Jump to content



Recommended Posts

Сегодня очень много споров насчет того являются ли казахи чистыми мусульманами, или до не давнего времени верили в тенгрианство а веру в Мухаммеда нам принесли в конце 18 века и в 19 веке татарские муллы. Тут мнения часто разнятся. 

Link to comment
Share on other sites

В исторической науке исследованны воп­росы религиозной политики имперской власти в Казахстане [1], деятельность Оренбургского Мусульманского Духовного Собрания и муф­тиев [2], роль татарских мулл в степи [3], по­литика христианизации казахов [4] и т.д. Однако, в этих исследованиях не ставился вопрос о ин­терпретации российскими и казахскими чинов­никами степени религиозности казахов ХІХ -начало ХХ вв.

 

Какие критерии были положены в основу определения степени религиозности казахов в дореволюционной исторической литературе? Почему во второй половине ХІХ века появи­лись исследования, посвященные изучению сте­пени религиозности казахов? Осознавали ли себя сами казахи - мусульманами? Этот вопрос является важным в структурировании концеп­ции данной статьи, ибо помогает уяснить как идентифицировали себя сами казахи и как их воспринимали российские власти? Так, Алексей Ираклиевич Левшин, один из известных доре­волюционных исследователей первым обратил внимание, что на вопрос о религиозной принад­лежности большинство казахов отвечали «не знаем». «Трудно решить, что такое казахи -магометане, манихеяне или язычники», - более конкретно ставил вопрос А. Левшин, при этом отмечал, что казахи смешивают ислам и древ-неполистические культы, но не соблюдают пост, не молятся и благодаря только среднеазиатским и татарским муллам, находящихся в услужении у казахской знати исламизм не угасает. Кроме того, он добавлял: «Все они вообще имеют понятие о высочайшем существе, сотворившем мир, но одни поклоняются ему по законам Ко­рана, другие смешивают учение исламизма с остатками древнего идолопоклонства, третьи думают, что кроме божества благого, пекуще­гося о счастии людей и называемого ими худай, есть злой дух, или шайтан, источник зла. Сверх того казахи признают существование многих других духов, верят колдунам, ворожеям» [5].

 

Исходя из вышесказанного, логика данной статьи будет отражать исследования чиновников региональных и центральных администраций, русских востоковедов, взгляды представителей первой волны казахской интеллигенции о сте­пени религиозности казахского населения ХІХ в.

 

В первую очередь нужно понимать, что чи­новники Российской империи отражали тенден­ции религиозной политики российской власти по отношению к казахам. Во-вторых, прежде чем перейти к анализу их работ, нужно выде­лить несколько групп чиновников, взгляды ко­торых отличались в силу их специфики службы. К первой группе относятся чиновники, служив­шие в региональной администрации (Оренбург­ское и Западно-Сибирское генерал-губернатор­ство и т. д.) имевшие постоянное взаимодей­ствие с представителями казахского населения, вторая группа чиновников, являлись представи­телями высших эшелонов российской власти в регионе (генерал -губернаторы, вице-гуьерна-торы, военные губернаторы и т.д.), третья груп­па - чиновники, которые в силу тех или иных обстоятельств были включены в в состав науч­ных экспедиций, проходивших через Казахские степи и т.д.

 

Видный российский политик ХІХ века, генерал-губернатор Сибири, граф МихаилМихай­лович Сперанский считал что будет легко крестить казахов, так как по его мнению онислабо испо­ведуют ислам [6], русский поручик Я.П. Гавер-довский также отмечал «малую привязанность к своей вере» казахов. По его мнению, «казахи последуют учению суннитского толка, но весьма слабо и нерачительно исполняют правила, оным предписанные. Они избрали из него только те места, которые соответствовали их закоснелым мнениям и нравились по своей приятности, и соединили оные со старыми господствующими у них обрядами, не заботясь более таким или другим порядком должно брать прямое значе­ние веры» [7].

