Перейти к содержанию
Zake

Связь образования казахского проекта Джанибека и Керея с последующими поколениями карататар Рума, т.е. монголов из бывшего Улуса Хулагу, которых переселил Тимур в Могулистан. Прототип Алача-хана - чагатаид Султан-Ахмад хан. Дулати-фальсификатор?

Рекомендуемые сообщения

Kara Tatarlar’ın XIV. yüzyılın sonlarındaki nüfusları hakkında çeşitli rakamlar verilmektedir. Timurlu tarihçilerinden Şerefeddin Yezdî bunların 30-40.000, Ermeni tarihçisi Medzoplu Toma 60.000 çadır olduklarını yazarken Muînüddîn-i Netanzî 100.000 çadırdan söz eder. Kara Tatarlar elli iki oymağa ayrılmıştı; bununla beraber her 100 çadırın kendine mahsus bir yurdu vardı. Bu husus, Kara Tatarlar arasında Moğol askerî teşkilâtına ait başlıca esasların XIV. yüzyılın sonlarında hâlâ muhafaza edildiğini gösterir. Nitekim sağ ve sol kol diye iki kola ayrılmışlardı. Sol kolu teşkil eden oymakların Sivas, Amasya, Tokat, Çorum yörelerinde yaşadıkları anlaşılmaktadır. Konya, Kayseri ve Niğde yörelerindeki oymaklar da sağ kolu meydana getirmiş olmalıdır. Kara Tatarlar’ın başında bulunan ailelerden başlıcaları Babuk oğulları (Niğde yöresinde), Samagar oğulları (Aksaray veya Kayseri yöresinde), Savcı oğulları (Ankara yöresinde), İsmâil Ağa ve oğlu (Beyşehir yöresinde), Devlet Şah (Ilgın yöresinde), Atabey (İshaklu yöresinde) ve Çavdaroğlu’ydu (Kütahya yöresinde). Kara Tatarlar, Orta Anadolu’nun en verimli otlaklarına sahipti.

 

Цитата

XIV Черных Татар. Приводятся различные данные об их населении в конце века. В то время как Шерефеддин Йезди, один из тимуридских историков, писал, что это было 30-40 000 палаток, а армянский историк Тома из Медзопа писал, что их было 60 000 палаток, Муйнуддин-и Нетанзи упоминает 100 000 палаток. Черные татары делились на пятьдесят два племени; Однако на каждые 100 палаток приходилось свое общежитие. В основе этого вопроса лежат основные принципы монгольской военной организации у черных татар в XIV в. Это показывает, что он все еще сохранялся в конце века. По сути, они делились на две ветви, правую и левую. Понятно, что племена, составляющие левую руку, жили в регионах Сивас, Амасья, Токат и Чорум. Племена в регионах Конья, Кайсери и Нигде, должно быть, составляли правую руку. Основными семьями черных татар являются Бабукогуллары (в районе Нигде), Самагарогуллары (в районе Аксарай или Кайсери), Савджиогуллары (в районе Анкары), Исмаил Ага и его сын (в районе Бейшехир), Девлет Шах (в районе Ильгин), Атабей (Ишаклу) в районе) и Чавдароглу (в районе Кютахья). У черных татар были самые плодородные пастбища в Центральной Анатолии.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Osmanlı Hükümdarı Yıldırım Bayezid’in Orta Anadolu’yu fethetmesi üzerine Tatarlar Osmanlı hizmetine girdiler. Osmanlı kaynakları ittifakla Ankara Savaşı’nda Tatarlar’ın hainliği yüzünden yenilgiye uğranıldığını yazarsa da onların Çağatay ordusunun saflarına geçmelerinin yenilginin başlıca sebebini teşkil ettiği doğru olmamalıdır. Diğer taraftan Timur, bu muharebede ordusuna katılan Tatarlar’ı mükâfatlandırmak yerine Türkistan’a göç ettirip Seyhun’un ötesindeki topraklara yerleştirmek niyetindeydi. Türkmenleşmiş olan bu Tatarlar yolda kaçmaya çalışmışlarsa da yakalanıp çoğu katledilmiş, önde gelenleri Semerkant’a gönderilirken bir kısmı Kâşgar bölgesine yollanmış, bir bölüğü de Isık Göl taraflarına iskân edilmiştir. Timur, Anadolu’daki Kara Tatarlar’ın hepsini göçürmeyi başaramamıştı. Geride kalan oymaklar yine eskisi gibi Ankara, Çorum, Amasya, Yozgat yöreleriyle Karaman ilindeki bazı yerlerde (Ilgın, Akşehir, İshaklı, Koçhisar, Aksaray) yaşıyorlardı.

