Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Правители Монгольской империи

Рекомендуемые сообщения

 

 

...

Да, я лично согласен с тем, что ойрат-монголы принадлежали к монгольскому миру Чингис-Хаана.

Но можно ли то же самое сказать про халха?

 

Никуда я не ушёл. Ответьте и не тратьте время на перечитывание своих же вопросов: так откуда сведения?

 

Duwa-Soqor, 

Вы сами же и ответили на свой вопрос "Так откуда сведения?", ответив: "Баят одиночка не в счет". Ну хорошо, рад за ойратов, что они сохраняют свою этническую самостоятельность по отношению к титульному этносу - халха.

А вообще с вами очень сложно вести конструктивный диалог. Вы оперируете односложными фразами, все время задаете вопросы, я не вижу вашей заинтересованности что-либо выяснить.

 

Ну баят будь он хоть семи пядей во лбу может говорить только лишь за себя, а не за всех ойрат-монголов.

Вы вот говорите:"традиции и обычаи ойратов практически идентичны тюркским". Можно поподробнее буйн болтха таднд!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Но можно ли то же самое сказать про халха?

 

А почему нельзя? При династии Юань монголами была не только власть. Монголы еще и жили кое-где, не все же  в улус Джучи ушли. Кстати, многие монголы из улуса Джучи обратно домой вернулись. 

 

 

 Мне кажется слишком высокопарно звучит то, что большинство населения МНР это омонголенные тюрки и ойраты. 

это зависит от ответа на вопрос "на каком языке разговаривали монголы ЧХ?"

 

 

У вас есть "подозрения" что они разговаривали НЕ на монгольском? К примеру, называли сурка по-тюркски, а не по-монгольски?  :qazaq1:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Вы вот говорите:"традиции и обычаи ойратов практически идентичны тюркским". Можно поподробнее буйн болтха таднд!

 

Ойротская автономная область (Ойротская АО) — административно-территориальная единица РСФСР, существовавшая с 1922 по 1948 годы.

Там теперь живут тюрки...

 

это зависит от ответа на вопрос "на каком языке разговаривали монголы ЧХ?"

 

 

 

 

У вас есть "подозрения" что они разговаривали НЕ на монгольском? К примеру, называли сурка по-тюркски, а не по-монгольски?  :qazaq1:

 

Были подозрения, да сплыли. Появилась уверенность  :).

Чтобы проверить и проанализировать объективные данные на эту тему, почитайте материалы форума хотя бы за последние лет 5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, многие монголы из улуса Джучи обратно домой вернулись. 

Очень интересно. Когда они вернулись и кто именно вернулся из улуса Джучи? Какие до окончания правления Берке(Береке) хана и какие после его правления вернулись домой? И дайте ссылку на источник пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вы вот говорите:"традиции и обычаи ойратов практически идентичны тюркским". Можно поподробнее буйн болтха таднд!

Ойротская автономная область (Ойротская АО) — административно-территориальная единица РСФСР, существовавшая с 1922 по 1948 годы.

Там теперь живут тюрки...

Это что по вашему ответ на мой вопрос? Я вот тут заинтересован у вас выяснить про идентичность традиций и обычаев. Причём тут алтайцы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

читаю на протяжении около 3-х лет... Очень много откровенно грустного, могу сказать. 

 

Ясное дело, что большая часть "монголов" Чингиз-хана, двинувшаяся на запад, по мере продвижения стала тюркоязычной. Здесь стандартно сработал принцип "снежного кома". Так образовывались и Тюркские Каганаты (см. надпись Тоньюкука). Только в том случае было племя turk, а в случае Чингиз-хана были монголы. Еще пример: кыргызы енисейские (ГЯНЬГУНЬ) были известны раньше тюрков, однако они сейчас разговаривают на "тюркском" языке. Тюрки стали ГЛАВНЫМИ- и мы о них поэтому знаем. Были бы главными "тюрко"язычные СИРЫ- мы бы про тюрок и не услышали никогда. 

 

А "объективные" данные, которые я видел на этом форуме, это сходство нескольких слов (что совсем не удивительно, учитывая многовековое соседство и подвергнутую критике Алтайскую теорию),и некоторые различия в казахской и монгольской культуре на уровне этнографии.

 

ВСЕ! БОЛЬШЕ НЕТ НИЧЕГО! Да, забыл, упомянуть "Чингиз-наме" и "Лугат-ат-тюрк", два откровенных заказняка своего времени. 

