Перейти к содержанию
Гость БОЗГУРД

Происхождении Киевской Руси

Рекомендуемые сообщения

Привожу статью зубра отечественной археологии и истории В.В.Седова "Русский каганат IXвека":

http://usadba-psk.narod.ru/sedov03.htm

Что вы думаете о существовании государства на территории Руси до норманнов?

Источники свидетельствуют, что каганат являлся норманнским образованием.

Гипотеза Седова базируется исключительно на сосредоточении кладов дирхемов в определенном регионе и хазарксих крепостях в Подонье. Это все.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Источники свидетельствуют, что каганат являлся норманнским образованием.

Гипотеза Седова базируется исключительно на сосредоточении кладов дирхемов в определенном регионе и хазарксих крепостях в Подонье. Это все.

И какие же это источники свидетельствуют об этом? Каганат - тюркская модель государства, откуда же она могла быть у норманнов? :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это Бертинские Анналы и Ибн Рустэ. Ибн Рустэ сообщает об хакане русов. В Бертинских Анналах упомянуто о хакане народа Рос, который (хакан) был из племени свеев. Послам от этого правителя пришлось добираться назад в свою землю через Константинополь и земли франков, поскольку им путь заслонили свирепые народы (в источники они не названы, но дата 839 г. указывает на то что эти свирепые народы - венгры). Нестор указывает, что до Аскольда и Дира над славянами доминировали хазары. Население Роменско-Борщевской культуры и Волынцевской культуры активно торговали с хазарами. Роменцы и Волынцевцы это и есть народ Русского Каганата и это летописные поляне с северянами. Борщевцы это вятичи. Именнно благодаря торговым связям с Хазарским Каганатом в Среднее Поднепровье попали арабские дирхемы. Титул кагана прижился у скандинавов на Руси. В ''Слове про Закон и Благодать'' Илариона относительно князя Владимира был упомянут титул каган. Этот титул существовал паралельно со славянским титулом князь и скандинавским титулом конунг, которым могли себя обозначать при отношениях с соседями правители Руси. Титул каган они могли принять для общения с тюрками. Значение же титула кагана в Хазарии в IX веке упало, поскольку фактическим правителем в этой стране был бек, а не каган которому осталось только сакральное лидерство и религиозная власть. Аварский Каганат уже не существовал, поскольку был разгромлен франками и болгарами. Среди соседей восточных славян не было государства где бы правитель назывался каган. Но Русь заимствовала от тюрок титул каган, как и термин закон (от огурского закан) для обозначения правовых документов. От тюрок же была заимствована лествичная система наследования престола. Строя свою державу, до принятия христианства скандинавы ориентировались на ближайшие аналоги, которыми были Хазарский и Аварский Каганаты. Но они не переняли систему дуализма власти (раздела на власть кагана и военачальника, которая была у хазар и протоболгар, а также у угроязычных венгров) и не переняли религии своих соседей, оставшись верными традиционным верованиям. Отдельные скандинавы могли принимать христианство, но государственных масштабов обращение в христианство не приобрело до Ольги и Владимира.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это Бертинские Анналы и Ибн Рустэ. Ибн Рустэ сообщает об хакане русов. В Бертинских Анналах упомянуто о хакане народа Рос, который (хакан) был из племени свеев. Послам от этого правителя пришлось добираться назад в свою землю через Константинополь и земли франков, поскольку им путь заслонили свирепые народы (в источники они не названы, но дата 839 г. указывает на то что эти свирепые народы - венгры). Нестор указывает, что до Аскольда и Дира над славянами доминировали хазары. Население Роменско-Борщевской культуры и Волынцевской культуры активно торговали с хазарами. Роменцы и Волынцевцы это и есть народ Русского Каганата и это летописные поляне с северянами. Борщевцы это вятичи. Именнно благодаря торговым связям с Хазарским Каганатом в Среднее Поднепровье попали арабские дирхемы. Титул кагана прижился у скандинавов на Руси. В ''Слове про Закон и Благодать'' Илариона относительно князя Владимира был упомянут титул каган. Этот титул существовал паралельно со славянским титулом князь и скандинавским титулом конунг, которым могли себя обозначать при отношениях с соседями правители Руси. Титул каган они могли принять для общения с тюрками. Значение же титула кагана в Хазарии в IX веке упало, поскольку фактическим правителем в этой стране был бек, а не каган которому осталось только сакральное лидерство и религиозная власть. Аварский Каганат уже не существовал, поскольку был разгромлен франками и болгарами. Среди соседей восточных славян не было государства где бы правитель назывался каган. Но Русь заимствовала от тюрок титул каган, как и термин закон (от огурского закан) для обозначения правовых документов. От тюрок же была заимствована лествичная система наследования престола. Строя свою державу, до принятия христианства скандинавы ориентировались на ближайшие аналоги, которыми были Хазарский и Аварский Каганаты. Но они не переняли систему дуализма власти (раздела на власть кагана и военачальника, которая была у хазар и протоболгар, а также у угроязычных венгров) и не переняли религии своих соседей, оставшись верными традиционным верованиям. Отдельные скандинавы могли принимать христианство, но государственных масштабов обращение в христианство не приобрело до Ольги и Владимира.

