Перейти к содержанию
Чече-Баатыр

Теленгитский Улус или Телеутская Землица

Рекомендуемые сообщения

В 1959 г. на оз. Кокуйском (старица в устье Чумыша) нами обнаружено городище, имевшее 2 вала и ров. Внешний вал был укреплен частоколом, узкий проезд в городище закры вался деревянными воротцами. Во время раскопок в проезде городища были обнаружены обугленные столбы, а на дне рва - толстый слой угля, золы. По всем данным, частокол и ворота были сожжены во время осады городища. Мы считаем, что телеуты во второй половине XVII в. (в частности, в 1663 г. (группа Бойдона) и в 1673 г. (Иван Абаков со своим улусом) использовали городище Хара-Хулы (1621 г.), расширив и укрепив его. Сожжено городище было скорее всего в 1673 г. И. Бедарем, ибо после пожара уже не восстанав ливалось. (Уманский А. К вопросу о датировке и этнической принадлежности верхнеобских городищ - «кокуев». «Вопросы археологии Сибири». Новоси бирск, 1972, с. 47-59. (Науч. тр. НГПИ, вып. 38.). 35 AAH, ф. 21, оп. 4, кн. 18, № 143. л. 246-24606.

© Уманский. Телеуты и русские 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтын

Малое государство Алтын – это свободная земля, независимая ни тот кого. Она лежит примерно на 56°, к югу ее соседями являются калмаки и мугалы, да и жители ее вроде мугалов. К северу – Сибирь, к западу – река Обь, которая и сама протекает через озеро Алтын. А к востоку – киргизы и тунгусы. Алтын справедливо считают частью Тартарии, и за нравы жителей, и за его местоположение. Вокруг озера Алтын каменные горы, содержащие разные металлы, а в самом озере – много тюленей и рыбы осетра.

Дорога на Тобольск до озера Алтын по Оби, мимо городов Сургута и Нарыма, оставляя Томск на противоположной стороне, потребует 6 недель из-за неудобств пути. В этих областях живут много высланных людей, которым дают, по приказу Их Царских Величеств, землю для обработки.

По дороге от озера Алтын до Китая, или Сины, через мугальские владения, земля по большей части плоская, идет равнина с немногим лесами и рощами.

Религия, или вера, хана или царя Алтына и его подданных почти такая же, как у синцев и мугал. Они такие же идолопоклонники, как и те, и как калмаки. Они почитают большое количество идолов. Однако их вера несколько похожа, по многим внешним признакам, на магометанскую. Примечательно, что и этот народ, как и другие калмакские и мугальские княжества, или орды, меняет свое название или прозвание в зависимости от храбрости их владык и князей, и других их качеств, которыми награждают их соседи или они сами.

Этот народ большей частью живет в добротных и прочных палатках из толстых шкур, внутри завешенных коврами.

Слово «алтын», или «алтум», по древне-тартарски, или по-мугальски, значит «золото». И одна река в Мугалии тоже известна под этим названием. Может быть, страна Алтын получила свое название от упомянутого тартарского слова «алтум». В Сине некоторые тартарские народности известны под именем тартар из Кина, что значит «золото». Поэтому их называют господами Золотых гор. Но мне неизвестно, была ли область Кин под одной властью с Алтыном, или Алтумом.

Предком мугальского князя Ирки Кантазии Тайши был Алтын хан. Он всегда жил в дружбе с подданными Их Царских Величеств, находясь вблизи их границ, на том месте, где на моей карте нанесена эта маленькая страна Алтын. Ибо там области тоже называются по имени князей, которые владеют ими. Итак, Иркишская, или Алтынская, орда тоже мугальского типа, с той лишь разницей, что они до сих пор большей частью жили на одном месте, и не так часто кочевали, как это делают другие мугалы. Поэтому они были лучшего нрава. Некоторые живут в домах и по одежде несколько отличаются от других мугал. Но в 1689 г. они, в связи с калмакскими и синскими войнами несколько отошли или переменили место. Кроме того, их дружба с русскими соседями несколько охладилась. Поэтому подарки [русских] для этого князя, состоящие из сукна, табака, меха, кожи юхты и т.п., находившиеся уже на границах, были задержаны и вместо того, чтобы их посылать ему, они были посланы мугальскому князю Мерген Ахай тайша и его старшему сыну, которые по доброй воле перешли в подданство Их Царских Величеств. Говорят, князю было в том же 1689 г. предложено вместе со своим народом принять христианскую веру.

