АксКерБорж Posted March 16 Share Posted March 16 В 14.03.2023 в 10:36, Bir bala сказал: так у него не Арғын, а Арқын Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted March 16 Share Posted March 16 В 14.03.2023 в 09:02, Zake сказал: Таким образом, "Гаотан" являлась "пожалованной" землей онгутов, Гаотан ван или Гаотан тайши или по казахски аргынский Қодан Тайшы, т.е. гаотанский князь - это не конкретный человек, это титул, закрепленный за вождями онгутов (аргынов). Написание приблизительно 1825 года от самих аргынов думаю, ув. Zake, ближе к китайскому, чем современное несколько искаженное Қодан тайшы: "... Орта жүз: Арғын, Қыпшақ, Қонырат, Найман, Төртеуі туған екен Қотан байдан (сравните: туған екен Гаотан вандан )) я серьезно) «Бес Мейрам», «Жеті Момын», «Екі шекті», Арғынның қай қатынынан қанат жайған? Ошбай, Жаубасарлар кірме болса, Керей, Уақ бұл жаққа келді қайдан?" Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted March 18 Author Share Posted March 18 В 16.03.2023 в 20:02, АксКерБорж сказал: Написание приблизительно 1825 года от самих аргынов думаю, ув. Zake, ближе к китайскому, чем современное несколько искаженное Қодан тайшы: "... Орта жүз: Арғын, Қыпшақ, Қонырат, Найман, Төртеуі туған екен Қотан байдан (сравните: туған екен Гаотан вандан )) я серьезно) Кадырбаев А.Ш. писал о неком Хадж-Хасиме из архунь, который был из Амударьи и служил Чингиз-хану. Я не свижу связи между этим аэрхунь из Амударьи и казахскими аргынами, кроме схожего названия. Как я понял, в средние века под аргу - аргунами понимались в целом метисы, которые сформировались в Центральной Азии, на основе многовековых контактов номадов и оседлых жителей. В частности, страна Аргу в Семиречье согласно Кашгари. Рубрук писал о стране Органум в Семиречье. Или Джемаль Карши писал, что аргу - большая часть Чагатайского Улуса. В общем, аргу- аргун (метис) являлся синонимом названия сартов. Почему я приравниваю аргу и аргун? Кашгари (стр 71) писал, что для жителей Аргу характерно добавление конечного "н": "Население Аргу заменяет все средние и конечные "й" на "н". Например, тюрки называют барана "куй", а они — "кун". Тюрки называют бедняка "жйгай", а они — "жйган". Тюрки говорят: "кайу нан", спрашивая: „что?" они же говорят: "кану", с "н." Поэтому с этой точки зрения все эти конечные "н" и аффиксы множественности-собирательности "т" действит-но могут быть связаны с согдийцами. Таким образом, я сомневаюсь, что все эти среднеазиатские архунь, "аргу", т.е. смешанное тюрко-согдийское население или среднеазиатские сарты имели отношение к казахским аргынам. Пристенных онгутов, они же и есть шато (есть версия, что шато=сарт) Марко Поло также называл народом "аргон", т.е. метисами. Поэтому казахские аргыны - имхо это потомки онгутов, т.е. шато, потомки ассимилированных ордосских согдийцев ("шесть округов ху") среди тюрков, т.е. ордосских сартов. Кляшторный писал о наличии согдийских имен среди тюрков шато вплоть до 10 века! И да, мне кажется не зря в словаре Кашгари (стр 137) связывается термин аргун и лучший гибрид коней (в плане скоростных характеристик) 526 аркун - „конь, рожденный от дикого жеребца и прирученной кобылы". Это самый быстрый конь на скачках. Вспомните, что лучшие кони исторически шли из Давани- Ферганы, из которых шел кровавый пот. Персы этот регион называли Сугуда, т.е. он входил в Согдиану. Ордосские согдийцы (которые позже инкорпорировались в состав шато) тоже были поставщиками коней в Тан. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted March 18 Share Posted March 18 @Zake Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted March 18 Author Share Posted March 18 1 час назад, Bir bala сказал: @Zake Продвиньтесь дальше, хоть на йоту. Что связывает казахских аргынов и крысу-аргун, кроме созвучия? Какие есть соответствия в шежире, фольклоре, средневековых источниках? Вы изучали подробно этот вопрос или просто ткнули на похожее слово в словаре? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted March 18 Share Posted March 18 @Zake Отождествления так и работают. Вы не знали? Это куда более точный метод нежели ваш не связанный ни с чем версия с метисами. Точно таким же методом тюркоязычное племя Жагалбайлы отождествляли с птицей JAGILTAY. 26 минут назад, Zake сказал: Какие есть соответствия в шежире, фольклоре, средневековых источниках? Вы изучали подробно этот вопрос или просто ткнули на похожее слово в словаре? