Jump to content



Zake

Хунгират-қоңырат. Объяснение термина в контексте сведений Рашид Ад Дина

Recommended Posts

От племени кунгират ответвились [другие] племена, и каждое в отдельности получило определенное название и прозвище. По этой причине в перечне [тюрко-монгольских племен] название каждого [племени] записано отдельно. Так как в основном они [все] являются ветвями этого племени и их юрты были по ту сторону Караун-Джидуна 799 вместе с племенами инкирас и куралас, то подробное изложение обстоятельств и имен тех племен будет тоже упомянуто в этой основной ветви таким же образом, как рассказано [о ней] в изложении, легком для понимания. Рассказывают, что происхождение их [кунгиратов] таково: трое сыновей появилось на свет из Золотого сосуда 800, слово же это, повидимому, должно быть [лишь] намеком и указанием. Смысл же сего был тот, что тот человек, от которого произошли на свет те сыновья, был от природы умный, совершенный [по качествам], отличающийся весьма хорошими манерами и образованием. Его уподобили золотому сосуду прежде всего потому, что это выражение употребляется у монголов, ибо они имеют обычай, [161] видя государя, говорить: «мы видели золотое лицо государя!», имеют же в виду [его] золотое сердце.

Те же самые метафоры и выражения употребительны и среди других племен, ибо золото является веществом благородным, в котором нуждаются, и чрезвычайно чистым и беспорочным. Очевидно, что они должны были иметь в виду [именно] это, в противном случае [слова] о рождении человеческого существа из Золотого сосуда далеки от [требований] разума и крайне надуманы. 

800. В тексте баcmy-u заррин. Слово басту в старом персидском языке имеет два значения: глиняный горшок (для масла, варенья и т.п.) и пахталка для сбивания сливочного масла, обычно деревянная, но иногда и железная.

Т.е. "Золотой сосуд" - это выбор переводчика. Вместо слова "сосуд" можно  выбрать либо глиняный горшок либо пахталку ( плюс мутовку, как элемент пахтания т.е. піспек).

Link to comment
Share on other sites

21 minutes ago, Zake said:

От племени кунгират ответвились [другие] племена, и каждое в отдельности получило определенное название и прозвище. По этой причине в перечне [тюрко-монгольских племен] название каждого [племени] записано отдельно. Так как в основном они [все] являются ветвями этого племени и их юрты были по ту сторону Караун-Джидуна 799 вместе с племенами инкирас и куралас, то подробное изложение обстоятельств и имен тех племен будет тоже упомянуто в этой основной ветви таким же образом, как рассказано [о ней] в изложении, легком для понимания. Рассказывают, что происхождение их [кунгиратов] таково: трое сыновей появилось на свет из Золотого сосуда 800, слово же это, повидимому, должно быть [лишь] намеком и указанием. Смысл же сего был тот, что тот человек, от которого произошли на свет те сыновья, был от природы умный, совершенный [по качествам], отличающийся весьма хорошими манерами и образованием. Его уподобили золотому сосуду прежде всего потому, что это выражение употребляется у монголов, ибо они имеют обычай, [161] видя государя, говорить: «мы видели золотое лицо государя!», имеют же в виду [его] золотое сердце.

Те же самые метафоры и выражения употребительны и среди других племен, ибо золото является веществом благородным, в котором нуждаются, и чрезвычайно чистым и беспорочным. Очевидно, что они должны были иметь в виду [именно] это, в противном случае [слова] о рождении человеческого существа из Золотого сосуда далеки от [требований] разума и крайне надуманы. 

800. В тексте баcmy-u заррин. Слово басту в старом персидском языке имеет два значения: глиняный горшок (для масла, варенья и т.п.) и пахталка для сбивания сливочного масла, обычно деревянная, но иногда и железная.

Т.е. "Золотой сосуд" - это выбор переводчика. Вместо слова "сосуд" можно  выбрать либо глиняный горшок либо пахталку (мутовку), т.е. піспек.

Имхо "Золотой сосуд" Рашид Ад Дина - это есть Алтын Піспек.

Сперва что означает сие слова. Пахталка, мутовка.  Обьясните пож.

Заодно как этот писпек? переходит в колокольчик.

Ешё, почему тогда не написать родились из Золотого Колокольчика.

