Перейти к содержанию
Rust

Кангюй, Печенеги, Канглы, Баджанак.

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

Термины с основой "канг" располагаются на огромных пространствах Центральной Азии, однако наибольшая их концентрация может быть привязана к региону бассейна Средней Сыр-Дарьи.

Однако по порядку:

Кангха - древняя столица Турана, упоминаемая в "Авесте". Кангху упоминает в своей поэме и Фирдоуси, располагая ее на северо-восток от Сыр-Дарьи.

[Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники. – М.: Наука, 1964 – С.166-169]

II век до н.э. - государство или владение Кангюй упоминается в заметках китайского путешественника Чжан Цаня. Народ этого государства является кочевым, однако имеется несколько городов. Власть правителей кангюя распространяется до северных берегов Каспия, где ему подчинялось государство Яньцай - предполагаемый союз сармато-аланских племен, кочевавших между приаральем и Волгой.

Китайские источники также отмечают:

"Царство Канцзюй. Зимняя ставка правителя в земле Лэюэни, в г. Битянь, который отстоит от Чанъани на 12300 ли. Не подчиняется "духу". До [Лэ]юени семь дней конной езды, до летнего местопребывания правителя в Фаньнэй 9104 ли. [Население состоит из] 120 тысяч дворов, 600 тысяч ртов, а отборное войско из 120 тысяч человек. На восток до ставки духу 5500 ли. По обычаям одинаково с Большим Юэчжи. На востоке тесно связано с Сюнну"

[Боровкова Л.А. Царства "западного края" во II-I веках до н.э. (Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из "Ши цзи" и "Хань шу"). - М.: Институт востоковедения РАН, 2001 - C. 293]

Обычаи и одежда кангюйцев в те времена, по описаниям китайских источников, не отличались от сармат и алан , т.е. не выделялись из круга родственных североиранских скотоводческих племен.

[Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. – М.: Наука, 1950 – Т.II – С.229]

А.М. Мандельштам предположил, что кангюйцы были прямыми потомками ранее обитавших здесь сакских племен.

[Мандельштам А.М. К восточным аспектам истории ранних кочевников Средней Азии и Казахстана.// Краткие сообщения Института Археологии. – М.: Наука, 1978 – вып. 154 – С.23]

О силе их государства может говорить и тот факт, что чиновников империи Хань кангюйцы сажали ниже усуньских послов.

[Нусупбеков А.Н., Кумеков Б.Е. Социально-политические, этнические и культурные процессы в Южном Казахстане.// Труды АН Каз. ССР, 1959 - т.1 - С. 40]

В I веке н.э. восточная граница государства Кангюй проходила по территориям немного восточнее озера Иссык-куль.

[Боровкова Л.А. Царства "западного края" во II-I веках до н.э. (Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из "Ши цзи" и "Хань шу"). - М.: Институт востоковедения РАН, 2001 - C. 301]

VIII век. Кангу Тарбан - столица страны народа кангарасов (кенгересов) встречается в древнетюркских рунических надписях.

Как показало исследование С.Г. Кляшторного, город Кангу Тарбан упоминается персидскими и арабскими источниками под именами Тарбад-Тарбанд-Турарбанд-Отрар.

[Кляшторный С.Г. Кангюйская этно-топонимика в орхонских текстах // Советская этнография, 1951 - № 3 – С.55-59]

Возможное вассальное положение кенгересов перед тюрками имело достаточно условные формы, иначе трудно объяснить двукратное бегство в их земли около 630 года западно-тюркского кагана.

[Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. - 1876. - вып. 3-4. - С. 303]

Некоторые группы кенгереского населения оказались и в пределах восточно-тюркского каганата. Об этом говорит тот факт, что представители кенгереской знати занимали в государстве тюрков-туцзюе достаточно высокие должности. Известно о посольстве, отправленном в 618 году восточнотюркским Шиби-каганом в Китай – во главе этой миссии упоминается некий тегин Кан-хэ-ли. Имя главы посольства, по мнению Ю.А. Зуева, закономерно читается как «кангарлыг», более того, в разделе «Тамги лошадей из вассальных княжеств» труда IX века «Танхуйяо» упоминается народ кан-хэ-ли, название которого также реконструируется как кангар.

