Перейти к содержанию
Монхбат

Монгольская овчарка

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы
01.08.2021 в 09:22, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Галина Николаевна!

Собаки банхары (монгол нохой, монголдог), то есть по сути овчарки, не упоминаются в письменных источниках по татарам-монголам Чингизхана по моему убеждению потому, что те племена и сам Чингизхан, были кочевыми скотоводами, а у последних, как известно по средневековым миниатюрам были собаки гончих пород для охоты, как собственно и у современных кочевых скотоводческих в недавнем прошлом народов - у кыргызов, казахов и др. На миниатюрах я не видел монголдогов или других овчарок.

Овчарки, имхо, это собака оседлых скотоводов, для охраны овец при пешем пастухе.

А вы как думаете?

 

Во-первых, Чингисхан жил не в средние века.

Во-вторых, Чингисхан не был кочевым скотоводом, как впаривает нам официальная история.

Недостаточно посмотреть средневековые миниатюры, чтобы делать  выводы о каких-либо исторических фактах.

Мне понадобилось почти 20 лет, чтобы, по-возможности, полноценно изучить историю азиатских народов,  касаемых в части собак, как в русскоязычном сегменте летописей, так и в прилегающих к Монголии странах. Я умалчиваю в какие расходы мне обошлись переводы с разных языков.

Ув. АксКерБорж, полагаю, что смогу вам помочь разобраться, когда вы прочтете мою монографию "МОНГОЛДОГ", там есть все ссылки на источники сведений. Будет интересно, сами обратитесь напрямую к ним. Быть может, увлечение ваше перерастет в профессионализм. Но это нелегкий,  не быстрый, и неблагодарный труд.

А современная интернет-лабуда от участников собачьего шоу-бизнеса, - это часть механизмов рекламного пиара, - одним словом "двигатель торговли". К настоящим историческим фактам сие пиар-ходы не имеют отношения. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
53 минуты назад, Яворская Галина Николаевна сказал:

Во-первых, Чингисхан жил не в средние века.

Во-вторых, Чингисхан не был кочевым скотоводом, как впаривает нам официальная история.

Недостаточно посмотреть средневековые миниатюры, чтобы делать  выводы о каких-либо исторических фактах.

Мне понадобилось почти 20 лет, чтобы, по-возможности, полноценно изучить историю азиатских народов,  касаемых в части собак, как в русскоязычном сегменте летописей, так и в прилегающих к Монголии странах. Я умалчиваю в какие расходы мне обошлись переводы с разных языков.

Ув. АксКерБорж, полагаю, что смогу вам помочь разобраться, когда вы прочтете мою монографию "МОНГОЛДОГ", там есть все ссылки на источники сведений. Будет интересно, сами обратитесь напрямую к ним. Быть может, увлечение ваше перерастет в профессионализм. Но это нелегкий,  не быстрый, и неблагодарный труд.

А современная интернет-лабуда от участников собачьего шоу-бизнеса, - это часть механизмов рекламного пиара, - одним словом "двигатель торговли". К настоящим историческим фактам сие пиар-ходы не имеют отношения. 

Интересно услышать кем был ЧХ как не скотоводом, и в какие времена жил?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
12 часов назад, Rust сказал:

Интересно услышать кем был ЧХ как не скотоводом, и в какие времена жил?

Извините, я вволю начиталась на вашем форуме споры разных народов по вашему вопросу, и не мне в них участвовать. Мне бы лучше про монгольских собачек...

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

01.08.2021 в 12:22, АксКерБорж сказал:

На миниатюрах я не видел монголдогов или других овчарок.

 

Монгольская овчарка (банхар) присутствует только на картинах - исторических реконструкциях 21 века:

3318006cd4ff.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
3 часа назад, Яворская Галина Николаевна сказал:

Извините, я вволю начиталась на вашем форуме споры разных народов по вашему вопросу, и не мне в них участвовать. Мне бы лучше про монгольских собачек...

Просто слова "впаривает официальная история", "жил не в средние века" наводят на размышления.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

01.08.2021 в 12:22, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Галина Николаевна!

Собаки банхары (монгол нохой, монголдог), то есть по сути овчарки, не упоминаются в письменных источниках по татарам-монголам Чингизхана по моему убеждению потому, что те племена и сам Чингизхан, были кочевыми скотоводами, а у последних, как известно по средневековым миниатюрам были собаки гончих пород для охоты, как собственно и у современных кочевых скотоводческих в недавнем прошлом народов - у кыргызов, казахов и др. На миниатюрах я не видел монголдогов или других овчарок.