Может я что-то недопонял, но если исходить из этого текста, то норманны переняли титул кагана как раз у русских, значит, тогда уже был Русский каганат. :asker28it:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Русских в сегодняшнем понимании тогда не было. Русский язык сложился только в XIV-XV вв. На территориях современных Беларуси и Украины, которые находились в составе Великого Княжества Литовского, в делопроизводстве употреблялся так называемый русинский язык, который был предком беларуского и украинского языков. Но население Руси это общий предок беларуского, русского и украинского народов, которые в равной степени могут претендовать на его наследство. Русский или Киевский Каганат основали скандинавы. Арабы и персы называли скандинавов русами и отличали их от сакалиба - славян. Три центра русов арабских источников это три державы славян, которые возглавляли скандинавы. Славия это земля ильменских славян с центром в Ладоге, Куяба земля полян с центром в Киеве. Относительно третьего центра неясно, но можно предположить что третьим центром был Полоцк, где до завоевания земли кривичей-полочан Владимиром правил Рогволд (Рёнгвальд). Эти три центра были общими государствами скандинавов и славян. Правитель самого южного из государств восточных славян и принял титул каган. Русский Каганат это скорее Киевский Каганат.

Когда же с севера пришел Олег, то Славия и Куяба были объеденены в одном государстве, которое нам известно как Русь.

Первое упоминание о Руси в Среднем Приднепровье встречается в тексте Баварского Географа где упомянуты Ruzzi.

Список племен упомянутых в этом источнике.

Descriptio ciuitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii.

Isti sunt qui propinquiores resident finibus Danaorum quos uocant Nortabtrezi ubi regio in qua sunt ciuitates LIII per ducos partitae. Vuilci in qua ciuitates XCV et regiones IIII. Linaa est populus qui habet ciuitates VII. prope illis resident quas uocant Bethenici, et Smeldingon, et Morizani, qui habent ciuitates XI. Iuxta illos sunt qui uocantur Hehfeldi, qui habent civitates VIII. Iuxta illos est regio, quae uocatur Surbi. in qua regione plures sunt quae ha bent ciuitates L. Iuxta illos sunt quos uocantur Talaminzi, qui habent civitates XIIII. Betheimare in qua sunt civitates XV. Marharii habent ciuitates XI. Vulgarii regio est inmensa et populus multus habens ciuitates V. eo quod multitudo magna ex eis sit et non sit eis opus ciuitates habere. Est populus quem uocant Merehanos, ipsi habent ciuitates XXX. Iste sunt regiones quae terminant in finibus nostris. Isti sunt qui iuxta istorum fines resident. Osterabtrezi, in qua ciuitates plusquam C sunt. Miloxi, in qua ciuitates LXVII. Phesnuzi habent ciuitates LXX. Thadesi plusquam CC urbes habent. Glopeani, in qua ciuitates CCCC aut eo amplius. Zuireani habent ciuitates CCCXXV. Busani habent ciuitates CCXXXI. Sittici regio inmensa populis et urbibus munitissimis. Stadici in qua ciuitates DXVI populusque infinitus. Sebbirozi habent ciuitates XC. Vnlizi, populus multus, ciuitates CCCXVIII. Neriuani habent ciuitates LXXVIII. Attorozi habent CXL VIII, populus ferocissimus. Eptaradici habent ciuitates CCLXIII. Vuillerozi habent ciuitates CLXXX. Zabrozi habent ciuitates CCXII. Znetalici habent ciuitates LXXIIlI. Aturezani habent ciuitates CIIII. Chozirozi habent ciuitates CCL. Lendizi habent ciuitates XCVIII. Thafnezi habent ciuitates CCLVII. Zeriuani quod tantum est regnum ut ex eo cunctae gentes Sclauorum exortae sint et originem sicut affirmant ducant. Prissani ciuitates LXX. Velunzani ciuitates LXX. Bruzi plus est undique quam de Enisa ad Rhenum. Vuizunbeire. Caziri ciuitates C. Ruzzi. Forsderen. Liudi. Fresiti. Serauici. Lucolane. Vngare. Vuislane. Sleenzane ciuitates XV. Lunsizi ciuitates XXX. Dadosesani ciuitates XX. Milzane ciuitates XXX. Besunzane ciuitates II. Verizane ciuitates X. Fraganeo ciuitates XL. Lupiglaa ciuitates XXX. Opolini ciuitates XX. Golensizi ciuitates V.

Sueui non sunt nati, sed seminati.

Beire non dicuntur bauarii, sed boiarii, a boia fluvio.

http://www.idrisi.narod.ru/geo-bavar.htm

И. ХЕРРМАН

RUZZI. FORSDEREN LIUDI. FRESITI.

