Jump to content



Guest Эльтебер

Джунгарское Ханство

Recommended Posts

fbf61e76a7da163d3084b11e11e88947.jpg

 

Автор: Сергей Куваев

Пожалуй, нет в монгольской историографии последней сотни лет столь же одиозной и неоднозначной фигуры, как Галдан-хан (кроме, может быть, Восьмого Богдо). Каноническая трактовка его роли в истории подчинения Монголии маньчжурам такова: из-за вторжения в Халху джунгарского "лютого вора" Галдана местные князья вынуждены были просить защиты и подданства императора Канси, что на два века лишило страну суверенитета. Это точка зрения современного монгольского писателя и историка-ревизиониста Н. Нагаанбуу (интервью Э. Энхцолмона, с некоторыми сокращениями).

 История Галдан-хана, как правило, неразрывно связывается с ходом подчинения Халхи маньчжурам. Большинство историков считают, что именно из-за вторжения Галдана в Халху халхаские князья вошли в маньчжурское подданство. «Если бы вторжения не было…» - рассуждения на подобную тему, очевидно, исходят из вышеупомянутого вывода. Однако история сохранила и тот факт, что Галдан-хан сражался за объединение Монголии, за её независимость, и в конечном итоге отдал за это жизнь. Кроме того, признаётся и то, что именно Галдан был последним, кому удалось сделать раздробленную Монголию единым государством в последний раз. Не кажется ли поэтому, что история Галдан-хана выглядит весьма трагичной? 

Н. Нагаанбуу527-1352436634Untitled0-120.jpg

 Верно. Самый драматический и скорбный эпизод в ней, наверное – это его гибель. Если призадуматься, она была практически издёвкой судьбы, причём очень жестокой. Этот хан геройски сражался за свою родину без чьей-либо поддержки, но погиб, выпив смертельную дозу яда. Его когда-то верные друзья предали его, переметнувшись к маньчжурам. Ойраты – лучшие мужи того времени – полегли в боях, а Первый Богдо бежал на чужбину, перетянув за собой халхасов. В конечном итоге монголов, поддерживающих его, почти не осталось. Он оказался подобен смертельно раненому льву. Рассказывается, что он, воскликнув: – Я не смог, не смогут и монголы! – ударил своей саблей о булыжник, и та раскололась напополам, и затем принял своё смертельное зелье. Очень трагичная участь.

То был чёрный день – 3 декабря 1696 года, иначе говоря – 33 года правления Энх-Амгалана. Ану-хатун была погибла от ружейной пули, его сына Сэвдэнбалжира схватили и переправили в Пекин, где ему отрубили голову в качестве жертвы государственной власти Энх-Амгалана, и повсюду раструбили об этом, дабы Галдан более не отваживался сражаться за Монголию. Место смерти Галдан-хана – падь Ацтын в сомоне Тонхил нынешнего Гоби-Алтайского аймака.

 

 Как правильно именовать Галдан-Бошогту-хагана с истороической точки зрения? Иногла историки пишут, что Галдан-Бошогту был не хаганом (хаан), а просто ханом (хан). Ваш вывод по этому вопросу? И его титул «Бошогту» откуда? 

 

 Правильно говорить Галдан-хаган. «Бошогту» – это религиозный титул, полученный им от Далай-ламы V. С 7 по 27 лет, практически два десятка лет, Галдан обучался религии, получил титул лхарамбы, и тем самым достиг почётного права сесть на престол Цзонхавы [т.е. стать настоятелем центрального монастыря школы гелуг, Гандана – С.К.] и преподавать учение Будды.

Когда на ханском троне погиб его старший брат Сэнгэ, их мать Юм-Агас, не побоявшись долгого путешествия, прибыла к Галдану и рассказала ему о случившемся. Тогда её сын отставил в сторону дела веры и вернул свои монашеские обеты. Но Галданом-Бошогту («Благословенным») мы зовём его не поэтому, но и не потому, что он посвятил свою жизнь великому делу спасению монгольского народа от гнёта маньчжуров. Этим титулом, как нам известно из историографии, Галдан-хан обязан лукавой тибетской политике раздачи титулов.

 

 Это из-за своего хаганского титула Галдан смог основать крупую державу? А то ведь люди часто думают, что он был лишь владыкой ойратов, восставшим против маньчжуров.

 

 По подсчётам маньчжурского Энх-Амгалана (Канси), Галдан был государем, овладевшим  более чем 1200 городов и деревень.

 

 Он и вправду был правителем столь большой территории?

 

 Владения Галдана можно по территории сравнить с чингисхановыми. Хотя Чингис-хан и подчинил себе более 40 стран и и народов, историки оценивают владения Галдана как соизмеримые с его завоеваниями. Как в 1188 году Чингис-хан был провозглашён ханом тайчиутов, так и через 500 лет, то есть в в 1671 году, Галдан был провозглашён ханом чоросов и затем объединил всех ойратов – хошоутов, дербетов, торгоутов. Уже в 1765 году он воссел на престол Джунгарского ханства. Галдан-хан покорил Турфан, Кумул, Кашгар, Яркенд, казахов и хотонов, объединил земли, в которые некогда лично ходил Чингис-хан: Сайрам, Самарканд, Бухару, Киргизию, Ферганскую долину, Центральную и Среднюю Азию, Восточный Туркменистан. Кроме того, его ближайшими союзниками были Тибет и Кукунор. Владения Галдана уступали чингисовым лишь в том, что ему не удалось захватить наследницу Золотого государства чжурчжэней – Маньчжурию.

 

 Мы собираемся отмечать годовщину освобождения от маньчжурского ига. В истории часто присутствует мнение о том, что именно оттого, что «лютый вор» Галдан вторгся в Халху, она подпала под маньчжуров. Но ингода можно прочесть и то, что она отошла маньчжурам стараниями «предателя» Богдо-Занабазара. Вы на чьей стороне? 

 

 Чего только не говорят люди. Что до меня, я думаю, что примыкать к тому или иному лагерю – дело бессмысленное. Что касается историческо правды, то тут имеют значение лишь исследования, документы, источники и другой фактологический материал. Это дело не личных пристрастий, а научных выводов, заключений.

 

 К какому же заключению пришли Ваши исследования?

 

 В этот период развалились, по терминологии старинных традиций, три краеугольных камня всемонгольского очага – ойраты, халхасы и чахары, то есть западные, северные и южные монголы. Севером, Халхой правили младшие потомки Золотого рода. Во главе ойратов стояли чоросские владетели. Южанами правил Лигдэн и другие старшие князья Золотого рода; у них сохранялись обычаи поклонения онгону Чингис-хана.

Хотя Северная Монголия и была колыбелью чингисова белого знамени, но воспользоваться этим преимуществом и выйти на первые роли она не смогла. Поэтому ханом в конце концов был провозглашён буддийский первоиерарх из семьи Тушэту-хана Гомбодоржа, Занабазар.

Южные монголы управлялись наследными ханами вплоть до Лигдэна. Западные же монголы образовали государство во главе с Галдан-ханом. Чем более ослабевала борьба Лигдэн-хана с маньчжурами, тем больше южных князей один за одним шли на поклон к маньчжурам, получали от них титулы, в конечном итоге изменяли и с 1630-х годов стали окончательно переходить в стан врага. Халхаские князья, особенно же подданные Тушэту-хана, стали следовать их примеру начиная со времени «прозоливого» хана Гомбодоржа. Именно с этого периода и обострилось противостояние Галдана и Занабазара.

 

 Но ведь по сей день в исторической среде не утихают споры, был ли Первый Богдо Занабазар предателем или нет?

 

 То, что он предатель – бесспорно. Дети Тушэту-хана Гомбодоржа сызмальства, ещё в период жизни их отца, постоянно слышали рассуждения на тему «когда мы подчинимся маньчжурам…» и, с целью заранее подготовить себе тёплое местечко, постоянно обращали свои взоры к Маньчжурии. Тушэту-хан Гомбодорж скончался в 1655 году. Но ещё двумя годами ранее, в 1653 году, его сын Бундар, взяв с собой знатнейших подданных, уехал в Маньчжурию и принял маньчжурское подданство. Впрочем, история сохранила и тот факт, что ещё до него самым первым из халхаских князей, получивших тамошний чин и предавшихся врагам, стал Дзасаг-чинван.