Говорят, что древние императоры Tартарии были похоронены в горах или вблизи горы Имаус. Но это было, вероятно, в области Алтын, ибо слово «Алтай» (это было название места захоронения), очевидно, похоже на «Алтын».

Здесь Тамерлан, если этому можно верить, похоронил своего дядю, от которого он унаследовал государство.

Итак, правда, что это маленькое царство, или страна Алтын, отрезано от великого скифского, или мугальского, государства. Туркестанцы называют эти горы //

W 642

Алтуром , а современные тартары – Ивенсдарум.

Алгурабис – это орда, по-мугальски названная Улук . Она примерно 20 лет назад находилась под правлением князя Торманчина , или Термозина. На карте это место указано в 5 днях пути от государства Алтын.

Дорога, по которой ездят вблизи и в самой области Алтын, камениста.

Народ из страны Алтын и их орды в целом низкого роста. У них очень маленькие карие глаза, черные волосы. Они вспыльчивы по натуре. Их одежда по типу – нечто среднее между синской и персидской. Они носят волосы до ушей и маленькие усики. Волосы на подбородке соскоблены или выдерганы, лицо довольно тонкого очертания, и они не так безобразны, как собственно мугалы или калмаки. Одежда у них ценная, они употребляют много шелка, носят кафтаны, не очень длинные, запахнутые под правую руку и застегнутые на пуговицы. Шапки плоские. Они умны, говорят хорошо и разумно.

Около истока реки Обь находится середина этого маленького государства, или княжества. Синцы называют реку Обь – Опеко, а Каспийское озеро они называют Пе-као-хай. Эта область и многие другие области ими на карты нанесены неверно. Эта ошибка укрепилась из-за высокомерия синцев, которые предполагают, что государство Сина находится в середине земли, так как, по их мнению, Сина – самая большая часть ее. Царь Алтын, или тот князь, который наследует его власть, может призывать войска в несколько тысяч человек. Ныне царствующий князь в течение нескольких лет жил в большой дружбе с московитами и с синцами. Он находился в кровном родстве с самым знатным из мугальских князей, которые в 1664 г. заключили с ним союз. Почти всегда до тех пор он вел войну с калмаками.

В битвах, которые вел его предок, находившийся с ним в родстве, погибли 10000 мужчин, женщин и детей, ибо те кочуют всегда вместе с мужчинами. Он сам был убит, и несколько его жен были взяты в плен.

Ближайший к городу Томску калмакский князь Мурза Коок является как бы первым сподвижником калмакского князя Санге. Когда тот начинает наступление против тартар, которые признают Их Царские Величества , либо против князя государства Алтын, пока он в хороших отношениях с его Царским Величеством, то русские приходят на помощь [государству Алтын], посылая 2 тысячи русских всадников, находящихся всегда в городе Томск или вблизи города, для защиты его.

Озеро Алтын издавна было известно под названием Китайского озера.

Калмаки, находящиеся под властью князя Коока, вблизи Алтына, воюют верхом, сражаясь луком и стрелами, длинными ружьями (у них их, однако, мало) и длинными копьями, которыми можно снимать всадника с коня.

Из области этого царства, княжества или маленького государства было бы легко добраться до реки Ганг. Но приходится пробиваться между калмаками и мугалами, что небезопасно. Поля там очень плодородные.

Сулдасса – это тартарская орда, между озерами Алтын и Байкал. Там в 1619 г. был князем вождь по имени Сулдасса. От него орда получила свое название. Вблизи нее, несколько южнее, лежит орда Бисут, которой в то время владел князь Чиким. Следует отметить, что эти орды не всегда находятся на одном месте, а кочуют с одного места на другое, так что точное местонахождение их не может быть указано. В Йогорсине, орде, расположенной ближе к Синской стене, в то же время был князь Боршута. Недалеко оттуда Манчико, место, откуда начинаются желтые мугалы. По сведениям, переданным мне путешественниками, заслуживающими доверия, недалеко оттуда проживает некий мугальский святой Катухта. Но следует знать, что это не тот очень известный святой, который живет в Тангуте, в городе Барантола, о котором говорят, что он никогда не умирает, по словам Кирхеруса. Этот, менее значительный святой, чем тот, который его посылал.

