Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Туркмены

Рекомендуемые сообщения

Немного о туркменском племени баят...

"Баяты

В Бурдалыкском, Когановическом, Чарджоуском, Дейнауском районах Туркменской ССР проживают представители значительного в прошлом туркменского племени Баят (Баяут, Беят). В 1931 году был послан в эти районы житель Серахского района, аула Караман Юсуп Егенмурадов для выяснения места расселения представителей племени Баят и производства записей рассказов и шеджере по истории этого племени.

Егемурадов записал на месте со слов рассказ Ноубат Новруза - жителя аула Сакар-Чирлак, участка Ходжа-Кала Когановического района (бывший Старо-Чарджоуский район), старика 80 лет. По записям Егенмурадова о Баятах сообщается следующее:

"Туркмены племени Баят делятся на две части: Как и Баят, (1) из коих. Как считаются старшими. По этому поводу имеется легенда, что во времена Гун-хана - старшего сына Огуз-хана, на всех народных торжествах на самом высоком (почетном) месте сидели представители Каи. С тех пор в народе сохраняется поговорка "Глава народа Каи-Баят". (2)

Из более мелких подразделений Баят известны Сакар-Чарлак, Халдар, Агар, Ои-Деин.

Баяты пришли в Чарджоускую группу районов 200 лет тому назад. После того как они прожили здесь 105 лет, они часто подвергались притеснениям со стороны народа Сакар-Чарлак и были вынуждены переселиться в Хиву. Там они прожили около 20 лет, затем опять вернулись в Чарджоу и его районы, где и живут до сих пор (1931 г.).

Племя Баят признают Салыров своими родственниками (близким племенем). Объясняют родство тем, что со времени прихода Баят в Чарджоу они жили с салырами по соседству и большинство общих дел (вопросов) решали по обоюдному согласию.

Мелкие аулы племени Баят, проживающие в Когановическом районе: Сакар-Чарлак, Каты-Арык, Кушбеги, Хал-Дар, Яссы-Депе, Таза-Арык, Меркуш. В Дейнауском районе: Агар, Одеи, Эшекчи-Баят. В Бурдалыкском районе, в ауле Баят насчитывается до 800 кибиток баятцев. (3) В Дейнауском и Когановическом районах - по 1000 кибиток.

(...) Бытовое положение женщин племени Баят одинаково с положением женщин из племен: сакар, салыр, каркын, эски. Например, женщины носят "достар" - подобие шарфа, который накидывается на голову под платок и им обвязывают шею; "достар" в большинстве желтого цвета. Ходят на поминки ("патта") (4) к Сакарам, Каркын, Эски, Салырам. Вследствие же того, что Баяты долгое время жили по соседству с узбеками, они подверглись влиянию последних в быту.

Все перечисленные аулы Баят имеют между собой постоянную тесную связь, общаясь на свадьбах, поминках и т.д. Кроме того, в прошлом они поддерживали друг друга на случай войны с внешними врагами. (...)

В пределах Туркменской ССР представители племени Баят встречаются, помимо районов, упомянутых Егенмурадовым, среди Геоклен (Каракалинский район), часть их проживает в Каракульском районе Бухарской области Узбекской ССР. (5) В этом, последнем, целый ряд кишлаков сохраняет названия прежних родовых делений туркмен: Караул, Кара-Ид, Ходжаляр, Чага-Таи, Джалаир и Миришкор, Ургенчли, Шагал, Арчин, Чалдыр, Араб-Абдал, Джигачи (или Ассия), Кара-Ходжа и др.

В Азербайджане Баяты появились в XIII веке с Мангышлака, но часть из них вернулась в Закаспий. (6)

Среди населенных пунктов Средней Анатолии (Нихал, Ахмед, Наджи - названия туркменских земель в Анатолии на турецком языке), в районах Сюйрехи, Сивас, Бейазит, Ады-Ямана, Лефке, Билнджира, Купан, Сенджира, Баликсира, Сумана, Эльмалы, Сендыклы, Катайхен, Алтунташ, Экскишар, имеется 16 аулов, сохраняющих название Баят.

Грум-Гржимайло Баяутов (Баят) относит к одному из древних туркменских племен (VI-VII вв.). По списку М.Кашгарского (XI в.) Баят значатся на 9-м месте среди туркмен-огузов. (...)

По данным иранских и хивинских хроник (XVI-XIX вв.) о Баятах имеются следующие данные:

В 1554/1555 гг. во время восстания на Гургене туркмена Аба, шах Ирана послал против него войско, в составе которого находился и Сеиф-Бек, Баят. В 1591 г. часть Баятов проживала около крепости Нишапур в Иране (булюк Маадана). В то время вождями этой группы Баятов были: Махмуд-Султан, сын Баба-Ильяса, Огурлю-Султан - правитель Буджнурда, Шах-Кули-Султан.

В 1593 г. Шах-Берды - один из ханов Буджнурда, восстал против шаха Ирана и разбил Баятов во главе с правителем Буджнурда Огурлю-Султаном, когда последний пришел в местечко Буджнурд для сбора войск и реквизиции. После этого события шах Ирана Тахмасп прибыл к Баятам, "которые за сражение с Шах-Берды ханом заслуживали самых разнообразных наказаний (...)". Шах-Кули-Султан, брат Огурлю-Султана, управляющий племенем Баят вместо последнего, обратился к шаху (Ирана - Ред.) с просьбой простить им проступок... В благодарность за шахскую милость племя Баят преподнесло шаху 3000 коней и кобылиц баятской породы, которые среди кизилбашей пользовались доброй славой, и 3000 туманов чистым золотом. И то и другое с большой охотой в виде подношения и уплаты штрафа в казну. Часть Баятов в 1595 г. несла охрану крепости Исфериан (Иран), но затем, по своей слабости, они были отстранены от этой обязанности.

В 1598 г. шах передал управление Нишапура Мирзе-Мухаммед-Султану из племени Баят, который был правителем Сабзевара. В 1617 г. Баяты Нишапура были разграблены Назар-Тугаем, узбеком, посланы туда Имамкули Ханом Хивинским.

В 1628 г. правителем Нишапура был Байрам-Али Султан из племени Баят. После него, при Надире, правителем Нишапура был назначен фахт Али-хан, тоже из Баятов.

В 1732-1738 гг. Надир-шах переселил в Хорасан 2000 Баятов, проживавших до этого в 8-ми фарсахах от Каркука (в районе Багдада, Ирак). В 1740 г., возвратившись из Индии в Мерв, Надир-шах казнил 7 главных сановников и правителей. Они намеревались убить Надира и посадить на престол его сына - Риза-Кули. В числе казненных был и Рахман-Кули-Султан - "Баят, занимавшийся сбором причитавшегося в казну урожая". В 1744 г. Ходжи-Сеифуддин-хан (Баят) был заведующим финансовой частью всего Хорасана при Надир-шахе. В Нишапуре, вместе с Баятами жили курды и кераи. В 1747 г., в год убийства Надира, у Баятов Среднего течения Аму-Дарьи правителем был Джафар-хан. В 1847 г. часть Баятов проживала в районе Буджнурда. 25-ю годами раньше, часть племени Баят вместе с салырами проживала в Каракольском районе (Бухара) откуда ими были даны сарбазы Мухаммед-Рахим-хану Хивинскому, находившемуся около Чарджоу на правом берегу Аму-Дарьи, во время его похода в 1821 г. в Бухару. Ромаскевич А.А. отмечает, что в Назарыме жили туркменские племена: Эски, Чаудоры, Нургакли и Илиджек. (7) Этот же автор помещает о Баятах следующую справку:

"Баяты - тюркское племя, появившееся в Иране, надо полагать, как и другие большие тюркские племена, лишь в эпоху монголов, хотя уже одно из племен огузов называлось "Баят". По словам Эскандера Мунши ("Тарых-алям-ара", с. 301), племя Баят жило в Хорасане к северу от Нишапура, в булюке Кадана. В преданиях тюркских племен, зафиксированных Рашид-ад-дином ("Введение" издание И.Березина), происхождение этого племени возводится к Баяту - внуку Огуз-хана. В эпоху Сефевидов представители этого племени при дворе считались родовой аристократией.

В настоящее время это племя живет небольшими группами в разных частях Ирана. Часть Баят входит в состав племени Кашгаев на юге Ирана, другая часть живет в Азербайджане и в окрестностях Тегерана".

