Jump to content



Guest Andrej

Украинский чуб

Recommended Posts

Guest hajdihajda
Это конкретно восточное. До принятия Ислама тюрки (шире: алтайцы) носили длинные косы и брили голову по краям. Аналогичная традиция была и сохранялась вплоть до 20-го века в Китае: все воины носили чубы. В косе заключалась честь китайского воина. Сдается мне что у китайцев и у алтайцев коса имеет общие корни, тем более учитывая географическую и историческую близость.

вообщето ето был манджурский обычай которого китайцам навязали.

(они его крпко ненавидели потомучто ето был признак манжурского солдата.

когда вступали в армию императора(так называемые 8-флагов(8 основных армий которые из 8 народов манжурского хана нурачи составлины были.)) то осле принятия присяги солдаты были обязаны принят одежду и причёски своих отрядов.

где в середине Цинской династии была проблема что много манжурских народов не хотели слатъ своих детей в армию. поетому стали братъ монголов и китайцев не толко под ихние флаги(армии называли по флагам). потом оказалосъ что слишком много людей из других народов в манджурской армии собралосъ. стали их выводит целыми отрядами из армии и ставит для бурократических задач. (делали их чиновниками) но одежда и причёски ставалисъ как обязанастъ манджурскому императору(передаваласъ по наследству). кто себе косу стригал без прямого разрешения императора то ето значило придателъством своего правителя. поетому солдаты убивали за ето всех кто сам себе сризал волоса, потомучто ето значело прявым отрицанием власти императора. (когда китайские солдаты востания делали то они себе волоса стрегли чтобы показатъ что они етим против цингского императора шли. )

у самих китайцев такие косы были прямое показание манджурского ига. когда империя цинг развалиласъ то китайские националисты отрезали всем китайцам ихние длиные косы как показание иней независемости от манджурского императора.

(мао дзедунг например славился тем что он охотился после школы за детъми и резал им насилно ети манджурские косы.)

http://en.wikipedia.org/wiki/Eight_Banners < 8 флагов и ихния история.

кстати в манджурском тенгризме коса ето значит драгон(змея) что был тотем манджурской нации и народов.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8Banner.jpg

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

а обычай стречъ себе волоса чубом ето вообщето дело не националъное не географическое а реллигиозное.

мода ета пришла из реллигии древних пре-индо-европейцев и перешла потом в тенгризм.

по вери тенгризма малъчика нелъзя показыват.(сейчас можно найти в обычаях монголов и других народов алтая, тибета, китая и кореи(они там его в будийские и шаманиские ритуалы ввели)) поетому у них волосы растут до определёного возраста (ворзрост у разных народов разный. но граница лежит обычно там где ребёнок сам может удержатся на коне. (7-8 лет)) как у девочки. волосы ему до етого возраста стрич по вере тенгризма и (по некоторым обычаям) запрещено.

кстати спекулируют, что по логически етот обычай появился из за высокой детской смертности в номадских и полу-номадских народах. 7-8 лет ето граница где ребёнок вырастает и способен самостоятелъно без матери прожит. возможности умеретъ от детской болезни падает в етом возросте bystro. что говорило конечно всему клану что у них теперъ точно один будущий воин и кормител растёт.

потом когда он даходит до етого возраста то делается празник на котором делается "соединение" етого ребёнка с богом тенри(тенгри). малчику празведствено и по обычаям при всём клане первый раз стрегут волоса. приетом отрезаные волоса жертвуются его потомкам и богу тнегри. Стрегут вообщето по разному, но длиный чуб показывает "молнию" или так называемую "змею тенгри"(один из посланцев(тотем) бога тенгри)

извесно что етот обычай в европу принесли во времена болъшого народного движения гунские завоеватели. (тогда кстати и привезли обычай перевязыватъ и етим удливатъ костей головы. (череп длиный как обычай был описан у аваров и хранился в европе до времён наполеонской державы. где один врач из французкой провинцыи етот обычай среди селъского населения централъной франции наблюдал. длиный и высокий лоб ето был признак болъшого ума и красоты))

возможно что етот обычай у козаков в европе само долго сохранился..

но его религиозное понятие было видимо в ети времена уже потеряно или другими обычиями заменено. покрайней мере я гдето читал что детям так волосы в возрасте перехода из младенства в детский возраст стрегут. (from child into pre-teen) в ето время начинали с обучением етого ребёнка военому и конному делу.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

насколъко я слышал что у варягов и других народов киевской руси был один обычай. что малъчика после обучения началъного военого дела. детей на некоторое время высаживали в лесах или в степи чтобы он научился обученым ползыватся.(в ето время ему было 11-13 лет) то естъ он должен был сам себя выкормит среди дикой природы. ето правда? я ето толко оченъ коротко слышал.. какойто князъ киевской русси своего наследника в лесу высаживал чтобы тот самостоятелъным стал. (по реллигии язычной.)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

кстати голову отрезатъ ето значило что дух етого пртивника назад в тело не вернётся и не станет ети мститъ своему убийце. (популарный обычай у норманцев,германцев, келтов, славян и других народов до монотеизма)

если скалп снимали(отрезали чуб) то етим отрезали связъ между небесами и человеком(бог тенгри/небесный император/вишну/и так далее). объяснит ето просто. чем старее музщина то его волоса болъше выпадали. поетому говорили что его срок жизни(нахождении на земле) сокращается. значит его соединение с небесами (боги,духи и так далее/небо/бог солнца/тенрги) кочается. если чуб отрезатъ, то ето значит ето соединение кончается насилно.