 Как некоторые уверяют, область Алтын, иначе называемая еще и Золотада (что значит: «Страна, богатая золотом), получила свое название не от слова Алтум, как было выше сказано, и не оттого, что там золотые прииски, а оттого, что один из ханов, или королей, (воин, который всегда возвращается с победой) велел сделать себе золотой жезл, который он втыкал в землю, когда ложился спать, и привязывал к нему своего коня. Это было 150 лет назад, //

W 643

когда государство было более мощным, чем теперь.

Но с того времени оно раскололось на отдельные орды. Очевидно, там издавна было много каменных зданий, потому что кое-где встречаются их остатки.

На границах Мугалии, со стороны Алтына, находятся несколько крепостей или небольших городов, построенных из довольно крепкого камня. Но теперь они сильно обветшали, ибо мугалы, как раньше сказано, ведут кочующий образ жизни. Их малочисленные крепости имели стены, снизу построенные из черного камня, с башнями на углах. В немногих мугальских домах, находящихся вблизи великой Синской стены, комнаты низкие, своды или потолки разрисованы цветами различной окраски. Там имеются несколько монастырей, построенных из вырубленного камня. Выход их направлен к востоку. В здании потолки так же разрисованы и разукрашены разными животными, как сообщают путешественники. На углах у входа стоят каменные фигуры женщин, величиной в 41/2 шага, все позолоченные, сидящие или стоящие на каком-нибудь животном из такого же материала. Изображения искусно выполнены. В руках этих богов видны какие-то сосуды и перед ними, как жертва, постоянно горит огонь. В этих монастырях или храмах видны еще и другие изображения: молодые девы и нагие мужские фигуры. Перед ними тоже горит огонь.

Когда их жрецы, или лобасы, выполняют языческую службу, они дуют в две трубы. Когда люди слышат звуки труб, они бросаются наземь и остаются так в течение получаса. Жрецы имеют обычай выдергивать волосы из бороды. Они вступают в монастырь в возрасте 20 лет и должны хранить целомудрие. Они ходят в желтой одежде. Ввиду того, что в Мугалии нет золота, благородный камней или шелка, им привозят все это из Сины.

О мугальских монастырях, монахинях, ламах или жрецах сообщается в другом месте этого труда более подробно. Их одежда такова, как показано здесь на картинке [на с. 643 книги].

Княжество Аблай, недалеко от Алтына, называется иначе Энду. //

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Ньукуус сказал:

Алтын

Малое государство Алтын – это свободная земля, независимая ни тот кого. Она лежит примерно на 56°, к югу ее соседями являются калмаки и мугалы, да и жители ее вроде мугалов. К северу – Сибирь, к западу – река Обь, которая и сама протекает через озеро Алтын. А к востоку – киргизы и тунгусы. Алтын справедливо считают частью Тартарии, и за нравы жителей, и за его местоположение. Вокруг озера Алтын каменные горы, содержащие разные металлы, а в самом озере – много тюленей и рыбы осетра.

Дорога на Тобольск до озера Алтын по Оби, мимо городов Сургута и Нарыма, оставляя Томск на противоположной стороне, потребует 6 недель из-за неудобств пути. В этих областях живут много высланных людей, которым дают, по приказу Их Царских Величеств, землю для обработки.

По дороге от озера Алтын до Китая, или Сины, через мугальские владения, земля по большей части плоская, идет равнина с немногим лесами и рощами.

Религия, или вера, хана или царя Алтына и его подданных почти такая же, как у синцев и мугал. Они такие же идолопоклонники, как и те, и как калмаки. Они почитают большое количество идолов. Однако их вера несколько похожа, по многим внешним признакам, на магометанскую. Примечательно, что и этот народ, как и другие калмакские и мугальские княжества, или орды, меняет свое название или прозвание в зависимости от храбрости их владык и князей, и других их качеств, которыми награждают их соседи или они сами.

Этот народ большей частью живет в добротных и прочных палатках из толстых шкур, внутри завешенных коврами.

Слово «алтын», или «алтум», по древне-тартарски, или по-мугальски, значит «золото». И одна река в Мугалии тоже известна под этим названием. Может быть, страна Алтын получила свое название от упомянутого тартарского слова «алтум». В Сине некоторые тартарские народности известны под именем тартар из Кина, что значит «золото». Поэтому их называют господами Золотых гор. Но мне неизвестно, была ли область Кин под одной властью с Алтыном, или Алтумом.

