Jump to content



Guest Anonymous

Правители Монгольской империи

Recommended Posts

Хе, хе, собственно цель то ваша что? Никаких монголов не были и пр...?

Моя цель - разобраться. Если я во всем буду просто соглашаться, то никакой интриги не будет, и Вам будет неинтересно приводить доказательства. Поэтому предлагаю поспорить для выяснения истины.

Дело в том что золото-ордынских монетах в основном применялась арабская письменность...

Почему? Означает ли это, что монголы, основав империю, тут же утратили свой язык, приняли ислам и перешли на арабский язык в чеканке монет и в наименовании своих правителей? Кстати, слово "хан" ныне воспринимается как тюркское. Каково его первоначальное происхождение?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Булган хангай
Моя цель - разобраться. Кстати, слово "хан" ныне воспринимается как тюркское. Каково его первоначальное происхождение?

Xan(Kagan)Pervonachalnoe proisxojdeniy-Mongolo-Senibiiskoe.

I slovo Turk toje -Mongolo-Senibiiskoe.Mii do six por nazivaem sebya " Kok Mongol Tuurgatan".

Tuurga-eto po mongolski voilochnay pokritie yoarta.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Резюмируя, можно сказать, что на этой монгольской монете очень мало собственно монгольского. Если учесть, что монгольский шрифт совпадает с уйгурским (то есть тюркским), то присутствие монгол в данной монете становится просто призрачным.

Очень дилетантское утверждение. По аналогии с вами, можно заявить, что уйгуры - это семиты, т.к. уйгурская письменность - это арамейская (то есть семитская...

)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про имперские прически монголов есть хорошая статья Александра Юрченко. Но там пропущено ношение волос Великими Моголами и их ратью, а также потомками оной в Индии. Если у кого-то есть информация, искренне прошу сообщить.

Заранее благодарю.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очень дилетантское утверждение.

Не возражаю. Действительно, в вопросах истории я дилетант. Однако, и дилетанты могут быть полезны. Хотя бы уже тем, что высказывают сомнения и задают вопросы. Некоторые истины воспринимаются профессионалами как прописные, то есть как несомненные и не требующие обсуждения. А ведь и в таких истинах может содержаться ошибка, которая потом тиражируется.

По аналогии с вами, можно заявить, что уйгуры - это семиты, т.к. уйгурская письменность - это арамейская (то есть семитская...)

Ага. Тогда Вам несколько вопросов как к профессионалу.

1. Каким образом арамейская письменность распространилась с Ближнего Востока к уйгурам и далее к монголам. Арабская письменность (тоже семитская) могла предаваться с принятием ислама? Однако, монголы никогда не были мусульманами.

2. Арамейский язык, по моим представлениям, более древний, чем арабский. Использовался ли он где-либо в момент возникновения ислама и в более поздние времена Чингис-хана?

3. Почему монголы выбрали уйгурскую (семитскую) письменность, хотя рядом имелся Китай со своей письменностью и древней культурой? С Китаем, в силу близости, они должны были иметь продолжительные и более тесные связи, чем с семитами с Ближнего Востока.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не возражаю. Действительно, в вопросах истории я дилетант. Однако, и дилетанты могут быть полезны. Хотя бы уже тем, что высказывают сомнения и задают вопросы. Некоторые истины воспринимаются профессионалами как прописные, то есть как несомненные и не требующие обсуждения. А ведь и в таких истинах может содержаться ошибка, которая потом тиражируется.

Ага. Тогда Вам несколько вопросов как к профессионалу.

1. Каким образом арамейская письменность распространилась с Ближнего Востока к уйгурам и далее к монголам. Арабская письменность (тоже семитская) могла предаваться с принятием ислама? Однако, монголы никогда не были мусульманами.

2. Арамейский язык, по моим представлениям, более древний, чем арабский. Использовался ли он где-либо в момент возникновения ислама и в более поздние времена Чингис-хана?

3. Почему монголы выбрали уйгурскую (семитскую) письменность, хотя рядом имелся Китай со своей письменностью и древней культурой? С Китаем, в силу близости, они должны были иметь продолжительные и более тесные связи, чем с семитами с Ближнего Востока.

монголы мусульмане есть. как этносы реликты так и вполне себе современные монголы.

письменность к нам пришла не с исламом а с христианством, точнее с несторианством.

Почему у монголов письменность сирийская? И религия тибетская?

Да потому что предки наши мудрые были. Они осознавали свою особенность от китайцев и дорожали свою прошлую и нашу степную культуру. И поэтому они осознанно выбирали письменность и религию и культуру отличную от китайского. Благодаря этому факту мы и есть сегодня.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Письменность к нам пришла не с исламом а с христианством, точнее с несторианством.

Пожалуйста, будьте поточнее с датами. Когда и какая письменность. Я знаю, что есть много видов монгольской письменности. Какая из них когда возникла. Особый интерес к письменности времен Чингис-хана и Золотой Орды?

Почему у монголов письменность сирийская? И религия тибетская? Да потому что предки наши мудрые были. Они осознавали свою особенность от китайцев и дорожали свою прошлую и нашу степную культуру. И поэтому они осознанно выбирали письменность и религию и культуру отличную от китайского.

Хорошо, пусть так. Но почему столь далекую? От Сирии до Монголии немалая дистанция. А акт принятия культуры - не есть решение одного или нескольких человек. Передача культуры предполагает тесные и достаточно продолжительные контакты. Почему передалась сирийская культура, хотя на пути от Монголии до Сирии множество разных культур? К примеру, Византийская или Персидская.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пожалуйста, будьте поточнее с датами. Когда и какая письменность. Я знаю, что есть много видов монгольской письменности. Какая из них когда возникла. Особый интерес к письменности времен Чингис-хана и Золотой Орды?

Есть только одна монгольская письменность которым монголы до сих пор пользуется.

Хорошо, пусть так. Но почему столь далекую? От Сирии до Монголии немалая дистанция. А акт принятия культуры - не есть решение одного или нескольких человек. Передача культуры предполагает тесные и достаточно продолжительные контакты. Почему передалась сирийская культура, хотя на пути от Монголии до Сирии множество разных культур? К примеру, Византийская или Персидская.

Вы немножко почитайте на досуге литературы. Письменность финикийская → арамейская → согдийская → уйгурская и монгольская → маньчжурская и ойратская.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть только одна монгольская письменность которым монголы до сих пор пользуется.

