Перейти к содержанию
Zake

"Дарлекин" и "нирун". Объяснение терминов в контексте сведений Рашид Ад Дина

Рекомендуемые сообщения

12 часов назад, Zake сказал:

Но (!) мы не видим же этого слова (нур) в ДТС, словаре Кашгари, языке средн. монголов в др. словарях.

 

Я думаю, что не аргумент, ведь ДТС, Диван Лугат ат-Тюрк, Гандзакеци, Мукаддимат ал-Адаб и прочие, в отличие от современных словарей, не могли вобрать в себя всю лексику того или иного языка.

 

12 часов назад, Zake сказал:

Т.е. у нас нет аргументации в пользу того, что они могли использовать этот арабизм.

 

Арабизм он или нет это и есть спор. Таких спорных арабизмов или фарсизмов очень много, на память из халха-монгольского языка - сульд (султан), цаг (сагат), ариун (ару) и т.д.

Да, я знаю, что принято отмахиваться от этой (самой подходящей!) версии считая ее арабизмом, но так ли это на самом деле?! Вот о чем я.

 

Хорошо, давайте перейдем к обсуждению второго прозвища - дарлекин.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Если прозвищу "нирун" Рашид ад-Дин дал объяснение, хотя и не совсем понятное, что рождает догадки и споры, то, к сожалению, прозвищу "дарлекин" объяснений не оставил вообще:

 

"... Глава первая. О тюркско-монгольских племенах, называемых дарлекин". 

"... Глава вторая. О тех тюркских племенах, которых называют нирун". 

"... Под монголами дарлекин имеются в виду монголы вообще".

 

Так что версии здесь будут еще разнообразнее, чем с нирунами. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28.01.2021 в 19:04, Zake сказал:

Ув Акб. 

Пролистал форум и мне кажется очень интересными доводы экс-юзера уважаемого Ар. Посмотрите как он этимологизировал имя "Ангиарм", дочери царя Кайду

Ответы Ар:

...По- видимому, это имя - производное от слова IН(Г)IР, где буква "Н" - с хвостиком. Значение в тюркских языках - СУМЕРКИ, т.е. то самое время , когда на небе появляется СВЕТЛЫЙ ЛУННЫЙ ДИСК....

... У этого АЛТАЙСКОГО слова первоначальноые значения - СУМЕРКИ, РАССВЕТ, ВОСХОД (как утренний, т.е. восход солнца, так и вечерний, т.е. восход ЛУНЫ), причем основное значение ЦВЕТОВОЕ, т.е. БРЕЗЖИТЬ, СВЕТЛЕТЬ и т.п. 

Значение в тунгусских языках - ДЕНЬ, звучит как ИНЕН, т.е. без конечного "Р". Наиболее близко к имени "Ангиарм" - корейское звучание АНИРИМ. Корейские значения - СУМЕРКИ, ВЕЧЕР. В монгольских языках родственного слова , согласно Старостину, не отмечено.

Так что принцесса была названа , скорее всего, тюркским именем. ;).

...Есть такая фраза из книги "Мифы народов мира. Под ред. С.А. Токарева ", из которой следует, что определенная связь между словами IНIР = "сумерки, вечер" и "луна" имеет место быть. Связь , понятно, не прямая, а в виде IНIР ШОЛПАН = вечерняя "Венера", которая считалась ЛУННОЙ. Т.е. , таким образом имя АНГИАРМ ( например, так - IНIРЫМ = (моя) "лунная" ) вполне могло означать ЛУНУ вот таким метафорическим способом.

Солбон (бурят.), С 6лбан (хакас.), Чолмон (алт.), Чолбан, или Шолбан (тувинск.), Чолбон (якут., эвенкийск.), Цолвн (ойрат-калм.), в мифологии монгольских народов, сибирских тюрок и некоторых тунгусских народов персонификация или дух - хозяин планеты Венера, небесное божество. Выступает в ипостасях утренней и вечерней звезды. В алтайской шаманской мифологии утренняя звезда (Тапах Чолмон) характеризуется как солнечная, а вечерняя ( Иныр Чолмон) - как лунная 

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Polo/frametext11.htm

...У царя Кайду была дочь; звали ее по-татарски Ангиарм, а по-французски это значит «светлая луна»....