Предком мугальского князя Ирки Кантазии Тайши был Алтын хан. Он всегда жил в дружбе с подданными Их Царских Величеств, находясь вблизи их границ, на том месте, где на моей карте нанесена эта маленькая страна Алтын. Ибо там области тоже называются по имени князей, которые владеют ими. Итак, Иркишская, или Алтынская, орда тоже мугальского типа, с той лишь разницей, что они до сих пор большей частью жили на одном месте, и не так часто кочевали, как это делают другие мугалы. Поэтому они были лучшего нрава. Некоторые живут в домах и по одежде несколько отличаются от других мугал. Но в 1689 г. они, в связи с калмакскими и синскими войнами несколько отошли или переменили место. Кроме того, их дружба с русскими соседями несколько охладилась. Поэтому подарки [русских] для этого князя, состоящие из сукна, табака, меха, кожи юхты и т.п., находившиеся уже на границах, были задержаны и вместо того, чтобы их посылать ему, они были посланы мугальскому князю Мерген Ахай тайша и его старшему сыну, которые по доброй воле перешли в подданство Их Царских Величеств. Говорят, князю было в том же 1689 г. предложено вместе со своим народом принять христианскую веру.

Говорят, что древние императоры Tартарии были похоронены в горах или вблизи горы Имаус. Но это было, вероятно, в области Алтын, ибо слово «Алтай» (это было название места захоронения), очевидно, похоже на «Алтын».

Здесь Тамерлан, если этому можно верить, похоронил своего дядю, от которого он унаследовал государство.

Итак, правда, что это маленькое царство, или страна Алтын, отрезано от великого скифского, или мугальского, государства. Туркестанцы называют эти горы //

W 642

Алтуром , а современные тартары – Ивенсдарум.

Алгурабис – это орда, по-мугальски названная Улук . Она примерно 20 лет назад находилась под правлением князя Торманчина , или Термозина. На карте это место указано в 5 днях пути от государства Алтын.

Дорога, по которой ездят вблизи и в самой области Алтын, камениста.

Народ из страны Алтын и их орды в целом низкого роста. У них очень маленькие карие глаза, черные волосы. Они вспыльчивы по натуре. Их одежда по типу – нечто среднее между синской и персидской. Они носят волосы до ушей и маленькие усики. Волосы на подбородке соскоблены или выдерганы, лицо довольно тонкого очертания, и они не так безобразны, как собственно мугалы или калмаки. Одежда у них ценная, они употребляют много шелка, носят кафтаны, не очень длинные, запахнутые под правую руку и застегнутые на пуговицы. Шапки плоские. Они умны, говорят хорошо и разумно.

Около истока реки Обь находится середина этого маленького государства, или княжества. Синцы называют реку Обь – Опеко, а Каспийское озеро они называют Пе-као-хай. Эта область и многие другие области ими на карты нанесены неверно. Эта ошибка укрепилась из-за высокомерия синцев, которые предполагают, что государство Сина находится в середине земли, так как, по их мнению, Сина – самая большая часть ее. Царь Алтын, или тот князь, который наследует его власть, может призывать войска в несколько тысяч человек. Ныне царствующий князь в течение нескольких лет жил в большой дружбе с московитами и с синцами. Он находился в кровном родстве с самым знатным из мугальских князей, которые в 1664 г. заключили с ним союз. Почти всегда до тех пор он вел войну с калмаками.

В битвах, которые вел его предок, находившийся с ним в родстве, погибли 10000 мужчин, женщин и детей, ибо те кочуют всегда вместе с мужчинами. Он сам был убит, и несколько его жен были взяты в плен.

Ближайший к городу Томску калмакский князь Мурза Коок является как бы первым сподвижником калмакского князя Санге. Когда тот начинает наступление против тартар, которые признают Их Царские Величества , либо против князя государства Алтын, пока он в хороших отношениях с его Царским Величеством, то русские приходят на помощь [государству Алтын], посылая 2 тысячи русских всадников, находящихся всегда в городе Томск или вблизи города, для защиты его.

Озеро Алтын издавна было известно под названием Китайского озера.

Калмаки, находящиеся под властью князя Коока, вблизи Алтына, воюют верхом, сражаясь луком и стрелами, длинными ружьями (у них их, однако, мало) и длинными копьями, которыми можно снимать всадника с коня.