По всей видимости Вы имеете в виду старомонгольское письмо на основе уйгурского алфавита. На сайте Википедии сказано, что оно "используется монголами КНР, в первую очередь во Внутренней Монголии". Там же на сайте Википедии перечислены много других монгольских письменностей. Хотя в одном Ваше утверждение близко к тому, что написано на сайте Википедии. Только старомонгольское письмо и монгольское квадратное письмо может быть отнесено ко времена Чиннгис-хана и Золотой Орды.

Вы немножко почитайте на досуге литературы. Письменность финикийская → арамейская → согдийская → уйгурская и монгольская → маньчжурская и ойратская.

Совет полезный и я ему последую. Однако, сетевые форумы нужны для быстрого получения и обмена информацией. Чтение же литературы на досуге, а также поиск и получение такой литературы - долгий процесс.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что Вы проигнорировали мое замечание по поводу тесных и продолжительных контактов для передачи культуры.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ruslan_Sharipov'у - Вам можно посмотреть работы Кляшторного о присутствии согдийцев в Центральной Азии и их влиянии на степные народы (тюрков и уйгуров прежде всего), как результат длительных контактов (6-13 вв как минимум).

Уйгуры передали некоторые элементы их рафинированной культуры монголоязычным объединениям.

На основе уйгурицы возникла старомонгольская письменность.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы немножко почитайте на досуге литературы. Письменность финикийская → арамейская → согдийская → уйгурская и монгольская → маньчжурская и ойратская.

Я ознакомился с информацией о перечисленных Вами видах письменности, содержащейся в Википедии. Первое впечатление такое. Действительно, письменность, имеющая в своей основе финикийское письмо, распространялась с запада на восток, подвергаясь на этом пути постепенной трансформации. Процесс этот был долгим. Вот цитата из Википедии "После македонского завоевания греческий язык потеснил арамейский, однако позднее в иранских областях — в том числе, в Согдиане — стали использовать все то же арамейское письмо для записи текстов уже на среднеиранских языках (лишь в Бактрии, которая долгое время находилась под контролем эллинистической династии, запись иранского бактрийского языка греческим письмом удержалась до исламского времени)". То есть он присходил еще во времена Александра Македонского. Результатом завоеваний Александра Македонского, согласно Википедии, стало внедрение греческого письма в Средней Азии, которое, однако там не прижилось. Вопрос - почему? Он требует обсуждения.

Итак, согдийская письменность в Средней Азии присутствовала уже во времена Александра Македонского (4-ый век до нашей эры). Староуйгурская письменность же стала применяться лишь с 8-го века нашей эры. Откуда столь продолжительный разрыв? Старомонгольская письменность, согласно легенде о писце Тататунгу, появилась в 13-ом веке нашей эры. Тоже немаленький разрыв?

Затем последовали завоевания Чингис-хана. Здесь следовало бы ожидать стремительного распространения монгольского письма с востока на запад. Ведь не затем же Чингис-хан заставил писца Тататунгу изобрести монгольское письмо, чтобы затем не применять его на просторах своей империи? Однако, мы не имеем сведений не только о стремительном распространении и насаждении монгольского письма во владениях Чингис-хана, но и вообще о каком-либо заметном его использовании на этих территориях. Вопрос - почему?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Согдийцы жили долго в Центральной Азии, уйгуры - тоже, монголы - до сих пор. Эвенки пользуются старомонгольской письменностью даже.

Культурные феномены живут еще дольше. Вон латиница когда возникла - а живет чудесно до сих пор.

Старомонгольская письменность распространялась со скоростью распространения монгольской кавалерии.

На панцирях послов и генералов Екэ Монгол Улса сверкали начищенные пайцзы с суровым текстом приказа повиноваться.

Пространственно еще дальше - летели письма во Францию и Ватикан.

Кряхтели писцы, старательно выводя тексты указов.

Неплохо, кстати, канцелярское дело было поставлено.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пространственно еще дальше - летели письма во Францию и Ватикан.

Подобные письма в европейских библиотеках немногочисленны. Все они не являются оригиналами, а есть пересказы (переводы) с использованием европейских языков и европейских алфавитов.

Неплохо, кстати, канцелярское дело было поставлено.

Почему нет первоисточников? Единственный документ - "золотоордынская рукопись на бересте", найденная в Поволжье. Это не канцелярское письмо - предположительно стихотворение, половина которого на уйгурском языке. Береста также не типичный материал для этих мест. Других письменных источников на бересте в данной местности не отмечается. Они характерны для Новгорода, что существенно западнее.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подобные письма в европейских библиотеках немногочисленны. Все они не являются оригиналами, а есть пересказы (переводы) с использованием европейских языков и европейских алфавитов.

Почему не оригиналы?

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Gujuk/Gujuk.phtml

Памятник исследовался лучшими специалистами.

Почему нет первоисточников? Единственный документ - "золотоордынская рукопись на бересте", найденная в Поволжье. Это не канцелярское письмо - предположительно стихотворение, половина которого на уйгурском языке. Береста также не типичный материал для этих мест. Других письменных источников на бересте в данной местности не отмечается. Они характерны для Новгорода, что существенно западнее.

Есть. Все есть.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Памятник исследовался лучшими специалистами.

Есть. Все есть.

OK. Теперь я знаю о двух документах. Хочу знать больше. Думаю двухсотлетняя империя должна была оставить после себя больше документов.

Теперь хочу задать несколько вопросов по поводу указанного Вами документа.

1. Почему документ на персидском языке?

2. В документе я читаю: Силою бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где всходит, пожалованы нам. ... И если вы не последуете приказу бога и воспротивитесь нашим приказам, то вы станете (нашими) врагами. О каком боге говорит Далай-хан или Гуюк? Ясно, что не о христианском. Тогда о каком?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, вроде хватает. Люди книги пишут.

1. Документ писан по-персидски, наверное, чтобы поняли его содержание. А штемпель стоит классическим монгольским письмом. Тут уже несколько раз его обсуждали.

2. А может и о христианском, Гуюк вообще был окружен несторианами. Но на штемпеле говорится, что он правит силой Тенгри.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да согдийцы очень сильно были задействованы в Центральной Азии.