А против вашей теории работает АРХЕОЛОГИЯ....

Тут некоторые пытаются сделать открытие "вселенского масштаба" из того, что "нельзя опираться на палку" или "втыкать ножик в огонь"...  А на то, что прошло 800 лет, про то что несколько раз менялась религиозная и окружающая социокультурная обстановка, никто внимания не обращает... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кстати, многие монголы из улуса Джучи обратно домой вернулись. 

Очень интересно. Когда они вернулись и кто именно вернулся из улуса Джучи? Какие до окончания правления Берке(Береке) хана и какие после его правления вернулись домой? И дайте ссылку на источник пожалуйста.

 

При чем тут вообще Берке?

Гуюк-хан что, один от Батухана ушел? Там еще народ был, и не мало.Он один в принципе не мог передвигаться.  Почитайте хотя-бы "Сокровенное сказание", или еще что-нибудь... Об этом столько написано, что даже специально искать не буду. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1)Элементарно, их просто мало (но они давно растворились среди калмыков и остался лишь формализм в виде наименования)

2)Скорее всего появились или не появились. Оставьте гадание бабушкам.

1)термин "элементарно" - оставьте для Шерлока Холмса..Это исторический форум,а не детективный..Хотелось бы услышать факты по поводу %-ного соотношения тюркского компонента в составе ойратов..

2)Пожалуйста вот аргументы :

Хойт Санжи

"Обзор ойратской истории"

 

Глава II. Часть II. Монгольский период. Выделение ойратского этнического и политического союза и темный период (кон. XIV-XVI века).

 

Авляев (1994) выводит родословную Махмуда, Тогона, Эсена и последующих за ними зюнгарских ханов. Он предполагает, что этот этноним восходит к киргизам Енисея (киргизский термин "чоро" - богатыри, витязи): "Впоследствии это - ханский род племени «зюнгар» и «дербет», обойраченный, среди коренных ойратов конца XIV - XVI вв."

Кроме того у алтайцев и телеутов - есть род "чорос"..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему монголы Шынгысхана не могли разговаривать на двух языках? Не нужно примерять современные правила развития языков современных народов. Казахи, кыргызы, узбеки, халхи это современные этносы, у которых язык подвергался унификации. В тем времена возможно к языку не придавалось такого значения как сейчас. Культурная, бытовая, общехозяйственная близость была определяющей. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

читаю на протяжении около 3-х лет... Очень много откровенно грустного, могу сказать. 

 

Ясное дело, что большая часть "монголов" Чингиз-хана, двинувшаяся на запад, по мере продвижения стала тюркоязычной. Здесь стандартно сработал принцип "снежного кома". Так образовывались и Тюркские Каганаты (см. надпись Тоньюкука). Только в том случае было племя turk, а в случае Чингиз-хана были монголы. Еще пример: кыргызы енисейские (ГЯНЬГУНЬ) были известны раньше тюрков, однако они сейчас разговаривают на "тюркском" языке. Тюрки стали ГЛАВНЫМИ- и мы о них поэтому знаем. Были бы главными "тюрко"язычные СИРЫ- мы бы про тюрок и не услышали никогда. 

 

А "объективные" данные, которые я видел на этом форуме, это сходство нескольких слов (что совсем не удивительно, учитывая многовековое соседство и подвергнутую критике Алтайскую теорию),и некоторые различия в казахской и монгольской культуре на уровне этнографии.

 

ВСЕ! БОЛЬШЕ НЕТ НИЧЕГО! Да, забыл, упомянуть "Чингиз-наме" и "Лугат-ат-тюрк", два откровенных заказняка своего времени. 

А против вашей теории работает АРХЕОЛОГИЯ....

Тут некоторые пытаются сделать открытие "вселенского масштаба" из того, что "нельзя опираться на палку" или "втыкать ножик в огонь"...  А на то, что прошло 800 лет, про то что несколько раз менялась религиозная и окружающая социокультурная обстановка, никто внимания не обращает... 

Вы наверное хотели сказать Огуз-наме и Диуани-лугат-ат-тюрк

Ладно с названиями ошиблись, но обвинять авторов во лжи или пишущим под заказ это уже через-чур. Что по вашему Махмуд Кашгари живший в 11 веке специально все халха-монгольские слова записал тюркскими, чтобы примазать Чингисхана к тюркам? 

