Перейти к содержанию
Zake

Этимология/семантика "үйсін" и "уйшун"/"хушин". Это разные варианты одного слова или разные слова?

Рекомендуемые сообщения

1 час назад, Boroldoi сказал:

Скажу только, в конце У быть никак не может тем более Ы. Написали да разных слова и соглашаются, вообще замечательно :).

 Я вас очень сильно обрадую:  добавлю  "шаныш" в копилку.  Значение то же самое - "колоть". Еще и "острога"!

Речь идет об одном и том же. Разные вариации/ оттенки.

Шаныш-шаншы-шаншу - все это на казахском означает "колоть", "вонзать", "втыкать". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

 Шанышкы - это и есть Чанишки[т]. Один в один!

ССМ:

Чингис сказал кравчему Вангуру, сыну Мунгэтукияня: «В прежнее время, ты, вместе с тремя домами Тохураут, пятью домами Тархут и с двумя родами: Чаншикит  и Баяу, составил со мной одно становище.

Посмотрите тамгу рода, название рода и тамги одно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Tama сказал:

Посмотрите тамгу рода, название рода и тамги одно.

Всё правильно!

Тамга является производной от названия племени. Всё это взаимосвязано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгол это политоним, до 1206 года его не существовало. Это признают и сами монгольские ученые. До этого все они назывались татарами, как это подтверждает сунский посланник, который нашел там только диких татар. До этого они говорили на тюркском, на монгольский перешли позднее смешавшись с тунгусами и маньчжурами.

К.Сарткожаулы д.и.н., д.фил.н, тюрколог известный ученый МНР и РК.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Tama сказал:

Монгол это политоним, до 1206 года его не существовало. Это признают и сами монгольские ученые. До этого все они назывались татарами, как это подтверждает сунский посланник, который нашел там только диких татар. До этого они говорили на тюркском, на монгольский перешли позднее смешавшись с тунгусами и маньчжурами.

К.Сарткожаулы д.и.н., д.фил.н, тюрколог известный ученый МНР и РК.

На форуме это назовут "фольком".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

На форуме это назовут "фольком".

Российское востоковедение и советская историография сделали свое дело.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Tama сказал:

Не мое:

Татар производное от слова Татыр, например, татыр дала. То есть Татары жители Степи, степняки.

Нормальная версия. 

Была еще версия связанная со словом "тянуть".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад, Tama сказал:

Татар производное от слова Татыр, например, татыр дала. То есть Татары жители Степи, степняки.

 

В каком языке татыр - степь?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

В каком языке татыр - степь?

 

На казахском)

татыр, татыра́у полынная степь

жылқысын айдап салды татырауға → он выгонял свой табун в полынную степь

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 минут назад, Zake сказал:

На казахском)

татыр, татыра́у полынная степь

жылқысын айдап салды татырауға → он выгонял свой табун в полынную степь

 

Какой же все таки богатый на регионализмы наш язык! )

Впервые слышу такое название степи. Мы степь называем одним словом - қыр, и больше никак.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Tama said:

Монгол это политоним, до 1206 года его не существовало. Это признают и сами монгольские ученые. До этого все они назывались татарами, как это подтверждает сунский посланник, который нашел там только диких татар. До этого они говорили на тюркском, на монгольский перешли позднее смешавшись с тунгусами и маньчжурами.

К.Сарткожаулы д.и.н., д.фил.н, тюрколог известный ученый МНР и РК.

Эти оскорбления каким боком к сабжу относятся мил человек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Zake said:

 Я вас очень сильно обрадую:  добавлю  "шаныш" в копилку.  Значение то же самое - "колоть". Еще и "острога"!

Речь идет об одном и том же. Разные вариации/ оттенки.

Шаныш-шаншы-шаншу - все это на казахском означает "колоть", "вонзать", "втыкать". 

О вас тут кто то сказал вы не всегда понимаете что читаете. Я вам хотел помочь, уточнил корень слова как она должна быть согласно правописании.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Boroldoi сказал:

О вас тут кто то сказал вы не всегда понимаете что читаете. Я вам хотел помочь, уточнил корень слова как она должна быть согласно правописании.  