Из области этого царства, княжества или маленького государства было бы легко добраться до реки Ганг. Но приходится пробиваться между калмаками и мугалами, что небезопасно. Поля там очень плодородные.

Сулдасса – это тартарская орда, между озерами Алтын и Байкал. Там в 1619 г. был князем вождь по имени Сулдасса. От него орда получила свое название. Вблизи нее, несколько южнее, лежит орда Бисут, которой в то время владел князь Чиким. Следует отметить, что эти орды не всегда находятся на одном месте, а кочуют с одного места на другое, так что точное местонахождение их не может быть указано. В Йогорсине, орде, расположенной ближе к Синской стене, в то же время был князь Боршута. Недалеко оттуда Манчико, место, откуда начинаются желтые мугалы. По сведениям, переданным мне путешественниками, заслуживающими доверия, недалеко оттуда проживает некий мугальский святой Катухта. Но следует знать, что это не тот очень известный святой, который живет в Тангуте, в городе Барантола, о котором говорят, что он никогда не умирает, по словам Кирхеруса. Этот, менее значительный святой, чем тот, который его посылал.

 Как некоторые уверяют, область Алтын, иначе называемая еще и Золотада (что значит: «Страна, богатая золотом), получила свое название не от слова Алтум, как было выше сказано, и не оттого, что там золотые прииски, а оттого, что один из ханов, или королей, (воин, который всегда возвращается с победой) велел сделать себе золотой жезл, который он втыкал в землю, когда ложился спать, и привязывал к нему своего коня. Это было 150 лет назад, //

W 643

когда государство было более мощным, чем теперь.

Но с того времени оно раскололось на отдельные орды. Очевидно, там издавна было много каменных зданий, потому что кое-где встречаются их остатки.

На границах Мугалии, со стороны Алтына, находятся несколько крепостей или небольших городов, построенных из довольно крепкого камня. Но теперь они сильно обветшали, ибо мугалы, как раньше сказано, ведут кочующий образ жизни. Их малочисленные крепости имели стены, снизу построенные из черного камня, с башнями на углах. В немногих мугальских домах, находящихся вблизи великой Синской стены, комнаты низкие, своды или потолки разрисованы цветами различной окраски. Там имеются несколько монастырей, построенных из вырубленного камня. Выход их направлен к востоку. В здании потолки так же разрисованы и разукрашены разными животными, как сообщают путешественники. На углах у входа стоят каменные фигуры женщин, величиной в 41/2 шага, все позолоченные, сидящие или стоящие на каком-нибудь животном из такого же материала. Изображения искусно выполнены. В руках этих богов видны какие-то сосуды и перед ними, как жертва, постоянно горит огонь. В этих монастырях или храмах видны еще и другие изображения: молодые девы и нагие мужские фигуры. Перед ними тоже горит огонь.

Когда их жрецы, или лобасы, выполняют языческую службу, они дуют в две трубы. Когда люди слышат звуки труб, они бросаются наземь и остаются так в течение получаса. Жрецы имеют обычай выдергивать волосы из бороды. Они вступают в монастырь в возрасте 20 лет и должны хранить целомудрие. Они ходят в желтой одежде. Ввиду того, что в Мугалии нет золота, благородный камней или шелка, им привозят все это из Сины.

О мугальских монастырях, монахинях, ламах или жрецах сообщается в другом месте этого труда более подробно. Их одежда такова, как показано здесь на картинке [на с. 643 книги].

Княжество Аблай, недалеко от Алтына, называется иначе Энду. //

Интересно. Я так понимаю,речь идёт о Хотогойтском ханстве ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, Чече-Баатыр сказал:

Интересно. Я так понимаю,речь идёт о Хотогойтском ханстве ?

Если я правильно понял, то речь идет о неком владении, в состав которого входило в т.ч.  Телецкое озеро. Разве оно входило в границы Хотогойтского ханства?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, в определенный момент Телецкое озеро и некоторая часть Алтая входило в состав государства Алтын-ханов (если верить знаменитой карте « монгольских государств» , хотя некоторые ее моменты вызывают сомнения)емнп . Хотя я сильно не уверен 

30 минут назад, Zake сказал:

Если я правильно понял, то речь идет о неком владении, в состав которого входило в т.ч.  Телецкое озеро. Разве оно входило в границы Хотогойтского ханства?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, Чече-Баатыр сказал:

Калмаки, находящиеся под властью князя Коока, вблизи Алтына, воюют верхом, сражаясь луком и стрелами, длинными ружьями (у них их, однако, мало) и длинными копьями, которыми можно снимать всадника с коня.