[Зуев Ю.А. «Тамги лошадей из вассальных княжеств» (Перевод из китайского сочинения VIII-X вв. Танхуйяо, т.III, цзюань 72, стр. 1305-1308) // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР – Алма-Ата, 1961. – т.8. – С.127]

Продолжение следует. Более подробная информация в этой статье:

http://www.kyrgyz.ru/?page=150

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда я предлагал создать топик по канглы, то имел в виду попробовать собрать разбросанные по разным источникам сведения о них и может быть наметить связь между сырдарьинскими кангюйскими саками и канглы-кипчаками. Оказывается, вы многие сведения уже собрали и эту связь наметили (продолжение мысли даю в привате ;) ).

Было бы еще неплохо проследить историю канглов в монгольскую эпоху не только в Моголистане, но и в Дешт-и Кипчаке. Джузджани пишет, что Бату покорил кипчаков, канглы, йемеков, русов и черкесов (Тизенгаузен, т.2, с.15). Значит, для персидского современника сер. 13 в. канглы и кипчаки не сливались (кстати, как и кимаки~йемеки). Хотя, видимо, в культуре и языке у них в то время уже почти не было отличий.

Отголоском древнего "благородного" ранга канглов (ср. их статус в печенежском союзе, который вы упоминаете в статье) может служить карьера их главного бека Тулубая (Тоглу-бека или в русских летописях Тавлубия). Он возвысился при Узбеке, был аталыком будущего хана Бердибека и, собственно, с его интриг началась глобальная смута в Золотой Орде в 1360-х гг. Про этого персонажа немало написал А.П.Григорьев, да и вообще все, кто исследовал ордынскую "великую замятню". Но А.П.Григорьев считает Тулубая потчему-то бахрином (т.е. барыном), хотя у Утемиш-хаджи он ясно назван "человеком с многочисленными и сильными родичами по имени Канглы Тулубай" (Чингиз-наме, с.108).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Василий

А как быть с северными канглы? Среди кереитов имелись канглы, они еще

до монголов обитали на Иртыше. С канглы можно связать род хангин среди

бурят и халха, кангалас (камасинцы) и кангат среди хакасов, хэнгелдир среди

эхирит-бурят, а также хангалас среди саха.

К тому же есть мнение, что кенгересы (печенеги) - потомки кангюйцев и

канглы различные племена. Кстати, в кыпчакском обьединении беджне (печенеги) и канглы вместе сосуществуют. По легенде об Огузе канглы -

одно из огузских племен, получили имя свое от того, что их предок чинил

телегу. По гипотезе Г.В.Ксенофонтова, канглы-кангаласцы - потомки гаюгюйцев т.е. уйгуров - теле (в древнекитайском - гаогюй - тележники).

С.Г.Кляшторный этноним теле читает как тегрек (от телега).

Этому способствует и то, что канглы на западе становятся известными после

проникновения туда огузских племен на Сырдарью в X в. К тому же, среди

западных тюрков, уйгуров почти не видно, видимо они заменены канглы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то ваш скептицизм понятен. Этнонимы с корнем "канг" имеют такой разброс в тюркском мире, что сложно все их связывать с Кангхой на Сыр-дарье и с печенегами. Связь между кангюйцами, кангарами и канглы верна возможно не для всех "кангов". Тут могла сыграть роль похожесть корневых основ кан/канг. В самом деле, в 17 в. на Колыме жили кангиемисы (правда, не помню, якуты это или эвенки). Где-то в районе Чукотки, кажется, был этноним кангалас. Ясно, что страна Кангюй и печенеги здесь скорее всего не при чем. Вот рассуждение Р.Г.Кузеева из "Происхождения башкирского народа":

Отождествление образований, отделенных громадным временным расстоянием, в историческом отношении не может считаться безупречным. Кроме того, возникают трудности, связанные с необходимостью обосновать тюркоязычность кангюйцев.

Но при этом линия "кангюй-кангары-канглы" все-таки прослеживается - например, на сходстве печенежских тамг (по Махмуду Кашгари) с тамгами башкирских и казахских канглы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Василий

В самом деле, в 17 в. на Колыме жили кангиемисы (правда, не помню, якуты это или эвенки). Где-то в районе Чукотки, кажется, был этноним кангалас.