Овчарки, имхо, это собака оседлых скотоводов, для охраны овец при пешем пастухе.

А вы как думаете?

 

Асеке просто до нас картины с рабочими  собаками не дошли. Попадались собаки породы тазы при изображении охотничьих  сцен аристократии (кому как не им попасть в картины). Но это не значит что тогда не были собаки породы Тобет, сторожевые псы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Коралас said:

Асеке просто до нас картины с рабочими  собаками не дошли. Попадались собаки породы тазы при изображении охотничьих  сцен аристократии (кому как не им попасть в картины). Но это не значит что тогда не были собаки породы Тобет, сторожевые псы. 

§ 260. ĵoči Čaadai Oķodai ğurban kout Oruŋķeči balağasu oroulĵu, ğurbaula balağat irķen qubiyalduĵu, Čiŋķis-qaana qubi ese ğarğaĵu. Ede ğurban kout baouĵu ireesu, Čiŋķis-qağan ĵoči Čaadai Oķodai ğurban koudi

čimatču, ğurban udur ese aulĵaulba. Tende Boorču, Muqali, Šiği-Qutuqu ğurban očirun: “Očin-melĵen aqsat — Sartaul-irķeno Soltani — doroitdaulĵu balağat irķe ano abuai bida! Qubiyaĵu abdaqu Oruŋkeči balağasun, qubiyalduĵu abqun kout — buķude Čiŋķis-qaanoai bi. Teŋķeri ğaĵar-a ķuču nemekdeĵu, Sartaul-irķeni edui doroitdauluqsan-tur, ba oloan, ere aqta Čino,  bayasču mağaiĵu amui! Qaan yekin ein kiliŋlaĵu amu? Kout buruuyan uqaĵu ayüba ĵe. Qoiči-yüan surtuğai! Kout aburiyan alğasauĵei! Soyürqaasu aulĵauluasu bolquyu?” keen očiesu, Čiŋķis-qağan ĵaliraĵu, ĵoči

Čaadai Oķodai ğurban koudi aulĵaulĵu, duŸqodurun:

 

Otoķus uķes

Orkitču,

Qaučin uķes

Qadarču,

Baiqsan ğaĵar-a

Baqta(n) aldatala,

MaŸlai-in kolesun

Arčin yadatala,

 

badarkiĵu, čimaliyar sueyuer duulğan bukui-dur, QoaŸqai-qorči, QoaŸtaqar-qorči, Sormağan-qorči, ede ğurban qorčin, Čiŋķis-qaana očirun: “Boro šibaoun baoliya-tur sai oroqu metu kout; sai edui ayalan surun bukui-tur, koudi šintalun, mene metu yekin ein dunğodumu? Kout ayüĵu setkiliyen alğasauĵei! Naran šiŋķeķu-eče urğuqu-da ķurtele dain irķen bi. Mani, Tobodut noqodiyan tukirču ileesu, dain-irķeni ba, Teŋķeri Qaĵar-a (??) ķuču

nemekdeĵu, altan-munķu, aurasun-tabar, irķen-orğan Čimada abčirasuğai! Ali irķen keeesu, ene horone Baqtat irķeno Qaliba-Soltan keeķu bi keemui. Teun-tur ba ayalasuğai!” keen očiesu, Qağan sooraĵu, ede uķes-tur ĵaliraĵu,

Čiŋķis-qağan ĵobšiyeĵu, ĵarliq bolurun, Qoaŋqai, Qoaŋtaqar, Sormağan ğurban qorčini soyürqaĵu, Adarqidai-Qoaŋqai, Doluŋğirdai-Qoaŋtaqar qoyari: “Mino derķede atuğai!” Oteķedai-Čormaqani Baqtat-irķentur Qalibo-Soltan-tur ayalaulba.

