Jump to content



Чурас-алын

Алтай Кеп-Кийим - Национальная Одежда Алтайцев

Recommended Posts

33 minutes ago, Чурас-алын said:

Предлагаю скинуть и (или) поговорить на тему национальной одежды алтайцев

Скинуть имеющиеся материалы дабы несведущему, но интересующимся людям было что прочесть

Национальные костюмы алтайцев  мало отличаются от костюмов монгольских ойратов и Баян-Улгийских казахов и казахстанских казахов.

Link to comment
Share on other sites

33 минуты назад, Steppe Man сказал:

Национальные костюмы алтайцев  мало отличаются от костюмов монгольских ойратов и Баян-Улгийских казахов и казахстанских казахов.

Не согласен. 

Одежда Алтайцев и казахов Казахстана все таки сильно различаются 

Link to comment
Share on other sites

10 hours ago, Чурас-алын said:

Не согласен. 

Одежда Алтайцев и казахов Казахстана все таки сильно различаются 

Почему не согласны?  шапка борик,костюм, борт чапана и много другое..

Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, Чурас-алын сказал:

Не согласен. 

Одежда Алтайцев и казахов Казахстана все таки сильно различаются 

 

Конечно отличается, ув. Чурас-алын.

У алтайцев свой неповторимый национальный костюм и его ни с кем не спутаешь.

Азбаяр в своем стиле троллит всех. Сейчас начнет закидывать китайские рисунки, на них он наткнулся в июле и с тех пор не расстается с ним и во всех темах. :D

А если серъезно, то:

 

1) Азбаяр сейчас ухватился за внешние визуальные сходства, например, традиционное использование охотничьими тюркскими народами Алтая, алтайцами и казахами-кереями в частности, темного меха с лисьих лапок и чередование его со светлым мехом с других частей, что с древних времен считается сакральным.

Потому что монгольские народы (не считая приалтайских, присаянских и таежных) не знакомы с охотой на пушного зверя и пернатую дичь, а потому меха в одежде не использовали. И ему эта деталь не понятна.

 

2) И Азбаяр сейчас намекает на квадратный черный борт на алтайских тулупах (монг: дөрвөлжин энгэр), по его мнению, западно-монгольский.

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская. Федерация

Н.А. Ермолин.

Нач. 20 века.

Алтай.

Группа алтайцев шаманистов с камом в середине.

md1kGr0I6GEd6NThjpTTyVwnIxKS7gG-GLV23pK_

Алтаец в дорожном зимнем костюме.

md1kGr0I6GEd6NThjpTTyaw-WeC29YCcdYdfja1m

Алтайцы за чаепитием.

md1kGr0I6GEd6NThjpTTyXOV70cnoQtbw7abow3N

md1kGr0I6GEd6NThjpTTyQrLKNPypz-uaHRARqR9

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская. Федерация

1 чет. 20 века.

Алтай.

Ойротская АО, Шебалинский аймак.

Алтаец.

