Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Среднеазиатские арабы

Рекомендуемые сообщения

Гость Эльтебер

Историческая справка

Исторические источники и данные топонимики свидетельствуют о широком расселении арабов в Средней Азии в прошлом. Однако со временем число арабских поселений и семей, живущих в городах, стало уменьшаться. Это было, прежде всего, следствием слияния относительно малочисленных групп арабов с местным населением. Благодаря историческим документам можно утверждать, что еще в середине XVI века арабы жили в тех же местах, где и теперь, - Бухарской, Самаркандской областях и в долине Кашкадарьи.

Среди кашкадарьинских, каттакурганских и самаркандских арабов распространено предание о том, что их предков привел из похода в арабские страны Амир Тимур. При этом он хотел в чем то провинившихся перед ним арабов отправить в Китай, но духовный наставник Тимура - Мир-Хайдар из Касби - будто бы сжалился над ними, выпросил их у Тимура и получил разрешение поселить их в окрестностях Гисара и Карши, откуда они в течении последующих двух-трех столетий расселились в районы Каттакургана и Самарканда. Среди арабов распространена также легенда о том, что они являются прямыми потомками первых арабов-завоевателей.

Как известно, во времена завоевания Средней Азии арабами, в 7-8 веках, в главных городах Маверанахра - Бухаре и Самарканде - были оставлены крупные гарнизоны, состоящих из арабов. В Бухаре им была передана половина домов и земель жителей. В дальнейшем арабы быстро ассимилировались с местным населением, и уже в IX веке их нельзя было отличить от коренного населения. Поэтому мы не исключаем возможность того, что современные арабы из Бухары происходят именно от этих поселенцев первых веков ислама.

Иначе дело обстояло на левом берегу Амударьи. Здесь, в завоеванных арабами районах Мерва и Балха, ставшими основными базами для дальнейших завоеваний, с самого начала было много арабов, селившихся крупными племенными группами. При этом, если оседлые арабы, поселившиеся в городах и селениях вокруг, довольно скоро растворились в массе коренного населения, то кочевые арабы гораздо дольше сохраняли свои особенности. Это подтверждают и исторические данные: арабы северного Афганистана (Шибирган и Балх) кочевали с X до начала XIX веков, сохраняя при этом традиционный уклад жизни и родной язык. В 1513 году узбекские султаны Джанибек и Убайдулла вынуждены были очистить захваченные ими земли левого берега Амударьи. При этом Джанибек переселил жителей Балха и Шибиргана на земли долины Зеравшана - от Самарканда до Рабат Малик (Кермине).

Уклад жизни

Основные занятия арабов не претерпели коренных изменений: как в далекую старину, так и сегодня это животноводство и земледелие. В степных и пустынных районах преобладает животноводство, в долинах рек - земледелие. Наиболее развитой отраслью животноводства издавна было разведение каракульских овец и верблюдов. Из домашних промыслов у арабов было развито ткачество безворсовых ковров - гилам.

По преданиям кашкадарьинских арабов искусство ковроткачества является древним занятием, которое было известно им еще до переселения в Среднюю Азию. Своеобразие их ковров позволяет считать это утверждение правдоподобным. Арабские ковры известны также под названием камашинских, каршинских или араби. В прошлом эти ковры были двух видов. Ковры среднего качества, предназначавшиеся для продажи, назывались бозор гилам (ковер на продажу). Среди ковров, которые ткали для себя, особенно выделялись богато и своеобразно орнаментированные киз гилам (девичий ковер). Их давали в приданое, и они играли важную роль в свадебном обряде. Кочевой образ жизни во многом определял ассортимент ковровых изделий. Например, также для приданого специально изготовляли мелкие вещи - занавесы для дверей юрты, вещевые мешки разных видов, футляры для ножниц и веретен, мешочки для соли и т.п.