§ 260. Царевичи Чжочи, Чаадай и Огодай, взяв город Орунгечи, поделили между собою, на троих, и поселения и людей, причем не выделили доли для Чингис-хана. Когда эти царевичи явились в ставку, Чингис-хан, будучи очень недоволен ими, не принял на аудиенцию ни Чжочи, ни Чаадая, ни Огодая. Тогда Боорчу, Мухали и Шиги-Хутуху стали ему докладывать: 'Мы ниспровергли непокорствовавшего тебе Сартаульского Солтана и взяли его города и народ. И все это ведь Чингис-ханово: и взятый город Орунгечи и взявшие его и делившиеся царевичи. Все мы, и люди твои и кони, радуемся и ликуем, ибо небеса и земля умножили силы наши, и вот мы сокрушили Сартаульский народ. Зачем же и тебе, государь, пребывать во гневе? Царевичи ведь сознали свою вину и убоялись. Пусть будет им впредь наука. Но как бы тебе не расслабить воли царевичей. Не признаешь ли ты за, благо, государь, принять теперь царевичей!' Когда они так доложили, Чингис-хан смягчился и повелел Чжочию с Чаадаем и Огодаем явиться и принялся их отчитывать. Он приводил им древние изречения и толковал старину. Они же, готовые провалиться сквозь землю, не успевали вытирать пота со лбов своих. До того он гневно стыдил их и увещевал. Тут обратились к Чингнс-хану стрельцы Хонхай, Хонтохор и Сормаган: 'Государь! Царевичи еще ведь только обучаются бранному житью. наподобие 1 тех серых соколов, которых только еще начинают напускать на хватку. Добро ли смущать их подобным образом? Не впали бы они со страху в нерадение. А ведь у нас - всюду враг от заката солнца и до восхода его. Натравил бы ты лучше нас, Тибетских псов своих, направил бы на вражеский народ, и мы, умножаемые в силах небесами и землей, мы доставили б тебе и вражеского золота с серебром и тканей с товарами, и людей с жилищами их. Ты спросишь, что это за народ такой? А есть. говорят, в западной стороне Халибо-Солтан Багдадского народа. На него бы мы и пошли!' Когда они так, докладывали, государь все возражал, но при . :)тих последних словах смягчился Чингис-хан и стал отдавать им приказания. Он милостиво обошелся со всеми троими и повелел Адаркидайду Хонхаю и Долунгирду Хонтохору оставаться при нем; а Сормахона отправил в поход на Багдадский народ, на Халибо-Солтана.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, АксКерБорж said:

 

Монгольская овчарка (банхар) присутствует только на картинах - исторических реконструкциях 21 века:

3318006cd4ff.jpg

§ 260. Царевичи Чжочи, Чаадай и Огодай, взяв город Орунгечи, поделили между собою, на троих, и поселения и людей, причем не выделили доли для Чингис-хана. Когда эти царевичи явились в ставку, Чингис-хан, будучи очень недоволен ими, не принял на аудиенцию ни Чжочи, ни Чаадая, ни Огодая. Тогда Боорчу, Мухали и Шиги-Хутуху стали ему докладывать: 'Мы ниспровергли непокорствовавшего тебе Сартаульского Солтана и взяли его города и народ. И все это ведь Чингис-ханово: и взятый город Орунгечи и взявшие его и делившиеся царевичи. Все мы, и люди твои и кони, радуемся и ликуем, ибо небеса и земля умножили силы наши, и вот мы сокрушили Сартаульский народ. Зачем же и тебе, государь, пребывать во гневе? Царевичи ведь сознали свою вину и убоялись. Пусть будет им впредь наука. Но как бы тебе не расслабить воли царевичей. Не признаешь ли ты за, благо, государь, принять теперь царевичей!' Когда они так доложили, Чингис-хан смягчился и повелел Чжочию с Чаадаем и Огодаем явиться и принялся их отчитывать. Он приводил им древние изречения и толковал старину. Они же, готовые провалиться сквозь землю, не успевали вытирать пота со лбов своих. До того он гневно стыдил их и увещевал. Тут обратились к Чингнс-хану стрельцы Хонхай, Хонтохор и Сормаган: 'Государь! Царевичи еще ведь только обучаются бранному житью. наподобие 1 тех серых соколов, которых только еще начинают напускать на хватку. Добро ли смущать их подобным образом? Не впали бы они со страху в нерадение. А ведь у нас - всюду враг от заката солнца и до восхода его. Натравил бы ты лучше нас, Тибетских псов/ Tobodut noqod/ своих, направил бы на вражеский народ, и мы, умножаемые в силах небесами и землей, мы доставили б тебе и вражеского золота с серебром и тканей с товарами, и людей с жилищами их. Ты спросишь, что это за народ такой? А есть. говорят, в западной стороне Халибо-Солтан Багдадского народа. На него бы мы и пошли!' Когда они так, докладывали, государь все возражал, но при . :)тих последних словах смягчился Чингис-хан и стал отдавать им приказания. Он милостиво обошелся со всеми троими и повелел Адаркидайду Хонхаю и Долунгирду Хонтохору оставаться при нем; а Сормахона отправил в поход на Багдадский народ, на Халибо-Солтана.