KYo_Kp7yKt3Xlf2PAeBkPOtiFKrn9PRvuZ4q-OUn

Link to comment
Share on other sites

Традиционная одежда занимает важное место в материальной культуре любого на­ рода. Она тесно соединяется с образом жизни народа, спецификой его хозяйственного  уклада, с природными и географическими условиями проживания. Кроме того, одежда  связана и с традиционным мировоззрением народа, обозначая место человека в мире,  его функции и способности. Она отражала культурные связи, в ней можно проследить  социальные различия и эстетические вкусы народа. Костюм должен был соответство­вать самым различным бытовым ситуациям (повседневная и праздничная одежда), кли­матическим условиям (зимняя, летняя), возрасту его обладателя (одежда детей и под­ростков, молодежи, взрослых и пожилых людей) и т.д. Одежду тюркских кочевников Алтая можно восстановить по различным источни­кам. Одним из них является китайская летопись династии Тан. В ней говорится, что сре­ди древних тюрков Алтая рядовые кочевники носили распашную меховую и шерстяную одежду, причем левую полу запахивали сверху [Бичурин 1851: 268]. На изображении  всадника на костяной обкладке седла, обнаруженного при раскопке могильника Кудурге  (VII в.), можно рассмотреть широкие шаровары до щиколотки и короткую обувь. Эта находка дает представление об одежде простолюдина. В богатых могилах того времени от одежды сохранились только кусочки китайской шелковой ткани и серебряные пряжки от обуви. Наиболее часто в средневековых курганах Горного Алтая встречаются кожаные пояса с наборными бляхами. Их изготавливали из цветных металлов и кости. В мире  кочевников дорогой пояс означал богатство его владельца, его сословную принадлеж­ность и, в некоторых случаях, положение в служебной иерархии [Эдоков 2002: 41-44,]. Богатые мужчины носили в это время золотые серьги в ушах. По некоторым све­дениям, у тюрков-тукюе существовал еще и ткацкий станок, на котором изготавливали  грубую ткань из волокон какого-то растения, вероятно, кендыря [История 1968: 276]. 

Некоторые сведения об одежде алтайцев даны в русских исторических документах середины XVIII в., когда алтайцы входили в состав Джунгарии. Рядовые алтайцы но­сили кожаные штаны и куртки из выделанной наподобие замши маралины, овчинные  шубы и куртки, дохи из меха косули, шерстью наружу. У зайсанов одежда шилась из  тканей черного, желтого, лазоревого и других цветов. Наиболее распространенными  были такие ткани, как камка, бязь, китайка, холст. Шубы зайсанов покрывались китай­ской шелковой материей и опушались дорогим мехом, например, соболем и выдрой  [Потапов 1951: 9]. Еще одним источником, дающим представление об одежде алтайцев, может служить  фольклор, особенно героический эпос. Однако, используя данный источник, следует  учитывать характерную для фольклорных произведений гиперболизацию. Тем не ме­нее, в сказаниях отразились существовавшие в то время различия по полу и возрасту  в одежде. Замужние женщины заплетали волосы в две косы (тулук) и носили чегедек. Девушки заплетали волосы в несколько косичек и носили специальное накосное укра­шение - шанҡы. Юноши одевали короткие, длиной немного ниже пояса куртки (кÿрмё) с рукавами, часто белого цвета (скорее всего из войлока). Богатыри носили длиннопо­лые шубы с воротником из соболя или горностая, подпоясываемые поясами (курдак).  На голове у них была бобровая шапка с лентами(отсебятина: Вероятно в доойратский период Алтайцев использовали в качестве плюмажа перья птиц. А на шлемах помимо перьев использовали и конский волосы) , на ногах - кожаная обувь на толстой  подошве. Богатыри носили особую шапку-шлем (туулга бöрÿк) и панцирь (куяк), под  который надевали короткие куртки

Немаловажное значение в культуре алтайцев имел цвет, в том числе и цвет одежды. Он неразрывно связан и с возрастом человека, который носил эту одежду. Детям жела­тельно было шить одежду из неярких тканей, чтобы они не привлекали особого вни­мания. Самые яркие, светлые, насыщенные цвета могли носить молодые люди, полные сил и энергии. Пожилым следовало носить одежду темного цвета - коричневого, синего,  бордового, черного, поскольку эти спокойные цвета соответствовали их возрастному и  социальному статусу [Тюркские 2006: 411]. Основные цвета имели собственное значе­ние и олицетворяли важные для алтайца моменты. Так, голубой цвет обозначал небо  (водную стихию), зеленый - растительный мир, белый - молоко (святость, чистоту).  Для отделки и украшения одежды использовались яркие цвета, а специфическую одеж­ду замужних алтаек (чегедек) по подолу, пройме и полам обшивали нитками семи цве­тов, соответствовавших цветам радуги («солонын' öни»). 