Чукотские и камасинские (самодийцы) якобы кангаласцы не имеют никакого

отношения к якутским кангаласцам - безусловным сородичам южных канглы,

тюркского ядра саха. В их языках этот кангаласец - звучит, совсем по иному.

У камасинцев - например, кангмисиенсис, или чего -то в этом роде. Якобы чукотский кангаласцы просто возникла от ихнего обозначения гуся.

Другое дело, средневековые хабханасы, ханханасы - часть которых были оленеводами (на Енисее, XIII в.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 говорящих кирпичей. Англо-французские ученые расшифоровали уникальную письменность Кангюй, недавно найденную близ Шымкента

01:00 16.01.2008

Свидетельство номадов

Уникальные образцы письменности, найденные под Шымкентом, на днях расшифровали английские и французские ученые. Предположительно это архив государства Кангюй.

И самые древние из расшифрованных письменных памятников на территории нашей страны.

АЛЕКСАНДР ПОДУШКИН, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК:

- В большом тексте пишется об основании города. Мы имеем первое свидетельствование, что в этом участвовали "люди шатров" - номады.

Среди западных ученых южно-казахстанская находка произвела настоящий фурор. Материалом для письма послужил обожженный кирпич, а это практически вечный материал. Поиски древнего архива ведутся археологами целенаправленно с 1992 года, когда был обнаружен первый образец древнего письма. Сейчас найдено уже одиннадцать его фрагментов. Ученые уверены, что основная часть архива скрыта в водах небольшого озера в русле реки Арысь. Так что в следующем полевом сезоне традиционная археология Южного Казахстана, может плавно трансформироваться в подводную.

15.01.2008

Источник - 31 канал

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1200434400

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот и ответ спорящим между собой казахским племенам из-за принадлежности Южно-казахстанской области, коренные жители присырдарьи Канлы. В принципе канлы и сейчас много в Чимкенте и Ташкенте, но все же большинство, это пришедшие во времена Чингис хана - конраты и "Актабан шубырынды" - дулаты.

Что интересно в этих глиняных дощечках описывается факт о заложении города Чача (Ташкента )- людей шатров Канлы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот и ответ спорящим между собой казахским племенам из-за принадлежности Южно-казахстанской области, коренные жители присырдарьи Канлы. В принципе канлы и сейчас много в Чимкенте и Ташкенте, но все же большинство, это пришедшие во времена Чингис хана - конраты и "Актабан шубырынды" - дулаты.

Что интересно в этих глиняных дощечках описывается факт о заложении города Чача (Ташкента )- людей шатров Канлы.

или города Шаш.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 говорящих кирпичей. Англо-французские ученые расшифоровали уникальную письменность Кангюй, недавно найденную близ Шымкента

01:00 16.01.2008

Свидетельство номадов

Уникальные образцы письменности, найденные под Шымкентом, на днях расшифровали английские и французские ученые. Предположительно это архив государства Кангюй.

И самые древние из расшифрованных письменных памятников на территории нашей страны.

АЛЕКСАНДР ПОДУШКИН, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК:

- В большом тексте пишется об основании города. Мы имеем первое свидетельствование, что в этом участвовали "люди шатров" - номады.

Среди западных ученых южно-казахстанская находка произвела настоящий фурор. Материалом для письма послужил обожженный кирпич, а это практически вечный материал. Поиски древнего архива ведутся археологами целенаправленно с 1992 года, когда был обнаружен первый образец древнего письма. Сейчас найдено уже одиннадцать его фрагментов. Ученые уверены, что основная часть архива скрыта в водах небольшого озера в русле реки Арысь. Так что в следующем полевом сезоне традиционная археология Южного Казахстана, может плавно трансформироваться в подводную.

15.01.2008

Источник - 31 канал

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1200434400

А вот учёные пришли к вводу, Симс-Уильямс, в частности, что это вовсе не архив, а фрагменты одной монументальной надписи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ага иранцы которые говорили на тюркском оригинально, когда нас перестанут записывать в иранцы:)

Им (Симс-Вильямсом) было установлено, что таблицы из Культобе содержат тексты, написанные на одном из языков североиранской (сакской) группы, весьма вероятно, древнем согдийском, либо на языке, родственном ему.