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ОСНОВАХ "БАВАРСКОГО ГЕОГРАФА" (первая половина IX в.)

http://idrisi.narod.ru/bav-herrm.htm

И. Херрман Анализ данных Баварского Географа с точки зрения немца

http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_539.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно государственность не возникла у славян из пустого места. До Киевского или Русского Каганата существовали союзы племен. В эпоху гуннов это были венеды, а в эпоху протоболгар анты. Анты были союзниками Византии против Аварского Каганата. Анты это население пеньковской и ипотешти-кындешти культур. В начале VII века анты были разгромлены аварами и распались на отдельные племенные княжества, которые уже зафиксировал Нестор. Союз антов был полиэтничным. Основное его население составляли славяне, но были также иранцы и протоболгары.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И какие же это источники свидетельствуют об этом? Каганат - тюркская модель государства, откуда же она могла быть у норманнов? :blink:

http://iananu.kiev.ua/archaeology/2003-1/zukerman.htm

Одна из наиболее адекватных гипотез на сегодняшний день(не смотря на некоторые несостыковки и необходимость дальнейшей разработки)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Критика теории К. Цуккермана в статье Толочко П. П. Русь изначальная

http://iananu.kiev.ua/archaeology/2003-1/tolochko.htm

Мюле Э. К вопросу о начале Киева

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/mul_nachkiev.php

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. М. Мосты культуры. 2003

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Chaz_evr_dok_X/frametext7.htm

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Chaz_evr_dok_X/frametext8.htm

Критика концепции О. Прицака в статье П. Толочко -

http://ukrstor.com/ukrstor/tolocko-puti-2-06.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вообще Русский каганат как первоначальная Русь куда лучше сомнительной норманнской теории. Это национальное славянское государство, основанное местными, а не пришельцами. Гумилев был, кстати, целиком за Русский каганат.

И какие же это источники свидетельствуют об этом? Каганат - тюркская модель государства, откуда же она могла быть у норманнов?

Может я что-то недопонял, но если исходить из этого текста, то норманны переняли титул кагана как раз у русских, значит, тогда уже был Русский каганат.

Iwan Bohun:

Что же до этнической характеристики той же Руси, то эта держава была полиэтничной (кроме славян еще скандинавы - так называемые варяги, финно-угры - сету, водь, весь, меря, мурома, мещера, кавказцы в Тмутараканском княжестве - касоги, а также тюрки печенеги и Черные Клобуки как войско на службе у князей), хотя подавляющее большинство населения и ядро державы составляли славяне. Вернее сказать, что письменная культура, материальная культура, как и язык Руси были славянскими. Русь воспринимаеться как своя держава тремя воссточнославянскими народами. Такая же ситуация с Киевским Каганатом, который также называют Русским. Подавляющее большинство его населения славяне, хотя правящая верхушка скандинавская, а титул вообще тюркский. Это не мешает ему считаться славянской державой также как славянскими считаются держава Само которую возглавлял романоязычный галл Само и Первое Болгарское Царство, которым правили тюркские династии и кланы.

Никакого там русского каганата не было, и тем менее русской державы!

Просто варяг Асколд был настолько сильным и могучим, что северные/черные болгары хана Алмыша прозвали его каганом:

Г Л А В А В Т О Р А

БЪЛГАРСКАТА КНЯГИНЯ ЕЛЕНА-ОЛГА НАЧЕЛО НА РУСИЯ - http://bolgnames.com/Images/Russians_1.pdf

Полагане основите на Киевското Княжество и руската държава

Много бързо варягите нормани поради непрекъснатите си разбойнически набези се прочуват и стават известни с това си ново име не само във Византия, но и в Близкия и Средния Изток:

6374 (866). Война Оскольда на греков. Киевляне русь именованы. Суда. Фотий патриарх. Лахернская церковь. Риза Богородицы. Буря разбила русские корабли. Русских на море гибель. Ходил Оскольд на греков морем к Цареграду в 14 лето Михаила царя. Царь же тогда пошел с войсками на сарацинов, и, когда дошел до Черной реки, епарх, бывший в Цареграде, послал к нему весть, что русь (54) идут на Цареград; это услышав, царь возвратился. Оскольд же с полянами, войдя внутрь суды (протока) (55), много христиан греков побил и двумя сотнями кораблей Цареград обступил. Царь же, возвратясь, едва смог во град пройти и вскоре с патриархом Фотием пошел в церковь святой Богородицы в Лахернах, всю ночь молитву сотворял; а затем, взяв ризу святой Богородицы и принесши к проливу, ее омочили. И хотя тогда тишь на море была, но когда омочили ризу Богородицы, тотчас поднялась буря с ветром и, волны великие подняв, смела русские корабли и к брегу прибила, многие разбило; мало их от таковой беды спаслось и в дома возвратилось (56). И был у полян плачь великий по всей земле (В. Татищев).

Даже през 773 г. по време на войната с българите в състава на византийския флот има наемна варяжско-руска бойна единица, командният кораб на която играе ролята и на флагмански, защото на него се намира самият император, а през 902 г. броят на варягите на служба във византийския флот наброява около 700 души (А. Кестлер).

В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не стали им давать дани, и начали сами собой править, и не было правды, и восстал род на род, и были усобицы, и начали воевать друг с другом. И сказали сами себе: поищем себе князя, который бы владел нами и судил по правде. И пошли за море к варягам. Вызвались же из варягов 3 брата, с родами своими. Старший, Рюрик, сел в Новгороде; второй, Синеус, на Белоозере; третий, Трувор, в Изборске. После же двух лет умерли Синеус и Трувор, и принял власть один Рюрик, и раздал города мужам своим. И было у него два мужа, Аскольд и Дир, и попросились они идти в Царьград с родом своим, и поселились в Киеве, и начали владеть полянскою землею.

