Перейти к содержанию
Zake

"Дарлекин" и "нирун". Объяснение терминов в контексте сведений Рашид Ад Дина

Рекомендуемые сообщения

15 минут назад, Zake сказал:

1. Женские

2.  Имел в виду   "непорочное" зачатие от "света" в ночи.

 

Видите ли в чем дело.

Если отталкиваться от укзания летописца, что "нирун = чресла", то в тюрко-монгольских языках найти соответствия не возможно.

Если отталкиваться от предположения, что летописец якобы имел в виду "нирун = луч света", то в тюрко-монгольских языках есть созвучная почва для споров - наран, нурын, ыныр и т.д.  

Что будем делать в такой ситуации, ув. Zake?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Видите ли в чем дело.

Если отталкиваться от укзания летописца, что "нирун = чресла", то в тюрко-монгольских языках найти соответствия не возможно.

Если отталкиваться от предположения, что летописец якобы имел в виду "нирун = луч света", то в тюрко-монгольских языках есть созвучная почва для споров - наран, нурын, ыныр и т.д.  

Что будем делать в такой ситуации, ув. Zake?

 

Нара - это всё таки солнце. А дело было после заката солнца

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Дамир сказал:

Как по-казахски "род"?

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/ру/

ру́
1. род (ка­зах­ский)
әр рудың өзінің аты болады → у каждого рода бывает свое название
көне рулар → древние роды
ру басы → родоначальник
ру шежіресі → родословная
2. родовой
ру таласы → родовые распри

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Zake сказал:

Нара - это всё таки солнце. А дело было после заката солнца

 

Остается в поле подозрения только луч света.

В этом случае начнутся возгласы, что мол нур (луч света) это арабизм (хотя это большой вопрос как и с некоторыми другими якобы "арабизмами").

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Остается в поле подозрения только луч света.

В этом случае начнутся возгласы, что мол нур (луч света) это арабизм (хотя это большой вопрос как и с некоторыми другими якобы "арабизмами").

 

 

Кстати в этой версии даже имя прилагательное хорошо объясняется:

тюрк. "от луча света" - нурлы, нурлу.

монг. "от луча света" - нурын, нурун.

Налицо все требуемые согласные "Н - Р - Н". )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Zake сказал:

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/ру/

ру́
1. род (ка­зах­ский)
әр рудың өзінің аты болады → у каждого рода бывает свое название
көне рулар → древние роды
ру басы → родоначальник
ру шежіресі → родословная
2. родовой
ру таласы → родовые распри

Понятно, спасибо.

Я к чему у вас спросил про термин "род" на казахском языке, дело в том, что "род" на монг.языках обозначается словом "кость", будь то бурятский "яhан" или же калмыцкий "ясн". К слову, термином "кость" обозначается также и народность, этническая принадлежность. Все это обозначается данным термином не конкретизируя какая кость. Поэтому я и предполагаю, что термином "нирун"(просто предположим на минутку, что это монг. "нуруу" или бур. "нюрга") имели в виду ту самую "кость", этим и отделяя "собственно монгол" от "монгол вообще".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Дамир сказал:

Понятно, спасибо.

Я к чему у вас спросил про термин "род" на казахском языке, дело в том, что "род" на монг.языках обозначается словом "кость", будь то бурятский "яhан" или же калмыцкий "ясн". К слову, термином "кость" обозначается также и народность, этническая принадлежность. Все это обозначается данным термином не конкретизируя какая кость. Поэтому я и предполагаю, что термином "нирун"(просто предположим на минутку, что это монг. "нуруу" или бур. "нюрга") имели в виду ту самую "кость", этим и отделяя "собственно монгол" от "монгол вообще".

У нас есть и значение "кость"

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/сүйек/

сүйе́к
1) кость
2) перен. останки; тело усопшего
сүйегін қою → хоронить покойного
сүйегін шығару → выносить тело покойника из дому для захоронения
сүйекке түсу → участвовать при обмывании покойника
3) перен. предки; род; племя
ақ сүйек → фраз. (Шыңғыс хан тұқымы) белая кость (арис­тократ, по­томок Чин­гизха­на - чин­ги­зид)
ақ сүйектер отбасы → элитарная семья
қара сүйек → фраз. уст. черная кость (у ка­захов, че­ловек, ко­торый не при­над­ле­жит к чин­ги­зидам)
сүйегі асыл → фраз. сильный; здоровый (о че­лове­ке); человек хорошего рода; человек от крепких, здоровых предков
сүйегі жақын → фраз. кровный родственник
сүйегің кім? → из какого ты рода?
сүйек алысу → этн. сродниться (о семь­ях, ро­дах, ко­торые сва­та­ют друг у дру­га не­вест; букв. об­ме­нивать­ся кос­тя­ми)
сүйек жақын → фраз. родственник по происхождению, по роду
сүйек жаңғырту → этн. вновь стать сватами
сүйекке сіңген әдет → фраз. привычка, вошедшая в плоть и кровь; закоренелая традиция
сүйекке таңба салу → фраз. опозорить (всю семью, весь род)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Zake сказал:

У нас есть и значение "кость"

Ну вот! Так, а почему тогда отвергаете возможный вариант совр.монг. "нуруу"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Дамир сказал:

Ну вот! Так, а почему тогда отвергаете возможный вариант совр.монг. "нуруу"?

