Перейти к содержанию
Steppe Man

Раньше мясо кабанов/свинья/ составляло пищу казахов.

Рекомендуемые сообщения

@boranbai_bi Округление. Казахоговорящих около 13 млн, из них 0,5%  65 000 людей. Что приблизительно и составляет диалектический охват людей.

2 минуты назад, boranbai_bi сказал:

есть ссылка на 0.5%?

Я разговаривал с казахами из Абайской области, они не говорят Айлану.

5 минут назад, boranbai_bi сказал:

ВКО, Абайской обл., Алматинской обл. говорят айлану 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 minutes ago, Bir bala said:

Я разговаривал с казахами из Абайской области, они не говорят Айлану.

я из Абайской области и я говорю, как и большинство из моего города, говорят айлану

а откуда эта цифра 65 тысяч?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@boranbai_bi И чем докажете? Ваше слово против слова моего собеседника, с которым я разговаривал. Короче жду более весомых аргументов.

1 минуту назад, boranbai_bi сказал:

я из Абайской области и я говорю, как и большинство из моего города, говорят айлану

Простое вычисление процента. Можете прогуглить как это делается.

2 минуты назад, boranbai_bi сказал:

а откуда эта цифра 65 тысяч?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Bir bala said:

Простое вычисление процента

просто придумали 0.5% получается :)

3 hours ago, Bir bala said:

И чем докажете? Ваше слово против слова моего собеседника, с которым я разговаривал. Короче жду более весомых аргументов.

Quote

АЙЛАНУ

lat: AILANÝ

(Алм.: Ұзын., Кег.; Сем.: Абай, Шүб.; Жамб., Жам.) айналу.

Сен шыр көбелек айланбай түзу жүрсейш! (Жамб., Жам.). Басы айланып, жүрегі көтерілді (Алм., Кег.).

[Қырғызша айлан (К. Юд., КРС, 31); түр. айла (н)мак (Тур.-рус. сл., 1976, 82); үйғ. айланмақ (Уйг.-рус. сл., 1961, 14); өзб. айланмоц (Узб.-рус. сл., 1959, 27); хақ. айлан (Хак.-рус. сл., 1953, 20), алтай. айлан (Н. Бас., ДК, 198; ДЧТ, 99). Ертедегі түркі жазба ескерткіштерінде айлан айналу (Ат-тухфа, 272); айланмақ (А. Бор., Бадаи...,79). Түркі тілдерінде бұл сөз дыбыстардың сөз ішінде орын алмастыруы (метатеза) құбылысы нәтижесінде бірде «айналу», кейде «айлану» түрінде айтылғандығын байқаймыз].

Алматы облысы - Ұзынағаш(Жамбыл) , Кеген  аудандары

Семей облысы - Абай, Шұбартау аудандары. Шұбартау объединили с Аягозским районом, видимо к нам пришло оттуда, хотя черт его знает. Я думаю они вряд ли объездили весь Казахстан и общались со всеми, скорее всего смотрели газетные вырезки, местные статьи и книги. Где увидели, те места и написали.

Жамбыл облысы  - Жамбыл ауданы

https://atau.kz/docs/2018016.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.04.2023 в 10:13, Bir bala сказал:

@Rust этимология одна, а в данном контексте казахи скорее сравнивают кабанов с русскими казаками. 

скорее с баранами, типа кабаны для русских казаков как бараны для казахов

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.04.2023 в 21:50, boranbai_bi сказал:

есть ссылка на 0.5%?

в ВКО, Абайской обл., Алматинской обл. говорят айлану 

 

Частично и в наших краях.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.04.2023 в 09:19, Bir bala сказал:

диалектного слова Айлану. 

 

Скорее это не диалектное слово, а метатеза. 

И таких метатез в казахском языке много, часть которых я приводили в теме "Казахский язык".

Заметил, что казахские метатезы имеют иногда свойство региональности.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.04.2023 в 18:08, АксКерБорж сказал:

Потому что домашняя свинья ("шошка") это символ нечистоплотности. Думаю, что домашняя свинья имела у казахов отрицательный образ и до ислама.  

В казахском эпосе и антропонимике самец дикой свиньи "кабан" это бесстрашный, сильный зверь и за это почитаемый.

 

Нынешние казахи стали явно шалаказачить называя дикого кабана "жабайы шошқа" смешивая воедино два разных вида животного, пусть даже одного семейства.

В прошлом казахи такого себе не позволяли, ведь нам известны из истории найманский батыр Қабанбай и джалаирский сказитель Қабан, никто же своих детей не называл Шошқа или Шошқабай.

Если кабан вызывал у наших предков почет и уважение, то наверняка они охотились на него и ели его мясо, тем более, что некоторые такие факты в начале темы привел Азбаяр.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж  Айлану по отношению к казахскому языку диалектизм. А айналу является метатезой. Не путайте. 

16 минут назад, АксКерБорж сказал:

Скорее это не диалектное слово, а метатеза

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Bir bala сказал:

Айлану по отношению к казахскому языку диалектизм. А айналу является метатезой. Не путайте. 

