Jump to content



Монхбат

Монгольская овчарка

Recommended Posts

Guest Khagan

Без понятия Галина Николаевна.

Труда особого не было. Это первый попавшийся сайт о пословицах про собак. Нашёл через поисковик. А вообще там много было всякого. Попробуйте, если интересно.

Link to post
Share on other sites
Guest Булган хангай
Вот спасибо, хорошо, пока давайте "из народа", все, что на память придет. Буду ждать. :rolleyes:

Саваагүй нохой саранд хуцна.

Нохой суулээ,суул хонхорцгоо.

Гүйдэг нохойд гүйхүй нохой садаа болно.

Эсгий хийх газар нохой хэрэггүй.

Link to post
Share on other sites

Reiki

Очень обрадовалась, снова увидев вас здесь. Давно хочу спросить, кто автор афоризма на ваших постах? Очень надо!

Кстати, ну и что, что тема собакам посвящена, все взаимосвязано и тоже интересно, мне даже особенно интересно. Я почти все свои доказательства по собакам вычислила через культуру, историю и этнолграфию народов Азии.

Уважаемая Галина Николаевна я прошлась по гуглу как то, хотела посмотреть, что пишут про автора этих слов и честно---посмеялась. :)Ерунду пишут))) А история их такова. В конце 80 была с мамой и сестрой на Западной Украине,в Карпатах, на границе с Чехословакией тогдашней. Там в горах познакомилась с очень интересным парнем, он представился как карпатский Лао. Именно как Лао, я запомнила...Но вот имени его не помню...кажется Виктор. Он тогда много что сказал про судьбу мне,должна сказать, что все точно потом сбылось...Но я( тогда совсем девчонка))) была очень растроенна( а мама возмущена была))), и спрашиваю, ну если все будет так, что же мне делать? За что?...Он ответил, не меняйся, и буквально заставил меня записать вот эти 6 правил от него.Сказал, что когда нибудь мне понадобятся.))) Я записала в записную книжку, уехала с мамой гулять в Прагу)) потом долго не вспоминала, вернее просто забыла его. А несколько лет назад, при переезде, когда мир вокруг меня рушился, я нашла свою старую записную книжку. Там были эти слова.И я вспомнила... Я их чуть-чуть подкорректировала, изменила, оставив смысл и поставила себе в подпись на разных форумах.Причем что интересно---я писала, что это слова Лао, а люди понимали, что это Лао-цзы китайский философ.)))Писали, что это Лао-цзы))) А еще через пару лет, интернет запестрел этим высказыванием уже от своего имени.:) Но на самом деле это слова которые я записала в Карпатах от молодого парня-экстрасенса как их теперь называют, а тогда он себя называл Карпатским Лао.:)

Вот такая история.)))Если хотите, скину вам свой скайп и аську на ЛС, тогда точно меня найдете, если что.:)

С уважением, Рейки.

Link to post
Share on other sites

Мне помнится что есть какая-то легенда вроде этого у монголов.

Примерный смысл: Хормуста тэнгри велел собаку охранять человека перед его оживлением, а она оплошилась и дала подойти злому демону подойти человеку и сделать что-то нехорошее. Тэнгри сердясь на собаку как-то наказал её...

Точь в точь не помню <_< , может это легенда связан с ламаизмом?!?!

У хакасов считается, что собака раньше была без шерсти. Злой Эрлик хотел прокрасться в дом и навредить человеку. Собака его не пускала. Эрлик напустил мороз. А потом предложил собаке шубу в обмен на пропуск. Сделав какое-то злое дело, Эрлику ушел.

На собаке с той поры - шерсть. Но ей не место в доме за предательство.

Алтайская легенда - Бог (Кудай) сотворил собаку без шерсти, и когда творил человека, сотворивши тело человека, поставил собаку охранять его, а сам пошел искать бессмертную душу для человека (кут). Собаку же Эрлик соблазнил тем, что обещал теплую шубу, чтобы не мерзнуть зимой. Затем Эрлик вдохнул в человека слабую и недолговечную душу. Когда Кудай вернулся, он рассердился на собаку, и в наказание заставил собаку служить человеку навечно и питаться человеческими отбросами.