Вот эти Ваши слова более благоразумнее звучат:

 

А на то, что прошло 800 лет, про то что несколько раз менялась религиозная и окружающая социокультурная обстановка, никто внимания не обращает... 

 

Только на это халхасцам следует обратить внимание и признать что они далеки от племен Чингисхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее всего появились или не появились. Оставьте гадание бабушкам.

И еще : 5.Государство Хонгорай (1399-1727 гг.) 5.1 Образование этнополитического союза Хонгорай.[Бейшеналиев. 1995. с.11.]

 

Цитата "...В 1393 г. на Саяно-Алтае образуется коалиция, получившая название «Дурбен Ойрат» - т.е. четыре ойрата, куда вошли четыре группировки – олеты, багатуты, хойты и кэргуты. Под именем «кэргут» выступал этноним «кыргыз», представленный в монголизированной форме..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее всего появились или не появились. Оставьте гадание бабушкам.

В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков (Образование этнополитического союза «Хонгорай»)

 

После падения в 1368 г. Монгольской империи Юань, куда входила территория Саяно-Алтая, Монголия, раздираемая междоусобной борьбой, потеряла свою власть над кыргызами. Последние воспользовались предоставленной возможностью и предприняли небезуспешные попытки создания своей собственной государственности. В конце XIV в. кыргызы в борьбе против восточных монголов объединились в союз с ойратами, где заняли лидирующее положение. Предводитель кыргызского тумена в Ойратской федерации Угэчи-кашка в 1399 г. решил учредить новое официальное название для своего владения.Вероятно, в течение XV-XVI вв. различные племенные группы (туматы, урдуты, кераиты и др.), оказавшиеся волею монгольских властителей в долине Среднего Енисея, были объединены под эгидой кыргызов в единый этнополитический союз «Хонгор» или «Хонгорай». Основанием для подобного заключения являются показания широкого круга источников и, в первую очередь, письменных документов XVII — начала XVIII вв.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще пример: кыргызы енисейские (ГЯНЬГУНЬ) были известны раньше тюрков, однако они сейчас разговаривают на "тюркском" языке.

Вы предполагаете,что гяньгуни-кыргызы (201 г.Д.Н.Э.) разговаривали на другом,нетюркском языке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При чем тут вообще Берке?

 

Гуюк-хан что, один от Батухана ушел? Там еще народ был, и не мало.Он один в принципе не мог передвигаться.  Почитайте хотя-бы "Сокровенное сказание", или еще что-нибудь... Об этом столько написано, что даже специально искать не буду. 

Причем тут Берке? Глупый вопрос. Понятно что историю Золотой орды вы знаете плохо. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

читаю на протяжении около 3-х лет... Очень много откровенно грустного, могу сказать. 

 

Ясное дело, что большая часть "монголов" Чингиз-хана, двинувшаяся на запад, по мере продвижения стала тюркоязычной. Здесь стандартно сработал принцип "снежного кома". Так образовывались и Тюркские Каганаты (см. надпись Тоньюкука). Только в том случае было племя turk, а в случае Чингиз-хана были монголы. Еще пример: кыргызы енисейские (ГЯНЬГУНЬ) были известны раньше тюрков, однако они сейчас разговаривают на "тюркском" языке. Тюрки стали ГЛАВНЫМИ- и мы о них поэтому знаем. Были бы главными "тюрко"язычные СИРЫ- мы бы про тюрок и не услышали никогда. 

 

А "объективные" данные, которые я видел на этом форуме, это сходство нескольких слов (что совсем не удивительно, учитывая многовековое соседство и подвергнутую критике Алтайскую теорию),и некоторые различия в казахской и монгольской культуре на уровне этнографии.

 

ВСЕ! БОЛЬШЕ НЕТ НИЧЕГО! Да, забыл, упомянуть "Чингиз-наме" и "Лугат-ат-тюрк", два откровенных заказняка своего времени. 

А против вашей теории работает АРХЕОЛОГИЯ....

Тут некоторые пытаются сделать открытие "вселенского масштаба" из того, что "нельзя опираться на палку" или "втыкать ножик в огонь"...  А на то, что прошло 800 лет, про то что несколько раз менялась религиозная и окружающая социокультурная обстановка, никто внимания не обращает... 