Можно жэ было красивую легенду о звоне золотого колокольчика придумать. Надо же

 

Link to comment
Share on other sites

Предлагаю рассмотреть первую версию: термин хунгират-қоңырат мог быть связан с  "қоңырау" - "колокол", который устанавливался на телегах с ёмкостями (саба или ундыр-өндір плюс мутовка піспек), заполненных кумысом и т.д.

Вообще,   в прошлом "қоңырау" - "колокол", "бубенец" у тюркских народов  устанавливались на разные предметы (телегу, копье и т.д.) и животных. 

Например, қоңыраулы найза, т.е. копья с колоколами известны по изображениям из петроглифов

https://kk.m.wikipedia.org/wiki/Қоңыраулы_найза

На телеги "қоңырау" - "колокол", "бубенец"  ставили для красоты и подачи звукового сингала

https://bilim-all.kz/article/4208-At-abzelderi-zhane-zhegin-turmandary

"Қоңырау – доғаға сәндік және дыбыс беру үшін тағылатын кәдімгі жез қоңырау."

 

Каковы были причины использования қоңырау" - "колокол", "бубенец в древности? 

Поэтому в этой связи интересно использование   "қоңырау" - "колокол", "бубенец" у древних тюрков. 

Например, в том числе с помощью звука колоколов "очищали" византийское посольство к Истеми-кагану

"...Некоторые люди из этого племени, о которых уверяли, будто они имели способность отгонять несчастья, пришед к Земарху, взяли вещи, которые римляне везли с собой, склали их вместе, потом развели огонь сучьями дерева Ливана (можжевельник), шептали на скифском языке какие-то варварские слова и в то же время звонили в колокол и ударяли в тимпан над поклажею. Они несли вокруг ливановую ветвь, которая трещала от огня…, они изгоняли лукавых духов. Им приписывали силу отгонять их и освобождать людей от зла

Лишь после огненного очищения Земарх был допущен к хану». 

https://cyberleninka.ru/article/n/sluzhiteli-kultov-u-tyurok-tsentralnoy-azii-v-epohu-srednevekovya/viewer

 

Данная шаманская практика сохранилась и у алтайских шаманов

«Колокольцы и бубенцы служат шаману бронёй, данной от богаПри нападении злых духов, шаман ограждает себя от них при помощи колокольцев и бубенцов, - главным образом при помощи звона»

(А.В.Анохин. Материалы по шаманству у алтайцев.)

https://books.google.co.kr/books/about/Материалы_по_шаманств.html?id=-cn7AgAAQBAJ&redir_esc=y

Link to comment
Share on other sites

Теперь ближе к "Золотому сосуду " Рашид Ад Дина. 

Согласно казахскому фольклору,  "қоңырау" - "колокол", "бубенец устанавливались на телегах с ёмкостями (саба или ундыр-өндір плюс мутовка піспек), заполненных кумысом и т.д.

Например из эпоса Кобланды батыр

http://qamba.codeo.kz/site/book/online/qbylandy-batyr-nurseiit-bitilewv-nusqasy/content/content_1.xhtml/

...Парат жегіп күймеге,

Қоңырау байлап доғаға.

Толтырып саба ішіне,

Жорға тай байлап тертеге..

Здесь пишется о повозке с наполненной сабой и привязанным "қоңырау" - "колокол", "бубенец".

Link to comment
Share on other sites

В эпизоде про месть жены Маркуз-Буйрука пишется об огромных ундырах кумыса, которых перевозили на телегах

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html

Когда прошел некоторый промежуток времени, жена Маркуз-Буюрука, которую звали Кутуктай-Херикчи, а Херикчи [означает] – блистательная и волнующая, и ее называли этим именем из-за того, что ее лицо блистало и волновало [своей] красотой, – [эта супруга], так как их юрт был близок к татарским племенам, послала сказать: «Я хочу подарить татарскому государю Нор-Буюруку сто баранов, десять кобылиц и сто ундыров кумыса». Значение же [слова] ундыр – чрезвычайно большие мешки, которые шьют из кож и нагружают на телеги; в каждом вмещается пятьсот ман’ов кумысу. [Кутуктай-Херикчи] захотела отомстить за мужа: спрятала в тех ундыр’ах сотню богатырей в полном вооружении и положила [мешки] на телеги. Когда они прибыли, то передали баранов стольникам, чтобы они занялись приготовлением их, и сказали: «Во время пиршества мы привезем кумыс на телегах». Когда уселись за пирование, они привезли те сто телег с ундыр’ами, поставили против места их [пира] и разгрузили. Богатыри вышли наружу и с другими слугами жены государя [Кутуктай-Херикчи] схватили татарского царя и убили его, а также большую часть эмиров татарских племен, которые там были. Сущность сего известна тем, что этим способом жена Маркуз-хана взыскала кровь своего мужа. 