Ведь именно один из сыновей Гомбодоржа, Занабазар, ещё до того, как в 1691 году всё целиком отошло маньчжурам, а именно – за 38 лет до этого момента, ушёл к ним со всеми своими людьми! Также, за 36 лет до того прискорбного события, родной брат Первого Богдо, новый Тушэту-хан Чахундорж, только-только занявши опустевший отцовский трон, препоручил младшего брата и детей опеке маньчжурского императора, приуготавливая тем самым фундамент для будущей измены – можно привести ещё немало подобных фактов. Если сказать яснее: когда и Первый Богдо, и Чахундорж бежали в Маньчжурию, то там они встретились со всей роднёй, с Бундаром; вся эта братия поступила на маньчжурскую службу, им был оказан самый радушный приём. Иными словами, когда Галдан вторгся в Халху, то не на такую уж и «чужбину» им пришлось уезжать.

 

 Если так, то взгляд, согласно которому именно из-за вторжения Галдан-хана в Халху и произошло всё то, что произошло, получается, неверен?

 

 Самое важное – отбросить наконец это заблуждение. Вот ясный пример искажения истории: нерешительные, тенденциозные историки уклоняются от того, чтобы переложить вину на Центральную Халху, на Тушэту-хана. До вторжения Галдана Тушэту-хан Тахундорж спровоцировал его на то, когда с туменом, то есть десятью тысячами, воинов напал на Джунгарию, убив младшего брата Галдана Доржжава и Дзасагту-хана Шара. Что мы видим из того факта, что он напал и уничтожил в дороге посольство из более чем трёхсот человек, отправленных Галданом маньчжурскому императору, а также из массы подобных фактов? Почему с самого начала Тущэту-хан Чахундорж направил свои силы не против чужаков-маньчжуров, а на ойрат-монголов? 

 

 То есть вы против тех историков, которые придерживаются той версии, что Галданпервым напал на Халху? 

 

 Я уже раньше говорил об этом, приводя источники. Галдан-хан говорил: «Семихошунная Халха мне не враг»; он хотел остановить Тушэту-хана и примкнувшего к нему Сэцэн-хана, которые отправили своих сыновей в Маньчжурию и породнились с захватчиками, объединить ойратов и халхасов и вместе выступить против маньчжуров. Когда Чахундорж и Занабазар бежали к маньчжурскому двору, где уже находились их приспешники и родня, он требовал от императора: «Выдайте мне этих двух, творящих препоны объединению и независимости Монголии!»

 

 В целом, в тот период каково было соотношение сил и населения халхасов и ойратов?

 

 Можно сказать, они были эквивалентны. К сожалению, когда после Галдан-хана ойраты подчинились манчжурским захватчикам, политика последних заставила ойратское население сократиться со 620 тысяч до 120 тысяч. В ходе войны погибло приблизиительно 240 тысяч; сто тысяч попавших в окружение ойратов тогда просто истребили, причём многих из них закапывали в землю ещё живыми. В маньчжурскую эпоху монгольской истории подобные преступления претерпели на себе лишь ойраты. Есть историки, которые до сих пор не любят освещать эти прискорбные факты. Именно после этого геноцида и возникло уничижительное прозвание ойратов  «малый народ».

 

  С какого по какой период просуществовало джунгарское государство?

 

 Государство Галдан-хана простояло с 1635-го по 1758 год, то есть свыше 120 лет. В течение 69 лет после его смерти оно сохранялось в тех же границах, что были при Галдане.

 

 Галдан-хан ведь не относится к потомкам чингисова Золотого рода? 

 

 Гуши-хановский чоросский аймак – это потомки Хасара. Чоросский хан Эсэн-тайши, наследовав своему отцу Тогону-тайши, в  1451-1454 годах был ханом всех монголов. Галдан-хан, потомок младшего сына Эсэн-хана Эсмуна, родился в 1643 году шестым (или вторым) сыном хиан-тайши Эрдэни-Батура. Говорю «шестым», потому что у Эрдэни-Батура было двенадцать родных сыновей от трёх жён, и шестым по счёту был Галдан. Но из двух сыновей Юм-Агас-хатун Галдан был вторым. Ойратский Тогон-тайши отдал в жёны свою дочь Юм-Агас Амгалан-нойону, торгоуту, потомку кереитского Тогрул-хана. Так что Галдан-хан по отцу – чорос и потомок Хасара, наследник царей древних хунну, а по матери – торгоут, наследник кереитского Золотого рода Тогрула.

Если говорить о реалиях XIII века, то «небесным происхождением» обладали и кереитский Тогрул-хан, и найманский Даян-хан, и меркитский Тогтохо, и тайчудский Чингис, так что и относящихся к Золотому роду, можно считать на порядок больше. Однако младшие потомки Чингиса стали называть Золотым родом лишь себя, а Тогона и Эсэна, раз они не были чингисидами, соответствено, не называли. По той же причине не величали их и ханами, но тайшами. Да и Богдо-гэгэна VIII, поскольку он был тибетцем, называли не ханом, но – «солнечносветлым десятитысячелетним владыкой». Кроме этого, кстати, хотелось бы отметить, что имеется обычай считать Золотой род передающимся не по отцу, а, напротив, по линии матери.

 

 А в отношении Ану?

 

 Ану-хатун была младшей женой старшего брата Галдана – Сэнгэ-хана. Когда Сэнгэ-хан скончался, Галдан сделал её своей супругой. На младшей сестру Ану, которая была в то время прислужницей у следующего за Галданом хана, Цэван-Равдана, Галдан также женился. К примеру, у Чингиса тоже было две жены - родных сестры: Есугэн и Есуй. Цэван-Равдан, в то время как Галдан вёл боевые действия в Халхе, провозгласил себя новым великим ханом и после того, как Галдан скончался, тоже долго воевал с маньчжурской властью. Неверно считать, что Ану, раз она была женой Сэнгэ, поэтому приходится матерью Цэван-Равдану.

 

 Самая кровопролитная битва произошла близ Заан-Тэрэлжа, в Налайхе и Дзун-Моде. Говорят, в ходе этого сражения Галдан-хан умертвил Ану-хатун?

 

 Эту местность, связанную как с печальными событиями в истории Монголии, так и с ойратами, сейчас отвели под рытьё песчаных карьеров, роют там и тут. А следовало бы взять её под госохрану и поставить там памятник в честь Галдан-хана и Ану-хатун.

Галдан-хан принял неравный бой с возглавляемыми Энх-Амгаланом 50 тысячами маньчжуров, ханьцев, нанхиатов, южных и северных монголов, – огромным воинством, двигавшимся по трём дорогам, был разбит и, взяв с собой выживших товарищей, бежал на запад. Во всём мире лишь один, да его отважное войско, осмелились бросить вызов маньчжурской мощи. Но не сколько маньчжуры, сколько сами монголы, в особенности же тушэту-хановцы во главе с самими Тушэту-ханом Чахундоржем, долгие годы неутомимо расставляли перед ним сети.

В ходе своей борьбы с маньчжурами Галдан-хан провёл множестно больших и малых битв. Что в этом самое важное, так это то, что Галдан сражался с объединёнными военными силами маньчжуров, нанхиатов, внутренних монголов и халхасов во имя независимости монгольской нации подобно настоящему хану, хоть в конце концов и остался в одиночестве. Это лучшее подтверждение того, что он был подлинным ханом монголов.

