Jump to content



Guest Andrej

Украинский чуб

Recommended Posts

Кстати наличие у казахов 3-х видов мужских причесок (кекіл - чуб; айдар - оселедец; тулым/тулымшак - волосы с двух боков головы) отметил и зарисовал в этнографической экспедиции в 20-х годах 20 века этнограф С.А.Руденко (члены экспедиции: А.Букейханов, А.Маргулан, Ф.А.Фиельструп).

При этом айдар и тулум на зарисовках экспедиции встречаются и заплетенными.

Не подскажете, где можно найти эти зарисовки?

Не могу найти ничего в дополнение к тем фоткам, которые уже постились:

3d808eadfb22.jpg

kalmik.jpg

По поводу заплетания оселедця - у запорожцев также присутствовала такая традиция.

Уважаемый профессор, почему у Вас везде и всегдла болгары...?

:D

Link to comment
Share on other sites

Казахи (правильнее - казаки). Наши дни.

Кекiл - чуб:

NDVD_7.jpg

Айдар - оселедец (незаплетенный):

NDVD_6.jpg

Айдар - оселедец (заплетенный, косичка):

images?q=tbn:ANd9GcSXEsU6tNGY1aQN3kt2Qnq_SNFSqnWKk2g86NUo0q-n9VSO0ePTpA

Link to comment
Share on other sites

Айдар:

1) межд: айда - ну-ка, айда! ну-ка, пошли!

2) айда - гнать, перегонять, изгонять

3) гл: айдау - гнать, изгонять

4) взаим. от айда: айдас - гнать или погонять вместе

и др.

Получается, что айдар - это оберег от дурных сил, т.е. изгоняет, прогоняет их!

Аналогично схожим: "турар" - будет жить, здоров; "алмас тас" (алмаз) - ничем неодолимый, крепчайший камень; алу - брать, одолять и т.д. и т.п.

Тұлым:

1) Тұл - вдова, овдоветь (при смерти хозяина лошади у нее, несмотря на срожайший запрет стричь челку, гриву и хвост, состригают хвост - тұлымдайды)

2) Тұлым или Тұлымшақ - пучки волос, оставленные на висках (чаще у любимых сыновей богатых людей)

3) Тұлым - дарить клочок косы (жен.) возлюбленному при выходе замуж за другого

4) Тұлым - оставлять что-либо на память (жен.) на память мужу или детям

5) Тұла - весь, целый, целиком, полностью

Получается, что Тұлым или Тұлымшақ (уменьшит-ласкат.) - это часть, остаток цельного, обрезанная, укороченная коса, хвост, прическа и т.д.

Link to comment
Share on other sites

Но это же тюрки, правильнее наверно назывыать их так, это общее название всем им. А то неправильно поймут все.

Тюрки - родовое название и, следовательно, слишком общее и неточное,

а булгар/болгар - видовое название и, следовательно, довольно точное и конкретное.

К настоящему времени часть тюркологов употребляют первую форму, а другая часть - второю.

Link to comment
Share on other sites

Одно из первых упоминаний оселедца (айдара) у древнетюркского народа хунну (сюнну) - Н.Я.Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Среднее Азии в древние времена. С.174:

3a26bc18d405.jpg

Это конец 3 века до н.э.!

Link to comment
Share on other sites

Казахи (правильнее - казаки). Наши дни.

Кекiл - чуб:

NDVD_7.jpg

Честно говоря это чисто китайский обычай стрижки детей.

Link to comment
Share on other sites

Из ув. АксКерБоржа вылупиться начал посредненький юрист-маньчжуровед, но кажется совсем не получится юриста-этнографиста. :lol:

Пусть старайся в сторону маньчжуроведства хотя бы будет пользы обычным пользователям как я. :D

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Обратил внимание на основные отличия тюркского и казацкого "айдара" (мужской косички) от монгольского "гэзэг" (казак? :) ). Кстати чуб по-монгольски называется сродни тюркскому - хөхөл.

По сути мы имеем дело с двумя разными традициями, вторая имхо присуща культуре дальневосточных народов, приамурья, присунгарья:

1. Первые:

- оставляли волосы преимущественно на темени, макушке, отчего он свисал либо вперед, либо к уху;

- не выбритой оставляли небольшой круглый участок (пятачок), отчего косичка была тонкой, т.е. жиденькой;

- была короткой длины;

- зачастую не заплеталась, т.к. не причиняла особых неудобств, заплеталась для красоты.