Вы наверное хотели сказать Огуз-наме и Диуани-лугат-ат-тюрк

Ладно с названиями ошиблись, но обвинять авторов во лжи или пишущим под заказ это уже через-чур. Что по вашему Махмуд Кашгари живший в 11 веке специально все халха-монгольские слова записал тюркскими, чтобы примазать Чингисхана к тюркам? 

Вот эти Ваши слова более благоразумнее звучат:

 

А на то, что прошло 800 лет, про то что несколько раз менялась религиозная и окружающая социокультурная обстановка, никто внимания не обращает... 

 

Только на это халхасцам следует обратить внимание и признать что они далеки от племен Чингисхана.

 

 

 

 

читаю на протяжении около 3-х лет... Очень много откровенно грустного, могу сказать. 

 

Ясное дело, что большая часть "монголов" Чингиз-хана, двинувшаяся на запад, по мере продвижения стала тюркоязычной. Здесь стандартно сработал принцип "снежного кома". Так образовывались и Тюркские Каганаты (см. надпись Тоньюкука). Только в том случае было племя turk, а в случае Чингиз-хана были монголы. Еще пример: кыргызы енисейские (ГЯНЬГУНЬ) были известны раньше тюрков, однако они сейчас разговаривают на "тюркском" языке. Тюрки стали ГЛАВНЫМИ- и мы о них поэтому знаем. Были бы главными "тюрко"язычные СИРЫ- мы бы про тюрок и не услышали никогда. 

 

А "объективные" данные, которые я видел на этом форуме, это сходство нескольких слов (что совсем не удивительно, учитывая многовековое соседство и подвергнутую критике Алтайскую теорию),и некоторые различия в казахской и монгольской культуре на уровне этнографии.

 

ВСЕ! БОЛЬШЕ НЕТ НИЧЕГО! Да, забыл, упомянуть "Чингиз-наме" и "Лугат-ат-тюрк", два откровенных заказняка своего времени. 

А против вашей теории работает АРХЕОЛОГИЯ....

Тут некоторые пытаются сделать открытие "вселенского масштаба" из того, что "нельзя опираться на палку" или "втыкать ножик в огонь"...  А на то, что прошло 800 лет, про то что несколько раз менялась религиозная и окружающая социокультурная обстановка, никто внимания не обращает... 

Вы наверное хотели сказать Огуз-наме и Диуани-лугат-ат-тюрк

Ладно с названиями ошиблись, но обвинять авторов во лжи или пишущим под заказ это уже через-чур. Что по вашему Махмуд Кашгари живший в 11 веке специально все халха-монгольские слова записал тюркскими, чтобы примазать Чингисхана к тюркам? 

Вот эти Ваши слова более благоразумнее звучат:

 

А на то, что прошло 800 лет, про то что несколько раз менялась религиозная и окружающая социокультурная обстановка, никто внимания не обращает... 

 

Только на это халхасцам следует обратить внимание и признать что они далеки от племен Чингисхана.

 

Спасибо, поправлю себя, писал быстро:

"родословие тюрков шаджарат ал-атрак". Еще какая-то чушь была, где Барласы-Тимуриды оправдывают свое происхождение, записываясь в Тюрки.

Про Махмуда Кашгарского ничего не имел в виду

 

Крайняя реплика о чем? О том, что Халхасцы не могут являться потомками тех воинов, которые воевали (к примеру) в Китае, создавая Юань? Этот вывод сделан на основании чего?

Вообще-то в войско Чингизхана набирались воины не только с родных мест, а и с завоеванных территорий забирали минимум 10%, если что. И чем так "отличились" халхасы, что их даже в войско не брали? Очень интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Еще пример: кыргызы енисейские (ГЯНЬГУНЬ) были известны раньше тюрков, однако они сейчас разговаривают на "тюркском" языке.

Вы предполагаете,что гяньгуни-кыргызы (201 г.Д.Н.Э.) разговаривали на другом,нетюркском языке?

 

Нет конечно. Они разговаривали на этом-же языке, который мы привыкли называть тюркским. Просто в 201 г.д.н.э. про Тюрок еще никто не слышал, а Гяньгуни попали в летописи. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

При чем тут вообще Берке?

 

Гуюк-хан что, один от Батухана ушел? Там еще народ был, и не мало.Он один в принципе не мог передвигаться.  Почитайте хотя-бы "Сокровенное сказание", или еще что-нибудь... Об этом столько написано, что даже специально искать не буду. 