В Иркутской области они жили вплоть до XIV в. Темниковское городище

и т.д. связываются с ними. Они с X в. проживали там, сохранились средне-

азиатские монеты и т.д. В Дальнем Востоке одну археологическую культуру

также связывают с ними. В Якутии по преданиям до саха и тунгусов в Верхоянье

жили сортолы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для калмыцкого народа, равно как и для всех народов нашей страны, в послеоктябрьский период путь к будущему был посвящен абсурдной по своей сути сталинской идее классовой борьбы. Смысл ее заключался в том, что по мере продвижения к социально равноправному, справедливому обществу усиливается сопротивление, а следовательно и подрывная деятельность внутренних и внешних "врагов.

Объявленная бескомпромиссная борьба с ними вопреки народной воле была облечена иезуитским тезисом — цель оправдывает средства. Развернувшийся мощный маховик репрессий принес на алтарь осуществления заветной мечты — построение социализма — неисчислимые жертвы.

В 20-30-е годы подверглись насилию жизни и судьбы многих и многих людей. В числе их оказались наряду с представителями эксплуататорских классов и коммунисты, и служители религиозных культов, и интеллигенция, и рядовые беспартийные труженики. Были они разных национальностей, верующие и неверующие. Накопленные не одним поколением народов материальные, духовные ценности под флагом той же бескомпромиссной борьбы с якобы отжившим прошлым начали уничтожаться, разрушаться.

Превратившись в отлаженную систему, творимая в стране безнаказанность привела к тягчайшему обвинению не только людей, групп, но и народов в измене Родине. С карты Советского Союза стали исчезать отдельные национальные образования (районы, области, республики).

Одной из первых жертв стали поляки западных районов страны, корейцы Дальнего Востока, а затем и советские немцы. Вслед за ликвидацией в августе-сентябре 1941г. бывшей АССР Немцев Поволжья из Калмыкии в ноябре того же года было выселено в Казахстан и другие восточные районы страны все немецкое население. 27 декабря 1943г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была упразднена Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая Республика, и калмыки в одночасье вывезены конвойными частями НКВД СССР из родных мест. Оказавшись разбросанными по разным восточным, северным районам страны, высланные народы, не исключая калмыков, были обречены на беззащитность и безысходность. Ассимиляция, исчезновение должны были стать их конечным уделом. Всего в 30-50-е годы депортации подверглось 3226340 (по другим источникам 3441582) граждан разных национальностей и народностей СССР.

Правда об этом тягчайшем периоде в истории Калмыкии и других национальных образований СССР живет в народной памяти, документах. Её торжество в наши дни стало зрелой гражданской потребностью. Однако не' следует забывать того, что прежде путь к ней был тернистым и долгим. Отдавая дань ее первопроходцам, известным и безызвестным, вплоть до Настоящего времени остаются нераскрытыми многие стороны трагедии высланных, депортированных народов. Воссоздание исторической правды — долг каждого. Сегодня голоса невинных жертв, подвергшихся репрессиям и отдавших собственные жизни, все громче звучат, призывая и предостерегая от повторения черных дней в истории недавнего прошлого.

XX съезд КПСС, а вслед затем восстановление Калмыцкой Советской Социалистической Автономии (автономной области в 1957 г. и автономной республики в 1958 г.) явились поворотными в воссоздании исторической правды пережитого. При всей трудности сбора и обобщения материала, в большинстве случаев его недоступности, было положено начало для подготовки и издания первых работ, посвященных истории 20-50-х годов. В их числе небольшая, но очень важная по содержанию брошюра Д.Ц.-Д. Номинханова "В единой семье" (Элиста, 1967 г.), обобщающий труд "Очерки истории Калмыцкой АССР" (Дооктябрьский период. М., 1967; Эпоха социализма. М., 1970). В этих и других работах, насколько позволяла гласность того времени, был воссоздан период 30-50-х годов, а точнее показан самоотверженный труд народа, названы имена незаконно репрессированных государственных, общественных, культурных деятелей Калмыкии, впервые очень кратко описано упразднение национальной автономии, разделение ее территории между соседними областями, расселение высланного населения в Казахстане, Сибири, на Алтае, Сахалине, трудовой вклад депортированного народа в восстановление народного хозяйства в послевоенный период. Создание народной Книги Памяти жертв сталинских репрессий, написание подлинной истории стало возможно в наши дни.

В современном пристальном обращении к прошлому большое место занимают личные воспоминания тех, кому пришлось пережить период репрессий, депортации. Помогая воспроизвести истинную конкретную картину, они не могут восполнить документальные материалы, которые долгое время не то что не публиковались, но и не были доступны исследователям. Став достоянием центральных и ведомственных архивов, они отражают деятельность НКВД-МВД СССР, Прокуратуры СССР, Переселенческого управления СНК СССР, НК здравоохранения и других органов власти и управления по проведению мер, связанных с депортацией целых народов. Скрываемые от народного правосудия архивные материалы содержат сведения, позволяющие дать полную количественную характеристику жертв сталинской политики, проследить технологию проведения "операций" по обвинению прямыми и косвенными оговорами, фальсификациям, групповой ответственности одних людей за поступки других и т.д. По документам деятельности Прокуратуры СССР выясняются такие важные факты, как, например, то, что операция по выселению калмыцкого народа имела кодовое название "Улусы", о чем не обнаружено пока сведений в документах отдела спецпоселений (ОСП) НКВД СССР. В тех же материалах Прокуратуры СССР определенный интерес представляют проводимые ею проверки работы органов МВД СССР во второй половине 40-х годов как на местах поселений депортированных, так и органов, действовавших в прежних районах их проживания. Контроль осуществлялся с целью Выявления побегов выселенцев, задержаний и наказаний их. В целом значимость указанных и других документальных материалов непреходяща, несмотря на то, что их авторы и составители, стремясь побыстрее доложить начальству или по другим соображениям, допускали искажения фактов. Учитывая это и памятуя, что большинство из них в настоящей работе приводятся впервые, они даются без купюр с сохранением стиля. Данные документальные материалы составляют часть необработанных коллекций Центрального государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР, а также местных автономных республиканских архивов.

Несмотря на политические, социально-экономические и культурные трудности складывания и функционирования молодого Советского государства, накапливался определенный опыт в организации жизни многочисленных национальных меньшинств. Проводилась работа по их новому политическому и экономическому устройству, привлечению к активному участию в государственном управлении, хотя достичь эффективных результатов в условиях начавшейся складываться тоталитарной административно-командной системы было не так легко.