Цитата

После того, как османский правитель Йылдырым Баязид завоевал Центральную Анатолию, татары поступили на службу Османской империи. Хотя османские источники в один голос пишут, что они потерпели поражение в битве при Анкаре из-за вероломства татар, не должно быть правдой, что вступление их в ряды чагатайской армии было главной причиной поражения. С другой стороны, вместо того, чтобы наградить татар, присоединившихся к его армии в этой войне, Тимур намеревался переселиться в Туркестан и поселить их в землях за Сейхуном. Хотя эти туркменизированные татары пытались бежать по дороге, большинство из них были схвачены и убиты, а ведущие были отправлены в Самарканд, некоторые из них были отправлены в Кашгарскую область, а некоторые из них поселились у озера Ишик. Тимуру не удалось изгнать всех черных татар Анатолии. Остальные племена по-прежнему жили в районах Анкара, Чорум, Амасья, Йозгат и в некоторых местах провинции Караман (Илгин, Акшехир, Ишаклы, Кочисар, Аксарай).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Çelebi Sultan Mehmed tek başına Osmanlı tahtına geçtikten sonra 819 (1416) yılında Samsun seferinden dönerken İskilip yöresinde pek çok Tatar obası görmüştü. Osmanlı hükümdarı, sadakatlerinden emin olamadığı için bunların daha faydalı hizmetler görebileceklerine inandığı Rumeli yakasına göç ettirilmesini emretmişti. Çoğu Filibe yöresinde yerleştirilen bu Tatarlar’ın başında Minnet Bey’in oğlu vardı. Karaman ilindeki Moğol oymaklarının nüfusu azdır. Bunlar Mugal Samagarı (Ilgın yöresi), Kutlu Boğa Yüzü (İshaklu yöresi), Boğaz Tatarı (İshaklu yöresi) ve Celâyir (Aksaray yöresi) adlarını taşırlar. Ankara bölgesindeki Tatar oymaklarından en ilgi çekici olanları Tos Boğalar’dır. Tos Boğalar, 1387’de Karamanlılar ile Osmanlılar arasında Konya civarında yapılan savaşta Karaman ordusunda yer almışlardı. Çorum yöresindeki kalabalık Tatar topluluğunun önemli bir kısmının Çelebi Mehmed tarafından Rumeli’ye göçürülmesine rağmen bir kısmının eski yurdunda kaldığı görülür. Bunlar İskilip’in batısında Katar yöresinde oturuyorlardı. Katar adı bu Tatarlar’ın beylerinden birinden gelmektedir. XVI. yüzyılda Katar kazasında Katar’ın oğulları yaşamaktaydı. Tatarlar’ın kalabalık bir halde yaşadıkları yerlerden biri de Yozgat yöresiydi. Fakat buradaki Tatarlar’ın pek çoğu göç ettirilmişti. Bundan dolayı yöre daha sonra Oğuzlar’ın Bozok kolundan olan Dulkadırlı ve Halep Türkmenleri oymakları tarafından iskân edilmiştir. Sivas-Ankara arasındaki geniş sahada yaşayan Ulu Yörük topluluğuna mensup Çungar ve Çavurcı gibi oymakların Tatar menşeli olduğu anlaşılmaktadır. Ankara’da Esenboğa, Kızılcahamam’a giden ana yolun solundaki Mürted, Kazan beldesi ve Mamak Moğollar’dan kalma adlardır. Bu yer adları Moğol beylerinin isimlerinden gelmektedir. Van gölü kıyısındaki Ahlat’ın yaklaşık 15 km. kuzeydoğusunda Sutaysazlığı ve Sutaygediği, Malazgirt yöresinde Tatargazi, Tatardüzü, Tataryazısı gibi yer isimleri dikkati çeker. Aksaray’a bağlı Bulargı köyünden başka Bolu-Gerede arasındaki Çağa beldesinin adı da Moğollar’dan kalmadır.