Текстах культобинских надписей говорится о «спадане» - военачальнике (предводителе войска, генерале) чачского народа («чачанапич»), имя отца которого, вероятно, было Ванун («Победоносный»), который построил город или крепость (кант) и, возможно, храм для «нашего народа», т.е. кангюев или согдийцев, на границе с номадами - «людьми юрт» (вероятно, здесь имеются в виду саки, аланы, усуни или западные гунны под предводительством шаньюя Чжичжи, ушедшие в пределы Кангюя под напором китайцев и усуней), и для этого ему выделили сокровища его сородичи, происходящие из «дома юечжей Чжаову - ябгу» - государи Самарканда («Самаркандич»), Кеша, Насафа - Ксениппы и Навак метана. Как нам удалось выяснить, Навак метан означает «новая обитель». Так называлась древнейшая столица государства - оазиса в долине реки Заравшан, - существовавшая задолго до появления таких столиц древнего Бухарского оазиса, как Пайкенд («Медный город»), Варахша, Вардана и Бухара, и известная китайцам времен династий Вэй, Суй и Тоба-Вэй под именем Ниу-мет, а арабам под именем Нумуджкат, что является арабизированной передачей Нав месан - «новая обитель».

Таблицы из Культобе не были частью некоего архива. Это отдельные фрагменты большого мемориального текста (или текстов), в котором говорится об истории основания города и храма. Как считает Симс-Вильямс, они могли оформлять, скажем, крепостные ворота. Впрочем, такие эпитафии могли находиться в царском храмовом комплексе или в усыпальнице - это еще предстоит выяснить.

По мнению профессора Николаса Симс-Вильямса, культобинские надписи - это древнейшие из доселе известных надписей, выполненные древним согдийским письмом. До сих пор таковыми считались т.н. «Старые письма» - переписка с земляками из Самарканда, Варданы и Кеша купцов согдийской колонии в Дунхуане (Западный Китай), городе, который в «Географии» Птолемея называется Троана («Могучий»). Эти письма датируются IV веком н.э. Открыл их в 1907 году британский ученый сэр Аурел Стейн. Известны также оставленные согдийскими купцами и буддийскими паломниками в III-IV вв. н.э. и содержащие личные имена короткие надписи на скалах, обнаруженные в Гиндукуше в верховьях реки Инд, в районе Каракорумского шоссе в Пакистане и опубликованные Симс-Вильямсом. Культобинская эпиграфика, скорее всего, еще древнее. Это подтверждают также находки, сделанные А.Подушкиным в некрополях Культобе: ряд погребений здесь датируются позднесакским временем, т.е. последними веками до н.э., а поздние - хунно-сарматским временем - первыми веками н.э. Здесь же был обнаружен процарапанный на боковине сосуда нишан - царский знак кангюев, напоминающий царские знаки династов Самарканда, Бухары и Чача, а также знаки-тамги Аспургианов - сарматских династов из числа аорсов или ассов, завоевавших в последние века до н.э. Боспорское царство в Причерноморье. Интересно, что, согласно Страбону, имя одного из вождей аорсов было Спаданис, т.е. «предводитель войска».

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=2383

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как вы переведете названия народа Канлы с иранского?

Есть несколько версий. Одна из самых старых - это этимология из восстанавливаемого иранского "кан" - канал , что не очень обосновано. Другая версия:

Sanskrit: kani

First attestation: RV+

Part of speech: [verb]

Gramm. forms: Aorist IS: akѓnis•am [1sg.act.] (RV), kѓґnis•as [2sg.subj.act.] (RV), canis•t•aґm [2du.impv.act.] `be glad' (RV 07.070.04; a nonce form); Perfect: cѓkana [3sg.act.] (RV); cѓkaґnas [2sg.subj.act.] (RV); cѓkantu [3pl.impv.act.] (RV 01.122.14; haplology); cѓўkaґnanta [3pl.subj.med.] (RV) {1}

Meaning: `to be pleased with, enjoy'

Link to RV concordance: kani-

Proto-Indo-Iranian: kanH- / ‰anH-

Other forms in Indo-Aryan: caґnis•t•ha- `most welcome, pleasing' (RV) (caґnis•t•hat RV 08.074.11 is a nonce form, cf. Hoffmann 1952: 131-132 = Hoffmann 1976: 367)

Page in EWAia: 296

See also: caґnas-

Avestan: Av. kan- [verb] `to be glad, take pleasure in, desire': OAv. cѓxnarЌЇ [3pl.pf.] ( Y 33.6), YAv. cakana [3sg.pf.] ( H 2.11); YAv. cinman(a)- [n] `desire' (cf. Hintze 1994: 188f.)