1485602859_kazahskiy-volkodav-tobet-opis

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Steppe Man сказал:

Думаю,что казахское название Тобет здесь в ССМ.

Разумеется вы  интерпретировали это как Тибетские:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Коралас сказал:

Разумеется вы  интерпретировали это как Тибетские:D

 

Ув. Коралас, братьев халха, бурятов, калмыков понять можно, им десятилетиями внушали, что они есть прямое продолжение средневековых татарских племен.

Отсюда и желание ув. Азы увидеть в ССМ монгольских банхаров.

На самом деле в этом эпизоде ССМ речь идет про собак тобетов, читаем у Л. Лигети, "töböd".

У С. Козина они уже "тибетские псы". ))

 

Достаточно одного примера из сотен на основе сравнения русского перевода С. Козина с переводами Л. Лигети и П. Пельо.

Например, в этом же параграфе у Козина упоминается "Халибо-Солтан Багдадского народа".

У Л. Лигети это "Қалыбай-солтан людей Бақтат" - "Baqtat irgen-ü Qalibai-soltan (бақтат это племя, народ?).

Кстати Калыбай обычное казахское мужское имя.

 

Если у нас на севере детей с родинками называют Мендыбай, то на юге имхо Калыбай.

У братьев кыргызов вроде как у нас, моего приятеля звали Мендыбай. :kg2:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Коралас сказал:

Асеке просто до нас картины с рабочими  собаками не дошли. Попадались собаки породы тазы при изображении охотничьих  сцен аристократии (кому как не им попасть в картины). Но это не значит что тогда не были собаки породы Тобет, сторожевые псы. 

 

Ув. Коралас, как вы считаете, тобеты в степном Казахстане были? Вопрос всем желающим.

Да, в последние лет 20 они стали завозиться любителями собаководства к нам с югов и то как штучный товар, их можно пересчитать по пальцам, в том смысле, что их очень мало.

К тому же судя по этнографическим материалам и реалиям жизни, в наших краях было только 2 породы собак - охотничья "тазы" и другая, самая распространенная, буквально в каждой семье для повседневных домашних нужд и скота - беспородные собаки, по-русски - дворняжка, по-казахски - просто ит.

Фото 19 века, Павлодарский уезд:

image.jpg

image.jpg

image.jpg

Кстати "собачья картина" :) у нас до сегодняшнего дня такая же (если не брать в счет привезенных тобетов), охотничьих тазы - мало, только у охотников, обычные дворняжки - в каждой семье.

 

Кстати, собаки на фото прекрасно справляются с любыми задачами - охраной людей, скота, имущества, помогают пасти скот, не оставляют пищевых отходов, санитары)) и даже хорошие няньки для детей, играют с детьми. :rolleyes: Кстати очень умные. Наверно не каждая породистая собака такая умная.

 

Кстати, а может это и не дворняжки вовсе? Может быть это казахская порода овчарок, типа "Степная овчарка"? ) 

Кто изучал их?

Ув. Галина Николаевна, как вы считаете?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
5 часов назад, Rust сказал:

Просто слова "впаривает официальная история", "жил не в средние века" наводят на размышления.

 

Ув. Руст, соглашусь, наводят, еще на какие размышления.. Но в двух словах я уже ответила, а серьезно, то проще монографию прочесть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
4 часа назад, Коралас сказал:

Асеке просто до нас картины с рабочими  собаками не дошли. Попадались собаки породы тазы при изображении охотничьих  сцен аристократии (кому как не им попасть в картины). Но это не значит что тогда не были собаки породы Тобет, сторожевые псы. 

Запросто могли. Всякие собачьи породы время от времени формировались по необходимости в народном хозяйстве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
В 03.08.2021 в 10:45, Steppe Man сказал:

 

... § 260. А ведь у нас - всюду враг от заката солнца и до восхода его. Натравил бы ты лучше нас, Тибетских псов своих, направил бы на вражеский народ, и мы, умножаемые в силах небесами и землей, мы доставили б тебе и вражеского золота с серебром и тканей с товарами, и людей с жилищами их....

 

 

Цитата

 

Про тибетских собак - это условный перевод Юань Чао Биши от Козина А.С. . Некоторые переводчики "Сокровенного сказания монголов" оставили под вопросом tobodud nohod.

В переводе с монгольского на бурятский язык этого же издания Ч.-Р. Намжилова вместо tobodud nohod фигурирует выражение зуудаг ноходые – свирепые, кусачие собаки.

Авторы английского, французского и немецкого переводов также считают, что речь идет о «тибетских псах»[1].