(Алтайцы. Екеев)

Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская. Федерация

Рисунок Чорос-Гуркина Г.И.

1930 год.

Алтай.

Алтаец в богатой одежде.

ghiZaMLMGuvQm4b3CT1BK-Wf8W3R-8HnBJuxBx7a

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Головные уборы мужчин и женщин были одинаковыми по форме. Первый из них называется сÿрÿ бöрÿк (кураан бöрÿк, содон бöрÿк). Эта шапка имела высокий околыш из  меха черного ягненка, соболя или лисицы, постепенно суживающийся сзади. Надетая  на голову, такая шапка казалась высоким гребнем, слегка нависающим надо лбом. До­нышко шапки было обтянуто желтой материей, посередине нашивали красный лоскут  овальной формы. С заднего конца шапки свисали ленты обычно красного цвета, кото­рыми можно было при необходимости подвязать околыш шапки, спустив его на уши.  

Молодые люди носили шапку прямо, а пожилые - несколько набок [Радлов 1989: 132]. Такие шапки могли носить только те мужчины и женщины, которые вступили в брак.  Однако в начале XX в. подобные шапки стали носить только замужние женщиныlarge.1628416678.jpg.0ea76601278381c5def5305456df842f.jpglarge.1627611650.jpg.15f8ca8065e7199fa12ec3bc3324c636.jpg

Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская. Федерация

А.В. Адрианов.

2 пол. 19 века.

Алтай.

Новокрещенная алтайка Айкулет, 30 лет, в праздничном костюме, который носят некрещенные.

v47vU4SA9zJDbw-_DYOsSakUbqdGguNaaWNIhx3L

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская. Федерация

Л.Э. Каруновская.

1927 год.

Алтай.

Ойротская АО, Шебалинский аймак.

Алтайка, играющая на комызе.

s4_7YKCHBCKCHp1AKNRVCGe2t4NVaf169wogaOD9

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская. Федерация

Л.Э. Каруновская.

1927 год.

Алтай.

Ойротская АО, Шебалинский аймак.

Типичная алтайка в национальной одежде.

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiW9wMZqo-HjE03P2yBeH

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Имелись и шапки другого типа - круглые, с кистью из цветных ниток на макушке (килин1 бöрÿк). Чтобы сшить такую шапку, сначала разминали шкуру ягненка. Затем ее отмачивали, чтобы размягчить. Подготовленную таким образом шкуру натягивали на форму и ждали, пока она не засохнет. В качестве формы использовали бревно подхо­дящего размера. Сшив таким образом нижний слой из мерлушки, на него натягивался внешний слой, чаще всего из темного однотонного материала, но богачи крыли шапку дорогим мехом - соболем, выдрой. Шапку такого же покроя шили и из лисьих лапок (тÿлкÿ бычкак бöрÿк), так, чтобы черные края камусов сходились на макушке. После этого шили кÿрее - отделку из парчи или какой-нибудь блестящей материи. Далее от­ дельно пришивали нижний край из мерлушки, и, в последнюю очередь, - мех выдры (камду). 

На макушке шапки пришивали кружок из другой материи (тöбö) и к нему прикре­ пляли цветные кисточки (чачак) обычно синего, красного, зеленого цветов с помощью нитки, нанизанной бисером. Длина кисточек могла быть разной, в среднем 40-50 см.  

Иногда при украшении шапки руководствовались возрастом заказчика. Если шапка ши­ лась на ребенка, то кисточка делалась короче, если на взрослого человека, то длиннее [ПМА - 4]. Некоторые мастерицы длину кисточки отмеряли по руке: она должна быть равна расстоянию от кисти руки до локтя. 

В Северном Алтае коренные жители уже в XIX столетии переняли головные уборы местного русского населения: военные картузы, шляпы, круглые шапки с остроконеч­ ной тульей и высоким околышем. Однако имели распространение и головные уборы из войлока. Летом носили шапочки из холста, дабы или нанки в виде усеченного колпака с кружком наверху [Вербицкий 1993: 25]. У телеутов в зависимости от времени года ис­ пользовались различные виды головных уборов из войлока или овчины (пöрÿк, кийис- пöрÿк, турпа-пöрÿк, малахай) [Тюркские 2006: 199].

