Перейти к содержанию
Zake

Этимология/семантика "үйсін" и "уйшун"/"хушин". Это разные варианты одного слова или разные слова?

Рекомендуемые сообщения

08.03.2021 в 19:59, Ереке сказал:

:D фольк?! Родоначальником Дулатов является Байдибек Ата (Баба) он жил в эпоху Темерлана, это 13-14 век, как раз возраст совпадает, какой ещё Дулу ? Его отец Караша и предки Бабыр, Майкы, Тобей, Кейкы, Бахти-яр - и легендарный неизвестный старец Уйсын из племени Баарын.

Вы  исходите из устного  шежире.  Открою вам большой секрет.  История, даже письменная за последние 500 лет изменяется  каждый период неузнаваемо. История за 500-  1000 лет это легенды и предания в памяти народа. А история за 1000 лет и далее это  сказки и мифы в памяти народа.  Как знаете историю, мифы, предания можно изменять и дополнять.   Особенно если народ поменяет религию, то  и соответственно меняется не только контекст, но и  имена героев, за исключением  главной линии сюжета и то не факт. Того же Байдибека, прототипом мог быть и Бат Баян,  а мог быть и Байду/ Моде -каган хуннов, это как как прочитаешь китайские иероглифы  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

09.03.2021 в 13:41, Zake сказал:

По Валиханову Большая, Средняя и Младшая орды названы по СТАРШИНСТВУ. 

Гавердовский тоже писал подобное.

Олар білгесін жазған.  Тем более Шокан знаток истории народа, а Гавердовский общался со знатоками истории и шежире. Я согласен с ними и привел к примеру из других.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

09.03.2021 в 20:54, АксКерБорж сказал:

 

Слушайте, я не узнаю вас в гриме! Кто вы такой? Сергей Бондарчук? Нет-нет... Юрий Никулин? Иннокентий Смоктуновский? А-ааа, экс-юзер Gure или экс-юзер Samar из братской Бурятии?! ;)

 

А кто это экс-юзер Gure, которого пытаетесь прицепить ко мне и ув. Боролдою? Когда он был на форуме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27.02.2021 в 17:58, Zake сказал:

Продублирую здесь тоже.

Кас. этимологии слов "уйсун" и "ысты".  Я уже писал, что уйсун=йусун

Йусу - Йусун  - "закон, обычаи, порядок" в единственном числе

Йусу[т] - йису[т]  - "закон, обычаи, порядок" во множественном числе.

У казахов Йису[т] - стянулось до йист или ыст . Прибавляем аффикс производных прилагательных [ты]= получаем искомое название ыст+[ты]= ысты!

Такой же аффикс [ты] у родственных племен ошак[ты], шапраш[ты] и т.д.

Ничего себе натяжка. Самое интересное, что генетически эта конструкция из совы и глобуса плохо клеится 

05.03.2021 в 23:26, Коралас сказал:

  Да, но Уйсыны делятся на Сары Уйсын и Кара Уйсын

Никогда не слышал про кара уйсунов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

Ничего себе натяжка. Самое интересное, что генетически эта конструкция из совы и глобуса плохо клеится 

 

Кылышбай,  дайте свой вариант объяснения названия "йисут".

Мутить воду здесь не надо. 

 "Генетические конструкции" обсуждайте в ДНК-разделе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Zake сказал:

Кылышбай, есть вопросы по существу? Мутить воду здесь не надо.  "Генетические конструкции" обсуждайте в ДНК-разделе.

Ув. Zake, вы увлеклись лингвофричеством, поиском созвучии и натяжками. Будьте осторожны. Особенно в окружении тех, кто плюсует вместо более полезной критики

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, кылышбай сказал:

Ув. Zake, вы увлеклись лингвофричеством, поиском созвучии и натяжками. 

Натяжки это кимаки=кумоси или кай=уран. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11.03.2021 в 01:38, кылышбай сказал:

Ничего себе натяжка. Самое интересное, что генетически эта конструкция из совы и глобуса плохо клеится 

 

Никаких натяжек. Версия обоснованная и логичная.

По ходу вы даже не читали тему, а соорудили свой привычный пост-наезд наскоком.