Американский монголовед  «Ф. В. Кливз в своем переводе оставляет оригинальный термин Töbödd, а в примечании показывает, что речь, возможно, идет о «тибетских псах».

Самый правильный перевод сделан калмыцким ученым-лингвистом Дарваевым Петром Александровичем: «От захода солнца до восхода есть много враждебных народов. Если вы пошлете нас, своих Тободов-слуг, мы все враждебные народы милостью Неба и Земли покорим, и золото, серебро, ткани и товары тебе отдадим!». По мнению ученого-лингвиста, переводчика «Сказания», выражение tobodud имеет смысловое значение типа «верные псы Тободы, крутые, надежные и преданные слуги, злые и опасные, как псы, для посторонних». Ближайшие сподвижники Чингисхана были из племени Тободов, от которых произошли их современные потомки «томоты», «тумоты», «хори-туматы». Часть из них проживает ныне в Хоринском районе Бурятии.

Могу добавить, что все эти ученые-лингвисты и монголоведы не интересовались собаками как таковыми вообще, не учитывали, когда в историческом пространстве появилось понятие "тибетские псы", поэтому, видимо, допустили использование схожего звучание современного названия породы с событиями почти тысячелетней давности. Но надо отдать должное, сие господа ученые, кроме Дарваева П.А., таки ставили под сомнение выражение  tobodud nohod.

От себя могу добавить, что в своей монографии я доказала, что во времена создания "Сказания"  не существовало понятия "тибетские псы".

 

 

 

 

 


 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Коралас, братьев халха, бурятов, калмыков понять можно, им десятилетиями внушали, что они есть прямое продолжение средневековых татарских племен.

Отсюда и желание ув. Азы увидеть в ССМ монгольских банхаров.

На самом деле в этом эпизоде ССМ речь идет про собак тобетов, читаем у Л. Лигети, "töböd".

У С. Козина они уже "тибетские псы". ))

 

Достаточно одного примера из сотен на основе сравнения русского перевода С. Козина с переводами Л. Лигети и П. Пельо.

Например, в этом же параграфе у Козина упоминается "Халибо-Солтан Багдадского народа".

У Л. Лигети это "Қалыбай-солтан людей Бақтат" - "Baqtat irgen-ü Qalibai-soltan (бақтат это племя, народ?).

Кстати Калыбай обычное казахское мужское имя.

 

Если у нас на севере детей с родинками называют Мендыбай, то на юге имхо Калыбай.

У братьев кыргызов вроде как у нас, моего приятеля звали Мендыбай. :kg2:

 

Козин вообще чудеса творит. Явные тюркизмы в ССМ он переводит по монгольски и вносит соответствующие исправления в  текст, так сказать добросовестно подправляет автора/авторов  ССМ. Мы уже где-то обсуждали как слово Каршыга-ястреб в одном месте ССМ он перевел как шонхор, потому что в монгольском харцга был явно тюркизм, хотя шонхор тоже тюркизм. 

Я могу привести кучу слов тюркизмов, которые так или иначе вошли в халхинский язык и встречаются густо в ССМ: 