 

Буларкы так моего прадеда звали

 

Цитата

Челеби Султан Мехмед видел много татарских племен в районе Искилипа, возвращаясь из Самсунской экспедиции в 819 (1416) году после того, как он в одиночку взошел на османский престол. Османский правитель, не уверенный в их лояльности, приказал иммигрировать на румелийскую сторону, где, по его мнению, они могли получить более полезные услуги. Этих татар, большинство из которых проживало в районе Пловдива, возглавлял сын Миннет-бея. Население монгольских племен в провинции Караман невелико. Они носят имена Мугал Самагари (район Ильгин), Кутлу Бычье лицо (район Ишаклу), Босфорский татар (район Ишаклу) и Челаир (район Аксарай). Наиболее интересными из татарских племен в районе Анкары являются тос бугалар. Быки Тос принимали участие в армии Караманов в войне между Караманидами и османами вокруг Коньи в 1387 году. Хотя значительная часть многолюдной татарской общины в районе Чорум была переселена в Румели Челеби Мехмедом, видно, что некоторые из них остались на своей старой родине. Они жили в районе Катара, к западу от Искилипа. Имя Катар происходит от одного из вождей этих татар. XVI. В 19 веке сыновья Катара жили в округе Катар. Одним из мест массового проживания татар был район Ёзгат. Но большинство татар сюда были сосланы. По этой причине регион позже был заселен туркменскими племенами дулкадырлы и алеппо, которые происходили из бозокской ветви огузов. Понятно, что такие племена, как Чунгар и Чавурджи, которые являются членами общины Улу Йорук, проживающей на обширной территории между Сивасом и Анкарой, имеют татарское происхождение. Эсенбога в Анкаре, Муртед слева от главной дороги на Кызылкахамам, город Казань и Мамак - это названия монголов. Эти топонимы происходят от имен монгольских вождей. Он находится примерно в 15 км от Ахлата на берегу озера Ван. Привлекают внимание такие топонимы, как Сутайсазлыгы и Сутайгедиги на северо-востоке, Татаргази, Татардюзю, Татарязысы в Малазгиртском районе. Помимо деревни Буларгы Аксарай, название города Чага между Болу и Гереде также унаследовано от монголов.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Zake сказал:

Это какой-любительский сайт. Лучше бы  найти работы серьезных исследователей по теме, если хорошо знаете турецкий язык.

https://www.academia.edu/42942293/FARUK_SÜMER_ANADOLUDA_MOĞOLLAR
 

https://www.academia.edu/35209329/MOĞOL_HÂKİMİYETİNDE_ANADOLU_VE_ANADOLUDA_MOĞOL_NOYANLARININ_İSYANLARI
 

1844893
Farsça eserler:

Nizâmeddin-i Şâmi, Zafernâme, yay. F. Tauer, Pra- ha, 1937, s. 99, 139-140; MuInIddin-i Natanzi, Müntehabü't-tevârih, yay. J. Aubin, Tahran, 1336 ş, dizin, s. 437; Şerefeddin Ali-i Yezdi, Zafernâ- me, yay. M. Abbâsi, Tahran, 1336, s. I, s. 289, 448-451, 454, 465, 475, II, 196, 199, 257, 369, 372, 391, 405, 406; Hâfiz-i Ebrü, Zubdetü't-tevârih,
Fâtih ktp, nr. 4371, 4o2a-404b, 439b-44oa, 45oa, 457a, 468a-b, 469a; aynı müellif, Zeyl-i Câmiü't-tevârih-i Reşidi, yay. H. Beyâni, Tahran, dizin, s.
263; Mirhand, Rayzatu's-saf, Luknov, 1332, VI, s. 193, 196, 204-205.


Arapça eserler:

ibnü'l-Furât, Târihü'l-düvel ve'l-mulük, nşr. K. Zu- rayk, Beyrut 1939, X; ibn Arabşah, Acüibu'l-makdür, Kahire 1285, s. 24, 40, 43, 45, 46, 47, 75, 76, 8o, 81, 118, 119, 192, 199; el-Makrizi, Kitâbu's- suKık, Kahire, 1972, III-IV, dizin; ibn Hacer, İnbau'l-gumr, Haydarâbâd, 1972-1973, S. 25, 61, VI, s. 238-242; İbn TağrıBirdi, el-Menhelü's-sâfi, Kahire, 1956, I, s. 232, 240; es-Sehavi, ed-Dav'ul-lâmi'. Kahire 1353, I. s. 244, 245; Fethullah el-Bağdadi, et-Târihü'l-Giysi (biricik nushast İrak'da
hususi bir ktititPhanede); eserin Kara Koyunlular ve Ak Koyunlular bölümü yayınladığıgibi (M. Schmidt-Dumont, Turkmenische herrscher des 15. Jahr-
hunderts in Persien und Mesopotamien, nach dem Tarih ıtl-Gıyati, Freiburg im Breisgau, t 97o), sonra tümü Bağdad'da yayınlanmıştır; A. Azzâvi, Bağdad, 1936, II, dizin, s. 382; F. Köprülü, Azeri, İA, II, s.
13o-131.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.08.2022 в 11:35, Rust сказал:

Здесь на форуме некоторые юзеры высказывали мне то, что типа кыпчакские матери не могли дать язык монголам и т.д. Пример с кара-татарами:

Мы видим, что кара-татарами именовались смешанные с монголами кочевники.

Однако автор называет татар "тутуклиут, алчи, ..." кара-татарами?

"Он пишет, что Кара-Татары в количестве 70 тысяч семей проживали на границе с киданями (khatai). Они враждовали с монголами, и Чингис-хан, разбив их, велел уничтожить всю мужскую часть их населения. Так и было сделано. Но многие монголы взяли в жёны Кара-Татарских женщин и имели от них детей."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.08.2022 в 16:16, Zake сказал:

Из каз. википедии про шапырашты:

https://kk.m.wikipedia.org/wiki/Шапырашты

"...Сонымен, Жәлменденің үш әйелінен үш ұл: Шапырашты, Ысты және Ошақты туады..

.. Шапыраштынын айелi, конрат елiнiн батыр кызы, Күнайымнан төрт ұл: Ыстық (Шам), Қыстық (тұкымы Иран мен Иракта), Абақ (тұкымы Абак-Керейлер), Саяқ (тұкымы Кыргызда)..."

Т.е братья Шапрашты Ысты и Ошакты. Потомки Шапрашты: Ыстык (Шам), Кыстык (живут в Иране и Ираке), Абак (абак-кереи), Саяки (живут среди кыргызов).

Получается шапрашты помнили о своих сородичах в Иране и Ираке???

Еще раз хочу вернуться к казахским шапырашты, потому что по устному фольклору (казахскому и кыргызскому) их связывают в том числе с кыргызскими саяками. В свою очередь, у кыргызских саяков были зафиксированы  предания о их былой родине на территории бывшего ильханата (Анатолия, Ближний Восток и т.д.).  Плюс шапырашты помнят о своих родственниках, которые якобы остались в Иране и Ираке (Кыстык).

В силу того, что переселение румских (анатолийских, ближневосточных) карататар Тимуром в Могулистан зафиксирована в разных источниках,  то эти все эти предания о связи казахов и кыргызов с Ближним Востоком, Румом, Евфратом и Баязидом ("Езид") мы не можем списать на буйные фантазии шежиреистов/санжиристов.

Я предполагаю, что между шапырашты и саяк не обяз-но должна быть генетическая связь: переселенцы карататары- саяки (и не только они) скорее всего были инкорпорированы в местный мощный могулистанский клан, который, гипотетически могли представлять собой шапырашты. 

Так как нам известны временные рамки переселения карататаров Тимуром из бывшей территории  ильханата (начало 15 века), то  мы можем пока ограничиться этим 15 веком и попытаемся идентифицировать  шапырашты, вернее кто стоял за этим названием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что нам известно о шапырашты? 

(Интересующие сами могут погуглить, нет времени подробно расписывать).

Вкратце.

Звали родоначальника Шапырашты - Досымбет. 

Прозвали "шапырашты" то ли потому что его глаза косили, то ли потому что от ярости/злости глаза вытаращивал ("оның көзі шапыраштанып, от шашып тұрғандай болғандықтан Шапырашты деп аталып кетеді")

В словарях допускается оба значения: 

https://kazakh_russian.academic.ru/18385/%D1%88%D0%B0%D0%BF%D1%8B%D1%80%D0%B0%D1%88

шапыраш
1.
косоглазый
2. перен.

шапыраш мінезді адам — человек с неуравновешенным характером

 

Отмечу еще один важный момент. 

С одной стороны некая Сыланды отмечена как жена отца шапырашты Досымбета - Жалмамбета. 