собиратъ чубы и скалпы ето было нормалъно. потомучто етим людей передавали потом тотему своего клана. или напрямую, или с помочъю шамана. тотем обычно соеденялся с шаманом в трансе (святое животное (посредник клана между богами и людей етого клана)) принимал и переносил етих людей для бога в другие сферы существования.

при етом кстати ето не значит что они етих людей как нибутъ как рабскую жертву приносили. они приносили и своих и чужих одинаково как равноправных. чем болъше клан таких чубов возле тотема "передовал для бога" тем болъше и важнее был етот клан в глазах ихнего бога. (при етом противники были после етого в другой сфере правными членами наряду етого клана. )

у некоторых индейцев было болъшим почётом боротся или бытъ скалпированым знаменитыми воинами. (одна из причин почему знаменитые воины постояно были под наподением чужих вояк.) хотя там о мести речи не было. они пыталисъ его скалп или для своего клана или после смерти частъю его клана статъ. один американский охотник (он был знаменит своей охотой за медведями и волками) был вынужден убит целый клан индейцев потомушто даже после мира и заключения дружбы молодые воиины пыталисъ против всех приказов ихних вождей снят ему скалп. при етом они даже не пыталисъ его самого убитъ. толко ему частъ скалпа с волосами срезатъ. один даже както пообещал ему толко маленъкий кусочек снят. но лижбы он ему ето дал. (в америке был даже филм об ето с робертом редфордом. конечно с искажоной историей)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Link to comment
Share on other sites

Чуб - настолько распространённая версия в Евразии, что трудно сказать кто у кого что перенял. Если не ошибаюсь ещё Геродот говорит о чубатых скифах. Что касается украинских казаков, то их тюрское происхождение не должно вызывать сомнений.

Link to comment
Share on other sites

Guest hajdihajda
Чуб - настолько распространённая версия в Евразии, что трудно сказать кто у кого что перенял. Если не ошибаюсь ещё Геродот говорит о чубатых скифах. Что касается украинских казаков, то их тюрское происхождение не должно вызывать сомнений.

вообщето ето народ смешаный.

о тюрков я там мало что слышал. но о золотой орде, татарах и беженцов со всей восточной европы и западной азии я там слышал.

хм..

и по тюркски они тоже не выглядят..

Link to comment
Share on other sites

вообщето ето народ смешаный.

о тюрков я там мало что слышал. но о золотой орде, татарах и беженцов со всей восточной европы и западной азии я там слышал.

хм..

и по тюркски они тоже не выглядят..

смешанный, то смешанный, но тюрский. О черкасах слыхали? Даже город есть такой. :tr1: Ну и хазары там всякие, косоги. Их ещё Мстислав в Черниговские земли переселил.

Link to comment
Share on other sites

Guest hajdihajda
смешанный, то смешанный, но тюрский. О черкасах слыхали? Даже город есть такой. :tr1: Ну и хазары там всякие, косоги. Их ещё Мстислав в Черниговские земли переселил.

так ето же свои народы, не украиские казаки.(сегодня украицы)

или вы государство в народы делаете и потом по пару бывших племён всех украицев тюрками делаете?

класная тактика..

гитлер тоже всех белых арийцами называл.. (некоторых загрезнёными, но арийцами)

теперъ у меня вопрос; ети ваши украиские казаки тюреского смешания, ето чистые "тюрки" или "загрезёные"?

кстати насколъко я знаю черкесы ето кавказцы не тюрки.

говорят на старином кавказком языке. идут от индо-европейской Maikop Culture.

или от Кимерцев. но вы наверно ето лутше чем черкесы знаете.

если вы, как жител ерусалема, украицев уже тюрками сделали.. интересно, когда у вас стану американские индейцы тюрками..

и о хазарах тоже меня ваш бред тошнит. они то себя иудейцами сделали. и исчезли они потом тоже со всеми перемешавшисъ. их уже вовремена кипчаков найти как народ невозможно..

мой итог. вы здесъ стараетесъ провоцироватъ.

а ето значит я посылаю в игноре..

всего хорошего в изолации..

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

hajdihajda - у Вас странная манера вести диалог, уж больно многих Вы "изолируете". Впредь просьба вести нормальный диалог без переходов на личности, хамить здесь не стоит. Иначе накажу.

Link to comment
Share on other sites

так ето же свои народы, не украиские казаки.(сегодня украицы)

или вы государство в народы делаете и потом по пару бывших племён всех украицев тюрками делаете?

класная тактика..