2. Вторые:

- подобно маньчжурам и китайцам (влияние и знак покорности маньчжурам?) оставляли волосы преимущественно в затылочной части головы;

- не выбритым оставляли больший участок, отчего косичка становилась достаточно толстой косой;

- длиная;

- густота и длина вызывала необходимость обязательного заплетения.

Сравните (тюркские и казацкие приведены достаточно, повторяться надобности думаю нет):

Китаяская «бянь-фа» (辮髪):

250px-Qinghairstyle.jpg

Маньчжурская "сончохо":

qinchao13.jpg

Бурятский "гэзэг":

9g2004.jpg

Приведенное выше фото оселедца мальчика западного монгола (торгута с Тарбагатая) относится к тюркскому типу, на что повлияло имхо близкое и длительное соседство народов, что проявилось и во многом другом.

Link to comment
Share on other sites

ДЖОРДЖИО ИНТЕРИАНО

(Вторая половина XV — начало XVI в.)

Джорджио Интериано — путешественник, географ и этнограф эпохи итальянского Возрождения; автор первого в средневековой литературе монографического описания Черкасии, изданного в Венеции в 1502 г. отдельной книгой.

БЫТ И СТРАНА ЗИХОВ, ИМЕНУЕМЫХ ЧЕРКАСАМИ.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

LA VITA ET SITO DE SICHI, CHIAMATI CIRCASSI

Так как мне известно, что Вы весьма любите доблесть и прилежно изучаете подвиги и нравы других народов,— я же много лет тому назад исследовал и наблюдал природу и условия страны и быта черкасов в Сарматии, то мне кажется, что стоит собрать воедино многое (из того, что я нахожу) удивительным и замечательным в их образе жизни, и передать это прежде всего Вам, талантливейшему и ученому (мужу), который, если мое произведение действительно заслуживает появления на свет, сможет исправить в нем (погрешности), и выправить (слог), и напечатать лучше, чем кто-либо другой. Это можно сказать не только о таком малом и ничтожном произведении, но и о всяком другом, хотя бы и о самом важном. Итак, посвящаю Вам труд мой, как он есть, и всецело доверяю его Вам с просьбой не только прочесть его, но и исправить, в чем, как мне известно, он нуждается, особенно со стороны орфографии — ибо я ни от кого не скрываю, что мне не довелось обучаться ни обыкновенному письму, ни изящной словесности. Но если я увижу, что мое произведение хоть немного понравится Вам, несмотря на то, что оно не блещет ученостью, то осмелюсь, когда позволит время, как можно правдивее написать и рассказать о многом другом, интересном и достойном внимания, из того, что я видел, слышал и испытал в разных странах. Я уверен, что это не только доставит развлечение, но и приведет в изумление моего читателя. С приветствием к Вам.

