Перейти к содержанию
Steppe Man

Сарты среди казахов,узбеков и кыргызов

Рекомендуемые сообщения

Кто такие сарты? История исчезнувшего народа Средней Азии

История исчезнувшего народа В Российской дореволюционной литературе можно часто встретить информацию о существовании в Средней Азии (до революции Туркестанский край) такого народа, как сарты. Однако сейчас ни в одном из государств этого региона (Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия, Казахстан) вы не услышите о «сартах». Кем же они были? И куда делись?

Сарты как отдельная группа населения Средней Азии учитывались вплоть до гибели Российской империи в 1917 году. Однако проблема сартов российскими учеными и чиновниками так и не была окончательно решена. Согласно статистике к началу 20 века сарты составляли 2/3 всего оседлого населения Туркестанского края. Всего по результатам первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году насчитывалось 968 655 сартов (после казахов, татар и башкир, среди тюркских народов на 4-м месте).

https://kozhalar.kz/20208670-kto-takie-sarty-istoriya-ischeznuvshego-naroda-srednej-azii

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По данным переписи 1897 года в городе Чимкент было 11 194 жителей (6185 мужчин и 5009 женщин).

Распределение населения по родному языку в 1897 году :
сарты — 84,6 %
русские — 5,7 %
киргиз-кайсаки — 4,0 %
украинцы — 1,8 %
евреи — 1,6 %
татары — 1,1 %
поляки — 0,6 %
немцы — 0,2 %
каракалпаки — 0,2 %
узбеки — 0,08 %.

В Чимкентском уезде в целом в 1897 году проживало 285 059 человек·

https://titus.kz/?previd=58050&start=30

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Взглянул на данные переписи населения в Российской Империи за 1897г. Ферганской областью называли в российских документах регион которые сегодня называют Ферганской долиной. 

Двадцать лет до проведения переписи (1897г) русские захватили Кокандское ханство в 1876г.

Очевидно недоброкачественные данные были собраны администрацией в регионе, по причине не знания местных людей и отсутствия ресурсов. Перепись населения провести было трудно в густонаселенном регионе как долина. В регионе в котором к российской администрации люди относились враждебно.


В качестве примера

Город Коканд
Узбеки ~67% населения.  
Сарты   ~25%  населения.

Остальные - русские, кашгарцы, кыргызы, таджики.

Город Старый Маргилан (75км от Коканда). Тогда Старым Маргиланом русские называли Маргилан, а г. Фергана (некоторое время г. Скобелев) носил название Новый Маргилан.

Сарты 99%+
Узбеки 0 человек. 
Русских больше чем узбеков. В Маргилане в 1897г?


Андижан (74км от Маргилана)

Сарты 99%+
Узбеки 4 человека. В большом городе 4 узбека.
Кыргызы 37
Русские 950


Город Ош (80км от Андижана)
Прочие тюрки -95%
Узбеки 5 человек
Сарты 8 человек
Кыргызы - 0. 
Русские 989
Таджики - 107
Кашгарцы – 0


Кто бы мог быть "прочими тюрками" в Оше в 1897г., выделяя их из узбеков, кыргызов, сартов? 

Узбеков Коканда записывали узбеками тех узбеков, которые относили себя к правящей династии в Кокандском ханстве.

Мое предположение . Русские не собирали доброкачественные демографические данные по региону. В Коканде, Новом Маргилане (ныне Фергана, там была крепость русских) возможно собирали. В  остальных городах, тем более в сельской местности нет.  У них не было ресурсов, желания. Небезопасно было отъезжать от крупных административных центров без охраны.

Вот вам городское  население с кварталами  ремесленников  (жестянщики, гончары, ткачи, портные), значит, записываем сартами.  У русских не было желания собирать демографические данные под палящим солнцем. Они население большого города Ош записали в «прочие тюрки».

Похожая путаница с этносами в административных документах происходила в других губерниях РИ.В Азербайджане, Казахстане, юге России, Молдове. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Steppe Man сказал:

Кто такие сарты?

 

Об этом можете узнать из этой темы:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Steppe Man сказал:

Сарты есть среди казахов-кереев.

http://kerey.kz/?p=3252

 

Это генеология абак-кереев. И там нигде не сказано что они были сартами. У вас крыша уже едет по-моему.