гитлер тоже всех белых арийцами называл.. (некоторых загрезнёными, но арийцами)

теперъ у меня вопрос; ети ваши украиские казаки тюреского смешания, ето чистые "тюрки" или "загрезёные"?

кстати насколъко я знаю черкесы ето кавказцы не тюрки.

говорят на старином кавказком языке. идут от индо-европейской Maikop Culture.

или от Кимерцев. но вы наверно ето лутше чем черкесы знаете.

если вы, как жител ерусалема, украицев уже тюрками сделали.. интересно, когда у вас стану американские индейцы тюрками..

и о хазарах тоже меня ваш бред тошнит. они то себя иудейцами сделали. и исчезли они потом тоже со всеми перемешавшисъ. их уже вовремена кипчаков найти как народ невозможно..

мой итог. вы здесъ стараетесъ провоцироватъ.

а ето значит я посылаю в игноре..

всего хорошего в изолации..

Набор эмоций на историческом форуме.

Речь о происхождении. Ещё популярней - в начале казачества.

О том, что черкассы не тюрки, не убедительно и бездоказательно.

Что изначит во времена кипчаков? Сегодня? :D

Да и само слово казак тюрское, уважаемая.

О том, что украинские казаки считали себя хазарского происхождения я мог бы привести источник, которые вы не читаете, но боюсь Вас вырвет прямо на экран. :P

Link to comment
Share on other sites

Guest hajdihajda
hajdihajda - у Вас странная манера вести диалог, уж больно многих Вы "изолируете". Впредь просьба вести нормальный диалог без переходов на личности, хамить здесь не стоит. Иначе накажу.

в етом то и дело что диалога то небыло..

да пока толко два у меня игнора..

причина его игноре:

слишком он разных козаков перемешывает и перепутывает.

и по времени и по ихним териториям.

а про слияние народов он тоже скачет через разные столетия не соблюдая не времени и порядка последий смешивания и развития. всё у него "тюркские" козаки, и сегодня и ранъше.

нашёл послание козаков турецкому султану и пытается из етого полетического оскорбления теперъ происхождение доказатъ.

толко сегодня казаков в украине то как народа нету, толко украинцы и другие народы осталисъ.

хотя некоторые политические и социалные организации себя так называют, но народы они не казакские а украинцы, русские, кримо-татары, кавказкие и другие.

поетому я его и посылаю в игноре.

его подход к истории ето дело политическое а не историческое.

тезу двинул "козаки ето тюрки". и пошёл везде искатъ доказателъства.

ок.. много народов тогда к козакам бежало. (я ето уже описал) но их толко в тюрекского происхождения делатъ, ето просто смех. особено на основе хазаров. о которых после монголъского завоевания как народа не существовало. да и о проишождении ихнем тоже мало знают. единствено что они на тюркском языке(хотя сегодня оченъ часто спекулируют(мало знают о гуннском и индо-европейских языках) что ето не тюркский а гунский или другой пре-тюркский язык может был) говорили и сначало тенгризм как реллигию имели.

а ето всё что сказатъ "все народы после развала советского союза ето русские(или советские)". говорили и говорят сегодня с друг дружкой то на русском и реллигия была тоже коммунизм.

вот толко козаки на тюркском не говорили и номадами они тоже небыли. (жили то в деревнях и станицах)

(насколъко я ето смотрю to: тюркский язык, ханы и номадский образ жизни ето динственая основа почему все тюркские народы разного проишождения и развития тюрками называют).

ещё раз для напоминания:

козаки ето были сначало просто организованые групы(ватаги) различных народов и происхождения для проведения захвата свободных земел. при етом соединялисъ не по народному принадлежению а по взаимной економичекой и военой выгоде.

со временем стали ети групы исполъзоватся для охраны и захвата новых земел на границе между литовией, московией и крим-татарским ханством.(особено против последних были вынуждены в милиционерные отряды собиратся чтобы атак работорговцев обитъ и от крим-татарских войск защищится.)

тюрками тогда они никогда небыли но волных людей из народов золотой орды и казани там много было так же как много других народов со всей восточной европы и с заподной азии.(тоже об етом писал)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Первоначальной родиной казачества считается линия пограничных со степью русских городов-крепостей, шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом переламывающуюся круто на юг и упирающаяся в Днепр по черте Путиля и Переяславля. Здесь сложился класс вольных людей с оружием в руках, уходивших в степь для разных промыслов. Этим людям, постоянно сталкивающимися в степи с татарскими воинами и добытчиками и было присвоено тюркское название казаки, потом распространившуюся на вольных людей и в северной Руси. Древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде всего рязанские стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. (В. О. Ключевский, «Курс русской истории»)

Link to comment
Share on other sites

В монгольском есть слово хохол - означает пучок волос. Хол означает связку, узел, пучок. Авары носили косы. Маньчжуры носили косы. Тоба носили косы. Татары, может быть, еще в 12-13 вв. носили косы. А эвенки и вилюйские отюреченные монголы носили их до недавних сравнительно пор. У всех этих народов коса была символом воинской славы.