На казахском языке слово ундыр- Ө н д і р имеет то же самое значение что и у Рашид Ад Дина, т.е. очень огромные сшитые из кожи ёмкости для кумыса (саба)

Ө н д і р деп-теріден тігілген мейлінше үлкен сабаны айтады (Қаз. әдеб., 27. 03.1992, 10).

http://kaz.slovopedia.com/151/54184/1566669.html

Link to comment
Share on other sites

Плано Карпини о том, что пролитие молочных напитков у средневек. монголов каралось смертной казнью.

.http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/frame3.htm

О том, что они признают грехами

...точно так же проливать на землю молоко или другой какой напиток, или пищу, мочиться в ставке, но если кто это сделает добровольно, его убивают, если же иначе, то им должно заплатить много денег колдуну, чтобы он очистил их...

А с  учетом того, что средневековые монголы (татары) перемещались целыми улусами на телегах:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIII/1220-1240/Pen_Da_ja_Suj_Tin/frametext.htm

Татарский правитель перевозит [свои] шатры вслед за ними и занимается охотой, устраивая загоны. Когда вслед за ним отправляются все незаконные чиновники, то [это] называется “поднять лагерь” 47. Их повозки тащат быки, лошади и верблюды. На повозках [устраиваются] комнаты, [138] в которых можно сидеть и лежать. Их называют “повозками-шатрами” 48. В повозке по четырем углам втыкаются либо палки, либо же доски и соединяются накрест вверху. Этим выражается почтение к Небу. Это называется [знаком моления о] пище 49.

[При перекочевках] повозки передвигаются по пять в одном ряду. [При сборах для перекочевок они], как вереницы муравьев, как нити при плетении веревки, тянутся [к одному месту] справа и слева на [протяжении] пятнадцати ли. Когда [колонна из съехавшихся повозок] выпрямляется и половина [их] достигает воды, то [колонна] останавливается. Это называется “установкой лагеря” 50.

При таком плотном перемещении целыми улусами на тех повозках с кумысом по идее обязат-но должны были стоять қоңырау" - "колокол", "бубенец". Ведь бывают  местности с разным рельефом (с узкими тесными горными проходами) ; бывают разн. погодные условия: туман, пыльные бури и т.д.  В таких случаях риск ДТП возрастает. По крайней мере участники дорожного движения были сами мотивированы соблюдать все меры предосторожности. Ведь за пролитие молока и напитков могли и казнить. 

Я считаю, что это (боязнь пролития молока) являлось еще одной причиной установки қоңырау" - "колокол", "бубенецна телегах. 

(Я уже писал о первой причине: звук колоколов изгонял "злых духов" по поверьям древних тюрков)

Со временем ситуация поменялась. Сократились расстояния кочевок и  казахи уже не стали так интенсивно использовать телеги как их предки. В частности, уже начали использовать разборные юрты вместо кибиток на телегах. Поэтому такие огромные саба, устанавливаемые на телеги, стали большой редкостью у казахов. Например, такие саба назывались "тай жүзген" и чаще встречались у баганалы найманов

large.158739518_Screenshot_20211107-1656502.png.a1c87c4cf3416f8e0da0a5c7cff8e80b.png

 

Link to comment
Share on other sites

https://iknigi.net/avtor-shayzada-tohtabaeva/131225-etiketnye-normy-kazahov-chast-i-budni-i-prazdniki-shayzada-tohtabaeva/read/page-12.html

"... Особенно изысканным считалось приглашать на кумыс иносказательно, одним лишь звоном серебряных подвесок и колец, надетых на мутовку, которой хозяйка взбалтывала кумыс. Услышав эти звуки, любой мог зайти в юрту и угоститься целебным напитком. Мутовка ассоциировалась с космическим стержнем, с помощью которого взбалтывается Вселенная и образовывается миропорядок (рис. 27)..."