 Звери: Аң – Ан
Когти, лапы (у хищных): Шеңгел – Чангааль
Самка хищника: Өлекшін, Өлөкшін – Өлөгчин
Матерый самец: Тарлан – Тарлан
Домашний скот: Мал – Мал
Скотовод: Малшы – Малч, Малчин
Стая, косяк: Үйір – Бүүр, Эрээ
Стадо, отара: Отар – Отор
Скот, идущий вереницей, след в след: Шұбау, Шұбақ, Шұбырын – Цуваа
Место вытоптанное скотом: Шиыр – Шийр, Чийр
Загон для скота: Қаша – Хашаа
Зимний сарай, хлев для скота: Қора – Хороо
Летний загон для овец и коз: Қотан – Хотон, Хот (загон, аул, город)
Команда скоту при собирании в кучу: Шек – Чээг
Привязь для овец: Көген – Хөгнө
Веревка по земле для привязывания телят и жеребят: Желі – Зэл
Холощенное домашнее животное: Азбан – Асман
Безрогий, комолый скот: Тұқыл – Тугалмай, Тугал (теленок)
Мягкая шерсть коров и лошадей: Көбір, Көбөр – Хөөвөр
Стельная, жеребая: Буаз – Боос
Не стельная, яловая: Қысыр, Қысырау – Хусрах
Подойник: Көнек, Көнөк – Хөнг
Смягчить вымя и получить молоко: Ию – Ивлэх
Приучать сосунка к чужой матке: Телу – Тэлэх
Фартук для предотвращения преждевременной случки овец: Күйек – Хөг
Приученный молодняк: Телі – Тэлээ
Молодняк, приплод скота: Төл – Төл
Намордник: Мұрындық – Бурантаг
Намордник для молодняка скота, предохраняющий от сосания маток: Сірге – Шөрөг
Скот старше года: Тұсақ – Зусаг
Трехгодовалый скот (самцы): Құнан – Гунан, Гуна
Трехгодовалая скотина (самки): Құнажын – Гунж
Четырехгодовалый скот (самцы): Дөнен, Дөнөн – Дөнөн
Четырехгодовалая скотина (самки): Дөнежін – Дөнжин
Седло: Ер – Ир, Эмээл
Торока седла: Қанжыға – Ганзага
Принадлежности, привязанные к тороке: Бөтергі, Бөктерме – Бөгтрөг
Ремень седла к подпруге: Жырым – Жирэм
Нагрудник, привязываемый к седлу: Өмілдірік, Өмөлдірік – Хөмөлдрөг
Поводок для привязывания коня, чембур: Шылбыр – Цулбуур
Недоуздок: Ноқта – Ногт
Потник, чепрак: Тоқым – Тохом
Удила: Ауыздық – Зуузай
Привязывать поводья к седлу или к холке: Қаңтару, Қаңтарғы – Хантайрга
Подкова: Таға – Тах
Путы коня: Тұсау – Тушаа
Путы, треножник: Шідер – Чөдөр
Коновязь из подвешенного аркана: Керме – Хэрмэл
Шест с петлей для ловли лошадей: Ұрық, Ұрұқ -
Аркан с узелками для ловли лошадей: Шалма – Цалам
Команда лошади идти вперед: Чу, Шү, Жүр – Чу
Команда лошади остановиться: Тұр, Трр – Трр
Широко расставленные задние ноги коня: Алшақ, Алшаю, Алшаң – Алцаа, Алцайх, Алцан
Встать вкопанным: Қырысу, Керісу – Хирсэх
Испуг лошади: Үрку – Үргэх
Отряхивание лошади, скота: Сілкіну – Шилгээх
Грива: Жал – Далан
Конные состязания: Бәйге – Бай
Бег галопом: Щоқырақ, Шоқыту – Шогшоо
Заводчик лошадей, обслуживающий их: Ат Қосшы – Хош, Күтүші – Хөтөч
Лошадь с путами на ногах: Өрелі ат – Өрөөл
Временное пользование чужой лошадью, подвода: Улау, Лау – Улаа
Лошадь: Ат – Агт, Адуу
Мерин: Ат – Агтан
Скакун: Арғымақ – Аргамак, Агармак
Двухгодовалый жеребенок: Тай – Дайан
Иноходец: Жорға - Жороо
Дикая лошадь: Тағы – Тахъ
Бык: Буқа - Бух
Самец дикого верблюда: Қаптағай – Хавтагай
Самец домашнего верблюда: Бура – Буур
Холощеный верблюд: Атан – Атан
Верблюжонок: Бота, Ботақан – Ботго
Верблюжонок двухлетка: Тайлақ – Тайлаг
Верблюдица: Інген – Ингэ
Деревяная деталь, крепящая верблюжье седло: Шыта – Шат
Команда верблюду преклонить колени и опуститься на землю: Шөк - Чөк
Овца: Қой – Хонь, Хонин
Самец овцы, баран: Қошқар – Қуча
Козел: Теке – Тэх (горный архар)
Холощенный козел: Серке – Сэрхе
Як дикий: Сарлық – Сарлаг
Смесь дикого яка с коровой: Кәйнек – Хайнаг
Поросенок: Торай – Торой
Олень: Бұғы – Буга
Олененок: Ілей – Ил
Марал: Марал – Марал, Бөж
Архар: Арқар – Эргэл
Кулан: Құлан – Хулан
Лев: Арыстан, Арслан – Арслан, Эрслэн (львица)
Тигр: жол Барс – Бар
Рысь: Сілеусін – Шилүүсэн
Барс: Барс – Барс
Снежный барс ирбис: Ірбіс, Ілбіс – Ирвэс
Волк красный, чибури: Шибөрі – Цөөвөр
Волчонок: Бөлтірік – Бэлтрэг
Волк: Қаншық (волчица) - Хангай (перен.)
Вой: Ұлу (вой, выть) – Улиа (воющий), Улих (выть)
Лисица степная, корсак: Қарсақ – Хярс
Обезъяна: Мешін – Мэчин, Мич
Кабан, вепрь: Қабан – Хаван
Блоха: Бүрге – Бүүрэг, Хүрд
Зайчонок: Бөжек, Көжек – Бөжин
Соболь: Бұлғын – Булга
Куница: Сусар – Суусар
Черный журавль: Қарқыра – Хархираа
Сурок: Суур, Тарбаған – Тарвага
Суслик: Зорман – Зурам
Лягушка: Бақа – Бах
Улитка, дракон: Ұлу – Луу
Орел беркут: Бүркүт – Бүргэд
Кречет: Лашын – Начин
Сокол: Сұңқар – Цонхор, Шонхор, Хайчин
Сокол-белогорлик: Жағалтай – Загалай
Ястреб: Қаршыға – Харцгай, Хяруурцай
Ястреб-тетеревятник: Тұйғын – Тойхон
Ястреб-перепелятник, кобчик: Қырғи – Хяргуй
Колпица: Қалбағай – Халбагант
Пустельга: Ителгі – Идлэг
Сорока обыкновенная: Сауысқан – Шаазгай
Сорока длинохвостая: Шақшақай – Цагцхай
Чайка: Шағала – Цахлай, Хайлгана
Дрофа: Дуадақ – Тоодог
Фазан: Қырғауыл – Гургуул, Хяргуул
Павлин: Тоты – Тоть
Дикая индейка улар: Ұлар – Улар
Рябчик: Тарғақ – Таргалж
Перепелка: Бөдене – Бөднө
Голубь: Көкек, Көкөк – Хөхөө
Дикий голубь, горлица: Көдек, Көдөк – Хөдөг
Лебедь: Қу, ақ Қу – Хун
Куропатка: Құр – Хур
Утка чирок: Шүрегей – Чөрх
Сова: Жапалақ – Явлаг, Уууль, Шар шувуу
Желудочек птицы: Бөтөге – Бэтэг
Перо птицы: Қауырсын – Гуурс
Щука: Шортан – Цорд
Щурёнок: Шорағай – Цурхай
Осетр: Бекіре – Бэхэр
Белуга: Құрып, Құртпа – Хороб
Лещ: Табан – Тэвнэ
Мелкая рыбешка: Май шабақ – Май
Собственно монгольских лексем для обозначения животных остается очень мало, это «волк» - «чоноо», «лошадь» смешанно, и по-тюркски, и по-монгольски и тунгусо-маньчжурски «морь», «свинья» - «гахай» и другие.
 