Я посмотрю. Кажется, кот спас людей, поэтому его можно гладить, а собаку лучше не ласкать. :) Правда, и пинать ее нельзя - особенно беременным, ребенок будет с родимыми пятнами. "Сучье вымя?" :)

Еще две вещи:

1. Найдены у нас захоронения боевых псов похожих на мастино. Кажется, они встречаются еще с бронзового века. Но это к археологам, я плохо их литературу знаю. На петроглифах средневековых вроде собачки с хвостами как у лайки.

3. Особенностью тюркской антропонимики ялвяется наименование детей "дурными" именами - "от сглаза". Чем хуже, чем проще и обыденней назовешь - тем лучше. У кыргызских князей 17 в. я встретил "Адаяха" (Щенок), двоих "Ит пала" (Сукин сын) одного "Нохоя". Предполагаю, что это можно отспекулировать как дурное отношение к псу.

1. У алтайцев были два типа собак - пастушеские и сторожевые тайгылы (в эпосе они еще и боевые псы богатырей), и мойноки - охотничьи, типа лайки. Говорят, потом когда русские начали переселяться эти собаки смешались с их собаками и выродились. Хотя у чабанов еще можно встретить собак, похожих на тайгылов, как я понимаю, это те же монгольские-калмыцкие-тувинские овчарки.

2.У нас спикер Госсобрания-Эл Курултая как раз сын человека с "нехорошим" именем - Иван Итулович Белеков. Как я знаю, иногда его в шутку называют "сукиным внуком". :lol::lol::lol:

Разрешите представить, - монгольская овчарка-банхар Бахалдэ, дочь Баро и Волчицы, 3 года.

19-20 декабря в Москве на Кубке Мэра и Кубке Мира от разных судей Бахалдэ получила:

2ЛС (лучшая сука), 2ЛПП (лучший представитель породы), 2САС (кандидат в национальные чемпионы красоты),

и 2 САСИБ (кандидат в международные чемпионы красоты).

Итак, монголы пошли на Москву. :D:):P

5235c536c85d.jpg

Красавица. А интересно, какого цвета у них глаза?

Link to post
Share on other sites

По просьбе моих друзей-животноводов из Калмыкии: А где можно приобрести щенков монгольской овчарки и какой вопрос цены?

Щенки будут обеспечены качественным жильём, добротным питанием, чистым воздухом, открытым пространством, доброжелательным отношением и работой по специальности. :) Короче, отрабатывается вопрос помощников в нелёгком чабанском труде.

Link to post
Share on other sites

---Уважаемый Амыр, из каких источников эти сведения?

Насколько мне известно, тайгылы – это борзые. Эти борзые, совсем немного отличаясь по второстепенным признакам, были распространены по всей срединной Азии, и даже распространились в странах Средиземноморья и ЮАР, приобретая самостоятельные названия по ареалам обитания, но по смысловому значению все эти названия сводились к понятию «борзая». И все, кто застолбил эти породы в своих странах, все-таки, ссылаются на их Центральноазиатское происхождение.

Мойноки – это и есть, скажем, алтайские лайки.

А боевые псы богатырей – это уже отдельная статья собачьей породы, по описаниям фенотипа и психотипа, не похожие на тайгылов и мойноков.

Но все они вполне могли и пастушить и сторожить.

Ну, а насчет «монгольские-калмыцкие-тувинские овчарки», это, уж извините меня, (к вам ничего личного) конечно, каша-малаша.

Не было в природе ни калмыцкой, ни тувинской овчарок, как таковых. А то, что под этими названиями сейчас существует в собачьем шоу-бизнесе – по-простому, по-народному можно назвать стадом дворняг и мутантов, бренд которых сделан на национализме. Хотя, я бы смело сказала, - на шовинизме. Если любого из этих лохотронщиков (и дилетантов, и прохиндеев) спросить, например, что есть тувинского (физический признак) в вашей тувинской овчарке? Или что есть калмыцкого (физический признак) в вашей калмыцкой овчарке, то никто из них не сможет дать вразумительный ответ.