В год 6374 (866) пошли Аскольд и Дир к грекам в 200 ладьях.

Въпреки така допусната чисто теоретична възможност, Асколд и Дир все пак са варяги нормани и те покоряват и обединяват южната група на източнославянските племена. Главното териториално ядро на това смесено, варягоруско-славянско княжество е Средното Поднепровие, а други големи градове тук са Чернигов и Переяславль:

Славяне, живущие по Днепру, называемые поляне и горяне, утесняемы будучи от казар, которые град их Киев и прочие захватив, собирали дани тяжкие и работами изнуряющие, прислали к Рюрику старших мужей просить, чтобы послал к ним сына или иного князя княжить. Он же дал им Оскольда и воинов с ним отпустил. Оскольд же, придя, стал править Киевом и, собрав войско, победил сначала казар, потом пошел в ладьях ко Цареграду, но буря разбили на море корабли его. И возвратясь, послал в Цареград ко царю... [Татищев 2009, 3-4].

С течение на времето Асколд и Дир успяват да превърнат княжеството си в могъща международна сила, което не само поддържа активни търговски и политически контакти с почти всички големи и малки страни от региона, но и провежда с различен успех редица военни походи срещу Хазария, Византия, Прикаспието и др.:

Въ лýт s҃ т҃ о҃ д҃ [6374 (866)] Иде Асколдъ и Диръ на Греки и прииде въ д҃ı лѣто Михаила цр҃ѧ цр҃ю же ѿшедшю на Ѡгарѧнъı и дощедшю єму Чернъıє рѣки вѣсть єпархъ посла к нему ӕко Русь на Цр҃ьгородъ идеть и вратисѧ цр҃ь си же внутрь Суду вшедше много оубıиство крт҃нмъ створиша и въ двою сотъ корабль Цр҃ьградъ ѡступиша Цр҃ь же єдва въ градъ вниде и с патреӕрхомъ съ Фотьємъ къ сущеи цр҃кви ст҃ѣи Бц҃ѣ Влахѣрнѣ и всю нощь молт҃ву створиша таже бжт҃вную свт҃ъı Бц҃ѧ ризу с ими изнесъше в рѣку ѡмочивше тишинѣ сущи и морю оукротившюсѧ абьє бурѧ въста с вѣтромъ и волнамъ вельӕмъ въставшемъ засобь безбожнъıхъ Руси корабль смѧте и к берегу приверже и изби ӕ ӕко мало их ѿ таковъıӕ бѣдъı избѣгнути и въ своӕси возъвратишас [ЛаврСп, 16].

Главной (и наиболее выдающейся) внешнеполитической акцией Аскольда были походы против Византии и договоры, заключенные с нею. В 860 г., при императоре Михаиле III, Русь внезапно напала на Константинополь, что закончилось громкой победой киевского кагана: Византия откупилась от опасного врага контрибуцией и данью, как это она привыкла делать в подобных ситуациях.

Главный политический смысл похода заключался, однако, не в материальной выгоде. Наибольшим достижением Аскольда стало дипломатическое признание Руси как великой державы и достойного контрагента Византии. Этим походом Киевская Русь утвердила свою международную позицию в Эйкумене.

Второй поход, по-видимому, состоялся около 863 г. Греческие источники (Никита Пафлагонский) упоминают о нападении Руси на Принцевы о-ва в Мраморном море. Через три года состоялся новый поход, который, однако, закончился трагически для Руси. Неожиданная буря раскидала киевский флот - и кампания обернулась жестоким поражением.

В 874 г. Аскольд организовал четвертый поход, имевший положительные результаты. До решительной битвы, правда, не дошло, поскольку император Василий I Македонин поспешил заключить с киевским каганом мирное соглашение. На этот раз договор оформлен с соблюдением всех необходимых формальностей. Сам факт подписания соглашения четко зафиксирован в источниках - как византийских (Константин Багрянородный и др.), так и древнерусских (в частности, в Никоновской летописи).

Успешные походы против Византийской империи показали, что Русь входит в число наиболее могущественных государств средневековой Европы, и утвердили ее международный авторитет (М. Брайчевский).

Близък съсед на първото руско княжество със столица гр. Киев е и племенното обединение на маджарите в басейна на Дон-Лебедия, които по това време са в границите на Хазарския Хаганат, но повече са подвластни на севернобългарския хан Алмуш. Асколд е близък приятел на хан Алмуш. Но не само и толкова това, а главно и предимно горното става причина и дава основание на местните и околните северни българи да го титуловат и каган - император, очевидно поради неговата сила и могъщество, които се проявяват не само тук, но и по много далечни земи.

