Jump to content



Guest Эльтебер

Славяне

Recommended Posts

Guest Эльтебер

Славяне (древнее название - словене)

Славяне - группа родственных по языку народов, живущих главным образом на территории Европы и Азии.

Link to post
Share on other sites
Guest NB_ я

Оп, уже есть. Вот всегда так - не посмотришь толком и начинаешь митинговать. Спасибо.

Link to post
Share on other sites
Guest БОЗГУРД

Вообще название "славянин" пошло от греков. Они называли саклабов "sklavin"-ами. В дальнейшем буква "k" вылетела.

Ну, а по поводу саклабов .... это уже совсем другая история.

Link to post
Share on other sites
Вообще название "славянин" пошло от греков. Они называли саклабов "sklavin"-ами. В дальнейшем буква "k" вылетела.

Ну, здрасьте! :o "Славяне" - самое что ни на есть самоназвание, и притом совершенно прозрачное - от "слово" (т.е. люди, говорящие на понятном языке, в отличие от "немцев") и от "слава" (ну, здесь все не прочь себя возвеличить :D). Кстати, эти две этимологии друг другу не противоречут, потому что исторически это слова однокоренные.

Греческое (и латинское) "склавины" (или "склавены") - акономерное искажение, потому что в этих языках начальное сл- не встречается. Ну а арабы уже от греков заимствовали, еще раз исказив, потому что у них два (а тем более три) согласных в начале слова вообще невозможны...

Link to post
Share on other sites
Guest Scut

СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа языков, принадлежащая к индоевропейской семье, на которых говорят более 440 млн. человек в Восточной Европе и в Северной и Центральной Азии. Тринадцать существующих в настоящее время славянских языков делятся на три группы: 1) восточнославянская группа включает русский, украинский и белорусский языки; 2) западнославянская включает польский, чешский, словацкий, кашубский (на котором говорят на небольшой территории на севере Польши) и два лужицких (или серболужицких) языка – верхнелужицкий и нижнелужицкий, распространенных на небольших территориях на востоке Германии; 3) в южнославянскую группу входят: сербскохорватский язык (на котором говорят в Югославии, Хорватии и Боснии-Герцеговине), словенский, македонский и болгарский язык. Кроме того, имеется три мертвых языка – словинский, исчезнувший в начале 20 в., полабский, вымерший в 18 в., а также старославянский – язык первых славянских переводов Священного писания, в основе которого лежит один из древних южнославянских диалектов и который использовался в богослужении в славянской православной церкви, но никогда не был повседневным разговорным языком (см. СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК).

В современных славянских языках имеется множество слов, общих с другими индоевропейскими языками. Многие славянские слова похожи на соответствующие английские, например: сестра – sister, три – three, нос – nose, ночь – night и др. В других случаях общее происхождение слов менее очевидно. Русское слово видеть родственно латинскому videre, русское слово пять родственно немецкому fnf, латинскому quinque (ср. музыкальный термин квинтет), греческому penta, которое присутствует, например, в заимствованном слове пентагон (букв. «пятиугольник»).

Важную роль в системе славянского консонантизма играет палатализация – приближение плоской средней части языка к нёбу при произнесении звука. Почти все согласные в славянских языках могут быть как твердыми (непалатализованными), так и мягкими (палатализованными). В области фонетики между славянскими языками также имеются некоторые существенные различия. В польском и кашубском языках, например, сохранились два назализованных (носовых) гласных – и , исчезнувшие в других славянских языках. Славянские языки сильно различаются ударением. В чешском, словацком и лужицком ударение обычно падает на первый слог слова; в польском – на предпоследний; в сербскохорватском ударным может быть любой слог, кроме последнего; в русском, украинском и белорусском ударение может падать на любой слог слова.

Все славянские языки, кроме болгарского и македонского, имеют несколько типов склонения существительных и прилагательных, которые изменяются по шести или семи падежам, по числам и по трем родам. Наличие семи падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный или предложный и звательный) свидетельствует об архаичности славянских языков и близости их к индоевропейскому языку, в котором было предположительно восемь падежей. Важной особенностью славянских языков является категория глагольного вида: всякий глагол относится либо к совершенному, либо к несовершенному виду и обозначает, соответственно, либо завершенное, либо длящееся или повторяющееся действие.