Перед тем, как праздновать столетие освобождения от маньчжурского ига, следовало бы сперва разобраться, как же получилось, что Монголия вообще оказалась в таком положении. Но, кажется, подобных попыток нет. Кстати, стыдно признаться, но даже сам обычай чествовать подобные юбилеи – маньчжурского происхождения. В своё время маньчжуры отнюдь не победили монголов в бою, но купили их за ничего не значащие чины и титулы, которые они им раздавали, подобно цветным камушкам и ярким птичьим перьям. Нынешняя власть, похоже, продолжает этот обычай, раздавая направо и налево всяческие ордена и медали, пустословные титулы вроде «заслуженного», «народного», «героя». Вместо этого лучше бы она построила на Дзун-Модской дороге мемориальный комплекс Галдан-хана.

pic4_big.jpg

 

 Вы знаете, что после выхода в газете "Зууны мэдээ” Вашей статьи о том, что после того, как ойраты в третий раз придут к власти в Монголии и в третий раз её потеряют, в стране начнётся период расцвета, люди ойратского происхождения на Вас обозлились? 

 

 Я этим не оскорбляю ойратов, но и не говорю неправды. Эта ситуация описана в астрологическом наследии наших мудрых пращуров. То, что это и в самом деле так, описывается монгольской астрологией связно и на примерах. В эпоху Эсэна-тайши  ойраты устроили кровавую резню, убив халхаского Агбарджин-джонона, его 64 воинов и 32 телохранителя [когда он приехал на курултай, созываемый ойратами, где его должны были объявить ханом - С.К.]  От этого деяния родилась поговорка "смерть господина – на собрании". Из истории известно, что от этой жестокой фразы и начался раскол между ойратами и халсасами. Ну а то, что ойратские зах-мянгатские, или захчинские Тогон-тайши и Эсэн-тайши были монгольскими ханами, я уже прежде говорил.

В ХХ веке мы семьдесят лет шли по пути социализма. Главными лидерами, вождями в этой доктрине у нас были Ю. Цэдэнбал и Ж. Батмунх – а ведь они тоже ойраты. По этому поводу можно написать очень интересную историю, привести невыдуманные факты. Ойраты в третий раз взяли власть в монгольском государстве; нынешний президент Ц. Элбэгдорж, глава ВГХ Д. Дэмбэрэл, министр юстиции Ц. Нямдорж – тому подтверждение. Говоря об этом, я не хочу как-то унизить или, наоборот, восхвалять монголов. Лишь утверждаю, что астрологический расчёт, согласно которому ойраты в третий раз должны были прийти к власти в Монголии, оказался верным. А после этого, как говорится, в Монголии наступит время пышного процветания. Поэтому перед тем, как отмечать столетний юбилей освобождения от маньчжурского гнёта, следовало бы расширить комплекс памятников, посвящённых государственной власти, что находится в самом центре столицы страны, и увековечить там одинокую борьбу Галдан-хана, – это было бы очень своевременно в контексте такого праздника. Ойраты и халхасы – и те и те принадлежат к Золотому роду, это одна нация.

 

 Когда будет похожая «круглая» годовщина, связанная с именем Галдан-хана?

 

 Галдан-хан, поскольку он был чорос и потомок Хасара, является потомком Есугея-багатура. Халхаские князья, особенно из рода Тушэту-хана Гомбодоржа – потомки Чингиса, то есть тоже праправнуки Есугея. Он не был просто каким-то заурядным воителем, восставшим против маньчжуров и посылавшим на битву с ними свои войска, но человеком, ниспосланным небом, настоящим ханом. В основанном им государстве было налажено производство порохового оружия и гранат, организована разведывательная служба, было развито земледелие и скотоводство – то была большая держава. Подумайте только: он, чтобы склонить Первого Богдо и Тушэту-хана Чахундоржа к борьбе с маньчжурами, подготовил и направил в Халху тысячу лам-агентов! И этот хан в итоге оказался в одиночестве, покинутый и брошенный всеми, и так нашёл свой конец.

Не останавливаясь на праздновании исторической годовщщины, связанной с памятью этого великого человека, нужно на государственном уровне породить высочайшее почитание этой личности, возглавлявшей сопротивление маньчжурам. Памятник ему должен стоять не только в Ховде, но и в окрестностях Улан-Батора, а именно в Дзун-Моде. 370-летняя годовщина рождения Галдан-хана, воплощения зах-мянгатского Эсэн-тайши-хана, была осенью 2013 года.

Link to post
Share on other sites

Jambacalmouk, Алматы не ойратский город, он существует не менее 1000 лет и хорошо знаком по источникам, а Аблайкит был не городом, он лишь укрепленный монастырь, развалины которого до сих пор сохранились у нас в Уланском районе Восточно-Казахстанской области.

Link to post
Share on other sites

Jambacalmouk, Алматы не ойратский город, он существует не менее 1000 лет и хорошо знаком по источникам, а Аблайкит был не городом, он лишь укрепленный монастырь, развалины которого до сих пор сохранились у нас в Уланском районе Восточно-Казахстанской области.

И в каких источниках 10 века присутствует Алматы? Именно Алматы, не Алмалык.

Link to post
Share on other sites

А кроме Алмата и Аблай-кит, еще города у ойратов были?

Столица Дунгарского ханства - Гулжа (Гулз), нынешний город Кульджа.

13-15 веках была под властью Чагатаайского улуса и назывался Алмалык (Almaligh).

Позднее джунгарская держава построил свою столицу под названием Гулджа - орнамент (как рога горных баранов).

 

И ещё много городов имеются.

Link to post
Share on other sites

 

А кроме Алмата и Аблай-кит, еще города у ойратов были?

Столица Дунгарского ханства - Гулжа (Гулз), нынешний город Кульджа.

13-15 веках была под властью Чагатаайского улуса и назывался Алмалык (Almaligh).

Позднее джунгарская держава построил свою столицу под названием Гулджа - орнамент (как рога горных баранов).

 

И ещё много городов имеются.

 

 

Не прям на месте Алмалыка, вблизи около 50 км кажется, на месте города Алмалык находится селение Мазар, это где мазары Туглук Тимур хана и его потомков, а также шейха Рашидина что обратил могулов в Ислам. Уйгурское название этого края упоминаемое в наших источниках в период процветания ойратов Багистан/ Страна садов. Этот регион ойраты отбили у тюрков могулов в 17 в. Т.е. он принадлежал ойратам полтора века, цинам также полтора века, и современному Китаю век.

Link to post
Share on other sites

 

Jambacalmouk, Алматы не ойратский город, он существует не менее 1000 лет и хорошо знаком по источникам, а Аблайкит был не городом, он лишь укрепленный монастырь, развалины которого до сих пор сохранились у нас в Уланском районе Восточно-Казахстанской области.

И в каких источниках 10 века присутствует Алматы? Именно Алматы, не Алмалык.

 

Уже обсуждали, поисковик вам в помощь, а здесь оффтоп.

Link to post
Share on other sites

 

Столица Дунгарского ханства - Гулжа (Гулз), нынешний город Кульджа.

 

 

13-15 веках была под властью Чагатаайского улуса и назывался Алмалык (Almaligh).

Позднее джунгарская держава построил свою столицу под названием Гулджа - орнамент (как рога горных баранов).

 

И ещё много городов имеются.

 

Не прям на месте Алмалыка, вблизи около 50 км кажется, на месте города Алмалык находится селение Мазар, это где мазары Туглук Тимур хана и его потомков, а также шейха Рашидина что обратил могулов в Ислам. Уйгурское название этого края упоминаемое в наших источниках в период процветания ойратов Багистан/ Страна садов. Этот регион ойраты отбили у тюрков могулов в 17 в. Т.е. он принадлежал ойратам полтора века, цинам также полтора века, и современному Китаю век.

 

Да, Бахтияр, я с вами согласен, исторический Алмалык располагался в Кульджинском крае, но Алмалык это не Кульджа. 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

 

Jambacalmouk, Алматы не ойратский город, он существует не менее 1000 лет и хорошо знаком по источникам, а Аблайкит был не городом, он лишь укрепленный монастырь, развалины которого до сих пор сохранились у нас в Уланском районе Восточно-Казахстанской области.