Тази дума титла северните българи по-начало я имат в езика си и нея си я присвояват само най-силните и богати техни князе, какъвто най-напред е самият хан Алмуш. Наред с него каган се явява и князът на черниговските българи, които обаче през ХII в. вече са в напреднал етап на славянизация, поради което и техните князе по това време не са българи, а руси [вж. и срв. Новосельцев 1982, 159; Петрухин 1995а, 193-194].

Собствено лингвистичното свидетелство и доказателство за това, че тази титла е тъкмо прабългарска, а не хазарска (М. Артамонов; М. Геллер; Н. Голб, О. Прицак), се явява преди всичко безспорният факт, че нейната форма в хазарския език е хаган, khaqan, xak'an, χαγάν, откъдето като че ли би трябвало да е и старм. хакан (В. Гукасян), докато староруската й форма е коган. Тук зв. о очевидно-безспорно е резултат от действието на общославянския закон за закръгляне на краткото неударено а или по времето на заемането си от местния болгарски език титлата без всякакво съмнение има формата *каган. Това се потвърждава също така и от старобългарското в староруския език каганъ “государь”, от което се образува и мли Гаганъ (СлДСЯз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Критика теории К. Цуккермана в статье Толочко П. П. Русь изначальная

http://iananu.kiev.ua/archaeology/2003-1/tolochko.htm

Мюле Э. К вопросу о начале Киева

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/mul_nachkiev.php

По большому счету гипотеза Цукермана есть попыткой обобщения давно и хорошо известных в научном мире сведений различного характера (нумизматических, археологических, письменных). В отличии от этого краткая выборочная "критика" Толочка весьма слаба и местами откровенно натянута.

Например: после исследования археологами сотен построек на Подоле была определена дата наболее ранней - 887 г. А Толочко говорит, что если там есть черепки роменской культуры (датируется VIII - X в.) - значит культурный слой на Подоле образовался в VIII в.

Например: общепринято определять приблизительную датировку монетных кладов отталкиваясь от самой поздней монеты клада, однако Толочко утверждает: "Последняя монета в кладе указывает не столько на дату его зарытия, сколько на то, что с того времени он больше не пополнялся новыми монетами. Считать, что время поступления всех монет в Киев должно определяться датой позднейших, методически неверно." Таким образом, множество исследователей не отмечают находок арабских и византийских монет в Киеве до 880-х гг., а Толочко говорит "это не методологически не верно".

Этих аспектов Толочко, будучи киевским археологом, не мог не коснуться, однако остальных аргументов Цукермана Толочко он вообще не стал касаться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, находки арабских монет и пограничные хазарские крепости из книги Седова:

00006kz7

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не апологет версии Петра Толочко. Также я не апологет теорий Карла Цукермана и Омеляна Прицака. Я знаю, что история восточных славян в IX веке во многом противоречива. Не всю критику Петра Толочко по отношению к работам Омеляна Прицака и Карла Цукермана можно принять, но в чём-то он действительно прав. В арабских источниках нет указаний на то, что Куяба зависит от хазар. Также Ладога слишком отдалена для того чтобы её правитель носил титул каган. Правитель Киева как государь приграничного с степью региона мог носить титул каган. Принимая во внимание, то что Киевом в 860 г. правил Аскольд и именно со стороны Черного Моря был атакован Константинополь, а в это время в Хазарии пребывала миссия Константина то стаёт ясно что Хазария в это время не была врагом Византийской Империи. Таким врагом она стала только в конце IX в., когда печенеги прорвались через земли Хазарии на запад и Византия заключила с ними союз против венгров и Хазарского Каганата. Также русы напали в 842 г. на Амастриду. Немного раньше византийские инженеры принимали участие в сооружении Саркела. Я не отрицаю что поляне могли быть зависимы от хазар, но это скорее относиться ко времени до 30-х гг. IX в. Также нумизматический материал в эту эпоху был распространен и на территории намного севернее территории зависимой от хазар, в том числе и в Бирке. Арабские дирхемы при отсутствии в Восточной Европе собственной монеты были универсальным торговым средством. Через Хазарский Каганат славянские и скандинавские купцы проникали в Арабский Халифат и Среднюю Азию. Один из арабских хронистов писал, что русы (скандинавы) выдают себя за христиан. Это было необходимо чтобы обеспечить более лояльное к себе отношение арабов, поскольку для арабов христиане это ''люди книги''. Учитывая, что Бравлин совершил поход на Сурож в конце VIII века, то первые скандинавы появились в районе Киева именно в это время. Установление их политической власти должно было произойти на несколько десятилетий позже. Они подчинили Киев и землю полян, северяне, радимичи и вятичи продолжали платить дань хазарам и власть скандbнавов на эти племена распространилась уже в конце IX векa. Относительно версии Карла Цукермана относительно дани с Киева венграм, то она вроде бы находит подтверждение в ''Деяниях Венгров'' Анонима. Но этот источник также довольно противоречивый. К тому же, если даже принимать на веру его сведения то там лишь указано, что Арпад при переселении взял дань (скорее контрибуцию с Киева). Нестор же сообщает, что угры прошли недалеко от Киева. Обе стороны чего-то недоговаривают. С одной стороны даже если венгры одержали победу над Русью, то она была малозначительной. Имея в тылу печенегов Арпаду было не до длительной войны с Русью. Также венгры не смогли добиться зависимости со стороны всех ''белых хорватов'', подчинив только закарпатскую часть ''белых хорватов''. Сам Галич в Х веке не существовал. Возможно вблизи от него существовала какое-то городище с которого венгры взяли одноразовую контрибуцию. Имея в тылу печенегов Арпаду было не до длительной войны с ''Великой Хорватией''. Славянами против которых совершали свои нападения венгры, когда еще были в Ателькузу, были, в первую очередь, тиверцы и уличи. Поляне и северяне могли гораздо меньше страдать от их набегов, поскольку не были так выдвинуты в степь. Когда же венгры ушли из причерноморья уличи и тиверцы подверглись давлению со стороны печенегов. Печенеги взяли городище Реут. Послы Киевского (Руского)Каганата указывали, что им перекрыли дорогу назад ''свирепые народы'', которыми и были венгры. Русь воевала с венграми, но находилась на периферии их интересов, которые были больше заинтересованы участием в балканской и центральноевропейской политике.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что же писали хазары?