Потому что в этих собачках ничего нет ни калмыцкого, ни тувинского. В любом национальном названии древней породы должен заключаться биологический статус, прежде всего, затем исторический и этнографический. Потому что любая порода домашних животных, будь то корова, овца или собака, - это дело рук и разума человеческих. Чтобы состоялся геном (генетический код) любой древней породы собак, нужно время, как минимум, в размере 500-1000 лет, учитывая «древние технологии» против современных, что сродни естественному отбору по Дарвину. Работа по созданию породы за такой длительный период (1000лет) не могла бы не оставить след в культуре народа, допустим, тувинского или калмыцкого. И на создание породы служебных собак с устойчивой наследственностью, нужно время без войн и переселений. На корову, козу или овцу хватило бы и 100-200 лет, потому что от них нужно по-большому счету шерсть, мясо, молоко и все. А забить в морфофизиологию служебных собак все 68 коренных признаков породы (и это всего лишь фенотип), плюс умение пасти, гуртогонить, охранять, сторожить, охотиться, убивать хищников, - на это, простите, каких-то 500 лет маловато будет. Насколько мне известно, у тувинцев и калмыков даже такого времени не было в разрезе истории.

Можно уничтожить всех породных собак, как физически, так и растворить метизацией. Но если в культуре народа существовал такой процесс, как создание породы собак, то, как минимум, словарный запас нации или народа сохранит память об этом, тем более, вся культура в целом. Еще существует, если хотите, генетическая память культуры народа.

А где он, культурный след-то, хотя бы в словарном запасе тувинцев и калмыков? :blink:

Источник - богатырские эпосы и народная, чабанско-охотничья, жизнь.

Собак типа борзых у алтайцев не было, по крайней мере в памяти народной нет такого. А тайгылами называли и называют именно сторожевую собаку, волкодава. По внешнему описанию она схожа с монгольской овчаркой. Кстати, когда охотники идут на охоту, есть поверье, что нельзя называть зверя по имени, а то удачи не будет, поэтому называют другим именем, так вот, волка называют обычно - "кöк тайгыл". Про цвет глаз я спрашивал потому, что в эпосе тайгылы называются "кровавоглазыми" (очень частый эпитет), а пастухи, когда подбирают себе собаку, упор делают именно на глаза, самые лучшие, это когда цвет желто-коричневый (по алтайски "сары-куренг", или, если хотите - "кровавоглазые"), и имеют желто-коричневые подпалины возле глаз ("четырехглазие"). Цвет шерсти - черный. Считается что тогда собака будет соответствовать и по характеру, для пастушеской и сторожевой службы. Такие собаки редко лают, пр приближении чужого человека рычат и вздымается шерсть на загривке.

Тувинско-монгольско-калмыцкой я эту собаку назвал потому, что как понимаю, речь идет об одной породе - монгольской овчарке (бангхар), извините, если нарушил правила кинологической академии, ничего дурного в виду не имел, к современным шарлатанам не имею отношения. Я конечно, понимаю, почему у вас такое болезненное отношение к этому вопросу, обидно, когда какие-то прохиндеи всяких помесят выдают за породных овчарок. С научной точки зрения все эти народные названия - калмыцкая овчарка, тувинская овчарка, наверное следует называть монгольской овчаркой, некогда распространенной в Туве или в Калмыкии. Но в народной то памяти сохранилась эта монгольская овчарка именно как своя, тувинская или калмыцкая овчарка, тут уже ничего не поделаешь, только вести разъяснительную работу, причем в спокойно и взвешенно. Думаю поспособствует этому также то, что калмыков, тувинцев и алтайцев монголы считают за своих - монголов, имея ввиду общность культуры и быта, который включает в себя и породу собаки - бангхара, у каждого народа называемую по своему, у алтайцев например, слово бангхар неизвестно.

По просьбе моих друзей-животноводов из Калмыкии: А где можно приобрести щенков монгольской овчарки и какой вопрос цены?

Щенки будут обеспечены качественным жильём, добротным питанием, чистым воздухом, открытым пространством, доброжелательным отношением и работой по специальности. :) Короче, отрабатывается вопрос помощников в нелёгком чабанском труде.

Монгольскую овчарку - в Монголии, наверное. :D В принципе, в любом худоне есть, специальных центров по разведению нет.

Link to post
Share on other sites

А правда, что в Монголии существует запрет, на вывоз щенков монгольской овчарки за границу?

