Jump to content



Recommended Posts

Сегодня очень много споров насчет того являются ли казахи чистыми мусульманами, или до не давнего времени верили в тенгрианство а веру в Мухаммеда нам принесли в конце 18 века и в 19 веке татарские муллы. Тут мнения часто разнятся. 

Link to comment
Share on other sites

В исторической науке исследованны воп­росы религиозной политики имперской власти в Казахстане [1], деятельность Оренбургского Мусульманского Духовного Собрания и муф­тиев [2], роль татарских мулл в степи [3], по­литика христианизации казахов [4] и т.д. Однако, в этих исследованиях не ставился вопрос о ин­терпретации российскими и казахскими чинов­никами степени религиозности казахов ХІХ -начало ХХ вв.

 

Какие критерии были положены в основу определения степени религиозности казахов в дореволюционной исторической литературе? Почему во второй половине ХІХ века появи­лись исследования, посвященные изучению сте­пени религиозности казахов? Осознавали ли себя сами казахи - мусульманами? Этот вопрос является важным в структурировании концеп­ции данной статьи, ибо помогает уяснить как идентифицировали себя сами казахи и как их воспринимали российские власти? Так, Алексей Ираклиевич Левшин, один из известных доре­волюционных исследователей первым обратил внимание, что на вопрос о религиозной принад­лежности большинство казахов отвечали «не знаем». «Трудно решить, что такое казахи -магометане, манихеяне или язычники», - более конкретно ставил вопрос А. Левшин, при этом отмечал, что казахи смешивают ислам и древ-неполистические культы, но не соблюдают пост, не молятся и благодаря только среднеазиатским и татарским муллам, находящихся в услужении у казахской знати исламизм не угасает. Кроме того, он добавлял: «Все они вообще имеют понятие о высочайшем существе, сотворившем мир, но одни поклоняются ему по законам Ко­рана, другие смешивают учение исламизма с остатками древнего идолопоклонства, третьи думают, что кроме божества благого, пекуще­гося о счастии людей и называемого ими худай, есть злой дух, или шайтан, источник зла. Сверх того казахи признают существование многих других духов, верят колдунам, ворожеям» [5].

 

Исходя из вышесказанного, логика данной статьи будет отражать исследования чиновников региональных и центральных администраций, русских востоковедов, взгляды представителей первой волны казахской интеллигенции о сте­пени религиозности казахского населения ХІХ в.

 

В первую очередь нужно понимать, что чи­новники Российской империи отражали тенден­ции религиозной политики российской власти по отношению к казахам. Во-вторых, прежде чем перейти к анализу их работ, нужно выде­лить несколько групп чиновников, взгляды ко­торых отличались в силу их специфики службы. К первой группе относятся чиновники, служив­шие в региональной администрации (Оренбург­ское и Западно-Сибирское генерал-губернатор­ство и т. д.) имевшие постоянное взаимодей­ствие с представителями казахского населения, вторая группа чиновников, являлись представи­телями высших эшелонов российской власти в регионе (генерал -губернаторы, вице-гуьерна-торы, военные губернаторы и т.д.), третья груп­па - чиновники, которые в силу тех или иных обстоятельств были включены в в состав науч­ных экспедиций, проходивших через Казахские степи и т.д.

 

Видный российский политик ХІХ века, генерал-губернатор Сибири, граф МихаилМихай­лович Сперанский считал что будет легко крестить казахов, так как по его мнению онислабо испо­ведуют ислам [6], русский поручик Я.П. Гавер-довский также отмечал «малую привязанность к своей вере» казахов. По его мнению, «казахи последуют учению суннитского толка, но весьма слабо и нерачительно исполняют правила, оным предписанные. Они избрали из него только те места, которые соответствовали их закоснелым мнениям и нравились по своей приятности, и соединили оные со старыми господствующими у них обрядами, не заботясь более таким или другим порядком должно брать прямое значе­ние веры» [7].

 

Русский генерал, первый начальник Омской области, сенатор Семен Богданович Бронев-ский считал, что казахи «хотя исповедуют за­кон Магомета, но суть невежи в оном; Ахунов, Мулов и Ходжей содержат в волостях, но нет у них ни мечетей, ни обрядов веры, постоянно отправляемых» [8]. Казачий старшина Ф. Усов в конце XIX века писал: «Хотя весь казахский народ считает сам себя, и признается официаль­но, исповедующим мусульманство, но масса киргиз отличается глубоким индифферентиз­мом; все их понятия о божестве и религии огра­ничиваются разными поверьями, а в важных случаях жизни (при рождении, смерти и т. п.) кое-какими обрядами, больше языческими, чем магометанскими» [9].

 

Военный губернатор Семиреченской области Г. А. Колпаковский в своем докладе императору об открытиях христианской миссии в Казах­ской степи, считал, что казахи «могут принять христианство с легкостью, так как они все еще не знакомы с мусульманством. И что их жизнь основана на гуманно-бытовом кодексе устного фальклора» [6]. Начальник Генштаба министерств обороны Л. Мейер также указывал на «слабость религиозности» казахов. Он отмечал, что ка­захи «магометане и считаются обыкновенно суннитами, хотя это ровно ни на чем не осно­вано, потому что, вообще говоря, этот народ в настоящее время, весьма не развит в религиоз­ном отношении и сам определенно не знает, какого религиозного толка держится». При этом Л. Мейер приписывал фанатизм среди казахов только к «султанам и пограничным жителям» [10]. Аналогичную точку зрения вы­разил и председатель Киевского отдела Рус­ского Собрания Б.М. Юзефович в своих замет­ках «О быте киргизов Тургайской области». Он отмечал, что «Замкнутость, в какую ставит казахов магометанская вера, не ведет однако к фанатизму» [11].

