Jump to content



boranbai_bi

Барак хан и начало "казакования" Жанибека и Керея

Recommended Posts

Quote

Барак был сыном Куйручук-оглана, четвертого сына Урус-хана; согласно генеалогии Джучидов, у него было две сестры — Рукийа-султан и Пайанда-султан. Впервые его имя в источниках упоминается под 1419 г. По словам Абд ар-Раззака Самарканди (ум. в 1482 г.), автора исторического сочинения под поэтическим названием «Восход двух счастливых звезд и сияние двух морей», в 1419 г. «Барак-оглан, бежавший из улуса Узбекского, пришел искать убежища при дворе мирзы Улугбек-гургана и, удостоившись чести целования руки, почтен был милостью и включен в число придворных царевичей» (Самарканди, л. 213). Улугбеку, фактическому правителю Мавераннахра, Среднеазиатского Междуречья, для безопасности северных границ своих владений было [205] выгодно иметь во главе беспокойных соседей если не подчиненного, то хотя бы дружественно настроенного к нему хана, и поэтому внук Тимура «приказал снарядить Барака по-царски».

К сожалению, Абд ар-Раззак Самарканди не сообщает, в чем выразилась царская милость самаркандского правителя, как, впрочем, не указывает и на время, когда Барак-оглан «получил позволение уйти обратно». По данным А.Н.Курата, Бараку был передан Сыгнак и его окрестности. По-видимому, это было не первым посещением степным царевичем двора благожелательно расположенного к нему Улугбека. Сведения, содержащиеся в некоторых источниках, дают основания полагать, что Барак-оглан в своей борьбе за трон и до этого пользовался покровительством Улугбека.

После возвращения в родные степи Барак-оглан повел более энергичную борьбу за захват верховной власти и, как показывают дальнейшие события, добился значительных успехов. Вероятно, с успехами Борак-оглана в Узбекском улусе была связана отмена задуманного Улугбеком большого военного похода в Дешт-и Кипчак, в «Токмак», по выражению источников.

В конце августа 1419 г. Улугбек выступил из Самарканда и, переправившись через Сыр-Дарью, подошел к окрестностям Ташкента и остановился близ местности Бурлак. В это время некий перебежчик из Узбекского улуса, по имени Балху, доложил, что узбекское войско рассеялось. После того как сообщение перебежчика было подтверждено словами возвратившихся из Дешта купцов, Улугбек отменил поход и вернулся в свою столицу, вероятно, полагая, что после отступления врагов Барак достигнет своей цели без участия военных сил Мавераннахра.

Одержав победу над своими противниками в Восточном Дешт-и Кипчаке и закрепив за собой эту территорию, Барак-оглан двинулся в сторону Волги, ближе к столице Золотой Орды Сараю. В начале сентября 1422 г. мы видим его на территории золотоордынского Поволжья, где он, по данным русских летописей, нанес решительное поражение хану Худайдаду.

Перед Барак-огланом теперь встала, казалось бы, самая трудная задача на пути к желанному престолу — устранить Улуг-Мухаммада, который, как это видно из дипломатической переписки и обмена письмами, признавался иностранным государям официальным правителем Золотой [206] Орды. Однако он довольно быстро разгромил войско Улуг-Мухаммада и, захватив его орду, объявил себя ханом. Хафиз-и Абру относительно его победы над ханом пишет, что весной 1423 г. из Хорезма прибыл нукер эмира Шахмалика и доложил следующее: «Барак-оглан захватил орду Мухаммад-хана и утвердил в тех краях свою власть; большая часть улуса Узбекского подчинилась и покорилась ему». Пребывание Барак-оглана в тех краях и его набег на Одоев зафиксированы русскими летописцами под 6931/1423 г.: «Того же лета царь Барак приходил ко Одоеву ратью и много зла учинил, а града не взял, и со многим полоном поиде в поле; и князь Юрьи Романович Одоевский да Григорей Протасиевич, воевода Мченский, постигоша его в поле и многа полона отняша» (Воскресенская летопись, с.  91-92; Патриаршая летопись, с. 238). По известию Софийской первой летописи (с. 262), это событие произошло в 1422 г. Однако расхождение в датах, возможно, объясняется неодинаковостью летоисчисления, которого придерживались древние летописцы (год мартовский и год сентябрьский).

