Перейти к содержанию
Чурас-алын

Алтайский эпос -"Алтай Буучай"

Рекомендуемые сообщения

АЛТАЙ-БУУЧАЙ ИЛИ " СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ АЛТАЙЦЕВ "

Многие из вас знают столь знаменитый памятник литературы - "Сокровенное сказание монголов". Это история,наполненная интересными сюжетами и подробностями,касаемо становления монгольской империи. Признаться,я не читал это произведения,потому могу допускать жуткие ошибки,я лишь слышал,что там рассказываются некоторые интересные факты,как, например: Чингисхан боялся собак в детстве или то,что в одной из битв он бежал со своим войском оставив жен и детей врагам,то,что он убил своего брата за еду и так далее

Все это не самые героические поступки для столь знаменитого полководца и тем не менее. Это характеризует его для нас в первую очередь как человека. Со своими плюсами и минусами,что сильно идёт в разрез с его героическим обликом . Ведь все герои для нас чуть ли не иконы,чуть ли не идеал. Наверное,поэтому произведение и называется "тайной историей Монголов"

В этом посте мы бы хотели рассказать вам об Алтайском эпосе "Алтай Буучай" (Алтай - имя,Буучай - чиновник,заведующий производством ружей или пушек) как о Алтайском "сокровенном сказании" ,о алтайских табу в героических эпосах и так далее 

Так,перед нами предстает легенда о неком Кайчи (Сказитель) Чийлике ,который исполнял сказание "Алтай Буучай" . «Чийлик приехал к своим родственникам, и тут же о нем облетел слух. Слушатели долины просили его исполнить сказание. Долго отказывал он им в этом и, наконец, согласился спеть сказание «Алтай-Буучай». Исполнение продлилось несколько ночей и Чийлик поехал домой. Чувствуя усталость, Чийлик остановился на перевале и, расседлав коня, «бросил на землю потник и лег отдохнуть».

Здесь следует подчеркнуть, что иногда богатыри, явившись во сне к сказителям, указывали им конкретно именно те места, где они сделали пропуски. Интересный случай был и со сказителем Чийлик.

«Едва он успел закрыть глаза, как увидел самого Алтай-Буучая.

— Ты про мою жизнь пел? - спросил богатырь, склопившись над сказителем.

— Да, я пел... - ответил Чийлик

— А почему ты не пропел народу о том, как я боролся с одним Богатырем? Я тогда семьдесят семь железных гор растоптал и в золу превратил, семьдесят морей досуха вытоптал. Почему это место про пустил?

— Забыл, - ответил Чийлик и от страха проснулся, быстро заседлал коня и поспешил домой.

У своего аила он не мог даже привязать коня к коновязи. Едва успел рассказать жене о своей ошибке и о гневе Алтай-Буучай, как почувствовал себя очень плохо.

— Умираю, - сказал он и упал к очагу мертвым " В другом варианте легенды о сказителе Чийлике этот же богатырь появился наяву и указал певцу на место о своем бегстве от чужеземного богатыря. Главный герой обвинил сказителя: «Как посмел ты правду от людей утаивать?"".

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видимо, в этом случае сказитель при исполнении текста специально пропустил это место, повествующее, как главный герой позорно убегал пешком от врага. Если бы певец не пропускал и исполнил текст так, как на самом деле есть, то слушатели остались бы недовольны самим сказителем. Как может поступить любимый герой так позорно? Укорял и осмеивал богатырь сказителя: "...врагов моих осмеял... почему о постыдном бегстве моем ничего не сказал? Забыл ты, как шел на меня богатырь (чужой - И. Ш.) без лука, без копья, нагой богатырь - без шапки, без сапог, От этого пешего богатыря спасаясь, я коня насмерть загнал, бросив коня, пешком бежал. Ум потеряв, без памяти убегая, семьдесят семь гор я своими пятками в пыль истолок, море с семьюдесятью заливами в грязь затоптал. Моя темная печень от страха оборвалась, мое круглое сердце чуть не лопнуло»".

 

Естественно, такой эпизод сказитель пропустил при исполнении, остерегаясь обвинений слушателей. Однако рапсод расплатился своей жизнью за эти пропуски, нарушив запрет петь так, как рассказывали его предшественики.

 

Иногда кайчы сами признавались и заявляли о своих пропусках в тексте. Так, например, в 1919 году талантливый сказитель Деенек в течение семи ночей исполнял сказание «Кан-Декпей» и, закончив его. с ужасом вспомнил, обращаясь к слушателям: «Ох, знаете, когда я про Кан-Декнея пел, в трех местах пропуски сделал! В этом случае к нему не явился богатырь. Тем не менее, наказание последовало. «Он набрал в рот чаю, по проглотить не мог. Уйдя из дома, он упал у подножья березы вниз лицом и умер".

© Шинжин И.П. Элементы нарушения и табу в Героическом эпосе Алтайцев

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему я так заостряю на этом внимание? В отличии от многих других легенд,эпосов,  Алтай-Буучай предстает нам в первую очередь как человек. Со своими плюсами и минусами. Он сражается,он боится,он бежит. Но в один момент он превозмогает боль и страх и побеждает своего противника . Это выгодно выделяет его на фоне остальных,практически идеальных,алыпов 

Правда,здесь не обошлось свойственной для Алтайцев гипертрофированности (вполне возможно,что многие элементы эпоса были преувеличены . То,как,например,он бежал от голого противника ) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...