Арабы долины Пянджа не ткали ковров типа араби. Помимо полосатых безворсовых ковров, распространенных и у остального местного населения, они изготовляли высоковорсовые ковры - жулхирс, сшиваемые из узких полос. Ковры этого типа распространены у узбеков Самаркандской области, а также у арабов селений Алачабоф и Майдаяб в Каршинской степи.

Большая часть арабов в прошлом вела полукочевой образ жизни. У этой части арабов основным видом жилища была юрта, деревянный остов которой они приобретали у полукочевых узбеков. А тканые полосы для скрепления частей остова и кошмы для покрытия изготавливали сами. Бедняки, которым трудно было приобрести и оборудовать юрту, жили в шалашах различных видов. В Камаши шалаш (каппа) делают из трех камышовых плетенок: две ставят на землю в виде крутой двускатной кровли, а третья образует заднюю стенку. В настоящее время такой шалаш используется в качестве летней кухни. У других народов Средней Азии шалаш такого типа не встречается.

В настоящее время селения и жилища арабов не отличаются от селений узбеков и таджиков. Убранство жилища также не отличается от узбекских. Для арабов характерна традиционная любовь к коврам, которые стелют на пол и вешают на стены.

Одежда

Одежда арабов аналогична узбекской и таджикской. Костюм мужчин пожилого возраста сохраняет традиционные формы. Это длинная рубаха прямого покроя из полосатой или белой ткани с горизонтальным разрезом ворота; штаны из той же ткани длиной почти до щиколоток, с широким шагом и на вздержке. Поверх одевают один или два халата без подкладки, подпоясывая их платком, сложенным треугольником. При выходе из дома надевают еще один халат, стеганый на вате, а зимой также и халат из домотканого сукна. На голове носят чалму, наматывая поверх тюбетейки. Обувью служат мягкие сапоги с остроносыми галошами.

В отличие от соседних узбеков и таджиков, у которых только замужние женщины заплетают две косы, у арабов все женщины и девушки, независимо от возраста, носят две косы, только замужние заплетают косы перед ушами и они немного выступают из-под головного убора, а девушки носят косы сзади. Арабские женщины в селениях Камаши и Джейнау носили серьгу в носовой перегородке. Эта золотая или позолоченная серьга называется зимо'м. Девушки, в отличие от женщин, носили серьгу на левом крыле носа.

В некоторых селениях по сей день можно встретить старинный женский головной убор - гиззи. Для сосватанной девушки гиззи шьют из одного полотнища красной ткани. Полотнище, закрывая всю спину, спускается почти до щиколоток, а верхний конец его сшивается так, чтобы образовалось отверстие для лица. Спереди пришивается другой кусок ткани в одно полотнище. На ту часть, которая закрывает грудь, нашиваются четыре-пять горизонтальных полос из темной ткани на равном расстоянии одна от другой. Поверх по всей длине нашивают вертикальную полосу темной ткани шириной 5-6 см. Эту полосу украшают серебряными и позолоченными бляхами и монетами. Поперечные полоски по краям также украшают рядами различных пуговиц, монет и ракушек каури.

Замужние женщины носят белый гиззи несколько иного покроя: на спину он спускается треугольником, а плечи и грудь закрывает полностью. Под подбородком гиззи украшают вышивкой. Кроме того, на гиззи нашивают куррак - украшение в виде двух плоских спиралей из конского волоса. Их пришивают так, что с обеих сторон они прилегают к щекам рта. От каждой спирали спускается на грудь по одному тонкому шнурку, сплетенному из конского волоса, а вверх идет короткий шнурок, который спускается с каждой стороны через отверстие шаровидной серебряной бусины и пришивается к краю гиззи у щеки. Поверх гиззи надевается бухнук - стеганая на вате шапочка. Молодая женщина в праздники или когда идет в гости прикалывает на платок, шапочку и гиззи разнообразные серебряные украшения.

Семейные традиции

Среднеазиатские арабы строго придерживались браков внутри своего народа. Нередки случаи женитьбы араба на узбечке или таджичке, но случаи выдачи девушки замуж за мужчину другой национальности встречались крайне редко и при этом осуждались.