 

11.03.2021 в 03:24, кылышбай сказал:

Ув. Zake, вы увлеклись лингвофричеством, поиском созвучии и натяжками. Будьте осторожны. Особенно в окружении тех, кто плюсует вместо более полезной критики

 

Если решили критиковать, то делайте это как полагается, дайте опровержение версии ув. Zakе и одновременно свою версию с обоснованием.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11.03.2021 в 01:38, кылышбай сказал:

Ничего себе натяжка. Самое интересное, что генетически эта конструкция из совы и глобуса плохо клеится 

Никогда не слышал про кара уйсунов

Это не значит, что их нет.  Это общее название  Албан, Суан и Дулатов.  Про это знают продвинутые  шежирешники:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 08.03.2021 в 14:17, Zake сказал:

Обсуждаются 4 (!)  варианта этимологии/семантики "Үйсін":

1. Үйсін  - букв. "пусть соберет". 

2. Уйшин (золотордынские хушины). Хушидай Байку= Майкы Уйшин. 

3. Усуни (древние)

4. Йусун (закон-обычай-традиции). Старец Усун=Майкы Уйсын.

Я придерживаюсь последнего варианта , т.е.  Үйсін от "йусун" (закон-обычай-традиции).

Майкы Уйсын (старец Усун) и Майкы Уйшин (Хушидай Байку) - разные люди!

Соответственно, Старец Усун- Майкы Уйсын или "законник" Майкы (определение Валиханова) -  это, в первую очередь, родоначальник института биев. Чингисхан сделал его онгоном еще при жизни (!)

Этим и объясняется, почему его почитали/почитают и его имя стало эпонимом для Старшего жуза. (Эпо́ни́м (др.-греч. ἐπώνῠμος букв. «давший имя», лат. heros eponimus))

Касательно эпонима Майкы Уйсын

Диван Лугат Ат-Турк, М. Кашгари, стр 873

5511 майгак  — „кривоногий", о человеке (ал-ахнаф) или животном, у которого есть копыта (ал-"ажрад).

О проблемах с ногами и статусе "онгона" (аруаха) у старца из племени барын у Рада:

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html

Говорят, что Чингиз-хан сделал онгоном 982 одного человека из племени баарин подобно тому, как делают онгоном коня и других животных, т.е. никто на него не будет притязать и он будет свободным и тарханом 983.

Имя этого человека было Янги 984. В ханской ставке [орде] он [189] сидел выше всех, подобно царевичам, он входил по правую руку [от хана], коня его привязывали с конем Чингиз-хана. Он совсем одряхлел, и Чингиз-хан повелел, чтобы кто-нибудь из племени суканут становился на четвереньки, дабы Янги садился на коня, поставив ногу на его спину. По этой причине племя суканут называют «конюхом Янги» [актачи-и йанги] и называют также «нижним конюхом» [дуриджи-актачи]. Они же от этих слов приходят в ярость, выходят из себя, отрицают, не принимают на свой [счет] и относят это к [злой] шутке и издевательству.

 

Теперь о "коротких" ногах и статусе УйшынМайкыбия в некой татарской сказке:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1560-1580/Zizn_Gengis_chan/text1.htm

"....Тогда Уйшинмайкыби сказал: Гой Беки! я на равне с вами ходишь не могу; у меня ноги коротки. И прочие Беки спросили; что же ты станешь делать? Майкыби отвечал: я попрошу позволения Ханского сесть вместе с ним на телегу, да коли кто плохо везти будет, то стану толкать его тростью в спину. Они же отвечали: пожалуй, сделай это; и Уйшинмайкыби стал просишь Хана: О, Хан мой, у меня нога коротка, я тащить телегу не могу; окажи милость, вели присесть вместе с тобою на телегу! И Джингиз-Хан отвечал ему: хорошо [218] садись. Наконец, несколько времени спустя, Беки эти, везя Джингиза, достигли города Алангу и известив ее наперед вошли в палаты ее. А так как никто из них не знал, кому должно пойти вслед за Джингизом, то Майкыби сказал! О Хан мой! кому велите вы итти вслед за собою, волам ли, которые везли телегу, или хозяину, который их впрягал? А Джингиз отвечал: коли хозяин не войдет, так неужели бык войдет наперед? Тогда Майкыби, подбежав прытко вошел и занял место о правую руку Хана; а тогда и прочие Беки присели..."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Zake said:

Диван Лугат Ат-Турк, М. Кашгари, стр 873

5511 майгак  — „кривоногий", о человеке (ал-ахнаф) или животном, у которого есть копыта (ал-"ажрад).