По другой версии, Сыланды - жена самого Досымбета:

"...Досымбет был знаменитым батыром, слава о котором распространилась по всей степи. Перед смертью Жупар посоветовала своему сыну взять в жену свою племянниц Карашаш (Сыланды). Она родила ему сыновей, от которых произошел род Ысты (Нуртай), Ошакты (Кырбай)..."

Подробнее здесь http://iqap.kz/откуда-берет-начало-род-шапырашты/

Что означает Сыланды? Явно есть связь с казахским  сылаң - "красивая", "кокетливая". https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/сылаң/

Если совместить все эти версии, то можно предположить, что "красивая" Сыланды была вначале женой отца Досымбета, а позже стала его женой. 

Поэтому для идентификации Шапырашты Досымбета среди известных могулистанских персонажей 15 века вооружаемся следующими особыми приметами и характеристиками:

1. Ищем персонажа с мусульманским именем Досымбет (полный вариант Дост-Мухамед).

2. Досымбет были либо косоглаз либо с неуравновешенным характером. Возможно и то и другое.

3. Досымбет, возможно, женился на красивой жене своего отца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Досымбет - это казахский вариант имени Дуст-Мухаммад. 

Ну с именем Дуст-Мухаммад всё становится понятным для тех, кто знаком с историей Могулистана.

Читатели, наверное, поняли что речь идет о могулистанском Дуст-Мухаммад-хане , который был, действит-но, неуравновешенным и отправил на тот свет 7 улемов, чтобы жениться на жене своего покойного отца:

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Дуст_Мухаммад-хан

https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi/frametext13.htm

 

ГЛАВА 44.

УПОМИНАНИЕ О ПРАВЛЕНИИ ДУСТ МУХАММАД ХАНА

Когда естественной смертью умер Исан Буга хан, вместо него государем стал его сын Дуст Мухаммад хан. Ему было семнадцать лет. Этот юноша не относился к числу умных людей, большинство его поступков нельзя было считать разумными и к тому же он ни на минуту не был трезвым. [Мисра]:

О умные люди, посторонитесь, безумный опьянел.

У него была склонность к дервишизму. Себе и всем своим эмирам он дал имена, как принято у каландаров. Себя он назвал Шамс Абдалом и таким же образом всем своим мулазимам он дал имена: такой-то Абдал, такой-то Абдал (Добавлено по Л2 47а; Л3 30б) и с этими именами обращался к ним. Он был чрезвычайно щедрым, настолько, что люди о нем говорили: /49б/ Мисра:

Это правление похоже на безумие [113]

 

И это действительно было безумие. Он правил семь лет. В дни его правления он один раз водил войско в Йарканд и Кашгар. Сначала он пошел в Йарканд. После смерти Сансиза мирзы его эмиры закрыли ворота крепости. Хан потребовал от них жену Сансиза мирзы — и ее послали; и его сына он также потребовал — и старшего сына [Сансиза] мирзы Аба Бакра они присоединили [к жене]. Больше он не притеснял их и ушел в Кашгар.

В то время, когда сам [Дуст Мухаммад] направился в Йарканд, Мухаммад Хайдара мирзу по требованию жителей Кашгара он отправил в Кашгар. Когда хан прибыл [в Кашгар], Мухаммад Хайдар мирза встретил его. Хан послал Мухаммад Хайдара мирзу в Йанги Хисар (Приведено по Л1 40а; Л2 47а; Л3 31а, R, 88), а сам вошел в Кашгар, разграбил его и ушел в Аксу. Из-за этого Мухаммад Хайдар мирза обиделся на него и стал искать помощи у Йунус хана, о чем будет сказано дальше.

Когда Дуст Мухаммад хан ушел в Аксу и через некоторое время вернулся, он отдал [в жены] свою сестру Хусн Нигар ханим Мирзе Аба Бакру. Однако Мирза Аба Бакр боялся неуравновешенности хана и, в конце концов, убежал в Кашгар к [своему] почтенному дяде Мухаммад Хайдару мирзе. Следом за ним хан отправил Хусн Нигар ханим.

