Перейти к содержанию
Гость HunT

Горловое пение

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые коллеги !

Горловое пение - атрибутика песенного искусства всех народов сошедших с предгорий Алтая.

Даже давно ушедшие из Дашти Кыпчак в Мавераннахр узбаклар до сего дня демонстрируют данный метод исполнения дастанов Алпамыш, Кунтугмыш, Манас, Кырк-Кыз и др. пользуясь большим успехом слушателей.

По государственным каналам их показывают редко - только в специальных фольклорных программах поют бахшы.

Однако стоит проехаться в Кашкадарьинскую и Сурхандарьинскую области Узбекистана либо на юг Таджикистана в ареалы локай и марха, а еще дальше за речку в места расселения южных узбак (условно катаган) чтобы воочию увидеть собственными ушами услышать горловое пение кочевых узбак, сохранившееся более чем через полтыщелетия после ухода из Дашти Кыпчак, Идельбойи, Уралолды в устах сказителей-бахшы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые коллеги !

Горловое пение - атрибутика песенного искусства всех народов сошедших с предгорий Алтая.

Даже давно ушедшие из Дашти Кыпчак в Мавераннахр узбаклар до сего дня демонстрируют данный метод исполнения дастанов Алпамыш, Кунтугмыш, Манас, Кырк-Кыз и др. пользуясь большим успехом слушателей.

По государственным каналам их показывают редко - только в специальных фольклорных программах поют бахшы.

Однако стоит проехаться в Кашкадарьинскую и Сурхандарьинскую области Узбекистана либо на юг Таджикистана в ареалы локай и марха, а еще дальше за речку в места расселения южных узбак (условно катаган) чтобы воочию увидеть собственными ушами услышать горловое пение кочевых узбак, сохранившееся более чем через полтыщелетия после ухода из Дашти Кыпчак, Идельбойи, Уралолды в устах сказителей-бахшы...

Очень интересно, Бахром-ака. Скажите пожалуйста, горловое пение узбеков схож с горловым пением сибирских народов? У нас сырдарьинские жырау поют своебразным способом, схожим с горловым пением. Может ваши певцы ближе к сырдарьинским поют? И еще один вопрос. Скажите пожалуйста, в народном песенном жанре локайцев, марха и катаганов существуют топонимы Идель, Яик и др? Заранее очень большое спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень интересно, Бахром-ака. Скажите пожалуйста, горловое пение узбеков схож с горловым пением сибирских народов? У нас сырдарьинские жырау поют своебразным способом, схожим с горловым пением. Может ваши певцы ближе к сырдарьинским поют? И еще один вопрос. Скажите пожалуйста, в народном песенном жанре локайцев, марха и катаганов существуют топонимы Идель, Яик и др? Заранее очень большое спасибо.

Не похоже пение узбекских бахши с горловым пением. Не слышал казахских сырдарьинских жырау, но пение узбекских бахши по манере исполнения (игра с аккомпанементом на домбре, исполнение припева) очень похоже на исполнение казахских дастанов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мастера горлового пения собирались на Алтае.

http://www.24.kg/culture/52914-2009/07/09/115975.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мастера горлового пения собирались на Алтае.

http://www.24.kg/culture/52914-2009/07/09/115975.html

Курултай кайчи (сказителей и исполнителей горлового пения) проходит у нас каждые два года. Кроме того ежегодно проходят различные фестивали национальной музыки, на которых горловики занимают самое почетное место.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отрывок из дастана (эпоса) "Алпамыс" в исполнении Жанибека Пиязова. Мне этот дастан нравился в исполнении Кияса Кайретдинова. Говорят, есть диски, перезаписывали из грампластинок, мечтаю купить и хранить у себя все дастаны.

 

http://ok.ru/video/17077963350

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 2012 году на фестивале  Урал Моно выступал певец из Каракалпакии Саламат Аяпов. Горловое пение сочетал с игрой на кыл-кубызе. Примерно с 21.29 мин.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 2012 году на фестивале  Урал Моно выступал певец из Каракалпакии Саламат Аяпов. Горловое пение сочетал с игрой на кыл-кубызе. Примерно с 21.29 мин.

 

 

Еще один молодой жырау. Как я заметил, нынче молодые певцы исполняют только отрывки, а также делают акцент на протяжный голос тогда как классические исполнители пели весь дастан целиком и так долго не протягивали голоса. Незнаю, может быть, молодые пока еще только тренируются...