 

 

1629365382-46649374.jpg&w=400&h=500&zc=2

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ССМ упонимается некий Хорчи Усун из бааринов.

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sokr_skaz/text1.phtml?id=4413

Кроме того, прибыли одним куреней и Бааринцы: старец Хорчи-Усун и Коко-Цос со своими Менен-Бааринцами.

§ 121. Хорчи сказал: "Мы с Чжамухой происходим от жены, которую имел священный предок Бодончар. Стало быть, у нас, как говорится,

Чрево одно
И сорочка одна.

Мне никак не следовало бы отделяться от Чжамухи. Но было мне ясное откровение. Вот вижу светлорыжая корова. Всё ходит кругом Чжамухи. Рогами раскидала у него юрты на колесах. Хочет забодать и самого Чжамуху, да один рог у нее сломался. Роет и мечет она землю на него и мычит на него-мычит, говорит-приговаривает: "Отдай мой рог!" А вот вижу комолый рябой вол. Везет он главную юрту на колесах, идет позади Темучжин, идет по большому шляху, (Проторенной дороге) а бык ревет-ревет, приговаривает: "Небо с землей сговорились, нарекли Темучжина царем царства. Пусть, говорит, возьмет в управление царство! Вот какое откровение явлено глазам моим! Чем же ты, Темучжин, порадуешь меня за откровение, когда станешь государем народа?" - "Если в самом деле мне будет вверен этот народ,:-ответил Темучжин,-то поставлю тебя нойоном-темником!"- "Что за счастье стать нойоном-темником для меня, который теперь предрек тебе столь высокий сан! Мало поставить нойоном-темником, ты разреши мне по своей воле набирать первых красавиц в царстве да сделай меня мужем тридцати жен. А кроме того, преклоняй ухо к моим речам". Так он сказал

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sokr_skaz/text3.phtml?id=4415

207. Сказал Чингис-хан Хорчию: "Ты предсказал мне будущее, с юности моей и по сей день в мокроть мок со мною, в стужу - коченел. Ты, Хорчи, помнишь, говорил: "Когда сбудется мое предсказание, когда Небо осуществит твои мечты, дай мне' тридцать жен. А так как ныне все сбылось, то я и жалую тебя: выбирай себе тридцать жен среди первых красавиц этих покорившихся народов". И он повелел: "Пусть Хорчи ведает не только тремя тысячами Бааринцев, но также и пополненными до тьмы Адаркинцами, Чиносцами, Тоолесами и Теленгутами, совместно, однако, с (тысячниками) Тахаем и Ашихом. Пусть он невозбранно кочует по всем кочевьям вплоть до при-Эрдышских Лесных народов, пусть он также начальству! над тьмою Лесных народов. Без разрешения Хорчи Лесные народы не должны иметь права свободных передвижений. По поводу самовольных переходов - нечего задумываться!"

Упоминается еще и Старец Усун

216. Потом сказал Чингис-хан, обратись к старцу Усуну: "Усун, Хунан, Коко-Цос и Дегай - из таких людей, которые не скрывают и не таят слышанного и виденного и говорят то, что думают. По Монгольской Правде существует у нас обычай возведения в нойонский сан - беки. В таковой возводятся потомки старшего сына Бодончара, Баарина. Сан беки идет у нас от самого старшего в роде. Пусть же примет сан беки - старец Усун. По возведении его в сан беки, пусть облачат его в белую шубу, посадят на белого коня и возведут затем на трон. Итак, пусть назначает и освещает нам годы и месяцы!"

Скорее всего, речь идет об одном человеке 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пусть он невозбранно кочует по всем кочевьям вплоть до при-Эрдышских Лесных народов, пусть он также начальству! над тьмою Лесных народов. Без разрешения Хорчи Лесные народы не должны иметь права свободных передвижений. По поводу самовольных переходов - нечего задумываться!"