Каким образом оценивалось место калмыцкого народа в системе межнациональных отношений?

В ответах на поправки к резолюции XII съезда РКП(б) — 25 апреля 1923 г., касаясь калмыков, И.В.Сталин указывал: "Стоит допустить маленькую ошибку в отношении маленькой области калмыков, которые связаны с Тибетом и Китаем, и это отзовется гораздо хуже на нашей работе, чем ошибка в отношении Украины" (Сталин И.В., Соч., Т.5, С. 278). Тогда еще Сталин отчетливо представлял влияние российской действительности на пробуждавшиеся народы Востока и не случайно призывал "не предпринимать ничего такого, что могло бы, хотя бы отдаленно умалить значение каждой отдельной, самой маленькой народности на восточных окраинах". Однако, как и многие другие, это утверждение очень скоро останется на словах, а проводимая в стране национальная политика приобретёт черты, скорее всего, видимого интернационализма. Административно-командный стиль ее осуществления будет жестким, основанным на беспрекословном подчинении.

С установлением Советской власти в Калмыцкой степи был сделан важнейший по исторической значимости шаг по воссоединению в единое целое народа, разделенного еще при царизме и именуемого по месту их проживания астраханскими, ставропольскими, донскими, терскими (на р. Куме) калмыками. 13 июля 1920 г. Первый общекалмыцкий съезд Советов провозгласил образование Калмыцкой автономной области. Являясь ответом на Обращение Совета Народных Комиссаров РСФСР, подписанное 22 июля 1919 г. В.И.Лениным, оно свидетельствовало о возросшем политическом сознании калмыков, которые первоначально до середины 1918 года были предоставлены самим себе плыть по волнам Октябрьской революции. "...Большевизм калмыки понимали как вандализм, стремящийся все разрушить, уничтожить и сокрушить, в то же время не созидая ничего". Эта мысль была подчеркнута в докладе председателя КалмЦИКа А.Ч. Чапчаева на съезде (Чапчаев А. Выступления, речи, доклады. Сборник документов. Элиста, 1990, С. 11).

В Калмыкии начала утверждаться Новая по форме и содержанию национальная государственность.

По данным переписи населения 1926 г. в СССР общая численность калмыков составляла 132 тыс. чел., а численность всего населения в Калмыцкой автономной области — 134,6 тыс. чел. (Демографический энциклопедический словарь. М., 1985, С. 172, 432). Калмыки компактно проживали в Астраханском округе Сталинградской области и в Сальском округе Северо-Кавказкого края. И 20-30-е годы их жизнеустройством занимались советско-партийные органы. В частности, этот вопрос специально рассматривался на состоявшемся 9 марта 1927 г. Сталинградском областном совещании делегатов XV съезда партии от национальных меньшинств Сталинградской области. В 1928 г., благодаря большой подготовительной работе Оргбюро в составе представителей Калмыцкой автономной области и Северо-Кавказского края, был создан Калмыцкий район; по национальному составу район был многонациональным. Здесь жили и трудились калмыки, русские, немцы. Для их детей были открыты национальные школы, а в Пролетарском педтехникуме — калмыцкое отделение. Первым редактором районной газеты "Улан-мальч", издававшейся на калмыцком и русском языках, стал А.И. Сусеев, впоследствии народный поэт Калмыкии. В разное время возглавляли партийную организацию немец Беккермейстер, калмыки Н.У. Мусов, Д.Д. Орлов и др. Последний позднее стал одним из первых кандидатов философских наук, возглавлял Калмыцкий педагогический институт.

С постепенным утверждением тоталитарных методов в проведении национальной политики в стране был взят курс на "великие переселения". Он всецело коснулся всех больших и малых народов СССР. Как тогда объяснялось в советско-партийной прессе, делалось это якобы в исключительно гуманных целях, а именно для разгрузки отдельных районов от избыточной рабочей силы, ради освоения новых экономических регионов. Предварительные итоги переселений были подведены на состоявшемся в марте 1927 г. первом Всероссийском совещании работников по переселенческому делу. К этому времени в стране уже завершилась третья кампания по переселению. "Главной задачей переселенческих мероприятий, — отмечалось на заседании Президиума ЦИК Союза ССР, — должно быть заселение Дальнего Востока, Сахалина и Карело-Мурманского края с одновременным развертыванием в этих районах железнодорожного и промышленного строительства". Республики, принимавшие на жительство контингент переселенцев, проявляли заинтересованность в поставке рабочей силы. Но вместе с тем под перестроечно-переселенческим углом совершалось немало странностей. Порождением их явилось образование в Хабаровском крае Еврейской автономной области, в то время как евреи здесь ранее не жили, а о предоставлении подобного права местным коренным жителям — нанайцам, удэгейцам, нивхам вопрос не ставился.

Последующий, более значительный шаг в переселении народов был связан с коллективизацией сельского хозяйства. Он таил в себе явно жесткие меры как политического, так и экономического характера. В большей степени, чем это было раньше, переселение осуществлялось в принудительном порядке. Оно коснулось значительной части крестьян, и это не могло не вызвать в его среде сопротивления. Повсеместно на местах обострялась обстановка, создавались условия для развития общественной напряженности.

В докладе ОГПУ СССР по выселению зажиточных крестьян-кулаков отмечалось, что на основании директивы правительства и приказа ОГПУ от 2 февраля 1930 г. была определена численность намечаемых групп для переселения в разные районы страны. Указывалось также, что намеченные для приема районы не были подготовлены к столь огромному наплыву переселенцев. Поэтому 4 февраля было принято решение, согласно которому количество кулаков и членов их семей, подлежавших переселению, было заметно сокращено. 20000 семей, в том числе из Калмыцкой автономной области, предлагалось направить вместо Сибири и Казахстана в Северный край и на Урал.

В феврале 1930 г. была создана особая комиссия для проведения работ по ликвидации кулачества как класса. В ее состав вошли председатель облисполкома АЛ. Пюрбеев (председатель), Х.М. Джалыков, Павлов, Х.Б. Кануков, Поляков и Воробьев, Сексеев — секретари. (Партархив Калмыцкого обкома КПСС, ф. I, оп.7, д.1, л.195. Цитировано по: Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. М., 1970, С. 174). Начавшиеся поспешно раскулачивание и коллективизация в области совпали с засухой и неурожаем летом 1930 г. и тяжелой зимней бескормицей в зиму 1930 -1931 г. Это не могло не отразиться отрицательным образом на экономическом развитии области. Подобное наблюдалось повсеместно.