Славянские языки пользуются двумя основными типами письма. Наиболее распространенный кириллический алфавит используется в России, на Украине, в Белоруссии, в Югославии, Македонии, Болгарии и, частично, в Боснии и Герцеговине. Он был создан на основе греческого алфавита и принят в тех странах, которые были обращены в христианство Греческой церковью. В других славянских странах – в Польше, Чешской республике, Хорватии, Словении и частично в Боснии и Герцеговине – пользуются латинским алфавитом. Чтобы приспособить его к каждому языку, были добавлены разные диакритические знаки. Его принесли западным славянам католические миссионеры еще в 11 в. Кроме того, древний алфавит глаголица (бывший, по всей видимости, первым славянским алфавитом) применяется в католическом богослужении в Черногории и в нескольких прибрежных районах в Хорватии. В Боснии в течение некоторого времени параллельно с кириллицей и латиницей использовался также арабский алфавит. См. также ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА.

Территория обитания славянских племен в Восточной Европе в 5–8 вв. н.э. быстро расширялась, и к 8 в. общеславянский язык распространился от севера России до юга Греции и от Эльбы и Адриатического моря до Волги. Вплоть до 8 или 9 в. это был в основном единый язык, но постепенно различия между территориальными диалектами становились более заметными. К 10 в. существовали уже предшественники современных славянских языков.

Все славянские языки, особенно в их письменной и литературной форме, испытали сильное влияние языка, который называется старославянским. В середине 9 в. два грека, братья Кирилл и Мефодий, создали алфавит (скорее всего, это была глаголица) и начали переводить религиозные книги для обращенных в христианство славян. Они создали литературный язык на основе древнего македонско-болгарского диалекта, который лучше всего знали, и отчасти чешского диалекта Моравии, где их новый язык раньше всего начал использоваться. На протяжении двух веков старославянский язык оставался литературным языком всех славян, а в некоторых южнославянских и восточнославянских регионах его наследник – церковнославянский – продолжал быть литературным языком вплоть до 17 или 18 в.

Link to post
Share on other sites
Guest Мухаммад б. Текеш

БОЗГУРД вы "тюркский" Фоменко? <_<:lol:

Вообще название "славянин" пошло от греков. Они называли саклабов "sklavin"-ами. В дальнейшем буква "k" вылетела.

Откуда вы вобще это взяли? Приведите источник, только не статью или книгу, а именно древнегреческий источник, где это написано!!! :unsure::P

Link to post
Share on other sites

Как только не издеваются над этим этнонимом - немцы уверяют, что "славянин" (slave) - это "раб германцев"! Большей чуши и допустить нельзя.

Славянин=словен ="говорящий на понятном языке" (напр. свенска=швед=свой народ).

Link to post
Share on other sites
Guest Эльтебер

Балтийцы

Балтийцы - народы говорящие на балтийских языках индо-европейской семьи языков. К ним относятся латышы и литовцы.

---

Балтийские языки - самостоятельная ветвь индоевропейской семьи языков. К балтийским языкам относятся современный латышский язык и литовский язык, а также мёртвый древнепрусский язык коренного населения Восточной Пруссии, истребленного или искусственно онемеченного уже к концу 17 веку. Существовали и бесписьменные балтийские языки, упоминаемые в русских летописях: языки ятвягов и голяди, куршей (куров, или куронов). Происхождение балтийских языков и их отношение к славянским языкам, с которыми у них много общего в лексике и грамматике, представляют собой сложную проблему.

Большая советская энциклопедия

Link to post
Share on other sites
Guest Боэмунд

Есть версия, что балтийская группа - это предок славянских языков, сосуществующий со своим потомком.

В древности балтийцы были широко распространены, охватывая территорию современной Москвы и Москворечья и доходя до Среднего Поднепровья.

Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

Балтийские языки не то чтобы предок славянских, а скорее брат-близнец. Дело в том что у балтийцев и славян были не только похожие языки но и одна мифология-одни боги. Например верховным богом у балтийских племён был Перкунас (или Перконс) - славянский Перун. Балтийские языки занимают по отношению к славянским то же положение какое иранские к индийским. То есть ещё не так давно - 2-3 тысячелетия назад балтийские и славянские языки составляли одну языковую группу. Однако в отличие от арьяских языков, которые можно проследить по памятником письменности до времён языкового единства, славянские и балтийские обрели письменное выражение довольно поздно, когда языковые группы уже разделились.

Link to post
Share on other sites

Возможно (именно возможно, так как это версия) балтийские языки находились в меньшем контакте с соседями. чем, например, славянские, и, поэтому, сохранили с наименьшими изменениями архаическую базу древнего индоевропейского языка. По этой причине некоторые исследователи считали балтийские языки предком славянских.

Возможно я сильно ошибаюсь.

Link to post
Share on other sites

У меня, после изучения проблемы, воникла такая версия:

Славянские языки - это южно-балтийские диалекты, подвергнутые сильному иранскому вляиянию.

Link to post
Share on other sites
славянский Перун

насколько он славянский, если перун c тюркского 'бир ун' (дай успех) и похоже является калькой тюркского 'багана' (столб) от корня которого прорицатель-багуче и русский Бог, пахан, поганный ?

Link to post
Share on other sites

Перун - слово однокоренное, извините меня, со словом пердун. Бог молнии и грома, понимаешь. Кроме шуток.

Link to post
Share on other sites

Перконс (Pērkons здес о - уо) - на латишском бог грома или гром (с глагол, почти идентично), вот и Перун. Интересно навьи, на латышском наве (nāve) - смерть. Вобще крайне похожий на руский фольклёр.

А так сказать рабочий клас смерд, на латышском смирдс (smirds) явно происходит от слова смирд (перевод - воняет), получаетсья вроде вонючка, понятно. Баярин, на латишском - баярс (bajārs), тоже похоже, или это заимствование.

А что это за такое чудо, ген балтов?

Наибольшое концентрацыя "гена балтов" на територии Латвии, а также по мере уменшение он обнаружен в жителях Литвы, в Эстонии, севера скандинавии, Полши и Венгрии. В России иследование проводилис мало, однако "ген балтов" обнаружили даже в Вологодской области. Правда в Латвии гдето 40% рускоязичных, иньтересно у кого был этот ген.

Что это за чудо ген?

Link to post
Share on other sites
Guest vraatyah
А что это за такое чудо, ген балтов?

Наибольшое концентрацыя "гена балтов" на територии Латвии, а также по мере уменшение он обнаружен в жителях Литвы, в Эстонии, севера скандинавии, Полши и Венгрии. В России иследование проводилис мало, однако "ген балтов" обнаружили даже в Вологодской области. Правда в Латвии гдето 40% рускоязичных, иньтересно у кого был этот ген.

Что это за чудо ген?

речь об y-хромосомном аллеле tat-c. только это признак не балтов а ФИННОВ И БАЛТОВ. В латвии максимум только относительно трех балтийских групп, абсолютный европейский максимум у финских групп (включая финнов и саами) а общеевразийский максимум - у якутов.

>Правда в Латвии гдето 40% рускоязичных, иньтересно у кого был этот ген.

ценю ваш юмор. однако в популяционные выборки включают не мигрантов а сельских жителей нативных не менее чем в 3х поколениях. У русских tat-c достигает частоты 30% только на севере, где популяция в основном и состоит из "субстрата".

Link to post
Share on other sites

Может быть чтото другое, ведь там было написанно и о финно-угров, финны и саами уж точно север Скандинавии.

Вообше сколько я знаю нативные Латиши - это условно, вроде когда то было шутка, типа: искали чистово латыша, нашли только одного, а тот самый оказалсья в тьюрме.