Касательно того, что Ангиарм - это и есть Iңірым ("моя лунная") по версии ув. Ар_.

Ув Ар_ уже писал о связи  Венеры (Иныр Чолман) и Луны в мировоззрении тюркских народов.

Добавлю пост ув Акб касательно связи Венеры и Луны у казахов:

"Казахи Тарбагатая и Алтая по запискам Г.Н.Потанина (1876-1877) говорили:

«Үркер айдың ұлы, Шолпан айдың қызы» (перевожу: Плеяды – сын Луны, Шолпан (Венера) – дочь Луны). Т.е. понятия луны (ай) и венеры (шолпан) связаны."

 

От себя добавлю, что серповидная форма Венеры действительно похожа на серп Луны. 

"...В 1610 году знаменитый итальянский учёный Галилео Галилей первым наблюдает за фазами Венеры и заявляет, что она подражает Луне. Он также видит, что "когда Венера почти полная, она мала, а когда Венера как тонкий полумесяц, она велика". ..

...Из всех небесных тел наиболее известен серп Луны, некоторые люди невооружённым глазом видят в соответствующем положении серп Венеры....

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Полумесяц

 

Таким образом, (на мой взгляд) ув Ар_  совершенно верно этимологизировал имя дочери Кайду Ангиарм как Iңірым.

Во вторых, слово Iңір использовалось средневековыми монголами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глава первая о тех, кого называют монгол-дарлекин. Они являются отраслями и племенами, ведущими свое происхождение от остатков монгольских племен нукуз и кият, некогда ушедших на Эргунэ-кун 767, [где] размножились. Были они [еще] до времени Добун-Баяна и Алан-Гоа.

Во первых, дарлекин-монголы - это  потомки Нукуз и Кият, некогда ушедших на (труднодоступный) Ергенекон, т.е. потомки ВСЕХ монголов Ергенекона. Поэтому они - монголы вообще.

...Имеется рассказ, [передаваемый со слов] заслуживающих доверия почтенных лиц, что над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение [среди] них, что [в живых] осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь |S 60| горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая [по климату] степь. Название этой местности Эргунэ-кун. Значение слова кун – косогор, а эргунэ – крутой, иначе говоря, «крутой хребет». А имена тех двух людей были: Нукуз и Киян. Они и их потомки долгие годы оставались в этом месте и размножились...

...Когда среди тех гор и лесов этот народ размножился и пространство [занимаемой им] земли стало тесным и недостаточным, то они учинили друг с другом совет, каким бы лучшим способом и нетрудным [по выполнению] путем выйти им из этого сурового ущелья и тесного горного прохода. И [вот] они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись |А 30а| все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь целыми харварами, зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали [из них] кузнечные мехи. [Затем] сложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место; что разом этими семидесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот [горный] склон не расплавился. [В результате] оттуда было добыто безмерное [количество] железа и [вместе с тем] открылся и проход. Они все вместе откочевали и вышли из той теснины на простор степи.

Во вторых, КРАСНОЙ НИТЬЮ ПРОХОДИТ тезис о том, что Эргене-кон стал тесным/узким/недостаточным для монголов - потомков Нукуза и Кията.  Поэтому они вынуждены были  расплавить гору и таким образом "вышли из той теснины на простор степи".