Страна пребывала в бурном движении. Началось сопротивление предпринимавшимся насильственным методам по вовлечению в колхозы, принудительному переселению. В докладе Отдела спецпоселений (ОСП) НКВД СССР мы находим сведения об участии в этой борьбе калмыков: " ...Калмыки. Известно о действии в конце 20-х годов широко разветвленной повстанческой организации "Нарна-Герел". ("Восходящее солнце") националистической интеллигенции, белого офицерства и т.д.

В марте 1930 г. буддийским духовенством было организовано восстание, в котором участвовали более 200 человек, прокатились антисоветские акции в Малодербетовском районе, целью которых являлся срыв мероприятий по колхозному строительству и ликвидации кулачества.

Летом 1931 г. была вскрыта и ликвидирована вторая крупная контрреволюционная повстанческая организация "Нарна Сувр" ("Закат"), ставившая целью борьбу с коллективизацией путем широкого подрыва авторитета партии и Советов среди населения, свержения Советской власти. Руководили ею: Лубсан Шарап, Тепкин-лама — глава буддийского духовенства Калмыкии, Гаря Огджаев и другие, сквозь призму современного гражданского покаяния-исповеди следует признать, что не все объявленные врагами и репрессированные представители народа, будь то вчерашние реэмигранты, зажиточные крестьяне, представители молодой советской интеллигенции, служители православной и буддийской церквей и другие, помышляли об антисоветской подрывной работе или вели её, создавали контрреволюционные организации. Официальный отказ от религии привел к открытому преследованию верующих, закрытию церквей. Обвинение в том, что "во всех вскрытых органами ГПУ контрреволюционных организациях, как правило, принимало участие буддийское духовенство, зачастую оно идейно руководило этими организациями" (Верность долгу. Элиста, изд. 1-2, 1986-1987, С. 5) обернулось для него массовыми репрессиями. С закрытием в начале 30-х годов калмыцкой духовной академии "Чееря" ранее отправленная на учебу в Лхaccy группа молодых ламаитов не вернулась на родину (А. Кичиков. О хуруле, если серьезно. — Советская Калмыкия, 1 марта 1991 г.).

Аналогичные акции, затронувшие все социальные слои населения, были характерны в этот период для многих, в том числе и национальных регионов страны.

Всего же по данным справки отдела по спецпоселениям ГУЛАГа ОГПУ "Сведения о выселенном кулачестве в 1930 - 1931 г." в этот период было выселено (с отправкой на спецпоселение) 381026 семей общей численностью 1803392 чел. (по другим данным — 388334 семьи). Пребывавшие в ссылке кулаки назывались до 1934 г. спецпереселенцами, в 1934-1944 гг. — трудпоселенцами, с 1944 г. — спецпоселенцами. Как отмечалось в справке 4-го отдела МВД СССР (1957 г.), "при практическом осуществлении (выселения — Н.Б.) состоятельные кулаки разделились на три категории: контрреволюционный актив, наиболее богатые, остальные". На начало января 1935 г. числилось на выселении 973693 кулака. С 1932 по 1937 гг. бежало из мест ссылок 632860 чел. и было возвращено из бегов 36700 чел. В подавляющем большинстве это были те, кто смог добраться до родных мест. Многие, заведомо зная, какая их ждет участь, не имея документов на руках, осмеливались устроиться в разных уголках страны, тщательно скрывая свое прошлое. Остававшиеся на выселении, обремененные детьми, стариками, больными были вынуждены приспосабливаться к суровым условиям Севера, Урала, жить в бараках, срочно сколоченных на болотных топях, терпеть гнус и переносить прочие трусости. Как правило, были лишены возможности заниматься сельским хозяйством. Поэтому им приходилось трудиться на рудниках, заводах, фабриках, стройках. На покрытие расходов, связанных с обслуживанием, первоначально удерживались из их трудовых заработков 25%, затем налоги были снижены до 15%, с 1938 г. — до 5%. Все кулаки были лишены избирательных прав, и только 25 января 1935 г. они были восстановлены в избирательных правах. Постановлением СНК СССР от 22 декабря 1938 г. дети кулаков получали паспорт на общих основаниях и имели право выезда к избранному месту проживания. К началу Великой Отечественной войны на спецпоселении оставались 930220 чел. из бывших кулацких семей, к октябрю 1945 г. — 606800, то есть 50% от выселенных к началу 1933 г., на начало 1954 г. — 17348 чел. Только 13 августа 1954 г. было принято постановление Совета Министров СССР "О снятии ограничений по спецпоселению с бывших кулаков, с немцев, взятых на учет по месту жительства, откуда выселения их не производилось, и с немцев, мобилизованных в период Великой Отечественной войны для работы в промышленности, которые выселению не подвергались". Как отмечалось в справке 4-го спецотдела МВД СССР (1957 г.), "за короткое время ограничения по спецпоселению со всех бывших кулаков, высылаемых из районов сплошной коллективизации в 1930-1933 гг., были сняты". Права автономной области Калмыкии как национально-государственного образования были расширены. С преобразованием области в Автономную Советскую Социалистическую Республику создавались необходимые условия для улучшения положения калмыцкого народа, его экономического и культурного развития. Все это способствовало, несмотря на усиление репрессивных актов, улучшению благосостояния республики, наблюдался естественный прирост населения.

По данным Всесоюзной переписи населения 1939 г., численность жителей Калмыцкой АССР составила 220689 человек. Граждане калмыцкой национальности составляли 48,6% всего населения республики и 45,6% — всех трудоспособных.

В экономике Калмыцкой АССР животноводство продолжало оставаться ведущим направлением. По данным Статуправления республики, в колхозах на декабрь 1943 г. числилось 349422 головы скота: крупного рогатого скота - 93161, овец - 2383711, лошадей - 7476, верблюдов - 2308, волов - 8316.