Окончательная победа Барак-оглана над Улуг-Мухаммадом относится, по-видимому, к 1424 г., что явствует из сообщения, содержащегося «Раузат ас-сафа». Мирхонд пишет, что зимой 828 г.х. (конец 1424 — начало 1425 г.) к мирзе Улугбеку, находившемуся в то время на берегу Сыр-Дарьи около Шахрухии, от Барак-оглана, который незадолго перед этим воссел в Дешт-и Кипчаке на ханский трон, прибыл Ямавук. Он преподнес несколько кречетов, породистых скакунов и, выразив пожелания счастья, сообщил о восшествии Барак-хана на престол своих отцов и дедов. Это сообщение вызвало большую радость. Посол Барака пробыл при августейшем дворе несколько дней и просил позволения вернуться. Его величество оказал ему большие почести, пожаловал почетную одежду, одарил его и разрешил удалиться. Вместе с ним Улугбек послал в Дешт-и Кипчак Турсун-оглана, который был одним из влиятельных огланов, и Тюрк-барласа, одного из высокопоставленных эмиров, с тем чтобы они поздравили Барак-хана с восшествием на престол.  Он приказал также отправить вместе с посланниками расшитые золотом одежды, корону, пояс, колчаны, сабли с золотыми перевязями, коней, мулов, шатры, динары и дирхемы, литавры, знамя, домашнюю утварь и другие предметы, приличествующие званию падишаха и правителя, а также посла искусных ремесленников, [207] виночерпиев, поваров и литавристов. Ямавук, Турсун-оглан и Тюрк-барлас согласно приказу отбыли в Дешт-и Кипчак.

Однако у власти Барак-хан удержался недолго; Улуг-Мухаммаду вскоре удалось собрать значительные силы и вновь завладеть Сараем.

Для понимания событий, связанных с борьбой за золотоордынский престол в те годы, большое значение имеет письмо Улуг-Мухаммада к турецкому султану Мураду II (1421-1451 гг.), датированное мартом 1428 г. Этот важный исторический документ, написанный на берегу Днепра и хранящийся в архиве музея Топканы в Стамбуле под № 10202, был опубликован турецким ученым Акдес Нимет Куратом. Полный русский перевод письма с примечаниями опубликован автором настоящих строк (Султанов, 1975, с. 53-61).

В начале своего письма Улуг-Мухаммад говорит о хороших взаимоотношениях и обмене посланиями, которые существовали у их предков. «Затем, — сообщается далее в письме, — когда всевышний милостью своей вверил высокое место наших прежних братьев-ханов нам, между нами, торе, вспыхнула вражда, и в последующее время события развивались так, что престол достался Бараку. В позапрошлом году с божьей милостью войско двинулось в поход, и мы обратили в бегство Барака и Мансура. Трон и царство всевышний вручил нам, они же бежали прочь, собрав наемные свои отряды. Вот уж в течение одного-двух (последних) лет для зимовки мы прикочевываем к Озю».Как видно из письма Улуг-Мухаммада, падение власти Барака в золотоордынском Поволжье произошло около 1426 г. Эта дата совпадает с показаниями других источников. По словам Ал-Айни, лицо, доставившее письмо от Давлат-Бердия к египетскому султану, сообщило, что в землях дештских царит большая неурядица, что три хана оспаривают друг у друга власть. «Один из них, по имени Давлатберди, овладел Крымом и прилегающим к нему краем; другой, Мухамед-хан, завладел Сараем и прилежащими к нему землями, а третий, по имени Борак, занял земли, граничащие с землями Тимурленка» (Тизенгаузен, т.1, с. 534). Известно, что посланник захватившего Крым Давлат-Бердия прибыл в Египет в марте 1427 г.: следовательно, естественно предположить, что рассказанные им события произошли в 1426 г. В то же время сообщение прибытии Барак-хана к владениям, [208] граничащими с землями Тимуридов, находит свое подтверждение в известии, содержащемся в труде Хафиз-и Абру. По его данным, Барак-хан, покинув берега Волги в 829/1425-26 гг., пришел в область Сыгнакскую и к пределам владений мирзы Улугбека. По показаниям Шараф ад-Дина Али Йазди, в 831/1427-28 гг. в Золотой Орде правил Мухаммад-хан.