Быт зихов, называемых черкасами

Зихи — называемые так на языках: простонародном (Volgare — т. е. итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкасы, сами себя называют — «адига». Они живут [на пространстве] от реки Таны до Азии по всему тому морскому побережью, которое лежит по направлению к Босфору Киммерийскому, ныне называемому Восперо, проливом Святого Иоанна и проливом Забакского моря, иначе — моря Таны, в древности [называвшегося] Меотийским болотом, и далее за проливом по [47] берегу моря вплоть до мыса Бусси и реки Фазиса и здесь граничит с Абхазией, то есть частью Колхиды. А все их побережье, включая сюда вышеназванное болото и [пространство] вне его — составляет около пятисот миль. Через всю же их землю на восток можно проехать самое большее за восемь дней. Живут они деревнями и во всей стране нет [ни одного] города или укрепленного стенами места, а их самое большое и лучшее поселение — это небольшая долина в глубине страны, называемая Кромук, имеющая лучшее местоположение и более других населенная. Со стороны суши граничат они со скифами, то есть татарами. Язык их трудный — отличающийся от языка соседних народов и сильно гортанный. Они исповедуют христианскую религию и имеют священников по греческому обряду. Крещение же принимают лишь по достижении восьмилетнего возраста, и крестят у них по нескольку человек зараз простым окроплением святой водой, причем священник произносит краткое благословение. Знатные не входят в храм до шестидесятилетнего возраста, ибо, живя, как и все они, грабежом, считают это недопустимым, дабы не осквернять церкви, по прошествии же этого срока, или около того времени, они оставляют грабеж и тогда начинают посещать богослужение, которое в молодости слушают не иначе, как у дверей церкви и не слезая с коня. Женщины у них разрешаются от бремени на соломе, желая, чтобы она служила первым ложем новорожденному, и затем несут его к реке и там купают, не обращая внимания на мороз и холод, весьма обычные в тех краях. Новорожденному дают имя того, кто первым из посторонних войдет в дом после родов, и если это — грек, латинянин или вообще носит иностранное имя, то всегда прибавляют к этому имени [окончание] «ук»;. например — Петро — Петрук, Пауло—Паулук и т. д. Они не имеют письменности и не пользуются никаким алфавитом — ни собственным, ни иностранным. Священники у них служат по-своему, [употребляя] греческие слова и начертания, не понимая их смысла. Когда же случается им писать кому-нибудь, хотя это бывает очень редко, то большею частью пользуются услугами евреев и еврейскими письменами, но чаще передают друг другу вести на словах, через посланцев. Есть среди них знатные и вассалы и сервы, или рабы. Знатные пользуются среди прочих большим почетом и значительную часть времени проводят на коне. Они не терпят, чтобы их подданные держали лошадей, и если случится вассалу вырастить как-нибудь жеребенка, то как только он станет большим, его отнимает дворянин и дает ему взамен быков, присовокупляя такие слова: «Вот это, а не конь, больше подходит для тебя». [48] Между знатными есть много таких, которые имеют вассалов, и все живут без какой-либо зависимости друг от друга и не желают признавать над собою никакого владыки, кроме господа бога, и нет у них ни судей, ни каких-либо писаных законов. Сила или смекалка, либо третейский суд разрешает спорь; между ними. У знатных нередко бывает, что родичи убивают один другого вместе с большею частью братьев. И лишь только один из братьев умрет, другой на следующую же ночь берет жену покойного, свою невестку, ибо позволяется у них иметь даже несколько жен, которые все считаются законными. Лишь только сыну знатного исполнится два или три года, его отдают на попечение одному из слуг, и тот ежедневно его возит с собою на коне с маленьким луком в руках, и как завидит курицу или [другую] птицу, а не то свинью или другое животное, то учит его стрелять, а затем, когда он станет побольше, он и сам охотится за этою живностью в своих же собственных владениях, и подданный не смеет чинить ему никаких препятствий. Сделавшись же взрослыми мужчинами, они проводят свою жизнь в постоянной охоте на диких зверей, но более всего охотятся за домашними [животными] и даже за людьми. Страна их по большей части болотистая, поросшая во многих местах тростником и аиром, из корней которого добываются благовония. Упомянутые болота происходят от больших рек, каковы: Танаис, носящий и ныне такое название, Ромбите, или Копа и множество других, больших и малых речек, изобилующих заливами и образующих почти необъятные болотистые пространства, о которых я говорил выше. Через эти болота проложено множество троп и переходов, и таким-то образом, прокрадываясь этими тайными тропами, они нападают внезапно на бедных крестьян и уводят их окот и их собственных детей, которых затем, перевозя из одной местности в другую, обменивают или продают. И так как в этой стране не употребляется и не имеется в хождении никакая монета (деньга), особенно внутри страны, то их сделки совершаются на бокассины, то есть куски полотна на рубаху, и они оценивают всякую вещь для продажи и ценность всех товаров измеряется в кусках материи. Большая часть проданных увозится в город Каир, в Египет, и таким образом [случается], что фортуна превращает их из самых жалких крестьян на свете, какими они были,— в величайших владык на свете и государей нашего века, а именно, в султанов, эмиров и т. п. Верхняя часть одежды у них делается из валяной шерсти, наподобие церковной мантии, которую они носят открытой с одной стороны, так, чтобы правая рука оставалась свободной. На голове [носят] шапку из этого же войлока, в виде сахарной головы по форме. Под плащом они носят так называемые tpelicci из шелковой или полотняной материи с широкими [49] складками и собранные у пояса снизу, наподобие того, как носили древние римляне. Носят сапоги и ботинки, надеваемые одни на другие и очень нарядные, а также широкие холщовые шаровары. Усы носят длиннейшие. Имеют также [при себе] всегда на боку прочее свое снаряжение, а именно, огниво в красивом кожаном кисете, которые делают и расшивают их женщины. Носят с собою бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный, как говорят иные, для того, чтобы было за что ухватить голову, в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными фуками, оскверненными и загрязненными человекоубийством. Они бреют также волосы на лобке всякий раз, когда они идут сражаться, говоря, что стыдно и грешно, если мертвого увидят с волосами на этом месте. Они поджигают дома врагов горящей серой, которую привязывают к стрелам, дома же там все соломенные. В домах у них имеются массивные золотые чаши, стоимостью от тридцати до пятисот дукатов (я говорю здесь о знатных), также и серебряные, из которых они пьют с величайшей торжественностью, которой обставляется у них эта церемония более, чем любые другие обрядности. Они выпивают постоянно и во славу божию, и во имя святых, и во здравие родичей, и в честь памяти умерших друзей и в память каких-либо важных и замечательных подвигов, и пьют с большою торжественностью и почтением, словно совершая священнодействие, всегда с обнаженной головой в знак наивысшего смирения. Они спят с так называемым ими панцирем, то есть кольчужной рубахой под головой, вместо подушки, и с оружием наготове и, пробудившись внезапно, тотчас надевают на себя этот панцирь и оказываются сразу же вооруженными. Муж и жена ложатся в постель так, что голова [одного обращена] к ногам другого, а постели у них делаются из кожаных [мешков], набитых засушенными цветами, благовонными травами и аиром. Они держатся того мнения, что никто не должен считаться благородным, если о нем имеются слухи, что он когда-либо занимался недостойным делом, хотя бы то был [человек] из самого древнего, даже царского рода. Они хотят, чтобы дворяне не занимались никакими торговыми делами, исключая продажи своей добычи, говоря — благородному подобает лишь править своим народом и защищать его, да заниматься охотой и военным делом. И весьма восхваляют щедрость и дарят охотно все свое имущество, за исключением коня и оружия. А что касается их одежды, то тут они не только щедры, а [просто] расточительны, и по этой причине оказывается, что они по большей части хуже одеты, чем их подданные. И несколько раз в году, когда они справят себе новое платье, или красную шелковую [50] рубаху, какие у них в обычае, то сейчас же все это выпрашивается в дар вассалами. Если же откажутся отдать или покажут свою не охоту, то это у них считается величайшим позором. И потому стоит только попросить у них что-либо подобное, как они сейчас же предлагают [взять], снимают с себя и берут взамен жалкую рубаху низкого просителя, по большей части, худую и грязную, и таким образом, почти всегда знатные одеты хуже других, за исключением обуви, оружия и коня, которых никогда не дарят. В этом имуществе заключается вся их роскошь, и часто случается, что отдают все свое состояние за коня, который им понравится, и нет у них ничего дороже хорошего коня. Если же случится им приобрести в качестве добычи или иным путем золото или серебро, то сейчас же они его тратят на те чаши, о которых я говорил выше, или же на украшение седла, обычней же всего — на украшение оружия, поскольку в ином виде оно у них не в ходу, особенно внутри страны, так как жители побережья занимаются торговлей более. Они постоянно воюют с татарами, которые окружают их почти со всех сторон. Ходят даже за Босфор вплоть до Херсонеса Таврического, той провинции, где находится колония Каффа, основанная в древности генуэзцами. Охотнее всего совершают походы в зимнее время, когда море замерзает, чтобы грабить жителей скифов, и горсточка черкасов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкасы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и [сами они] выказывают больше храбрости. Их военный головной убор походит на те, которые мы видим на древних изображениях, он закрывает щеки и прикрепляется под горлом, по