Иосиф:

''ОТВЕТНОЕ ПИСЬМО ХАЗАРСКОГО ЦАРЯ ИОСИФА (окончание)

Пространная редакция

Ты еще настойчиво спрашивал меня касательно моей страны и каково протяжение моего владения. Я тебе сообщаю, что я живу у реки, по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана [+34]. Начало (этой) реки обращено к востоку на протяжении четырех месяцев пути [+35]. У (этой) реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах [+36]. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн [+37]. Каждый народ не поддается (точному) расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуварезму, (доходя) до Г-р-гана [+38] . Все живущие по берегу (этого моря) на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне - С-м-н-д-р [+39] в конце [+40] (страны) Т-д-лу, пока (граница) не поворачивает [+41] к "Воротам", (т.е.) Бад-ал-Абвабу [+42], а он расположен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам. Азур [+43], в конце (страны) Б-г-да [+44], С-риди [+45], Китун, Ар-ку, Шаула, С-г-с-р-т [+46], Ал-бус-р, Ухус-р, Киарус-р [+47], Циг-л-г, Зуних [+48], расположенные на очень высоких [+49] горах, все аланы до границы Аф-кана [+50], все живущие в стране Каса [+51] и все (племена) Киял [+52], Т-к-т [+53], Г-бул [+54], до границы моря Кустандины, на протяжении двух месяцев пути, все платят мне дань. С западной стороны - Ш-р-кил [+55], С-м-к-р-ц [+56] К-р-ц [+57], Суграй [+58], Алус [+59], Л-м-б-т [+60], Б-р-т-нит [+61], Алубиха [+62], Кут [+63], Манк-т [+64], Бурк [+65], Ал-ма [+66], Г-рузи [+67]. Эти (местности) расположены на берегу моря Кустандины [+68], к западной (его) стороне. Оттуда граница поворачивает по направлению к северной стороне, (к стране) по имени Б-ц-ра [+69]. Они расположены у реки по имени Ва-г-з [+70]. Они живут в открытых местностях, которые не имеют стен. Они кочуют и располагаются в степи, пока не дохоят до границы (области) Х-г-ри-им [+71]. Они многочисленны, как песок, который на берегу моря во множестве. Все они служат (мне) и платят мне дань. Место расположения их и место жительства их простирается на протяжении четырех месяцев пути. Знай и уразумей, что я живу у устья реки, с помощью Всемогущего. Я охраняю устье реки и не пускаю Русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и (точно так же) всех врагов (их) на суше приходить к "Воротам" [+72]. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил (в покое) на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада и до страны... [+73] Досюда (доходят) мои пределы и власть моего государства ''.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кембриджский документ:

'' Армении [+1]. И бежали от них наши предки... потому что не могли выносить ига идолопоклонников. И приняли их к себе... [казарские] [+2], потому что люди казарские жили сперва без закона. И остались [+3]... без закона и письма . И они породнились с жителями (той) страны и [смешались с язычниками] и научились делам их [+5]. И они всегда выходили вместе с ними на [войну] и стали одним (с ними) народом. Только завета обрезания они держались, и [некоторые из них] соблюдали субботу. И не было царя в стране казар, а того, кто одерживал победы на войне, они ставили над собой военачальником, (и продолжалось это) до того самого дня, как евреи вышли с ними по обыкновению на войну, и один еврей выказал в тот день необычайную силу мечом и обратил в бегство врагов, напавших на казар. И поставили его люди казарские, согласно исконному своему обычаю, над собою военачальником. И оставались они в таком положении долгое время, пока не смиловался Господь и не возбудил в сердце (того) военачальника желания принести покаяние, и склонила его (на это) жена его, по имени Серах [+7], и она научила его сделать (себе) полезное [+8]. Он и сам, будучи (уже) подвергнут обрезанию, был согласен (на это), да и отец молодой женщины, человек праведный в том поколении [+9], наставил его к пути жизни. Когда же услышали об этом цари македонские и арабские, они очень разгневались и послали к казарским князьям послов со словами хулы на Израиля: "Зачем вам переходить в веру иудеев, которые находятся в рабстве у всех народов?" И они говорили слова, которых мы не в состоянии передать, и склонили сердце князей ко злу. И сказал (тогда) главный князь, еврей: "Зачем нам много говорить? Пусть придет несколько мудрецов израильских, греческих и арабских и расскажет перед нами и вами каждый о деянии Бога... конец его" [+10]. И они так сделали и послали... царям арабов [+11]; мудрецы же израильские добровольно пришли... [к] князьям казарским [+12]. И начали греки свидетельствовать...; и стали иудеи и арабы опровергать их [+13]. А затем... и опровергали их иудеи и греки. И после того начали говорить [мудрецы израильские начиная от шести дней творения до того дня, когда израильтяне поднялись из Египта, и до прихода их в землю населенную [+14]. Засвидетельствовали греки и арабы истинность (сказанного) и признали, что они говорят правду. Но произошел также спор между ними. И сказали князья казарские: "Вот есть пещера в долине Тизул [+15]. Достаньте нам книги, которые там находятся, и истолкуйте их перед нами". И они так сделали и вошли внутрь пещеры, и вот там (оказались) книги закона Моисеева, и истолковали их мудрецы израильские согласно первым речам, которые они высказали. И покаялись израильтяне вместе с людьми казарскими полным раскаянием. И стали приходить иудеи из Багдада и Хорасана [+16] и земли греческой и поддержали людей страны, и те укрепились в завете отца множества . И поставили люди страны одного из мудрецов судьей над собою. И называют они его на казарском языке каганом [+18] , поэтому называются судьи, которые были после него, до настоящего времени каганами. А главного князя казарского они переименовали в Савриила [+19] и воцарили царем над собою. В нашей стране говорят, что предки наши происходили из колена Симеонова, но мы не знаем, верно ли это [+20]. И заключил царь союз с нашим соседом, царем алан, так как царство алан (было) сильнее и крепче всех народов, которые (жили) вокруг нас, (и) так как сказали (себе) мудрецы: "Как бы не появились народы войною против нас и не присоединился также и он к нашим врагам". Поэтому [он заключил с ним союз, чтобы оказать помощь] [+21] в беде друг другу. И был ужас [Божий на народах, которые] кругом нас [+22]

[+22] i>, так что они не приходили (войною) на казарское царство. [Но во дни царя Вениамина] [+23] поднялись все народы на [казар] и стеснили их [по совету] [+24] царя македонского. И пришли воевать царь Асии [+25] и тур[ок] [+26],. и Пайнила [+27] и Македона; только царь алан был подмогою [для казар, так как] [+28] часть их (тоже) соблюдала иудейский закон. Эти цари [все] воевали против страны казар, а аланский царь пошел на их землю и нанес им [поражение], от которого нет поправления [+29], и ниспроверг их господь пред царем Вениамином [+30]. Также и во дни царя Аарона воевал царь аланский против казар, потому что подстрекнул его греческий царь. Но Аарон нанял против него царя турок, так как тот был [с ним дружен] [+31], и низвергся царь аланский перед Аароном [+32], и тот взял его живым в плен. И оказал ему [царь большой] почет и взял дочь его в жены своему сыну, Иосифу. Тогда [обязался] ему аланский царь в верности, и отпустил его царь Аарон [в свою землю]. И с того дня напал страх перед казарами на народы, которые (живут) кругом них. [Также и] во дни царя Иосифа, моего господина... [ему подмогой] [+33], когда было гонение (на иудеев) во дни злодея Романа. [И когда стало известно это] дел[о] моему господину, он ниспроверг [+35] множество необрезанных. А Роман [злодей послал] также большие дары X-л-гу [+36], царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришел он ночью к городу [+37] С-м-к-раю [+38] и взял его воровским способом, потому что не было там начальника, раб-Хашмоная [+39]

[+39] И стало это известно Бул-ш-ци [+4]0, то есть досточтимому [+41] Песаху [+42], и пошел он в гневе на города Романа и избил и мужчин и женщин. И он взял три города, не считая большого множества пригородов. И оттуда он пошел на (город) Шуршун... [+43] и воевал против него... И они вышли из страны наподобие червей [+44]... Израиля, и умерло из них 90 человек... Но он заставил их платить дань. И спас... [от] руки Русов и [поразил] [+45] всех оказавшихся из них (там) (и умертвил ме]чом. И оттуда он пошел войною на Х-л-гу и воевал... месяцев, и Бог подчинил его Песаху [+46]. И нашел он... добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая [+47]. И говорит он: "Роман подбил меня на это". И сказал ему Песах: "Если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя". И пошел тот против воли и воевал против Кустантины [+48] на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили (его) огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию [+49], и пал там он и весь стан его. Тогда стали Русы подчинены власти казар.