Даже в глухой деревни чистых латишей - минимум, и также нет чёткого антропологического типа латишей.

Хотя вероятно просто совпадение.

Link to post
Share on other sites

Ладно написал политическую чуш. Там было написано ген латвийцев (это как россияни) и правильный взгляд на национальный вопрос.

А ген был вроде в 20% случии.

Все финны и балты произошли от нас!

А кто это мы?

Link to post
Share on other sites
Tat-C Frequencies

Yakuts..........87%

Eskimos.........61%

Chukchi.........58%

Finns...........55%

Buryats.........52%

Tofalars........47%

Lithuanians.....47%

Lapps...........42%

Estonians.......37%

Maris...........33%

Latvians........32%

Nenets..........30%

Tuvans..........18%

Chuvash.........18%

Russians........14%

Ukrainians......11%

North Swedes.....8%

Gotlanders.......6%

Norwegians.......6%

Poles............4%

Germans..........3%

Armenians........3%

Slovakians.......3%

Danes............2%

Belarusians......2%

Turks............1%

7C Frequencies

Nenets..........50%

Tofalars........47%

Tuvans..........28%

Buryats.........15%

Maris...........17%

Czechs...........6%

Estonians........4%

Russians.........4%

Finns............2%

Yugoslavians.....2%

Cypriots.........2%

Poles............1%

Slovakians.......1%

Turks............1%

(Kittles et al. 1998, Rosser et al. 2000, Dupuy et al. 2001,

Wells et al. 2001, Lell et al. 2002 and Puzyrev et al. 2003)

Так много, особенно у литовцев.

Link to post
Share on other sites
  • Admin
насколько он славянский, если перун c тюркского 'бир ун' (дай успех) и похоже является калькой тюркского 'багана' (столб) от корня которого прорицатель-багуче и русский Бог, пахан, поганный ?

А почему "дай успех"?

Может "бир ун" - "один звук"? Это ближе к богу грозы, не правда ли?

Или может пёрюн или пёрю - волк, значит "волчий бог"?

Может "бер ун" - дай муки? Красиво - "дай муки мне бог грозы, т.е. дай дождя для урожая из которого получится мука"?

Подходит также:

"бий урун" - "господин бейся",

"бери ун" - "сюда [тащи] голос [муку]"

и т.д. и т.п.

Link to post
Share on other sites
Перун - слово однокоренное, извините меня, со словом пердун. Бог молнии и грома, понимаешь. Кроме шуток.

Всё что естественно, то не безобразно. :D

В русских подлежащих суффикс принадлежности "ун" часто встречается:

прыгун, лгун, шалун...

Поэтому этот "ун" передаёт смысл "он".

Индоевропейские языки по своему строю принадлежат к фузионным системам, которые с течением времени теряют звуки.

Более старый балтийский Перкунас, Перконс стал русским Перуном.

В слове ПЕРДУН выпал звук "О" или "У", то есть ПЕРД=ПЕР+ОД=БЕР+ОД=ВЕР+ОД=БЕРУ+УД-----дай огня,дающий огонь.

ПЕРКУНАС это не ПЕРДУН!

Убираем литовский ас подобный греческому ис и латышскому с.

Получаем ПЕРКУН.

Вот он шумерско-тюркский кун,гюн.

kun [sHINE]

PA: kun2.

1. to shine brightly светить ярко

Akk. nabaˆtu “shine”

Дающий свет

Перкун-----Перку----Пераку

Дающий свет, сияющий

Маг

Link to post
Share on other sites
Вот он шумерско-тюркский кун,гюн.

kun [sHINE]

PA: kun2.

1. to shine brightly светить ярко

Akk. nabaˆtu “shine”

Хорошее слово. ;)

Сразу вспоминается вот этот КУН:

http://sozdik.kz/

Казахский

Русский

кун

дата

день

жизнь

погода

солнце

число

Long-range etymologies :

MEANING: dawn, light

Eurasiatic: *gojn/V

Sino-Caucasian: *[k]wa>n/h|V

Afroasiatic: ?*gin- 'fire' ? *kVhan- 'light' ? (+ WChad *kw|Vn- 'day')

REFERENCE: МССНЯ 342; ND 701 compares Sem. *gVwh_- 'dawn' and Cush. (Oromo) guyy- 'day' (?); ND 1080.