После этих событий Дуст Мухаммад хан влюбился в одну из жен своего отца и потребовал от улемов разрешения на заключение брачного союза. Никто не давал такого разрешения до тех пор, пока он не убил семерых улемов. В конце концов он потребовал господина маулана Мухаммад Аттара, который был одним из ученейших улемов, и, пьяный, с мечом в руке, сказал: “Мулла, я хочу жениться на своей мачехе. Дозволено это или нет?” Господин маулана сказал: “Тебе дозволено”. Хан тотчас же приказал заключить брак. В ту же брачную ночь он увидел во сне отца, как будто тот подъехал верхом на черном коне, и сказал: “О, несчастный! После того, как от [принятия] нами мусульманства прошло сто лет, ты вернулся назад и стал неверным кафиром!” Он вонзил стрелу в его пах, затем сошел с коня, провел рукой под котлом и зачернил его лицо. В ужасе /50а/ от этого сна он проснулся и, раскаиваясь и сожалея [о своем поступке], тотчас же вышел [114] из комнаты матери и совершил омовение. У него в боку начались колики, а утром присоединилась лихорадка. Люди стали кричать на маулана Аттара: “Ты дал ему фетву!” Хан сказал: “Не трогайте маулана, потому что я до него убил семерых, а потом уже привел маулана — что же оставалось делать бедному мулле?” Маулана сказал: “Я не давал фетвы. Я сказал: “Тебе дозволено, потому что ты неверный”

Одним словом, у Дуст Мухаммад хана началось воспаление легких и на шестой день он умер. Ему было двадцать четыре года, семь лет [из них] он правил. Его смерть наступила в 873 (1468 — 1469) году. Ходжа Шариф Кашгари 39 нашел эту дату (та'рих) в словах “Хук мурд” — “Свинья околела”. После этого его люди рассеялись. От него остался сын по имени Кебек Султан углан. Какие-то люди забрали его и уехали в Турфан и Чалиш 40. Йунус хан пришел в Аксу и подчинил всех людей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле Дуст-Мухамад - хан (Досымбет) всего лишь пытался следовать традициям своих предков - йусуну, ибо по традиции женились на вдовах своего покойного отца, за исключением матери.

https://www.google.com/amp/s/culture.wikireading.ru/as6mqOK7jP

"...Монгольские обычаи предписывали также обязательность женитьбы на вдовах, оставшихся от покойного отца, конечно, за исключением своей матери. Супружеская измена со стороны мужа, по крайней мере в чисто монгольские времена, наказывалась смертью...

...В отдельных случаях ханы умели обойти мусульманские запреты. Когда хан Узбек женился на вдове своего отца византийской принцессе Баялун, муфтий вынужден был одобрить этот шаг под предлогом того, что его отец тогда являлся «неверующим»..."

что, конечно, противоречило нормам ислама.

Я уже не раз писал, что именно стремление продолжать следовать йусуну (обычаем предков) на фоне внедрения норм шариата и ломки привычного образа жизни обусловило объединение племен Старшего жуза под зонтичным брендом "уйсун" (исковерканное йусун ) и выбор "казакского" пути, т.е. более менее компромисного  варианта, где сочетались обычаи предков йусун  с нормами ислама (в той степени, насколько это вообще было возможно).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известна мистическая связь шапырашты с волком и тигром (не буду расписывать общедоступную информацию, можете просто погуглить)

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Увайс

"Увайс, Увейс (араб. أويس‎) — арабское имя, происхождение связано или с именем Аус, или является уменьшительным от слова «волк»[1]."

А отцом Увайса был Шер Али оглан. 

Напомню, "шер" на персидском переводится и "лев" и "тигр" 

https://en.m.wiktionary.org/wiki/شیر.

Кстати,  деда Дуст-Муххамад хана (Досымбета) Увайс-хана так и называли Uwais Khan ibn Sher Ali 

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Uwais_Khan

т.е. буквально Волк, сын Тигра.

Я к тому, что необязательно додумывать всякие "тотемические" взаимосвязи шапырашты с гуннами или древними тюрками. Всё может быть намного проще и ближе к нашим временам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таким образом, Дулати пишет

1. Что люди Дуст-Муххамад хана (Досымбета) рассеялись или подчинились его сопернику за власть и дяде Йунус-хану. Скорее всего в это время хаоаса могли разойтись пути саяков, абак-кереев с кланом (сторонниками, родственниками) погибшего Дуст-Муххамад хана.

2. Что якобы потомков у него якобы не осталось, так как  позже убили его единственного сына. Со своей стороны отмечу, что вряд ли Дуст-Муххамад хан (Досымбетограничился только воспроизводством одного сына. Не будет же писать Дулати потомку Йунус-хана (а он ему посвятил свою работу), что у него есть еще потенциальные конкуренты.