Потерпев поражение от Улуг-Мухаммада, Барак-хан, стремившийся, по-видимому. Компенсировать потери на западе за счет завоеваний на востоке, вступил в войну со своим недавним союзником – Мансуром. Мангытский эмир не смог оказать ему сопротивление и, по словам Кадырали-бека, пал в борьбе с ним.

Упрочив таким образом свое положение на востоке, Барак-хан выступил с территориальными претензиями к Улугбеку, потребовав, чтобы тот вернул ему земли, принадлежавшие его предкам и завоеванные Тимуром. При этом автор источника вкладывает в уста внука Урус-хана такие слова: «Пастбище Сыгнака по закону и обычному праву принадлежит мне, так как дед мой Урус-хан проживал в Сыгнаке и воздвиг там постройку» (Хафиз-и Абру, л. 432 б; Самарканди, л. 233б).

Не получив удовлетворительного ответа на свои требования, Барак-хан стал подвергать опустошению область Сыгнака и соседние с ним земли, причем хан и его нукеры «считали себя неограниченными правителями и нагло притязали на верховную власть» в тех краях. Обеспокоенный жалобами своего наместника эмира Арслан-Ходжа-тархана, Улугбек в феврале 1427 г. выступил в поход в сторону Сыгнака. Однако, несмотря на численный перевес в силах, Улугбек и его брат Мухаммад-Джуки потерпели жестокое поражение и поспешно отступили в Самарканд, позволив войскам противника свободно грабить страну. Опустошив часть Мавераннахра и Туркестана, Барак-хан вскоре вернулся в глубь степи.

Как показывают письменные источники, Барак-хан еще не раз пытался расширить свои владения за счет Тимуридов. Мы имеем сведения о нескольких походах Улугбека, направленных против Барак-хана, которые были, видимо, также неудачными. Возможно, этим объясняется то обстоятельство, что Шахрух сам вынужден был поспешить с главными силами на помощь Улугбеку, ожидавшему его прибытия под Ташкентом и не решавшемуся выступить против Барак-хана, который завоевал к тому времени Отрар и его окрестности. К сожалению, [209] микрофильм оксфордской рукописи «Зубдат ат-таварих», которым мы пользовались на этом обрывается. По мнению В. В.Бартольда, Барак-хан, «по-видимому», ограничился опустошением страны и не расширил своих владений за счет государства Тимуридов.

Погиб Барак-хан в одной из междоусобных войн. Это случилось, по всей вероятности, в 1428 г. Во всяком случае, до начала 1428 г. он был жив, иначе Улуг-Мухаммад непременно бы сообщил об этом в своем письме к Мураду II. Эту дату как будто подтверждают и сообщения других авторов. Так, по словам Самарканди, посланник Улугбека, прибывший в 1429 г. к Шахруху, находившемуся в то время в Западном Иране, доложил, что «между Султан Махмуд-огланом и Барак-огланом в Моголистане произошло большое сражение и что Султан Махмуд убил Барака». По словам И. Шильтбергера, современника Барак-хана, этот внук Урус-хана погиб в Дешт-и Кипчаке в борьбе с Улуг-Мухаммедом. «Чекре принужден был бежать в страну, называемую Дешт-и Кипчак, — писал баварский оруженосец, описывая события 20-х годов в Золотой Орде, участником которых он был сам, — и Могаммед сел на престол.  Низверженный Борраком, Могаммед, собравшись с силами, в свою очередь, его изгнал, но затем был изгнан Девлет-Бирдою, который после трехдневного царствования, принужден был уступить престол Борраку, который затем погиб в борьбе с моим господином Могаммедом, снова овладевшим престолом» (Шильтбергер, с. 37). Дата смерти хана не приводится. По данным ал-Гаффари, Барак-хан был убит в 831/1427-1428 гг. Ту же дату приводит автор XVII в. Хайдар Рази и добавляет, что Барак-хан был убит «руками врагов». По сведениям Тахир Мухаммада, Барак-хан был убит в результате заговора эмиров вскоре после возвращения в степь. В сочинении Кадырали-бека говорится, что мангытский бий «Кази Науруз сразился с Бараком, Барак-хан погиб в этом сражении». Это утверждение Кадырали-бека согласуется с рассказом автора «Умдат ат-таварих» ал-Хаджж Абд ал-Гаффара Кирими (с. 84-90). Ниже приводим краткое содержание, несомненно, легендарного, но любопытного во многих отношениях рассказа в нашем переводе.