 

Русский генерал, первый начальник Омской области, сенатор Семен Богданович Бронев-ский считал, что казахи «хотя исповедуют за­кон Магомета, но суть невежи в оном; Ахунов, Мулов и Ходжей содержат в волостях, но нет у них ни мечетей, ни обрядов веры, постоянно отправляемых» [8]. Казачий старшина Ф. Усов в конце XIX века писал: «Хотя весь казахский народ считает сам себя, и признается официаль­но, исповедующим мусульманство, но масса киргиз отличается глубоким индифферентиз­мом; все их понятия о божестве и религии огра­ничиваются разными поверьями, а в важных случаях жизни (при рождении, смерти и т. п.) кое-какими обрядами, больше языческими, чем магометанскими» [9].

 

Военный губернатор Семиреченской области Г. А. Колпаковский в своем докладе императору об открытиях христианской миссии в Казах­ской степи, считал, что казахи «могут принять христианство с легкостью, так как они все еще не знакомы с мусульманством. И что их жизнь основана на гуманно-бытовом кодексе устного фальклора» [6]. Начальник Генштаба министерств обороны Л. Мейер также указывал на «слабость религиозности» казахов. Он отмечал, что ка­захи «магометане и считаются обыкновенно суннитами, хотя это ровно ни на чем не осно­вано, потому что, вообще говоря, этот народ в настоящее время, весьма не развит в религиоз­ном отношении и сам определенно не знает, какого религиозного толка держится». При этом Л. Мейер приписывал фанатизм среди казахов только к «султанам и пограничным жителям» [10]. Аналогичную точку зрения вы­разил и председатель Киевского отдела Рус­ского Собрания Б.М. Юзефович в своих замет­ках «О быте киргизов Тургайской области». Он отмечал, что «Замкнутость, в какую ставит казахов магометанская вера, не ведет однако к фанатизму» [11].

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Tima_2109 сказал:

Но вот есть люли которые говорят что казахи были тенгрианцами и язычниками а верить наши предки в Ислам начали недавно. 

Пусть эти неучи вначале изучат азы истории своего народа. 

Тема холиварная, зря вы ее открыли. 

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Zake сказал:

Пусть эти неучи вначале изучат азы истории своего народа. 

Тема холиварная, зря вы ее открыли. 

Но тему нужно изучать по скольку вокруг нее много споров. 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

  • Admin
21 час назад, Zake сказал:

Пусть эти неучи вначале изучат азы истории своего народа. 

Тема холиварная, зря вы ее открыли. 

Не все в этой жизни однозначно.

В казахской культуре очень мощный слой доисламских верований. Полностью отрицать это — неправильно.

Называть исследователей казахских доисламских верований неучами - это просто трэш какой-то.

Вот данные М.С. Орынбекова:

Цитата

Ч.Ч. Валиханов писал, что все три мира, даже Верхний, организованы по единым законам и разница состоит лишь в месте подпоясывания: «На небе есть жители – люди. Они опоясываются под горлом; мы живем в середине, на земле, и носим пояс на середине тела, люди же подземные, у которых также свое солнце, луна и звезды, носят пояс на ногах. Между небесными киргизами есть очень богатая старуха (образ жизни небесных жителей – киргизский, иначе и быть не могло, так как эти элементы суть плод киргизской фантазии)».

Даже само употребление термина "Тенир" в значении "Бог" говорит о многом. Поклонение аруакам, все повсеместно использовали тумары. Обычай "айналайын":

Цитата

Мир добрых духов нуждался в охране от злых, и простейшим способом отогнать их было кружение. Этот способ охраны встречается у
всех древних народов и означает исходный пункт колдовства или ворожбы. У кочевников кружить вокруг больного означало принять на
себя его болезни, неслучайно казахское слово «айналайын» означает «обойду тебя, кружусь вокруг тебя». Ч.Ч. Валиханов писал, что «в
старые годы часто чадолюбивые отцы бегали с поясом на шее вокруг юрты, где лежал больной их сын, предлагая якобы себя небу взамен больного, а родственники и одноаульцы старались удержать его от такого гибельного намерения. Так киргизы верили в кружение». Ч. Валиханов

По шаманам:

Цитата

Шаманские песнопения (сарын) призывали на помощь добрых духов и клеймили злых, вызвавших болезнь. В процессе этого обряда
шаман впадал в экстаз, сопровождавшийся истерическим припадком, брызжа слюной, доходил до полного изнеможения. Когда же он приходил в себя, то начинал рассказывать о духах, с которыми общался, озвучивал пророчества, доставленные духами, и советы, которым необходимо было следовать. Возможности шаманов не исчерпывались исцелением больных, они
владели древнейшим искусством гадания на бобах («құмалақ ашу»), предсказывали будущее. В древности было особенно широко распространено гадание по бараньей лопатке, считавшееся самым точным. 