Предки казахов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Steppe Man сказал:

Пусть он невозбранно кочует по всем кочевьям вплоть до при-Эрдышских Лесных народов, пусть он также начальству! над тьмою Лесных народов. Без разрешения Хорчи Лесные народы не должны иметь права свободных передвижений. По поводу самовольных переходов - нечего задумываться!"

Предки казахов?

Этот Хорчи Усун или старец Усун и есть Майкы Уйсын. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Steppe Man сказал:

176091795_818174158797881_15399997896787

роды ,племена у лошадей.

:D

не, это семьи одного рода. Папа-жеребец через 2 года выгонит дочерей-кобылок замуж. И сам заведет молодых жен из другого семейства. /почему-то правило 7 поколений не соблюдают.../ :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Steppe Man сказал:

роды ,племена у лошадей. :D

 

1 час назад, buba-suba сказал:

не, это семьи одного рода. Папа-жеребец через 2 года выгонит дочерей-кобылок замуж. И сам заведет молодых жен из другого семейства. /почему-то правило 7 поколений не соблюдают.../ :D

 

Аза, Буба, вы что, подались в зоотехники? )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.02.2021 в 04:28, Zake сказал:

Уйсын и уйшын - это слова и разные названия.

Да конечно, и Алчин с Алшин - разные слова. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Скриптонит сказал:

Да конечно, и Алчин с Алшин - разные слова. :lol:

Алчин и алшын - это вариации одного слова. Исходное корневое алчи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Zake сказал:

Алчин и алшын - это вариации одного слова. Исходное корневое алчи.

Уйшун и Уйсун тоже одно слово

Уйшун = Уйсун, Уймаут = Оймауыт, Алчин = Алшын, Сиджиут = Седжевют

 

Хазарейские племена:

Имя племени Имя на хазарейском Племенная структура Происхождение
Алчин     Алчи татары?
Аймак Хазара ایماق هزاره    
Аттарвала عطارواله    
Баше Гулам بچه غلام    
Бахрин بارین   Баарин
Барлас برلاس   Барлас
Баймаут بایموت   Баяут?
Бехсуд بهسودی   Бэсут
Болагичи بولاگچی   Булгачин?
Борджигай     Борджигин
Чилджиут چیلجویت    
Дахла داهله    
Дай Берка دای برکه    
Дай Чопан (Сулдуз) دایچوپان Урузгани Чобаниды, Сулдуз
Дай Хитай دای خیتای Урузнани Кидань
Дай Кунди دایکندی    
Дай Мирак دایمیرک    
Дай Мирдад دایمیرداد    
Дай Занги دایزنگی    
Дай Зиньят      
Дала Пас Кинди داله    
Гурлат گُلرات   Хурлат, Курлаут?
Джагату جغتو    
Джагури جاغوری    
Джалаир جلایر   Джалаир
Джамшиди جمشیدی   Аймаки
Джид جِد   Уджид
Джиргай جِرغی    
Кераит کیرات   Кераит
Халаут کالو    
Калуги کالوگی    
Киригу کیریگو Дай Занги  
Маска مسکه    
Меркет مِرکِت   Меркит
Мухаммад Хваджа محمد خواجه   Барлас
Нави بابه    
Найман نایمان   Найман
Некпай نیکپای    
Никудари نیکودری   Никудари
Онгут     Онгут
Поладха پولادی    
Паги پشی    
Каландар قلندر    
Кара Баги قره‌باغی    
Кара Батур قره‌باتور   Черный Батыр
Карлук قرلوق Урузгани Карлук
Карчин قرقین   Харчин, Хорчин?
Катаган قطغن   Катаган, Хатагин
Казак قزاق   Казах
Кипчак قپچاق   Кыпчак
Киргиз قرغیز   Кыргыз
Куль Барс قول بارس    
Сарчешмайе سرچشمه‌ای    
Шербарту شیبرتو    
Шейх Али شیخ علی    
Шибарги شیبرگی    
Шеердаг شیرداغ    
Тамаки تمکی    
Татар تاتار   Татар
Таймани Хазара تایمنی   Аймак
Телеу تلیو   Теле, Телеут?
Тулай Хан Хазара تولای خان   Тулай
Тумай تومی    
Туркмани ترکمنی   Туркмен
Урузгани ارزگانی    
Уйгур اویغور   Уйгур
Уйшун اوشن بیگ   Уушин, Уйшун, Хушин
Уйрат یرات   Ойрат
Воки اوقی    
Ямуд یامود   Йомут (туркмены)