К сакральным предметам относился и кожаный сосуд для хранения кумыса – саба. Этот предмет олицетворял сытость и благополучие дома; большой размер сосуда свидетельствовал об обилии кумыса. Намеренное повреждение саба свидетельствовало о враждебности, угрозе семье...

Link to comment
Share on other sites

В прошлом, навершие, верхнюю часть мутовки богатые казахи часто декорировали драгоценными камнями, серебром и золотом. 

В казахском эпосе "Айман-Шолпан" саба с мутовкой так и буквально называлась "Алтын піспек" или "Золотая мутовка".

https://365info.kz/2018/10/kak-v-starinu-kumys-sobirali-traditsiya-sauyn-ajtu

Ни у кого не было коней резвей,

Только не было у Мамана детей.

Из шкуры пяти скакунов сшил емкость свою

И назвал он «Верблюжьей шеей» сабу.

Кто б ни пришел к нему, все вдоволь пили кумыс

И желали, чтобы счастье его устремилось ввысь.

Все говорили: «Живи целый век!»,

Еще одна саба звалась «Золотой писпек» .

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Boroldoi сказал:

Можно жэ было красивую легенду о звоне золотого колокольчика придумать. Надо же

 

Если монголоязычные народы не знали колокольчиков на конской упряжи (гуже), то это одно дело.

 

Но тюрки и татары Чингизхана с ними были хорошо знакомы.

Я думаю поддужные или подшейные колокольчики у ямских лошадей на Руси ведут свои корни именно из татарских ямов.

Или вот, "Тан люй шу и" (китайский Уголовный кодекс)) 653 года:

"... Взошел в экипаж - и кони двинулись. Кони двинулись - и бубенцы зазвенели".

 

Династия Тан, понятное дело, элита тюркская.

 

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

 

2 часа назад, Zake сказал:

Автор темы считает, что в контексте сведений Рашид Ад Дина термин хунгират-қоңырат, связан с  "қоңырау" - "колокол", который устанавливался на телегах с ёмкостями (саба или ундыр-өндір плюс мутовка піспек), заполненных кумысом и т.д.

 

Если провести аналогию с современностью, ув. Zake, то: ;)

В прошлом - колокольчик.

Сейчас - спецсигнал (мигалка, крякалка).

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

54 минуты назад, Zake сказал:

https://iknigi.net/avtor-shayzada-tohtabaeva/131225-etiketnye-normy-kazahov-chast-i-budni-i-prazdniki-shayzada-tohtabaeva/read/page-12.html

"... Особенно изысканным считалось приглашать на кумыс иносказательно, одним лишь звоном серебряных подвесок и колец, надетых на мутовку, которой хозяйка взбалтывала кумыс. Услышав эти звуки, любой мог зайти в юрту и угоститься целебным напитком. Мутовка ассоциировалась с космическим стержнем, с помощью которого взбалтывается Вселенная и образовывается миропорядок (рис. 27)..."

К сакральным предметам относился и кожаный сосуд для хранения кумыса – саба. Этот предмет олицетворял сытость и благополучие дома; большой размер сосуда свидетельствовал об обилии кумыса. Намеренное повреждение саба свидетельствовало о враждебности, угрозе семье...

Также с характерным звоном қоңырау" - "колокол", "бубенец" ассоциировалась и телега с ёмкостями с кумысом (Золотой сосуд по РАДу). 

Link to comment
Share on other sites

Напомню, что слово "сосуд" по РАДу это либо либо глиняный горшок либо пахталка ( это саба+мутовка , как элемент пахтания, т.е. піспек по казахски):

800. В тексте баcmy-u заррин. Слово басту в старом персидском языке имеет два значения: глиняный горшок (для масла, варенья и т.п.) и пахталка для сбивания сливочного масла, обычно деревянная, но иногда и железная.

Я связал этимологию хунгират-қоңырат с вторым вариантом перевода (пахталка). Если  у кого-либо есть мысли по поводу связи названия  с  хунгират-қоңырат с глиняным горшком, то интересно было бы послушать.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Boroldoi сказал:

Сперва что означает сие слова. Пахталка, мутовка.  Обьясните пож.

Заодно как этот писпек? переходит в колокольчик.