IE form: IIR

Certainty: -

Page in Pokorny: 515

Notes: {1} [AL] For the meaning of the perfect forms cf. Kµmmel 2000: 132f.

Альтернативные версии:

Версия А.Т.Кайдаров и С.Г.Кляшторный : «речные», «обитатели рек».

Э.Пуллибланк : производит слово кангюй на основе «тохарского» канк - «камень» и, исходя из этой этимологии, говорит о «кангюйской разновидности тохарского языка». Из себя добавлю, что это одна из самых интересных версий. Одним из важнейших центров Кангюя был Ташкентский оазис. Древнейшее название Ташкента - Чач (происходящее с Авестийского Чойчаста). Этот топоним обычно объясняют из согдийского "чал" - камень. А нынешнее название - Ташкент, что по-тюркски означает "каменный город". Итак, три языка - три идентичных топонима.

Б.А.Литвинский : пытается объяснить, учитывая хотано-сакское слово канка - «кожа», «шкура». Им наименование кангюй истолковывается как сакский этноним с примерным значением «люди в кожаных одеждах».

Академик Б.А.Литвинский мнение о тюркоязычности кангюйцев считает неубедительным. Более убедительным в этой связи представляется мнение о принадлежности племен кангхи-кангюя к кругу североиранских скотоводческих племен. Китайские наблюдатели постоянно подчеркивают, что племена кангхи-кангюя по обычаям и по одежде не отличаются от сармат и алан, затем и от юэчжи.

http://www.kyrgyz.ru/?page=49%20" target="_blank"> http://www.kyrgyz.ru/?page=49

http://www.kyrgyz.ru/?page=150%20" target="_blank"> http://www.kyrgyz.ru/?page=150

Насчёт тюркских этимологий. Встречал у улугбека("Тарихи арба улус"), где происхождение канглы связывается посредством легенды со временами Огузхана и объяснятется как "умный". Не знаю, существует ли такая форма в древнетюркском, ждём мнения специалистов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот топоним обычно объясняют из согдийского "чал" - камень.

А какая здесь иранская основа?

Я думаю, что это слово болгарское, см. чув. чул "камень".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

kanishka

Пуллибланк производит слово кангюй на основе «тохарского» канк - «камень»

и, исходя из этой этимологии, говорит о «кангюйской разновидности тохарского языка».

Из себя добавлю, что это одна из самых интересных версий.

Одним из важнейших центров Кангюя был Ташкентский оазис.

Кангюй вероятнее из востиран. *канг "гора", иран. мн.ч. Кангха,

см. раннeсредневековое востиран. Дзиакан - Хиппийские Горы (греч.)- болг. Имеон

(Михаил Сирийский), сегодн. Ставропольские Возвышения.

Тюркское в принципе и вероятнее кыпчакское в частности Канглы из *канглы "горец".

Кангюй возможно быть из болг. *Канглю, при том зв. Л переходит в зв. Й,

как при венг. бойтурян, но огузо-турец. балдъран.

Ойконим Кангю-Тарбан как будто из *дар-бант - тур. дербент, т.е. "кангюйский перевал".

Вот и облигаторная в этимологии культурно-историческая основа и аргументация:

Все эти факты позволяют предположить, что племя кангды вошло в состав кыргызов во времена до XV века, когда кыргызы и южные алтайцы входили в единую общность. По нашему мнению, эта общность населяла южные склоны Большого Алтая (включая современные российский и монгольский Алтай), Прииртышье и земли северной Джунгарии.