В. Радлов, путешествуя по Алтаю, увидел у тубаларов своеобразные шапочки из черного плиса с желтым донышком, мон­гольского покроя. Из этого он сделал заключение о том, что черневые татары пересели­ лись сюда с северной границы Западной Монголии [Радлов 1989: 215]. 

large.IMG_20210929_191306.jpg.733f41165395b3e4b09bc4d4accf17a0.jpglarge.IMG_20210929_191220.jpg.2426780227eaacc7b285a6683c736826.jpglarge.1631495600.jpg.d99b9d13b33dec23288e91fcd576e922.jpg

Женщины Южного Алтая носили такую же шапку, что и мужчины - треугольную шапку из чёрной мерлушки. У теленгитских женщин бытовала шапка из мерлушки (,тарчык бöрÿк). Она состояла их четырех трапеций, а верхушка шапки представляла собой квадрат. Сверху шапку крыли однотонной тканью, край оторачивали мерлушкой

Link to comment
Share on other sites

large.IMG_20210929_190856.jpg.7e442ed6fa7fb2d821df9000a85e16be.jpglarge.IMG_20210929_190916.jpg.be6b6fd7831724f63a629259c119a6c0.jpglarge.IMG_20210929_190928.jpg.ee9e79307ede53a5505e87b2f4eb486b.jpglarge.IMG_20210929_191032.jpg.f5c22fca382d5ac24f33337100d5088a.jpglarge.IMG_20210929_191220.jpg.2426780227eaacc7b285a6683c736826.jpglarge.IMG_20210929_191230.jpg.64e20e8a4a18d7d95cb0b86a97de214f.jpglarge.IMG_20210929_191306.jpg.733f41165395b3e4b09bc4d4accf17a0.jpglarge.IMG_20210929_191313.jpg.e01d31c61cbdaf66e15f365fe9353d8e.jpg

Добавлю отсебятины: мне кажется, что шапка 5 (Jaлалу Борук) все таки должен быть Малахаем и видимо автор ошибся делая рисунок 

И шапка 16 выглядит интересно - подозрительно 

Link to comment
Share on other sites

large.IMG_20210929_191230.jpg.64e20e8a4a18d7d95cb0b86a97de214f.jpglarge.IMG_20210929_195930.jpg.997a22c3210992b5a08cabbdd170b133.jpglarge.IMG_20210929_200941.jpg.5ad8b001f48ada35175dc3839dee0261.jpg

Отсебятина: Шапка же 6 также являлась довольно популярной шапкой у Алтайцев. Емнп ее название Jалбак - Бөрүк. 

В мирное время это просто легкая шапочка. В военное же время она носила функцию подшлемника. 

Подобную шапку можно встретить и на рисунке Чорос-Гуркина (Песнь Хан Алтаю?) , а также на реконструкции Боброва и Худякова "Джунгарские воины". Эту шапку носит один из охранников " хя"

Можно предположить, что эта шапка появилась у Алтайцев под влиянием Монгол. Однако, сами же ойрат монголы именуют ее на тюркский лад "калбак-берт" /"талбак-берут" . Потому этот вопрос остается дискуссионным 

Link to comment
Share on other sites

large.IMG_20210929_200748.jpg.b417f889d75e29074d850bcdeb8694a8.jpglarge.IMG_20210904_101107.jpg.92b013c156dde587743cc7c55faa33a3.jpgТакже у Алтайцев в ходу были колпаки, видимо, заимствование из Туркестана, а быть может напоминание о Енисейско-Кыргызском прошлом 

 

Предположительно, так как я сам не знаю, их называли Книз или Книз-борук :osman6ue:

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...