Zake Posted November 7, 2021 Share Posted November 7, 2021 Автор темы предлагает рассмотреть разные варианты по этимологии термина хунгират-қоңырат. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 От племени кунгират ответвились [другие] племена, и каждое в отдельности получило определенное название и прозвище. По этой причине в перечне [тюрко-монгольских племен] название каждого [племени] записано отдельно. Так как в основном они [все] являются ветвями этого племени и их юрты были по ту сторону Караун-Джидуна 799 вместе с племенами инкирас и куралас, то подробное изложение обстоятельств и имен тех племен будет тоже упомянуто в этой основной ветви таким же образом, как рассказано [о ней] в изложении, легком для понимания. Рассказывают, что происхождение их [кунгиратов] таково: трое сыновей появилось на свет из Золотого сосуда 800, слово же это, повидимому, должно быть [лишь] намеком и указанием. Смысл же сего был тот, что тот человек, от которого произошли на свет те сыновья, был от природы умный, совершенный [по качествам], отличающийся весьма хорошими манерами и образованием. Его уподобили золотому сосуду прежде всего потому, что это выражение употребляется у монголов, ибо они имеют обычай, [161] видя государя, говорить: «мы видели золотое лицо государя!», имеют же в виду [его] золотое сердце. Те же самые метафоры и выражения употребительны и среди других племен, ибо золото является веществом благородным, в котором нуждаются, и чрезвычайно чистым и беспорочным. Очевидно, что они должны были иметь в виду [именно] это, в противном случае [слова] о рождении человеческого существа из Золотого сосуда далеки от [требований] разума и крайне надуманы. 800. В тексте баcmy-u заррин. Слово басту в старом персидском языке имеет два значения: глиняный горшок (для масла, варенья и т.п.) и пахталка для сбивания сливочного масла, обычно деревянная, но иногда и железная. Т.е. "Золотой сосуд" - это выбор переводчика. Вместо слова "сосуд" можно выбрать либо глиняный горшок либо пахталку ( плюс мутовку, как элемент пахтания т.е. піспек). Link to comment Share on other sites More sharing options...
Boroldoi Posted November 7, 2021 Share Posted November 7, 2021 21 minutes ago, Zake said: От племени кунгират ответвились [другие] племена, и каждое в отдельности получило определенное название и прозвище. По этой причине в перечне [тюрко-монгольских племен] название каждого [племени] записано отдельно. Так как в основном они [все] являются ветвями этого племени и их юрты были по ту сторону Караун-Джидуна 799 вместе с племенами инкирас и куралас, то подробное изложение обстоятельств и имен тех племен будет тоже упомянуто в этой основной ветви таким же образом, как рассказано [о ней] в изложении, легком для понимания. Рассказывают, что происхождение их [кунгиратов] таково: трое сыновей появилось на свет из Золотого сосуда 800, слово же это, повидимому, должно быть [лишь] намеком и указанием. Смысл же сего был тот, что тот человек, от которого произошли на свет те сыновья, был от природы умный, совершенный [по качествам], отличающийся весьма хорошими манерами и образованием. Его уподобили золотому сосуду прежде всего потому, что это выражение употребляется у монголов, ибо они имеют обычай, [161] видя государя, говорить: «мы видели золотое лицо государя!», имеют же в виду [его] золотое сердце. Те же самые метафоры и выражения употребительны и среди других племен, ибо золото является веществом благородным, в котором нуждаются, и чрезвычайно чистым и беспорочным. Очевидно, что они должны были иметь в виду [именно] это, в противном случае [слова] о рождении человеческого существа из Золотого сосуда далеки от [требований] разума и крайне надуманы. 800. В тексте баcmy-u заррин. Слово басту в старом персидском языке имеет два значения: глиняный горшок (для масла, варенья и т.п.) и пахталка для сбивания сливочного масла, обычно деревянная, но иногда и железная. Т.е. "Золотой сосуд" - это выбор переводчика. Вместо слова "сосуд" можно выбрать либо глиняный горшок либо пахталку (мутовку), т.