При всех достижениях к началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Калмыцкая АССР понесла немалые потери. Перекосы в коллективизации, закрытие церквей, массовые необоснованные обвинения в национализме и других прегрешениях перед Советской властью многих партийных, государственных работников, военных деятелей, представителей интеллигенции привели к тому, что в значительной степени был нанесен удар по духовному генофонду республики. Были объявлены народными врагами её руководители — А.Ч. Чапчаев, В.А. Хомутников, А.М. Амур-Санан, Х.М. Джалыков, А.П. Пюрбеев, М.Б.Дедеев и др. Большинство из них были расстреляны. Представители творческой интеллигенции К.Э. Эрендженов, С.К. Каляев, Даван Гаря, И.М. Мацаков, будучи ложно осужденными, оказались в лагерях ГУЛАГа Начавшаяся Великая Отечественная война явилась не только суровым испытанием на стойкость в борьбе с фашистскими оккупантами для многонациональной Калмыцкой АССР. Время не заставило долго ждать. Страшнее открытого врага — фашизма — оказались необоснованные подозрения, обвинения в государственной измене целого ряда национальных меньшинств. Одной из первых жертв стали советские немцы, предки которых, как известно, ещё в XIX в. обосновались с русскими, украинскими крестьянами-переселенцами в Калмыцкой степи. Не для одного поколения немцев она стала родиной.

12 августа 1941 г. было принято совместное постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), а затем 28 августа Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР (№ 21-60) "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". 27 августа 1941 г. НКВД СССР издал приказ, в котором был определен круг мероприятий по выполнению операции. Общее число граждан немецкой национальности, выселенных в несколько дней из 15-ти районов республики Немцев Поволжья, составило 446480 человек. Территория ликвидированной республики была разделена между Саратовской и Сталинградской областями. Правительство неоднократно, но безуспешно пыталось вселить сюда переселенцев из Тамбовской, Воронежской, Орловской, Пензенской областей. Первым переселенцам было предоставлено право безвозмездно пользоваться всем оставшимся имуществом в бывших селениях немцев. Последним предстоял растянувшийся на месяцы мучительный путь в неизвестность. Конечным пунктом были лагеря ГУЛАГа, трудовая армия, поселение на вечное жительство в глухих районах Казахстана, Алтая, Сибири.

Наряду с немцами из упраздненной республики, были высланы и те из них, кто проживал на территории других национально-государственных образований СССР.

3 ноября 1941 г. СНК СССР издал специальное распоряжение, послужившее юридическим основанием для проведения мер по выселению немецкого населения из Калмыцкой АССР. Причина объяснялась довольно просто — за принадлежность к нации, с которой велась война. Обвинение носило из-за приближения линии фронта превентивный характер. За месяц до указанного распоряжения СНК СССР был заготовлен проект приказа НКВД СССР о порядке проведения операции по выселению немцев из Калмыкии. В нем конкретно указывалось, что необходимо руководствоваться той же инструкцией НКВД СССР, что и при депортации немцев из республики Немцев Поволжья. В инструкции предусматривалась разработка подготовительных мероприятий, составление особого списка лиц, проживавших в немецких семьях, переселение которых было не обязательно; проведение самой операции по выселению, направлению к станциям погрузки и дальнейшему транспортированию к пунктам поселения.

Около 6000 граждан немецкой национальности, а среди них преимущественно старики и дети, были депортированы в восточные районы с территории Калмыцкой АССР, из которой два года спустя будет переселен весь калмыцкий народ. Всего в 1941-1942 гг. было переселено 1209430 немцев. (Кичихин А.Н. Советские немцы: откуда, куда и почему? Военно-исторический журнал. 1990. № 9. С. 34-36).

Таким образом, депортация советских немцев стала известна калмыцкому народу за два года до его собственной выселения. В обстановке вероломного нападения фашистской Германии на СССР она воспринималась зараженным иллюзорностью и верой в непогрешимость действий советско-партийных органов общественным сознанием как законная мера. Её поспешное проведение объяснялось многомиллионным трудовым массам возникшей необходимостью, порожденной внезапно начавшейся Великой Отечественной войной. Мало кто тогда задумывался над смыслом оказанного недоверия целому народу. По сути и форме проведения принятый акт относительно республики Немцев Поволжья был логическим продолжением абсурдной, усиленно насаждаемой в сознание советских людей идеи поиска внутренних врагов. Защита отечества и повышение политической бдительности в условиях военного времени способствовали ее еще большей действенности, чем это было в 20-30-е годы.

В тяжелейшей обстановке первого периода войны и оккупации фашистами значительной территории советских республик реально зримой становилась угроза приближения линии фронта к Калмыкии. Сыны и дочери молодой советской автономной республики с первых дней войны встали в ряды защитников Родины. Уроженцы Калмыкии Ю. Дзюба, А.У. Иванов, В.Б. Майоров, А. Мучкинов, Ц.Л. Пасугинов, Н.К. Санжиев и многие другие в числе первых встретили врага на западной границе СССР, став участниками героической обороны Брестской крепости. За первые 8 месяцев войны из республики было мобилизовано в ряды Красной Армии 20 тыс. воинов, среди которых каждый четвертый был коммунистом или комсомольцем. По рассказу директора только что открытого накануне войны, 6 июня 1941 г., Калмыцкого научно-исследовательского института И.К. Илишкина эвакуированный из г. Ленинграда академик Н.Н. Лоппе перед новобранцами в Элистинском военкомате читал "Джангар", призывая в трудный час Родины быть мужественными и храбрыми подобно народным эпическим героям. Воины Советской Калмыкии участвовали во всех крупных и малых сражениях. Имена первых героев Э. Деликова, В. Дармаева и других были хорошо известны в республике. Они вдохновляли оставшихся трудиться в народном хозяйстве по выполнению и перевыполнению плановых заданий. На постройку танковой колонны "Советская Калмыкия" было собрано 7830 руб.

Начав в мае 1942 года наступательные операции в Крыму и в направлении на Харьков, противник, воспользовавшись просчетами советского командования, в июле вышел к р. Дон. Согласно операции "Зигфрид", он начал прорываться на Кавказ с целью захвата Бакинского нефтяного бассейна. Для защиты флангов и прикрытия своего тыла в наступлении на Кавказ, как это позднее признавал генерал-фельдмаршал Паулюс, необходимо было достигнуть р. Волги в районе Сталинграда. В начале августа территория» Калмыкии оказалась под напором наступавшего правого фланга фашистской группировки войск.