При обжигании лопатки обнаруживались линии, по которым можно было предсказывать судьбу человека, будущее его рода и племени, а, возможно, и всего народа. Ч.Ч. Валиханов писал: «Баксы говорят, что лопатка всегда показывает полную судьбу семи народов: смерть царей этих народов, смерть людей, басбаки и судьбы путешественников» [43]. 

Среди баксы были гадатели-есепші, предсказывавшие погоду на предстоящие шесть месяцев по расположению созвездия Рака (Джауза) в месяцах қараша (октябрь) и саратан (апрель).
 

 

Link to comment
Share on other sites

31 минуту назад, Rust сказал:

Не все в этой жизни однозначно.

В казахской культуре очень мощный слой доисламских верований. Полностью отрицать это — неправильно.

Называть исследователей казахских доисламских верований неучами - это просто трэш какой-то.

Вот данные М.С. Орынбекова:

Даже само употребление термина "Тенир" в значении "Бог" говорит о многом. Поклонение аруакам, все повсеместно использовали тумары. Обычай "айналайын":

По шаманам:

 

Я про другое.

 "Тенгрианцы" считают что казахи ислам приняли в 19 веке за счет РИ. Это однозначно не так.

Или вы согласны с этим? 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
21 минуту назад, Zake сказал:

Я про другое.

 "Тенгрианцы" считают что казахи ислам приняли в 19 веке за счет РИ. Это однозначно не так.

Или вы согласны с этим? 

Нет, конечно не согласен. При этом, не сомневаюсь, что даже казахская знать в 19 веке не исполняла все предписания ислама. Про простой народ говорить не приходится.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, Rust сказал:

Нет, конечно не согласен. При этом, не сомневаюсь, что даже казахская знать в 19 веке не исполняла все предписания ислама. Про простой народ говорить не приходится.

С этим я согласен. 

Link to comment
Share on other sites

Можно точно сказать, что такого явления как "казахский ислам" не было и не существует. Нет такого отдельного направления, организованной общины со своими канонами. Некоторые строят на этом выводы что казахи были какими-то скрытыми тенгрианцами или шаманистами, что бред однозначно. 

Во многих мусульманских странах имеются некоторые хаотично-распространенные убеждения, ритуалы и практики, ушедшие за рамки ислама, или оставшиеся с доисламских времен. 

Поэтому не было никакого "казахского ислама", и тем более тенгрианства у казахов. Ведь чтобы человек был тенгрианцем он должен считать себя таковым, но об этом в истории нет упоминаний. Понятие "казахский ислам" каждый исповедующий такую идею может понимать по-своему и совершенно по разному. 

 

Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, Kenan сказал:

Можно точно сказать, что такого явления как "казахский ислам" не было и не существует. Нет такого отдельного направления, организованной общины со своими канонами. Некоторые строят на этом выводы что казахи были какими-то скрытыми тенгрианцами или шаманистами, что бред однозначно. 

Во многих мусульманских странах имеются некоторые хаотично-распространенные убеждения, ритуалы и практики, ушедшие за рамки ислама, или оставшиеся с доисламских времен. 

Поэтому не было никакого "казахского ислама", и тем более тенгрианства у казахов. Ведь чтобы человек был тенгрианцем он должен считать себя таковым, но об этом в истории нет упоминаний. Понятие "казахский ислам" каждый исповедующий такую идею может понимать по-своему и совершенно по разному. 

 

Ув. Kenan, казахского тенгрианства, казахского шаманизма и казахского ислама конечно не было.

Но Тангри у казахов был и есть.