И в каких источниках 10 века присутствует Алматы? Именно Алматы, не Алмалык.

 

 

в источниках указывается как "Алмату".

 

И кстати, в Тарихи Рашиди упомянута местность Чарун и Чулак, где произошла одна из битв Саид-хана, судя по всему это Чарын и Чилик в Алматинской области, если это так, то Чарын и Чилик не ойратские топонимы.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Позднее джунгарская держава построил свою столицу под названием Гулджа - орнамент (как рога горных баранов).

 

Горные бараны причастны к названию, но чуть по другому. :)  Кулджа - это самец архара (аргали).

 

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D2%9B%D2%B1%D0%BB%D0%B6%D0%B0/

Link to post
Share on other sites

 

Позднее джунгарская держава построил свою столицу под названием Гулджа - орнамент (как рога горных баранов).

 

Горные бараны причастны к названию, но чуть по другому. :)  Кулджа - это самец архара (аргали).

 

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D2%9B%D2%B1%D0%BB%D0%B6%D0%B0/

 

На монгольском имеет два смысла.

1)  угалз - самец горного барана

2) угалз - орнамент похожий на рога архара

 

На ойротском: звучит и пишется как "гулджа" или "кулджа".

 

Точно известно что ойроты основывыли город "Гулджа - Кульджа" как столицу своей державы.

Link to post
Share on other sites

На ойротском: звучит и пишется как "гулджа" или "кулджа". 

 

Чокан Чингизович Валиханов "Западный край китайской империи и город Кульджа:

 

"... Народонаселение Или составляют: туземные мусульмане, кашгарцы и таранчи. В городах живут маньчжу - чиновники и китайцы. Сибо, солоны составляют военное поселение. Около Сайрамкуля кочуют калмыки из рода чахар, а на Текесе - роды из колена олет.

Мусульманские поселения здесь основаны еще во времена джунгаров для снабжения их хлебом. Первое поселение есть Кульджа старая."

 

То есть первое поселение было мусульманским? 

 

Точно известно что ойроты основывыли город "Гулджа - Кульджа" как столицу своей державы.

 

Возможно, не спорю. Но сейчас Кульджа столица ИКАО (не путать с международной организацией гражданской авиации, принимающей участие в международном расследовании крушения Boeing MH17, сбитого с 297 пассажирами и членами экипажа на борту силами ПВО РФ на востоке Украины).

 

Здесь ИКАО - это Или-Казахский автономный округ СУАР КНР. :)  Сейчас Кульджа - столица казахов КНР. 

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

 

На ойротском: звучит и пишется как "гулджа" или "кулджа". 

 

Чокан Чингизович Валиханов "Западный край китайской империи и город Кульджа:

 

"... Народонаселение Или составляют: туземные мусульмане, кашгарцы и таранчи. В городах живут маньчжу - чиновники и китайцы. Сибо, солоны составляют военное поселение. Около Сайрамкуля кочуют калмыки из рода чахар, а на Текесе - роды из колена олет.

Мусульманские поселения здесь основаны еще во времена джунгаров для снабжения их хлебом. Первое поселение есть Кульджа старая."

 

То есть первое поселение было мусульманским? 

 

Точно известно что ойроты основывыли город "Гулджа - Кульджа" как столицу своей державы.

 

Возможно, не спорю. Но сейчас Кульджа столица ИКАО (не путать с международной организацией гражданской авиации, принимающей участие в международном расследовании крушения Boeing MH17, сбитого с 297 пассажирами и членами экипажа на борту силами ПВО РФ на востоке Украины).

 

Здесь ИКАО - это Или-Казахский автономный округ СУАР КНР. :)  Сейчас Кульджа - столица казахов КНР. 

 

 

Городом он стал после прихода Цинов. До них макс как не большое поселение, по крайней мере я не видел в источниках такого города с таким названием, конечно могу ошибаться. Первые мусульмане там начали жить с периода Караханидов. Ко времени ЧХ эти земли принадлежали карлукам Арсланханам, их города Алмалык, Каялык, Алмату, Илибалык (хотя возможно этот город был основан позже уже при чагатаидах).

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

БАБУР-НАМЕ

События года восемьсот девяносто девятого

1493-1494 1

// Во имя Аллаха милостивого, милосердного! В месяце рамазане года восемьсот девяносто девятого я стал государем области Ферганы на двенадцатом году жизни.

Фергана 2 — область в пятом климате 3, находится на границе возделанных земель. На востоке от нее — Кашгар 4, на западе — Самарканд 5, на юге — горы Бадахшанской 6 границы; на севере хотя раньше и были такие города, как Алмалык, Алмату и Янги, название которого пишут в книгах Отрар 7, но теперь из-за [нашествий] моголов и узбеков они разрушены и там совсем не осталось населенных мест.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

 

 

Позднее джунгарская держава построил свою столицу под названием Гулджа - орнамент (как рога горных баранов).

 

Горные бараны причастны к названию, но чуть по другому. :)  Кулджа - это самец архара (аргали).

 

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D2%9B%D2%B1%D0%BB%D0%B6%D0%B0/

 

На монгольском имеет два смысла.

1)  угалз - самец горного барана

2) угалз - орнамент похожий на рога архара

 

На ойротском: звучит и пишется как "гулджа" или "кулджа".

 

Точно известно что ойроты основывыли город "Гулджа - Кульджа" как столицу своей державы.

 

 

Не думаю что Гулжа ойратское название, соответственно и город был основан позже уже после прихода Цинов. Если есть первоисточники где этот город в период джунгаров упоминается имено в так, скиньте, буду благодарен.

Link to post
Share on other sites

                                                                                                   МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАР                                                                     ТА'РИХ-И РАШИДИ

КНИГА ВТОРАЯ

Когда остались Мансур хан, Султан Са'ид хан и Султан Халил султан, Мансур хан напал на братьев, и те также вступили с ним в сражение. Это событие произошло в Алмату — известном месте Моголистана. Сражение было трудное и, в конце концов, поражение выпало на долю султанов. Султан Халил потерял надежду на Моголистан и вслед за дядей в надежде, что Шахибек хан уже оказал ему покровительство, прибыл в Ахси. Джанибек султан схватил его и передал моему дяде Саййид Мухаммаду мирзе, Султану 'Али мирзе бекджаку и Тубра Тийагузу с тем, чтобы они утопили его в реке и, тем самым, обрели к себе доверие. И они вынуждены были утопить несчастного султана в реке Ахси. Через некоторое время после этого события [Са'ид] хан проявил заботу и милость к этим людям, которые убили его брата — об этом еще будет упомянуто.

Когда [Са'ид] хан бежал от этого сражения, около него было примерно пятьдесят человек и необходимое количество скота. Из Алмату он прибыл в Дулан, который находится приблизительно в пятнадцати днях [226] пути среднего хода каравана (Добавлено по Л2 102а, Л3 76б).

 

 

 

РАССКАЗ О ЖИЗНИ ЭМИРА КАМАРАДДИНА

Как уже упоминалось, эмир Камараддин стремился к власти. Каждый эмир старался противодействовать ему, чем мог. Так, Куфра 4 и Узбек Тимур, происходивший [из племени] караит, стали искать сближения с эмиром Тимуром, а потом опять проявили враждебность к нему. Эмир Тимур повел [против них] войско, сам остался в пределах своего вилайата, а [с войском] отправил эмира Бахрама джалаира, Хитай бахадура и Шайх 'Али бахадура. Они дошли до рубежей Алмату 5 и на берегу реки Айша Хатун 6 произошла битва с людьми [племени] караит. После битвы они заключили мир и вернулись к эмиру Тимуру; тот не одобрил этот мир, и сам отправился в те края. Эти события в “Зафар-наме” описаны так: поскольку согласно [изречению] <Поистине всевышний Аллах любит возвышенные помыслы и ненавидит низкие>, нравственное величие счастливого Господина [Сахибкирана] в каждом деле, которое он предпринимал, не довольствовалось иным результатом, кроме окончательного, и он отверг ту снисходительность, которую эмиры проявили к врагам, сменив поле боя и борьбу на мир — стихи:

Если собака — [хитрая] лисица, уклоняющаяся от битвы.