Примечания

1. Часть Каи вошли в племя туркмен-геоклен.

2. Об этом у Абуль-гази (XVII в.) и других ранних авторов говорится, что Каи и Баят жили вместе (Авт.).

3. По данным, полученным мною в 1934 г. из Бурдалыкского района, там, в ауле Баят баятцы делятся на следующие роды: Арык-Ягаш, Кай-Баят, Тувар и Гок-Баят (Авт.).

4. Участие в поминальных церемониях, - этнографически, - показатель родства племен. Ред.

5. В Каракульском районе проживают туркмены: Чандыр - 1000 человек Уа - 1080 человек, Каракуль - 355 человек, Амир-Али - 1825 человек, Саят - 205 человек, Баят - 1080 человек и Салыр - 95 человек (См. "Современный кишлак Средней Азии", вып. II, Ташкент, 1927, с. 14).

6. Сообщено А.Н.Фитуни (авт.)

7. Выше приведенные сведения использованы Г.И.Карповым из фундаментального двухтомника "Материалы по истории туркмен и Туркмении", составленном из хивинских, иранских хроник. Ред.

Источник: Г.И.Карпов "Родоплеменной состав туркмен"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

По списку есть возражения по ряду моментов.

Например:

Государство хунну. Думаю нельзя говорить о том, что его основали туркмены, которых тогда просто не существовало.

Династия караханидов присходила из карлукского корня.

Атабеки Азербайджана (я так понимаю Ильденизиды) присходили из кыпчакских племен. Они вели переписку с кыпчакскими вождями в державе Хорезмшахов, тесно общались с самими хорезмшахами.

Кимакский каганат. Образован из союза 7 племен во времена после падения Второго Тюркского и Второго уйгурского каганатов. Все источники сообщают, что кимаки и кыпчаки являются родственниками, и отдельны от огузов.

Государство хорезмшахов также основана кыпчакской по происхождению династией.

Нисба ат-Туркмани не всегда говорила о туркменском происхождении лица ее носившего, могла и говорить о том, откуда происходил этот человек географисеки. Например в Киркукском владении существовала кыпчакская по происхождению династия, носившая схожую нисбу. Так что происхождение одного из первых мамлюкских султанов Египта не конца определено.

Основателем Делийского султаната являлся Кутб ад-Дин Айбек, который происходил из кыпчаков, был гуламом Махмуда Газневи. После него правил его племянник Ильтутмыш.

Основатель династии Айюбидов (Сирия и Египет) - Салах ад-Дин был по происхождению курдом. Династия носит имя его дяди - Айюба.

Империя Великих моголов основана выходцем из Ахси (Аксы в современном Кыргызстане), потомком Тимура Гургана - Бобуром.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По списку есть возражения по ряду моментов.

Например:

Государство хунну. Думаю нельзя говорить о том, что его основали туркмены, которых тогда просто не существовало.

Династия караханидов присходила из карлукского корня.

Атабеки Азербайджана (я так понимаю Ильденизиды) присходили из кыпчакских племен. Они вели переписку с кыпчакскими вождями в державе Хорезмшахов, тесно общались с самими хорезмшахами.

Кимакский каганат. Образован из союза 7 племен во времена после падения Второго Тюркского и Второго уйгурского каганатов. Все источники сообщают, что кимаки и кыпчаки являются родственниками, и отдельны от огузов.

Государство хорезмшахов также основана кыпчакской по происхождению династией.

Нисба ат-Туркмани не всегда говорила о туркменском происхождении лица ее носившего, могла и говорить о том, откуда происходил этот человек географисеки. Например в Киркукском владении существовала кыпчакская по происхождению династия, носившая схожую нисбу. Так что происхождение одного из первых мамлюкских султанов Египта не конца определено.

Основателем Делийского султаната являлся Кутб ад-Дин Айбек, который происходил из кыпчаков, был гуламом Махмуда Газневи. После него правил его племянник Ильтутмыш.

Основатель династии Айюбидов (Сирия и Египет) - Салах ад-Дин был по происхождению курдом. Династия носит имя его дяди - Айюба.

Империя Великих моголов основана выходцем из Ахси (Аксы в современном Кыргызстане), потомком Тимура Гургана - Бобуром.

Уважаемый Рустам!

Позвольте мне перечислить ряд контр-возражений:

Государство хунну было основано Мете, который был огузом (в списке я написал - государства, основанные туркменами (огузами)). Огузы есть по сути туркмены.

Династию Караханидов Махмуд Кашгари называл туркменами.

Во главе кимакского каганат стояло племя кайы, которое является огуз-туркменским.

Династия хорезмшахов-Ануштегинидов была огуз-туркменского происхождения. Ануштегин происходил из племени бегдили. Советую почитать книгу З.М. Буниятова "Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов".

Во главе Делийского султаната, и некоторых других государственных образований Индии стояли представители туркменского племени халадж.

Споры о происхождении Салах Ад-дин ведутся до сих пор. Одни называют его курдом, другие тюрком (туркменом). Есть также теория, что он происходил из туркменизированного курдского племени, то есть племени курдов, долгое время прожившее среди туркмен и ставшее по сути туркменским. К примеру, в накстоящее время, в Туркменистане проживает немало натурализированных курдов, которые говорят в основном на туркменском и считаются туркменами. Но главный фактор в пользу отнесения Айюбидов к туркменской династии является введение им туркменского (огузского) языка в качестве государственного в Египте.

Фактическим основателем Империи Великих моголов был атабек малолетнего Бабура Байрам-хан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Уважаемый Рустам!

Позвольте мне перечислить ряд контр-возражений:

Государство хунну было основано Мете, который был огузом (в списке я написал - государства, основанные туркменами (огузами)). Огузы есть по сути туркмены.

Династию Караханидов Махмуд Кашгари называл туркменами.

Во главе кимакского каганат стояло племя кайы, которое является огуз-туркменским.

Династия хорезмшахов-Ануштегинидов была огуз-туркменского происхождения. Ануштегин происходил из племени бегдили. Советую почитать книгу З.М. Буниятова "Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов".

Во главе Делийского султаната, и некоторых других государственных образований Индии стояли представители туркменского племени халадж.

Споры о происхождении Салах Ад-дин ведутся до сих пор. Одни называют его курдом, другие тюрком (туркменом). Есть также теория, что он происходил из туркменизированного курдского племени, то есть племени курдов, долгое время прожившее среди туркмен и ставшее по сути туркменским. К примеру, в накстоящее время, в Туркменистане проживает немало натурализированных курдов, которые говорят в основном на туркменском и считаются туркменами. Но главный фактор в пользу отнесения Айюбидов к туркменской династии является введение им туркменского (огузского) языка в качестве государственного в Египте.

Фактическим основателем Империи Великих моголов был атабек малолетнего Бабура Байрам-хан.

Уважаемый Байрам!

Государство хунну, было основано задолго до Модэ. Утверждать то, что Модэ был огузом я бы не стал, так как нет данных даже по языку хунну. Судя по всему они представляли собой смесь монгольских и тюркских родов. Просьба дать аргументацию огузского происхождения Модэ.

Махмуд Кашгари называл туркменами даже карлуков. Дело в том, что во времена Кашагари этот термин похоже обозначал мусульманизированных тюрков - огузов, карлуков, тюрков и т.д.

Племя кайы по корням возможно и было огузским, однако в отношении племени кай, жившего в 11 веке на Иртыше этого с полной уверенностью утверждать нельзя. Известно, что кимакский каганат основал был выходцами из "татар", только вот кем были эти татары еще предстоит выяснять.

Я знаком с работой Буниятова, однако склоняюсь к версиям Ахинджанова, доказывавшего, что Ануш-тегин происходил из северных степей, из группировки кыпчакских племен. Здесь надо разбираться.

У истоков Делийского султаната стоял гулам Кутб ад-Дин Айбек, выходец из кыпчаков. После смерти своего господина Мухаммада от рук кхохаров, он, командовавший корпусом в Индии, стал во главе султаната. Наследовал Айбеку, который умер упав с коня во время игры в чоувган (конное поло), его племянник.

Династии Хильджи правили некоторым временем позже. Однако и здесь до конца не определено происхождение племени халадж. Племена калач-эри или халадж могли входить в состав родственных кимако-кыпчакских племен.

Основателем державы Айюбидов был великий полководец Айюб, дядя знаменитого Салах ад-Дина. Он происходил из курдского кочевого племени. В той же державе сельджуков государственным был персидский язык - значит сельджуки были персами?