В обрядах и обычаях арабов, связанных с вступлением в брак, рождением и воспитанием детей, погребением умерших и поминками, много общего с узбекскими и таджикскими обрядами. Это объясняется не только тем, что все эти народы исповедуют ислам суннитского толка, но и совместным проживанием их в течение многих веков. Имелись, однако, и некоторые отличия в семейных обрядах и обычаях арабов. Наиболее существенным из них является отсутствие калыма. Сторона жениха несет расходы только по проведению свадьбы. Каждый араб считал делом чести снабдить свою дочь-невесту всем необходимым в будущей самостоятельной жизни - одеждой и домашней утварью. Стоимость приданого обычно превышает стоимость расходов на проведение свадьбы. У некоторых групп арабов калым существует, но приданое все равно превышает стоимость калыма.

Среднеазиатские арабы сохранили следы деления на родоплеменные группы. В памяти населения сохранилось всего около двух десятков названий самого различного происхождения. Среди них имеется, например, название такого старинного крупного арабского племени, как курейш. Довольно старыми являются такие названия, как шайбони, санони, балуи. Согласно преданиям, от имени предков, живших несколько сот лет назад, происходят названия таких родовых групп, как зангибои, бахшибои, искандари, рашиди, ходжаги. Связи внутри родовой группы выражается в основном во взаимном участии в семейных торжествах, взаимопомощи и в наличии родового кладбища.

Среднеазиатские арабы в большинстве своем утратили родной язык и в настоящее время говорят на узбекском или таджикском языках. Арабский язык в качестве второго сохраняется только в нескольких селениях: в кишлаках Джангори и Чахдара Гиждуванского района, Арабхона Вабкентского района Бухарской области и кишлаке Джейнау в Сурхандарьинской области.

Численность арабов в Узбекистане составляла:

в 1956 году - 5400 человек,

в 1979 - 2039,

в 1989 - 2805

http://rabatmalik.freenet.uz/rus/arabs.html

Также в Кабадиане, Хатлонская область Таджикистана, проживает община среднеазиатских арабов.

http://www.fp.ru/bulletin/15tadj.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ищу текст "The End of the Jihad State. The reign of Hisham Ibn Abd al-Malik and the collapse of the Umayyads. New York, 1994" Халида Йахьи Бланкеншипа в электронном виде.

Буду благодарен также любой (ПОДРОБНОЙ) информации о борьбе северо и южноарабских племен в арабском халифате, их расселении в доисламское время, во времена арабских завоеваний и вплоть до нашего времени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Дорогой Эльтебер, мой друг из Шимкента (болтын-кыпчак) сказал что ряд казахских родов, не входящих в структуру трёх жузов имеет арабское происхождение. Так ли это? И если это правда, то какие роды можно выделить в эту группу, а также какое место они занимают в казахском обществе?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Поставлю вопрос точнее. Среди казахов есть так называемые кожа, которые как и ак суек (чингизиды) находятся, как я понимаю вне родоплеменной организации трёх жузов. Изучая казахское шеджере, я нашёл там неких Нух, которые также не входят в жузовую организацию. Тождественны ли кожа и нух, и кто они? Просто сейиды? Или действительно люди арабского происхождения? Не могли бы вы предоставить информация по этому вопросу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поставлю вопрос точнее. Среди казахов есть так называемые кожа, которые как и ак суек (чингизиды) находятся, как я понимаю вне родоплеменной организации трёх жузов. Изучая казахское шеджере, я нашёл там неких Нух, которые также не входят в жузовую организацию. Тождественны ли кожа и нух, и кто они? Просто сейиды? Или действительно люди арабского происхождения? Не могли бы вы предоставить информация по этому вопросу?