Причем тут Берке? Глупый вопрос. Понятно что историю Золотой орды вы знаете плохо

 

Тогда потрудитесь указать на связь между отходом Гуюка и части монголов из улуса Джучи с правлением Берке. ;)  Можете еще присоединить принятие Берке Ислама. А я с удовольствием почитаю :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда потрудитесь указать на связь между отходом Гуюка и части монголов из улуса Джучи с правлением Берке. ;)  Можете еще присоединить принятие Берке Ислама. А я с удовольствием почитаю :lol:

Тогда... можете... еще... а я... и т.д и т.п.

Не надо суетиться, вопрос был простым. Вот зачем мне вся эта ваша писанина? Зря напрягаетесь.

Чтоб знали на будущее, после правления Берке, улус стал фактически независимым. Вот и вся "сложная-непонятная" связь с Берке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тогда потрудитесь указать на связь между отходом Гуюка и части монголов из улуса Джучи с правлением Берке. ;)  Можете еще присоединить принятие Берке Ислама. А я с удовольствием почитаю :lol:

Тогда... можете... еще... а я... и т.д и т.п.

Не надо суетиться, вопрос был простым. Вот зачем мне вся эта ваша писанина? Зря напрягаетесь.

Чтоб знали на будущее, после правления Берке, улус стал фактически независимым. Вот и вся "сложная-непонятная" связь с Берке.

 

Слив засчитан.

Добавлю, "улус стал фактически независим" после того, как от Бату-хана слился ряд видных деятелей со своими отрядами. Первоисточники вам в помощь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слив засчитан.

 

 

Добавлю, "улус стал фактически независим" после того, как от Бату-хана слился ряд видных деятелей со своими отрядами. Первоисточники вам в помощь.

Засчитывайте "слив", если это делает вас счастливее)

Ну понятно теперь с кем я разговариваю) Даже простую просьбу попытались в спор перевести. 

Суетливость и сильное желание спорить и кому-то что-то доказать - явный признак неуверенности и проигрыша. 

То "барли" - барласы у вас, а тут вместо краткого ответа какой-то бардак. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Даже простую просьбу попытались в спор перевести."

 

Что это просьба была- откровенно не понял. 

Если это действительно так- тогда извиняюсь.  Издержки письменного общения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Большинство населения МНР - это омонголенные тюрки и ойраты, традиции и обычаи которых отличны от халха и практически идентичны тюркским.

Внутренняя политика и идеология в МНР делают свое дело, поэтому все больше его жителей отождествляют себя с этносом халха. Один мой коллега, баят по крови, тем не менее, как-то в разговоре твердо сказал, что он халха, что означает "защитник".

Не лгите. С чего вы взяли что ойраты омонголились? 

 

под "омонголились" я имел в виду, с одной стороны, то, что "все больше его жителей отождествляют себя с этносом халха",

Откуда у вас такие сведения, что ойраты Монголии вдруг решили быть не ойрат-монголами а халх-монголами? Баят одиночка не в счёт.

Во вторых, вы неверно используете термин "омонголились", поскольку ойрат-монголы принадлежали и принадлежат к монгольскому миру.

 

Вы опять ушли в сторону и опять вырываете слова из контекста. Посмотрите на название темы - "Обычаи и традиции монголов Чингисхана по записям Плано Карпини" и еще раз обратите внимание на то, о чем я писал: "Объект сравнения - халха-монголы - неоднозначен, размыт. Большинство населения МНР - это омонголенные тюрки и ойраты, традиции и обычаи которых отличны от халха и практически идентичны тюркским".
Т.е. речь идет о сравнении обычаев и традиций тюрков и ойратов, с одной стороны, и халха с другой стороны.
Да, я лично согласен с тем, что ойрат-монголы принадлежали к монгольскому миру Чингис-Хаана.
Но можно ли то же самое сказать про халха?

 

Интересно каковы отличия тангды тывинцев (российских тувинцев) и халха монголов?  = Отличия 0%, т.е. нету отличия.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Халха и прочие монголы утеряли традиции средневековых монгол из-за многовековой манжурской экспансии. Думается, что она была не только культурной, но и кровной, т.е. мешались с ними. Иначе бы что-нибудь бы сохранилось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

Большинство населения МНР - это омонголенные тюрки и ойраты, традиции и обычаи которых отличны от халха и практически идентичны тюркским.