Ссылка: Племена Хазарейцев

 

 

92 Узбекских племен илатийа:

Маджму ат-Таварих"
"Тухфат ат-таварих-и хани"

Рукопись 4330.0 из собрания

Института востоковедения УзССР

 
Список племен по Закиру Чормошеву
 
минг
минг
минг
катаган
юз
кыргыз
юз
джуз(юз)
кырк
юз
кырк
минг
джалаир
кырк
онг
кырк
сарай
онг
онгачит
онгкой
конгурат
онгачит
джалаир
чит
алчин
джалаир
сарай
джалаир
аргун
конгурат
хытай
сарай
найман
алчин
кипчак
конгурат
кыпчак
аргын
найман
алчын
калмак
сарай
чакмак
аргын
чакмак
найман
урмак
айман(найман?)
кыргыз
кипчак
тувадак
кыпчак
кырлык
чакмак
бостон
чакмак
тюрк
бурлат
сымырчик
адак(азак)
туркмен
сымырчик
каламак
калдык
байаут
булат
карлук
тоодак
бурлан
каттаган
каттаган
буллак
шымырчик
килечи
арлат
шымырчик
кабаша
кинегес
аргун
катаган
нуджин
буйурук
барлас
калтабий
килечи
уйрасут
буйтай
кунакаш
килекеш
кыят
кенегес
бойрок
бурят
хытай
килечи
ойрот
убрят
канглы
буйурак
курлас
кыят
авар
ойрат
кыят
хытай
джубаладжи
кыят
кытай
канглы
туйчи
кунграт
кангелди
урйуз
буйут
канглы
чоплачи
джуналахи
джыйыт
уз
кошчу(кушчу)
куджи, кучи
джилджиут
джуладжи
буланчи
утарчи
буйат
джусуладжи
чувут
пуладчи
уймаут
кучи
джыйыл
джыйыт
арлай
утарчи
буят
джуйут
кераит
пуладчи
уят
джулджут
онгут
джуйут
арлай(адылай)
турмаут
тангут
джыйыт
кыйрат
уймаут
мангыт
джалджут
онгкот
арлат
джалджаут
буйазут
тангут
кереит
масит
уймаут
мангыт
онгут
меркит
кераит
чарчут(чалчут)
тангут
буркут
баган
мит
мангут
кият
онгут
меркит
джалаут
куралас
тангут
буркут
мамасит
оглен
мангыт
кият
меркит
кары
меркит
окулат
буркут
араб
буркут
кыдый
кият
илачи
масид
арап(араб)
куралаш
джубурган
кият
ылаачи
оглен
кышлык
оглен
чубурган
кары
гирей
алчин
кыштык
араб
туркмен
кары
кийрат(килят)
илачи
дурман
гариб
туркмен
джубурган
табын
шубурган
дурман
кышлык
тама
кышлык
табан
гирей
рамадан
туркмен
там(тама?)
дурмен
митан
дурмен
рамлам(рамнан)
табын
уйшун
табын
мойтон
тама
бурия
там
ойшон
рамадан
хафиз
рамадан
бирия
уйшун
уйурджи
митан
апыз(апыл)
бадай
джуйрасут
уйшун
казак
хафиз
будай
бусе
кыргыз
уйурджи
банаш
хафиз
мундуз
джурат
татар
кыргыз
кутчу
татар
б.дж.к.р.
татар
ойчу
юрга
сулдуз
йадж.к.р.
джуурат
баташ
азак
сулдуз
бадай
баташ
калмак
калывай
татар
каучин
каракалпак
дуджир
табаш
тубай
санвадан
джурат
чыкыр
тилау
тубай
будай
сулдуз
кардари
тилау
оглан
тубай
санхиян
киради
курлаут
кылдый
кыргын
сактиян
чимбай
кирдираи(кылдырай)
ширин
кыркын
махди
сактан
оглан
ширин
чилкас
кыргын(кырчин)
чимбай
оглан
угур
ширин
чаркас
курлат
агар
углам(оглан)
уйгур
баглан
кур
куулат(курлат)
анмар
чимбай
никуз
джыглак
ябу
чилкас
кара
чынабай
таргыл
уйгур
тушлуб
чилкас
тургак, турган
арнамар
ябу
уйгур
теит
ябу
таргыл
ачар(агар)
кохат
таргыл
кохат
таргыл
фахыр
турган
шуран
турукай
куджалык
кохат
ширин
кычит
шуран
маджар
тама
маджар
дераджат
куджалык
бахрин
коджолук
кимат
суран
гирей
сооран
шуджа-ат
бахрин
сахтиян
 