--------------------------------------------------------------------------------

Nostratic etymology :

Nostratic: *gojn/V

Meaning: dawn

Altaic: *gi_a:\jn/u

Uralic: koj[n/]e [2]

Indo-European: *gw|hei- 'мерцать' (Pok. 488-489)

References: МССНЯ 342, ОСНЯ 1, 230-231; ND 701 *goXyV 'light, sunshine, dawn'; 905 *Kun:yaHl/E 'sunshine, daybreak'; ND 1080 *K.u"n:V ~ *K.un:E 'sun, day' (hardly distinguishable; but cf. also Ural. *kun|e 'moon').

--------------------------------------------------------------------------------

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *gi_o\jn/u

Meaning: dawn, daylight

Russian meaning: рассвет, дневной свет

Turkic: *gu"n(el/) / *gun/al/

Mongolian: *gegeg|e < *geg|eg|e

Tungus-Manchu: *gian/am

Korean: *ku/i

Japanese: *ka(i)

Comments: Лексика 78, Doerfer MT 143. Cf. also Mong. geji- 'to dawn' (KW 137), proving that *geg|e- < *geje-. The Korean form points to a cluster with *-j-, therefore a reconstruction *gi_o\jnu (with subsequent assimilative palatalization -jn- > -jn/-) is perhaps more plausible; cf. also the variation *n/*n/ in PT. The Jpn. reflex is somewhat problematic: loss of final resonant here may be explained by a standard development before a velar suffix (*ka < *gi_o\jn(u)-gV, cf. Mong. *gege-g|e, Man. gen|-g/e); but one would rather expect a PJ form like *ku(i). The irregular vowel may be due to contraction, cf. a similar case in PJ *ka/ 'mosquito' < PA *ku/n/e.

-------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *gu"n(el/) / *gun/al/

Meaning: 1 sun 2 day 3 sunny place 4 sun-heat

Russian meaning: 1 солнце 2 день 3 солнечное место 4 солнечный жар

Old Turkic: ku"n 1, 2 (Orkh., OUygh.), ku"nes^ 3 (YB), isig qujas^ 4 (OUygh. - Br.)

Karakhanid: ku"n 1, 2, qujas^ 4 (MK), ku"nes^ 3 (Tefs.)

Turkish: gu"n 2, gu"nes^ 1, (dial.) gujas^ 1

Tatar: ko"n 1, 2, qojas^ 1

Middle Turkic: qujas^ 1 (Sangl., Abush., Pav. C.), ku"nes^ 1 (Pav. C., Abush., Бор. Бад.), ku"n 1, 2 (Pav. C., MA)

Uzbek: kun 1, 2, qujo|s^ 1

Uighur: ku"n 1, 2, (dial.) qojas^ 1

Sary-Yughur: kun 1, 2

Azerbaidzhan: gu"n 1, 2, gu"na"s^ 1

Turkmen: gu"n 1, 2, gu"nes^ 1, 4, quja:s^ 1 (dial.)

Khakassian: ku"n 1, 2

Shor: ku"n 1, 2, qujas^ 1

Oyrat: ku"n 1, 2, dial. qujas^ 1 (Kumd., Leb.)