Внутренняя политика и идеология в МНР делают свое дело, поэтому все больше его жителей отождествляют себя с этносом халха. Один мой коллега, баят по крови, тем не менее, как-то в разговоре твердо сказал, что он халха, что означает "защитник".

Не лгите. С чего вы взяли что ойраты омонголились? 

 

под "омонголились" я имел в виду, с одной стороны, то, что "все больше его жителей отождествляют себя с этносом халха",

Откуда у вас такие сведения, что ойраты Монголии вдруг решили быть не ойрат-монголами а халх-монголами? Баят одиночка не в счёт.

Во вторых, вы неверно используете термин "омонголились", поскольку ойрат-монголы принадлежали и принадлежат к монгольскому миру.

 

Вы опять ушли в сторону и опять вырываете слова из контекста. Посмотрите на название темы - "Обычаи и традиции монголов Чингисхана по записям Плано Карпини" и еще раз обратите внимание на то, о чем я писал: "Объект сравнения - халха-монголы - неоднозначен, размыт. Большинство населения МНР - это омонголенные тюрки и ойраты, традиции и обычаи которых отличны от халха и практически идентичны тюркским".
Т.е. речь идет о сравнении обычаев и традиций тюрков и ойратов, с одной стороны, и халха с другой стороны.
Да, я лично согласен с тем, что ойрат-монголы принадлежали к монгольскому миру Чингис-Хаана.
Но можно ли то же самое сказать про халха?

 

Интересно каковы отличия тангды тывинцев (российских тувинцев) и халха монголов?  = Отличия 0%, т.е. нету отличия.

 

Тувинцы тюркский народ, язык более менее понятен, а у халхасцев другой непонятный язык, о каком сходстве вы имеете ввиду? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Перенес посты из соседней ветки, из новой темы "Сравнительная таблица":

 

Вот мнение уважаемого товарища археолога Кызласова насчет традиций монголов Чингизхана:

 

"Прочные археологические материалы указывают, что в XIII-XIV вв. каны были характерны для культуры монголоязычных народов. Специалист отличает монгольский город по типу жилищ, единому для всей империи – от Забайкалья до Молдавии. И это не войлочные юрты, а квадратные дома с каркасными, столбовыми стенами, поставленные без фундаментов. Вдоль трех стен П-образно устроены сплошные глиняные лежанки с
внутренним двухканальным обогревом. В Восточной Европе каны устраивались и в наземных домах и в землянках. Эти каны разнообразны, нередко занимают лишь одну или две стороны по-прежнему П-образной лежанки, а также бывают Г-образны или прямы, иногда снабжены лишь одним дымоходным каналом. Важно, что в Старом Сарае  (ныне Селитренное городище) продолжали сохраняться и П-образные каны классического
монгольского облика (Егоров В.Л., 1970, с. 186; Федоров-Давыдов Г.А., 1994, с. 48). Весьма архаичны земляные каны Поволжья.
Археологи полагают, что в целом тип квадратного домостроительства и отопления в виде канов восходит к древней оседлой культуре монголоязычных народов (Кызласов Л.Р., 1975в, с. 173; 1992, с. 152, 153). Этому соответствует и отказ лингвистки В.И. Цинциус от привлекательного поначалу сравнения общемонгольского гэр «жилище» с тюркским кер- «растягивать, натягивать» как лексических показателей сходства якобы изначального
кочевого быта (1972, с. 12-14)1. Многочисленность домов с канами показывает, что в Европу монголов пришло немало,и среди них были строители."
Кстати, такой тип домостроительства прослеживается от Хунну (Иволгинское городище) до наших дней у Манчжуров

 

Культура канов у хуннов не прослеживалась. Она присутствовала у тунгусо-манжурских народов. С Чингисханом вполне могла прийти вместе с монгольскими сартами строителями (киданями).

 

Кидане западные, т.е. каракитайцы, - это в основном нынешние казахи наймане и пр.

 

Культура канов у хуннов не прослеживалась. Она присутствовала у тунгусо-манжурских народов. С Чингисханом вполне могла прийти вместе с монгольскими сартами строителями (киданями) .

 

Очень интересно  :huh:  

Вот ссылка на полный текст той работы Кызласова. http://suvar.org/books/kihzlasov_i._l._novihye_poiski_v_altaistikye.pdf

Он довольно подробно аргументирует принадлежность канов именно к хуннам. 