Фактическим основателем Империи Великих моголов был барлас (чагатай или караунас) Захир ад-Дин Бобур, сын Омар-шейха и потомок великого Тимура. Во времена битвы при Панипате, когда он сокрушил афганскую династию Лоди, тогда правившую Индией, ему было более 30 лет (по памяти). О каком атабекстве может идти речь? Некий Байрам вроде упоминается в составе близких сподвижников Бобура, и возможно он был атабеком сыновей Бобура.

Позже постараюсь привести конкретные источники.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, что пишет С.Атаниязов о туркменских этнонимах гызылбаш и гарлык (карлук) (С.Атаниязов "Словарь туркменских этнонимов", Ашхабад, Ылым, 1988 г.)

"Гызылбаш - тире племени арсары (рода гаркын), гёклен, мюрчели, игдир (Ставропольский край), теке. Букв. "красноголовый". Название это было дано анатолийскими турками тюркским (туркменским) племенам Закавказья, Азербайджана и восточной части Малой Азии, объединившимся в союз вокруг Сефевидов (XIV в.), потому что сефевидский шейх Хайдар, отец первого сефевидского шаха, обязал их носить чалму с двенадцатью красными полосками в честь двенадцати шиитских имамов. С конца XVI в. название распространилось и на иранцев. В XVIII-XIX вв. туркмены называли так вообще всех жителей Ирана."

"Гарлык - древнетюркское племя, упоминаемое еще в орхонских надписях VIII в.; род племени арабачы. Этноним встречается в арабских источниках в форме харлух, персидских - халлух, китайских - гэлолу (В.Бартольд). В дрвнетюркское время (VI в.) этнос имел и второе название - учогуз (Л.Гумилев). Махмуд Кашгари считает их туркменами (Материалы по истории Туркменистана и туркмен). В состав туркмен в X-XI вв. входила часть карлуков (Росляков, Еремеев). Даже семиреченские карлуки называют себя туркменами, часть их в средние века жила в районе Гарлык Чарджоуской области. По версии, приведенной Рашид ад-Дином, Огуз-хан часть своего иля, которая из-за обильных снегопадов отстала от основной массы кочевья, назвал именем карлук "снеговик" (МИТТ). "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаком с работой Буниятова, однако склоняюсь к версиям Ахинджанова, доказывавшего, что Ануш-тегин происходил из северных степей, из группировки кыпчакских племен. Здесь надо разбираться.

Уважаемый Рустам!

Вот отрывок из огуз-туркменского эпоса "Огузнаме", собранного Рашид ад-Дином в переводе Р.М. Шукюровой: "Точно также самым дальним предком султана Мухаммада Хорезмшаха был Нуштекин Гарча, который был потомком [97] колена Бегдили из рода Огуза. Нуштекин находился в числе тех, кто пребывал на службе у сельджукских султанов (247). " - ОГУЗ-НАМЕ- ПАДИШАХСТВО БУГРА-ХАНА СЫНА КАРА-ХАНА И ЕГО ВОСШЕСТВИЕ НА ПРЕСТОЛ ГОСУДАРСТВА

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Уважаемый Рустам!

Вот отрывок из огуз-туркменского эпоса "Огузнаме", собранного Рашид ад-Дином в переводе Р.М. Шукюровой: "Точно также самым дальним предком султана Мухаммада Хорезмшаха был Нуштекин Гарча, который был потомком [97] колена Бегдили из рода Огуза. Нуштекин находился в числе тех, кто пребывал на службе у сельджукских султанов (247). " - ОГУЗ-НАМЕ- ПАДИШАХСТВО БУГРА-ХАНА СЫНА КАРА-ХАНА И ЕГО ВОСШЕСТВИЕ НА ПРЕСТОЛ ГОСУДАРСТВА

Уважаемый Байрам,

я знаком с этой цитатой Рашид ад-Дина из огузского эпоса, но согласитесь данные того же огузского эпоса не всегда точны, например в некоторых версиях "Огуз-намэ", насколько мне известно, кыпчак указывается как сын Огуза.

В ответ приведу цитату Джузджани:

Малик Кутб ад-Дин Мухаммед Айбек тюрк (основатель династии) двинулся сос воими племенами и родственниками в сторону Дженда и Хорезма со стороны степи (сахри), где обитали кыпчаки и канглы, и значительный период жили на этой земле, подчиняясь руководству хорезмшахов... и пользуясь для житья пустыней и пастбищами".

Сын упоминаемого Кутб ад_Дина - Тадж ад-Дин Мухаммад "имел брата, который моложе его, на него он возложил управление над племенами канглы и кыпчаков, от которых произошел их собственный род".

Tabakat-i-Nasri A. General History of the Muhammadan Dynasties of the Asia... V. 1. P. 233

Упоминаемый Кутб ад-Дин (1097-1128) был сыном Ануш-тегина, и отцом более знаменитого хорезмшаха Абу-л-Музаффар Атсыза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Байрам,

я знаком с этой цитатой Рашид ад-Дина из огузского эпоса, но согласитесь данные того же огузского эпоса не всегда точны, например в некоторых версиях "Огуз-намэ", насколько мне известно, кыпчак указывается как сын Огуза.

В ответ приведу цитату Джузджани:

Упоминаемый Кутб ад-Дин (1097-1128) был сыном Ануш-тегина, и отцом более знаменитого хорезмшаха Абу-л-Музаффар Атсыза.

Уважаемый Рустам!

Получается, что есть две версии происхождения династии Ануштегинидов. Правда, в пользу огуз-туркменской версии говорит то, что Рашид Ад-дин упоминает принадлежность династии к конкретному племени, а именно бегдили, что очень важно, так как туркмены (огузы) всегда хороши знали свою родословную (недаром существует такое историческое понятие как "Родословная туркмен").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Уважаемый Байрам,

в спорах рождается истина. Я привел полярную точку зрения. Честно говоря чем дальше, тем меньше начинаю понимать - так как всплывает множество интересных фактов.

Например такой – в работе Зуева (Тамги вассальных государств) приводится название одного из хуннских племен - иомуд-кун, тамга которых полностью тождественна тамге туркменского племени йомуд.

Однако нельзя же, исходя из этого факта, утверждать о том, что все хунны были поголовно туркменами :)

Кстати, почему Вы причисляете к огузам и печенегов? Мне кажеться осколки печенегов вошли в состав огузов - так возник род "бечене".

То же самое возможно касается племени "кай". Посмотрите постинги Игоря (по поиску), племя "кай" можно отождествить с племенем "цзе", которое входило в хуннский союз и правило частью древнего Китая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Байрам,

в спорах рождается истина. Я привел полярную точку зрения. Честно говоря чем дальше, тем меньше начинаю понимать - так как всплывает множество интересных фактов.

Например такой – в работе Зуева (Тамги вассальных государств) приводится название одного из хуннских племен - иомуд-кун, тамга которых полностью тождественна тамге туркменского племени йомуд.

Однако нельзя же, исходя из этого факта, утверждать о том, что все хунны были поголовно туркменами :)

Кстати, почему Вы причисляете к огузам и печенегов? Мне кажеться осколки печенегов вошли в состав огузов - так возник род "бечене".

То же самое возможно касается племени "кай". Посмотрите постинги Игоря (по поиску), племя "кай" можно отождествить с племенем "цзе", которое входило в хуннский союз и правило частью древнего Китая.

Уважаемый Рустам!

Я согласен с Вами, что полностью отождествлять хуннов с туркменами (огузами) было бы ошибочным. Это был скорее всего союх огузских и других племен, однако если ориентироваться на историю образования империи Хунну во главе с шаньюем Модэ, то всплывает однозначная аналогия с историей Огуз-хана соглсано традиции Огуз-намэ. Однако, я думаю, что все-же Модэ не был Огуз-ханом, он мог быть просто очень сильным и значительным лидером огузов, и вполне возможно, что его история была близка к истории Огуз-хана. Да и если почитать Огуз-намэ, то многие походы, которые Огуз-хан предпринимал, не находят отражения в истории про Модэ.

Что касается йомудов, то Вы меня приятно удивили: я не знал, что племя йомуд такое древнее. Не могли ли бы вы дать линк к работе Зуева "Тамги вассальных государств", если эта работа имеется в интернете?