 

28 минут назад, Чече-Баатыр сказал:

Ближайший к городу Томску калмакский князь Мурза Коок является как бы первым сподвижником калмакского князя Санге. Когда тот начинает наступление против тартар, которые признают Их Царские Величества , либо против князя государства Алтын, пока он в хороших отношениях с его Царским Величеством, то русские приходят на помощь [государству Алтын], посылая 2 тысячи русских всадников, находящихся всегда в городе Томск или вблизи города, для защиты его.

Я так понимаю,речь идёт о Орчакском (Или Телеутском?) князке Коокен-Матуре . Хотя может речь о Князе Коке 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 минут назад, Чече-Баатыр сказал:

Да, в определенный момент Телецкое озеро и некоторая часть Алтая входило в состав государства Алтын-ханов (если верить знаменитой карте « монгольских государств» , хотя некоторые ее моменты вызывают сомнения)емнп . Хотя я сильно не уверен 

 

1. Что за горы Имаус?

"...Говорят, что древние императоры Tартарии были похоронены в горах или вблизи горы Имаус. Но это было, вероятно, в области Алтын, ибо слово «Алтай» (это было название места захоронения)..."

2. "...К северу – Сибирь, к западу – река Обь, которая и сама протекает через озеро Алтын..."

Т.е в этом источнике река Обь воспринимается как единая речная система "река Бия+Телецкое озеро+река Чулышман"???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:
42 минуты назад, Чече-Баатыр сказал:

Да, в определенный момент Телецкое озеро и некоторая часть Алтая входило в состав государства Алтын-ханов (если верить знаменитой карте « монгольских государств» , хотя некоторые ее моменты вызывают сомнения)емнп . Хотя я сильно не уверен 

 

Показать  

1. Что такое горы Имаус?

1. Емнп,так греки и Римляне именовали Гималаи

2.¯\_(ツ)_/¯

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Zake сказал:

Вы же с того алтайского региона? Можно же воспринимать "река Бия+Телецкое озеро+река Чулышман" как единую речную сисиему???

Да,я оттуда.

На самом деле никогда об этом не задумывался,но думаю,что можно 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Чече-Баатыр сказал:

Да,я оттуда.

На самом деле никогда об этом не задумывался,но думаю,что можно 

Потому что по своей прямоугольной конфигурации Телецкое озеро выглядит как очень широкая река.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, Zake сказал:

Потому что по своей прямоугольной конфигурации Телецкое озеро выглядит как очень широкая река.

Все же Телецкое озеро все же довольна широка для того,чтобы воспринимать ее как реку,но если призадуматься,то такое в принципе возможно. Особенно если наблюдатель застал не менее крупные "реки"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сайдыс в мифах и легендах алтайцев.

 

«В литературном музее с.Сайдыс содержатся материалы по истории создания села, усилиями энтузиастов-учителей, учащихся собраны этнографически-прикладная материальная культура, исторические материалы. Особенно познавательна история создания села в мифах и легендах алтайцев.

 

В мифе о Сайдысе рассказывается о том, как много веков назад монгольские завоеватели добрались до центра Горного Алтая, оказались на перевале Сартамыр. Увидели они зеленую, окруженную невысокими горами долину. Враги залюбовались красотой долины и решили отдохнуть у реки. В спешке ринулись в долину – в топкое болото. Красивая зеленая долина оказалась страшным болотом для монгольских лошадей, привыкших к твердой, песчаной почве. Тысячи монгольских лошадей завязли в болоте.

 

Местные жители, майминцы, увидев, как тонут лошади, с криком бросились на врагов: «Сай! Сай!», что в переводе означает «Коли! Коли!». Сотни пик майминских мужчин и женщин расправились с большинством завоевателей.

 

С тех пор зеленая долина называется Сайдыс (мы кололи). Перевал, где шла битва майминцев с монголами, бросившими на болоте лошадей, бежавшими, спасаясь от смерти, называется «Jуу-Ашкан» (Война прошла), а долину за перевалом от Сайдыса называют «Jуу-Чак» (Война).

 

До битвы с монголами Верхний Сайдыс назывался – Оро-Тон, Средний Сайдыс – Урен-Арт, Нижний Сайдыс – Ак-Кобы и Кайынзуур.»