На престол Саин-хана, на Идиль-реке воссел Гийас ад-Дин, сын Шадибека. Однако все дела ногай-татаров вязал и разрешал Мансур-мирза. Через два с половиной года Гийас ад-Дин умер. Мансур провозгласил ханом малолетнего сына Тимур-хана, Кучук-Мухаммада (так). Прошло [210] какое-то время, Мансур-мирза, не одобряя ханствование Кучук-Мухаммада, стал сближаться с Барак-огланом, который приходился ему дядей со стороны матери. Среди приближенных Мансура находился некий мудрый старец по имени Джан-Тимур. Мансур стал дердать совет с ним, говоря, мол, у этого Мухаммада нет никаких достоинств, чтобы ханствовать; возведу-ка я на престол своего родича Барака. На что мудрый старец сказал: «Мухаммад-хан еще мал, ныне он даже не взберется самостоятельно на арбу; но так у тебя спокойная жизнь; Борак-оглан – могучий бура (4-летний племенной верблюд-самец – Т.с. ), он утащит арбу прочь и при удобном случае скинет тебя и растопчет». Но Мансур не внял совету мудреца. Со всем своим народом он отправился к Барак-оглану и, провозгласив его ханом, поступил к нему на службу. В то время местопребыванием Барака являлась местность под названием «Казак йайлагы». Рассказывают, пишет Кирими, что Барак-оглан был мужем отчаянной смелости и весьма энергичным человеком. Все случилось так, как предсказал мудрый старец Джан-Тимур, Барак-хан задумал устранить Мансура и править страной самодержавно. Целых семь месяцев он притворно изъявлял дружбу, но в конце концов во время одной вечеринки убил Мансура. Братья Мансура – Гази-мирза, Навруз-мирза – и другие его родственники бежали к Кучук-Мухаммад-хану. Барак-хан решил подчинить своему влиянию весь народ, который привел с собой Мансур и, желая знать, как лучше сделать это, стал держать совет с беком племени алчин Кудудом. Тот, по обыкновению, рассказал хану притчу, суть которой сводилась к следующему. Если желаешь, чтобы народ поклонился тебе, лиши его состояния и сделай нищим. Тогда Барак-хан, найдя какой-то незначительный предлог, среди зимы переселил весь народ, доставшийся ему от Мансура, с берегов «Хорезмийского озера» в сторону горы «Кыйан аркасы». У тех племен пал весь скот и их постиг страшный голод, так что и теперь, если случится сильный голод, говорят: «Кыйан кахты» («Голод Кыйана»).

Поскольку Барак-хан стал притеснять те племена, то они, группа за группой, тайно бежали к Мухаммад-хану, Гази-мирзе и Навруз-мирзе. Переправившись через Джайик-Су (р. Урал), они прикочевали и остановились на берегу реки «Кайнар-Сакыз». Об этом стало известно Барак-хану. Он собрал большое войско и двинулся туда в поход. Младшего своего брата по имени Булек-Булад-султан он отрядил в разведку. И Мухаммад-хан отрядил авангард во [211] главе с Сайид-Алием из племени кытай. Айиас-бек кипчак, Магриб-бек курлаут, что были из людей Мансура, не смогли вовремя присоединиться к своим и вынуждены были оставаться в дагере Барак-хана. Беки заключили между собой уговор, что, когда обе рати сойдутся на поле битвы, они со своими людьми (числом около 30 человек) нападут на самого Барака и отомстят за кровь своего господина Мансур-бека. Однако Барак упредил их действия. Ополчения, оставшиеся от Мансура, он расформировал, а воинов распределил по отдельным отрядам, так что один не знал, где находится другой. Но когда передовые отряды противоборствующих сторон встретились лицом к лицу, Сайид-Али кытай, набросив на доспехи красную накидку, выступил из рядов и выкрикнул свой уран (боевой клич – Т.с. ). С противоположной стороны, в ответ на его призыв, тоже закричали и таким вот образом узнали кто из мансурова племени, где примерно находится. Обе рати сошлись, смешались и запылали огнем сражения. Те 30 человек из бывшего мансурова ополчения сумели все же собраться в группу и во исполнение уговора двинулись в сторону ставки Барака. Напали на хана; стрела, пущенная меткой рукой Магриб-бика из племени курлаут, поразила Барака; повернули обратно, но пути отхода преградил Булек-Булад-султан. Вновь рати сошлись, закружилась пыль и взвился прах; пал обессиленный аргамак Булад-султана, но приближенные султана не покинули его, и он продолжал хладнокровно сражаться в пешем строю. Но в конце концов Шайх Мухаммад-бек все же покончил с ним. Осмелев от успеха, они решили вновь атаковать хана. Раненый Барак бежал и, скрываясь от преследователей, взобрался на какую-то гору. Первым обнаружил Барака Айиас-бек; он прикончил хана и доставил его голову Кучук-Мухаммаду и Гази-беку. За это они пожаловали ему должность даруги города Сарайчук и облагодетельствовали ежегодным денежным вознаграждением в размере 30 тысяч золотых. Помнят также и Магриб-бека из племени курлаут, ранившего в бою Барак-хана. Во время пирушек поют такую припевку:

Вот пальцы мои, стрелявшие в Барака,
Горло мое жаждет медового винца. 
[217]


https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XVIII/1740-1760/Abd_al_Gaffar_Kyrymi/text1.phtml?id=10714

Может ли быть такое, что Жанибек, сын Барак хана, и  его троюродный брат Керей начали "казаковать" в Жетысу сразу же после смерти Барак хана в 1427-1428 годах, т.е. не они не  отделялись от государтсва Абулхаир хана в 1459-1460?

Буду признателен, если поделитесть со статьями и источниками на эту тему.

Link to comment
Share on other sites

4 hours ago, asan-kaygy said:

интересно кто их воспитывал? Жанибек родился в 1428 году, а Керей в 1425, если википедия не врёт

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, boranbai_bi сказал:

интересно кто их воспитывал? Жанибек родился в 1428 году, а Керей в 1425, если википедия не врёт

годы рождения не знаем. Воспитывал думаю Алаш

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

В 26.04.2022 в 01:06, boranbai_bi сказал:

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XVIII/1740-1760/Abd_al_Gaffar_Kyrymi/text1.phtml?id=10714

Может ли быть такое, что Жанибек, сын Барак хана, и  его троюродный брат Керей начали "казаковать" в Жетысу сразу же после смерти Барак хана в 1427-1428 годах, т.е. не они не  отделялись от государтсва Абулхаир хана в 1459-1460?

Буду признателен, если поделитесть со статьями и источниками на эту тему.

На самом деле не было никакого "казакования" или побега Джанибека и Керея от Абулхаира.  Всё это интерпретации Дулати. 

Прочитайте шейбанидские источники: Джанибек и Керей не были указаны как враги самого Абулхаира, как и не было зафиксировано  в источниках факта откочевки узбеков в Могулистан при Абулхаире.

Жанибек и Керей вообще не были связаны с государством Абулхаира.

Link to comment
Share on other sites

58 минут назад, Zake сказал:

На самом деле не было никакого "казакования" или побега Джанибека и Керея от Абулхаира.  Всё это интерпретации Дулати. 

Прочитайте шейбанидские источники: Джанибек и Керей не были указаны как враги самого Абулхаира, как и не было зафиксировано  в источниках факта откочевки узбеков в Могулистан при Абулхаире.

Так вроде по каким то китайским источникам был обнаружены данные, что Жанибек и Керей с малых лет оказались в Могулистане 

Link to comment
Share on other sites

В 11.09.2022 в 17:36, Бахтияр сказал:

Так вроде по каким то китайским источникам был обнаружены данные, что Жанибек и Керей с малых лет оказались в Могулистане 

По китайским источникам Керей хан был владельцем Сайрама, а также и Абу-Саид (Джанибек?) и Керей были владельцами могулистанского Илибалыка или всего Могулистана наряду с Исан буга ханом.

То что казахские ханы откочевали в Могулистан и Исан Буга великодушно выделил им какой-то кусочек земли - это выдумки Дулати.

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, Zake сказал:

По китайским источникам Керей хан был владельцем Сайрама, а также и Джанибек и Керей были владельцами могулистанского Илибалыка или всего Могулистана наряду с Исан буга ханом.

То что казахские ханы откочевали в Могулистан и Исан Буга великодушно выделил им какой-то кусочек земли - это выдумки Дулати.

Есть этот кит источник? 