Насчет печенегов (бечене). Это название встречается в списке 24 первоначальных огузских племен, а если предполоижить, что Огуз-хан жил в очень далекое время (тот-же Модэ, если я не ошибаюсь, жил еще до нашей эры), то причисление печенегов к огузам является понятной.

Насчет племени "кай" я почитаю по-подробнее постинги Игоря, хотя мне кажется, что с одной стороны, учитывая древнеогузские(туркменские) традиции причисления племен "кайы" и "баят" к царствующим (туркмены говорят "Gaýy we baýat – milletiñ başy" - Кайы и баят - во главе народа) и невысокую, на мой взляд, вероятность такого точного совпадения названий "кайы" и "кай", можно делать более смелые выводы об отождествлении этих племен.

У меня вопрос к Вам, Рустам. Что Вы думаете об отождествлении О. Сулейменова названия скифов с огузами: "искут-ишгуз-ичогуз"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Уважаемый Байрам,

по поводу отождествления скифов с огузами я ничего не скажу, так как плохо ориентируюсь в истории огузов.

Поэтому предлагаю Вам прикинуть примерную хронологию истории огузов. Дело в том, что легенды относящиеся к Огуз-кагану, на мой взгляд, были рождены в среде огузских племен после развала уйгурских каганатов - примерно после 840 года. То что уйгуры были одним из ведущих племен огузов (в союзе токуз-огузов - точно ведущим) наверное сложно отрицать, однако уйгур нет в 24 племенных списках огузов, почему?

Даавайте попробуем создать такую хронологию с обязательными ссылками на авторов. Думаю, другие участники форума присоединятся к обсуждению. Потом можем опубликовать ее здесь на сайте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Кстати, этой работы Зуева в интернете нет, но в будущем постараюсь опубликовать ее на сайте (там много графики, которую надо передавать только картинками).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По словам Г.Ф.Дебеца в Азербайджане повсеместно преобладает каспийский тип. В Дагестане, ни одна из дагских групп не может считаться характерной для каспийского типа. Вместе с тем ученый не раз писал об антропологической близости двух тюрков – азеров и туркмен. Еще в 1956 году Дебец писал о том, что “в глубокой древности в Восточном Закавказье и в южных районах Ср. Азии жили люди, почти не отличавшиеся от современных азербайджанцев”.

Нохурлы - туркменское племя кто такие? У огузов тоже было такое племя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Василий, касательно антропологии населения Азербайджана, то об этом подробно писал В. П. Алексеев в книге «Происхождение народов Кавказа». Мне трудно судить о внешней схожести азербайджанских тюрков (именовавшихся ранее как терекеме) и современных туркмен. Отмечу лишь, что у моих соотечественников тюрков монголоидных черт нет.

Байрам, у вас случайно нет статьи об азербайджанско-туркменских параллелях?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нохурлы - туркменское племя кто такие?  У огузов тоже было такое племя.

Нохурлы - это туркменское земледельческое племя, проживающее в предгорьях Копетдага, на западе Ахалского велаята. Племя нохурли живет в нескольких аулах и считается более консервативным в быту и по укладам, чем остальные туркмены. Известны своей любовью к многоженству. Антропологически отличаются от остальных туркмен более ярко выраженным носом. Ходят легенда, что представители племени нохурли являются потомками воинов Александра Македонского, оставшихся на территории Туркменистана после его походов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Байрам, у вас случайно нет статьи об азербайджанско-туркменских параллелях?

У меня есть статья об азербайджано-туркменских параллелях в родо-племенных названиях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому предлагаю Вам прикинуть примерную хронологию истории огузов.

Даавайте попробуем создать такую хронологию с обязательными ссылками на авторов. Думаю, другие участники форума присоединятся к обсуждению. Потом можем опубликовать ее здесь на сайте.

Уважаемый Рустам!

А как Вы предлагаете излагать хронолгию огузов: по источникам, где огузы так и именуются огузами или можно включать и источники, проанализировав которые можно прийти к выводу, что народ, о котором идет речь является огузами?

Дело в том, что легенды относящиеся к Огуз-кагану, на мой взгляд, были рождены в среде огузских племен после развала уйгурских каганатов - примерно после 840 года. То что уйгуры были одним из ведущих племен огузов (в союзе токуз-огузов - точно ведущим) наверное сложно отрицать, однако уйгур нет в 24 племенных списках огузов, почему?

Что касается упоминания уйгуров в качестве ведущего племени у токуз-огузов, то можно предположить следующее. Тюркский Каганат, если я не ошибаюсь, возглавлялся огузами и поэтому другие племена, жившие в этом государстве могли автоматически назваться огузами. Скажем, в странах Запада, да и наверное других странах дальнего зарубежья, население России в основном называют русскими независимо от их этнической принадлежности. Вполне возможно, что и уйгуров называли огузами по аналогии с царствующим этносом каганата. Или вот другой пример, наверное более близкий. Все этносы Турции именуются турками, хотя среди них есть и курды, армяне, греки, грузины и даже чеченцы и в Тюркском каганате могло быть что-то подобное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Уважаемый Байрам,

мне кажеться нам в первую очередь стоит развести понятия "огуз" и наименования группы племен, связанных родством и языком.

В первом случае, слово "огуз" (возможно от слова "ок", стрела, либо "огуз" буйвол), обозначает родо-племенную единицу, возможно выступает в значении "народ, род, племя". Поэтому когда в тексте орхонских надписей встречаются обращение к своему народу - огузам, это означает, что каганы кёк-тюрков обращаются именно к "народу" или "племенам" как административным единицам. Это вовсе не означает того, что сами кёк-тюрки являлись огузами, а значит и туркменами ;)

В качестве подтверждения приведу названия племен, где термин огуз является составляющей этнонима: он-огуз - так называли народ уйгуров, или он-уйгуров (десять уйгуров); уч-огуз - так называли карлуков, или уч-карлуков (три карлукских племени); тогуз-огуз - так называли союз родственных племен (девять племен), противопоставивших себя каганскому родственному племени сир или сйеяньто; есть еще имя джети-огуз - возможно то же союз племен, такой топоним есть в Кыргызстане.

Поэтому хронологию следует начать с образования союза родственных племен, известных по китайским терминам как "гаогюй", "тйеле". Именно в среде этих племен и родился союз племен, позже взявший имя "огуз". Насколько мне известно, союз возник в 7 веке с целью противостояния с усилившимся родом сир. Потом приведу поименно эти 9 племен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из книги А.В.Курбанов о ставропольских туркменах

22- В XVI веке на северо-восточном берегу Каспийского моря обитала хасан-элийская или эсен-эмейская (хасанхановская) группа туркменских племен, среди которых наиболее многочисленным было древнее огузское племя човдур. Местом пребывания этих племен были Мангышлак, а именно п-ов Бузанчи и прилегающие к нему степные пространства Устюрта, а возможно и северо-западная окраина Хорезма.

23- В результате борьбы Хивинского ханства с кочевыми туркменами в XVI-XVII вв., усилилась тенденция ухода ряда туркменских племен с Мангышлака на север, в пределы северо-восточных прибрежных районов Каспийского моря. Кочевья туркмен появляются в низовьях р.Эмбы и р.Яика, доходят до Волги, практически, примыкая к калмыцким улусам.(Россия – вторая родина // Коммунист Приволжья 1989 26 февр)

Калмыки на протяжении нескольких десятилетий предпринимали неоднократные попытки привести к покорности некоторые туркменские племена. Так, 1630 году владелец одного из калмыцких улусов Хо-Урлюк при своем движении к Волге «покорил кочевавших в Азии Ногайцев и поселенных Трухменов». А в 1645 году калмыки совершили набег на туркмен рода «кизил-аяк» и часть их увели с собой.

24-Продвижение туркмен в сторону России продолжалось и во второй половине XVII века. А процесс переселения некоторых туркменских племен и родов в XVIII столетии был связан главным образом с деятельностью русского правительства и калмыцкого хана Аюки.

25- В период царствования Петра-I в 1722 году туркмены-переселенцы были «поручены… особому (Аюки-хану) презрению» (ГААО Ф.1Оп.16. Д.154. л.26-28). После смерти Аюки у калмыков начались разногласия. Воспользовавшись беспорядками в калмыцких улусах, казахи предприняли ряд набегов на них и кочующих с ними туркмен. В силу этого, часть туркмен ушла из астраханских степей в Хиву и на Мангышлак. (Россия-вторая родина)

В этот период туркмены-переселенцы оказываются втянутыми в военно-политические действия, предпринимаемые калмыцкими владетелями и Россией.