авган

Список 92 узбекских племен илатийа

 

1) Общие, схожие племена, которые выделены черным: Алчин, Бахрин, Барлас, Сулдуз, Гурлат/Хурлат, Джалаир, Кераит, Меркит, Найман, Онгут, Карлук, Катаган, Баяут, Чилджиут/Джилджиут, Кипчак, Татар, Телеу, Туркмен, Уйгур, Уйшун, Уйрат, Хитай, Киргиз, Казак

2) Племена которые есть у Хазарейцев, но отсутствуют в списке 92 узбекских племен: Бехсуд, Борджигай, Болагачи, Дай Берка, Киригу, Халаут, Никудари, Карчин, Ямуд (туркмены)

3) Племена которые присутствуют в в списке 92 узбекских племен илатийа, но отсутствуют у хазарейцев: минг, кунграт, куралас, аргун, кият, мангыт, дурмен, табын, арлат, бурят, канглы, турмаут, уймаут, тангут, джалаут, буркут, гирей, будай, джурат, каучин, ширин, масид, никуз

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Zake сказал:

@Скриптонит

Дайте этимологию слова уйсын

Уйсун это измененное Уйшун. Тут кыргыз @Samatqэто уже не раз говорил, тем более это племя есть у узбеков, хазарейцев и даже крымских татар (было как минимум)

 

'Татаро-Монгольские' племенные названия сел в Крыму:

Село Дулат  — село в Нижнегорском районе Республики Крым

Село Джалаир  исчезнувшее село в Черноморском районе Республики Крым

Село Джалаир — село в Нижнегорском районе Республики Крым

Село Барын  исчезнувшее село в Белогорском районе Республики Крым

Село Татар Барын   — село в Джанкойском районе Республики Крым

Село Татар Ширин исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым

Село Сиджиут  — село в Сакском районе Республики Крым

Село Керлеут  исчезнувшее село в Красноперекопском районе Республики Крым

Село Керлеу́т  исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым

Село Баяут  исчезнувшее село в Советском районе Республики Крым 

Село Баяут — село в Красногвардейском районе Республики Крым

Село Найман  — исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым

Село Найман   исчезнувшее село в Ленинском районе Республики Крым

Село Мангыт  исчезнувшее село в Ленинском районе Республики Крым

Село Конграт — село в Советском районе Республики Крым

Село Конрат — село в Белогорском районе Республики Крым

Село Кенегез  исчезнувшее село в Красногвардейском районе Республики Крым

Село Кенегез  исчезнувшее село в Раздольненском районе Республики Крым

Село Катаган  исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым

Село Ишу́нь — село в Красноперекопском районе Республики Крым

Село Токмай-Уйшун  исчезнувшее селение в Красногвардейском районе Республики Крым

Село Джанболду́-Конра́т   исчезнувшее село в Красногвардейском районе Республики Крым

Село Месит  (Защи́тное)  исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым

Село Месит  (Сафьяновка)  исчезнувшее село в Джанкойском районе Республики Крым

Село Аргын  исчезнувшее село в Первомайском районе Республики Крым

Село Алтынджы Меркит   исчезнувшее село в Раздольненском районе Республики Крым

Село Аксакал Меркит   — село в Раздольненском районе Республики Крым

Село Дурмен   исчезнувшее село в Ленинском районе Крыма

Село Вейрат  упразднённое село в Симферопольском районе Республики Крым

Село Тюбет-Адаргин  исчезнувшее село в Красногвардейском районе Республики Крым

Село Адаргин — село в Красногвардейском районе Республики Крым

Село Алчин   исчезнувшее село в Белогорском районе Республики Крым

Село Алчин   исчезнувшее село в Красноперекопском районе Республики Крым

Село Унгут  — село в Сакском районе Республики Крым

Село Унгут   исчезнувшее село в Кировском районе Республики Крым

Село Джадра-Кият  упразднённое село в Джанкойском районе Республики Крым

Село Кара́-Кия́т  — село в Симферопольском районе Республики Крым

Село Кият  — село в Буинском районе Татарстана. Административный центр Киятского сельского поселения.