Шаманы у казахов были и есть.

Ислам у казахов до сих пор своеобразный, отличный от канонического ислама арабских или персидских стран, и это нормально и допустимо при наличии у нас своей древнейшей исконной колоритной культуры и истории, которая не хочет ассимилироваться в арабско-персидской культуре.

А новые течения у нас сейчас двоякие, неотрегулированные на самом властном или религиозном верху - есть и привычное течение, есть и непривычное, сами знаете какое, наверно ошибусь если назову его салафизмом или вахабизмом, кстати второе с каждый днем занимает всё больше лидирующие положения, по крайней мере на юге и западе точно.

Как-то так видится мне с моей колокольни. ))

 

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Ислам у казахов до сих пор своеобразный, отличный от канонического ислама арабских или персидских стран, и это нормально и допустимо при наличии у нас своей древнейшей исконной колоритной культуры и истории, которая не хочет ассимилироваться в арабско-персидской культуре.

 

Я думаю это тема больших дискуссий будущего, когда казахи наконец очнутся от сиюминутного культурного влияния извне и наконец вспомнят свои корни, и задумаются грамотно и справедливо совместить одно с другим, а не сделав выбор в пользу первого в ущерб второму.

 

Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, АксКерБорж said:

 

Ув. Kenan, казахского тенгрианства, казахского шаманизма и казахского ислама конечно не было.

Но Тангри у казахов был и есть.

Шаманы у казахов были и есть.

Ислам у казахов до сих пор своеобразный, отличный от канонического ислама арабских или персидских стран, и это нормально и допустимо при наличии у нас своей древнейшей исконной колоритной культуры и истории, которая не хочет ассимилироваться в арабско-персидской культуре.

А новые течения у нас сейчас двоякие, неотрегулированные на самом властном или религиозном верху - есть и привычное течение, есть и непривычное, сами знаете какое, наверно ошибусь если назову его салафизмом или вахабизмом, кстати второе с каждый днем занимает всё больше лидирующие положения, по крайней мере на юге и западе точно.

Как-то так видится мне с моей колокольни. ))

 

1. То что вы называете "своеобразным исламом" у казахов, это на самом деле хаотичные немусульманские обряды, традиции и убеждения, оставшиеся с доисламского периода, или заимствованные позднее у тенгрианских народов. Наурыз празднуют далеко не только казахи, но почему таджики не говорят что у них таджикский ислам? Или поломничество в мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави, его не практикуют большинство мусульман казахов. Например в Пакистане, Индии также имеются люди, практикующие поклонение суфийским шейхам, но никто же не говорит что это какой-то их пакистанский/индийский ислам хотя бы в рамках их узких групп. 

2. ДУМК РК придерживается ислама традиционного, а не с добавлением национальных обрядов. А упомянутые вами салафиты это обособленные люди. Мусульмане которые практикуют религию, совершают намаз, держат пост - они исповедуют традиционный ислам в большинстве своем. 

3. Есть обычаи народов, сохранившиеся с доисламских времен у народов. Если они противоречат исламу, то практикуются как правило у непросвещенных людей или у тех, кто отдает предпочтение обычаем народным.
Эти обычаи могут быть самыми разными: празднование языческих праздников, жесткокими варварствами, развлечениями запретными по исламу или философствованиями и полетами мыслей идущих в разрез с исламом (критика Пророков, отрицание жизни после смерти, дозволения вина для "праведников" и т.д.). Но на основании тех или иных отступлений от законов ислама, никому не приходило в голову называть своим национальным исламом практику доисламских традиций. 

4. Каждый по своему может трактовать понятие "казахский ислам". Кто-то скажет казах должен носить бороду и совершать намаз, но ходить в клубы можно, другой скажет можно гулять только мужчинам, женщины должны быть целомудренными, третий скажет можно все, главное "верить в душе", четвертый скажет что надо соблюдать запреты религии, но вот поклоняться духам предков наряду с Аллахом можно для казахов. 

5. Под тенгрианством подразумевают современное представление о вере тюрков до ислама, очень абстрактное и вовсе не то, что было у реальных тюрков и монголов в средние века. Это как философские адепты буддизма, и непосредственно буддисты в Тибете. 