Коса, по некоторым данным, - "поздний" (ок. 8-10 в.) заменитель хвоста леопарда или тигра. Хвосты хищников после инициации (поединка с ними) имели право привязать к волосам молодые мужчины, после этого они считались полноправными воинами и членами охотничьих союзов.

У черемис , если верить Адаму Олеарию , всё было иначе . "Мужчины ... головы свои они стригут наголо . Парни , неженатые ещё , дают вверху у темени расти длинной косе , которую они иногда завязывают в узел ; иногда дают ей свисать наподобии женской косы ."
Link to comment
Share on other sites

Казахский чуб "кекiл" или "айдар".

aydarav8.jpg

qazaqaydarar2.jpg

Казахи верят, что айдар оберегает детей от сглаза. Айдар отводит внимание людей от ребенка к его волосам.

Айдар буквально означает "то, что изгоняет (сглаз)" от глагола "айдау / айдамак" (изгонять).

Link to comment
Share on other sites

Вот здесь немного в тему - о причёсках: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=17&st=140

Цитата

Акскл 30.8.2002, 8:21

Рене Груссе «Империя Степей» Глава 2

с.80, 9 строка снизу:

«...И, наконец, как было мы только что видели, Гунны Европы, которые без сомнений были Тюркского типа (of Turkic stock), овладели Русскими степями в регионе, прилегающем к Азовскому морю и устью Дона, хотя соперничество их двух орд - Кутригуров на западе и Утургуров на востоке - подрывало их мощь.

Среди вассалов Жуань-Жуаней были, как говорят китайцы, Ту-кюе (звучит более верно, чем общепринятое в России Ту-цзюе, Tu-chueh - прим. А.) - тюркское племя, которое дало свое имя целой группе наций разделяющих общий язык. Пельо говорит, что китайское имя Ту-кюе должно представлять собой Монгольскую (Жуань-Жуань) множественную форму «Тюркют» от единственного «Тюрк». Буквально это означает «сильный». Согласно китайским летописцам, тотемом Ту-кюе был волк. Они были потомками древних Сюн-ну (Hsiung-nu) - факт, вскрытый и подтверждаемый их прото-Тюркским характером, приписываемым Гуннам Пельо.

В 630 г. когда ктитайский пилигрим Сюань-цанг (Hsuang-tsang) совершил свое путешествие, Тохаристан был уделом тегина или Тюркского князя живущего в Кундузе - он был сыном хана западных Тюрков.

Таким образом, в момент, когда на Дальнем Востоке чисто китайская династия Сюй (Sui) объединила бы наконец Китай (в 589 г.), после трех веков раздробленности, Центральная Азия оказалась поделенной на две обширные Тюркские империи: империю восточных Ту-куе, простиравшаяся от Маньчжурской границы до Великой Стены и оазиса Хами; и империю восточных Ту-куе, которая протянулась от оазиса Хами до озера Арал и Персии, от которой она была отделена границей к югу от Окса (Аму-Дарьи - прим.А.) и между реками Окс и Мерв. Весь Тохаристан к северу от Гиндукуша был заключен в политически Тюрксую территорию.

Письмена Куль-тегина в Кошо-Цайдаме, сочиненные столетием позже, чествуют в эпических терминах этот пик Тюркского величия.

Китайские историки дали физический портрет Ту-куе. Автор писавший в 581 г. так описывает их (оставляю только описание внешнего вида и званий, т.к. они имели внешнее отражение – прим. Eger):

«Они позволяют своим волосам лежать свободно.

Их высшими офицерами являются «е-пу» (йабгу, yabghu) , «ше» (шад, shad) и те-к'ин (tekin, tegin), су-ли-пат и то-тун-пат (tudun) и другие меньшие должностные лица.

Эти общественные официальные лица образуют двадцать девять отдельных классов, и все назначения являются наследственными.

Их оружие состоит из лука, стрел, свистящих стрел, нагрудного щита, пики, сабли и меча.

На своих поясах они имеют орнаменты - выдолбленные или изваянные в рельефе.

На верху флагштоков у них - золотая голова волчицы.

Королевские вооруженные люди называются «фу-ли» - слово означающее волк (как «бури»).

Так вот в этом описании меня наиболее поразило описание причёски Ту-кюе – «они позволяют своим волосам лежать свободно».

Немного спорно это, так как прическа у тюрков носила принципиальное значение.

Ордынскими правилами жизни особенностям причёски придавалось особое же внимание – она была и отражением социального статуса, чести (как длинные и короткие волосы у римлян) и признаком принадлежности к племени - кому-то полагалось отпускать длинные волосы и заплетать их в косички (в одну, три или более (но, по-моему, нечётное количество), кто-то, наоборот, должен был брить голову, как велел обычай его орды.

Да и на тюркских каменных изваяниях всегда тщательно прорисовывались эти элементы причёски – косички (у женщин – две косички, уложенные по бокам головы в так называемые рогалики – кольца. У казачек до сих пор сохранилась подобная причёска - челауч. Четыре косички сплетались в одну косу, которая укладывалась вокруг головы и покрывалась повязкой или широкой лентой; из-под ленты на виски падали подвески-чики-лики.).