А разве не Торе?... У меня был знакомый...из них...так вот он говорил,что они являются потомками Пророка...и у казахов положено при встрече...даже если он младше, привествовать его стоя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан

Ну уважаемый Агатюрк, Торе это чисто тюркское понятие, собственно потомки Пророка это и есть сеййиды или шерифы как их называют по арабски. Если вы можете мне прояснить что такое Кожа и Нух более предметно, то я был бы вам очень признателен. Если они сеййиды, то известно ли когда и как они инкорпорировались в Казахский народ? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну уважаемый Агатюрк, Торе это чисто тюркское понятие, собственно потомки Пророка это и есть сеййиды или шерифы как их называют по арабски. Если вы можете мне прояснить что такое Кожа и Нух более предметно, то я был бы вам очень признателен. Если они сеййиды, то известно ли когда и как они инкорпорировались в Казахский народ? :)

Не знаю...не знаю...помню лишь он говорил, что Торе не входят ни в один ЖУЗ.

Понятно ,торе понятие тюркское...торе-тор означает место для уважаемых людей за столом...если допустить ,что Торе потомки Пророка...по положению...то вроде соотвтесвует значению понятия;)

П,С, Напутал :(

BAUYR$AK http://www.turan.info/forum/showthread.php...63#post12563Вне жузовой классификации состоят:

- торе - потомки Чингиcхана, большинство из которых потомки Орда-Ежена, сына Джучи-хана;

- кожа - потомки четырех сподвижников Мухаммеда - Абу Бакра, Омара, Османа и Али; и арабов Центральной Азии - воинов и миссионеров;

- толенгiт - каста бывших джунгарских (калмакских) военнопленных, из которых образовывались ханская гвардия, телохранители и придворная прислуга;

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Арабы - По переписи 1970 года арабов в Средней Азии около 4 тыс. человек. Основная масса сосредоточена в Узбекистане - в Кашкадарьинекой (1207 чел.), Бухарской (914 чел.), Сурхандарьинской областях (775 чел.). В Самаркандской области в начале XX века зафиксировано более 10 селений, названия которых свидетельствуют о расселении здесь арабов - Арабхана, Кичик-Араб, Катта Араб, Араб-Алчин, в Ферганской обл. - Арабхана, Миш-Араб, Шергом-Араб. Предания среднеазиатских арабов говорят, что их предки переселились сюда из северных районов Афганистана. Долгое время эти племена кочевали в степных районах между Шибирганом и Балхом (X в.), пока не осели в районе Каршинских степей и между Амударьей и Мервом. Исследования 40-х годов XX века позволили выяснить, что арабы Средней Азии относятся к двум племенам - шабани и санони.

http://www.orexca.com/rus/toponyms_tyan-shan.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю...не знаю...помню лишь он говорил, что Торе не входят ни в один ЖУЗ.

Понятно ,торе понятие тюркское...торе-тор означает место для уважаемых людей за столом...если допустить ,что Торе потомки Пророка...по положению...то вроде соотвтесвует значению понятия;)

П,С, Напутал :(

торе не может относится ни к какому жузу, как например командир дивизии не может быть причисленным ни к одному из своих полков. Они не являются потомками пророка.

Род кожа считается потомками арабских миссионеров, пропагандировавших ислам в степи еще в доказахский период. Во время Золотой Орды возможно. Раньше имамами и муллами имели право быть только они. Может не только они, но верховная религиозная власть принадлежала им. Хотя особой власти они не имели. Даже не смогли подвинуть суд бийев, который все и решал.