Как вы можете мне помочь? Лучше самому себе помогите)

Еще раз попытаюсь обьяснить, если не поняли.

Шаныш /шаншы - шаншу - это все  вариации одной исходной фонемы! 

Разберем шаныш-шаншы.  Подобных примеров много. 

Навскидку:

мұрын-мұрны (нос), ауыз – аузы (рот), дауыс – даусы (голос) и т.д.

Например, мұрын - нос https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/мұрын/

мұрны - нос https://ru.translatero.com/kazakhskij-russkij/perevod/Мұрны

Т.е. шаныш/шаншы  - шаншу- это одно и то же!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 minutes ago, Zake said:

Как вы можете мне помочь? Лучше самому себе помогите)

Еще раз попытаюсь обьяснить, если не поняли.

Шаныш - шаншы/шаншу - это все  вариации одной исходной фонемы! 

Подобных примеров много. 

Навскидку:

мұрын-мұрны (нос), ауыз – аузы (рот), дауыс – даусы (голос) и т.д.

Например, мұрын - нос https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/мұрын/

мұрны - нос https://ru.translatero.com/kazakhskij-russkij/perevod/Мұрны

Т.е. шаныш- шаншы (шаншу) - это одно и то же!

Самому себе в чем я должен помочь. Вы хотите понять название племени цаншиут или натянуть ваш шаныш на это слово. Во втором случае вам конечно помощь не нужна. Я забыл вы больше по натягиванию спец, извиняюсь.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Boroldoi сказал:

Самому себе в чем я должен помочь. Вы хотите понять название племени цаншиут или натянуть ваш шаныш на это слово. Во втором случае вам конечно помощь не нужна. Я забыл вы больше по натягиванию спец, извиняюсь.

Значит не дошло.

Потом откуда вы откопали слово "цаншиут"? 

В источниках есть только варианты " чаншиут" и "чаншикит". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Какой же все таки богатый на регионализмы наш язык! )

Впервые слышу такое название степи. Мы степь называем одним словом - қыр, и больше никак.

 

Боюсь не владею казахским на должном уровне, но вроде как степь в зависимости от травы, которая на ней растет всегда называлась по разному 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Boroldoi сказал:

Скажу только, в конце У быть никак не может тем более Ы. Написали да разных слова и соглашаются, вообще замечательно :).

В казахском языке окончание Ы - означает существительное, а окончание У производный от него глагол 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, Qairly сказал:

В казахском языке окончание Ы - означает существительное, а окончание У производный от него глагол 

Шаныш (шаншы) - тоже глагол, как и шаншу.

https://monographies.ru/ru/book/section?id=6673

"...Так же, как и во всех тюркских языках, в казахском языке производные слова с формантом -қы//-кі обозначают названия орудий: бұрғы «бур, сверло» < бұр «поворачивать», кескі «резак» < кес «резать», сыпырғы «метла, веник» < сыпыр «мести», шапқы «тесак» < шап «рубить, косить», сүргі «рубанок» < сүр «тесать», шанышқы «вилка» < шаныш «колоть», шеккі (диал.) «весы»..."

 

http://www.ru.samah.chv.su/s/сунчăка

На чагатайском "чанч",  у уйгуров - "санчи", у каракалпаков - "шаныш":

"...От глагола: чаг. caнч, чанч «колоть», «пронзать», «сражаться копьем»; уйг. санчи, азерб., тур. caнч, казах., ног. шанш, к. калп. шаныш, башк. сәнсе, тат. чәнч «вонзить», «пронзить», «колоть», «втыкать».."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Qairly сказал:

Боюсь не владею казахским на должном уровне, но вроде как степь в зависимости от травы, которая на ней растет всегда называлась по разному 

 

Мы называем нашу степь одним названием - қыр.

Вне зависимости от трав, хотя, собственно, травы в степи всегда одни - ковыльные, полынные, солончаковые, житняк. 

