Jump to content



Bilig

Волжские Кыргызы

Recommended Posts

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Zake, объяснение тюркской мужской именной приставки "Өз - Уз" как "сам" (өзі), имхо конечно, это тоже "народная этимология".

 

Так и есть.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Zake сказал:

Так и есть.

 

Опять имхо конечно, но мне кажется эта приставка сродни другой - "әз", например, в именах Әз-Жәнібек Әз-Керей и др.

Ведь нынешние узбеки, как известно, сильно окают. :) И это фонетика не одного дня, а имеет какие-то и откуда-то свои корни.

Если это хоть как то верно, то в оригинале в разных тюркских наречиях могли быть одновременно формы - Өзбек и Әзбек, Өзтемір и Әзтемір, Өзжәнібек и Әзжанібек, Өзкерей и Әзкерей и т.д.

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Опять имхо конечно, но мне кажется эта приставка сродни другой - "әз", например, в именах Әз-Жәнібек Әз-Керей и др.

Ведь нынешние узбеки, как известно, сильно окают. :) И это фонетика не одного дня, а имеет какие-то и откуда-то свои корни.

Если это хоть как то верно, то в оригинале в разных тюркских наречиях могли быть одновременно формы - Өзбек и Әзбек, Өзтемір и Әзтемір, Өзжәнібек и Әзжанібек, Өзкерей и Әзкерей и т.д.

 

Может быть и так. 

Но как тогда в случае с золоторд. Узбек-ханом? 

Золотордынцы ведь не окали

Я все же вижу здесь Уыз-Ууз. 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Zake сказал:

Может быть и так. 

Но как тогда в случае с золоторд. Узбек-ханом? 

Золотордынцы ведь не окали

Я все же вижу здесь Уыз-Ууз. 

 

Возможно, надо просо глубже рассмотреть все варианты.

 

Link to comment
Share on other sites

В 15.11.2021 в 03:24, Tama сказал:

Народная память очень хорошая особенно у кочевников

Вы это из страны где казахи они же кайсаки, они же саки, они же хунну, тюрки, Шакъямуни пишите? Не смешите меня, народная память не дальше чем на 500 лет, в самом наилучшем случае. 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

В 23.11.2021 в 23:51, Qairly сказал:

Вы это из страны где казахи они же кайсаки, они же саки, они же хунну, тюрки, Шакъямуни пишите? Не смешите меня, народная память не дальше чем на 500 лет, в самом наилучшем случае. 

Ага, потом Эргунэ-кон кочует на Алтай..., потомки Кияна и Нагоса имеют ту же легенду что и род Ашина..., Огуз правил 1000 лет... и т.д.  

Link to comment
Share on other sites

Здравствуйте @Zake,

Я думаю в этой теме разбираетесь, поэтому хотел бы у вас спросить.

Вы говорили что кыргызы контактировали с Волжско-Уральским регионом через "Ибирь-Сибирь". Это я так пониманию, ещё имело функцию торгового пути. Через какие именно реки и тп область этот путь из Южной Сибири на Волгу-Урал проходил?

Какие известные народы жили по границам этого пути? Вообще не знаете ли больше информации и источников по этой теме.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Bilig сказал:

Здравствуйте @Zake,

Я думаю в этой теме разбираетесь, поэтому хотел бы у вас спросить.

Вы говорили что кыргызы контактировали с Волжско-Уральским регионом через "Ибирь-Сибирь". Это я так пониманию, ещё имело функцию торгового пути. Через какие именно реки и тп область этот путь из Южной Сибири на Волгу-Урал проходил?

Какие известные народы жили по границам этого пути? Вообще не знаете ли больше информации и источников по этой теме.

Напр. этот путь  через Ибирь-Сибирь  описал в том числе аль-Омари.  Понятно, что он кыргызов не упоминал, ведь это было время Монг. Империи.

Вся загвоздка в том, что историки тянут Ибирь Сибирь далеко на восток, чтобы "зацепить" Байкал, Ангару и т.д. 

Хотя по источникам предельно ясно, где располагался регион Ибирь-Сибирь. Это регион Зап. Сибири. Почитайте  напр статью Д.Искакова.

Более того по РАДу  с Ибирь Сибирь связан регион Кемджиут и река Ангара. Монголы прекрасно знают, что Кимчауд (это по ССМ, читайте SHM/Ligeti, стр 163) - это тот же самый Кибчауд, ибо "б-м" взаимозаменяемые, но тихонечко сидят. (Тем более об этом писал и Джувейни) Получается всех вполне устраивает что Кимчауд (или Кемджиут)  историки "прицепили" к Енисею. Хотя это ИМХО ошибка. 

Ангара - это имхо Обь, как появится время распишу откуда такое название.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Bilig сказал:

@Samatq, а от вас хотелось бы по больше узнать про этнические связи кыргызов с башкирами. И по теме в принципе что вы думаете?

Эштек, Кушчу, Жагалмай

Link to comment
Share on other sites

20 часов назад, Zake сказал:

Напр. этот путь  через Ибирь-Сибирь  описал в том числе аль-Омари.  Понятно, что он кыргызов не упоминал, ведь это было время Монг. Империи.

Вся загвоздка в том, что историки тянут Ибирь Сибирь далеко на восток, чтобы "зацепить" Байкал, Ангару и т.д. 

Хотя по источникам предельно ясно, где располагался регион Ибирь-Сибирь. Это регион Зап. Сибири. Почитайте  напр статью Д.Искакова.