Ешё, почему тогда не написать родились из Золотого Колокольчика.

Можно жэ было красивую легенду о звоне золотого колокольчика придумать. Надо же

 

...Рассказывают, что происхождение их [кунгиратов] таково: трое сыновей появилось на свет из Золотого сосуда 800, слово же это, повидимому, должно быть [лишь] намеком и указанием...

Золотым был не колокол, а "сосуд" по РАДу, но "слово же это, повидимому, должно быть [лишь] намеком и указанием..."

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Zake сказал:

"...Некоторые люди из этого племени, о которых уверяли, будто они имели способность отгонять несчастья, пришед к Земарху, взяли вещи, которые римляне везли с собой, склали их вместе, потом развели огонь сучьями дерева Ливана (можжевельник), шептали на скифском языке какие-то варварские слова и в то же время звонили в колокол и ударяли в тимпан над поклажею. Они несли вокруг ливановую ветвь, которая трещала от огня…, они изгоняли лукавых духов. Им приписывали силу отгонять их и освобождать людей от зла

Лишь после огненного очищения Земарх был допущен к хану». 

Шаман, который проводил обряд очищения, был с "дархан удха", т.е. "кузнечного направления". Звон колокольчика ассоциируется со звоном молота и наковальни. Тимпан - бубен.  

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Zake сказал:

Напомню, что слово "сосуд" по РАДу это либо либо глиняный горшок либо пахталка (мутовка), т.е. піспек по казахски:

 

Ув. Zake, по логике золотым может быть наверно мутовка, но не сам сосуд, бурдюк?

Потому что мутовка деревянная и может быть обита золотом или серебром, а бурдюк кожаный.

К тому же мутовка у тюрков всегда изготовлялась очень красочно. 

На фото С.М. Дудина 1899 года из нашей области видно, что верхняя часть рукояти мутовки богато украшена орнаментом, возможно даже обита серебром:

KUMYS---S.M-DUDIN---1899-G.---MAE-RAN---

Или фото П.А. Лаббе 1897 года, тоже из нашего края:

1897.jpg

Такая же орнаментированная верхняя часть мутовки на фото С.М. Дудина:

1899.jpg

Золотая мутовка:

Каз: Алтын піспек

Кырг: Алтын бішкек

Башк: Алтын бешкек 

Монг: Алтан бүлүүр

Хотя есть и такой вариант, что иногда сосуд для закваски кумыса у тюрков и монголов бывает и деревянным (каз: күбі, монг: хүвин?).

Золотая пахталка:

Каз: Алтын күбі

Монг: Алтан хүвин

 

Link to comment
Share on other sites

 

Кстати вот и сам поддужный колокольчик.

Бурдюк (саба) и мутовка (піспек) с кумысом с этой телеги или нет не знаю, возможно, что да.

Откуда бы в противном случае появился бы бурдюк посреди степи, хотя его место или в юрте, или в телеге? 

Короче, прямо сабжное фото! ;)

Типа, услышал звон колокольчика, значит кумыс везут на массовое мероприятие.

image.jpg

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Zake, по логике золотым может быть наверно мутовка, но не сам сосуд, бурдюк?

Потому что мутовка деревянная и может быть обита золотом или серебром, а бурдюк кожаный.

К тому же мутовка у тюрков всегда изготовлялась очень красочно. 

На фото С.М. Дудина 1899 года из нашей области видно, что верхняя часть рукояти мутовки богато украшена орнаментом, возможно даже обита серебром:

KUMYS---S.M-DUDIN---1899-G.---MAE-RAN---

Или фото П.А. Лаббе 1897 года, тоже из нашего края:

1897.jpg

Такая же орнаментированная верхняя часть мутовки на фото С.М. Дудина:

1899.jpg

Золотая мутовка:

Каз: Алтын піспек

Кырг: Алтын бішкек

Башк: Алтын бешкек 

Монг: Алтан бүлүүр

Хотя есть и такой вариант, что иногда сосуд для закваски кумыса у тюрков и монголов бывает и деревянным (каз: күбі, монг: хүвин?).

Золотая пахталка:

Каз: Алтын күбі

Монг: Алтан хүвин

 

Да, вы правы, золотым являлась сама мутовка.  Я считаю, что  под пахтальным "сосудом" имелся в виду и саба и мутовка.  Ибо как пахтали средневековые монголы без мутовки?