Из контекста сведений Рашид Ад Дина я лично вижу связь со светом.

Если это было ночью, или вернее в сумерках, то значит свет не от солнца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zake сказал:

Из контекста сведений Рашид Ад Дина я лично вижу связь со светом.

Если это было ночью, или вернее в сумерках, то значит свет не от солнца.

"Кости и реинкарнация. Связь представлений о костях с культом предков и родовых духов-охранителей

«Кость олицетворяет и генетическую связь поколений, так как слово сеок означает и род" из статьи Волдиной Т.В.

Давайте немного отвлечемся от Алан-Гоа, и в той же статье посмотрим отношение хантов и манси к "сакральным костям":

"Частью мифоритуальных традиций хантов и манси является «телесная» магия, где особое внимание отводится костям (скелету) как основе человеческого организма. По особенностям костной структуры могли определять судьбу и качества человека. Особое внимание в благопожеланиях и обычаях, направленных на сохранение здоровья, уделялось позвоночнику (условно, спине), от крепости которого зависела жизнестойкость организма человека. Сохранность и целостность скелета считались важным условием для последующей реинкарнации. Отголоски древних представлений можно обнаружить в мифологических текстах о предках и в обычаях, имеющих отношение к культу медведя.

Связь представлений о костях и культом предков и родовых духов-охранителей носит универсальный характер."

Особенно последнее предложение, на мой взгляд хорошо подчеркивает, пусть даже это про манси и хантов, но это из древних мировоззрений, которые не так уж и отличны от мировоззрений субъектов наших споров

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте посмотрим на тофалар:

"Легенда "Чогду" и других родов
Образование карагасских  родов раскрывается в легенде - "Чогду", записанной Н.Ф. Катановым в 1890 году.
"Место, откуда вышли карагасы кости Чогду, было у речки Обуге, протекающей возле казарм Удинского форпоста. Было там три брата. Один из них стал карагасом кости Кара-Чогду, другой – кости Чогду и третий – дедушкою (медведем).Последний жил один, плел сеть для ловли рыбы. Но однажды он осердился и бросил свою сеть на дерево. Потом, став зверем, дедушка ушел в тайгу. Первые два брата обзавелись семьями, и от них идут карагасские кости Чогду, Кара-Чогду". (записал Н.Ф.Катанов в1890 г.)."

Н.Ф. Катановым приводятся и другие предания, в которых указывается происхождение остальных родов. В предании "Кость Чептей" говорится, что люди этой кости пришли в Саяны из земли народа адай (монголов). 
"Кость Сарыг-Каш находится на реке Тэрий (Гутаре). Люди этого племени и теперь живут на той же земле".
"Кость Каш находится у озера Эргелиг, выше верховьев реки Уды на юге".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

57 минут назад, Zake сказал:

Из контекста сведений Рашид Ад Дина я лично вижу связь со светом.

Если это было ночью, или вернее в сумерках, то значит свет не от солнца.

 

Имейте в виду, что свет упоминается только у Рашид ад-Дина.

К примеру, в ССМ, нет упоминания ни о свете, ни о луче, ни о нирунах, ни о дарлекинах!

 

В этом вопросе ССМ более приближено к реальной жизни, потому что Алангоа беременеет обычным способом, от мужчины, а термин "женские чресла" из летописи Рашид ад-Дина, в ССМ, как это следует из смысла эпизода, это "женское чрево", то есть женский детородный орган, а не поясница:

         § 21. 'Но каждую ночь, бывало, через дымник юрты, в час, когда светило внутри (погасло),1 входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час; когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, то выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения. Как же вы могли болтать о них как о таких, которые под пару простым смертным? Когда станут они царями царей, ханами над всеми, вот тогда только и уразумеют все это простые люди!'