То мир со львом ей кажется избавлением от сражения, —

Link to post
Share on other sites

Это событие произошло в Алмату — известном месте Моголистана. 

 

Они дошли до рубежей Алмату 5 и на берегу реки Айша Хатун 6 произошла битва с людьми [племени] караит

 

И все таки средневековая Монголия или Моголистан находился здесь! (подробности в соседней ветке про происхождение монголоязычных народов)

Link to post
Share on other sites

 

 

 

Позднее джунгарская держава построил свою столицу под названием Гулджа - орнамент (как рога горных баранов).

 

Горные бараны причастны к названию, но чуть по другому. :)  Кулджа - это самец архара (аргали).

 

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D2%9B%D2%B1%D0%BB%D0%B6%D0%B0/

 

На монгольском имеет два смысла.

1)  угалз - самец горного барана

2) угалз - орнамент похожий на рога архара

 

На ойротском: звучит и пишется как "гулджа" или "кулджа".

 

Точно известно что ойроты основывыли город "Гулджа - Кульджа" как столицу своей державы.

 

 

Не думаю что Гулжа ойратское название, соответственно и город был основан позже уже после прихода Цинов. Если есть первоисточники где этот город в период джунгаров упоминается имено в так, скиньте, буду благодарен.

 

Гулджа - ойротское название.

Насчет города как постоянное место проживания, я согласен с Вами после маньчжурцев стал как город.

 

Для кочевников не было никаких постоянных мест для проживания.

Но джунгарская или ойротская держава была государством и его столицой была Гулджа, это документировано.

 

 

PS: столица халха монголов много лет кочевали до того времени когда основательно присели у горы Богда хан и реки Толу. (Богд хан уул, Туул гол)

И это место считается исконным территорием кереитов и ставкой Тогорил хана кереита. (PS: не казахские кереи, они кроме созвучия ничего не имеют отношения монгольским кереитам :) )

Link to post
Share on other sites

 

 

 

 

Позднее джунгарская держава построил свою столицу под названием Гулджа - орнамент (как рога горных баранов).

 

Горные бараны причастны к названию, но чуть по другому. :)  Кулджа - это самец архара (аргали).

 

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D2%9B%D2%B1%D0%BB%D0%B6%D0%B0/

 

На монгольском имеет два смысла.

1)  угалз - самец горного барана

2) угалз - орнамент похожий на рога архара

 

На ойротском: звучит и пишется как "гулджа" или "кулджа".

 

Точно известно что ойроты основывыли город "Гулджа - Кульджа" как столицу своей державы.

 

 

Не думаю что Гулжа ойратское название, соответственно и город был основан позже уже после прихода Цинов. Если есть первоисточники где этот город в период джунгаров упоминается имено в так, скиньте, буду благодарен.

 

Гулджа - ойротское название.

Насчет города как постоянное место проживания, я согласен с Вами после маньчжурцев стал как город.

 

Для кочевников не было никаких постоянных мест для проживания.

Но джунгарская или ойротская держава была государством и его столицой была Гулджа, это документировано.

 

 

PS: столица халха монголов много лет кочевали до того времени когда основательно присели у горы Богда хан и реки Толу. (Богд хан уул, Туул гол)

И это место считается исконным территорием кереитов и ставкой Тогорил хана кереита. (PS: не казахские кереи, они кроме созвучия ничего не имеют отношения монгольским кереитам :) )

 

 

Можете скинуть эти источники? Я не видел ни одного источника, где в период Джунгарского ханства, был указан город или ставка Гулжа.

Link to post
Share on other sites

Каракульджа[1] (устар. Кара-Кульджа; у истока — Каракол[2]) — река, протекающая по территории Ошской области Киргизии. Длина реки составляет 104 км.

Собирает свои воды с юго-западного склона Ферганского хребта. Каракульджа является правой составляющей реки Карадарья. В бассейне реки находится село Кара-Кульджа.
 

Кара-Кульджинский район (кирг. Кара-кулжа району) — район в Ошской области Киргизии. Районный центр — село Кара-Кульджа.

Площадь района составляет 5712 кв.км.

Расположен на стыке двух основных горных хребтов: Ферганского и Алайского. Заселенные территории района находятся в высокогорных долинах.


 

Link to post
Share on other sites

Ойратские города Джунгарии

 

23 января 2015
Ойратские города Джунгарии
http://asiarussia.ru/articles/5888/
Недавняя столица Казахстана - знаменитая Алматы - свой вклад в основание которого внесли ойраты Джунгарии.
Автор: Арлтан Басхаев
Арлтан Басхаев, историк и писатель из Калмыкии, в своей статье пытается разрушить стереотипы о кочевниках – в частности, ойратах Джунгарии – как о варварах, только и знающих взимать дань с оседлых земледельцев. Что это: историческая сенсация, или попытка отрицать неравное противостояние «двух миров» (кочевого и оседлого), поддавшись европоцентрической модели мышления – судить читателям АРД. Считаете ли вы, что Джунгария – это держава, которая едва не стала империей?
Вообщето мои предки были кочевниками
так что гарода это не про нас
волжские калмыки-джунгары-ойраты
стали вести оседлый образ жизни лет 100 назад
Guest_djungar
(с Интернет-форума, с сохранением орфографии оригинала)
К сожалению, именно такое представление об ойратах – как о номадах-дикарях, кочующих со своими огромными стадами по бескрайним степным просторам и взимающих дань с оседлых земледельцев – прочно закрепилось в нашем сознании. Эдакие неиспорченные «дети природы» со своими луками, лошадьми, юртами и кумысом – да, страшные в битве, но все-таки простоватые, недалекие, глуповатые и наивные варвары.
Поколение за поколением эта мысль прививалась, и вот уже некоторые потомки гордых воинов считают, «что гарода это не про нас» и «волжские калмыки-джунгары-ойраты стали вести оседлый образ жизни лет 100 назад». Но предки наши были более разумными и прекрасно осознавали значение оседлых поселений как центров сосредоточения администрации ремесла, торговли, земледелия, военно-оборонительных укреплений и опорных пунктов.
Ойраты понимали, что осваивать новые территории нужно не только политически и экономически, но и духовно, поэтому строили храмы и монастыри, которые превращались в укрепленные городки.
Еще в 1616 г. в грамоте направленной русским царем Михаилом Федоровичем воеводе в город Тюмень упоминался ойратский городок Дархан-Дорджи-кит. В наше время этот город стал известен как Семипалатинск. Основанный в 1718 г. город получил название от семи уцелевших зданий (палат) ойратского городка-монастыря.
Осенью 1621 г. томские воеводы И. Шеховский и М. Радилов сообщали тобольскому воеводе М. Годунову, что «…черные колмаки пришли все на Обь-реку... на устье реки Чюмыша, сделали городок...».
Но настоящий «бум» по возведению городков в Джунгарии начался в период правления Батур-хунтайджи (1636 – 1654).
Уже в 30-х г. XVII в. Батур-хунтайджи стал осознавать, что кочевой образ ведения хозяйствования, проигрывает оседло-земледельческому. Для того чтобы полноценно конкурировать с соседними государствами назрела острая необходимость реформирования общественного уклада.
Он прекрасно понимал, что насильственное проведение реформ вызовет негативную реакцию со стороны всех слоев населения. И он пошел путем медленного внедрения политики оседания на землю, развития землепашества и садоводства. Говоря реалиями современности, он не пошел путем Горбачева с «перестройкой» и «ускорением», а путем Дэн Сяопина с «путем постепенной модернизации».