Нух - казакша Ной. Но таких не встречал ни разу. Как и род ногай не встречал, который тоже не входит ни в какой жуз и причислен к аксуйекам. Якобы они есть прямые потомки Ногая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В науке сушествует 9 родов кожа(потомков арабов)

1. Аккорган: родоначальник Исхак баб, потомок Мухаммеда ал-Ханафия(потомок Мухаммеда) к ним относился сам ходжа ахмед яссауи

2. Корасан: потомки Абдал-Жалил баб(тоже сеид)

3. Дуана: потомки Махди(17 век). он сам потомок Абдал-Жалил баба

4. карахан потомки Сатук-аты, потомка Мухаммеда ал-Ханафия

5. сеит-кожа: потомки Хуссейна внука Мухаммеда

6. Кылауыз потомки первого халифа Абубакра

7. Кырык-сыдак: потомки второго халифа Омара

8. Сунак: тоже потомки Абу бакра (говорят, что это потомки жителей сыгнака, которые помогали другим кожа)

9. кереит: не очень много сведений

Все это из книги Ерофеевой

там информации больше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наиболее существенным из них является отсутствие калыма. Сторона жениха несет расходы только по проведению свадьбы. Каждый араб считал делом чести снабдить свою дочь-невесту всем необходимым в будущей самостоятельной жизни - одеждой и домашней утварью. Стоимость приданого обычно превышает стоимость расходов на проведение свадьбы. У некоторых групп арабов калым существует, но приданое все равно превышает стоимость калыма.

У пакистанцев тоже самое,калыма нет,а подарки даёт сторона невесты.Само слово "калым" тюркское.Поэтому у меня вопрос -был ли такой обычай у арабов изначально,или они переняли его от тюрков?В ОАЭ с этим вообще щас проблемма...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среднеазиатские арабы строго придерживались браков внутри своего народа. Нередки случаи женитьбы араба на узбечке или таджичке, но случаи выдачи девушки замуж за мужчину другой национальности встречались крайне редко и при этом осуждались.

Уже давно не так. Я знаю бухарскую арабку замужем за таджиком.

Большинство арабских кишлаков утрачивают или уже утратили арабский язык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня интересует информация по сейидам, которые около 100-150 лет назад иммигрировали из Туркестана в Индию и довольно долго сохраняли связи с Туркестаном (видимо до коммунистов). Что-нибудь известно про этих мигрантов,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У пакистанцев тоже самое,калыма нет,а подарки даёт сторона невесты.Само слово "калым" тюркское.Поэтому у меня вопрос -был ли такой обычай у арабов изначально,или они переняли его от тюрков?В ОАЭ с этим вообще щас проблемма...

У до исламских арабов существовал обычай калыма (по арабски "махр"), который давался родителям невесты. Но законы Шариата предписывают махр отдавать будущей жене, в ее личное имущество. Причем давать махр жене является желательным поступком, на этот счет имеется хадис - Посланник Аллаха (сас) посоветовал мужчине, который хотел жениться на одной женщине: "Подари ей (в качестве махра) хотя бы кольцо из железа". Передано аль-Бухари.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня интересует информация по сейидам, которые около 100-150 лет назад иммигрировали из Туркестана в Индию и довольно долго сохраняли связи с Туркестаном (видимо до коммунистов). Что-нибудь известно про этих мигрантов,

Поправка.

Познакомился с девушкой, потомком Сеида Камалуддина Термизи - Syed Kamaluddin Tirmizi. В 1191 году этот Термизи мигрировал в Индию, проповедовать Ислам. Его отца звали Сеид Осман.

Сама она думает, что они могут иметь отношение к вот этому Термизи http://en.wikipedia....Hakim-e-Termizi, но это не задокументировано.

Самые ранние записи -

Imam Zainulabedin (Son of Imam Hussain). Imam Zainulabedin had two sons :

1. Imam Baqar

2. Imam Abul hasan Zaid

Мне интересно (да и ей тоже), остались ли в Средней Азии её родственники?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В селе Сары-Сыя Джалал-Абадской области живут этнические арабы. В начале прошлого столетия здесь обосновались 7 семей.

В настоящее время в этом селе проживают 362 семьи. Родственные отношения в арабской общине остаются тесными и многие из них породнились.

Ноокенцы шутят, что если кто-либо собирается идти в село Сары-Сыя, нужно взять с собой палку. Ибо в каждом придворье есть по две собаки. Сельчане выращивают домашний скот, и наличие “верного друга” является необходимостью для человека.