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Кстати вот и сам поддужный колокольчик.

Бурдюк (саба) и мутовка (піспек) с кумысом с этой телеги или нет не знаю, возможно, что да.

Откуда бы в противном случае появился бы бурдюк посреди степи, хотя его место или в юрте, или в телеге? 

Короче, прямо сабжное фото! ;)

Типа, услышал звон колокольчика, значит кумыс везут на массовое мероприятие.

image.jpg

Совершено верно! Речь о поддужных колоколах қоңырау

..Қоңырау байлап доғаға.

Толтырып саба ішіне..

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Zake, по логике золотым может быть наверно мутовка, но не сам сосуд, бурдюк?

Потому что мутовка деревянная и может быть обита золотом или серебром, а бурдюк кожаный.

К тому же мутовка у тюрков всегда изготовлялась очень красочно. 

На фото С.М. Дудина 1899 года из нашей области видно, что верхняя часть рукояти мутовки богато украшена орнаментом, возможно даже обита серебром:

KUMYS---S.M-DUDIN---1899-G.---MAE-RAN---

Или фото П.А. Лаббе 1897 года, тоже из нашего края:

1897.jpg

Такая же орнаментированная верхняя часть мутовки на фото С.М. Дудина:

1899.jpg

Золотая мутовка:

Каз: Алтын піспек

Кырг: Алтын бішкек

Башк: Алтын бешкек 

Монг: Алтан бүлүүр

Хотя есть и такой вариант, что иногда сосуд для закваски кумыса у тюрков и монголов бывает и деревянным (каз: күбі, монг: хүвин?).

Золотая пахталка:

Каз: Алтын күбі

Монг: Алтан хүвин

 

Теперь давайте рассмотрим версию не с мутовкой, а с Алтын күбі. Их делали золотыми? Я думаю, что их тоже могли декорировать. 

Что конкретно хотели донести РАДу, говоря про "Золотую пахталку"? 

Это всё же сама емкость (сабакүбі) или мутовка?

Или емкость (сабакүбі) +мутовка?

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Zake сказал:

вместе с племенами инкирас и куралас,

Инкирас и куралас... Куралас - хори-туматское племя. Инкирас - бурятское/баргутское. Они не кунгираты. 

5 часов назад, Zake сказал:

Т.е. "Золотой сосуд" - это выбор переводчика. Вместо слова "сосуд" можно  выбрать либо глиняный горшок либо пахталку (мутовку), т.е. піспек.

Имхо "Золотой сосуд" Рашид Ад Дина - это есть Алтын Піспек.

В другом месте: Хотя корень [асл] кураласов тот, что они произошли из Алтан-кудукэ, т.е. Золотого сосуда, ответвились от одного корня с кунгиратами и инкирасами и были по отношению друг к другу старшими и младшими родичами [ака ва ини], но они всегда враждовали и воевали друг с другом.

Здесь "Золотой колодец" - так что "пестик" и "пахталка" отдыхают. 

Link to comment
Share on other sites

11 минут назад, buba-suba сказал:

Инкирас и куралас... Куралас - хори-туматское племя. Инкирас - бурятское/баргутское. Они не кунгираты. 

В другом месте: Хотя корень [асл] кураласов тот, что они произошли из Алтан-кудукэ, т.е. Золотого сосуда, ответвились от одного корня с кунгиратами и инкирасами и были по отношению друг к другу старшими и младшими родичами [ака ва ини], но они всегда враждовали и воевали друг с другом.

Здесь "Золотой колодец" - так что "пестик" и "пахталка" отдыхают. 

"Золотой колодец" - отличная метафора. Это комплекс, который состоит из самого сосуда, где пахтают и самой мутовки. В каз. эпосах и сосуд и мутовку называют одним словом "Золотая мутовка". Никакого противоречия нет.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, buba-suba сказал:

Это колодец или горшок - в понятии "емкость"

Это понятно. Но пахтают с помощью мутовки. Она неотъемлемый элемент этой пахтальной системы.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, buba-suba сказал:

В принципе... рождение без воздействия члена - никак... Тогда "Алтан кудук" - женщина??? 

Это метафора, но не до такой степени же. У Вас  что-то фантазия разыгралась в выходные. 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...