Вот еще одна на ту же тему: //www.academia.edu/8280235/Алтайские_исследования_и_археология_-_4

Хотел бы вот о чем вас попросить: Если вы знаете (или у вас есть) работа по критике Кызласова в этом вопросе, или обоснованно ее опровергающая, дайте почитать. Ссылкой или в личку. 

А зачем им было строителей-киданей везти черт знает откуда в Сарай и Молдавию, когда рядом пленных было, как грязи? Подозреваю, что по вашей теории монголы привезли только "прорабов" киданьской национальности....  :D

И еще: А кто тогда строил "оуто"? Тунгусо-манчжуры?

 

 

Кидане западные, т.е. каракитайцы, - это в основном нынешние казахи наймане и пр.

 

Кидане не были ханьцами (если вы говорите о гаплогруппе О). Это был близкий к монголам (чжурженям) народ.

 

 

Культура канов у хуннов не прослеживалась. Она присутствовала у тунгусо-манжурских народов. С Чингисханом вполне могла прийти вместе с монгольскими сартами строителями (киданями) .

 

Очень интересно  :huh:  

Вот ссылка на полный текст той работы Кызласова. http://suvar.org/books/kihzlasov_i._l._novihye_poiski_v_altaistikye.pdf

Он довольно подробно аргументирует принадлежность канов именно к хуннам. 

Вот еще одна на ту же тему: //www.academia.edu/8280235/Алтайские_исследования_и_археология_-_4

Хотел бы вот о чем вас попросить: Если вы знаете (или у вас есть) работа по критике Кызласова в этом вопросе, или обоснованно ее опровергающая, дайте почитать. Ссылкой или в личку. 

А зачем им было строителей-киданей везти черт знает откуда, когда рядом пленных было, как грязи? Подозреваю, что по вашей теории монголы привезли только "прорабов" киданьской национальности....  :D

 

http://polit.ru/article/2013/12/01/dibo/

Почитайте, там как раз об этом говорят.

Почему я говорю о прорабах, да потому что сами монголы-кочевники этими канами не пользовались. Они были предназначены для стационарных поселений, коими являются города. Вот там сарты могли строить их.

 

Читал я ее, правда давно уже. Она сама говорит в этой статье следующее:

 

Я еще хочу предупредить - я буду говорить  много про историков и археологов, но я сама не историк и не археолог; все, что я говорю, взято из вторичных источников, то есть из чтения и бесед, поэтому это все некая интерпретация.

 

Обращу ваше внимание на вот это ее высказывание:

Такой еще тяжелый момент: рядом с этими могилами в течение 50-ти лет существовали поселения с домами, в которых была принята очень хитрая система отопления – каны

Тут вот что очень спорно: мощность культурного слоя на этих поселениях доходит до 80-90 см, что 50 годам соответствовать никак не может. В этом ее ошибка, и очень серьезная. 

 

В любом случае кочевники Чингисхана не могли пользоваться канами в 13 веке. Если они и появились в западной степи, то благодаря не кочевникам, а оседлым жителям.

 

 

Хотел бы вот о чем вас попросить: Если вы знаете (или у вас есть) работа по критике Кызласова в этом вопросе, или обоснованно ее опровергающая, дайте почитать. Ссылкой или в личку. 

 

У меня есть статьи,где критикуется обоснованно - работа Кызласова..Правда по др.теме : по этногенезу кыргызов..Если надо могу скинуть ссылку..

 

 

В любом случае кочевники Чингисхана не могли пользоваться канами в 13 веке. Если они и появились в западной степи, то благодаря не кочевникам, а оседлым жителям.

 

У вас, как мне показалось, просто сложившийся стереотип.

Тогда вам придется отказать "кочевникам" -хуннам, да и вообще кочевникам,  в производстве высокохудожественных изделий, украшений и орудий.И вообще в производстве всего, кроме кумыса и уздечки.  На городищах и поселениях ведь найдены литейные и прочие мастерские, а не между юртами в степи. И рядом дома с канами, в которых мастера и жили. 

А Сарай появился благодаря именно "кочевникам", и никому другому. Кто его основал, вы знаете прекрасно. На этом месте был до этого город или поселение? Если бы не монгольское завоевание, город с таким этническим населением возник бы там? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...