 

Сдалось вам это айлану, таких метатез у нас полным-полно.

Кстати я заметил, что у нас в области айлану говорят в основном бабушки, что свидетельствует о том, что это произношение чисто домашнее и очень старое.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 23.04.2023 в 16:38, АксКерБорж сказал:

Да, я предполагаю, что древнетюркский животный 12-летний календарь попал к китайцам с тюркскими основателями китайских династий, они всем известны.

Хоть одного назовете? Похоже известны они только вам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Rust сказал:

Хоть одного назовете? Похоже известны они только вам.

 

Вэй, Тан?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, АксКерБорж сказал:

говорят в основном бабушки, что свидетельствует о том, что это произношение чисто домашнее и очень старое.

@АксКерБоржимело бы смысл, если абсолютно все бабушки Казахстана так говорили. Но вы утверждаете лишь о какой то горстке людей в ваших краях . Вам самому это не понятно разве??

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Rust сказал:

Покажите источники?

 

Что татары-монголы основали династию Юань тоже будете просить источники?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Bir bala сказал:

имело бы смысл, если абсолютно все бабушки Казахстана так говорили. Но вы утверждаете лишь о какой то горстке людей в ваших краях . Вам самому это не понятно разве??

 

Не хочу больше обсуждать айлану, лично сам я так не говорю.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад, АксКерБорж сказал:

Если кабан вызывал у наших предков почет и уважение, то наверняка они охотились на него и ели его мясо, тем более, что некоторые такие факты в начале темы привел Азбаяр.

 

Е.Л. Марков («Путевые очерки Кокандского ханства». «Киргизские женщины». 1893 г.):

«… Кабанов они (АКБ: киргизы) бьют здесь, в приволье диких гор, как у нас, в русской деревне, бьют зайцев. В противуположность Кавказу, где на кабана смотрят с большим страхом, чем на медведя, - здесь никто не церемонится с «свинотой» и наколачивают этой свиноты столько, что бывает некуда её девать».

 

«Четыре месяца в Киргизской степи» (Из записок офицера участвовавшего в экспедиции против киргизских мятежников, 1849 г., район Улытау):

«… Вечером, киргизам вздумалось позабавиться охотою. Вокруг нас водились целые стада кабанов, что доказывалось множеством проложенных ими тропинков и количеством сломанного камыша в тех местах, где эти животные любят валяться. На счастье охотников подул довольно сильный ветер. Пользуясь им, они расположили в камыше густую цепь людей, которые отделили собою довольно значительное пространство от остальной части озера. По опушке камыша стали также конные люди, которые должны были выгнанных кабанов загонять далее в поле. По данному сигналу, охотники, находившиеся в камыше, вдруг зажгли его и пламя с треском и свистом побежало по направлению ветра. Чрез несколько минут вдруг выбежали из камыша кабанов шесть, которые, спасаясь от пламени, устремились в открытое поле. Тогда охотники, бывшие верхами с криком поскакали за ними, преследуя их своими длинными пикам".

 

А. Левшин (1832 г.):

«… Киргизы бьют зимой весьма много кабанов.

Киргизы говорят, что сия кожа не из самых больших. Из камышей выгоняют тигров, как и кабанов, зажигая оные. Капитан Рычков пишет, что во внутренности одного убитого им около реки Ори кабана, нашел он какой-то камень, употребляемый с пользою для лечения болезней. Киргизы подтверждают сие известие".

 

В 1943 г. старики-казахи рассказали мне, что лет сто назад в Новороссийском районе Актюбинской области, лежащем в верхнем течении р. Ори, жили кабаны, на которых охотились их родители, догоняя зверей верхом на лошади и закалывая пикой".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
56 минут назад, АксКерБорж сказал:

Что татары-монголы основали династию Юань тоже будете просить источники?

Сяньбийское племя Тоба это не тюрки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

Сяньбийское племя Тоба это не тюрки.

Это одна из точек зрения. Из Википедии, статья про Динлинов:

Цитата

На протяжении почти 800 лет динлины и кыргызы находились в постоянном соседстве и сложном взаимодействии, которое завершилось, по словам китайского источника, «смешением». Обе эти группы говорили на языках тюркской группы и вели кочевой образ жизни. Таким образом, именно кочевники-скотоводы были создателями новой общности, включавшей, по источникам Танской династии, и «лесные племена»: дубо, бома, милиге и др. Вероятно, именно эти группы жили в рубленных срубных избах, пользовались керамической посудой и разводили хороших лошадей. Ряд элементов духовной и материальной культуры, социальной структуры и истории динлинов позволяет обнаружить близкие аналогии со средневековыми народами Саяно-Алтая.