 

Link to comment
Share on other sites

В 13.02.2022 в 15:56, Kenan сказал:

или заимствованные позднее у тенгрианских народов.

Ни у кого казахи их не заимствовали, это наши исконные традиции, обычаи и нравы.

В 13.02.2022 в 15:56, Kenan сказал:

1. То что вы называете "своеобразным исламом" у казахов, это на самом деле хаотичные немусульманские обряды, традиции и убеждения, оставшиеся с доисламского периода

Мое мнение, что казахский ислам до 21 века это смесь ислама с исконными родными народными верованиями.

В 13.02.2022 в 15:56, Kenan сказал:

ДУМК РК придерживается ислама традиционного, а не с добавлением национальных обрядов.

Что вы хотите от служащих ислама, получивших образование в арабских странах и полностью посвятивших свою жизнь и карьеру службе в мечети?

Мое мнение, что поэтому такие нужные казахскому народу реформы или инициативы в вопросах религии должны идти от интеллигенции, от культуроведов и от власти.

В 13.02.2022 в 15:56, Kenan сказал:

А упомянутые вами салафиты это обособленные люди. Мусульмане которые практикуют религию, совершают намаз, держат пост - они исповедуют традиционный ислам в большинстве своем. 

Мое мнение, что не должно быть у казахов несколько течений, мое мнение, что салафизм должен быть запрещен.

Ведь его никогда у нас не было до последних лет, а наши предки о нем даже не слыхивали.

Кстати недавно далекая родственница рассказывала с ужасом, что умер ее родственник, а его сын салафит, который чуть ли не силой заставил похоронить отца в день смерти и запретил воодружать могильный холмик и звать людей на поминки, что в глазах обычного казаха кощунство и грех. И вообще в наших краях народ их не любит, относится к ним с недоверием и опаской. 

В 13.02.2022 в 15:56, Kenan сказал:

Есть обычаи народов, сохранившиеся с доисламских времен у народов. Если они противоречат исламу, то практикуются как правило у непросвещенных людей или у тех, кто отдает предпочтение обычаем народным. Эти обычаи могут быть самыми разными: празднование языческих праздников, жесткокими варварствами, развлечениями запретными по исламу

Мое мнение, что если стоит вопрос что выбрать, арабский ислам или свои исконные традиции, обычаи и нравы, то я за второе.

Потому что выбор первого автоматически уничтожит второе и это очевидно.

Поэтому на мой взгляд наши предки разумно поступали совмещая детали ислама со своими родными верованиями и традициями найдя золотую середину!

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

8 hours ago, АксКерБорж said:

Ни у кого казахи их не заимствовали, это наши исконные традиции, обычаи и нравы.

Мое мнение, что казахский ислам до 21 века это смесь ислама с исконными родными народными верованиями.

Что вы хотите от служащих ислама, получивших образование в арабских странах и полностью посвятивших свою жизнь и карьеру службе в мечети?

Мое мнение, что поэтому такие нужные казахскому народу реформы или инициативы в вопросах религии должны идти от интеллигенции, от культуроведов и от власти.

Мое мнение, что не должно быть у казахов несколько течений, мое мнение, что салафизм должен быть запрещен.

Ведь его никогда у нас не было до последних лет, а наши предки о нем даже не слыхивали.

Кстати недавно далекая родственница рассказывала с ужасом, что умер ее родственник, а его сын салафит, который чуть ли не силой заставил похоронить отца в день смерти и запретил воодружать могильный холмик и звать людей на поминки, что в глазах обычного казаха кощунство и грех. И вообще в наших краях народ их не любит, относится к ним с недоверием и опаской. 

Мое мнение, что если стоит вопрос что выбрать, арабский ислам или свои исконные традиции, обычаи и нравы, то я за второе.

Потому что выбор первого автоматически уничтожит второе и это очевидно.

Поэтому на мой взгляд наши предки разумно поступали совмещая детали ислама со своими родными верованиями и традициями найдя золотую середину!