Теснота, теснина - это  тар[лы́қ] на тюркских языках, является производным от "тар" - "узкий"(см скан из словаря Кашгари)

large.961584104_Screenshot_20210131-1228083.png.99cd8930eb7b007abfe613bf187a31f8.png

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/тарлық/

тарлы́қ
1) теснота
бөлме үлкен жанұяға тарлық етті → комната оказалась тесной для большой семьи
тарлық ету → оказаться тесным; скупиться; жадничать; проявлять завистливость
2) бедность; скудность
қолы тарлық → бедность (букв. руки коротки)
3) недостаток; нехватка
уақыттың тарлығы → недостаток времени
4) перен. недостатки; трудности
жалғанның тарлығы → жестокий мир
заманның тарлығы → трудное время
кең дүниенің тарлығын көру → испытать нужду в необъятном мире
 

Поэтому я считаю, что монголы-дарлекин или тарлы́қ[ун] монголы

означает монголов из узкого, тесного места, теснины (тарлы́қ) , откуда они ВЫНУЖДЕНЫ были выйти только посредством расплавления горы. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата
Proto-Altaic: *ŋḕrá
Nostratic: Nostratic
minus-8.png 
Eurasiatic: *ŋera
Meaning: fire, burn
Borean: Borean
plus-8.png
Altaic: *ŋḕrá
plus-8.png
Eskimo-Aleut: *ńǝʁiruɣ-
plus-8.png
Chukchee-Kamchatkan: *eŋer 'star'
plus-8.png
Comments: [PA *ni̯ṑri, PD *nijur- - suffixed forms of *nVjV?]
References: ОСНЯ 2, 85-86; МССНЯ 337, 339, 364 (2 roots: *ńurV и *nahrV); in Alt. cf. also *ni̯ṑri; in Drav. - *nijur- 'burn, fire' (69); *nēr- (1017); also *mur- (929)?. ND 1561 *n̄aherV 'day, sun, daylight' (Mong., Turk., Kor. + Sem. *nahar-); 1645 *ŋeh(U)ŕi 'light, fire' (TM, Jap. + wrong Mong. + Drav. *nijur- and incorr. *er-). Cf. also Austric: PAA *tǝŋaj, PAN */-NaR/ 'ray, light, sun'.

Ностратическое "свет". Далее алтайское:

Цитата
Proto-Altaic: *ŋḕrá
Nostratic: Nostratic
plus-8.png 
Meaning: day, sun, light
Russian meaning: день, солнце, свет
Turkic: *jạr-ɨn
plus-8.png
Mongolian: *naran
plus-8.png
Tungus-Manchu: *ŋēr(i)-
plus-8.png
Korean: *nár
plus-8.png
Japanese: *àrí-
plus-8.png
Comments: ОСНЯ 2, 86, АПиПЯЯ 295. See SKE 159, EAS 75 (Mong.-Kor.); one frequently links Turk. *jāŕ 'spring' (see SKE ibid., KW 272, VEWT 193), but the latter should be separated (see *ni̯ā́ŕ[à]); instead it seems plausible to compare Turk. *jarɨ-n 'tomorrow, morning' - see Лексика 80-81. TM *ŋēr(i)- 'light' is a perfect phonetic and semantic match and should be separated from Mong. gere-l 'light' (especially because the rule *ŋ- > Mong. g- is most probably false) - despite KW 134, Poppe 25, ОСНЯ 1, 228-229, АПиПЯЯ 18, Дыбо 11; on the etymology of the latter see under *gari (despite Poppe 1972, 101, Doerfer MT 21, the TM form of course cannot be borrowed from Mong. gerel).

Тюркское:

Цитата
Proto-Turkic: *jạr-ɨn
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: 1 morning 2 tomorrow 3 next year
Russian meaning: 1 утро 2 завтра 3 следующий год
Old Turkic: jarɨn 1 (Orkh.)
Karakhanid: jarɨn 2 (MK)
Turkish: jarɨn 2
Middle Turkic: jarɨn 1, 2 (Ettuhf.)
Uzbek: jarɨn 3 (dial.)
Sary-Yughur: jarɨn 3
Chuvash: ɨran 2
Yakut: sarsɨn 1
Dolgan: harsɨn 1
Bashkir: jarɨn 3 (dial.)
Gagauz: jārɨn 1, 2
Karakalpak: žarɨn 3
Comments: EDT 970, VEWT 190, ЭСТЯ 4, 147-148, Егоров 343, Лексика 80, Stachowski 97. Räsänen derives the stem from *jar- 'to shine, glitter', but this is dubious both for phonetic reasons (OT has jaru- 'to shine', but jarɨn 'morning') and because of external evidence.