Если современные тубалары произошли от дубо то они вполне могли быть и тюрками:

Радлов, основываясь на том, что термином «туба» называют себя сойоты, то есть тувинцы, а также койбалы, и учитывая то, что в истории Южной Сибири XVII в. часто упоминается имя в истории тувинцев, центр обитания которых был на реке Убсе (правый приток Енисея), высказал такое предложение:

Цитата

« ….они переселились с востока. По всей вероятности, они являются самодийскими племенами, которые уже ранее отуреченные жили в начале XVII столетия в области между Телецким озером и Катунью… диалектные особенности их языка указывают на то, что эти племена были отуреченные киргизами. Они ещё до сих пор занимаются собиранием корней и кедровых орехов, также как это писали китайцы в отношении «Дубо» (Дубо — китайское название племён туба, населявших в конце I тысячелетия Восточный Саян и принявших участие в этногенезе восточных тувинцев)».

Некоторые авторы связывают появление названия народа со словом «дубо», которым китайские летописные источники VI—VIII веков назвали одно из племён теле, обитавшее на Енисее. Название постепенно было воспринято тубаларскими сеоками как обобщающее самоназвание, хотя и не было зафиксировано переписью 1897 года.

В. В. Радлов вообще все племена Саяно-Алтайского нагорья, именующие себя «туба», считал смесью самодийских и кетских этнических элементов, подвергшихся тюркизации по языку. В. В. Бартольд же считал слово «туба» тюркским названием самодийцев. Н. А. Аристов, вслед за Радловым, рассматривал северных алтайцев как отюреченных енисейских остяков и самодийцев, за исключением кумандинцев и челканцев, которых он связывал происхождением и с древними тюрками. В. Г. Богораз принимал северных алтайцев за отюреченных праазиатов.

Л. П. Потапов пришёл к выводу о смешанном этническом происхождении тубаларов и других северных алтайцев при участии самодийских, кетских и угорских элементов и присутствии древне-тюркского этнического компонента. По его мнению, «невозможно разделять взгляды В. В. Радлова на происхождение алтайских тубаларов как только тюркизированных самодийцев; их древний этнический субстрат оказывается гораздо сложнее и характеризуется смешением самодийских элементов с древнетюркскими»[8].

Тубаларов с дубо также отождествлял Л. Н. Гумилёв. Традиционно дубо отождествляются с древними тюркскими племенами теле. Согласно альтернативной точке зрения, первоначально дубо были монголоязычны и подверглись тюркизации в конце IV века н. э.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

Сяньбийское племя Тоба это не тюрки.

 

21 минуту назад, Nurbek сказал:

Это одна из точек зрения.

 

А была еще династия Тан.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Известны некоторые слова сяньбийских племен тоба:

Цитата

Многие слова тоба являются монгольскими, такие как холан (много), эйлен (облако), ежен (владелец), акан (брат), шилу (высокая гора), чино (волк), капагчин (привратник), тапагчин (пехотинец), битигчин (писец), келморчин (переводчик), сагдагчин (носитель колчана), китгайчин (палач), портогчин (почтовый клерк) и тавусун (пыль). Из них наиболее важным является слово тоба, обозначающее облако "eulen" (пиньинь: youlian), которое не только является исключительно монгольским (т.е. не встречается в тюркском или тунгусском языках), но также может быть напрямую сопоставлено с киданьским словом, обозначающим облако (eu.ul) и словом Shiwei, обозначающим облако (e'ule). 

https://www.liquisearch.com/xianbei/language

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Клаус Шёниг:

Цитата

«Сяньбэй произошли от дунху, которые, вероятно, содержали лингвистических предков монголов. Более поздние ветви и потомки  сяньбэй включают табгачей и киданей, которые, кажется, были лингвистически парамонголами. [.. .] Мнения о том, каково было лингвистическое влияние сяньбийского периода, сильно расходятся.Некоторые ученые (например, Клаусон) предпочитали считать сяньби и табгачей (туоба) тюрками, подразумевая, что весь пласт раннетюркских заимствований в монгольском языке были получены от сяньби, а не от хунну.Однако, поскольку монгольская (или парамонгольская) идентичность сяньби становится все более очевидной в свете недавнего прогресса в изучении киданей, более разумно предположить (с Дёрфер), что поток лингвистического влияния от тюркского языка к монгольскому был, по крайней мере, частично обращен вспять в период сяньби, что дало первый идентифицируемый слой монгольских (или парамонгольских) заимствований в тюркском языке».

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, Rust сказал:

Известны некоторые слова сяньбийских племен тоба:

Многие слова тоба являются монгольскими, такие как холан (много), эйлен (облако), ежен (владелец), акан (брат), шилу (высокая гора), чино (волк), капагчин (привратник), тапагчин (пехотинец), битигчин (писец), келморчин (переводчик), сагдагчин (носитель колчана), китгайчин (палач), портогчин (почтовый клерк) и тавусун (пыль). Из них наиболее важным является слово тоба, обозначающее облако "eulen" (пиньинь: youlian), которое не только является исключительно монгольским (т.е. не встречается в тюркском или тунгусском языках), но также может быть напрямую сопоставлено с киданьским словом, обозначающим облако (eu.ul) и словом Shiwei, обозначающим облако (e'ule). 

 

Судя по этому небольшому списку это смесь тюркских и монгольских слов. 

А также вроде как присутствуют слова, которые нельзя отнести ни к монгольскому, ни к тюркскому.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...