26- В 1740 году Хивинское ханство завоевывает Надир-шах, который начинает вести борьбу с туркменскими кочевыми племенами. От угрозы порабощения туркмены Закаспия, Хивы и Бухары уходят в Мангышлакские степи. Эти туркмены начинают искать покровительства России. Весной 1741 года часть их снялась со своих кочевий и двинулась к берегам Волги. Однако туркмены были остановлены российской пограничной службой на Эмбе. (Росс-вт родина) Часть этих туркмен, после разрешения русского правительства, переселилась впоследствии в Астраханские степи и на Северный Кавказ в районы, прилегающие к Кизляру.

Значительным событием в истории туркмен Северного Кавказа и Астраханской области был уход в 1771 году под предводительством Убуши-хана в Джунгарию калмыков. Подвижки калмыков привели к уходу с уже насиженных мест значительного числа кочующих с ними туркмен. Туркмены как отмечается в архивном документе «на побег не согласились и, будучи вооружены, противились силе калмык, однако же не могли превосходству их одолеть и некоторые из Трухменцев калмыками угнаны, а последние только в 340 кибиток возвратились назад и явились в Астрахань к бывшему тогда губернатору генерал-поручику Бекетову, который приказал занять для кочевки место от Колпичьева до Кумы» (ГААО Ф.1 Оп.16 Д.154 л 26-28)

Архивные документы указывают на возвращение в 1794 году из казахского плена нескольких старшин-туркмен со своими людьми, уведенных калмыками в 1771 году, пожелавших причислить их к туркменам, кочевавшим под Астраханью. (ГААО Ф.476 Оп 2 Д.143 л.4)

Конец XVIII и начало XIX столетия были периодами нового усиления в Средней Азии Хивинского ханства под властью Конградской династии. Туркмены, против которых начал ожесточенную борьбу представитель этой династии Мухаммед Рахим-хан, были лишены возможности (28-) продвигаться на Мангышлак в пределы обычных своих кочевий теперь уже занятых казахами, в результате чего часть их, теснимая с двух сторон казахами и Хивинским ханством, решает уйти в астраханские степи.

В 1801 году через Астрахань на Кавказскую линию прибывают четыри старшины туркмен с просьбой о принятии их в подданство России. В результате этой дипломатической миссии, туркмены-абдалы, представителями которых являлась прибывшая делегация, получили дозволение грамотой торговать в Астрахани.

В 1802-1803 годах вновь ряд туркменских родов, в том числе абдалы, изъявили желание переселиться в Астраханскую губернию, на что им было позволено осмотреть места и в Кавказской губернии.

Через некоторое время, в 1810-1811 годах, к царскому правительству обратились с просьбой туркмены «чоудорского рода» принять 2300 семейств, ушедших от хивинского хана, и на это было получено «Высочайшее соизволение».

29- В последующих 1813-1815 годах в районе Астраханских степей появляются еще туркмены трех родов: абдал, игдыр и бозоджи, - количество около 260 «юрт», т.е. примерно 1500 человек (Ф.2 Оп.1 Д.290 Л.18) Поселить их решение было принято в Астраханской губернии. Часть туркмен рода игдыр перекочевала в 1839 году в Кавказкую область. Остальные, не имея своей земли, разместились вместе с туркменами, прибывшими в Астраханскую губернию несколькими годами раньше, главным образом среди ногайцев-карагашей в Красноярском уезде. (ф2 Оп.1 Д.290 л.18 Небольсин с. 140)

Туркмены, оказавшиеся в пределах Астраханской области после 1800 года, стали называться «мангышлакскими», а впоследствии – «астраханскими туркменами».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

БАЯНДЫР, древнее огузское племя, игравшее в VII-VIII вв. главную роль в Кимакском каганате. В XI в. Включившись в движение Сельджуков, баяндыры в основном мигрировали в Турцию, Ирак, Сирию, Кавказ. В XV-XVI вв. они стояли во главе туркменского государства Акгоюнлы в Малой Азии. Другая часть бандыров, не приняв ислам, в X-XI вв. появилась в Древней Руси. Русские летописи знают их под названием берендеев. Много баяндыров ушло в Европу, где они составляли боевые силы болгар, византийцев, венгров. Многочисленные следы пребывания баяндыров в Европе, Закавказье, Малой и Средней Азии сохранились в виде топонимов. Сам этноним невозможно отделить от бай, баят. В таком виде он сохранился в составе племен ата, гарадашлы, емрели, йомут, мукры, алам, салыр, сарык, теке, эрсары.

О.Гундогдыев

Историко-культурное наследие Туркменистана

Под редакцией О.Гундогдыева и Р.Мурадова

UNDP, Стамбул, 2000 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Племя байандур упоминается в легенде о возникновении Кимакского каганата в изложении Гардизи в составе 7 первых племен, составивших эль кимаков. Там пишется про татар, чей царевич и стал родоначальником кимаков. То что баяндур было ГЛАВНЫМ племенем кимаков - об этом читаю впервые.

Кстати в этом списке 7 племен упоминается и племя ИМИ - реконструируемре как огузское племя эймюр или имрели.

Байрам, а а как же тогда племя КАЙ которые Вы тоже сичтаете основателями кимакского каганата?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльдар

ПОЕЗДКА К АСТРАХАНСКИМ ТУРКМЕНАМ

Буйные ветры истории, пробиваясь через прошедшие столетия, не миновали и туркменского народа. В разные края и страны занесли они группы туркмен, исчисляемые тысячами, а иногда и сотнями тысяч человек. Некоторые из них осели и на территории современной Российской Федерации. Мало кто из россиян знает, что туркмен в России, кроме посольства Туркменистана близь Старого Арбата в Москве и отдельных семей в различных городах и весях, можно встретить в Астраханской области и на Ставрополье, где они живут уже несколько веков.

Ещё в студенческие годы меня заинтересовала история этих групп, своего рода островков среди иноязычного населения. И вот, в трескучие тридцатиградусные декабрьские морозы 1959 года из Ашхабада, где я уже несколько месяцев работал в республиканской Академии Наук, мне, наконец, удалось попасть в Астрахань и познакомиться непосредственно с астраханскими туркменами.

В 1654 году группа туркмен с Мангышлака, не вынеся притеснений хивинский феодалов, ушла на север в астраханские степи. Так было положено начало переселению части прикаспийских туркмен в пределы Российской империи. Особенно усилился этот процесс в ХYШ веке, когда на них усилился нажим Хивинского ханства и калмыцкой верхушки с севера и иранских завоевателей, особенно в период походов Надир-шаха, - с юга. Часть переселившихся туркмен продвинулась позже через астраханские степи на Северный Кавказ, часть же закрепилась на территории Астраханской губернии и получила в литературе территориальное название – астраханские туркмены.

История и быт астраханских туркмен, к сожалению, фактически не изучалась. Лишь незадолго до моего приезда в Астрахань в конце 1959 года местный историко-краеведческий музей принял решение заняться сбором историко-этнографических сведений об астраханских туркменах и приобретением сохранившихся предметов быта (утвари, одежды и т.п.), представляющих краеведческий интерес. Поэтому основные данные об этой группе туркмен я получил из уст местных старожилов – хранителей семейных и народных преданий, главным образом жителей Фунтово, наиболее крупного туркменского селения, что в 18 километрах от Астрахани.

Астраханские туркмены – выходцы из четырёх племён: абдал, бурунджик, игдыр и бозаджи. Проживают они разбросано в нескольких населённых пунктах: селениях Верхнее и Нижнее Фунтово, Атал, Яксатово, посёлке Вахитово, в районе станции Линейное, а отдельные семьи – в самой Астрахани. Об их общей численности судить трудно, но, очевидно, она не превышала тогда двух тысяч человек, так как целиком заселено туркменами лишь Фунтово, насчитывающее в то время 700 жителей. В других местах они, составляя обычно меньшинство, живут в вперемежку с соседями – астраханскими татарами-юртовцами (Атал), ногайцами (Яксатово), русскими, калмыками, что, как увидим, оказало значительное влияние на язык и бытовой уклад астраханских туркмен.