Монгольское:

Цитата
Proto-Mongolian: *naran
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: sun
Russian meaning: солнце
Written Mongolian: nara(n) (L 565)
Middle Mongolian: naran (HY 1, SH), narăn (IM), naran (MA)
Khalkha: nar(an)
Buriat: nara(n)
Kalmuck: narṇ
Ordos: nara(n)
Dongxian: naran
Baoan: naraŋ
Dagur: nar (Тод. Даг. 156), nare (MD 194)
Shary-Yoghur: naran
Monguor: nara (SM 257)
Mogol: naran; ZM nārān (19-5a)
Comments: KW 272, MGCD 500.

Тунгусо-маньч.

Цитата
Proto-Tungus-Manchu: *ŋēr(i)-
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: light
Russian meaning: свет
Evenki: ŋērī
Even: ŋēri
Negidal: ŋējin
Spoken Manchu: gūxun 'bright' (2050)
Literary Manchu: gexun
Jurchen: ŋe-xun (736)
Ulcha: ŋegǯe(n)
Orok: ŋegde-
Nanai: ŋegǯẽ
Oroch: ŋegǯe
Udighe: ŋegǯe, ŋei
Comments: ТМС 1, 671-672.

Корейское:

Цитата
Proto-Korean: *nár
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: sun, day, weather
Russian meaning: солнце, день, погода
Modern Korean: nal
Middle Korean: nár
Comments: Nam 95, KED 302.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Zake сказал:

Поэтому я считаю, что монголы-дарлекин или тарлы́қ[ун] монголы

означает монголов из узкого, тесного места, теснины (тарлы́қ) , откуда они ВЫНУЖДЕНЫ были выйти только посредством расплавления горы. 

 

Ув. Zake, а давайте сузим поисковое слово. :)

Тарлық күн, произносится Тарлыгүн - времена, когда было тесно; эпоха теснины. 

Как думаете?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Zake, а давайте сузим поисковое слово. :)

Тарлық күн, произносится Тарлыгүн - времена, когда было тесно; эпоха теснины. 

Как думаете?

 

Теснина/теснота и Эпоха (дни) теснины/тесноты?

Вполне допустимо, что так могли говорить о об эпохе нахождения в теснине Ергенекона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

Теснина/теснота и Эпоха (дни) теснины/тесноты. Вполне допустимо.

Время/эпоха и название народа не связаны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, buba-suba сказал:

Время/эпоха и название народа не связаны.

 

Ваша версия "дарлекина"? Только без привлечения Огуз-кагана. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, buba-suba сказал:

Время/эпоха и название народа не связаны.

Дарлекин - это просто незнакомое слово из легенды об Ергенконе, значение которого мы все пытаемся понять и этимологизировать.

(Кроме сведений РАДа нигде это слово не встречается. )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В отрыве от контекста легенды об Ергенеконе   слово "дарлекин" (в моей версии "тарлы́қ[ун]") вообще не имеет смысла.

Как и "нирун" (в моей версии "Iңір[ун]") -  в отрыве от легенды о зачатии Алан-гоа. Это всего-лишь неотъемлемые части фрагментов легенды/сказки. Не более.

Поэтому  имхо (!) попытки  развивать  какие-то  класификации средн. монголов (т.е. так называемое "дарлекиноведение" и "нируноведение") в отрыве от контекста легенды не имеют оснований. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Zake сказал:

Слабый аргумент, если копнуть чуть глубже. Потому что имя у Джувейни читают как Бурке. У Насави читается как Ерке/Ерка (YRKA).