 

Я считаю что называть казахским исламом эти хаотичные традиции, от которых даже светские казахи ушли - абсолютно неправильно. 

Казахи не являются особенным народом, поэтому не верно говорить что вот это "казахский ислам". Во многих странах люди практикуют доисламские традиции и исповедуют доисламские убеждения. Так почему они не называют это своим исламом? 

Если каждый будет заниматься таким творчеством в подборе определений и терминов, это приведет к тому, к чему привело. Есть настолько глупые люди, которые считают простой хиджаб без нац. атрибутов и излишеств из "арабского ислама", только потому что арабки современные его носят. А громоздкий кимешек не практичный в современной жизни и теплых помещениях называют из "казахского ислама". Таким людям можно порекомендовать кушать орехи для развития мозга.  

Link to comment
Share on other sites

@АксКерБорж Жалко, что нету этнографических данных о тюркоязычном населении на территории современного Казахстана до монгольского нашествия , чтобы хотя бы сравнить с исламом. 

Link to comment
Share on other sites

52 минуты назад, Bir bala сказал:

@АксКерБорж Жалко, что нету этнографических данных о тюркоязычном населении на территории современного Казахстана до монгольского нашествия , чтобы хотя бы сравнить с исламом. 

 

Почему нет? Есть.

До возвышения и последующих завоевательных походов Чингизхана на территориях, населяемых нынче казахами, а это не только Казахстан, источники отмечают кыпчаков, канглов, карлуков, найманов, керейтов, меркитов, род Чингизхана, кара-китаев и другие племена.

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Kenan сказал:

Во многих странах люди практикуют доисламские традиции и исповедуют доисламские убеждения. Так почему они не называют это своим исламом? 

 

Каждый народ, каждая культуре рознь друг другу.

 

1 час назад, Kenan сказал:

Если каждый будет заниматься таким творчеством в подборе определений и терминов, это приведет к тому, к чему привело. Есть настолько глупые люди, которые считают простой хиджаб без нац. атрибутов и излишеств из "арабского ислама", только потому что арабки современные его носят. А громоздкий кимешек не практичный в современной жизни и теплых помещениях называют из "казахского ислама". Таким людям можно порекомендовать кушать орехи для развития мозга.  

 

Я не знаю про кого вы.

Кстати есть моя тема про кимешеки - жаулыки и там я попытался показать 3 регионально-этнические разновидности казахского женского головного убора.

Громоздкий из них только один - юго-западный, с тюрбаном поверх, кимешеком.

 

1 час назад, Kenan сказал:

Я считаю что называть казахским исламом эти хаотичные традиции, от которых даже светские казахи ушли - абсолютно неправильно. 

Так почему они не называют это своим исламом? 

 

Не в словах дело, можно называть как угодно. Дело в сути явления.

 

1 час назад, Kenan сказал:

эти хаотичные традиции

Казахи не являются особенным народом

 

Я понимаю вас, ув. Kenan.

Вы, как по настоящему исповедующий каноны ислама по другому и не можете и не сможете считать. Отсюда и ваше несогласие со мной.

Мое мировоззрение другое, отсюда и мои мысли выше.

 

Link to comment
Share on other sites

@АксКерБоржэтнонимы то понятно, но я имел ввиду носили ли кимешек до принятия ислама или калым как уплачивался до ислама, какие имена носили до принятия ислама и т.д.

Link to comment
Share on other sites

Кыпчаки которые служили Хорезмшахам вряд ли вошли в состав Золотой Орды, скорее в Чагатайский улус. 

 

Link to comment
Share on other sites

В 20.02.2022 в 19:40, Bir bala сказал:

я имел ввиду носили ли кимешек до принятия ислама 

 

Носили.

 

Link to comment
Share on other sites

@АксКерБорж понятно. Просто не понятно почему большинство казахов относят до исламские вещи с принятием ислама. Мол смотрите, наши предки были настоящими мусульманами. 

 

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Bir bala сказал:

@АксКерБорж понятно. Просто не понятно почему большинство казахов относят до исламские вещи с принятием ислама. Мол смотрите, наши предки были настоящими мусульманами. 

 

От отсутствия знаний.

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...