С начала нашего тысячелетия Кангюй оказывается вовлеченным в события связанные с крушением державы хунну. Завершающим эпизодом событий 91 г.н.э., когда произошло фактическое уничтожение могущества северных хунну, было бегство шаньюя Чжичжи на запад - в Кангюй. В пределы государства прибыло несколько тысяч подданых шаньюя, и если принять во внимание версию о тюркоязычности хунну, можно предположить, что началом постепенной тюркизации владения Кангюй послужило именно это переселение. Известно то, что кангюйский правитель поселил шаньюя и его народ на реке Или, отдав ему в жены свою дочь и часть своего войска. Проанализировав китайские источники, Л.А. Боровкова пришла к выводу о том, что граница между Кангюем и государством Усунь в I в.н.э. проходила по территориям немного восточнее озера Иссык-куль [13].

Центром их владений, согласно древнетюркским эпитафиям, являлся город Кангю-Тарбан, а сами они были известны тюркам-тугю под именем кенгересов.

[Повозку по-тюркски называют "канлы"], по этой причине и они названы именем канлы. Все ветви канлы [происходят] от их потомства. Впрочем, Аллах знает лучше!" - мудрый человек этот Рашид-ад-Дин, нельзя не присоединиться!

"Канглы (Канли) это есть то, что в эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) называлось Гаочэ-го - страна высоких повозок" [34] - вот и китайцый потверждают и то намного раньше.

Вообще-то притворяться этимологами - излюбленное занимание Всемирного Человечества, с малого до велика:

К этим временам можно отнести казахское предание, объясняющее этноним канглы с точки зрения "народной" этимологии: "Название народа канглы, очень древнее, но приобрело почет и славу только со времен Тимура, а произошло так: после жестокого боя, Тимур увидел окровавленного всадника и спросил "Кто этот канлы?". На что последовал ответ "раб твой канглы" [62].

Вместе с племенем дулат они составляют подавляющее большинство населения этого жуза. - Болгары по происхождению, см. Шежире!

АБДУМАНАПОВ Р.А., К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КЫРГЫЗСКОГО ПЛЕМЕНИ КАНГДЫ -

http://www.kyrgyz.ru/?page=150

Большое спасибо и позвольте поздравить, уважаемый Рустам - превосходная статья!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Канишка а разве слово Чач не тюркское волосы? А кан по моему на уйгурском чтото означает печь чтоли?

Вобщем я тюркист вы иранист и мы с вами по разные берега реки, но я все равно питаю уважение к иранцам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Китайские наблюдатели постоянно подчеркивают, что племена кангхи-кангюя по обычаям и по одежде не отличаются от сармат и алан, затем и от юэчжи.

Наверное, китайские наблюдатели"постоянно подчеркивают" сходство кангюя и юэчжи вот так:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch.../frametext2.htm

21. Кангюй. .... Обыкновения одинаковы с Большим Юечжы.

А еще раньше китайские наблюдатели "постоянно подчеркивают" еще одно любопытное сходство:

20. Большой Юечжы. .... Большой Юечжы, собственно, есть кочевое государство. Жители с своим скотом переходят с места на место; в обыкновениях сходствуют с хуннами.

Или вот еще:

28. Усунь. ... Усуньцы не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде. В обыкновениях сходствуют с хуннами.

Только вот приверженцы "североиранских скотоводческих племен" почему то постоянно забывают подчеркнуть эти китайские наблюдения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное, китайские наблюдатели"постоянно подчеркивают" сходство кангюя и юэчжи вот так:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ch.../frametext2.htm

А еще раньше китайские наблюдатели "постоянно подчеркивают" еще одно любопытное сходство:

Или вот еще:

Только вот приверженцы "североиранских скотоводческих племен"

почему то постоянно забывают подчеркнуть эти китайские наблюдения.

Наблюдая извне и издалека все кочевники в основном оказываются одинаковыми.

Поэтому, в принципе, этнография нивелирует и выравняеет, но не диференцирует, что делает язык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Канишка а разве слово Чач не тюркское волосы ? А кан по моему на уйгурском чтото означает печь чтоли?

Вобщем я тюркист вы иранист и мы с вами по разные берега реки, но я все равно питаю уважение к иранцам.

Если не посчитаете за оскорбление, прошу объясняться систематично и аргументировано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

МАРКВАРТ К ИСТОРИИ КЫПЧАКОВ.

КАНГЛЫ - ГАОГЮЙ? - КИМАКИ? - КЫПЧАКИ?