...Когда армия отступила, Борке-нойон 461, который был помощником Тогачара, разделил ее на две части...

461. Читается BWRKAY, а не NWRKAY, как в тексте. Бартольд, op. cit., 424 и прим. 2, отождествляет его с Борке (BWRKH) из племени джалаиров, который, согласно Рашид ад-Дину, сопровождал Джэбэ и Субутая в их великом походе, но умер «на берегу реки», т. е., очевидно, к востоку от р. Окс (Березин, VII, 52). В другом месте (там же, 278) сообщается просто, что он умер «в пути». В переводе Хетагурова его имя в первом случае (97) — Бурке, во втором (194) — Нурке. Я использую написание Börke (i), но в действительности правильное произношение гласного звука в его имени не установлено: в дальневосточных источников оно не упоминается. См. Pelliot, Horde d’Or, 48, 1. Согласно Насави (tr. Houdas, 87-89), Борке (называемый Хоудасом Yerka: в его тексте вместо BRKA используется форма YRKA) был отправлен в Хорасан вместе с Тогачаром...

 

Вы правильно делаете, все должно быть честно, надо взвесить все за и против. В свою защиту скажу что был и другой Нурке –Нюрге в походе на Волжскую Булгарию. Отрицать арабизмы не правильно, ибо источники говорят что предки средневековых монголов прибыли из запада,  конкретно из Туркестана, а там влияние если и не арабов, то мусульман персов – тазиков( таджиков) явно было. На востоке и за пять веков атавизмы, которые я не раз перечислял могли остаться от этого влияния. Мусульманами в Туркестане они может были , а может нет, а если и были то окружающие их мусульмане могли их таковыми и не считать. Абенай Тлеуберды считает Чингисхана мусульманом. Казахский беташар невесты вспомните. Сколько она поклонов во время этой традиции делает, начиная от покойных родственников мужа до младших его родственников и за деньги. Истый мусульманин араб скажет: какие же они к черту мусульмане, ибо поклоны нельзя делать никому, не господину не царю, кроме Всевышнего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Zake сказал:

На мой взгляд, в отрыве от контекста Ергенекона Рашид Ад Дина  слово "дарлекин" теряет смысл.

 

Автор казахского перевода РАДа, фамилию забыл, считает, что дарлекин от дүрліккен. Что означает встревоженные, бежавшие в страхе.             

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Ваша версия "дарлекина"? Только без привлечения Огуз-кагана. :)

 

Пока Buba-suba работает над своей версией, приведу объяснение ReicheOnkel, потому что его давненько не было на форуме.

derelekun от слова дэр (dere) - опора, подушка. dere+le+ku+n.

Правда в халха-монгольском языке такого слова я не нашел, там другие:

подушка - дэр, зөөлөвч, олонцог, олбог, талбаг. 

опора - тулгуур, түшиг.

В бурятском, соответственно, тоже дэрэ и тулга.

Как  он хотел объяснить смысловую привязку "опора", "подушка" и привязать ее к дарлекинам я не знаю и не понимаю.

Привожу версию ReicheOnkel'я лишь с одной целью, чтобы все версии должны быть услышаны.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Buba-suba вроде обещал огласить свою версию прозвища дарлекин.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, Николая Вячеславовича Абаева прочтите:
 

Цитата

 

"Согласно традиционной монгольской генеалогии, родословная «золотого рода» Чингисхана вплоть до его прадеда Кабул-хана, когда произошел переход на патри-линейную систему родства, отсчитывалась именно от Алан-Гоа, т.е. через женскую линию родства. А мужская линия родства вообще носит сугубо мифический характер, поскольку мужские предки Чингисхана, согласно генеалогическим легендам, родились методом непорочного зачатия из «чистых чресел» Алан-Гоа после смерти законного мужа Добун-Мэргэна (считается одновременно предком и монголов, и урянхайцев) от «Желтого Пса», проникавшего в ее юрту в виде луча света через дымоход.

