Перейти к содержанию
Steppe Man

река Керулен ,Келурен,Хэрлэн

Рекомендуемые сообщения

  • Admin
Цитата

Исследователями предпринимались попытки этимологизации гидронима Керулен. Так, Э. М. Мурзаев отмечал, что «Керулен не осмысливается монголами, которые произносят Хэрлэн, но удовлетворительно объясняется с эвенкийского: Хэрэлгэн – “широкая долина, низина”» [1966: 48; 1974: 246]. Т. А. Бертагаев раскладывал слово на морфемы хэр-лэн, отмечая, что «по-монгольски хэр – «лес на северной стороне хребта», кэру «северная сторона горы», «к северу от горы», а -лэн/-лан – именной аффикс от глагольных основ: ср. ср. хашалан – «притеснение» от хашаха – «притеснять»; хадалан – монг., бур. «покос», диал. бур. «жниво» от хадаха – «косить», бур. диал. «жать»; сабшалан – «покос» от сабшаха – «косить»; монг. зуслан, бур. зуhалан
– «летник, дача» от зусах, зуhaxa – «проводить лето» и т. д.». Как заключает исследователь, «Хэрүлэн, хэрлэн, следовательно, значило некогда «северянка, северная». Но есть и другой вариант происхожде
ния этого названия: возможно, от глагола хэрэх, который означает в бурятском диалекте (западном) «уйти в сторону от взятого направления»; “пересекать взятое направление”; в монгольском “бродить”, «переходить с места на место»; «смотреть косо»; в «Сокровенном сказании» кэрэкү – «скитаться, нищенствовать», «отчаиваться», хэрэлэн – «отошедший в сторону» [1980: 126]. Е. В. Сундуева считает возможным уловить в гидрониме образное значение. По ее мнению, образная основа со значением «нечто ровное» восходит к звукоподражательному элементу kir / ker, связанному с отражением звуков, сопровождающих процесс нарезания чего-либо на равные части. Соответственно, наименование Хэрлэн может переводиться как «[река] с ровным, спокойным течением» [Сундуева 2010: 248–249].

Интересен термин кэрэку, напоминает название местности/селения на которой построен Павлодар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

17 hours ago, Rust said:

слово на морфемы хэр-лэн, отмечая, что «по-монгольски хэр – «лес на северной стороне хребта», кэру «северная сторона горы», «к северу от горы», а -лэн/-лан – именной аффикс от глагольных основ: ср. ср. хашалан – «притеснение» от хашаха – «притеснять»; хадалан – монг., бур. «покос», диал. бур. «жниво» от хадаха – «косить», бур. диал. «жать»; сабшалан – «покос» от сабшаха – «косить»; монг. зуслан, бур. зуhалан
– «летник, дача» от зусах, зуhaxa – «проводить лето» и т. д.». Как заключает исследователь, «Хэрүлэн, хэрлэн, следовательно, значило некогда «северянка, северная». Но есть и другой вариант происхожде
ния этого названия: возможно, от глагола хэрэх, который означает в бурятском диалекте (западном) «уйти в сторону от взятого направления»; “пересекать взятое направление”; в монгольском “бродить”, «переходить с места на место»; «смотреть косо»; в «Сокровенном сказании» кэрэкү – «скитаться, нищенствовать», «отчаиваться», хэрэлэн – «отошедший в сторону» [1980: 126]. Е. В.

#rant
В прошлом веке была какая та мания у советских ученых разделять бурядский и монгольский без всякой на то причины. 
Много раз встречался когда переводят на русский и дают значение на монгольском, а потом пишут а вот на бурядском также означает вот это. Хотя эти якобы диалектные значения общемонгольские что у халха, что у калмыков, и бурятов и чахаров у всех.

Вот из за этой практики я считаю теперь русскоязычные буряты из России считают что у них какой то очень различный от халхов язык, а тех монголов кто говорит об этом халхаскими шовинистами. Пример такого человека у нас Буба. 

Слово хэрэх он общемонгольский или просто монгольский. Никаких различных значений в каком нибудь диалекте монгольского он не имеет.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что интересно в Монголии река Онон и Керулен (Хэрлэн) не имеют значения на монгольском. Таких рек в Монголии много, например,до сих пор нет удовлетворительного объяснения таким названиям, как Тола (река, на которой стоит Улан-Батор), Харга, Дзабхан, Урюк, Тэс и другим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 1/19/2023 at 11:16 PM, Коралас said:

Что интересно в Монголии река Онон и Керулен (Хэрлэн) не имеют значения на монгольском. Таких рек в Монголии много, например,до сих пор нет удовлетворительного объяснения таким названиям, как Тола (река, на которой стоит Улан-Батор), Харга, Дзабхан, Урюк, Тэс и другим.

Чжан Дэ Хой так писал.