Довольно примечательная легенда. Из легенды мы узнаем,что в битве Алтайцы могли использовать клич "Сай !" - "коли !" 

Рискну предположить,что события легенды отражают события 17-18 веков 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Ньукуус сказал:

Малое государство Алтын

Было бы очень недурно,если бы вы указали откуда взят данный материал :asker13mt:

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

МНОГИЕ ДЕЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ РЕШАЛИСЬ СЪЕЗДОМ ТЕЛЕУТСКИХ КНЯЗЕЙ И «ЛУЧШИХ ЛЮДЕЙ»

«При решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики (война и мир, заключение союза, и др) созывались съезды Телеутской знати — правителей малых улусов, родственников старшего князя, и др. Русские акты, в частности статейные списки послов, постоянно подчеркивают, что для дачи шерти старшие князья Больших Улусов собирались со всеми своими «братьями, з детьми и с племянники», с лучшими людьми. Иногда эти князья заявляли русским послам о необходимости подумать» над какими-то вопросами со всеми с своими улусными людьми. Так, в 1658 г., когда томский посол Дм. Вяткин предложил телеутским князьям Коке и Мачику принять русское подданство, «то... он, Кока, того дни против великого государя указу не дал ничево, а говорил: против де указу... и против наказные памяти ответ вам дам завтра. И о том де яз. Кока, и Мачик с своими улусными людьми подумаем.»

 

Таким образом, важную роль в управлении «Телеутской землицой» играли съезды феодально-племенной знати, напоминавшие монгольские курултаи, и изредка созываемые собрания всех свободных мужчин Улуса.

 (Съезды обычно собирались в ставке главного князя (в 20-50-х гг. XVII в. они проводи лись вдолине р. Мерети, где тогда находилась ставка Абака и его сына Коки). 

© Уманский А.П. Телеуты. Часть 1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Политическое устройство Теленгитского Улуса была примерно такова: 

Сначало оно представляло собой единое княжество,откуда,в 1630 году выделяется ещё один Улус,позже названный Уманским А.П. как "Улус Мачиковичей" ,по имени первого князя данного образования - Мачика 

— То есть,Улус разделялся на два княжества,а именно: Улус Абаковичей (вероятно, именно с этим связано деление сеока на "Jаан Теленет") и Улус Мачиковичей ("Кичу Теленет). И правили ими прямые потомки Телеутских старших князей (Бий,Тайши?)

— Эти два больших улуса состояли из т.н. «малых улусов» . Малыми улусами правили родственники старших  князей — дяди,братья,сыновья и др . (мурзы,«князцы») Власть в малых улусах также была наследственной . Размеры малых улусов были невелики,так, Улус Имена (Ивана) Абакова насчитывал 50 юрт. Со временем подчинения Джунгарии, по-видимому,эти улусы стали именоваться на ойратский манер - аймаками . Судя по всему,эти аймаки носили название Сеоков, преобладающих в них

— Малые улусы делились на ещё более мелкие единицы ,состоявшие из родственных семей . Вероятно,каждая из них составляла кочевую общину . Во главе этих мелких единиц стояли т.н. «лучшие люди» . Эти мелкие единицы могут быть сопоставлены с Ойратским Хотонами и , вероятно, состояли из 5-10 юрт 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одной из важных проблем в изучении истории Теленгитского княжества и истории Алтая вообще,является пожалуй,титул правителя данного гос образования. Потапов Л. предполагал (не без оснований) ,что правители все носили титул "Тайши" ,который передавали по наследству.  И действительно,русские источники, особенно на начальных этапах именуют Абака "Тайши" . Подобного мнения придерживался и Н.Бичурин . Он говорил,что Телеуты уже на начальных этапах представляли собой «оток» в составе Джунгарского государства с численностью более 4-х тысяч кибиток и управлялись они Князем с титулом «Тайши» 

Однако,в чуть более позднее время,русские источники перестают называть Абака и его сыновей "Тайши" и именуют "князьями","князцами" . С чем же связано подобное ? 