е. піспек. Имхо "Золотой сосуд" Рашид Ад Дина - это есть Алтын Піспек. Сперва что означает сие слова. Пахталка, мутовка. Обьясните пож. Заодно как этот писпек? переходит в колокольчик. Ешё, почему тогда не написать родились из Золотого Колокольчика. Можно жэ было красивую легенду о звоне золотого колокольчика придумать. Надо же Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 Предлагаю рассмотреть первую версию: термин хунгират-қоңырат мог быть связан с "қоңырау" - "колокол", который устанавливался на телегах с ёмкостями (саба или ундыр-өндір плюс мутовка піспек), заполненных кумысом и т.д. Вообще, в прошлом "қоңырау" - "колокол", "бубенец" у тюркских народов устанавливались на разные предметы (телегу, копье и т.д.) и животных. Например, қоңыраулы найза, т.е. копья с колоколами известны по изображениям из петроглифов https://kk.m.wikipedia.org/wiki/Қоңыраулы_найза На телеги "қоңырау" - "колокол", "бубенец" ставили для красоты и подачи звукового сингала https://bilim-all.kz/article/4208-At-abzelderi-zhane-zhegin-turmandary "Қоңырау – доғаға сәндік және дыбыс беру үшін тағылатын кәдімгі жез қоңырау." Каковы были причины использования қоңырау" - "колокол", "бубенец в древности? Поэтому в этой связи интересно использование "қоңырау" - "колокол", "бубенец" у древних тюрков. Например, в том числе с помощью звука колоколов "очищали" византийское посольство к Истеми-кагану "...Некоторые люди из этого племени, о которых уверяли, будто они имели способность отгонять несчастья, пришед к Земарху, взяли вещи, которые римляне везли с собой, склали их вместе, потом развели огонь сучьями дерева Ливана (можжевельник), шептали на скифском языке какие-то варварские слова и в то же время звонили в колокол и ударяли в тимпан над поклажею. Они несли вокруг ливановую ветвь, которая трещала от огня…, они изгоняли лукавых духов. Им приписывали силу отгонять их и освобождать людей от зла… Лишь после огненного очищения Земарх был допущен к хану». https://cyberleninka.ru/article/n/sluzhiteli-kultov-u-tyurok-tsentralnoy-azii-v-epohu-srednevekovya/viewer Данная шаманская практика сохранилась и у алтайских шаманов «Колокольцы и бубенцы служат шаману бронёй, данной от бога… При нападении злых духов, шаман ограждает себя от них при помощи колокольцев и бубенцов, - главным образом при помощи звона» (А.В.Анохин. Материалы по шаманству у алтайцев.) https://books.google.co.kr/books/about/Материалы_по_шаманств.html?id=-cn7AgAAQBAJ&redir_esc=y Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 Теперь ближе к "Золотому сосуду " Рашид Ад Дина. Согласно казахскому фольклору, "қоңырау" - "колокол", "бубенец" устанавливались на телегах с ёмкостями (саба или ундыр-өндір плюс мутовка піспек), заполненных кумысом и т.д. Например из эпоса Кобланды батыр http://qamba.codeo.kz/site/book/online/qbylandy-batyr-nurseiit-bitilewv-nusqasy/content/content_1.xhtml/ ...Парат жегіп күймеге, Қоңырау байлап доғаға. Толтырып саба ішіне, Жорға тай байлап тертеге.. Здесь пишется о повозке с наполненной сабой и привязанным "қоңырау" - "колокол", "бубенец". Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 В эпизоде про месть жены Маркуз-Буйрука пишется об огромных ундырах кумыса, которых перевозили на телегах http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html Когда прошел некоторый промежуток времени, жена Маркуз-Буюрука, которую звали Кутуктай-Херикчи, а Херикчи [означает] – блистательная и волнующая, и ее называли этим именем из-за того, что ее лицо блистало и волновало [своей] красотой, – [эта супруга], так как их юрт был близок к татарским племенам, послала сказать: «Я хочу подарить татарскому государю Нор-Буюруку сто баранов, десять кобылиц и сто ундыров кумыса». Значение же [слова] ундыр – чрезвычайно большие мешки, которые шьют из кож и нагружают на телеги; в каждом вмещается пятьсот ман’ов кумысу. [Кутуктай-Херикчи] захотела отомстить за мужа: спрятала в тех ундыр’ах сотню богатырей