Link to comment
Share on other sites

51 минуту назад, Бахтияр сказал:

Так вроде по каким то китайским источникам был обнаружены данные, что Жанибек и Керей с малых лет оказались в Могулистане 

@Бахтияр Тезис якобы детство Джанибека и Керея было Могулистане принадлежит Ж.Сабитову. А Нурлан Кенжеахмет в своем труде приводит ссылку на якобы упоминание казахских ханов в Мин Ши Лу (Хроника династии). Там спорный момент из за иероглифов. Поэтому не факт.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, Bir bala сказал:

@Бахтияр Тезис якобы детство Джанибека и Керея было Могулистане принадлежит Ж.Сабитову. А Нурлан Кенжеахмет в своем труде приводит ссылку на якобы упоминание казахских ханов в Мин Ши Лу (Хроника династии). Там спорный момент из за иероглифов. Поэтому не факт.

Вы и китайский  язык знаете?

Link to comment
Share on other sites

15 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake Ну приходится. А иначе напридумают бред и пиши пропало.

У вас есть своя версия перевода?

Или аргументированная критика перевода Н.Кенжеахмета? 

А то сейчас получается, что вы огульно критикуете перевод специалиста.

Link to comment
Share on other sites

@Zake

1 час назад, Zake сказал:

А то сейчас получается, что вы огульно критикуете перевод специалиста.

В его книге нету перевода с отрывком из рукописи. Он просто написал, что там есть упоминание и всё. Иероглифических анализов нет, критического перевода нет. А я не нашел там якобы упоминания Джанибека с Кереем. Вывод простой, Н.Кенжеахмет ошибся в своих доводах.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Bir bala сказал:

@Zake

В его книге нету перевода с отрывком из рукописи. Он просто написал, что там есть упоминание и всё. Иероглифических анализов нет, критического перевода нет. А я не нашел там якобы упоминания Джанибека с Кереем. Вывод простой, Н.Кенжеахмет ошибся в своих доводах.

Либо у вас не хватает квалификации, чтобы оценить качество перевода.

Я читал давно перевод работы Н.Кенжеахмета на англ. языке, ничего такого экстраординарного (или сенсационного) не нашел. Всё там в принципе,  более менее, соответствует общей канве событий и другим источникам. 

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, Zake сказал:

Либо у вас не хватает квалификации

@Zake  Как по мне это у вас отсутствует какая либо квалификация судя по этому отрывку из ваших сообщений.
Если вы не согласны на счет китайского источника, то приведите ссылку указывающее на имена Керея и Джанибека. Вот вам скрины из Мин Ши Лу. Если найдете, то поменяю о вас мнение колхозника севшего за компьютер.

4 часа назад, Zake сказал:

То что казахские ханы откочевали в Могулистан и Исан Буга великодушно выделил им какой-то кусочек земли - это выдумки Дулати.

large.4.PNG.9d2cf30e1618c4c982626acc04d1b63a.PNGlarge.3.PNG.96edcef93c4ac37a74b8f394724dd7f9.PNGlarge.1.PNG.34f6ebcf07d66b95851976a6eef2b432.PNGlarge.2.PNG.ef711a2f41b8752334f070ebb0191d09.PNG

 

Link to comment
Share on other sites

16 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake  Как по мне это у вас отсутствует какая либо квалификация судя по этому отрывку из ваших сообщений.
Если вы не согласны на счет китайского источника, то приведите ссылку указывающее на имена Керея и Джанибека. Вот вам скрины из Мин Ши Лу. Если найдете, то поменяю о вас мнение колхозника севшего за компьютер.

large.4.PNG.9d2cf30e1618c4c982626acc04d1b63a.PNGlarge.3.PNG.96edcef93c4ac37a74b8f394724dd7f9.PNGlarge.1.PNG.34f6ebcf07d66b95851976a6eef2b432.PNGlarge.2.PNG.ef711a2f41b8752334f070ebb0191d09.PNG

 

Я не знаю китайский язык. Я же написал, что читал его работу на англ. языке.  Я вообще не компетентен в вопросах перевода с какого-либо  средневекового языка.

С учетом ваших отд. лажовых отождествлений (напр. джете→ джетим) на этом любительском форуме и "отмороженном" стиле общения с собеседниками и т.д.  я сильно сомневаюсь не то что в вашей квалификации, а вообще в вашей адекватности.

Link to comment
Share on other sites

@Zake
Кроме меня никто не предлагал иных версии, я монополистом был в этой поляне. С вашей стороны я ничего толкового не услышал. Да и потом есть такая вещь, как "разговорный язык" и "литературный язык", если вы не в курсе о таком аспекте языкознания, то вам еще рано пользоваться интернетом.