Таким образом, эта мифологема разделила всех монголов Чингисхана на нирунов (от нуруу - хребет), рожденных из чистых, непорочных чресел Алан-Гоа, называвшихся также «хребетными», поскольку они жили в горно-таежной местности, и дарлекинов (от дархан - кузнец), преимущественно обитавших в степной зоне. Под «хребетными» монголами подразумевались, судя по всему, и предки бурят из рода мангут, к которому принадлежал мой дед и его сородичи из родового клана Махутовых, а сам этот род восходит к Хойлдар-сечену, ближайшему родственнику и соратнику Чингисхана, который считался родоначальником легендарных мангутов и урутов, служивших ударной силой его армии1. Название же племени мангут (кит. «мэн-гу»), появившееся в китайских источниках VIII в., повествующих о событиях VI-VII веков, видимо, и послужило этнонимической основой для самого названия «монгол»."

 

https://cyberleninka.ru/article/n/svyaschennaya-zemlya-gesera-strana-vechno-sinego-neba-tengeri

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Дамир сказал:

Вот, Николая Вячеславовича Абаева прочтите:
 

https://cyberleninka.ru/article/n/svyaschennaya-zemlya-gesera-strana-vechno-sinego-neba-tengeri

Белиберда. Один из "партийных" докторов наук. 

В шаманизме не разбирается, но пытается еще комментировать... 

Не уверен что он знает бурятский язык, пользуется выводами русских лингвистов. 

В родословных не разбирается, как можно подрод (даже не род) "мангут", образовавшийся не ранее 17 века, прицеплять к соратнику ЧХ???

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30.01.2021 в 12:27, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Карай, лично я понимаю рассказ Рашид ад-Дина так, что не сама Алангоа была непорочной будучи далеко не девочкой -_-, а непорочным описывается зачатие Бодончара, предка Чингизхана, понятно зачем и почему.

Вот теперь сидим и пурхаемся гадая что же лежит в этимологии прозвища "нирун", то ли название ночного света, луча, то ли женского чрева.

 

Ув.АКБ, меня все-таки трудно ввести в заблуждение в данных вопросах в силу моей принадлежности к женскому полу. В русском фольклоре столько "сказок" про то, как девок красных летом то леший похищал, потом с вознаграждением через пару месяцев отпускал, то медведь крал и в жены брал и т.д. и т.п. Не знаю были ли эти "девицы" выпороты отцовским ремнем после возвращения, но односельчане верили :D. С каждым ведь может случиться...

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, buba-suba сказал:

Белиберда. Один из "партийных" докторов наук. 

В шаманизме не разбирается, но пытается еще комментировать... 

Не уверен что он знает бурятский язык, пользуется выводами русских лингвистов. 

В родословных не разбирается, как можно подрод (даже не род) "мангут", образовавшийся не ранее 17 века, прицеплять к соратнику ЧХ???

Я не думаю, что его дед улейский хорошо знал рус.яз., а именно основная часть знаний бур.культуры, в том числе родоплеменной структуры ему достались от его деда. Улейские старики, кстати, и сейчас русский яз. знают на уровне: моя-твоя.