  • Like 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Коралас, как вы считаете, тобеты в степном Казахстане были? Вопрос всем желающим.

Да, в последние лет 20 они стали завозиться любителями собаководства к нам с югов и то как штучный товар, их можно пересчитать по пальцам, в том смысле, что их очень мало.

К тому же судя по этнографическим материалам и реалиям жизни, в наших краях было только 2 породы собак - охотничья "тазы" и другая, самая распространенная, буквально в каждой семье для повседневных домашних нужд и скота - беспородные собаки, по-русски - дворняжка, по-казахски - просто ит.

Фото 19 века, Павлодарский уезд:

image.jpg

image.jpg

image.jpg

Кстати "собачья картина" :) у нас до сегодняшнего дня такая же (если не брать в счет привезенных тобетов), охотничьих тазы - мало, только у охотников, обычные дворняжки - в каждой семье.

 

Кстати, собаки на фото прекрасно справляются с любыми задачами - охраной людей, скота, имущества, помогают пасти скот, не оставляют пищевых отходов, санитары)) и даже хорошие няньки для детей, играют с детьми. :rolleyes: Кстати очень умные. Наверно не каждая породистая собака такая умная.

 

Кстати, а может это и не дворняжки вовсе? Может быть это казахская порода овчарок, типа "Степная овчарка"? ) 

Кто изучал их?

Ув. Галина Николаевна, как вы считаете?

 

Эти дворняжки не простые дворняжки, как принято их называть. У казахов эти собаки называются канден ит т.е. метисы, солянка из разных пород. Но костяк чувствуется что происходит от  смеси тазы и алабаев.  Собаки породы тазы эндемики Западного Алтая т.е. их родина там. 