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted March 18 Author Share Posted March 18 10 минут назад, Bir bala сказал: @Zake Отождествления так и работают. Вы не знали? Это куда более точный метод нежели ваш не связанный ни с чем версия с метисами. Точно таким же методом тюркоязычное племя Жагалбайлы отождествляли с птицей JAGILTAY. Вы не ответили на вопрос: как связаны крысы и казахские аргыны? Касательно жагалбайлы можно обсудить в теме https://forum-eurasica.ru/topic/6556-этимологиясемантика-жагалбайлы-жагалмай-жагалтай-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/#comments Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted March 18 Share Posted March 18 @Zake Тотемистический этноним. Вы и без меня знаете, что древние тюрки почитали животных, так как окружавшая их культура была населена ими повсеместно. К примеру в этнониме "Жагалбайлы" можно увидеть почитание птицы Жагалтай, в этнониме "Тама" можно увидеть почитание верблюда и т.д. Я не вижу никакой связи в вашем метисизации. Метисизация происходила всегда и везде, то почему тогда рандомное событие должно быть отождествлено с аргынами вообще по вашему? Это так не работает. 12 минут назад, Zake сказал: как связаны крысы и казахские аргыны? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted March 18 Author Share Posted March 18 9 минут назад, Bir bala сказал: @Zake Тотемистический этноним. Вы и без меня знаете, что древние тюрки почитали животных, так как окружавшая их культура была населена ими повсеместно. К примеру в этнониме "Жагалбайлы" можно увидеть почитание птицы Жагалтай, в этнониме "Тама" можно увидеть почитание верблюда и т.д. Я не вижу никакой связи в вашем метисизации. Метисизация происходила всегда и везде, то почему тогда рандомное событие должно быть отождествлено с аргынами вообще по вашему? Это так не работает. Давайте без демагогии. Какова связь крысы и казахских аргынов? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted March 18 Share Posted March 18 @Zake вы в своем уме? Я сверху уже объяснил. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted March 18 Author Share Posted March 18 18 часов назад, Bir bala сказал: @Zake вы в своем уме? Я сверху уже объяснил. Нет обьяснения, просто тычете на похожее слово в словаре. В этом и заключается весь ваш "научный" метод. Почему, по вашему, казахские аргыны выбрали тотемом крысу? Ничего не бывает просто так, должны быть "следы" в источниках. Одного вашего желания мало. На примере жагалбайлы или кыргызской жагалмай-тамги я обьяснил как это было связано с процессом переименования в Уйгурском каганате: они отождествляли себя с соколом при атаке на жертву и это было зафиксировано в танских исторических документах. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted March 18 Share Posted March 18 @Zake Вот и спросите у аргынов, почему они выбрали крысу. Я вам предложил версию. Принимать или отвергать это ваш выбор. 17 минут назад, Zake сказал: 18 минут назад, Zake сказал: кыргызской жагалмай-тамги я обьяснил как это было связано с процессом переименования в Уйгурском каганате: они отождествляли себя с соколом при атаке на жертву и это было зафиксировано в танских исторических документах. Почему казахские аргыны выбрали тотемом крысу? Вы не скидывали ничего про кыргызской тамги Жагалмай. Где оно в форуме? Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted March 19 Share Posted March 19 12 часов назад, Bir bala сказал: Тотемистический этноним. Вот и спросите у аргынов, почему они выбрали крысу. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted April 22 Author Share Posted April 22 В 18.02.2023 в 22:16, Zake сказал: https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vasifi/frametext3.htm ...[они] обратились к снаряжению и вооружению для отражения казахов, и в день четверг двадцать шестого священного месяца мухаррама 23 с огромным, устрашающим горы и ужасающим моря войском знамена прибежища победы двинулись с берега реки Сайрам 24 в сторону Казахстана 25, и местность Никин 26, что из числа древних городов и [который] сейчас разрушен, стала местом, где были раскинуты победоносные шатры, и [количество] веревок и кольев, [при помощи которых разбиваются палатки], превзошло в том месте [число] звезд и метеоритов. 25. Казахстан — по-видимому, первое упоминание этого термина в мусульманских источниках. 26. Никин *** — по-видимому, искаженное переписчиками написание *** Йанги — название города Тараза, появившееся в послемонгольское время. Здесь рядом с "Казахстан" упоминается местность Никин. Я думаю, здесь нет никакого искажения. "Некен" с казахского переводится как одинокий и т.