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Tima_2109 сказал:

Но вот есть люли которые говорят что казахи были тенгрианцами и язычниками а верить наши предки в Ислам начали недавно. 

Пусть эти неучи вначале изучат азы истории своего народа. 

Тема холиварная, зря вы ее открыли. 

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Zake сказал:

Пусть эти неучи вначале изучат азы истории своего народа. 

Тема холиварная, зря вы ее открыли. 

Но тему нужно изучать по скольку вокруг нее много споров. 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

  • Admin
21 час назад, Zake сказал:

Пусть эти неучи вначале изучат азы истории своего народа. 

Тема холиварная, зря вы ее открыли. 

Не все в этой жизни однозначно.

В казахской культуре очень мощный слой доисламских верований. Полностью отрицать это — неправильно.

Называть исследователей казахских доисламских верований неучами - это просто трэш какой-то.

Вот данные М.С. Орынбекова:

Цитата

Ч.Ч. Валиханов писал, что все три мира, даже Верхний, организованы по единым законам и разница состоит лишь в месте подпоясывания: «На небе есть жители – люди. Они опоясываются под горлом; мы живем в середине, на земле, и носим пояс на середине тела, люди же подземные, у которых также свое солнце, луна и звезды, носят пояс на ногах. Между небесными киргизами есть очень богатая старуха (образ жизни небесных жителей – киргизский, иначе и быть не могло, так как эти элементы суть плод киргизской фантазии)».

Даже само употребление термина "Тенир" в значении "Бог" говорит о многом. Поклонение аруакам, все повсеместно использовали тумары. Обычай "айналайын":

Цитата

Мир добрых духов нуждался в охране от злых, и простейшим способом отогнать их было кружение. Этот способ охраны встречается у
всех древних народов и означает исходный пункт колдовства или ворожбы. У кочевников кружить вокруг больного означало принять на
себя его болезни, неслучайно казахское слово «айналайын» означает «обойду тебя, кружусь вокруг тебя». Ч.Ч. Валиханов писал, что «в
старые годы часто чадолюбивые отцы бегали с поясом на шее вокруг юрты, где лежал больной их сын, предлагая якобы себя небу взамен больного, а родственники и одноаульцы старались удержать его от такого гибельного намерения. Так киргизы верили в кружение». Ч. Валиханов

По шаманам:

Цитата

Шаманские песнопения (сарын) призывали на помощь добрых духов и клеймили злых, вызвавших болезнь. В процессе этого обряда
шаман впадал в экстаз, сопровождавшийся истерическим припадком, брызжа слюной, доходил до полного изнеможения. Когда же он приходил в себя, то начинал рассказывать о духах, с которыми общался, озвучивал пророчества, доставленные духами, и советы, которым необходимо было следовать. Возможности шаманов не исчерпывались исцелением больных, они
владели древнейшим искусством гадания на бобах («құмалақ ашу»), предсказывали будущее. В древности было особенно широко распространено гадание по бараньей лопатке, считавшееся самым точным. 

При обжигании лопатки обнаруживались линии, по которым можно было предсказывать судьбу человека, будущее его рода и племени, а, возможно, и всего народа. Ч.Ч. Валиханов писал: «Баксы говорят, что лопатка всегда показывает полную судьбу семи народов: смерть царей этих народов, смерть людей, басбаки и судьбы путешественников» [43]. 

Среди баксы были гадатели-есепші, предсказывавшие погоду на предстоящие шесть месяцев по расположению созвездия Рака (Джауза) в месяцах қараша (октябрь) и саратан (апрель).
 

 

Link to comment
Share on other sites

31 минуту назад, Rust сказал:

Не все в этой жизни однозначно.

В казахской культуре очень мощный слой доисламских верований. Полностью отрицать это — неправильно.

Называть исследователей казахских доисламских верований неучами - это просто трэш какой-то.

Вот данные М.С. Орынбекова:

Даже само употребление термина "Тенир" в значении "Бог" говорит о многом. Поклонение аруакам, все повсеместно использовали тумары. Обычай "айналайын":

По шаманам:

 

Я про другое.

 "Тенгрианцы" считают что казахи ислам приняли в 19 веке за счет РИ. Это однозначно не так.

Или вы согласны с этим? 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
21 минуту назад, Zake сказал:

Я про другое.

 "Тенгрианцы" считают что казахи ислам приняли в 19 веке за счет РИ. Это однозначно не так.

Или вы согласны с этим? 

Нет, конечно не согласен. При этом, не сомневаюсь, что даже казахская знать в 19 веке не исполняла все предписания ислама. Про простой народ говорить не приходится.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, Rust сказал:

Нет, конечно не согласен. При этом, не сомневаюсь, что даже казахская знать в 19 веке не исполняла все предписания ислама. Про простой народ говорить не приходится.

С этим я согласен. 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...