Уманский А П. Считал:

«во-первых, таких актов сравнительно мало, в огромном большинстве документов Абак именуется князем. Во-вторых, в русских актах Абака называли тайшей по аналогии с черными калмыками. причем этот термин применительно к Абаку употреблялся лишь в ранних документах, когда русские еще плохо отличали телеутов от ойратов, во всех более поздних актах употреблялся уже не монгольский, а русский термин. В-третьих, часть этих актов отно сится к калмыцкому тайше Обакаю, которого надо отличать от телеутского князя Абака (а это не удалось даже составителю именного указателя к 1-му тому «Истории Сибири» Г. Миллера А. Я. Дегтяренко). Впрочем, в тех актах, где идет речь о калмыцком тайше Обакае (Абакае, Бакае) в самом этом слове, вероятно. можно видеть не имя мужчины, а термин, обозначающий пол,семейное и общественное положение женщины, а именно жены тайши узенея!. Подобно тому как русские акты почти не пользуются титулом тайши применительно к Абаку, они не употребляют и монголь ского термина оток для обозначения политического объединения телеутов»

Я предположу,что русские позже перестают называть Абака Тайшой т.к. начали различать Белых и Черных калмыков. Сам же Абак носил титул "Бий" или "Бек",но к первому я склоняюсь больше. Мои доводы:

 — Титул «Бий» пожалуй один из наиболее популярных титулов в алтайском эпосе,легендах и сказаниях. Популярнее только "Каан" (хан)  

— по аналогии с Кыргызскими  князьями. Так,известно,что Кыргызские «князцы» носили титул "Пиг",то есть "Бек" . Этот титул зачастую отождествляется с алтайским "Бий". Например, переводя Хакасскую песню "Ханза Пиг" ,ее наименование было переведено как "Канза Бий" 

— В Хакасском «Пиг» употребляется в значении «господин». Аналогично и с Алтайским «Бий» 

— Вероятно, то,что русские перестали обозначать и прямо выделять титул у Телеутских князей связано с тем,что Телеуты использовали знакомые им титулы ,значение и иерархию которых они прекрасно знали . Потому обозначение оных не имело большого смысла 

— Выше "мурз" , пожалуй,в тюркских государствах стояли Беки,Ханы,Беклербеки и др. Ханы и Беклербеки сразу исключаются. Остаётся лишь "Бек" т.е. "Бий" 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.11.2022 в 20:58, Чече-Баатыр сказал:

Интересно. Я так понимаю,речь идёт о Хотогойтском ханстве ?

Нет. Речь идёт о Телеутском государстве

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Ньукуус сказал:

Нет. Речь идёт о Телеутском государстве

Это было написано в документе,из которого вы взяли этот текст? Уж простите,но текст крайне интересный и мог бы пролить большой свет касаемо Телеутского Улуса и потому нужно знать все точно .

И ещё: откуда текст ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год

Нашел автора текста выше 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Основу войска Теленгитского Улуса составляла конница,которая в 17-18 веках насчитывала от 1000 до 2000large.IMG_20210730_011121.jpg.7d46d61d5939abdf82b72af1a11ae666.jpglarge.IMG_20210730_011104.jpg.3a2d825b5a0715f4dda684c0e122768f.jpg всадников. Они были вооружены главным образом: Куяками (она же бригантина),Панцирями (Кольчугами. По алт - Коо Куйак), своебразные бехтерцы(Бектер?), шлема (сплетённые из четырех частиц. Алт - Туулга), наручи(Колчак? Темир-Меелей), вероятно,бытовали и наколенники(Бутлук?). Возможно имело место быть наличие и ламеллярного доспеха (так, например,ламеллярная ободка была в обнаруженном алтайском шлеме). В эпосах элементом защиты упоминается также "Корноош",что переводят обычно как "Зерцало" . Из наступательного вооружения Теленгиты имели: Копья,Пики(Jыда), Сабли(Кылыш),Палаши(или в широком смысле мечи - Улду)(,Боевые топоры (Ай Малта),булавы (Токпок,Чокпар), кистени (Тобырчак),ножи (бычак)и кинжалы,а также у абсолютно каждого воина (без исключений) был сложносоставной лук (Jaa) и стрелы (Ок). Также ,с 17-18 веках начинаются распространение и ружей (Мылтык) . По предположению Соенова,Алтайские воины могли использовать в бою и арбалеты (Аjа) что на мой взгляд является сомнительным 

Изображения взяты из работ Леонида Боброва

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

large.IMG_20221113_001318.jpg.aa15aff425da75c34f2f0ba01af7dc4b.jpg

Касаемо "Бехтерца". Из работы Леонида Боброва "Вооружение и тактика кочевников центральной Азии и южной Сибири в эпоху позднего средневековья и раннего нового времени"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...