Halaj: kin, ku"n 1, 2, kina"s^ 'sonnig'

Chuvash: kon 2, x@w|vel 1

Yakut: ku"n 1, 2, kuj̃a:s 'heat'

Dolgan: ku"n 1, kun/a:s 'heat'

Tuva: xu"n 1, 2

Tofalar: xu"n 1, 2

Kirghiz: ku"n 1, 2

Kazakh: ku"n 1, 2

Noghai: ku"n 1, 2, qyjas 4

Bashkir: ko"n 1, 2, ko"na"s 4, qojas^ 1

Balkar: ku"n 1, 2

Gagauz: gu"n 1, 2, gu"nes^ 1

Karaim: ku"n 1, 2, ku"nes^ 1, qujas^, qujas 1

Karakalpak: ku"n 1, 2, qujas^ 1

Salar: gu":n 1, 2

Kumyk: gu"n 1, 2 gu"nes^ 1

Comments: VEWT 301, 309 (Ra"sa"nen separates *gu"n and *gun'al', which is hardly justified); EDT 679, 725, 734, ЭСТЯ 3, 100-104, 6, 112-113, Лексика 20-21, 64-65, 77-78, Федотов 1 306-307, Stachowski 161, 164. The forms *gu"n/el/ and *gun/al/ must be old dialectal variants.

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *gegeg|e < *geg|eg|e

Meaning: dawn, daylight

Russian meaning: рассвет, дневной свет

Written Mongolian: gege(n), gegege(n) (L 373)

Middle Mongolian: gegejen (HY 53, SH), gegen (SH), geji- 'to become light' (SH), giga"n (MA)

Khalkha: gege:(n)

Buriat: gege:(n)

Kalmuck: ge:n, gege|:n

Ordos: gege:(n)

Baoan: gegan|

Dagur: gege:n (Тод. Даг. 131, MD 149), geji- 'to get light (about the sky)' (MD 149)

Monguor: g@ge:n (SM 132)

Comments: KW 132, 135, MGCD 290.

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *gian/am

Meaning: dawn

Russian meaning: рассвет, заря

Evenki: ge:^wan

Even: ga":wu.n

Negidal: ge:^wan

Ulcha: Ge:^wa(n)

Orok: Ge:^wa(n)

Nanai: Gi.wã

Oroch: ga":awan

Udighe: ge:^a"wa

Comments: ТМС 1, 145. The reflexes match almost exactly those of *mian/am 'heart', which makes us reconstruct *gian/am with a later assimilative development > *giawan. Cf. perhaps also Jurch. gen-gien 'light, clear' = Man. gen|g/en, SMan. gin|iN id. (a contamination with PTM *gen|g- 'clean, clear'? - or the same root?), see ТМС 1, 177.

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Proto-Korean: *ku/i

Meaning: dawn

Russian meaning: рассвет

Modern Korean: ha"k:wi

Middle Korean: ha>/is-ku/i

Comments: Nam 484, KED 1815.

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *ka(i)

Meaning: day, period of time

Russian meaning: день, период времени

Old Japanese: ke

Comments: The root is also attested as a suffixed -ka (patu-ka '20 days', itu-ka '5 days' etc.), see JLTT 430, 448.

--------------------------------------------------------------------------------

Indo-European etymology :

Proto-IE: *gw|hai-

Meaning: light, bright

Old Greek: phaio/-, pha/i_dimo- `gla"nzend, stattlich', phai_dro/- `hell, klar, heiter, fro"hlich, vergnu"gt', phai_du":/no: `hell machen, reinigen, waschen; erheitern, erfrischen'

Baltic: *geĩd-r-a:^, *gei^d-r-a:^, *gaid-r-a:^ f., *geĩd-r-a-, *gaĩd-r-u- adj., *gaĩd-s-a- c., *gid-r-a- adj.

Albanian: (?) zi 'black'

References: WP I 665, Buck 60.

--------------------------------------------------------------------------------

Pokorny's dictionary :

Root: (*gw|he:i- :) gw|h@i-, gw|h@id- : gw|hi:d-

English meaning: bright, shining

German meaning: `hell, leuchtend'

Derivatives: gw|h@i-d-ro-s ds.