ECE2AD18-5E7E-42E1-BDE3-08B6325C6FF9_w270.jpg

Жители села Сары-Сыя не любят, когда к ним приезжают незнакомые, особенно журналисты и поэтому неохотно вступают с ними в разговор. В этой связи вашему покорному слуге пришлось работать без диктофона.

Интересно, что арабская община не воздвигает оградительные сооружения и у домов нет ворот. Если они уезжают на пару дней в гости, их дома остаются открытыми. Глава сельской управы Рахманжан Боронбаев считает, что между людьми сложилось доверие на высоком уровне:

- Все друг другу верят, если кто-то уезжает из села по делам или в гости, то соседи всегда присмотрят за домом, мало того они помогут накормить или напоить скот в отстутствие хозяев.

CADC581F-1226-4E95-84E9-318118562AE3_mw1024_mh768_s.jpg

В селе Сары-Сыя представители арабской общины поселились в 1912 году, прибыв из Андижана. А их предки прибыли в Центральную Азию из Саудовской Аравии с целью распространения ислама еще в XII веке. И с тех пор они остались здесь и обосновались в Ноокенском районе, где занимались сельским хозяйством и разведением домашних животных.

Моя ссылка

Во время распространения исламской религии в Ферганской долине первые поселенцы арабов выучили местные языки, переняли традиции и обычаи здешних народов. Отделившиеся 7 семей, уехавших в село Сары-Сыя, сейчас говорят на кыргызско-узбекском смешанном языке.

Моя ссылка

Этнические арабы практически забыли свой родной язык, но всегда гордятся тем, что они являются потомками арабских кровей. И это присуще для каждой семьи. В каждом доме на почетном месте можно увидеть четки из Мекки и фотографии священной Каабы.

Большинство детей заканчивают школы, и этим самым ограничиваются. Мало, кто из них продолжает учебу в вузах. Видимо, поэтому в местных школах не хватает педагогических кадров. В средней школе с 11-летним обучением преподавание ведется на кыргызском языке. В Сары-Сыю приходят и работают учителя из других ближайших сел.

Моя ссылка

Ноокенские арабы в основном заняты в сельском хозяйстве и торговле. В каждой семье хотя бы один мужчина обязательно занимается коммерцией, чтобы прокормить свою семью. Среди жителей есть и те, кто мигрирует в Россию.

Традиционная еда практически напоминает узбекскую кухню, но их обычаи и традиции похожи на кыргызские. Например, во время торжественных мероприятий обязательно забивают крупный рогатый скот. Гостей размещают как минимум в пяти соседних домах.

Особенность этого села еще в том, что девушки не носят короткие юбки или одежду и их головы всегда окутаны платками. Им так же не разрешается по одному выходить за пределы села. За последние десятилетия в Сары-Сыю не приезжали сваты из других сел. Только недавно наметилась тенденция, когда сельчане стали выдавать своих дочерей за пределы села, так же как и ребята стали жениться на девушках из других селений.

Старожилы отмечают, что в последние годы новорожденных перестали нарекать арабскими именами. Родители стараются своим детям давать кыргызские или узбекские имена. В паспорте то же самое, одни пишутся узбеками, другие кыргызами. Вот что по этому поводу разъяснил глава сельской управы Рахманжан Боронбаев:

- Мы хотели бы, чтобы в наших паспортах в графе национальность было указано “араб”. Но в советскую эпоху, когда власти были негативно настроены по отношению к религии, в документах все значились или кыргызами, или узбеками. В этой связи мы отправили письмо в Жогорку Кенеш, обратились к специалистам с просьбой об изменении национальности.

Что касается названия села Сары-Сыя (буквальный перевод «желтые чернила»), у нее существует своя история. По поверьям, якобы предки этнических арабов специально оставляли на шкуре животных надписи желтыми чернилами, чтобы люди знали, что они являются распространителями исламской религии. Одну из таких шкур мы увидели в доме престарелого жителя села Сары-Сыя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...