В одном случае, правда, тюрки позволяли лежать волосам свободно - устремляясь в атаку, всадники распускали косички, и волосы, развевающиеся из-под шлема, наводили на противника ужас. Но вряд ли здесь расчёт был исключительно на эффект психологической атаки – скорее всего на технику безопасности – распущенными волосами зацепиться за что-то и сковать себя в действиях было невозможно.

Лишение косички «киджеге» в виде отрезания расценивалось как унижение и всегда символизировало потерю независимости, свободы - покорения, перемены подданства, пленение. Переставших носить косички иногда прозывали «донгурами» - комолыми.

Link to comment
Share on other sites

Вот здесь немного в тему - о причёсках: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=17&st=140

Цитата

Акскл 30.8.2002, 8:21

Рене Груссе «Империя Степей» Глава 2

с.80, 9 строка снизу:

«...И, наконец, как было мы только что видели, Гунны Европы, которые без сомнений были Тюркского типа (of Turkic stock), овладели Русскими степями в регионе, прилегающем к Азовскому морю и устью Дона, хотя соперничество их двух орд - Кутригуров на западе и Утургуров на востоке - подрывало их мощь.

Среди вассалов Жуань-Жуаней были, как говорят китайцы, Ту-кюе (звучит более верно, чем общепринятое в России Ту-цзюе, Tu-chueh - прим. А.) - тюркское племя, которое дало свое имя целой группе наций разделяющих общий язык. Пельо говорит, что китайское имя Ту-кюе должно представлять собой Монгольскую (Жуань-Жуань) множественную форму «Тюркют» от единственного «Тюрк». Буквально это означает «сильный». Согласно китайским летописцам, тотемом Ту-кюе был волк. Они были потомками древних Сюн-ну (Hsiung-nu) - факт, вскрытый и подтверждаемый их прото-Тюркским характером, приписываемым Гуннам Пельо.

В 630 г. когда ктитайский пилигрим Сюань-цанг (Hsuang-tsang) совершил свое путешествие, Тохаристан был уделом тегина или Тюркского князя живущего в Кундузе - он был сыном хана западных Тюрков.

Таким образом, в момент, когда на Дальнем Востоке чисто китайская династия Сюй (Sui) объединила бы наконец Китай (в 589 г.), после трех веков раздробленности, Центральная Азия оказалась поделенной на две обширные Тюркские империи: империю восточных Ту-куе, простиравшаяся от Маньчжурской границы до Великой Стены и оазиса Хами; и империю восточных Ту-куе, которая протянулась от оазиса Хами до озера Арал и Персии, от которой она была отделена границей к югу от Окса (Аму-Дарьи - прим.А.) и между реками Окс и Мерв. Весь Тохаристан к северу от Гиндукуша был заключен в политически Тюрксую территорию.

Письмена Куль-тегина в Кошо-Цайдаме, сочиненные столетием позже, чествуют в эпических терминах этот пик Тюркского величия.

Китайские историки дали физический портрет Ту-куе. Автор писавший в 581 г. так описывает их (оставляю только описание внешнего вида и званий, т.к. они имели внешнее отражение – прим. Eger):

«Они позволяют своим волосам лежать свободно.

Их высшими офицерами являются «е-пу» (йабгу, yabghu) , «ше» (шад, shad) и те-к'ин (tekin, tegin), су-ли-пат и то-тун-пат (tudun) и другие меньшие должностные лица.

Эти общественные официальные лица образуют двадцать девять отдельных классов, и все назначения являются наследственными.

Их оружие состоит из лука, стрел, свистящих стрел, нагрудного щита, пики, сабли и меча.

На своих поясах они имеют орнаменты - выдолбленные или изваянные в рельефе.

На верху флагштоков у них - золотая голова волчицы.

Королевские вооруженные люди называются «фу-ли» - слово означающее волк (как «бури»).

Так вот в этом описании меня наиболее поразило описание причёски Ту-кюе – «они позволяют своим волосам лежать свободно».

Немного спорно это, так как прическа у тюрков носила принципиальное значение.

Ордынскими правилами жизни особенностям причёски придавалось особое же внимание – она была и отражением социального статуса, чести (как длинные и короткие волосы у римлян) и признаком принадлежности к племени - кому-то полагалось отпускать длинные волосы и заплетать их в косички (в одну, три или более (но, по-моему, нечётное количество), кто-то, наоборот, должен был брить голову, как велел обычай его орды.

Да и на тюркских каменных изваяниях всегда тщательно прорисовывались эти элементы причёски – косички (у женщин – две косички, уложенные по бокам головы в так называемые рогалики – кольца. У казачек до сих пор сохранилась подобная причёска - челауч. Четыре косички сплетались в одну косу, которая укладывалась вокруг головы и покрывалась повязкой или широкой лентой; из-под ленты на виски падали подвески-чики-лики.).