Link to post
Share on other sites

А правда, что в Монголии существует запрет, на вывоз щенков монгольской овчарки за границу?

Нет. Есть проблемы с нашей ветеринарной службой на границе, очень много документов приходится оформлять, животные ждут месяцами.

Link to post
Share on other sites

Спасибо.Классные щенки.

У халха монголов есть традиция кормить сучку молокой и свежим мясом, когда отнимает у нее щенка и давать "Хадаг" хозяину.Есть такая традиция у бурятов?

У волков в голове понятия жизни простые: «убей или будешь убит».

Если делаешь - не бойся,

Если боишься - не делай,

Если не сделаешь - погибнешь

Чингисхаан.

:rolleyes:

Link to post
Share on other sites

Я понимаю, возможно, мой рассказ выглядит как реклама породы перед продажей щенят.

Сколько стоит один щенок?

Link to post
Share on other sites

Классные фотки, отличные собаки.

Большое дело делаете, Галина Николаевна!

Link to post
Share on other sites

Ronin1 пишет: "Сколько стоит один щенок?"

Ответ:30-60.

Это в какой валюте??? :blink:

Link to post
Share on other sites

Гончие борзые собаки - прерогатива Степи и кочевого образа жизни.

Ловчие птицы (орлиные, соколиные) и гончие борзые породы собак изначально были приспособлены (как и одомашнена лошадь), селектированы на протяжении столетий и использовались исключительно степняками-кочевниками тюрками для охоты в открытой местности (степи) и преследования быстроногого зверя (сайгак, кулан и пр.) на дальние расстояния на лошади.

Отсюда наличие гончей борзой породы у казахов – «таз ит», «кумай» (прародительница европейских и русских борзых).

И отсутствие таковой у оседлых народов, в т.ч. у монголов-халха и бурятов как изначально лесных народов.

Прерогатива оседлых народов – овчарки, волкодавы, охотничьи, лайки и др., но не борзые.

Так, у монголов-халха это овчарка «банхар», у бурятов волкодав «хоттошо» (кажется и у калмыков есть свои овчарки).

Даже на юге Казахстана, где всегда были оседлые хозяйства, использовали «алабая».

Edited by АксКерБорж
Link to post
Share on other sites

Да очень интересно. Выложите пожалуйста

фмээ нэг шалгачих.

Link to post
Share on other sites

Галина Николаевна, я должен принести свои извинения. Текст, который Вы приняли на свой счет, оставил я для Монхбата. В конце стоит моя подпись, но, видимо, оформил я свое замечание не очень понятно, отчего и произошло данное недоразумение. Дело в том что Монхбат оставил в своем посте только смайл, и я попросил его писать более расширенные посты. Хамства с его стороны не было, только восхищение фотографиями и информацией о монгольской овчарке.

Еще раз, искренне прошу прощения.

Link to post
Share on other sites

И не смейте никому из них хамить и указывать.

Сильно!

Вы, не разобравшись, хамите хорошему человеку («проблемы с головой»), пытаетесь ему указывать и обвиняете его непонятно в чём.

Я не знал, что серьёзные люди поступают именно так.

Link to post
Share on other sites

Очень добрая тема и фото с красивой природой! :rolleyes:

Галина Николаевна, спасибо Вам за Ваши фото!

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

Приветствуем нового участника!

Был сбой, причины выясняются.

Чтобы разместить фото можно указать ссылку на него на панели редактора ответа, разместить в галерее и дать ссылку, или прикрепить как файл, например.

Link to post
Share on other sites

Здравствуйте, Администраторы. Поясните, пожалуйста, исчезновение моего сообщения для Монхбат? и как размещать фотографии на сайте?

Объясняют с проблемой на сервере. Мои сообщение тоже исчезли.

Фотографии можете разместить выбрав иконку подведя мышкой в верхней строке рабочей страницы и вставьте адрес картинки.

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

Вот, не люблю собак. Но фото отличные. Спасибо, Галина Николаевна.

Link to post
Share on other sites

...Недавно пришел чей-то хасочный кобелюка...

Галина Николаевна!

А что такое - хасочный?

Хаски?

И еще вопрос - как эти ребята в городской среде себя ведут?

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...