В итоге, я прихожу к тому, что шапырашты - это, судя по всему, потомки сторонников и родственников могулистанского Дуст-Муххамад хана. Не исключаю, что среди них могут быть и его прямые потомки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще один момент касательно Дост-Муххамад хана.

Дулати отмечал о склонности к дервишизму Дост-Муххамада : 

...У него была склонность к дервишизму. Себе и всем своим эмирам он дал имена, как принято у каландаров. Себя он назвал Шамс Абдалом и таким же образом всем своим мулазимам он дал имена: такой-то Абдал, такой-то Абдал (Добавлено по Л2 47а; Л3 30б) и с этими именами обращался к ним...

 Шамс - в переводе "солнце". Абдал - "странствующий дервиш".  Т.е. это характерные элементы суфизма, как писал Дулати.

На верхнем  уровне шежире шапрашты тоже видим Ыстық (Шам). Другим фонет. вариантом Ыстық в том же казахском языке является слово Ысық. В свою очередь  Ысық, скорее всего, связано с древнетюркским  iδuq (изук) - "святой", "священный", Дтс, стр 231. Есть напр. племя Млад жуза Ысық, вторым названием которых является шейхляр (шейхи). Кому нужны подробности, обсуждение было здесь https://forum-eurasica.ru/topic/4042-казахский-язык/?do=findComment&comment=441413

Шам, в переводе "свеча". Сравните, сам Дост-Муххамед - шамс "солнце", а его сторонники/родственники - шам "свечи".

Плюс процесс тавваджух (духовная трансмиссия) напр в тарикате накшбандиа связывают с зажиганием свечи: 

"Процесс таваджжу похож на зажигание свечи другой свечой. Свеча, которая зажгла другую, ничего не теряет, а зажженная свеча получает все". 

Возможная связь верхнего уровеня шежире шапырашты с элементами суфизма - это только дополнительный аргумент. Если  у кого-либо есть другое объяснение, то готов выслушать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Умеете же вы из разбросанных и вроде не связанных деталей, даже не находящихся в «поле зрения», создать идеальную версию.

Помните, наверное, про слова Гавердовского о происхождении дулатов от Тулия, я еще давал версию, что может быть от младших жен, поэтому не торе и не имеют права на власть. А остальные байдыбековичи могут быть от других сыновей Чингисхана ибо те же гены. Получается шапраштинцы чагатаиды, который тоже был неуровновешанным. Это за вашу версию. А против это то что когда я посмеялся в первый день чтения над книгой шапраштинца, то во сне на меня напал именно ихний краснополосатый тигр, а не человек пусть даже Шер Али оглан:D

  • Thanks 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.08.2022 в 16:26, Momyn сказал:

Умеете же вы из разбросанных и вроде не связанных деталей, даже не находящихся в «поле зрения», создать идеальную версию.

Помните, наверное, про слова Гавердовского о происхождении дулатов от Тулия, я еще давал версию, что может быть от младших жен, поэтому не торе и не имеют права на власть. А остальные байдыбековичи могут быть от других сыновей Чингисхана ибо те же гены. Получается шапраштинцы чагатаиды, который тоже был неуровновешанным. Это за вашу версию. А против это то что когда я посмеялся в первый день чтения над книгой шапраштинца, то во сне на меня напал именно ихний краснополосатый тигр, а не человек пусть даже Шер Али оглан:D

Получается Гавердовский может быть прав в том, что Старш. жуз был связан с ханами, т.е. родственники, сторонники и т.д..

И вполне возможно, что существуют их прямые потомки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake

7 часов назад, Zake сказал:

Я уже не раз писал, что именно стремление продолжать следовать йусуну (обычаем предков) на фоне внедрения норм шариата и ломки привычного образа жизни обусловило объединение племен Старшего жуза под зонтичным брендом "уйсун" (исковерканное йусун ) и выбор "казакского" пути, т.е. более менее компромисного  варианта, где сочетались обычаи предков йусун  с нормами ислама (в той степени, насколько это вообще было возможно).

Если бы этноним  племени уйсун был бы действительно йусун, то в казахский язык он перешел бы в варианте "жүсін", а не уйсун. И почему вы не берете в расчет и другие версии? Уйсун с монгольского означает девять, то же , что и найман "восемь",  дулат "семь", табын "пять" и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.08.2022 в 17:50, Samatq сказал:

J1 у китайских (кашгарских) кыргызов тоже наблюдается. Статья же была свежая

У саяков тоже есть https://forum-eurasica.ru/topic/2661-киргизы-и-киргизски

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, Zake сказал:

Да в этой статье Сабитова 1 J1 и 4 r1a

https://kgcode.akipress.org/unews/un_post:1828

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати в этой легенде говорится, что Саяк настоящий сын Тагая.