Более того по РАДу  с Ибирь Сибирь связан регион Кемджиут и река Ангара. Монголы прекрасно знают, что Кимчауд (это по ССМ, читайте SHM/Ligeti, стр 163) - это тот же самый Кибчауд, ибо "б-м" взаимозаменяемые, но тихонечко сидят. (Тем более об этом писал и Джувейни) Получается всех вполне устраивает что Кимчауд (или Кемджиут)  историки "прицепили" к Енисею. Хотя это ИМХО ошибка. 

Ангара - это имхо Обь, как появится время распишу откуда такое название.

Так ведь западная сибирь соприкасается с Ениеем и где в него впадает Ангара, таким образом граничит с Южной Сибирью - областью Кыргызов, в том числе Кем-Кемджиут. Я имею ввиду через какие именно места они контактировали? Думаю южнее Оби, может через совр Северный Казахстан?

 

В Кемджиут-Кибчауд мало вериться. Во первых там Кипчаков особо не помню что бы когда либо было, если эту область далеко на запад не растгивать, что всё равно маловероятно что она бы названием Кыпчаков назвалась.

Почитал в теме, Кум это песок, но не степь - Чёл. И @АксКерБорж мне кажется довольно правильно изъяснился географиески, что всё равно данные локализируют местность правильно. При этом Кем-Кемджиут было бы сложно перепутать с Кум-Кипчауд, в фарси есть буква "қ".

Ещё Кянь-Кяньчжоу из Юаньши подтверждает что первый и второй слог были одним словом. Кем-Кемчигүд вырисовавается довольно ясно. Это естественно географическое (а не этническое) название от рек - Кем и Кемчик.

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Samatq сказал:

Эштек, Кушчу, Жагалмай

Про Эштек интересно. "Таджетдин Ялчыгул на основе генеалогических преданий составил сводное шежере башкирских племён и родов, в котором указано что Иштяк является родоначальником башкирских племён и легендарным предком башкир. Эту традицию продолжил Мухаметсалим Уметбаев. Другие учёные указывают что данный этноним происходит от имени одного из предводителей башкирских племён[25]."

У кыргызов Эштек это родоначальник Солто, если не ошибаюсь. Если ли похожие название у родов Солто и Башкир?

А с Жагалмай что?

 

Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, Bilig сказал:

Интересно было бы найти когда было первое упоминание в летописях Кыргызов на Волге-Урале, и когда последнее.

Оролдун ою Арал көл

Ошондон чыккан биздин эл

Эдил, Жайык эки суу

Эзелки жериң мына бу

Link to comment
Share on other sites

В 15.12.2021 в 03:23, Zake сказал:

Напр. этот путь  через Ибирь-Сибирь  описал в том числе аль-Омари.  Понятно, что он кыргызов не упоминал, ведь это было время Монг. Империи.

Вся загвоздка в том, что историки тянут Ибирь Сибирь далеко на восток, чтобы "зацепить" Байкал, Ангару и т.д. 

Хотя по источникам предельно ясно, где располагался регион Ибирь-Сибирь. Это регион Зап. Сибири. Почитайте  напр статью Д.Искакова.

Более того по РАДу  с Ибирь Сибирь связан регион Кемджиут и река Ангара. Монголы прекрасно знают, что Кимчауд (это по ССМ, читайте SHM/Ligeti, стр 163) - это тот же самый Кибчауд, ибо "б-м" взаимозаменяемые, но тихонечко сидят. (Тем более об этом писал и Джувейни) Получается всех вполне устраивает что Кимчауд (или Кемджиут)  историки "прицепили" к Енисею. Хотя это ИМХО ошибка. 

Ангара - это имхо Обь, как появится время распишу откуда такое название.

Как думаете мог ли путь проходить как то так:

@Rust Я помню как то натыкался на какое то ваше старое сообщение про кыргызские артефакты в средневековом Новосибирске. Как именно они там оказались?

Главные дороги сибирских ханств - МДРЕГИОН.РУ900 × 553

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Вроде у Кызласова есть статьи по ен. кыргызам, которые выполняли охранное сопровождение по сибирским торговым путям.

Link to comment
Share on other sites

В 15.12.2021 в 16:23, Zake сказал:

Напр. этот путь  через Ибирь-Сибирь  описал в том числе аль-Омари.  Понятно, что он кыргызов не упоминал, ведь это было время Монг. Империи.

Вся загвоздка в том, что историки тянут Ибирь Сибирь далеко на восток, чтобы "зацепить" Байкал, Ангару и т.д. 

Хотя по источникам предельно ясно, где располагался регион Ибирь-Сибирь. Это регион Зап. Сибири. Почитайте  напр статью Д.Искакова.

Более того по РАДу  с Ибирь Сибирь связан регион Кемджиут и река Ангара. Монголы прекрасно знают, что Кимчауд (это по ССМ, читайте SHM/Ligeti, стр 163) - это тот же самый Кибчауд, ибо "б-м" взаимозаменяемые, но тихонечко сидят. (Тем более об этом писал и Джувейни) Получается всех вполне устраивает что Кимчауд (или Кемджиут)  историки "прицепили" к Енисею. Хотя это ИМХО ошибка. 

Ангара - это имхо Обь, как появится время распишу откуда такое название.

Обратите внимание на место слияния Ангары и Енисея. Это территория кыргызов. Западно-Сибирская равнина, или Ибирь-Сибирь в древности. Так что Обь - отдыхает. 

image

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...