Только что, Zake сказал:

С учетом ваших лажовых отождествлений (джете→ джетим) и стиля общения с собеседниками и т.д.  я сильно сомневаюсь не то что в вашей квалификации, а вообще в вашей адекватности.

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

13 hours ago, Zake said:

Прочитайте шейбанидские источники: Джанибек и Керей не были указаны как враги самого Абулхаира, как и не было зафиксировано  в источниках факта откочевки узбеков в Могулистан при Абулхаире.

Жанибек и Керей вообще не были связаны с государством Абулхаира.

Я поддерживаю версию Сабитова:

Quote
Несмотря на обилие мнений и мифов, вокруг Жанибека и Керея, сейчас на основе исторических источников и критического анализа их достоверности, можем утверждать следующее.
1. Оба Жанибек и Керей имели мусульманские имена. Керея называли Ахметом. С арабского языка Ахмет означает «наиславнейший», «достойный похвалы». Существует и иное значение имени Ахмет – «тот, кто постоянно благодарит Бога». А Жанибека также звали Абу Саид, что с арабского языка переводится как «отец счастливого».
2. Керей и Жанибек были троюродными братьями, их общим прадедом был золотоордынский хан Урус, которого казахские легенды называют Алаша-ханом. Отец и дед Жанибека (Куйуршук и Барак) были также ханами Золотой орды, у Керея дед (Токтакия) был ханом Золотой Орды. Сам же Урус-хан происходил от 13-ого сына Джучи Тука-Тимура. Его предки Уран-Тимур (сын Тука-Тимура) и Ачик (сын Уран-Тимура) были правителями Крыма в 1260-1290-х годах.
3. Первое упоминание о Жанибеке и Керее встречается в Китайских источниках (данное открытие принадлежит Нурлану Кенжеахмету). В 1447 году они упомянуты как эмиры Могулистана, жившие в местности Илибали (видимо возле реки Или). То есть версия об их откочёвке из ханства Абулхаира в 1450-х годах, полностью опровергнута. Уже в 1453 году Керей упомянут как правитель города Сайрам.

Алаш воспитал потомков ханов Золотой Орды в Могулистане.

Они там выросли и стали управлять городами.

После смерти Абулхаира начали борьбу с Шейбанидами за престол и территорию.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, boranbai_bi сказал:

Я поддерживаю версию Сабитова:

Алаш воспитал потомков ханов Золотой Орды в Могулистане.

Они там выросли и стали управлять городами.

После смерти Абулхаира начали борьбу с Шейбанидами за престол и территорию.

Разве в источниках был зафиксирован человек по имени Алаш, который  воспитывал Джанибека и Керея?

Не было такого факта в источниках. 

И в каз. фольклоре не было такого. 

Link to comment
Share on other sites

@boranbai_bi

с этим отождествлением 

Жанибека также звали Абу Саид, что с арабского языка переводится как «отец счастливого».

сильно не разгоняйтесь.

Вначале прочитайте пост Bir Bala

https://forum-eurasica.ru/topic/6434-таварихи-гузидаи-нусрат-наме/?do=findComment&comment=436216

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

В переводе Н.Кенжеахмета Керей и Абу Саид (там емнип слитное написание КелайБусаид) наряду с Исан Буга были руководителями Илибалыка (Могулистана).

Если учесть замечание Bir Bala (Абу Саид - другой сын Барака, это не Жанибек), то скорее всего, уже три правнука Урус хана (Керей, Абу Саид, Жанибек) были руководителями в Могулистане. 

Link to comment
Share on other sites

30 минут назад, Zake сказал:

В переводе Н.Кенжеахмета Керей и Абу Саид наряду с Исан Буга были руководителями Илибалыка (Могулистана).

Если учесть замечание Bir Bala (Абу Саид - другой сын Барака, это не Жанибек), то скорее всего, уже три правнука Урус хана (Керей, Абу Саид, Жанибек) были руководителями в Могулистане. 

Вы слишком разгоняетесь, преувеличивая. В те времена отношения с Минским Китаем были почти никакие, так что даже если это так было у них написано, а я сомневаюсь, то они, абсолютно, не равноценны местным и среднеазиатским источникам, где такого нет. 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...