Хэрлэн гол-Далее пятнадцать станций до одной реки, которая по глубине и ширине равняется 3/10 реки Ху-то (в северном Китае); по-северному она называется Хилулянь , т.е. «осленок»; по обоим берегам её густо растут ивы; она течет на восток и бежит стремительно. Тамошние жители говорили, что в ней водятся рыбы длиною в три и четыре фута

 

Туул гол-От южной стороны горы я ехал на юго-запад девять станций и прибыл к другой реке, по глубине и ширине равной 1/3 реки Хилулянь; здесь водятся такие же большие рыбы и ловятся тем же способом. Эта река течет на запад чрезвычайно быстро, так что нельзя переправляться чрез нее. По северному она называется Хунь-ду-ла, т.е. «зайчик».(9)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 1/19/2023 at 11:16 PM, Коралас said:

 Керулен (Хэрлэн)

Zake сказал,что в казахском слово кере -ослик. Керулен по казахски кере олен ? И казахское племя керей-ослик?

:lol:

25 фото маленьких забавных осликов, которые делают этот мир немного добрее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.02.2023 в 20:40, Steppe Man сказал:

Zake сказал,что в казахском слово кере -ослик. Керулен по казахски кере олен ? И казахское племя керей-ослик? :lol:

 

У степняков казахов не было ослов, откуда может быть термин для них, вы об этом подумали, Аза?

Кере - это у нас проклятие. Проклинают "кереңді іш!" - "умри!" (кере - это предсмертная, последняя еда человека)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 3/4/2023 at 4:29 PM, АксКерБорж said:

 

У степняков казахов не было ослов, откуда может быть термин для них, вы об этом подумали, Аза?

Кере - это у нас проклятие. Проклинают "кереңді іш!" - "умри!" (кере - это предсмертная, последняя еда человека)

 

Мисар-Улук взял за себя хитайку. Жизненные обстоятельства этой женщины были таковы: она, севши на осла, выехала из |S 66| Хитая с твердым намерением выйти замуж. Имя ее было Даукай 852-Ябудак 853. [166] По-хитайски «даукай» – значит «роза», а «ябудак» – человек, севший на осла. Мисар-Улук имел от нее сына, которого он назвал Элджигин по той причине, что осла называют «элджигэн», а та женщина прибыла на осле. Все племена элджигин суть из рода того сына. Во все эпохи из [этого] племени были известные и прославленные эмиры и старшие жены [ханов]. В этом государстве [т.е. в Иране] Гараки-нойон и его дети: Джан-Тимур 854, эмир Али, Тесу 855 и Абаджуз 856 суть из них [элджигинов]. Дети эмира Тесу: Турукаджар 857-бахадур, Сартак и Харбандэ. Булаган 858-хатун, которая известна как Булуган-и Хорасан, жена государя |А 34а| ислама, – да продлит Аллах его царствование! – [тоже] дочь эмира Тесу. Эмир Тесу прежде прибыл от каана служителем [нукером] у Аргун-ака, дабы тот ведал тою страною, которая принадлежит лично каану.

 

По-хитайски «даукай» – значит «роза», а «ябудак» – человек, севший на осла.Это киданьский язык?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эта река течет на запад чрезвычайно быстро, так что нельзя переправляться чрез нее. По северному она называется Хунь-ду-ла, т.е. «зайчик».(9)

Слово хунь казахское коян? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 11.04.2023 в 16:55, Steppe Man сказал:

По-хитайски «даукай» – значит «роза», а «ябудак» – человек, севший на осла.Это киданьский язык?

 

В 11.04.2023 в 16:55, Steppe Man сказал:

Мисар-Улук имел от нее сына, которого он назвал Элджигин по той причине, что осла называют «элджигэн», а та женщина прибыла на осле.

 

Абракадабра какая-то.

Роза по-монгольский не даукай, а сарнай.

Человек, севший на осла, по-монгольски никак не ябудак.

Ишак по-монгольски илжиг, единственно что похоже.

Улук в имени Мисара это явно тюркское слово: "... Значение [слова] «улук»: человек, который ничего не боится; этим названием обозначают также труп".

На тюркском языке "улук" - великий, мощный (чего ему тогда боятся?)), а "улюк" - труп.

Кстати этот Мисар-Улук по древней тюркской традиции взял жену отца и у них родился сын Куралас.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рашид-Ад-Дин

В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Калдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам – бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех лесах живут племена тайджиутов. Чингиз-хан [сам] выбрал там место для своего погребения и повелел: «Наше место погребения и нашего уруга будет здесь!». Летние и зимние кочевья Чингиз-хана находились в тех  [же] пределах, а родился он в местности Булук-булдак, в низовьях реки Онона, оттуда до горы Буркан-Калдун будет шесть дней пути.

Подробное перечисление тех рек, [что стекают со склона горы Буркан-Калдун], такое:

с южной стороны, в центре – Кэлурэн,

с востока – Онон,

с большого северо-востока – Кирэкту,

с большого севера – Киркачу,

с большого севера – Чику,

с большого северо-запада – Калаку,

с среднего юго-запада – Кара,

со среднего юго-запада – Бурачиту,

с большого юго-запада – Дулэ.