д. (с монг. "один"). Одно из значений "казак" - "одинокий" совпадает с лексическим значением термина "некен", которое, в свою очередь, часто используется парно в виде некен-саяқ. https://classes.ru/all-kazakh/dictionary-kazakh-russian-term-21600.htm В общем, некен, саяқ, қазақ в том числе имеют и схожую семантику. Слово къазакъ в карачаево-балкарском языке имеет несколько значений: 1. Ист. (пленный) раб (не имевший семьи, служивший в доме 2. казак (Донской, Кубанский и т.п.) 3. одинокий, къазакъ бёрю - одинокий волк Источник: Карачаево-балкарско-русский словарь под ред. Э.Р. Тенишева Москва "Русский язык" 1989 г., С. 375 https://forum-eurasica.ru/topic/2834-сословия-и-вертикальная-мобильность/?do=findComment&comment=48191 Къазакъ берю (Одинокий волк) https://pesni.guru/text/ayaz-къазакъ-берю-одинокий-волк Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted April 22 Share Posted April 22 @Zerek Не вижу связи карачаевского "Казак-одинокий" с терминами Никин из Бадаи Аль Вакаи и с другими древнетюркскими терминами. Тут скорее всего значение одинокого исходит из первого значения "раб". А это значения раба в свою очередь исходит из захваченных ими русских казаков, которые попав в плен к карачаевцам стали служить рабами. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted May 5 Author Share Posted May 5 В 12.12.2021 в 16:23, Zake сказал: Теперь рассмотрим конкретный эпизод ибн Арабшаха о переселении карататар в Могулистан https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ibn_Arabshah/text5.phtml?id=5717 ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ, КАК ТЕМУР, [РАЗДЕЛИВ] ПО ГРУППАМ ТАТАР, РАССЕЛИЛ ИХ НА ВОСТОК И ЗАПАД, НАЛЕВО И НАПРАВО После того, как Темур утвердился в столице, решил начать расселение татар. Они (татары) были многочисленными и мужественными людьми. Хотя Темур отобрал у них оружие и подавил их славу и гордость, однако бог сохранил их численность. Поэтому Темур опасался их смелости. Он расформировал их сборище, освободил земли от занявших там толпы. Разбросал их в пустыни и ручьи, степи и просторы, разослал их в окраины, бросил их в заброшенные и неурожайные места, раскидал их в смертельно плачевные места. Потом он закрыл их головами рты границы, их поясами перекрыл ворота дороги. Одну из их групп отправил в Кашгар, это один из промежуточных мест между Китаем и Индией; ещё одну группу направил в Дувайру, расположенный посредине местности, называемая Иссык-куль (Горячее озеро). Она (местность Иссык-куль) является границей земли Темура и монголов. Этой группе случайно улыбнулось счастье. Потом как только Темур расстанется с людьми, присоединившихся к нему, они (татары) расстались с людьми, которые должны были присоединиться к ним. В результате они (татары), сбежав, соединились (с соплеменниками) и больше не вернулись к Темуру. Они шли, нацеливаясь северной стороны и, пройдя Дашти [Кипчак], пришли к Идику. Потом Темур каждого оставшегося несчастного, унывающего (татарина) с их племенами и семьями соединил к Аргуншаху и с крепким наставлением оседлал и отправил их в земли Дашта и границы Хорезма. Это было обычаем Темура, основой его указов и дел была такая структура, потому что он был постоянно переселяющимся чёртом, был похож на хитрого обманщика Далла. Каждый раз, когда в какой-то области воздвигал крепость или же занимал какую-нибудь часть пограничной земли своего противника, сюда он передислоцировывал свои войска, находящиеся в [211] других самых отдалённых крепостях и цитаделях, а также переселял туда имеющихся людей таким образом: если они находились на левой стороне, то переселял на правую сторону, если же находились на юге или западе, то переселял их на север. Дулати: Так как они [Кирай и Джанибек] сперва, бежав и отделившись от своего многочисленного народа 194, некоторое время пребывали в беспомощности и скитаниях, их и прозвали казахами, и прозвище это закрепилось за ними. 194. В Л (стр. 245) после слова «народа» следует дополнение: *** — «в пустынях разрозненно и в растерянности». В первое время в Могулистане, бежав и отделившись скитались в беспомощности, в растерянности, разрозненно именно переселенцы из Улуса Хулагу, которые поэтому и получили прозвище "казак". Вражда Джанибека, Керея с Абулхаиром и их "бегство" - это явно перенос ситуации из 16 века, когда жил сам Дулати (вражда урусидов и шайбанидов) Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted May 5 Share Posted May 5 3 часа назад, Zake сказал: Дулати: Так как они [Кирай и Джанибек] сперва, бежав и отделившись от своего многочисленного народа 194, некоторое время пребывали в беспомощности и скитаниях, их и прозвали казахами, и прозвище это закрепилось за ними. 194. В Л (стр. 245) после слова «народа» следует дополнение: *** — «в пустынях разрозненно и в растерянности». В первое время в Могулистане, бежав и отделившись скитались в беспомощности, в растерянности, разрозненно именно переселенцы из Улуса Хулагу, которые поэтому и получили прозвище "казак". Вражда Джанибека, Керея с Абулхаиром и их "бегство" - это явно перенос ситуации из 16 века, когда жил сам Дулати (вражда урусидов и шайбанидов) бежав и отделившись скитались в беспомощности, в растерянности, разрозненно Мне кажется что основной смысл упирается в бежав и отделившись - и получили прозвище "казак". Вражда Джанибека, Керея с Абулхаиром и их "бегство" --- это было во все века - отделившихся всегда пытались вернуть. Или уничтожить. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted May 5 Author Share Posted May 5 4 минуты назад, buba-suba сказал: бежав и отделившись скитались в беспомощности, в растерянности, разрозненно Мне кажется что основной смысл упирается в бежав и отделившись - и получили прозвище "казак". Вражда Джанибека, Керея с Абулхаиром и их "бегство" --- это было во все века - отделившихся всегда пытались вернуть. Или уничтожить. Вы все связанные посты по теме прочитайте внимательно: Керей и Джанибек оказались в Могулистане вместе с ордынским ханом Бараком, вынужденымн в конце жизни уйти в сторону Средней Азии, к границам Улугбека. Абулхаир тут не при чем. Версия Дулати не подтверждается источниками. Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted May 5 Share Posted May 5 1 минуту назад, Zake сказал: Вы все связанные посты по темп прочитайте: Керей и Джанибек оказались в Могулистане вместе с Бараком. Версия Дулати не подтверждается ранними источниками. Разницы нет: С Бараком или без него - казаками назвали тех, кто ушел с Кереем и Джанибеком и тех кто присоединился к ним чуть позже Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted May 5 Share Posted May 5 2 минуты назад, buba-suba сказал: Разницы нет: С Бараком или без него - казаками назвали тех, кто ушел с Кереем и Джанибеком и тех кто присоединился к ним чуть позже То есть кто отделился от Абулхаира и стал кочевать отдельно. На чьей территории - второстепенно. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted May 5 Author Share Posted May 5 В 05.05.2023 в 18:27, buba-suba сказал: Разницы нет: С Бараком или без него - казаками назвали тех, кто ушел с Кереем и Джанибеком и тех кто присоединился к ним чуть позже Разница в том, что Керей и Джанибек можно сказать местные, могулистанские узбеки, а не беглецы из Улуса Абулхаира. Тем более Сыгнак (Сырдарья) - это земли Уруса, которые и требовал Барак у Улугбека. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted May 5 Author Share Posted May 5 34 минуты назад, buba-suba сказал: Вражда Джанибека, Керея с Абулхаиром и их "бегство" --- это было во все века - отделившихся всегда пытались вернуть. Или уничтожить. Вы специально мимо ушей пропускаете данные про переселение карататар из Рума в Могулистан Тимуром. Кто их пытался вернуть или уничтожить? Зачем? Они интегрировались в среду кочевников Могулистана. Вот их потомки и есть могулистанские казаки узбекских ханов Барака, Керея и Джанибека, к которым позже примкнули и ордынские узбеки (при Бурундуке, Касыме и т.д.). Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted May 5 Share Posted May 5 4 минуты назад, Zake сказал: Разница в том, что Керей и Джанибек можно сказать местные, могулистанские узбеки, а не беглецы из Улуса Абулхаира. В том дело что с территории узбеков Абулхаира ушли на границу с могулистанами. По Дулати - на территорию враждебных могулистанцев. Короче - "ушедшие на вольные хлеба" на сопредельную территорию, не вступив под власть "сопредельной территории", т.е. образовали независимое ханство. Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted May 5 Share Posted May 5 3 минуты назад, Zake сказал: Вы специально мимо ушей пропускаете данные про переселение карататар из Рума в Могулистан Тимуром. Кто их пытался вернуть или уничтожить? Зачем? Они интегрировались в среду кочевников Могулистана. Вот их потомки и есть могулистанские казаки Барака, Керея и Джанибека, к которым позже примкнули и узбеки. Вроде это другая история, имеющая только косвенное значение для Керея с Джанибеком. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted May 5 Author Share Posted May 5 1 минуту назад, buba-suba сказал: Вроде это другая история, имеющая только косвенное значение для Керея с Джанибеком. Это и есть самая настоящая история казахов, подтвержденная источниками. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...