Крыша едет, дом стоит. Или "морозм крепчал" как кто-то из монгольских юзеров писал ранее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

казахский сартаул

1.Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 135 дугаар зүйлийн 135.2.14-д заасныг баримтлан Баян-Өлгий аймгийн Дэлүүн сумын Засаг даргын 2012 оны 9 дүгээр сарын 27-ны өдрийн 67 дугаартай захирамжаар РД:БЖ10322010 хүү Бодаубекийн Ахмади нь РД:БЖ34051016 Харахас назар овогт Үйсений Ханжарбай, РД:БЖ40042501 Сарт овогт Халатын Сагила нарт үрчлэгдсэн болохыг тогтоосугай.

2.Улсын Тэмдэгтийн хураамжийн тухай хуулийн 7 дугаар зүйлийн 7.1.2, Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 56 дугаар зүйлийн 56.1, 60 дугаар зүйлийн 60.1-д зааснаар хүсэлт гаргагчийн итгэмжлэгдсэн төлөөлөгч Х.Болатбекийн улсын тэмдэгтийн хураамжид төлсөн 70200 төгрөгийг улсын орлогод хэвээр үлдээсүгэй.

http://new.shuukh.mn/irgenanhan/58769/view

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

монгольский сартаул.

1.Шүүгдэгч Тайж овогт Дамбадаржаагын Быг Эрүүгийн хуулийн тусгай ангийн 11.1 дүгээр зүйлийн 1 дахь хэсэгт заасан “Хүний эрүүл мэндэд хүнд хохирол санаатай учруулах” гэмт хэрэг үйлдсэн, шүүгдэгч СарТ овогт Төмөрбаатарын Сг Эрүүгийн хуулийн тусгай ангийн 21.2 дугаар зүйлийн 1 дахь хэсэгт заасан “Худал мэдүүлэх” гэмт хэрэг үйлдсэн гэм буруутайд тус тус тооцсугай.

http://new.shuukh.mn/eruuanhan/46686/view

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Nurbek сказал:

Это генеология абак-кереев. И там нигде не сказано что они были сартами. У вас крыша уже едет по-моему.

Крыша едет, дом стоит. Или "морозм крепчал" как кто-то из монгольских юзеров писал ранее.

 

Как говорится, не бывает дыма без огня. Азбаяр не зря же копается в истории сартов и ищет родичей, это не пустой интерес.

В самых первых годах участия на форуме, кажется будучи еще под другим ник-неймом, он как-то признавался, что он халха-монгол из рода сартуул-бэсүд, но потом правда переобулся в наймана.  Кстати он даже на внешность подтверждает это.

Принято считать, что сартуулы в Монголии расселены только в Завхан аймаге, но это не так, они есть и в других аймаках, таких как Архангай, Дорнод, Ховд, Булган и Баянхонгор.

Но самое главное их немало также на родине Азбаяра в аймаке Говь-Алтай - это Хөхморьт и Цогт сумы.

Отсюда моя версия, что наш Азбаяр уроженец одного из этих двух сомонов.

Если я на верном пути шаманства )) и если он точно из Хөхморьт сума, то его родина вот здесь по стрелке (кстати поэтому он хорошо знаком с казахами, которые населяют аймаки Баян-Өлгий и Ховд, считай его соседи). Если из Цогт сомона, то чуть юго-восточнее, под буквой А в надписи "Говь-Алтай":

image.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 hours ago, АксКерБорж said:

 

Как говорится, не бывает дыма без огня. Азбаяр не зря же копается в истории сартов и ищет родичей, это не пустой интерес.

В самых первых годах участия на форуме, кажется будучи еще под другим ник-неймом, он как-то признавался, что он халха-монгол из рода сартуул-бэсүд, но потом правда переобулся в наймана.  Кстати он даже на внешность подтверждает это.

Принято считать, что сартуулы в Монголии расселены только в Завхан аймаге, но это не так, они есть и в других аймаках, таких как Архангай, Дорнод, Ховд, Булган и Баянхонгор.

Но самое главное их немало также на родине Азбаяра в аймаке Говь-Алтай - это Хөхморьт и Цогт сумы.

Отсюда моя версия, что наш Азбаяр уроженец одного из этих двух сомонов.

Если я на верном пути шаманства )) и если он точно из Хөхморьт сума, то его родина вот здесь по стрелке (кстати поэтому он хорошо знаком с казахами, которые населяют аймаки Баян-Өлгий и Ховд, считай его соседи). Если из Цогт сомона, то чуть юго-восточнее, под буквой А в надписи "Говь-Алтай":

image.jpg

Вообше то  мой предок из БХ-ого аймака. Хөхморьт ,Баян-уул, и Жаргалан сартаульские сомоны..Я отношения не имею к этим сомонам.