В одном случае, правда, тюрки позволяли лежать волосам свободно - устремляясь в атаку, всадники распускали косички, и волосы, развевающиеся из-под шлема, наводили на противника ужас. Но вряд ли здесь расчёт был исключительно на эффект психологической атаки – скорее всего на технику безопасности – распущенными волосами зацепиться за что-то и сковать себя в действиях было невозможно.

Лишение косички «киджеге» в виде отрезания расценивалось как унижение и всегда символизировало потерю независимости, свободы - покорения, перемены подданства, пленение. Переставших носить косички иногда прозывали «донгурами» - комолыми.

Все это болгарский этнографический субстрат, особенно у киевских русских, где ст.-рус. челка (СлПолкИгор) - внутренне-интегративное заимствование из языка черных, в действительности, северных болгар, точнее *челкэ из раннего *челэк, казах. диал. *чела, огузотюрк. *йелэк, турец. йеле "грива".

Если "комолый" - безрогий, то "донгур" как будто болгарское соответствие кыпч. тонгус "свинья"(??!).

Link to comment
Share on other sites

  • Модераторы
Айдар буквально означает "то, что изгоняет (сглаз)" от глагола "айдау / айдамак" (изгонять).
Мне один оскеменский Айдар говорил, что это еще гребешок на голове петуха, имя-оберег.

Если я не перепутал

Link to comment
Share on other sites

По поводу происхождения этнонима КАЦАП:

Попытка объяснить его от словосочетания "как цап" т.е. "как козел" не видерживает никакой критики и является версией по т.н. народной этимологии. По украински это звучало бы "як цап" а не "как цап". Из той же песни объяснение (которое мне объясняли на полном серьезе) что название "козак" произошло от умения его носителей прыгать как козы. :blink:

А вот цитата украинского исследователя Д. Яворницького:

“Працюючи в Архіві Міністерства юстиції у Москві, я знайшов декілька українських документів середини XVIII ст., в яких слово “кацап” писалося не з буквою “ц”, а з буквою “с”, тобто, не “кацап”, а “касап”. Звернувшись потім від архівних документів до мови тубільців Середньої Азії, я дізнався, що в сартів є слово “касаб”, “касап”, що в буквальному розумінні означає “м’ясник” і в переносному “гицель” (живодер)...

Таким образом оба этнонима КАЦАП и МОСКАЛЬ безусловно являются тюркскими по происхождению.

Кстати прозвище КАЦАП употребляется не только украинцами, его также употребляют (или употребляли) донские и кубанские казаки по отношению к русским не-казакам.

Но и это не все - в интернете есть несколько упоминаний применения прозвища КАЦАП русскими староверами по отношению к приверженцам новой веры. А те их прозывали КУЛУГУРАМИ (тоже тюркским словом). Вот описание споров правосланых и староверов деревни под Арзамасом: "Ну ты, кулугур темный!" (кулугур -- имя для староверов обидное). "Сам ты кацап, обливанец..." (это в адрес приверженца традиционного православия).

http://www.rgz.ru/archive/nomer/173/1180

Link to comment
Share on other sites

Все вернно. Так же и у кыргызов: кокуль - это чуб. Очевидно созвучие: кокуль-хохол.

И айдар также носится у детей.

Есть еще другой вид айдара не на макушке, а с двух сторон с височной части.

где на сайте эльбильге были фото. сайт закрылся.

Link to comment
Share on other sites

Казахский чуб "кекiл" или "айдар".

aydarav8.jpg

qazaqaydarar2.jpg

Казахи верят, что айдар оберегает детей от сглаза. Айдар отводит внимание людей от ребенка к его волосам.

Айдар буквально означает "то, что изгоняет (сглаз)" от глагола "айдау / айдамак" (изгонять).

Все верно. Так же и у кыргызов: кокуль - это чуб. Очевидно созвучие: кокуль-хохол.

И айдар также носится у детей.

Есть еще другой вид айдара не на макушке, а с двух сторон с височной части.

где на сайте эльбильге были фото. сайт закрылся.

Link to comment
Share on other sites

... А те их прозывали КУЛУГУРАМИ (тоже тюркским словом)...

На каких тюркских языках это слово КУЛУГУР используется, и какое имеет обозначение?

Link to comment
Share on other sites

Гумилев пишет - принц из южных хунн, уже живя в Китае, следуя традиции предков выбрил голову, оставив только пучок волос, там же рассказывается, что мужчины из других хуннских родов сплетали косы. Описывается события в начале нашей эры.

Известно, что племена оставшиеся после распада гуннской кочевой империи, 5-й век, черные болгары носили айдар или хохолок на макушке. К сожаления, процитировать нет возможности, ссылки искать долго, но они есть.

Болгары /только аристокрация/!носили пряд из волос до крещение в 886г.

Link to comment
Share on other sites

Ни у кого нет инфы, откуда у украинцев и нек-х групп казаков появилась традиция носить чуб.

От Болгар!