12 августа 1942 г. фашисты заняли Элисту, преодолев сопротивление сводного отряда под командованием полковника Зубкова 91-й стрелковой и 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизий 51-й армии, местного истребительного отряда и отрядов НКВД СССР.

Продвижение гитлеровских войск по территории Калмыцкой АССР в сентябре 1942 г. было остановлено частями 51-й и 28-й армий, а также частями 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии в районе Улан Хола и Зензелей. Решающие бои завязались на Астраханском направлении у Хулхуты. Из 13-ти улусов республики полностью были оккупированы 5 (Западный, Яшалтинский, Приютненский, Троицкий и Сарпинский), частично — 3 (Черноземельский, Кетченеровский и Малодербетовский). В занятых улусах фашисты установили режим жестокого террора и насилий. Действовали военно-полевые комендатуры, военные отряды СС и СА. В помощь им на местах были срочно созданы городские и волостные управы, полиция. За неповиновение оккупационным властям людей начали истязать и расстреливать. Только в Западном улусе, по неполным данным, фашисты расстреляли 79 человек, в Элисте - более 800 чел. Всего же было замучено и расстреляно в республике около 20 тыс. мирных жителей и советских военнопленных. Однако и в этих условиях население оказывало сопротивление. На оккупированной территории республики действовали 13 партизанских отрядов.

Воины Калмыкии продолжали отважно сражаться с фашистами на многих фронтах Великой Отечественной войны. Известны многие имена калмыков, покрывших себя неувядаемой славой. Так, на Волховском фронте сражался в 197-м гвардейском стрелковом полку Шургучи Цебеков. Окончив курсы младших командиров в г. Ленинграде, он был переведен в 36-ю стрелковую бригаду. За боевые действия в войне Ш.Ч Дебеков был отмечен многими наградами. Последний гвардейский знак был вручен ему в 1943 г. на передовой линии фронта. Среди сражавшихся на фронтах войны были генерал-полковник О.И. Городовиков, генерал-лейтенант Б.Б. Городовиков, полковники М.С. Шарапов, В.А. Хомушиков, партизаны Б. Адучиев, В. Косиев, Т. Хахлынова и другие.

Многие из калмыков дошли до Берлина, приняв участие в штурме логова германского фашизма. Среди них Улюмджи Этенов, Александр Шунгуров, Деня Бадмаев, Сангаджи Белгеев, Десян Туючинов. Ратный подвиг каждого из трех последних отмечен боевыми наградами. Артиллерист У. Эгенов был награжден двумя орденами Славы. Калмыкам пришлось также участвовать в разгроме Квантунской армии. Одним из них был Эренцен Бадмаев, за взятие опорного пункта японцев представленный к званию Героя Советского Союза. Он был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Лишь спустя 45 лет, 14 июня 1990г., ему вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина. Так распорядилась нелегкая судьба. ЭЛ. Бадмаева, разделившего горькую долю народа, сыном которого он являлся.

После победы в битве под Сталинградом и освобождения территории Калмыкии от оккупантов Советское правительство разработало комплекс мер по восстановлению народного хозяйства республики.

Гитлеровцы совершенно разрушили столицу республики, улусные центры, хозяйства 124 колхозов, 10 совхозов и 14 МТС, клубы, Дома культуры. Началось восстановление хозяйств и предприятий республики. К осени 1943 г. работали 142 колхоза, 17 МТС, 13 совхозов, 53 предприятия местной промышленности и промысловой кооперации.

Несмотря на огромные экономические трудности, многие хозяйства справлялись с заданиями.

Огромный труд был вложен в дело восстановления учреждений культуры и просвещения. На восстановление зданий школ в Элисте и в поселках Совнаркомом РСФСР в 1943 г. было отпущено 3,5 млн. руб. и 2 тыс. кубометров лесоматериалов.

Однако в судьбе республики роковую роль сыграли возникшие после ее освобождения обвинения. В руководстве страны очень скоро было сформулировано и выдвинуто обвинение якобы чуть ли не в поголовном сотрудничестве калмыков с гитлеровскими оккупантами и предательстве ими интересов Родины. Дополнялся этот миф тем, что будто летом 1942 г. 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия почти в полном составе сдалась в плен. В действительности воины этой дивизии в большинстве своем полегли на поле брани. После того, как в ней осталось 11% калмыков, было решено ее личный состав передать на пополнение частей 4-го гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса. Упразднение воинского национального формирования было продиктовано планами верховного командования. О ее сдаче в плен или добровольном переходе на сторону противника, а тем более о самоликвидации не было и речи. Обвинительные измышления, основанные на слухах, отразились на судьбе народа. Дезинформация, попадавшая в официальные документы без предварительной проверки, имела непредсказуемые последствия. В этом сказывалась роль службистов, стремившихся побыстрее отрапортовать о якобы значительных по масштабности проведенных ими операциях по выявлению и ликвидации дезертиров, бандитских, уголовных элементов, порожденных условиями военного времени. В период оккупации последние становились пособниками фашистов. Их руками осуществлялась расправа над гражданским населением, не желавшим покориться поработителям.

Черную память в народе оставила деятельность базировавшейся в г. Элисте службы команды "ЕК-11АСД". Позднее она была преобразована в "зондеркоманду Астрахань". Её руководители доктор Долл (шарфюрер СС барон Лео фон дер Рекк) и гаупштурмфюрер Роль Маурер проводили совещания с местными "авторитетами" — стариками, давая обещания помочь в "организации хозяйств калмыков на основе частной собственности, в создании калмыцкого национального правительства". Самолично доктор Долл занимался формированием "добровольного кавалерийского эскадрона в 150 чел.". По данным, поступившим позднее в Отдел спецпоселений НКВД СССР, на оккупированной части Калмыцкой АССР действовали 12 террористических группировок общей численностью свыше 500 чел. Фашистами был создан кавалерийский корпус якобы в 25 эскадронов. По другим сведениям указанного отдела в этом корпусе — легионе было 13 эскадронов в 1200 всадников и корпус был причастен к угону фашистами в декабре 1943 г. 40 тыс. чел. из 6-ти населенных пунктов Калмыкии. Насколько поступившая в официальные органы информация соответствовала действительности, доскональных расследований не проводилось. Поступавшие частные сообщения не анализировались. В целом они не позволяли воссоздать истинные размеры и действия сколоченных оккупантами групп. Получившие из уст фашистов наименования "команда", "отряд", "эскадрон", "корпус", называемые не без умысла именем народа, обернулись для последнего недоброй молвой, которая очень скоро превратилась в беду. Появилось на свет огульное обвинение калмыцкого народа в пособничестве фашизму. В вину ему были поставлены действия завербованных оккупантами предателей, ставших на путь грабежей, насилий, убийств честных людей. Хотя сразу же после освобождения территории от оккупации остатки бандитских элементов были ликвидированы, но совершенные ими преступления были инкриминированы всему народу, который и без того пострадал от них.