Link to comment
Share on other sites

адыг. хохыль, хъохъыл1, где хъохъ “восхваление”, а л1ы “мужчина.

Тюркскую версию можно закрывать за несостоятельностью.

Кстати название ветки не корректно.Чуб не "украинский" а исключительно черкасский.

Так называемые украинцы чубы не носили.Это была привилегия исключительно козацкого сословия черкасского народа.

Link to comment
Share on other sites

AN00084778_001_l.jpg?width=304

 

A wise man supported by two assistants; the wise man wearing a loincloth; his arms placed on the shoulders of the other two figures; all three with heads shaved except for small ponytails; landscape background; from a series of 127 woodcuts. 1582 Woodcut

Link to comment
Share on other sites

AN00084778_001_l.jpg?width=304

 

A wise man supported by two assistants; the wise man wearing a loincloth; his arms placed on the shoulders of the other two figures; all three with heads shaved except for small ponytails; landscape background; from a series of 127 woodcuts. 1582 Woodcut

Это вообще смешно по той простой причине что у "къо зак" по отношению к женщинам запрет=харам.Вплоть до смертной казни. :)))

Кстати пишут что поддерживают мужика а нарисована баба.Бред однако.

Link to comment
Share on other sites

AN00084761_001_l.jpg?width=304
Отшельник-татарин

С такой же уверенностью можно назвать отшельником марсианином.Ну все равно обосновывать не нужно.

Link to comment
Share on other sites

\\это вообще смешно\\

 

Действительно смешно когда от харама у некоторых людей, чаще всего у "къо зак", вместо мужчин женщины мерещатся.