Итак, Буркан-Калдун – это гора. С этой горы стекают множество рек, в том числе Онон и Керулэн. Родовой юрт Чингисхана – это Онанкеруле, междуречье между Ононом и Керулэном.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 27.09.2023 в 20:03, Steppe Man сказал:

КЭЛурэн

 

А у вас ХЭРлэн

Совсем разная лексика и разные реки.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, АксКерБорж сказал:

А у вас ХЭРлэн

Совсем разная лексика и разные реки.

Акмо́линск, Целиногра́д, Акмола́, Нур-Султа́н - 4 разных города: лексика совсем разная... И еще Астана... пятый город. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, buba-suba сказал:

Акмо́линск, Целиногра́д, Акмола́, Нур-Султа́н - 4 разных города: лексика совсем разная... И еще Астана... пятый город. 

 

Пример неудачный и совсем неподходящий.

Вот хорошее сравнение, ХЭРлэн вместо КЭЛурэн это как Суса-буса вместо Буба-суба. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Французский миссионер Жан-Франсуа Жербийон , много раз путешествовавший по Монголии, дал описание реки Туул в своей дневниковой записи от 3 августа 1698 года:

Эта река (Тула) берет свое начало в горах Кентай, в 120 ли от реки Керлон. Сначала он течет на юго-запад. Затем он делает прямой поворот на запад после прохождения горы (гора Богд Хан Уул на юге Улан-Батора), у подножия которой мы разбили лагерь и которая находится точно западнее того места, где небольшая речка Терелки впадает в Тулу. . Он намного больше Kerlon. Его вода необычайно прозрачна и течет по руслу из речных камней. Ничто не сравнится с удобством его берегов во всей равнине. Его берега покрыты красивым лесом. Поскольку река разделяется на множество ответвлений, разделяющихся и соединяющихся друг с другом, она образует довольно много маленьких островов, полных разнообразных деревьев, очень толстых и густых, которые являются самыми красивыми деревьями в мире и которые предлагают восхитительную свежесть в сильную жару, где мы мы. Течение этой реки очень быстрое. За деревьями с одной и другой стороны виднеются плодородные прерии. Одним словом, это самый приятный кантон, который я когда-либо видел за все наши путешествия по Тартарии. [4]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Steppe Man сказал:

Керлон

 

:D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 3/4/2023 at 4:29 PM, АксКерБорж said:

 

У степняков казахов не было ослов, откуда может быть термин для них, вы об этом подумали, Аза?

Кере - это у нас проклятие. Проклинают "кереңді іш!" - "умри!" (кере - это предсмертная, последняя еда человека)

 

Проклятие по монгольски хараал ,жатга. Было ослов у всех кочевников.. Ослов не было только у лесных народов.ибн АКБ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.10.2023 в 19:02, Steppe Man сказал:

Было ослов у всех кочевников.. 

 

Вы точно мандаринский амбань или сартуул, как сами раньше признавались. :D

Потому что не знаете, что у монголов как у кочевых скотоводов существует традиция "Таван хошуу мал" - "5 видов домашнего скота".

 

111.jpg

 

У нас как у кочевых скотоводов тоже самое, только овцы с козами объединены в одну группу (пасутся всегда вместе), поэтому наша традиция называется "Төрт түлік мал" - "4 вида домашнего скота":

111.jpg

 

Ослы, ишаки - это домашнее животное оседлых народов.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, АксКерБорж said:

 

Вы точно мандаринский амбань или сартуул, как сами раньше признавались. :D

Потому что не знаете, что у монголов как у кочевых скотоводов существует традиция "Таван хошуу мал" - "5 видов домашнего скота".

 

111.jpg

 

У нас как у кочевых скотоводов тоже самое, только овцы с козами объединены в одну группу, поэтому наша традиция называется "Төрт түлік мал" - "4 вида домашнего скота":

111.jpg

 

Ослы, ишаки - это домашнее животное оседлых народов.

 

И хуннов были ослы. Кочевники часто грабили оседлых и захватили у них  ослов как трофей .Значит ибн АКБ вы бывший оседлый маньчжур или оленовод..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.10.2023 в 18:38, Steppe Man сказал:

И хуннов были ослы. Кочевники часто грабили оседлых и захватили у них  ослов как трофей .Значит ибн АКБ вы бывший оседлый маньчжур или оленовод..

 

Ишаки (ослы) военные трофеи? Ну вы и загнули. :D

Они же своим ужасным криком по ночам выдадут степняков в любой военном походе.

Ведь у кочевых тюрко-монгольских скотоводов, как об этом написано в источниках, даже лошади были молчаливыми и практически не ржали. Кстати наши лошади до сих пор такие, услышать ржание можно один раз в год и то когда речь идет о гормонах у жеребцов или кобыл. ) 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...