 

Села с названиям Кият  в Крыму и Татарстане.

 

Бушаков В.А. Тюркская этноойконимия Крыма — Москва, 1991. — 341 c.

11. Широко представленный в ойконимии Крыма этн. ишунь ~ уйшунь (Ишунь Ф, три деревни, Уйшунь, две деревни, Биюк- и Джарин-Ишунь, Кыр-Ишунь(Уйшунь), Тезекли-Ишунь, Тенентек-Ишунь, две деревни, Тереклы-(Ишунь) Уйшунь, Токмай-, Тракай- и Эсен-Бак-Ишунь П; Эссенбай- и Одобаш-Уйшунь в Акмечетском кайм., Терекли, Тованы- и Кыр-Уйшунь в Карасубазарском кайм., Уйшен в Козловском кайм. и Ушун в Перекопском кайм.) имеет соответствия в этнонимии ногайцев (войсковое подразд. Юшинская хоругвь в войске Великого княжества Литовского, р. уьйсин пле. сарай и р. уьйсуьн пл. терак объед. йетишкуьл караногайцев), башкир (пл. уйшин ~ уйшун), каракалпаков (подразд. уйшун), узбеков (пл. ушун ~ уйшун ~ уйсун ~ юйшун, р. уйшун пл. джалаир, пл. уйшун кураминцев), казахов (одиннадцать племен Старшего ж., включая пл. сары-уйсунь, носили общее название уйсунь) и монголов (р. усинь в сп. XVII в., р. басут-уйшинь правого крыла аймака Ордос).

По преданию, казахи Старшего ж. ведут свое происхождение от монгольского народа уйсун и считают своим родоначальником Майки-бия, современника Чингис-хана [Востров, Муканов, 1967. С. 25]. У кураминского пл. уйшун также существует предание, связывающее происхождение племени с монголами [Файзиев, 1963. С. 44]. Племя усун входило в состав войска Бату-хана [Ахмедов, 1965. С. 163].

Чингис-хан отдал монгольское пл. ушин ~ хушин во главе с Хушидай-Байку (Майки-бий казахских преданий) своему сыну Джочи. Затем Хушидай-Байку командовал правым крылом войска Бату-хана [Рашид-ад-дин, 1952. Кн. 1. С. 78. 171-172; Кн. 2. С. 274].

https://forum-eurasica.ru/topic/6701-татаро-монгольская-топонимика-в-крыму/

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Скриптонит

Если нет ответа, то и так и пишите.

Не надо здесь  разводить бессмысленный копипаст. Это нечитабельно, просто оставляйте ссылки и всё.

Я уже много раз писал, что было два персонажа:

1. Байку (Майкы) из племени хушин (уйшин), военачальник Джучи

2.  Майкы Уйсын из племени баарин (старец Усун), родоначальник института биев по казахскому фольклору, жрец-волхователь по определению Бартольда.

Не надо их путать! Казахские уйсыны связаны именно с Майкы Уйсыном из племени баарин. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

@Скриптонит

Если нет ответа, то и так и пишите.

Не надо здесь  разводить бессмысленный копипаст. Это нечитабельно, просто оставляйте ссылки и всё.

Я уже много раз писал, что было два персонажа: Байку (Майкы) из племени хушин (уйшин), военачальник Джучи и Майкы Уйсын из племени баарин (старец Усун), родоначальник института биев по казахскому фольклору, жрец-волхователь по определению Бартольда.

Не надо их путать! Казахские уйсыны связаны именно с Майкы Уйсыном из племени баарин. 

Нет никаких доказательств, что уйсуны связаны с Усун из племени Баарин. Это лишь предположения некоторых людей вроде @asan-kaygy.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Скриптонит сказал:

Нет никаких доказательств, что уйсуны связаны с Усун из племени Баарин. Это лишь предположения некоторых людей вроде @asan-kaygy.

Без проблем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...