Теперь нам становится ясно, что название народа «канглы», который так поздно - и то в качестве наемников - пришел в низовья Сыр-Дарьи, не имеют ничего общего с обозначенным у Ибн Хордадбеха названием нижнего течения этой реки ---араб-14--, Кангар, от которого производятся имена западно-тюркского племени кенгерис, а также трех наиболее знатных печенежских орд, ---гр-15-- или ---гр-16--. Тем более не имеет к ним отношения древнее название княжества Канг-ку (Kang-ku в окрестностях Ташкента), которое впоследствии распространилось на всю Согдиану (Канг). Отождествление канглы с кангарами невозможно еще и потому, что эти последние уже в конце IX-го века не остались под властью огузов, а ушли из области между Аральским морем и Яиком в причерноморские степи.

Встречающийся в уйгурской легенде об Огуз-хагане вывод наименования «канглы» от тюркского «канг», «повозка», может быть вполне правильным. В этой связи вспоминается китайское обозначение народа тьет-лик, то есть поздних уйгуров при династии Северное Вэй (386 - 556 гг.): ---кит-17-- ко-ку или, в полном варианте ---кит-18-- ко-ку-дин-лин (Ko-ku-ting-ling), «динлины с высокими повозками». Однако возникает другой вопрос, имеем ли мы право из сходства названий делать вывод о генеалогическом родстве этих народов. То, что это сочетание встречается уже в биографии Бу-ху-му (Bu-hu-mu, «Юань Ши», глава 130), не придает ему большей достоверности, поскольку каждый сведущий в исторической литературе китаец не мог не прийти к такой мысли самостоятельно. При этом, однако, забывается, что, насколько нам известно, употреблявшееся только китайцами обозначение уйгуров после падения династии Вэй исчезает бесследно. Каких-либо других данных, которые говорили бы о том, что канглы - пусть даже не все, а какая-то значительная часть их, - происходят от какого-либо из племен древних тьет-лик, мы, насколько я могу судить, не имеем (*12). Если мы, подобно Нойману, Вамбери, Кипертсу, исключительно из сходства имен и образа жизни будем делать этнологические выводы, тогда с той же вероятностью мы можем «породнить» канглы с европейскими скифами, которых Геродот называет ---гр-19--, а другие авторы - ---гр-20--- или ---гр-21--, или вообще с сигиннами из Дакии, которые ездили в повозках, запряженных маленькими косматыми лошадьми. Однако крытые повозки употреблялись, естественно, народами совершенно разного происхождения, которые по тем или иным причинам избрали кочевой образ жизни. Книга «Суй Шу» так говорит о южных сик-уи: « Там ездят на телегах, запряженных скотом» (*13). Но у печенегов жены и дети также странствовали в повозках, крытых шкурами скота, которые на стоянке располагались по кругу и скреплялись так, что образовывалось непреодолимое заграждение.

Итак, как мы уже сказали, имя само по себе не позволяет нам сделать заключение о происхождении канглы. Но если мы взглянем на географическое расположение их земель, то напрашивается предположение, что они как-нибудь связаны с древними кимаками, если бы беспристрастный взгляд не был затуманен прежними гипотезами. В пользу такого понимания, как мне кажется, убедительно говорит то обстоятельство, что племя баявут, из которого происходила княжна Туркан-хатун, мать хорезм-шаха Мухаммада, по сведениям Мухаммада ан-Назави, биографа его сына Джалал-аддина, было одной из ветвей орды Йимак (---араб-22--) (*17). А йимаки, в свою очередь, были, видимо, одной из орд канглы. Являлось ли племя баявут, причисленное к орде Йимак, ответвлением одноименного монгольского племени, установить трудно; историки об этом ничего не знают, и к тому же следует предположить, что по меньшей мере к XIII-му веку это племя полностью тюркизировалось. Индийский султан Улуг-хан и’Асам, который происходил из ханского рода племени ильбери в Туркестане, при нашествии монголов, подобно другим кипчакским вождям, вынужден был вместе со своими приближенными покинуть родину (*19). Аль-Гозгани, автор книги «Табакат-и- Насири», в одном из стихов именует его «хан народа ильбери и шах Йимака». Таким образом получается, что ильбери и йимаки должны были стать отдельными племенами или группами племен в составе канглы или, соответственно, кипчаков(*20).

