесту дается ее отцу калым, который у приморских Орочоны вручается при самом совершении бракосочетания в доме жениха, а у амурских уплачивается постепенно. Договор о супружестве иногда совершается в то время, когда будущим супругам не более 8—9 лет. После родов женщина у приморских Орочоны считается нечистой: во время родов и целый месяц после них она живет в отдельном балагане, который затем сжигается. Орочоны по реке Хору тела покойников не зарывают в землю, а ставят гробы в двускатные балаганы из бересты, высотой 1,5—2 арш. Кочевой образ жизни Орочоны обусловливается оленеводством и промыслами звериным и рыбным; последние — главное их занятие. Рыба заготовляется впрок; приморские Орочоны из кеты заготовляют юколу, для продовольствия людей и собак. При охоте, продолжающейся всю зиму, применяются лук, копье, вилка с зазубринами (для мелкого зверя), ружье и нож. Амурские Орочоны в ноябре охотятся исключительно за белками. Пушнину амурские Орочоны сбывают русским торговцам в поселке Покровском и на Джалинде, приморские Орочоны — китайцам. Амурские Орочоны делятся на три главных рода; каждым родом управляет староста, избираемый сходом на 3 года и подчиняющийся тому станичному управлению, в районе которого кочует со своим родом. Староста объявляет административные распоряжения, следит за их исполнением, собирает ясак и служит низшей судебной инстанцией. По переписи начала 1880-х гг., амурских Орочоны было 946 чел. (474 мжч. и 472 жнщ.); ясачная подать определялась в 2 руб. 35 коп. в год с мужчины в возрасте 18—60 лет. Приморские Орочоны не образуют родовых общин, живут отдельными семьями, не знают другой власти, кроме отцовской, и не имеют понятия о повинностях. В 1882 г. их было до 1170 д. об. п. Название Орочоны стало известно русским только тогда, когда они познакомились с Орочоны, живущими по верховьям Амура. Орочоны Забайкалья известны под официальным названием бродячих тунгусов. Их всего в 1894 г. было 525 душ мужского пола, составлявших 8 родов, обитавших, большей частью, на берегах оз. Байкала, при впадении pp. Ангары и Кошеры. Место их осенней стоянки — пристань Дагары (она же селение Нижне-Ангарское), центр рыбопромышленности на С оз. Байкала (всего до 25 юрт). По окончании рыбного промысла береговые Орочоны откочевывают на лодках в свои места по pp. Ангаре и Кигере, по берегам Байкала до Кабаньего мыса и р. Тыи и далее до р. Покойников, занимаясь рыбным и пушным промыслами. Горные Орочоны (24 юрты, при 320 оленях) кочуют по вершинам рек, впадающих в Лену и Киренгу. В ноябре и апреле они выходят в м. Дошкочаны, для решения своих родовых дел, уплаты ясака и проч. На месте разветвления Ангары на протоки Ангару и Кошеру стоит выселок Ченча, при котором казенный магазин (другой — в Нижне-Ангарске) для отпуска Орочоны хлеба, пороха, свинца и кирпичного чая. На центральных местах зимней и летней стоянок забайкальские Орочоны строят деревянные амбары, для хранения ненужных по времени года вещей; около таких амбаров и располагаются юрты Орочоны При передвижениях мужчины ходят на лыжах, женщины и старики ездят на оленях. Пища зимой — кирпичный чай с оленьим молоком, пресные хлебные лепешки, рыба (хариус, налим, осетр) и птица (гусь, глухарь). Забайкальский Орочоны хорошо выносит холод и часто спит на морозе, ничем не укрывшись. Сало, куски мяса и кедровые орехи — праздничное угощение Орочоны, подаваемое на деревяшках. Охотятся Орочоны за медведями, изюбрами, козами, тарбаганами, выдрами, соболями, лисицами, россомахами, кабаргами и белками. Охота производится при помощи особой породы собак — лаек, среднего роста и преимущественно темного цвета. Соболя и лисицу стреляют из-под собаки, большого зверя ловят в ямы. Особенно выгодной считается охота за кабаргой, очень опасная, так как охотнику приходится карабкаться по обрывам скал.

Ум.

Ороки — народ тунгусского племени (сибирской ветви); живут на восточном берегу Сахалина, от мыса Вюрта до залива Терпения; кроме того, отдельные юрты Ороки встречаются по реке Поронай. Их строение лица и телосложение напоминает ольчей (см.) или мангунов; язык несколько разнится от языка последних, что зависит, быть может, от различного образа жизни тех и других. Ороки — полукочевой народ, который вместе со стадами оленей переходит с места на место, обыкновенно перекочевывая каждую зиму с восточного берега Сахалина к верховьям р. Тыми, а оттуда на западный берег о-ва около деревень Аркай или Мгачь; затем Ороки идут вдоль Татарского пролива к С до Амурского лимана, переходят на материк к р. Тыми, поднимаются по ее долине, спускаются в долину Амура, где живут недолго, производя меновую торговлю с ольчами и, наконец, возвращаются прежним путем на Сахалин. Лето и зиму Ороки живут в конусообразных шалашах, покрытых шкурами рыб и оленей. Одежда Ороки напоминает одежду ольчей. Главное их занятие — добывание зверей и уход за домашними оленями. Ороки обходительны, ласковы и приветливы. Шренк полагает, что Ороки — ветвь ольчей, переселившаяся с материка на Сахалин; это весьма вероятно, так как сами Ороки называют себя ольчами. Число их — не более 300 душ обоего пола.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...