Монгольские государства, включая Джунгарский и Калмыцкий каганаты в XIV-XVIII веках н.э.
Батур-хунтайджи был мудрым правителем. Не зря некоторые ученые сравнивают его деятельность с реформаторской деятельностью Петра Великого в России. Н. Бичурин (Иакинф) писал: «Батор-хонь-тайцзы был же для элютов (ойратов-А.Б.) что Петр I для России, но не имел ни образования, ни примеров, ни руководителей».
Л.А. Бобров и Ю.С. Худяков отмечали: «На протяжении XVII в. территория суверенных степных государств сжималась как шагреневая кожа. Но, как это ни парадоксально, именно в это время Великая Степь породила последнюю кочевую империю, которая была способна практически на равных сражаться с крупнейшими земледельческими государствами региона, находившимися на пике политического и военного могущества. В мировую историю это государство вошло под именем Джунгарского ханства». Они же отмечали, что «созданная стараниями хунтайджи степная держава оказалась исключительно… жизнеспособной».
Д.Н. Верхотуров констатировал, что Батур-хунтайджи в довольно невыгодных с точки зрения развития мощной экономики условиях удалось «создать из… ойратских родов… могущественное Джунгарское ханство, которое было разрушено только в результате более чем полувековой войны с Цинской империей Китай».
Побывавшие в 1639 - 1640 гг. в Джунгарии русские служилые люди Кузьма Абрамов и Хожамамет Итеев в предгорьях Саурского хребта «наехали на речке Ясыти ... в трёх днях пути от урочища Кубаксары», на ставку ойратского хунтайджи: «поставил-де он контайша на мунгальской границе, в урочище Кубаксарах городок каменный и заводит пашню и хочет в том городке жить».
Другой российский посланник Ф. Байков так описывал Кубаксарскую крепость: «А городок, сказывают, глиняной, а в нем две палаты каменные, бурханые, а живут в том городке… пашенные бухарцы». Сегодня это населённый пункт Хобоксар расположенный к югу от хребта Саур километрах в семи от левого берега р. Кобук (СУАР КНР).
Кроме Кубаксарского городка Батур-хунтайджи основал еще три городка, довольно хорошо укрепленных и имевших для обороны даже «пушечки железные». Российский посланник Г. Ильин в 1644 г. отмечал: «кон де тайша ныне кочует у своих городов… А у контайши три города кирпишных… А от города до города езды по днищу. А в тех городех живут ево, контайшиы… пахотные люди».
Галдан-Бошокту-хан взойдя на джунгарский престол, продолжил политику своего предшественника Батур-хунтайджи.
Галдан-Бошокту-хан взойдя на джунгарский престол, продолжил политику своего предшественника и возвел в 1676г. у озера Зайсан городок-монастырь Бошокту-хан-кит.
Властительные и могущественные тайши (тайша – титул ойратской знати – А.Б.), также возводили свои небольшие каменные городки-крепости, где буддийские монастыри сочетались с укреплениями и постройками для жилья.
В 1654-1656 гг. хошеутовский тайша Аблай возвел Аблаин-кит с его знаменитой богатейшей библиотекой и золотой статуей Будды в полный человеческий рост. По легенде во время осады Аблаин-кита в 1671 г Галдан-Бошокту-ханом, тайша Аблай утопил эту статую в озере.
Федор Байков, писал, что Аблай-тайша строит «город, а про то неведомо доподлинно, каменный ли, или деревянный... а стоит тот город промеж гор каменных». Развалины Аблаин-кит находятся в 60 км. от современного Усть-Каменогорска.
Кроме Аблаин-кит, тайша Аблай в месте впадения реки Белой в Иртыш возвел еще один городок - Гоа Балгасун, чаще именовавшийся Джалин-обо. Посередине городка возвышалась огромная башня из жженого кирпича, с которой далеко были видны все окрестности. Ф. Байков писал, что «оная башня… построена… тайшой Аблаем, который строил Аблакет». Это место известно сегодня как Калбасунская башня и часто упоминается в отчетах путешественников и в донесениях служилых людей того времени.
Ученый и путешественник Н.Г. Спафарий (1636-1708) называет эту башню Кабалгасун. Вероятно, названия Калбасун и Кабалгасун - это искажение ойрат-монгольского названия гоа (гуа) балгасун – красивый город.
Член Русского Географического общества Н.А. Абрамов дает следующее описание сооружения: «Оно было сооружено из обожженного кирпича, основание четвероугольное, верх, состоящий из двенадцати углов, стены простирались до четырех саженей, толщиной около полутора аршина, в верхней части свода одно отверстие, с одной стороны дверь». И.Г. Андреев в конце XVIII в. писал: «При урочище речки Калбасунке за рекой Иртышом древняя каменная башня Калбасунская, которая была складена из кирпича жженого, но ныне развалилась».
Павлодарские археологи обнаружили Калбасунскую башню в 2003 году. Раньше это было сооружение из обожженного кирпича высотой более восьми метров, теперь оно сровнено с землей. По версии российских археологов, это был древний буддийский храм Джалин-Обо, который позже использовался мусульманами как мечеть.
Старший брат Аблая – Учурта-тайша, в пяти днях пути от Аблай-кит в 1672 г., на горе Коктау, возвел свой городок-монастырь - Очирту-хан-кит, имевший пятиугольную форму, стены высотой до пяти метров и двое ворот. Внутри укрепления находилось в скалах небольшое озеро с пресной водой, которое не пересыхало. Сегодня его развалины известны как Кентский дворец, остатки которого находятся в горах Кент на территории Карагандинской области.
Этот памятник крепость-монастырь отражен в работах Г.А. Миллера, И.Г. Гмелина, П.С. Палласа, В. Шишкова, П.П. Семенова-Тяншанского, А.А. Андрианова, И.А. Чеканинского. Все исследователи сходятся, что он возведен в середине ХVII в., т.е. в период, когда край был заселен джунгарами, и памятник относится к периоду Джунгарского ханства.
Под влиянием государственной политики в Джунгарии появлялись все новые городки.
Шара-Сумбэ на Алтае – современный город Алтай. Был построен на месте крепости Шара-Суме, которую, в свою очередь, маньчжуры построили на месте джунгарского монастыря-крепости Шара-Сумбэ.
Кызыл-Кент возле современного г. Каркаралинска. Боро-Тала.
Батогай на правом берегу реки Нуры в месте впадения ее в озеро Тенгиз. По поводу него писали, что «другим укрепленным пунктом джунгар было городище Батогай (Татогай) на правом берегу реки Нуры в 27 км от ее устья… известно, что это целый комплекс прочных построений. В строительстве использован жженый кирпич, сосновые брусья. Для штукатурки применялся алебастр. Крыши делались плоскими и купольной формы. Здесь были и капища для буддийских ритуалов».
Джунгарский городок на горе Лаба. О развалинах этого поселения-монастыря в районе Джунгарского Алатау (Талды-Курганская область) сообщает Н.А. Абрамов. Он в 1860 году видел на горе Лаба, недалеко от г. Талды-Кургана фундаменты шестнадцати зданий существовавшего там, по преданиям, ламаистского монастыря.
Эти городки выполняли не только административно-хозяйственные и культово-религиозные функции. Сосредотачивались в них и библиотеки. Так Г.Ф. Миллер в 1750 г. описывая остатки зданий, крепости-монастыря Аблаин-кит писал:
«В той же комнате, у северной стены, стоял значительной величины шкаф, со многими выдвижными ящиками, в которых хранилось священное собрание тангутских и монгольских рукописей. С тех пор как нечестивые руки опрокинули его, они (то есть рукописи) разбросанными по всей комнате, и хотя в течение стольких лет при всяком случае сильно растаскивались русскими солдатами и охотниками, в наше же время в иртышских острогах употреблялись для завертывания товаров и заклейки окон, а наконец, и нашими были увезены в значительном количестве, все-таки, как говорят, осталось там столь, что их едва ли можно бы было увезти на 10 лошадях». И это при том, что с момента разрушения Аблаин-кит прошло почти 80 лет!
Правители Джунгарии приказывали также разводить и выращивать многочисленные плодовые сады и тутовые рощи. Некоторые из фруктовых садов тянулись на целый день пути. Первое по времени (правда, ретроспективное – сочинение составлено в XIX веке) упоминание о яблоневых садах Цэвэн Равдана встречается у муллы Мухаммад Сангина в «Тарихи Бадахшан», где он упоминает о том, что умерший от болезни при дворе хунтайджи в 1718 г. знатный бадахшанский заложник был с почетом похоронен в одном из пышных яблоневых садов, принадлежавших хунтайджи.