Я считаю,что Отрар ваша бывшая родина. Ваши предки  оттуда сбежали в Северный Казахстан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Steppe Man сказал:

Вообше то  мой предок из БХ-ого аймака.

 

Поздно, Аза, надо было изначально не раскрываться. ;)

Кстати чуть не забыл, вы в то время даже свой днк выкладывали и он тоже был что-то вроде сартуул-бэсудского.

На память начинался на R...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шала-казахи (этнографическая группа)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Эта статья — об этнографической группе. О современном понятии см. шала-казахи.

Шала-казахи, устар. чала-казаки, чалаказаки (ед. ч. каз. шалақазақ, мн. ч. шалақазақтар — «полуказахи», «недоказахи») — этнографическая группа, потомки татар, сартов, уйгуров и др. народов от смешанных браков с казахами. Этноним «чалаказаки» употреблялся в XVIII—XIX веках. В настоящее время «шала-казахами» именуют казахов, которые не владеют казахским языком и не чтят казахскую культуру (см. соотв. статью). Шала-казахами также именуют одно из подразделений рода мамбет племени найман и окиргизившихся казахов из рода абла племени сарыбагыш.

В казахском языке слово «шала́» означает «половинчатый»[1], «сырой»[2]. В паре с другими словами «шала» придаёт им смысл «неполноценности»: шала туған — «недоношенный», шала жансар — «полуживой», шала сауатты — «малограмотный».

Первые упоминания о шала-казахах (чала-казаки) встречаются в XVIII—XIX веках, когда этим термином обозначали социокультурную группу метисов — потомков переселившихся в казахские степи татар, выходцев из Средней Азии (сарты[3]) и таранчей[4] (илийские уйгуры), которые заключали браки с казашками[5], но находились вне казахской родоплеменной структуры. Первое поколение шала-казахов владело казахским языком, а для последующих он стал родным. Помимо перечисленных, шала-казахами называют подразделение рода мамбет племени найман. Современных шала-казахов и исторических шала-казахов роднит только название[6].

До середины XIX века шала-казахи не включались в административно-территориальные единицы и, как следствие, в общую численность населения[7]. Шала-казахи не платили никаких податей. Достаточно было назваться этим именем и можно было долгие годы не нести никаких повинностей в отношении своей страны, что привело к увеличению их числа и сокрытию в их рядах многих беглых татар и русских солдат. В 1851 году был поднят вопрос об обложении шала-казахов податями и причислении их к казахским волостям[8].

Значительное число шала-казахов селилось в горах, ущельях и труднодоступных речных долинах, вдали от властей[8]. Вместе с казаками, используя сети и малые неводы, занимались рыбным промыслом в горах и малых заливах Зайсана, реках Курчум, Кокпектинка и Большом и Малом Буконях[9]. Из официальных сведений того времени известно, что шала-казахи земледелием совсем не занимаются, кочуют вместе с киргизами (казахами) и мало чем отличаются от них в быту[10].

Большое число шала-казахов проживало на территории Большой орды, в Кокпектинском и Аягузском округах. Они были равными с казахами в правах и говорили на тюркских языках — узбекском и казахском[11]. Известно, что Чокан Валиханов интересовался населявшими Аягуз чалаказаками[12].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую.

Были узбеки-кочевники, говорившие только по-кипчакски, но они были явно в численном меньшинстве по сравнению с теми, которых русские авторы называли узбеками и сартами. Узбеки и сарты внешне не отличались и выглядели как сегодняшние узбеки. Сами досоветские авторы запутались в своих трудах и не могли дать точное различие между узбеками и сартами. По их свидетельствам узбеки как сарты походили внешне на иранцев. Оба говорили по-чагатайски.

Масальский отмечает, что "Сарты (с численностью 967.010 человек) говорятъ на джагатайскомъ наречiи…". Узбеков он также описывает как народ "говорящiй на джагатайскомъ наречiи", так как "Полчища Шейбани смешались въ Туркестане съ ранее здесь осевшими тюркскими племенами (такъ называемые джагатаями) и съ исконнымъ иранскимъ населенiемъ края". О численности узбеков Масальский пишет: "Узбеки... представляющiе, смотря но местности, значительный отличiя въ антропологическомъ и этническомъ отношенiи, составляютъ столь же, если не более, значительную часть населенiя Туркестана, какъ и киргизы. Общее число узбековъ въ Туркестане достигаетъ не менее 2.000.000 душъ обоего пола”.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Приветствую, давненько вас не было на форуме.

Так сарт и узбек одно и то же?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...