Вот сообщаю я моему господину: имя нашей страны, как мы нашли (это) в книгах, Ар-к-нус [+50], а имя столицы (нашего) царства - Казар [+51], имя же реки, которая протекает внутри ее, Итиль [+52]. Она направо от моря, идущего от вашей страны [+53] по которому перебрались твои посланцы в Кустантину, а оно тянется, как я думаю; от великого моря. Город наш [+54] отстоит от этого моря на 2160 рисов [+55], а между нашей страной и Кустантиной по морю девять дней (пути) и сухим путем - 28 дней [+56]. Вот какие народы воюют с нами: Асия, Баб-ал-Аб-ваб, Зибус [+57], турки [+58], Луз-ния"... [+59] ''

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор Кембриджского документа выдавал желаемое за действительное. По мнению В. Петрухина Хельгу это не Вещий Олег, а правитель одной из частей Руси. Возможно это был какой-то скандинавский вождь который на свой страх и риск совершил нападение на Самкерц (Керч)и был разбит войсками Песаха. Не исключено, что Хельгу наняли ромеи (византийцы) для решения локальных проблем в Крыму. То, что в эпоху написания письма хазары воевали с Асия (дигорской частью кавказских аланов), Баб-ал-Аб-ваб (Дербентом), Зибус (касогами-зихами), турки (огузами) указывает на то, что власть хазар в середине Х века была поколеблена на Северном Кавказе и Поволжье. Лузния это ладожане, то есть Рюриковичи во главе Руси. Столкновение Хельгу с Песахом имело значение для Крыма, но не более того. Ни о каком подчинение Руси хазарам в середине Х века не могло быть и речи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди этнонимов упомянутых Иосифом со славянами можно сопоставить В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн. Уверено можно отождествить только два В-н-н-тит - вятичи и С-в-р - северяне. С-л-виюн это же аналог византийского склавин и арабского сакалиба. Может это было общее наименование славян. Если же это не было общее наименование, то неизвестно, какое племя конкретно племя понимает под этим словом Иосиф. Упоминая о натиске русов на свои границы Иосиф даёт понять, что гегемония хазар над славянами являеться делом минувших дней. В том же ключе стоит истолковать сведения о Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис. Сведения Ибн Фадлана о волжских булгарах указывает, что в 922 г. волжские булгары были враждебно настроены по отношению к хазарам и искали поддержки у других государств против хазар. Ц-р-мис (марийцы) и Арису (эрзя, Мордия Константина Багрянородного) также достаточно сильно удалены, чтобы хазары оказывали на них какое-то действенное влияние. С-вар это племя Суваз (Сувар) на территории Среднего Поволжье, которое было враждебно эльтеберу Алмушу и их больше занимала вражда именно с Алмушем. Действенным могло быть владычество хазар только в землях аланов-иронцев, ''Черных болгар'' (булшци Песаха) и бур-т-с (буртас). Ну и еще было ряд хазарских владений в Крыму, которые и были яблоком раздора между Византийской Империей и Хазарским Каганатом. Иосиф вместе с событиями Х века описывал и дела VII века (рассказ о народе В-н-н-тр) и дела VIII-IX веков (о славянских племенах и народах Поволжья).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, что Святослав во время походов в Болгарию провозгласил, что в Преславе будет центр земель его. По данным Льва Дьякона она носил своеобразную прическу. По описанию она похожа на украинский чуб и болгарский чембас. Таким образом Святослав оглашал претензию на земли всех держав, которые были основаны огурскими племенами. Хазарский Каганат он победил. Победил он и Первое Болгарское Царство, основателем которого был Аспарух. Интересы Святослава столкнулись с византийскими в Болгарии, что и привело к войне с ромеями. Неудачная война с Иоанном Цимисхием вынудила Святослава отказаться от надежд завладеть Болгарией. Византийские дипломаты натравили на Русь печенегов. Ещё Константин Багрянородный писал о том, сколь выгодным будет для империи союз с печенегами против Руси и венгров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В арабских источниках нет указаний на то, что Куяба зависит от хазар. Также Ладога слишком отдалена для того чтобы её правитель носил титул каган. Правитель Киева как государь приграничного с степью региона мог носить титул каган. Принимая во внимание, то что Киевом в 860 г. правил Аскольд...Учитывая, что Бравлин совершил поход на Сурож в конце VIII века, то первые скандинавы появились в районе Киева именно в это время....

Куяба, как город, стал известен хазарам, когда его территорией овладели русы, поэтому и не мог зависеть от хазар.

Центром (или одним из центров) русского каганата, очевидно, являлось Гнездово, на что указывает целый ряд обстоятельств.

На чем базируется информация, что "Киевом в 860 г. правил Аскольд"? :)

Бравлин - мифический герой

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Старый союз между Византией и Тюркским каганатом по праву перешел к Хазарии, даже когда общим врагом стал не персидский шах, а арабский халиф.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Куяба, как город, стал известен хазарам, когда его территорией овладели русы, поэтому и не мог зависеть от хазар.

Центром (или одним из центров) русского каганата, очевидно, являлось Гнездово, на что указывает целый ряд обстоятельств.

На чем базируется информация, что "Киевом в 860 г. правил Аскольд"? :)

Бравлин - мифический герой

Нда, насчет правления Аскольда в 860 году сомнительно. Куда же делся Дир?

Что же касается длительного союза Хазарии и Византии, то он был вполне обоснован. Этот союз хазары получили от своих геополитических предшественников - западных тюрок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...