Певцов-профессионалов было много, но в интернете пока выложили один толгау в исполнении Жумабая Базарова и то кусочек. В его стиле исполнялись дастаны и другими певцами. На форуме уже есть, но для удобства 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

халха-монгол Чонос Н.Наранбадрах завоевал первое место и получил золотой кубок фестиваля, специальный приз жюри и организаторов и почетный сертификат мэра Барселоны.

http://asiarussia.ru/news/14118/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Хочу поделиться своим мнением по теме.

Традиция горлового или гортанного пения культовой (эпической, шаманской и реже религиозной) музыки и речитатива.

 

Доступный справочный материал информирует, что данная традиция присуща народам Сибири, Монголии, Тибета.

А именно, тюркоязычным народам - тувинцам, алтайцам, шорцам, хакасам, якутам, башкирам и кыргызам, а также монголоязычным народам - этническим группам Монголии, бурятам, калмыкам и ойратским группам Китая и Монголии. А также вроде тибетцам (чтение буддистских канонов).

 

Горловое пение у тунгусо-маньчжурских народов и народов Севера не зафиксировано.

 

Как правило, аккомпонируется игрой на смычковом музыкальном инструменте, реже на щипковом.

 

Классической родиной горлового пения по праву считается Тува.

 

Сразу же развею слухи о наличии данной традиции у казахов, что она якобы есть у казахов найманов, кереев и меркитов Или-Казахского автономного округа СУАР КНР. Слух не соответствует действительности. Горлового пения не знают даже ближайшие соседи тувинцев, алтайцев и халхасцев - найманы и кереи Монголии. И вообще казахам не знакомо горловое пение. Современные единичные случаи демонстрации, имхо, дань моде или еще-что ими движет.

 

Об этом же свидетельствует казахская лексика, в которой отсутствует обозначения названия, видов и способов горлового пения:

 

Например, слово "көмей" (в северо-восточном регионе фонетический вариант "көмөй") имеет прямое значение, связанное с анатомией человека и обозначает гортань, плюс производные от него переносные определения: "айыр көмей" - оратор, буквально "вилообразная гортань" или "человек с раздвоенной гортанью"; "күміс көмей" - обладающий звонким, красивым голосом и др., и не связано с музыкальным жанром.

 

Или, к примеру, слово "қырқырау" несет исключительно смыслы "хрип"/хрипеть" и "сиплость/сипеть" и не связано с названием музыкального жанра.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Исходя из того, что данная традиция присуща только народам, у которых схожий географический ареал обитания, а это лесистые горные районы Алтая, южной Сибири и Монголии и исходя из того, что традиция эта не зафиксирована у их ближайших соседей, ареалом обитания которых являются степи и равнинные леса (тунгусо-маньчжурские, самодийские и ряд тюрко-монгольских народов), я осмелюсь выдвинуть версию, что традиция горлового пения присуща исключительно народам, обитавшим в прошлом в едином горно-лесистом регионе, охватывающем восточный Алтай, Кузнецкий Алатау, Саяны, Танну-Олла, Хубсугульский, Баргузинский и Байкальский хребет, Хамар-Дабан, Хангай и Хэнтэй.

 

 

Отсюда у меня вопрос - горловое пение изначально порождено в таком случае подражанием хриплому, гортанному завыванию ветра в скалах, в горной тайге?

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В этом географическом ключе с кыргызами, алтайцами, шорцами, тувинцами, хакасами, бурятами и якутами вроде даже вопросов не возникает.

 

С ойратами-калмыками все более или менее тоже ясно, потому как прежде они были лесным племенем, населяшим до 14 - 15 вв. нагорья восточного Алтая и восточных Саян.

 

И не удивлюсь, если подтвердится, что и в Монголии данная традиция присуща лишь этническим группам, компактно обитавшим в северо-западных, северных и центральных горно-лесистых аймаках страны, смежных с восточным Алтаем и Саянами, а также на Хангае, сейчас это аймаки: Увс, Ховд, частично Говь-Алтай, Завхан, Хөвсгөл, Баянхонгор, Архангай, Булган, частично Өвөрхангай.

 

И не удивлюсь, если подтвердится, что в Монголии данная традиция отсутствует в остальных аймаках страны занятых степями, полупустынями и пустынями, а это восточные и южные районы, а также АРВМ КНР.  

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Наглядное пособие к версии - карта Монголии с указанием географических зон.

Предполагаемые районы традиции горлового по моей версии должны совпадать с районами, выделенными темно-зеленым штрихом (лесные районы) и темно-зеленым цветом (таежные районы):

 

map6.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Это картина лесов и сама версия будут наглядно не полными, если на карту лесов не наложить карту горных систем страны (прим: на самом северо-востоке, у российской границы, Хэнтэйский хребет):

a9f58772bcdc.jpg

a95e8eb495ce.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...