Цитата

«Происхождение саяков, обитающих в долине р. Нарын, легенда связывает с длительным вынужденным пребыванием в Фергане (Коканде) Тагая (есть параллели с пленом Мухаммеда кыргыза), который, как сообщил нам Самидин Шарапов, женился здесь на дочери одного из приближенных к хану узбеков. Спустя некоторое время Тагай получил разрешение на выезд в родные места (район Тянь-Шаня). Жена его, ожидая ребенка, отказалась выехать вместе с ним. Отправляясь на родину, Тагай оставил жене наказ: «Если родится мальчик, и когда вырастет, пожелает разыскать меня, то дай ему этот нож (кинжал) и укажи, что я нахожусь на Тянь-Шане». Жена Тагая родила мальчика. Когда ему исполнилось 15 лет, он упросил мать разрешить навестить отца. Мать отпустила его в сопровождении воина из охраны правителя Ферганы, вручив нож не сыну, а воину, по имени Карачоро. При этом она приказала ему перед встречей с Тагаем нож передать юноше, так как по ножу Тагай признает в нем своего сына. По пути следования к ним присоединились еще два мальчика — Азык и Черик. В день их прибытия в резиденцию Тагая происходил большой той. Узнав о богатстве Тагая, Карачоро скрыл от его сына наказ матери. Придя к Тагаю, Карачоро по ножу был признан его сыном, о чем Тагай объявил присутствующему на тое народу. В это время Карачоро сообщил «отцу», что его сопровождали бродяги Саяк, Азык и Черик. Этих трех мальчиков Тагай назвал приемными сыновьями и объявил, что он все свое имущество завещает своим семи сыновьям по имени: 1) Богорстан, 2) Кылджир, 3) Джедигер, 4) Карачоро, 5) Саяк, 6) Азык и 7) Черик» [14].

http://sanjyra.ru/sanjyra40.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
2 часа назад, Leshrak01 сказал:

Кстати в этой легенде говорится, что Саяк настоящий сын Тагая.

http://sanjyra.ru/sanjyra40.html

В приведенной вами легенде

Цитата

В это время Карачоро сообщил «отцу», что его сопровождали бродяги Саяк, Азык и Черик. Этих трех мальчиков Тагай назвал приемными сыновьями и объявил, что он все свое имущество завещает своим семи сыновьям по имени: 1) Богорстан, 2) Кылджир, 3) Джедигер, 4) Карачоро, 5) Саяк, 6) Азык и 7) Черик» [14]

говорится о том, что Саяк, Азык и Черик являются приемными сыновьями Тагая.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.08.2022 в 13:56, Rust сказал:

В приведенной вами легенде

говорится о том, что Саяк, Азык и Черик являются приемными сыновьями Тагая.

@Samatq

В фольклоре что-то общее есть между Саяк, Азык и  Черик кроме того, что они приемные сыновья Тагая?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.08.2022 в 08:11, Zake сказал:

@Samatq

В фольклоре что-то общее есть между Саяк, Азык и  Черик кроме того, что они приемные сыновья Тагая?

В некоторых санжыра Азык, Черик и Чекир Саяк возводят к Карачоро. 

Саяк и Азык были усыновлены Тагаем. Так то Саяк сын Байыша.

Черик сводный брат Көкө и Дайыра. Он был передан Көкө Наалы на воспитание. Черик был знаменосцем Тагая.

как и Чубак (в эпосе Манас) был знаменосцем. Чубак Манастан кем бекен — есть крутая пословица (чем Чубак уступает Манасу). Чубак сын Акбалты — нойгут (могол) по эпосу. Внутри черик есть ветви — бай чубак, ак чубак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Samatq сказал:

В некоторых санжыра Азык, Черик и Чекир Саяк возводят к Карачоро. 

Саяк и Азык были усыновлены Тагаем. Так то Саяк сын Байыша.

Черик сводный брат Көкө и Дайыра. Он был передан Көкө Наалы на воспитание. Черик был знаменосцем Тагая.

Каково происхождение Азыка? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...