Что касатся тобет, то они эндемики Тяньшаня, а точнее Алатау. Они хорошо себя ведут в горных условиях. ТО, что их не стало в Павлодарском крае, а точнее в Северном Казахстане, так это от того, что север перешел на земледелие вследствие целинизации. Тобеты втречаются в горах Баянаул как местные, а не привозные. Где-то читал, что английские генетики пришли к выводу, что все собаки произошли  от собак живших в Семиречье. Такими эндемиками Семиречья и Алтая  от которых произошли остальные являются - прадед всех яблок -яблоко Сиверса, прадед всех тюльпанов -тюльпаны Грейга и многое другое. Прадеды всех кошек мира   жили в Семиречье т.е. они восходят к эндемикам манулам. Прямо можно сказать, что  первоначальный рай был в Семиречье. :qazaq1:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
03.08.2021 в 12:38, АксКерБорж сказал:

Кстати, а может это и не дворняжки вовсе? Может быть это казахская порода овчарок, типа "Степная овчарка"? ) 

Кто изучал их?

Ув. Галина Николаевна, как вы считаете?

 

По одной фотке или по единичному сведению некорректно делать выводы о существовании той или иной породы, и о породе собак вообще, и в частности.

Что такое порода собак, какую группу похожих между собой собак можно назвать породой, а какую нет? Порода собак - это группа собак, с одинаковым фенотипом, психотипом и генотипом, состоящая из 8 семейств (семейство ведет отсчет от матки с ее потомством), отстоящих друг от друга на расстоянии 5-ти неродственных поколений. Примерно до 300 особей, - это количественная точка отсчета.

Порода собак с неба не падает, стихийно не образуется, типа, "народной селекцией". Любая порода домашних животных, тем более собак, создается умом и руками человека, в том или ином сегменте пользовательных характеристик для народного хозяйства. Порода - т.е по роду, создается строго по законам наследственности, которые одинаковы для слонов и тараканов, для собак и для людей. 

Как сберечь сверхспособности  доисторической породы собак?

   Если размножать собак, не соблюдая законы наследственности, то мы утрачиваем те особенности мозга породы, удобные и нужные человеку, которые накапливались тысячелетиями.

   Потому что потом создать собачью особь с супер универсальными способностями будет невозможно. Мы будем размножать их просто самих в себе как кроликов.

   Всеми силами надо сохранять уникальные породные особенности фенотипа психотипа и генотипа,  причем одновременно, а не в угоду кому чья мордашка понравилась или поведение,   грамотно подбирать, отбирать и совмещать, затем выращивать, поддерживать и культивировать.

   Это библиотека мозгов, которые прошли многотысячелетний эволюционный путь, результатом чего стал естественный инструмент  очень длинного искусственного отбора.

Уточняю, речь идет о собаках служебного толка, а не о декоративных. Т.к. декоративные - не служебники, в народном хозяйстве не используются, а просто для души, забавы и вкусовых предпочтений. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
03.08.2021 в 15:39, Коралас сказал:

"псы Тободы, крутые, надежные и преданные слуги, злые и опасные, как псы, для посторонних». Ближайшие сподвижники Чингисхана были из племени Тободов, от которых произошли их современные потомки «томоты», «тумоты», «хори-туматы». Часть из них проживает ныне в Хоринском районе Бурятии."  У казахов до сих пор верных падаванов кого-то называют тобетами, сравнивая с верными псами. То что туматы стали тобетами это смешно.:D

Ну, смешно так смешно. Говорят, один грамм смеха - это год жизни.

Но вы не уловили, что речь шла о тободах, а не о тобетах.:P

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
1 минуту назад, Steppe Man сказал:

toMx_lpaJz0.jpg?size=800x510&quality=96&

тувинская овчарка.

 

8 минут назад, Steppe Man сказал:

Нужно определять генетический профиль казахского тобета и тибетского мастифа.Днк монгольского  банхара отличается от днк тибетского мастифа. Монгольский банхар это хуннская овчарка.

Во-первых, тема называется "Монгольская овчарка". Про других собак есть другие темы, перенесите ваше сообщение в тему Тувинская овчарка.

Во-вторых, не пишите про ДНК то, в чем вы не компетентны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Steppe Man сказал:

Керейт это кир ит т.е. грязная собака?

:D

по монгольский может быть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Только что, Коралас сказал:

НЕ знаю как перенести

Да просто в подходящих темах снова опубликуйте свои посты. Как только публикуете, я удалю эти.

И потом, в ваших интересах развивать темы и про борзых, и про тобетов, и другие темы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Яворская Галина Николаевна сказал:

Да просто в подходящих темах снова опубликуйте свои посты. Как только публикуете, я удалю эти.

И потом, в ваших интересах развивать темы и про борзых, и про тобетов, и другие темы.

Спасибо уже перенес

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...