Степь словами - дала, кең дала, татыр, сарыарқа, жазық и другими терминами - не называем. Эти названия наверняка используют в других регионах, но не уверен.

Дала у нас имеет другое значение - это то, что противоположно понятию дом/юрта, то есть открытое пространство, улица, двор, хоть что, но не конкретно степь. 

Еще говорим түз на открытое поле, на степь вокруг юрты, дома, например, женщины говорят "түзге отыру" - сходить подальше от дома/юрты в поле и посидеть посмотреть как ссссадятся ссссамолеты. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чанч -  колоть, пронзать

жанчуу - колошматить, жанчкылап өлтүр избить до смерти, забить насмерть.

жанчыш - канча күнү, нече түн калмак менен жанчышкан фольк. сколько дней, сколько ночей они с калмыками неистово дрались.

чан -  эфес сабли, рукоятка меча; кылыч менен чабышып, кылыч сынып кеткенде, чаны колдо калышып фольк. мечами они рубились, а когда поломались мечи, в руках остались рукоятки;

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.03.2021 в 03:32, Zake сказал:

Насчет "мудрецов" -йусут. Во первых это не "мудрецы". 

Во вторых,я уже много раз писал свою точку зрения, что название "йусут" стянулось  до "йст"= "ыст".  Плюс аффикс производного прилагательного "ты" получаем ыст(ты). По аналогии названия шапраш[ты], ошак[ты]. 

С этим я согласен. Но, при чем тути переход иусун/иусут  в Уйсын

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.03.2021 в 03:37, Zake сказал:

Никто "сообразительно" не делился. Уйсын Майкы - это старец Усун из племени баарин. В шежире он представлен как предок уйсынов, потому что при жизни Чх сделал его онгоном и т.д.  Но это не означает, что он биологический предок всех уйсынов. 

Майкы Уйсын (старец Усун) и Майкы из племени уйшин (Байку Хушитай) - разные люди. Это видно из источников и фольклора. Но эти образы наложились друг на друга вследствие общего/внешнего сходства имен.

Насчет киятов у казахов. Мне кажется Аристов здесь прав.  Имхо с чаншиут-киятами связаны именно шанышкы[лы]. В источниках пишут два варианта: "чаншиут" и "чаншикит".

ССМ:

Чингис сказал кравчему Вангуру, сыну Мунгэтукияня: «В прежнее время, ты, вместе с тремя домами Тохураут, пятью домами Тархут и с двумя родами: Чаншикит  и Баяу, составил со мной одно становище.

   Таким образом, уйсыны не появились во времена ЧХ, их история идет с древности. Еще с сакских времен.  Что касается киятов, то они как раз  5 подрод Дулатов, которого не досчитали после  миграции вместе с Бабуром в Индию, где они  стали известны под именем Моголы, а не кият или дулат.  Племя дулу/дулат  состояла из 5 подродов и вместе с Нушиби (нукузами)  составляли  общность Он ок- племя 10 стрел. Нушиби  составляли 5 подродов как кайы, чавулдур, баяндур, аккойлы, каракойлы.     

 

06.03.2021 в 03:37, Zake сказал:

Сборник летописей Рашид Ад Дина:

Второе подразделение – нируны, которых также называют киятами; они разделяются на две ветви; кияты вообще и в этом смысле [они объединяют роды]: юркин 272, чаншиут 273, кият-ясар 274 и кият-бурджигин 275, что означает – синеокие; их ветвь произошла от отца Чингиз-хана и имеет [поэтому] родственное отношение [к роду Чингиз-хана и его отца].

273. У Березина – джнкшут; у Владимирцова – чаншикит, чиншиут (op. cit., стр. 57, 65 и 66).

Я полагаю, что после "катаганской резни" остаток катаганов вместе с шанышкылы (которые раньше были в составе катаганов) стали частью канглы.

 Да, катаганы  вошли в состав канлы. Но я считаю их потомками каракитайцев. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...