Material: Gr. φαιδρός `klar, hellgla"nzend, leuchtend; heiter, vergnu"gt' (= lit. giẽdras), woneben φαιδι- im φαίδιμος `gla"nzend, stattlich'; φαιός `schummerig, da"mmerig, bra"unlich, grau' (Gdf. *φαι-ός oder -σός); φαικός λαμπρός Hes.;

    lit. giẽdras, gaidru\s `heiter, klar' (davon giedra\, gaidra\ f. `scho"nes Wetter'), lett. dziedrs `azurblau', ablautend dzi:drums `Klarheit'; lit. gaĩsas (*gw|h@id-so-s), gaisa `Lichtschein am Himmel', lett. ga\iss m. `Luft, Wetter', gais^s (*gaisus) `klar', ga\isma f. `Licht', lit. gaĩsras m. `Lichtschein am Himmel, Feuersbrunst; Zorn', gaĩzdras m. `Lichtschein am Himmel'; wohl auch apr. gaylis `weis|'.

References: WP. I 665, Trautmann 75.

Pages: 488-489

--------------------------------------------------------------------------------

Baltic etymology :

Proto-Baltic: *geĩd-r-a:^, *gei^d-r-a:^, *gaid-r-a:^ f., *geĩd-r-a-, *gaĩd-r-u- adj., *gaĩd-s-a- c., *gid-r-a- adj.

Meaning: hell, clear

Lithuanian: gaidra\, giedra\, gi/edra `wolkenloser Himmel, heiteres, scho"nes Wetter, Trockenheit', giẽdra-, gaidru\- `hell, heiter (vom Wetter)'; gaĩsa-s `Lichtschein, Ro"te am Himmel'

Lettish: ga\iss `Luft; Atmospha"re; Wolke', ga\is^s `leuchtend, hell, klar', dzidrs `klar, hell', dzi:drs 'azurblau; hell, klar'; dzi\edrs2 `azurblau'

Old Prussian: gaylis `weiss' V. 459, gaidis `Weizen' V. 259, Grunau 9

--------------------------------------------------------------------------------

Sino-Caucasian etymology :

Proto-Sino-Caucasian: *h|a>kwan/V/

Meaning: light

North Caucasian: *kwa>nh|V ( / *h|a>kwanV)

Sino-Tibetan: OC 光 *kw|a:n| 'light'

Yenisseian: *g@?n-

Burushaski: [*gon ]

Comments: HGC 39, WFR 125. PY *-?- here is irregular (does not correspond to lax phonation in PNC). Bur. g- is also irregular (obviously under the influence, of another root, see *G|wen|V/].

--------------------------------------------------------------------------------

North Caucasian Etymology :

Proto-North-Caucasian: *kwa>nh|V ( / *h|a>kwanV)

Meaning: light, torch

Avaro-Andian: *kw|an?i

Tsezian: *kw|ã

Laki: c^ani

Dargwa: *=alkw|Vn-

Lezghian: *?_akw|a(n)

Comments: Reconstructed for the PEC level. The initial *h|- (reflected in the PL form) may be a trace of the old derivational prefix. The root is mostly used as a noun or adjective, but there are some traces of its verbal usage (cf. the Darg. form and the Av.-And. evidence).

--------------------------------------------------------------------------------

Andian Etymology :

Protoform: *kw|an?i

Meaning: 1 torch 2 light (n.) 3 bright, light (adj.)

Avar: kan 1

Chadakolob: ka/n-ti 2

Andian language: kw|ana- 3 (Khaidakov)

Akhvakh: kw|ani 2

Chamalal: kw|a:̃ 1

Tindi: kw|a:̃ 1

Karata: kw|ano 2

Godoberi: kw|ãji 1

Comments: The noun and adjective 'light' in Av.-Andian languages are derived from the noun *kw|an?i 'torch'. Cf. also Av. kan- 'light' (adj.), ka/n-l|i 'light' ( = Chad. ka/nti, Cham. kw|ana-l|i, Gig. kun-l|ir) > Tsez., Gin., Inkh., Gunz., Bezht. kanl|i; Tind. kw|ana 'light' (n.), Cham. kw|anu- (Gig. kuni), God. kw|anu 'light' (adj.).

    There also exists a very close verbal root: Av. =ak- (Chad. =ak-) 'to set fire', PA *=ikw|V(n)- > And. =ikw|- 'to catch fire', Akhv. Tseg. =uk- 'to set fire', Cham. =ikw|Vn- (Gig. =ikVn-) 'to set / catch fire', Tind. =uk- 'to burn', Kar. =ekw|-, God. =uk- 'to set fire'.