Княгиня Ольга и ее сын Светослав.Он же быль первим с чубом!

"....Игоря же ожени (Олег) въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу, и бе мудра вельми." (ЛЕО1; НИКВ с. 101)

Поскольку к тому времени на основании данных других источников считалось, что Ольга происходит из Пскова, который в старину называли еще и «Плесков», архимандрит Леонид использовал свою находку для того, чтобы выдвинуть гипотезу о происхождении Ольги из болгарской столицы Плиски (ЛЕО1), которую тоже называли

(в некоторых старых документах) «Плесков». ..."

Здесь о Светославе.

"...По словам византийского хрониста Льва Диакона, голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос (ДИА с. 82).

Link to comment
Share on other sites

В связи с проблематикой чуба и вообще воинской мужской прически возникает много вопросов.

1) Есть ли ещё параллели причёске Святослава между Х и XVІ веками?

Упоминают ли нечто похожее источники?

2) Один уважаемый пожилой краевед, человек большой эрудиции, говорил мне, что когда-то видел данные о такой причёске у населения Крыма 14. века, которое определялось в прочитанном им тексте как болгары.

Но вот где эти сведения содержатся, этот господин уже не помнит. Он исследует фольклор и топонимику, поэтому на любопытный факт внимание обратил, но не более.

Может быть, Вы с такими данными сталкивались?

3) Что утверждает по поводу прически Святослава обладавший талантом находить любопытные первоисточники Сергей Лесной в своей многотомной эмиграционной „Истории русов”?

Если она кому-то доступна, отсканируйте, пожалуйста, сей пассаж.

4) Господа последователи Аполлона Кузьмина, этот уважаемый исследователь как-то упомянул мимоходом в комментариях к диакону Льву, что прическу, аналогичную той, что у Святослава, носило и население острова Рюген.

Существует ли какая-то его статья или книга, в которой этот тезис развивается, доказывается?

5) Кое-чей голос так и не был услышан. Что пишут по поводу оселедцев и чубов эмиграционные донские, терские, кубанские козачьи историки?

А их современные последователи?

Ау, братья-козаки!!!

6) Некоторые российские авторы утверждают, что такую прическу носил Андрей Боголюбский. На некоторых сохранившихся портретах (миниатюрах?) якобы видно, что голова его обрита, и на ней есть прядь волос или коса на темени.

Действительно ли это так?

Где можно в Интернете посмотреть хорошего качества миниатюры Радзивилловской летописи?

7) Носили ли такую прическу румыны – молдаване, мунтяне, влахи? Если да, то с какого времени и какими письменными и изобразительными свидетельствами это подтверждается?

8) Какова была причёска мамлюков?

Последний вопрос, учитывая их этнический состав, интересен и для славистов, и для тюркологов, и для кавказоведов.

9) Если оселедец – заимствование, то от кого? От печенегов? Но разве они так выглядели?

10) Какова была прическа иранских монголов и индийских моголов?

11) О черкесах. Где можно почитать в Интернете книги (не статьи или отдельные главы) Самира Хотко (Хатхо)?

Можно ли верить Джорджио Интериано, описывавшему у них подобную прическу?

Ведь есть предположения, что он и не бывал никогда в Черкессии, а просто составил своё описание по рассказам других генуэзцев, спутав черкесов с населением Нижнего Поднепровья и Приазовья, как немного позже это сделал Герберштайн. А если даже и бывал, то вряд ли разбирался в этнической принадлежности местного населения. Интериано пишет о населении земель от Дона до Боспора Киммерийского, и может смешивать черкесов со славянами. С донскими и приазовскими русинами, потомками тмутороканцев, продолжавшими обитать на тех же местах вплоть до падения генуэзской государственности. Позднейшие же авторы списывали у Интериано.

Буду рад подтверждениям этой мысли.

Link to comment
Share on other sites

В связи с проблематикой чуба и вообще воинской мужской прически возникает много вопросов.

8) Какова была причёска мамлюков?

Последний вопрос, учитывая их этнический состав, интересен и для славистов, и для тюркологов, и для кавказоведов.

11) О черкесах. Где можно почитать в Интернете книги (не статьи или отдельные главы) Самира Хотко (Хатхо)?

Можно ли верить Джорджио Интериано, описывавшему у них подобную прическу?

Ведь есть предположения, что он и не бывал никогда в Черкессии, а просто составил своё описание по рассказам других генуэзцев, спутав черкесов с населением Нижнего Поднепровья и Приазовья, как немного позже это сделал Герберштайн. А если даже и бывал, то вряд ли разбирался в этнической принадлежности местного населения. Интериано пишет о населении земель от Дона до Боспора Киммерийского, и может смешивать черкесов со славянами. С донскими и приазовскими русинами, потомками тмутороканцев, продолжавшими обитать на тех же местах вплоть до падения генуэзской государственности. Позднейшие же авторы списывали у Интериано.

Буду рад подтверждениям этой мысли.