"Мои самые ранние наиболее яркие воспоминания улейского детства связаны с мифопоэтическим отражением в сознании бурят Приангарья героических деяний Абай Гэсэра во имя добра и справедливости, в защиту сирых и угнетенных. Когда мой дед Абаев Роман Иванович (по родовой фамилии — Махутов, из клана мангут, род онхотой, племя булагат), с которым я провел все детство в небольшой деревушке Ехэ-Ялга, входившей в группу сел под общим названием Улей, выезжал летом со двора на телеге по своим делам, он часто брал меня с собой и по дороге объяснял смысл некоторых названий местности, окружающих гор, перевалов, озер, рек и т.д."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, buba-suba сказал:

В шаманизме не разбирается, но пытается еще комментировать... 

https://cyberleninka.ru/article/n/etimologicheskiy-slovar-tengrianskih-terminov-buryat-mongolov-1

https://cyberleninka.ru/article/n/etimologicheskiy-slovar-tengrianskih-terminov-buryat-mongolov

https://cyberleninka.ru/article/n/etimologicheskiy-slovar-tengrianskih-terminov-buryat-mongolov-2

12 часов назад, buba-suba сказал:

В родословных не разбирается, как можно подрод (даже не род) "мангут", образовавшийся не ранее 17 века, прицеплять к соратнику ЧХ???

Вы сейчас пародируете АКБ?:) Не нужно считать коренными булагатами тех, кто сейчас числится в булагатах, там достаточно много примкнувших мелких племен и родов из других племен. Те же "Онгой" не есть коренные булагаты, если вы помните, что сам Онгой родился от человека не из булагат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, buba-suba сказал:

Белиберда. Один из "партийных" докторов наук. 

В шаманизме не разбирается, но пытается еще комментировать... 

Не уверен что он знает бурятский язык, пользуется выводами русских лингвистов. 

В родословных не разбирается, как можно подрод (даже не род) "мангут", образовавшийся не ранее 17 века, прицеплять к соратнику ЧХ???

Абаев хорошо знал бурятский язык.
Хотя по крови он тувинец и  хакас, но считал себя бурятом. Фамилию взял бурятскую.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Igar сказал:

Абаев

Фамилию взял бурятскую.

 

Да уж, самая что ни на есть бурятская. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

04.02.2021 в 09:38, Дамир сказал:

Вот, Николая Вячеславовича Абаева прочтите:

Таким образом, эта мифологема разделила всех монголов Чингисхана на нирунов (от нуруу - хребет), рожденных из чистых, непорочных чресел Алан-Гоа, называвшихся также «хребетными», поскольку они жили в горно-таежной местности

 

Вопрос всем - чем версия историка Абаева отличается от версии историка-инкогнито Дамира? 

У обоих одинаковая субъективная "народная этимология", совершенно не соотносящаяся с письменными источниками.

 

9 часов назад, Дамир сказал:

Вы сейчас пародируете АКБ?:)

дарлекинов (от дархан - кузнец)

 

А эта версия, дарлекин = дарханлекин даже не народная, а антинародная. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Дамир сказал:

Бурятский язык Абаев знает, но придерживается тюркской версии перевода многих бурятских топонимов. Происхождение видимо сказывается... 

Бурятский шаманизм комментирует как ветвь тенгрианства и с точки зрения тенгрианства, хотя тенгрианство возникло на базе шаманизма. Основная разница между ними: в шаманизме Вечное Синее Небо - это место обитания 99 божеств-хатов. В тенгрианстве - ВСН - это Бог. В шаманизме обращение к ВСН - обращение ко всем 99 хатам, в тенгрианстве - обращение к ОДНОМУ богу. С точки зрения шаманизма - то же самое, что считать гору Олимп единым греческим богом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Дамир сказал:

Вы сейчас пародируете АКБ?:) Не нужно считать коренными булагатами тех, кто сейчас числится в булагатах, там достаточно много примкнувших мелких племен и родов из других племен. Те же "Онгой" не есть коренные булагаты, если вы помните, что сам Онгой родился от человека не из булагат.

А кто призывал монгольские племена-вхожденцы считать коренными бурятами? 

 

Если Абаев всех потомков "подснежника" причислял бы к соратнику ЧХ, то можно предположить что возможно... 

Но он только один род "мангуд" - "русский/е" из "подснежников" относит к "мангытам" времен ЧХ, да еще считает что термин "монгол" МЭН-ГО происходит от "мангыт/мангут"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...