--------------------------------------------------------------------------------

Tsezian Etymology :

Proto-Tsezian: *kw|ã

Meaning: torch

Tsezi: kw|a

Khvarshi: kw|a (Radzhibov)

Bezhta: kã

Gunzib: kã

Comments: PTsKh *kw|a; PGB *kã (obl. base *kana- > Bezht., Gunz. kana-).

--------------------------------------------------------------------------------

Lak Etymology :

Lak root: c^ani

Meaning: light (n.)

Lak form: c^ani

Comment: Cf. Khosr. c^ani id.

--------------------------------------------------------------------------------

Dargwa Etymology :

Proto-Dargwa: *=alkw|Vn-

Meaning: to set fire

Akusha: =alkw|Vn- (Ur.)

--------------------------------------------------------------------------------

Lezghian Etymology :

Proto-Lezghian: *?_akw|a(n)

Meaning: 1 light (n.) 2 dawn

Lezghian: ekw| 1

Tabasaran: akw| 1

Agul: ?|akw| 1

Rutul: jakw| 1

Archi: ak:on 1

Udi: kaj 2

Comment: 4th class in Rut. and Arch. Cf. also Ag. Bursh. ?_akw|, Fit. ek/w|, Burk., Tp. ?_a"kw| 'light', Arch. ak:u-kes 'to dawn' ( = Tab. aku xuz id.). External data show that the original form *?_akw|an (retained in Arch., possibly also in Ud., where kaj may reflect *(?_a)kw|an with phonetic loss of -n) was reinterpreted in most Lezghian languages as the oblique base from *?_akw|a (cf., e.g., the Lezg. paradigm: ekw|, erg. eku"ni).

    See Бокарев 1961, 63; Лексика 1971, 199; Гигинейшвили 1977, 80.

--------------------------------------------------------------------------------

Yenisseian Etymology :

Proto-Yenisseian: *g@?n-

Meaning: light

Ket: kY?n 'light'; kъ:n/e1, South. kъ:n/ 'dawn'

Yug: kY?n 'light', kъ:n/ 'dawn'

Kottish: kinig, *kini:x, pl. kini:ga:n, (Бол.) knik 'dawn'; tegan, *teka/n, pl. teganan| 'light' (te- < *de- 'eye'); kana/n|ic^iba/n (М., Сл., Кл.), kanan|gic^iban (Срсл.) 'lightning'; Ass. kanan-az^|ujban (М., Сл., Кл.), kanan-ic^iban (Кл.) "lightning", tygana/ (М., Сл., Кл.), tukantu (Кл.) "light"

Comments: ССЕ 226. Ket kъ:n/e, Yug kъ:n/, Kott kinig reflect a compound *g@?n + xi?G "light + day". One should also note Ket kYn/in| "people (name of the Kets in "bears' language")" - lit., "the light ones" ( > Selk. qo|:nnyn| "Ket", see Helimski КС 241). Werner 1, 474 (without reconstruction), 2, 257 (with some hesitation about Kott. tegan).

--------------------------------------------------------------------------------

Burushaski Etymology :

Common Burushaski: *gon

Meaning: dawn

Yasin: gon

Hunza: gon

Nagar: gon

Link to post
Share on other sites

Ар,

Те же смыслы и у нашего азербайджанского гюн.

У нас на солнце также говорят гюнящ, как и на орхоно-енисейском(два варианта как и у нас).

Вопрос в том не произошла ли эволюция слова гюн от гюнящ, гюнещ?

Этот "гю" сидит в гюдж(Japan)-сила, гюль-смейся, цветок.

Эщ как бы тут источник какого-то гю=энергия.

Как в гюдж(Japan)-сила

или шумерском:

gu [FORCE]

GU2: gu2.

1. force

Akk. emu¯qu “strength; force”

дж-в аккадской фонетике нет.

Маг

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...