В то время, как вступала в завершающую фазу подготовка к необоснованному акту по отношению ко всему калмыцкому народу, созданный при СНК СССР 21 августа 1943 г. Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от оккупации, приступил к ликвидации ущерба, понесенного Калмыцкой АССР. Входивший в состав Комитета Л. Берия, а возможно кто из других его членов — А.А. Андреев, Н.А. Вознесенский, А.И. Микоян и председатель Г.М. Маленков были причастны к готовившейся преступной акции. Началом её официального проведения в жизнь стало подписание 27 декабря 1943 г. М.И. Калининым Указа Президиума Верховного Совета СССР "О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР" за № 115/144. За лаконичной формулировкой его названия скрывалось следующее содержание:

Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население,— Президиум Верховного Совета СССР

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать.

Совету Народных Комиссаров СССР наделить калмыков в новых местах поселения землей и оказать им необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству.

Образовать в составе РСФСР Астраханскую область с центром в гор. Астрахани.

Включить в состав Астраханской области районы бывшей Калмыцкой АССР — Долбанский, Кетченеровский, Лаганский, Приволжский, Троицкий, Улан-Хольский, Черноземельский, Юстинский и гор. Элиста; районы Астраханского округа - Владимировский, Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Наримановский, Харабалинский и гор. Астрахань.

Астраханский округ Сталинградской области ликвидировать.

Районы бывшей Калмыцкой АССР — Малодербетовский и Сарпинский включить в состав Сталинградской области; Западный (Башанта), Яшалтинский — включить в состав Ростовской области; Приютненский — в состав Ставропольского края.

Указ не был обнародован и под грифом "Секретно" хранился долгие годы. То же случилось и с принятым 28 декабря 1943 года постановлением СНК СССР № 1432-425 за подписью В.М.Молотова. Данным постановлением определялась судьба депортируемого народа:

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР всех калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР, выселить в Алтайский, Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. Из них в Алтайский край — 25 тыс. чел., в Омскую обл. — 25 тыс. чел., в Новосибирскую обл. — 20 тыс. человек.

...Расселение калмыков произвести главным образом в сельском хозяйстве, животноводстве и рыболовстве.

...Обязать председателей крайисполкомов Алтайского края" Корчагина, Красноярского края — Колушинского, облисполкомов Новосибирской обл. Токарева, Омской области — Гришина обеспечить прием и проживание, создать комиссию, провести подготовительные мероприятия и т.д. Госплану обеспечить строительство жилья. Все меры предусмотреть Наркомздраву, Наркомзему...".

http://www.nutug.ru/biblioteka/bugai_n_f/1.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, вроде хватает. Люди книги пишут.

Давайте обсуждать не книги, написанные в поздние времена, а сами первоисточники. Пожалуйста, очень прошу, дайте ссылки на другие документы.

Документ писан по-персидски, наверное, чтобы поняли его содержание.

Документ адресован Папе Римскому, а написан по персидски. Какая-то нестыковка получается.

А может и о христианском, Гуюк вообще был окружен несторианами. Но на штемпеле говорится, что он правит силой Тенгри.

Быть окруженным христианами и считать себя правящим от имени христианского бога - это разные вещи. Если речь идет о Тенгри, то поясните, кто это? Это бог? Веруют ли в него монголы в наше время? Если нет, то когда и по какой причине произошла смена верований?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да согдийцы очень сильно были задействованы в Центральной Азии. ... Они с X в. проживали там, сохранились средне-азиатские монеты и т.д.

ОК. Среднеазиатские монеты сохранились, а монеты Чингис-хана не сохранились. Вот эту проблему и надо прояснить.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Давайте обсуждать не книги, написанные в поздние времена, а сами первоисточники. Пожалуйста, очень прошу, дайте ссылки на другие документы.
Так, а есть в сети и "Сокровенное сказание монголов" и "Мэн-да-бэй-лу" и Рашид-ад-дин. Возьмите какую-нибудь монографию по истории Монгольской империи (например, Крадина или Трепавлова), там и найдете библиографию источников.
Документ адресован Папе Римскому, а написан по персидски. Какая-то нестыковка получается.
Почему? В 19 веке, да и во многом сейчас и вовсе пользовались французским языком для международной переписки.
Быть окруженным христианами и считать себя правящим от имени христианского бога - это разные вещи. Если речь идет о Тенгри, то поясните, кто это? Это бог? Веруют ли в него монголы в наше время? Если нет, то когда и по какой причине произошла смена верований?
Посмотрите энциклопедию "Мифы народов мира" в статьях "Тенгри" и "Монгольская мифология". Полагаю, что к монгольским традиционным верованиям добавились представления буддизма и др. религий, после принятия их на государственном уровне.
ОК. Среднеазиатские монеты сохранились, а монеты Чингис-хана не сохранились. Вот эту проблему и надо прояснить.
Интересно, Чингисхан умер в 1227. Печатали ли монголы какие-то "имперские деньги" вообще? Вряд ли. Но деньги местных администраций сохранились, на них выбивались имена ханов.

http://www.litportal.ru/genre39/author4804/read/page/9/book21458.html

А Юань в Китае вовсе стремились ввести единые бумажные деньги.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сохранились. Можно, например, посмотреть работы Лубо-Лесниченко по коллекции Минусинского музея.

Share this post


Link to post
Share on other sites
manwkids3.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

А можете ссылку кинуть на статью "Юрченко А.Г. Монгольская мужская прическа",если знаете? Я по яндексу рылась,но не могу найти :(

Если с воинским сословием все понятно - отпускали волосы,заплетали косы,то в отношении других сословий есть неясности.У Калашникова в Жестоком веке написано,что обычные прически(без заплетания косичек,бритья макушки) носили простолюдины.Интересно насколько это точно?

Edited by Dilara hanim

Share this post


Link to post
Share on other sites
014-0150.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...