Современный Алматы – или бывший Альмта?
Рядом с такими садами возникали и городки, где жили бухарцы и кашгарцы, занимавшиеся земледелием и садоводством – Альмта по-калмыцки «изобилующий яблоками» - позже г.Алма-Ата, современный г. Алматы в Казахстане. В 1865 г. А.К. Гейнс путешествовавший в тех местах писал: «немного более ста лет тому назад Алматы, или, вернее, место, на котором они стоят, были укрепленною зимовкою брата Галдан-Цырена!».
Недалеко от Альмты (Алматы) были построены городки на горе Сюмэ (восточная окраина Алма-Атинской области), и в местечке Чунжа. Великий казахский ученый XIX в. Ч.Ч. Валиханова, писал, что в 50-х годах XVIII в. у горы Сюмбе находился буддийский монастырь. Название горы Сюмбе – казахское произношение монгольского слова «сюмэ» - монастырь или кумирня. Очевидно, гора названа по монастырю, который находился у ее подножия.
Один из районных центров Алматинской области называется Чунжа, что означает кумирня, церковь. Вероятно, на этом месте в прошлом были какие-то буддийские культовые сооружения.
Городок Акта – что по-калмыцки значит «густой», ныне представляет собой городище, объект туризма и археологических исследований на территории Алматинской области Казахстана. Городище малоизученно, на картах практически не встречается.
Под Альмтой, в пойме реки Или, где по широкой долине, что раскинулась у северного подножия Заилийского Алатау, текла чистейшая холодная вода, один из джунгарских нойонов построил небольшой замок. Сегодня это город Каскелен в Казахстане в 23 км от Алматы. По казахским преданиям город назван в честь «калмацкого» (ойратского) богатыря, основавшего на этом месте поселение.
Также в этом районе ойратами был возведен городок Шамалган – сегодня село Шамалган в Карасайском районе Алматинской области.
Осенью 2009 г. СМИ Казахстана сообщали, что «на сессии районного маслихата (местный представительный орган в Казахстане – А.Б.) Карасайского района Алматинской области депутатам поступило предложение переименовать село Шамалган в Ушконыр, а город Каскелен в Карасай-батыр.
Сам Каскеленский район утратил историческое название несколько лет назад, называется теперь Карасайским районом. При этом город Каскелен сохраняет пока еще свое исконное название. Ирония судьбы в том, что Каскелен и Шамалган (есть еще совсем другой населенный пункт – «Станция Шамалган») названы в честь одноименных джунгарских полководцев. Как признают казахские историки, эти населенные пункты были названы в честь джунгарских батыров Каскелена и Шамалгана, которые оставили свой след на этой земле, вошедшей позднее в Казахское ханство» (см. сайт Радио Азаттык).

Фрагмент карты Великой Тартарии («Carte de Tartarie», Guillaume de L’Isle (1675—1726)), составленной в 1706 году, ныне хранящаяся в Коллекции Карт Библиотеки Конгресса США. Джунгарское ханство.
Наследники Батур-хунтайджи и Галдан-Бошокту-хана продолжали их политику. У них было вполне достаточно аналитических способностей, чтобы оценить обстановку и понять – держава, живущая в окружении расширявшихся империй – России и Китая, может выстоять, выжить и реализовать свои амбиции только если сравняется с соседями в развитии.
Именно поэтому все свое царствование Цэван-Рабдан усиленно внедряет то, что сейчас именуют «новыми технологиями». Кочевники традиционно зависят от оседлых жителей в вопросе продовольствия, и Цэван-Рабдан буквально силой насаждает среди подданных земледелие.
После посольства в Джунгарию И. Унковского (1722-1724) в российской Коллегии иностранных дел была составлена аналитическая справка о состоянии дел в кочевой империи. Там, в частности, писалось: «Перед тем временем, как Унковский был, лет за 30, хлеба мало имели, понеже пахать не умели. Ныне пашни у них от часу умножаются, и не только подданные бухарцы сеют, но и калмыки многие за пашню приемлются, ибо о том от контанши приказ есть. Хлеб у них родится: зело изрядная пшеница, просо, ячмень, пшено сорочинское («пшено сарацинское», т.е. рис – А.Б.). Земля у них много соли имеет и овощи изрядные родит... в недавних летах начали у него, контайши, оружие делать, а железа у них, сказывают, что довольно находится, из которого панцыри и куяки делают, а завели отчасти кожи делать и сукна, и бумагу писчую у них ныне делают».
Теперь джунгарские правители в первую очередь обращают внимание на развитие городков-мануфактур по производству предметов вооружения.
Цэван-Рабдан из оружейных мастеров формировали специальную хозяйственную единицу – оток под названием Улутэ. В этих мастерских сначала делали ремонт оружия, а затем наладили и собственное производство. Были организованы специальные заводы-городки по производству огнестрельного оружия и пушек. Российская разведка доносила, что «русских людей до заводов не допускают и контайшинцы в тайне содержат».
Первый завод по выплавке чугуна был открыт в 1726 году на побережье озера Тузколь (Иссык-Куль). Затем, уже при Галдан Церене, были открыты медный завод в Яркенде и сборочный цех возле Урги на берегу реки Темирлик. Конечно, по европейским меркам это были всего лишь небольшие мануфактуры, но для кочевого государства это был беспрецедентный опыт.
Ойраты прекрасно понимали роль оседлых опорных пунктов и возводили их по мере необходимости. Все эти укрепленные городки занимали стратегически важные места и говорили о могуществе расцветающего Джунгарского государства. И если бы не его гибель, возможно, ойратские городки стали бы большими городами с богатой историей.
Строительство этих городов наглядно подтверждает высокую культуру Джунгарского государства, которое постепенно реформировало свою экономику, переходя от номадического уклада, к полуоседлой жизни, с элементами земледелия.
Джунгарские правители осознавали преимущества оседло-земледельческой формы экономики над кочевнической, но понимали, что резкие реформы по переводу населения от одной формы хозяйствования к другой, негативно скажется на всей сфере экономики государства.
К тому же Джунгария практически постоянно воевала с соседями, или ее раздирали междоусобные войны. В таких условиях единственно разумным было постепенный переход от кочевого образа жизни к полуоседлому и оседлому. Джунгарские хунтайджи это прекрасно понимали, но джунгарам не хватило времени на проведении реформ.
В 1755-1758 гг., в результате междоусобной борьбы за власть и вторжения войск маньчжуро-китайской империи Цин, Джунгария прекратила свое существование. Первый в истории эксперимент по трансформации кочевой державы в оседлую империю так и не был завершен…

Link to post
Share on other sites

Я про Мунгулистан Чингизхана. Поздний Мугулистан возник не на пустом месте. Будь улус Чингизхана в Халхе, то и поздний Мугулистан располагался бы в Халхе.    

Link to post
Share on other sites

Ойратские города Джунгарии

 

http://asiarussia.ru/articles/5888/

Автор: Арлтан Басхаев, историк и писатель из Калмыкии

 

 

Ув. Erchis, "многочисленные города", приписанные автором приведенной статьи градостроительству джунгаров (ойратов, калмыков), на самом деле это обыкновенные стационарные ламские монастыри в условиях кочевого «не стационарного» быта.

 

В первую очередь это подтверждает повсеместная приставка в их названиях - "кит" (ойр. "монастырь", халх. «хийд»).

 

Очень важно и то, что они не возводились и не строились джунгарами, а ими использовались уже существовавшие до них в казахской степи древние строения или сохранившиеся их каркасы. В целях защиты от окружавших их казахских племен они, что естественно, ограждались джунгарами укреплениями и гарнизонами, а также обслуживающим персоналом. Но оттого они не были и не стали городами в полном смысле этого слова, каким мы понимаем его сейчас.