В середине ХIХ века значительная часть астраханских туркмен вновь вернулась на Мангышлак из-за слухов, что царское правительство хочет привлечь их к несению регулярной воинской повинности. Слухи оказались ложными (первый призыв здешних туркмен состоялся лишь в 1918 году уже в Красную Армию), и в 1861 году они вернулись назад, где и осели окончательно на землю, не прекращая, однако, заниматься скотоводством. Поэтому приходится лишь удивляться фантастическому утверждению нынешнего главы Туркменистана, высказанному им на совещании по вопросам туркменского языка и внедрению нового туркменского алфавита (10 января 2000 года), что «с 1700 года туркмен начали вытеснять из Астрахани в Мангышлак, хотя они веками оседло жили в тех краях. Было об этом негласное указание русского царя. Потом и Мангышлак стало жалко, вытеснили народ в безжизненные Каракумы». Попутно можно заметить: что касается Мангышлака, а не Астрахани, то вытеснение оставшихся ещё здесь туркмен действительно происходило, но в основном в ХIХ - начале ХХ вв. и не Россией, а казахскими родами, которые позднее здесь и расселились.

Таким образом, история образования оседлых поселений астраханских туркмен начинается со второй половины ХIХ столетия. Первым из них было Фунтово, существующее с 1861 года. Название его произошло, по преданию, от фамилии немца Фунта, которому некогда принадлежали эти земли. Затем они были проданы некому Плотникову, сдавшему их в аренду туркменам.

С переходом к оседлости менялся хозяйственно-бытовой уклад и в первую очередь характер жилища. Наряду с юртами калмыцкого типа (с коническим верхом), сохранившимися вплоть до Октября, развивалось жилище постоянного типа: сначала землянки с покрытием из дёрна, затем мазанки из глины и камыша. Такие жилища были весьма не благоустроенны. Поэтому после Октябрьской революции с общим подъёмом жизненного уровня началось массовое строительство срубленных деревянных домов на русско-татарский манер, которое продолжается и в наши дни.

В брачных связях фунтовцев, как и туркмен других селений, наблюдалась активная метисация с соседями, в первую очередь с татарами. Особенно это заметно было у молодого поколения, среди которого мне не раз встречались лица татарского (ногайского) типа. Эта метисация, вместе с заимствованием многих черт бытового уклада, привела к своеобразному обособлению двух возрастных групп. Если пожилые и старые люди сохраняли ещё туркменский язык (хотя и испытавший влияние языка соседей) и некоторые туркменские национальные особенности в быту, то у молодёжи в языке и быту преобладали татарско-ногайские элементы.

Следует сказать, что по моим наблюдениям, у астраханских туркмен многие черты туркменской бытовой специфики полностью или почти полностью отошли в прошлое. Так, например, у жителей Фунтово национальная одежда практически вышла из употребления, хотя по рассказам её носили ещё перед войной. Одним из наиболее красочных и характерных элементов женского национального костюма в недавнем прошлом была елавуч – лента с монетами на голове, которую носили молодые женщины. Характерной частью одежды пожилых женщин был кара чапан – вид чекменя из тёмной шерсти. Мужчины же ещё раньше в основном перешли к одежде городского типа.

В прошлом было распространено заимствованное, очевидно, от калмыков и ногайцев употребление в пищу конины и кумыса (у озера Сарыкамыш даже организовали кумысолечение) – столь не характерное для основной массы туркмен. Правда, с упадком коневодства роль конины и кумыса в пищевом рационе астраханских туркмен значительно уменьшилась. А с падением роли в экономике здешних туркмен другой отрасли животноводства – овцеводства – почти полностью исчезло и кошмоваляние.

В духовной культуре примерно то же положение. Туркменские песни ещё сохранились в памяти стариков, а профессионалов певцов типа бахши уже нет. Молодёжь же на праздниках и вечеринках поёт, как правило, татарские, а также русские песни.

В области религиозных верований наблюдается довольно быстрый отход от них большей части населения. Единственная в Фунтово мечеть (здание срубленной постройки начала ХХ века) в 30-х годах была превращена в клуб, а позднее в склад инвентаря. Возможно, в настоящее время она восстановлена. Молитву-намаз совершали лишь часть мужчин старше 60-65 лет, а тридцатидневный пост-оразу держало весьма небольшое число старух и стариков. В целом же основные обряды и празднества, связанные с ортодоксальным исламом, у астраханских туркмен были аналогичны тем, что соблюдаются верующими людьми среди основной массы туркмен.

То же можно сказать и о многих народных поверьях, предзнаменованиях, приметах, которые астраханские туркмены называют обычно общим термином рым или гадат (литературные форма туркменского языка – ырым и адат). Так, традиционные фольклорно-бытовые персонажи злых духов – шейтан, джин, арвах, албасты и другие находим и в общетуркменской демонологии. Но у астраханских туркмен сохранились интересные представления о юрт эеси или юрт анасы (дословно «хозяин, хозяйка или мать кибитки, дома, кочевья») – духе, который, якобы, мог показаться в виде огня. Этот персонаж , возможно, является заимствованием образа домового (особенно с переходом на оседлость) у соседей – татар или русских, а может быть, в изменённой форме отражает древние тюркско-монгольские представления о домашних покровителях, связывавшихся в народной фантазии с домашним очагом, огнём. С переходом на оседлость связан и распространённый суеверный обычай прибивания подковы у порога или на воротах. Магический смысл: чтобы было много скота, и он не уходил со двора. Этот обычай, не характерный для большинства туркмен, также, очевидно, является заимствованием от оседлых соседей-земледельцев, хотя смысл его несколько и изменён (у русских, например, подкова прибивалась «для общего благополучия в доме»).

Астраханские туркмены, также как и остальные народы многонациональной России, участники всех этапов её жизни советского и постсоветского периодов. Не порывают они связей и с сородичами, оставшимися на Мангышлаке или ушедшими на Северный Кавказ. Отдельные семьи живут и трудятся в Туркменистане (мне, например, встречались астраханские туркмены в Ашхабаде и бывшем райцентре Кировск), внося свою лепту в строительство суверенной республики.

Сергей Демидов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще немного из туркменской этнонимии.

О туркмено-татарских паралеллях:

"Татар - самостоятельно туркменское племя в XVI-XVII вв., тире племени ёмут, рода гарачука. Видимо, монголы (или какая то их часть) называли себя татарами. Это слово как название народа встречается уже в орхонских надписях VIII в. Во времена Недир-шаха племя татар жило около старого Мерва. Это были потомки тюркизированного племени кара-татар, которое Тимур (по совету султана баязида) в конце XiV в. переселил в Мавераннахр, откуда часть его после смерти Тимура перешла в Мервский оазис. Позже она влилась в состав ёмутов." - С. Атаниязов

О туркмено-башкирских паралеллях:

"Этнические связи башкир (башгырт) с другими тюркскими народами и народностями, в том числе и туркменами, наиболее полно изучены Р.Г.Кузеевым. Исследуя башкирско-туркменские отношения, автор указывает, что этноним туркмен (терекмэн) среди юго-восточных башкир встречается часто. Например, среди кара-кыпчаков слово "туркмен" в качестве родовых групп зафиксировано 10 раз, а ак-кыпчаки называли себя даже туркмен-башкирами. По его мнению, этноним "туркмен" проник в башкирскую среду еще в средние века. "С конца 11 в. и особенно в 12 в. туркмены смешались с кыпчакскими племенами. Кыпчакизация сырдарьинских туркмен завершилась в центре Золотоордынской империи, в Волго-Яицком междуречье, хотя и здесь они сохранили старый этноним." (Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М. - Наука, 1974 г.)" Башкирские туркмен-кыпчаки являются прямыми потомками одной из этих групп...

Этнонис "туркмен" зафиксирован и в томонимии края: в в Баймакском районе имеются два аула под названием Туркмен, а в Туймазинском районе - село Туркмен. Кроме того, по письменному сообщению канд. филол. наук Ф.Хайрутдиновой, в Переволоцком районе Оренбургской области, во многих селах Кугарчинского, Баймакского, Абзелиловского, Альшевского, Иглинского и др. районов Бакшкортостана зафиксированы этнонимы "туркмен" среди башкирского населения." - С. Атанизяов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Туркменские имена

Среди множества наук анропонимика (от древнегреческого антропос – «человек» и онома – «имя»), – пожалуй, одна из наиболее интересных. Ибо антропонимия, то есть собрание личных мужских и женских имён того или иного народа – это яркое отражение многих сторон его истории и быта, особенностей национальной психологии и контактов с иноязычной средой, природных явлений местной флоры и фауны.