Ответ можно получить поняв кого называли "черкесами". ;)

http://buday.narod.ru/gl6.htm

Link to comment
Share on other sites

У ногайцев, если мальчик рождается с чубом - этот чуб не сбривают, хотя муллы и настаивают (по достижению 1 года - всех младенцев обривают). Считается, что эти дети отмечены и оберегаемы Всевышним. Случается это не часто и этих детей в своих семьях называют семейным именем -Айдар. Айдар сбривается, когда мальчику исполняется семь лет. Кстати этот обычай до сего дня точно есть у даргицев и по сведениям И.Бларамберга существовал в начале 19-го века у черкесов

Link to comment
Share on other sites

У ногайцев, если мальчик рождается с чубом - этот чуб не сбривают, хотя муллы и настаивают (по достижению 1 года - всех младенцев обривают). Считается, что эти дети отмечены и оберегаемы Всевышним. Случается это не часто и этих детей в своих семьях называют семейным именем -Айдар. Айдар сбривается, когда мальчику исполняется семь лет. Кстати этот обычай до сего дня точно есть у даргицев и по сведениям И.Бларамберга существовал в начале 19-го века у черкесов

Спасибо за указание. Пожалуйста, сообщите источник Ваших сведений о ногайцах, даргинцах и черкесах. Просто процитируйте книгу и укажите страницу卍

Link to comment
Share on other sites

Ответ можно получить поняв кого называли "черкесами". ;)

http://buday.narod.ru/gl6.htm

Уважаемый коллега, может, все-таки не надо переводить тему, посвященную мужским воинским прическам, в излюбленный спор карачаевцев и балкарцев, кто является черкесом и на каком языке говорили мамлюки? 卍

По-моему, уже всем присутствующим некарачаевцам и небалкарцам, даже если они не читали указанное великое сочинение, позицию господина Будая его читатели разъяснили по нескольку раз. Но, во-первых, систематическое и упорное отстаивание данной (или диаметрально противопротивоположной) позиции, как бы она кому-то не нравилась, не входит в задачу данной дискуссии. Поэтому не надо переводить её в другое русло. Во-вторых, лично меня интересует не этническая принадлежность мамлюков. Пока что передо мной не стоит вопрос, были ли они черкесами, тюрками или кем-то ещё. Вопрос заключается в том, что у мамлюков было на голове, какая у них была прическа. 卍

Как раз на этот вопрос книга Будая не отвечает, поэтому искренне прошу меня к ней не отсылать и в спор об этнической, точнее, о половецкой и карачаево-балкарской принадлежности мамлюков меня не втягивать. 卍

Если знаете, как выглядели мамлюки, то, пожалуйста, напишите. Естественно, со ссылкой на серьёзную научную книгу, лучше, на первоисточник. Просьба не путать последние с научно-популярной и публицистической литературой, особенно той, что написана для поднятия боевого духа кавказских и среднеазиатских народов 卍

Если уже Вам так нравится книга Будая, то вот моё впечатление от того фрагмента из указанной главы, который касается темы. В ответ на покушения адыгских этноцентрических историков приписать козацкую прическу адыгам, Будай заявляет: «Ношение клочка волос на макушке отмечено в более раннюю эпоху у тюрков. Подобную прическу имели хазары, болгары, печенеги, татары и даже монголы». Данное легковесное утверждение не имеет научного аппарата, ссылок то бишь, поэтому проверить его да и дискутировать с ним невозможно. Кем отмечено, когда отмечено? Более ранняя эпоха – это когда? Судя по научной литературе, которую я читал, монгольская имперская прическа на протяжении всего времени была совершенно иной. Она принципиально отличалась от козацкой чупрыны. Дунайские болгары последней тоже не носили. Именник болгарских князей говорит об остриженных головах правителей, но из этого скупого сведения нельзя сделать вывод, что им остригли чубы или чупрыны. Любой человек может постричься, но не каждый при этом состригает единственную прядь волос. К тому же, стриженый – отнюдь не бритый. Разница большая. Если кто-то постригся, даже коротко, то это ещё не значит, что его уже можно зачислить в шайку бритоголовых. Аутентичные источники о прическе, напоминающей, прическу средневековых русинов, применительно к болгарам не говорят. Сведения о прическе хазар встречать не доводилось. 卍

Отдельно придётся сказать о печенегах. Часто экстраполируют на тех же печенегов прическу великого князя Святослава, предполагая, что это он от них её унаследовал, потом другие делают уже более уверенный вывод, о том, что это и есть основная печенежская прическа, а позже уже кто-то прямо пишет, ссылаясь на этот вывод, о заимствовании Святославом у печенегов как о подтвержденном выводе <_< . 卍

Чтобы утверждать, что печенеги носили чупрыну, необходимо найти хотя бы один аутентичный источник, дающий описание внешности печенега卍

Если уж так хотите доказать всем правоту Будая и прочих, иже с ним, то, пожалуйста, отыщите такой аутентичный средневековый первоисточник, описывающий бритье печенегами головы с оставлением длинной пряди на макушке, свободно свисающей, не завязанной узлом, не заплетенной в косу卍

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...