 

Если обратиться к толковым словарям русского языка, то в 17-18 века гл. «городить» обозначал понятия «забирать забором», «обносить тыном», «рубить или класть стену», «ограждать деревянным забором торчмя», а сущ. «группа жилых, служебных и иных строений».

 

К тому же и сам автор статьи по всему тексту признается, что речь идет не о городах, а об укреплениях вокруг монастырей.

 

Хотел бы заметить и то, что автор старается искусственно изменить действительный статус ойратов-калмыков с кочевого скотоводческого на полуоседлый или, по мнению автора на «более цивилизованный». Вот его цитата: "строительство этих городов наглядно подтверждает, что Джунагрское ханство переходило от номадического уклада к полуоседлой жизни". Получается, что автор в начале своей статьи возмущающийся политикой европоцентристской модели мышления сам активно ее использует чураясь номадства и пытаясь урбанизировать своих предков.  ;) 

 

Теперь перейду к разоблачению фейков автора про якобы построенные джунгарами на территории Казахстана города Колбасун (Джалин-обо), Семипалатинск (Доржин-кит), Аблайин-кит и другие:

 

На фрагменте карты Российской Империи Петра Великого, составленной пленными шведскими офицерами приблизительно в 1709 г., в среднем течении Иртыша, выше Ямыша и крепости Долонской, отмечена местность «Sempalat FR», хотя сам город еще основан не был, следовательно это название древних семи строений. На карте нет ни Доржин-кита, ни Аблайин-кита, ни других. С монголоязычным числительным «семь» – «долоо» оно никак не связано.

В русских источниках эти строения известны как «каменные мечети» или «городок» до джунгар, а точнее в 1616 г. в грамоте царя Михаила. В дальнейшем российские исследователи упоминали о нем, как городке застроенном в бухарском стиле, о "чудских" палатах (т.е. не калмыцких, а о древних). И что городок пришел в упадок именно в ходе джунгарских междоусобных войн 1660-1670 годов. Ко времени основания форпоста Семь Палат или Семипалатинск сохранились семь крупных строений. У Байкова (Путешествие в Китай. Сибирские летописи 1654 г.) говорится о развалинах семи древних чудских палат, как не принадлежащих калмыкам и существовавших задолго до их прихода в киргизские степи. Н.Абрамовым, присутствовавшим при раскопках одной из древних гробниц на месте «семи палат» в 1855 г., они названы "Надмогильная пирамида в Киргизской степи" (опубликовано в издании "Тобольских губернских ведомостей"). 

И вообще все первые русские отмечают большое количество древних («чудских») сооружений в киргизской степи, как имеющих характер воздвижения до джунгарского периода. Их было много в степи:

 

Это и постройка из семи палат, это и так называемая Колбасунская башня, это и двухэтажное каменное крестообразное здание в горах Кен-Козлан на реке Кызылсу, описанное Броневским (Отеч. Записки. 1830), это и каменная мечеть в 95 верстах от Троицкой крепости за рекою Тогузак, описанная Палласом, это и надмогильный каменный мавзолей Баян-сулу и Козы-корпеша на берегу реки Аягуз с тремя каменными статуями внутри,это и палаты и мечети на берегу Кара-Кенгира, называемые Джан-ана, это и развалины Белян-ана при реке Сарасу, это и палаты на левом берегу Нуры недалеко от озера Коргалджин, описанные Шангиным (Сибир. вестник. 1820 год) и т.д. и т.п.

 

Теперь про Колбасунскую башню. Автор статьи пишет: «Кроме Аблаин-кит, тайша Аблай в месте впадения реки Белой в Иртыш возвел еще один городок - Гоа Балгасун, чаще именовавшийся Джалин-обо.

 

К сожалению, автор путает совершенно разные места. Но мне они хорошо известны, т.к. это моя родина. К примеру, так называемая река Белая это русская калька с казахского названия притока Иртыша – Аксу, устье которой находится в 26 км. по прямой линии от г.Павлодара на юг, ныне при устье расположен одноименный город Аксу (бывший Ермак советского времени). А так называемая Калбасунская башня находилась отсюда выше по Иртышу, не на территории современного Аксуского адм. района, а на территории Майского района, чуть севернее железнодорожной станции Дегелен и населенного пункта Курчатов (бывшего городка советского ядерного полигона, почему то называемого Семипалатинским полигоном, хотя он расположен на юге нашей области и раньше при совке обозначался как «Земли Министерства обороны»), также по прямой от г.Павлодара в 190 км. на юг.

 

Наши археологи (Павлодара и столичные) в прошлые годы произвели тщательные раскопки. Башня оказалась не башней, а тюркским мавзолеем типа "кумбез" и датируется 14-16 веками, т.е. доджунгарским периодом или периодом Джучиева Улуг улуса. Кстати, фрагменты кирпичей, изразцы и прочий материал имеют на себе орнамент не свойственный джунгарам и ламаизму, буддизму.

На ее месте Чередовым в 1717 г. была заложена Колбасинская крепость, но которая вскоре из-за недостатка жителей опустела.

 

И вполне логично, что в свое время и джунгары, временно занявшие соляные озера и Приртышье тоже обосновались в этих строениях для расположения монастыря или военного укрепления и могли называть ее на своем языке как угодно. Но от того строения не потеряли своего исконного названия и авторства.

 

Вот что указано в «Сказаниях русского народа» (Т.2. Кн.8. Стр.126): «А живет туть Калмыцкій Лама, подлеъ Иртыша на левой стороне. А поставлены у того Ламы две палаты бурханные велики: кирпичъ жженной».

 

На карте Великой Тартарии, составленной в 1706 г. (ныне хранящейся в коллекции карт библиотеки Конгресса США), на правобережной части Павлодарской области отмечены местности: «Calbasin», «Lankaraga», «Bellouvoday» (Аксу – Белые воды), вся правобережная часть области отмечена как земля Аблая («Terres d Ablay»), юго-западная часть области и далее к Каркаралы и южнее как «Dorbetia». Однако на ней ещё нет ни одного из позднее основанных крепостей, форпостов и городков – никаких Доржин-китов, Аблайин-китов и прочих монастырей. Самым северным форпостом на Иртыше обозначена только Тара.

 

О названии:

 

Если верить свидетельству капитана И.Г.Андреева (кон.XVIII в.): «При урочище речки Калбасунке за рекой Иртышом древняя каменная башня Калбасунская, которая была складена из кирпича жженого, но ныне развалилась», то древний мавзолей и его развалины были названы по названию речки!

Таким образом, предположение автора статьи, что название мавзолея это искажение ойрат-монгольское "гоа балгасун" (красивый город) явно тянет на лингвофричество.

 

Таким образом и Колбасун это тоже не город, а всего лишь мавзолей, по куполообразной форме и высоте (9 м.) названный русскими "башней".

 

 

Другие пассажи автора:  :) 

 

"Монгольские государства, включая Джунгарский и Калмыцкий каганаты в XIV-XVIII веках н.э."

«Джунгары внесли свой вклад в возникновение города Алматы, Алма-Ата.» 

Link to post
Share on other sites

О названии:

 

Если верить свидетельству капитана И.Г.Андреева (кон.XVIII в.): «При урочище речки Калбасунке за рекой Иртышом древняя каменная башня Калбасунская, которая была складена из кирпича жженого, но ныне развалилась», то древний мавзолей и его развалины были названы по названию речки!

Таким образом, предположение автора статьи, что название мавзолея это искажение ойрат-монгольское "гоа балгасун" (красивый город) явно тянет на лингвофричество.

 

Не отходя от кассы:  :)

 

Одним из значений слова "қол" (qol) в казахском языке является понятие "русло реки", "речная долина".

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D2%9B%D0%BE%D0%BB/

 

А одним из значений слова "бас" является понятие "начало".

 

Тем самым, название речки "колбасун" могло означать по-тюркски "начало русла [речки]" - "қолбасы". 

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...