Туркменская антропонимия – собрание личных имён туркмен – для исследователя также представляет собой неисчерпаемый источник изучения их далёкого и недавнего прошлого. В этом автор данной серии мини-эссе убедился в ходе многолетнего сбора антропонимических материалов в различных уголках Туркменистана. Вместе с их вариантами в папках ждут своего часа более 15 тысяч имён. И, естественно, это далеко не всё.

Даже в семье, оторвавшейся от старых традиций, при наречении имён, имя новорожденного носит определённый смысловой отпечаток. Это или уважение к какому-либо из родственников или великих людей, выражающееся в наречении ребёнка его именем, или дань моде определённого периода, или отпечаток личного вкуса, иногда довольно вычурного и странного. А как обстоит дело там, где традиции ещё живы, как, например, в туркменской среде?

Здесь имя и в прошлом, и в наши дни было и остаётся нередко своего рода личным удостоверением человека, содержащим ряд сведений о владельце. Недаром туркменская народная мудрость предупреждает: «Перед тем, как драться, узнай имя своего соперника». Ведь, если, скажем, его звали Чары, Бяшим или Алты, это означало, что он четвёртый, пятый или шестой мальчик в семье, а иметь дело с несколькими братьями, которые могли прийти на помощь, хотелось далеко не каждому.

В ходе рассмотрения целого ряда туркменских имён, иллюстрирующих те или иные основные их группы, нам встретятся разные имена: красивых и не очень, утончённые и грубоватые, длинные и короткие. Но обладатели не очень красивых и утончённых имён, которым уже трудно что-либо изменить, не должны горевать по этому поводу, ибо, как гласит туркменская пословица, «ягшы адамдан говы ат галар» - «от хорошего человека всегда останется доброе имя».

О синкретизме туркменских имён

Две подруги – Алтын и Тылла. Не знаю, каков у них характер, но имена – золотые. А тут вот уже три – Гозель, Зыба и Джемиле, которые, судя по имени, должны быть красавицами. В чём же дело? Почему имена разные, а обозначают одно и то же – «золото», «красавица»? Да потому, что все они разноязычного происхождения, разными путями попавшие в пёструю толпу туркменских имён. Алтын и Гозель – слова тюркского происхождения, Тылла и Джемиле – арабского, а Зыба – иранского. Это явление носит характер синкретизма.

Синкретизм – смешение разнородных элементов в одной системе. В данном случае речь идёт о языковом синкретизме туркменских личных имён, их разноязычном происхождении. А это явление, как и ряд других, вызвано пестротой и сложностью этнических и исторических процессов, происходивших на территории Туркменистана.

В течение многих столетий местное ираноязычное население сталкивалось здесь с приходящими группами или поодиночке тюркоязычными племенами. Со временем тюркоязычное население стало основным, оттеснив или ассимилировав своих ираноязычных предшественников. Но связи самого различного характера с ираноязычными соседями – персами, курдами, а позднее – с белуджами, джемшидами – не прекращались. Поэтому мы и встречаем среди туркменских имён также имена ираноязычного происхождения, такие как: Рустем - имя одного из героев иранского эпоса, Мерет (древнеиранское Мердад) – название пятого месяца солнечного календаря, Дидар (дословно – «свидание», Шир («лев»), Азат («свободный, свободная»), Ширин («сладкая»), Тезегюль («новый цветок» или «новая роза»), Дестегюль («букет цветов»), Гюльджан («роза души»), Миве («плод»), Нязик («изящная») и другие.

Арабское нашествие слабо отразилось на составе населения Средней Азии. Но арабы принесли новую религию – ислам, получившую с течением времени, неограниченное господство. А через религию, связанную с семейной обрядностью, в том числе и наречением ребенка духовным лицом, в традиции наречения среднеазиатских и иных народов ворвались мощные потоки мусульманских имён, арабских или семитских по своему происхождению. Однако следует сказать, что туркменская традиция личных имён проявила завидное упорство, особенно у женщин, сохранив многие домусульманские имена. Это особенно наглядно заметно при сравнении с личными именами некоторых других народов. Например, в Дагестане имена арабского происхождения почти полностью вытеснили местные домусульманские. У соседей туркмен – узбеков, таджиков, персов, курдов, азербайджанцев – арабская струя оказала значительно большее влияние.

Чтобы сражаться с сильным соперником, нужна гибкая тактика. Туркменская традиция личных имён успешно применяли и её. Поэтому не было ничего особенно удивительного, если после многих лет знакомства случайно выяснялось, что у товарища, коллеги или соседа, кроме известного всем тюркоязычного имени Какагельды (дословно - «отец пришёл»), или Гарягды («снег выпал»), есть ещё, арабское - Абдылла («раб аллаха») или Абдырахман («раб милостивого, т.е. тоже аллаха»). Это явление может встретиться тем чаще, чем старше владелец имени. Однако бывает и у молодых. Дело в том, что арабские мусульманские имена были даны им при рождении муллой или кем-либо из верующих стариков. Однако в быту детям были присвоены свои имена, которые стали основными, попадая даже нередко в официальные документы.

И, наконец, после Октябрьской революции большие преобразования, произошедшие в культуре и быту туркменского народа, нашли своё отражение в появлении совершенно новоязычных имён - русских или западноевропейских, чаще всего связанных с тем или иным выдающимся революционером или деятелем культуры. Например, имя Владимир, в честь В.И.Ленина, Маркс – в честь Карла Маркса, Тельман – в честь вождя немецкого пролетариата Эрнста Тельмана, Клара – в честь Клары Цеткин и т.д. Естественно, после распада Советского Союза и объявления Туркменистана суверенным государством подобного рода именами нарекать новорожденных перестали.

Конечно, не следует думать, что все туркменские имена сохраняют своё одноязычное происхождение – тюркское, иранское, арабское, русское или иное. Очень многие из них отразили языковой синкретизм непосредственно в самой форме имени, часто состоящем из двух разноязычных основ во всевозможных комбинациях. Например, мужское имя Саламгулы состоит из арабского «салам» (мир) и тюркского «гул» (раб), то есть дословно «раб мира». Гельдымерет – из тюркского «гельды» (пришёл) и известного уже нам «мерет» - названия пятого месяца иранского солнечного календаря. А женское имя Джумагюль связывает арабскую «пятницу» («джума») с иранской «розой» («гюль»), означая – «пятничная роза».

Как называли мужчин

Медленно, как поступь верблюда, идущего в караване по Каракумским пескам, проходили годы и десятилетия под просторами Туркмении. Лишь время от времени проносились бурные потоки наводнений, и некоторых мальчиков, родившихся в те дни, называли Сильгельды («силь пришёл»). Иногда же по полям и селениям смерчем пролетала вражеская конница, и седлали коней в поход взрослые мужчины, а будущие воины, родившиеся в это время, получали имена Дженг («бой, сражение»), Гылыч («шашка»), Ханджар («кинжал») и тому подобное.

В именах очень многих представителей сильного пола, родившихся в пятницу («джума» или «анна») нашёл своё отражение этот день отдыха и молитвы мусульманской недели. Поэтому и встречалось так много имён Аннадурды и Джумадурды («пятница пришла), Аннаберды («пятница дала») или просто Анна или Джума. Правда, иногда можно встретить «пятницу» и в несколько необычном сочетании, например, Аннанепес («пятничный вздох»), Аннагылыч («пятничная шашка»), Аннагурт («пятница-волк»), Аннагулы или Джумагулы («раб пятницы») и т.д. Кстати, все эти пятничные имена очень распространены и в наши дни.

Нередко роль играл и месяц, в котором родился ребёнок. Так, мы встречаем немало имён Ашир, Сапар, Реджеп, Мерет, Ораз, Байрам, Гурбан по названиям первого, второго, седьмого, восьмого, девятого, десятого и двенадцатого месяца туркменского народного варианта мусульманского лунного календаря.

Если в день рождения ребёнка шёл дождь, его нередко так и называли – Ягмыр («дождь»). Если же выпадал снег – Гарягды («снег выпал»). Родившиеся на рассвете могли получить имя Дангатар («рассвет») или Гюндогды («солнце встало»). Если первый крик мальчика приходился на весеннюю пору, его иногда так и называли «по-весеннему»: Яз («весна»), Яздурды («весна пришла») или Язберды («весна дала»).

Цвет лица или волос также нашёл своё многочисленное отражение в именах. Чаще всего это Гара («чёрный») или Гараджа («чёрненький»). Реже Сары («жёлтый»). Ещё реже Ак («белый») или Акджа («беленький»), Гёк или Гёки («синий»), Гызыл («красный». «рыжий») и Гонур («коричневый»).