Link to comment
Share on other sites

Я думаю художнику, что три года прожил в Стамбуле и посвятил свой альбом воинам разных народов служившим в османской армии, лучше известно кто перед ним позировал татарин или там марсианин,

Link to comment
Share on other sites

Я думаю художнику, что три года прожил в Стамбуле и посвятил свой альбом воинам разных народов служившим в османской армии, лучше известно кто перед ним позировал татарин или там марсианин,

Ну я не знаю что курил стамбульский художник.Как не знаю что курил художник изображавший сфендосфила-святослава с оселедцем тысячу лет назад.Кстати по летописям сфендослав был частым гостем на острове "где сидят мужчины".То-есть на хортице, в русском произношении.Уж не там ли сын скандинавской женщины и мужчины прошел курс обучения "къо зак" и получил право на ношение оселедца.

Link to comment
Share on other sites

\\это вообще смешно\\

 

Действительно смешно когда от харама у некоторых людей, чаще всего у "къо зак", вместо мужчин женщины мерещатся.

Ну креститесь что ли,или бесов отгоняйте.С целью чтоб не казалось.

Link to comment
Share on other sites

Ни у кого нет инфы, откуда у украинцев и нек-х групп казаков появилась традиция носить 

 

 

..Авары носили косы. Маньчжуры носили косы. Тоба носили косы. Татары, может быть, еще в 12-13 вв. носили косы. А эвенки и вилюйские отюреченные монголы носили их до недавних сравнительно пор. У всех этих народов коса была символом воинской славы.

Коса, по некоторым данным, - "поздний" (ок. 8-10 в.) заменитель хвоста леопарда или тигра. Хвосты хищников после инициации (поединка с ними) имели право привязать к волосам молодые мужчины, после этого они считались полноправными воинами и членами охотничьих союзов.

Упоминание о ношении древними тюрками кос датируется VII веком. dry.gif
>

Каменный портрет

    А вот коллективный исторический портрет, восстановленный по летописям и археологическим данным.

    Китайский исследователь–путешественник Сюань Цзян упоминает, что тюрки, обитавшие в Прииссыккулье в VII веке, “брили головы спереди и носили косы сзади”. И это доказать удалось. От внимания археологов не ускользнуло упоминание о каменных истуканах, которых в народе нарекли балбалами. Их детальным изучением занялся известный историк Александр Бернштам.

    Работал он близ Тюпского городища, в районе села Ойтал. Здесь имеются многочисленные тюркские могильники с каменными изваяниями. Ученый установил, что по аналогии с алтайскими памятниками здесь изображены сами похороненные. Мужские балбалы позволили восстановить образ кочевника–воина. Голова его была выбрита. Видна лишь часть волос на темени. В ушах мужчин видны серьги в виде колпачка. Одеты воины были в короткий кафтан, подпоясанный в талии. На поясе крепились меч, короткий кинжал, иногда точильный брусок и футляр для пиалы.

http://www.vb.kg/2003/03/19/hroniki/1.html

vsadnik.jpg

Литая бронзовая фигурка всадника-тюрка с косами. VIII в. Могильник близ города Бирска.

http://modder-tk.on.ufanet.ru/history.html

>

Новая реконструкция комплекса вооружения кыргызских воинов VI-XII вв.

Тюрко-кыргызские воины (VI-VIII вв.)

Бобров Л.А.

На переднем плане - тяжеловооруженный кыргызский воин в стеганном халате ("тягеляе", с.Колымаково), усиленном металлическими пластинами, составляющими нагрудник (пластины прикреплены заклепками непосредственно к "тягеляю" ). Плечи защищены деревянными наплечниками. На голове воина сфероконический шлем с ламинарной бармицей. Из-под шлема выступает мягкий подшлемник, бармица "открытая", поэтому можно видеть завязки шлема и косы воина. На боку всадника - меч с крестообразным перекрестьем. В руках латника - копье, щит закинут за спину. Из-под закатанного рукава мягкого до спеха виден расшитый рукав халата (с. Колымаково ).

http://www.zaimka.ru/kochevie/kirg_pic14.shtml

fg3buhgg2ygt8t

 

Link to comment
Share on other sites

На самом деле чуб это у донских казаков фото лень искать, а у украинцев - оселедец. Разные прически. Про чуб не знаю ничего, просто символ казачества . Про оселедець по легендам казачьим за них бог или христос из ада козакив в рай перетянет. Слышал что у черкесов и скандинавов были схожие легенды но источника не назову.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...