в полном вооружении и положила [мешки] на телеги. Когда они прибыли, то передали баранов стольникам, чтобы они занялись приготовлением их, и сказали: «Во время пиршества мы привезем кумыс на телегах». Когда уселись за пирование, они привезли те сто телег с ундыр’ами, поставили против места их [пира] и разгрузили. Богатыри вышли наружу и с другими слугами жены государя [Кутуктай-Херикчи] схватили татарского царя и убили его, а также большую часть эмиров татарских племен, которые там были. Сущность сего известна тем, что этим способом жена Маркуз-хана взыскала кровь своего мужа. На казахском языке слово ундыр- Ө н д і р имеет то же самое значение что и у Рашид Ад Дина, т.е. очень огромные сшитые из кожи ёмкости для кумыса (саба) Ө н д і р деп-теріден тігілген мейлінше үлкен сабаны айтады (Қаз. әдеб., 27. 03.1992, 10). http://kaz.slovopedia.com/151/54184/1566669.html Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 Плано Карпини о том, что пролитие молочных напитков у средневек. монголов каралось смертной казнью. .http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/frame3.htm О том, что они признают грехами ...точно так же проливать на землю молоко или другой какой напиток, или пищу, мочиться в ставке, но если кто это сделает добровольно, его убивают, если же иначе, то им должно заплатить много денег колдуну, чтобы он очистил их... А с учетом того, что средневековые монголы (татары) перемещались целыми улусами на телегах: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIII/1220-1240/Pen_Da_ja_Suj_Tin/frametext.htm Татарский правитель перевозит [свои] шатры вслед за ними и занимается охотой, устраивая загоны. Когда вслед за ним отправляются все незаконные чиновники, то [это] называется “поднять лагерь” 47. Их повозки тащат быки, лошади и верблюды. На повозках [устраиваются] комнаты, [138] в которых можно сидеть и лежать. Их называют “повозками-шатрами” 48. В повозке по четырем углам втыкаются либо палки, либо же доски и соединяются накрест вверху. Этим выражается почтение к Небу. Это называется [знаком моления о] пище 49. [При перекочевках] повозки передвигаются по пять в одном ряду. [При сборах для перекочевок они], как вереницы муравьев, как нити при плетении веревки, тянутся [к одному месту] справа и слева на [протяжении] пятнадцати ли. Когда [колонна из съехавшихся повозок] выпрямляется и половина [их] достигает воды, то [колонна] останавливается. Это называется “установкой лагеря” 50. При таком плотном перемещении целыми улусами на тех повозках с кумысом по идее обязат-но должны были стоять қоңырау" - "колокол", "бубенец". Ведь бывают местности с разным рельефом (с узкими тесными горными проходами) ; бывают разн. погодные условия: туман, пыльные бури и т.д. В таких случаях риск ДТП возрастает. По крайней мере участники дорожного движения были сами мотивированы соблюдать все меры предосторожности. Ведь за пролитие молока и напитков могли и казнить. Я считаю, что это (боязнь пролития молока) являлось еще одной причиной установки қоңырау" - "колокол", "бубенец" на телегах. (Я уже писал о первой причине: звук колоколов изгонял "злых духов" по поверьям древних тюрков) Со временем ситуация поменялась. Сократились расстояния кочевок и казахи уже не стали так интенсивно использовать телеги как их предки. В частности, уже начали использовать разборные юрты вместо кибиток на телегах. Поэтому такие огромные саба, устанавливаемые на телеги, стали большой редкостью у казахов. Например, такие саба назывались "тай жүзген" и чаще встречались у баганалы найманов Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 https://iknigi.net/avtor-shayzada-tohtabaeva/131225-etiketnye-normy-kazahov-chast-i-budni-i-prazdniki-shayzada-tohtabaeva/read/page-12.html "... Особенно изысканным считалось приглашать на кумыс иносказательно, одним лишь звоном серебряных подвесок и колец, надетых на мутовку, которой хозяйка взбалтывала кумыс. Услышав эти звуки, любой мог зайти в юрту и угоститься целебным напитком. Мутовка ассоциировалась с космическим стержнем, с помощью которого взбалтывается Вселенная и образовывается миропорядок (рис. 27)..." К сакральным предметам относился и кожаный сосуд для хранения кумыса – саба. Этот предмет олицетворял сытость и благополучие дома; большой размер сосуда свидетельствовал об обилии кумыса. Намеренное повреждение саба свидетельствовало о враждебности, угрозе семье... Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 В прошлом, навершие, верхнюю часть мутовки богатые казахи часто декорировали драгоценными камнями, серебром и золотом. В казахском эпосе "Айман-Шолпан" саба с мутовкой так и буквально называлась "Алтын піспек" или "Золотая мутовка". https://365info.kz/2018/10/kak-v-starinu-kumys-sobirali-traditsiya-sauyn-ajtu Ни у кого не было коней резвей, Только не было у Мамана детей. Из шкуры пяти скакунов сшил емкость свою И назвал он «Верблюжьей шеей» сабу. Кто б ни пришел к нему, все вдоволь пили кумыс И желали, чтобы счастье его устремилось ввысь. Все говорили: «Живи целый век!», Еще одна саба звалась «Золотой писпек» . Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 7, 2021 Share Posted November 7, 2021 1 час назад, Boroldoi сказал: Можно жэ было красивую легенду о звоне золотого колокольчика придумать. Надо же Если монголоязычные народы не знали колокольчиков на конской упряжи (гуже), то это одно дело. Но тюрки и татары Чингизхана с ними были хорошо знакомы. Я думаю поддужные или подшейные колокольчики у ямских лошадей на Руси ведут свои корни именно из татарских ямов. Или вот, "Тан люй шу и" (китайский Уголовный кодекс)) 653 года: "... Взошел в экипаж - и кони двинулись. Кони двинулись - и бубенцы зазвенели". Династия Тан, понятное дело, элита тюркская. 2 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 7, 2021 Share Posted November 7, 2021 2 часа назад, Zake сказал: Автор темы считает, что в контексте сведений Рашид Ад Дина термин хунгират-қоңырат, связан с "қоңырау" - "колокол", который устанавливался на телегах с ёмкостями (саба или ундыр-өндір плюс мутовка піспек), заполненных кумысом и т.д. Если провести аналогию с современностью, ув. Zake, то: В прошлом - колокольчик. Сейчас - спецсигнал (мигалка, крякалка). 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 54 минуты назад, Zake сказал: https://iknigi.net/avtor-shayzada-tohtabaeva/131225-etiketnye-normy-kazahov-chast-i-budni-i-prazdniki-shayzada-tohtabaeva/read/page-12.html "... Особенно изысканным считалось приглашать на кумыс иносказательно, одним лишь звоном серебряных подвесок и колец, надетых на мутовку, которой хозяйка взбалтывала кумыс. Услышав эти звуки, любой мог зайти в юрту и угоститься целебным напитком. Мутовка ассоциировалась с космическим стержнем, с помощью которого взбалтывается Вселенная и образовывается миропорядок (рис. 27)..." К сакральным предметам относился и кожаный сосуд для хранения кумыса – саба. Этот предмет олицетворял сытость и благополучие дома; большой размер сосуда свидетельствовал об обилии кумыса. Намеренное повреждение саба свидетельствовало о враждебности, угрозе семье... Также с характерным звоном қоңырау" - "колокол", "бубенец" ассоциировалась и телега с ёмкостями с кумысом (Золотой сосуд по РАДу). Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 Напомню, что слово "сосуд" по РАДу это либо либо глиняный горшок либо пахталка ( это саба+мутовка , как элемент пахтания, т.е. піспек по казахски): 800. В тексте баcmy-u заррин. Слово басту в старом персидском языке имеет два значения: глиняный горшок (для масла, варенья и т.п.) и пахталка для сбивания сливочного масла, обычно деревянная, но иногда и железная. Я связал этимологию хунгират-қоңырат с вторым вариантом перевода (пахталка). Если у кого-либо есть мысли по поводу связи названия с хунгират-қоңырат с глиняным горшком, то интересно было бы послушать. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 3 часа назад, Boroldoi сказал: Сперва что означает сие слова. Пахталка, мутовка. Обьясните пож. Заодно как этот писпек? переходит в колокольчик. Ешё, почему тогда не написать родились из Золотого Колокольчика. Можно жэ было красивую легенду о звоне золотого колокольчика придумать. Надо же ...Рассказывают, что происхождение их [кунгиратов] таково: трое сыновей появилось на свет из Золотого сосуда 800, слово же это, повидимому, должно быть [лишь] намеком и указанием... Золотым был не колокол, а "сосуд" по РАДу, но "слово же это, повидимому, должно быть [лишь] намеком и указанием..." Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted November 7, 2021 Share Posted November 7, 2021 3 часа назад, Zake сказал: "...Некоторые люди из этого племени, о которых уверяли, будто они имели способность отгонять несчастья, пришед к Земарху, взяли вещи, которые римляне везли с собой, склали их вместе, потом развели огонь сучьями дерева Ливана (можжевельник), шептали на скифском языке какие-то варварские слова и в то же время звонили в колокол и ударяли в тимпан над поклажею. Они несли вокруг ливановую ветвь, которая трещала от огня…, они изгоняли лукавых духов. Им приписывали силу отгонять их и освобождать людей от зла… Лишь после огненного очищения Земарх был допущен к хану». Шаман, который проводил обряд очищения, был с "дархан удха", т.е. "кузнечного направления". Звон колокольчика ассоциируется со звоном молота и наковальни. Тимпан - бубен. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 7, 2021 Share Posted November 7, 2021 1 час назад, Zake сказал: Напомню, что слово "сосуд" по РАДу это либо либо глиняный горшок либо пахталка (мутовка), т.е. піспек по казахски: Ув. Zake, по логике золотым может быть наверно мутовка, но не сам сосуд, бурдюк? Потому что мутовка деревянная и может быть обита золотом или серебром, а бурдюк кожаный. К тому же мутовка у тюрков всегда изготовлялась очень красочно. На фото С.М. Дудина 1899 года из нашей области видно, что верхняя часть рукояти мутовки богато украшена орнаментом, возможно даже обита серебром: Или фото П.А. Лаббе 1897 года, тоже из нашего края: Такая же орнаментированная верхняя часть мутовки на фото С.М. Дудина: Золотая мутовка: Каз: Алтын піспек Кырг: Алтын бішкек Башк: Алтын бешкек Монг: Алтан бүлүүр Хотя есть и такой вариант, что иногда сосуд для закваски кумыса у тюрков и монголов бывает и деревянным (каз: күбі, монг: хүвин?). Золотая пахталка: Каз: Алтын күбі Монг: Алтан хүвин Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted November 7, 2021 Share Posted November 7, 2021 Кстати вот и сам поддужный колокольчик. Бурдюк (саба) и мутовка (піспек) с кумысом с этой телеги или нет не знаю, возможно, что да. Откуда бы в противном случае появился бы бурдюк посреди степи, хотя его место или в юрте, или в телеге? Короче, прямо сабжное фото! Типа, услышал звон колокольчика, значит кумыс везут на массовое мероприятие. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 17 часов назад, АксКерБорж сказал: Ув. Zake, по логике золотым может быть наверно мутовка, но не сам сосуд, бурдюк? Потому что мутовка деревянная и может быть обита золотом или серебром, а бурдюк кожаный. К тому же мутовка у тюрков всегда изготовлялась очень красочно. На фото С.М. Дудина 1899 года из нашей области видно, что верхняя часть рукояти мутовки богато украшена орнаментом, возможно даже обита серебром: Или фото П.А. Лаббе 1897 года, тоже из нашего края: Такая же орнаментированная верхняя часть мутовки на фото С.М. Дудина: Золотая мутовка: Каз: Алтын піспек Кырг: Алтын бішкек Башк: Алтын бешкек Монг: Алтан бүлүүр Хотя есть и такой вариант, что иногда сосуд для закваски кумыса у тюрков и монголов бывает и деревянным (каз: күбі, монг: хүвин?). Золотая пахталка: Каз: Алтын күбі Монг: Алтан хүвин Да, вы правы, золотым являлась сама мутовка. Я считаю, что под пахтальным "сосудом" имелся в виду и саба и мутовка. Ибо как пахтали средневековые монголы без мутовки? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 17 часов назад, АксКерБорж сказал: Кстати вот и сам поддужный колокольчик. Бурдюк (саба) и мутовка (піспек) с кумысом с этой телеги или нет не знаю, возможно, что да. Откуда бы в противном случае появился бы бурдюк посреди степи, хотя его место или в юрте, или в телеге? Короче, прямо сабжное фото! Типа, услышал звон колокольчика, значит кумыс везут на массовое мероприятие. Совершено верно! Речь о поддужных колоколах қоңырау ..Қоңырау байлап доғаға. Толтырып саба ішіне.. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 17 часов назад, АксКерБорж сказал: Ув. Zake, по логике золотым может быть наверно мутовка, но не сам сосуд, бурдюк? Потому что мутовка деревянная и может быть обита золотом или серебром, а бурдюк кожаный. К тому же мутовка у тюрков всегда изготовлялась очень красочно. На фото С.М. Дудина 1899 года из нашей области видно, что верхняя часть рукояти мутовки богато украшена орнаментом, возможно даже обита серебром: Или фото П.А. Лаббе 1897 года, тоже из нашего края: Такая же орнаментированная верхняя часть мутовки на фото С.М. Дудина: Золотая мутовка: Каз: Алтын піспек Кырг: Алтын бішкек Башк: Алтын бешкек Монг: Алтан бүлүүр Хотя есть и такой вариант, что иногда сосуд для закваски кумыса у тюрков и монголов бывает и деревянным (каз: күбі, монг: хүвин?). Золотая пахталка: Каз: Алтын күбі Монг: Алтан хүвин Теперь давайте рассмотрим версию не с мутовкой, а с Алтын күбі. Их делали золотыми? Я думаю, что их тоже могли декорировать. Что конкретно хотели донести РАДу, говоря про "Золотую пахталку"? Это всё же сама емкость (саба, күбі) или мутовка? Или емкость (саба, күбі) +мутовка? Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted November 7, 2021 Share Posted November 7, 2021 4 часа назад, Zake сказал: вместе с племенами инкирас и куралас, Инкирас и куралас... Куралас - хори-туматское племя. Инкирас - бурятское/баргутское. Они не кунгираты. 5 часов назад, Zake сказал: Т.е. "Золотой сосуд" - это выбор переводчика. Вместо слова "сосуд" можно выбрать либо глиняный горшок либо пахталку (мутовку), т.е. піспек. Имхо "Золотой сосуд" Рашид Ад Дина - это есть Алтын Піспек. В другом месте: Хотя корень [асл] кураласов тот, что они произошли из Алтан-кудукэ, т.е. Золотого сосуда, ответвились от одного корня с кунгиратами и инкирасами и были по отношению друг к другу старшими и младшими родичами [ака ва ини], но они всегда враждовали и воевали друг с другом. Здесь "Золотой колодец" - так что "пестик" и "пахталка" отдыхают. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 11 минут назад, buba-suba сказал: Инкирас и куралас... Куралас - хори-туматское племя. Инкирас - бурятское/баргутское. Они не кунгираты. В другом месте: Хотя корень [асл] кураласов тот, что они произошли из Алтан-кудукэ, т.е. Золотого сосуда, ответвились от одного корня с кунгиратами и инкирасами и были по отношению друг к другу старшими и младшими родичами [ака ва ини], но они всегда враждовали и воевали друг с другом. Здесь "Золотой колодец" - так что "пестик" и "пахталка" отдыхают. "Золотой колодец" - отличная метафора. Это комплекс, который состоит из самого сосуда, где пахтают и самой мутовки. В каз. эпосах и сосуд и мутовку называют одним словом "Золотая мутовка". Никакого противоречия нет. Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted November 7, 2021 Share Posted November 7, 2021 2 минуты назад, Zake сказал: Но мне всё же интересно, это всё же само күбі или мутовка? Это колодец или горшок - в понятии "емкость" Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 2 минуты назад, buba-suba сказал: Это колодец или горшок - в понятии "емкость" Это понятно. Но пахтают с помощью мутовки. Она неотъемлемый элемент этой пахтальной системы. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Zake Posted November 7, 2021 Author Share Posted November 7, 2021 1 час назад, buba-suba сказал: В принципе... рождение без воздействия члена - никак... Тогда "Алтан кудук" - женщина??? Это метафора, но не до такой степени же. У Вас что-то фантазия разыгралась в выходные. Link to comment Share on other sites More sharing options...