Нередко в многодетных семьях имя было как бы порядковым номером своего владельца среди братьев. Так получили распространение Чары (четвёртый), Бяшим (пятый), Алты (шестой). Встречаются иногда Еди (седьмой) и Он (десятый). Человек же с именем Экиз («двойня») наверняка был одним из близнецов.

Обычно родители хотят, чтобы их дети носили звучные красивые имена, вкладывают в них свою любовь, а также мечты о будущем их владельца. Поэтому и встречаются такие имена, как: Аман и Эсен («здоровый, благополучный»), Эзиз («дорогой»), Баллы («медовый»), Бегенч («радость»), Гуйч («сила»), Довлет («богатство, достояние»), Довлетмырат («цель, богатство»), Довлетгельды («богатство пришло»), Комек («помощь») и другие.

Дореволюционное прошлое налагало, безусловно, большой отпечаток и в области имён. Нередко родители давали детям имена правителей или богачей, считая, что это принесёт им счастье. Так появились довольно многочисленные Бегмырат («желание – бег»), Баймырат («желание - бай»), Баяр («барин, господин»), Хан, Ханмырат, Солтан, Шамырат и тому подобные Довольно значительная часть имён была связана с религией ислама и, естественно, в отличие от других аспектов имянаречения, где преобладала тюркоязычная основа, в большинстве своём была арабоязычного происхождения.

Кроме этого встречались и имена на первый взгляд, довольно странные – прямая противоположность звучным и красивым, о которых только что говорилось. Например, Италмаз означало «сабака не возьмёт», Порсы – «вонючий», Гуджук – «щенок», Таган – «треножник», Курре – «ослёнок» и тому подобные. Однако такие имена вовсе не свидетельствовали о нелюбви родителей к своим наследникам, а лишь об их суеверности. В семьях, где дети часто умирали, родители таким манером хотели обмануть болезни и смерть, кто, мол, польстится на ребёнка с таким именем.

В послеоктябрьский период среди туркменских мужских имён произошли определённые изменения. И хотя традиции наречения имени, особенно в честь умерших старших родственников, продолжают сохраняться, всё же поубавилось имён, связанных с религией и феодально-байской титулатурой. А имена вроде вышеприведённых Порсы, Гуджук, Курре и им подобных встречаются у нынешнего поколения в основном лишь как фамилии, образованные от имени отцов и дедов.

Новые послереволюционные времена породили и новые имена. Это и заимствования новых иноязычных имён, в первую очередь русских и европейских и чисто советсткие имена, такие как Комсомол, Марлен (Маркс-Ленин), Сайлов («выборы»), и имена типа Хемра («спутник»), Каналгельды («канал пришёл») и другие. Естественно после того, как в начале 90-х годов ХХ века Туркменистан стал суверенным государством, со сменой многих прежних ориентиров прекратилось и наречение детей подобными именами.

Как называли женщин

Каждой женщине хочется быть красивой и привлекательной, как каждому мужчине – сильным и мужественным. А если уж не получилось чего-либо из этого во внешности и характере родителей, они возлагают свои надежды на детей. Поэтому и встречалось так много красавиц: Гозель, Овадан, Джемал, Зыба, Джемиле. Нередко слово «красавица» усиливалось ещё каким-нибудь благозвучным термином, образуя сложное имя. Если, например, у будущей красавицы была небольшая родинка, её так и называли Халлыгозель («красавица с родинкой»); если её рождение приходилось на весну, она могла получить имя Язджемал («весенняя красавица»); если же девочка была белолицей – Акгозель или Акджемал («белая красавица»).

Белый цвет среди женских имён встречался значительно чаще, чем среди мужских. Поэтому и нередки были владельцы таких имён, как Акгыз («белая девочка или белая девушка»), Акджа («беленькая»), Акджагюль («беленький цветок»), Аакнабат («белый леденец»), Акбегенч («белая, то есть светлая радость») и другие. В то же время смуглолицые могли получить имя Гарагыз («чёрная девочка или девушка»).

Цветы – одно из украшений нашей жизни. Один их вид и нежный аромат нередко пробуждают лучшие человеческие чувства. Поэтому вполне понятно, почему цветочная тема нашла столь благосклонное отношение к себе со стороны женщин при наречении именем. Имена «цветочные», то есть связанные с общим понятием «цветок» (гюль) или отдельным их видами, составляют весьма значительную часть туркменских женских имён. Приведём для примера лишь некоторые из них: «Гюль («цветок»), Гульдже («цветочек»), Гюллер («цветы»), Дессегуль («букет цветов»), Гюльбабек («ребёнок-цветок»), Эджегуль («цветок матери»), Язгюль («весенний цветок»), Акгюль («белый светок»), Сарыгюль («желтый цветок»), Гызылгюль или Бэгюль («роза»), Гюльалек («мак») и многие другие.

Ещё одну, довольно значительную группу, составляли женские имена со странной, казалось бы, здесь мужской основой «огул» - сын, мальчик. Однако для всеведущего человека причина появления их вполне понятна. Дело в том, что в туркменской среде в силу сложившейся традиции появление первенца всегда связывалось с мечтами о мальчике-наследнике. Если же мечты не оправдывались, и рождалась девочка, её могли назвать именем, которое как бы магически утверждало появление мальчика-сына. Таким путём суеверные родители надеялись повлиять на судьбу, чтобы в дальнейшем она была более милостива к ним, особенно часто это наблюдалось в тех семьях, где рождались одни девочки, или родившиеся мальчики не выживали. Поэтому и появлялись имена типа: Огулболды («сын родился»), Огулгельды («сын пришёл»), Огулдурды («сын появился»), Огулгюль («Сын-цветок»), Огулбегюль («сын-роза»), Огулбэбек («сын-ребёнок»), Огулджан («сыночек»), Огулшат («сын-радость»), и даже такие требовательные, как Огулгерек («сын нужен»), или Огулдурсун («пусть будет сын»).

Остальные имена носили большую печать обособленности, хотя у многих сложных имён одна из частей могла встретиться и в нескольких вариантах. Так несколько имён было связано, как и у мужчин с мусульманской пятницей (Джума, Анна) или некоторыми месяцами туркменского календаря (в частности Ашир, Сапар, Мерет, Байрам, Гербан, Реджеп). Наличие в имени названия пятницы или какого-либо месяца чаще всего указывало на время рождения его владелицы. Например, Аннагуль («пятничный цветок»), Аннабиби (*»пятничная госпожа»), Аннаджемал или Джумагозель («пятничная красавица»), Аннатэч («пятничная корона»), Аширгюль («цветок в месяце ашыр»), Меретгюль, Сапарбиби, Гурбангюль, Реджепгюль и другие.

Некоторое женские имена связаны с луной, что, возможно, является одним из отголосков почитания её в древности. Это – Айгозель («луна-красавица»), Айсолтан («луна-султан»), Айджахан («луна-вселенная»), Айгюль («лунный цветок»), Айджан («луна-душа»), Айболек («часть луны») и несколько других.

Среди женских имён встречаются и названия некоторых деревьев, дающих вкусные плоды, отдельных животных и птиц, отличающихся своей грациозностью и красотой. Есть немало имён типа: Шекер («сахар»), Ширин («сладкая»), Балджа («медок»), Набат («леденец»), Менли («имеющая родинку»), Чепер («искусная»), Садап («перламутр»), Дюрли («жемчужина») и им подобные. Однако ряд женских имен в прошлом был весьма далёк от того, чтобы связывать их с понятием о прекрасной половине человечества. Это были имена, уничижающие человеческое достоинство. В переводе они звучат, как «насытилась», «хватит, довольно», «последняя девочка», «старуха», «старая», «старая дева», «плохая» и т.д. Некоторые из них связаны, как и имена с основой «огул», с магической верой родителей в то, что у них после наречения таким именем, перестанут рождаться только девочки. Другие – со случайными событиями или именами умерших родственниц.

Отрадно, что подобные имена почти не встречаются в наши дни среди представительниц юного поколения, как это имело место среди их бабушек и матерей. В то же время, красивые традиционные женские имена, из которых я смог здесь назвать только незначительную часть, получили особое распространение. В советский период встречались также отдельные случаи переосмысления традиционных или проникновения иноязычных (русских и европейских имён).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...