Следовательно, если при этом большом перемещении часть их племен оторвалась, то, с другой стороны, к ним наверняка присоединялись другие рассеянные племена или их остатки. Так возникла новая конфедерация, и изменившейся политической ситуации соответствовало новое наименование - канглы. При таком подходе вполне удовлетворительно разъясняется указанное Рубруком близкое родство канглы с команами (кипчаками), и, видимо, справедливо замечание Бартольда о том, что «племенные наименования канглы и кипчак представляются нам почти тождественными»

Изменено пользователем Зиядоглу
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы узнать как прямые потомки канглы - современные канлы которые считают себя тюрками и живут на той же территории что и их предки стали тюрками? Они что со временем ассимилировались потеряв иранскую культуру и язык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кангюй можно еще приравнять как Кунгей,что и подкрепляется географическим названием гор Кунгей Алатау(Кунгейский Алатау(пестрогорье))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брокгауз Ефрон

Печенеги — русское название народа тюркского происхождения. Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Beseny ö; арабские писатели называют страну Печенеги Баджнак. Весьма вероятно, что все это — варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков. Некогда Печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели. Неизвестно в точности, когда Печенеги переселились из Азии в Европу. В IX в. они обитали уже между Волгой и Яиком (Уралом). Во второй половине этого века хозары в союзе с узами начали теснить Печенеги, которые, в свою очередь, вытеснили из южнорусских степей венгров. В это время они заняли все степи от Дона до Дуная, делясь на племена, или колена, из которых каждое имело свою местность для кочевья; только устья Днепра, Днестра и Дуная, по-видимому, не были заняты ими. Названия племен изменялись в связи с именами стоявших во главе их князей. Власть князей была невелика; в каждом племени она принадлежала одному роду, но переходила от одной семьи к другой. Кроме князя, власть принадлежала народному собранию, называвшемуся коментон. Иногда княжескую власть захватывали и посторонние лица, не принадлежавшие к владетельному роду. Внутренний быт Печенеги носит на себе все типические черты, свойственные кочевникам-степнякам. Уже в Х в., однако, они не чуждались торговли, служа посредниками между Грецией, Русью и Хозарией. В начале XI в. между Печенеги стал распространяться ислам. До 60-х годов Х в. Печенеги не тревожили Руси (по крайней мере, источники не говорят об их нападениях); но уже в 968 г. они осадили Киев во время отсутствия Святослава и едва его не захватили. Святослав был убит ими у Днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с Печенеги была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами; таково происхождение Змиева вала в нынешней Киевской губ. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). Последнее нападение Печенеги на Русь (они осадили Киев) относится к 1034 г.; они были совершенно разбиты. В это время на них надвинулись торки, заставившие их передвинуться на Запад — от Днепра до Дуная. Среди Печенеги были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы, вытеснившие оттуда и торков. Лучший труд о Печенеги — проф. Печенеги В. Голубовского: "Печенеги, торки и половцы" (Киев, 1884).

Д. Б—ый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брокгауз Ефрон

Печенеги — русское название народа тюркского происхождения. Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Beseny ö; арабские писатели называют страну Печенеги Баджнак. Весьма вероятно, что все это — варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков.

Кроме князя, власть принадлежала народному собранию, называвшемуся коментон.

...но уже в 968 г. они осадили Киев во время отсутствия Святослава и едва его не захватили.

Святослав был убит ими у Днепровских порогов.

Сказать "весьма вероятно", когда это совершено очевидно,

но авторы не лингвисты и не могут взять на себя такой грех.

Какая только мораль и где сегодня ее найдеш?

Очень интересный материал, уважаемый Аксакал, большое спасибо,

но позвольте мне болгарину добавить два деталья, не потому что они не известны вообще,

а так, просто для полноты темы:

1. Печенеги входят в болгарской подгруппе огузской группой тюркских языков.

2. Тогда Святослав возвращался из Болгарии, куда отвела его фикс-идея любой ценой иметь своей столицы Велики Преслав и где он после рядь военных неуспехов реально и фактически создал условия и предпоставки

падения Первой Болгарской Державой под византийском игом.

Убивая его, печенеги сделали из его черепа винный кубок,

как на много раньше хан Крум сделал такой кубок

из черепа византийского императора Никифора.

Простите, если сочтете, что последнее излишно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...