         § 22. И стала потом Алан-гоа так наставлять своих сыновей: 'Вы все пятеро родились из единого чрева моего и подобны вы давешним пяти хворостинкам. Если будете поступать и действовать каждый сам лишь за себя, то легко можете быть сломлены всяким, подобно тем пяти хворостинкам. Если же будете согласны и единодушны, как те связанные в пучок хворостинки, то как можете стать чьей-либо легкой добычей?' Долго ли, коротко ли - мать их, Алан-гоа, скончалась.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Имейте в виду, что свет упоминается только у Рашид ад-Дина.

К примеру, в ССМ, нет упоминания ни о свете, ни о луче, ни о нирунах, ни о дарлекинах!

 

В этом вопросе ССМ более приближено к реальной жизни, потому что Алангоа беременеет обычным способом, от мужчины, а термин "женские чресла" из летописи Рашид ад-Дина в ССМ, как это следует из смысла эпизода, это "женское чрево", то есть женский детородный орган, а не поясница:

         § 21. 'Но каждую ночь, бывало, через дымник юрты, в час, когда светило внутри (погасло),1 входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час; когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, то выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения. Как же вы могли болтать о них как о таких, которые под пару простым смертным? Когда станут они царями царей, ханами над всеми, вот тогда только и уразумеют все это простые люди!'

         § 22. И стала потом Алан-гоа так наставлять своих сыновей: 'Вы все пятеро родились из единого чрева моего и подобны вы давешним пяти хворостинкам. Если будете поступать и действовать каждый сам лишь за себя, то легко можете быть сломлены всяким, подобно тем пяти хворостинкам. Если же будете согласны и единодушны, как те связанные в пучок хворостинки, то как можете стать чьей-либо легкой добычей?' Долго ли, коротко ли - мать их, Алан-гоа, скончалась.

 

Я полагаю, что в ССМ  речь идет о свете тоже. Но не от солнца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Zake сказал:

Я полагаю, что в ССМ  речь идет о свете тоже. Но не от солнца.

 

Кстати древнетюркский миф о зачатии ханской дочери от луча света или от волка намного древнее эпохи Чингизхана.

Он был известен, имхо, и персам, и китайцам с киданями.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Кстати древнетюркский миф о зачатии ханской дочери от луча света или от волка намного древнее эпохи Чингизхана.

 

Ув Акб. 

Пролистал форум и мне кажется очень интересными доводы экс-юзера уважаемого Ар. Посмотрите как он этимологизировал имя "Ангиарм", дочери царя Кайду

Ответы Ар:

...По- видимому, это имя - производное от слова IН(Г)IР, где буква "Н" - с хвостиком. Значение в тюркских языках - СУМЕРКИ, т.е. то самое время , когда на небе появляется СВЕТЛЫЙ ЛУННЫЙ ДИСК....

... У этого АЛТАЙСКОГО слова первоначальноые значения - СУМЕРКИ, РАССВЕТ, ВОСХОД (как утренний, т.е. восход солнца, так и вечерний, т.е. восход ЛУНЫ), причем основное значение ЦВЕТОВОЕ, т.е. БРЕЗЖИТЬ, СВЕТЛЕТЬ и т.п. 

Значение в тунгусских языках - ДЕНЬ, звучит как ИНЕН, т.е. без конечного "Р". Наиболее близко к имени "Ангиарм" - корейское звучание АНИРИМ. Корейские значения - СУМЕРКИ, ВЕЧЕР. В монгольских языках родственного слова , согласно Старостину, не отмечено.

Так что принцесса была названа , скорее всего, тюркским именем. ;).

...Есть такая фраза из книги "Мифы народов мира. Под ред. С.А. Токарева ", из которой следует, что определенная связь между словами IНIР = "сумерки, вечер" и "луна" имеет место быть. Связь , понятно, не прямая, а в виде IНIР ШОЛПАН = вечерняя "Венера", которая считалась ЛУННОЙ. Т.е. , таким образом имя АНГИАРМ ( например, так - IНIРЫМ = (моя) "лунная" ) вполне могло означать ЛУНУ вот таким метафорическим способом.

Солбон (бурят.), С 6лбан (хакас.), Чолмон (алт.), Чолбан, или Шолбан (тувинск.), Чолбон (якут., эвенкийск.), Цолвн (ойрат-калм.), в мифологии монгольских народов, сибирских тюрок и некоторых тунгусских народов персонификация или дух - хозяин планеты Венера, небесное божество. Выступает в ипостасях утренней и вечерней звезды. В алтайской шаманской мифологии утренняя звезда (Тапах Чолмон) характеризуется как солнечная, а вечерняя ( Иныр Чолмон) - как лунная 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Пролистал форум и мне кажется очень интересными доводы экс-юзера уважаемого Ар.

 

Да, мысли у Ар_ по языковым вопросам были очень интересными, жалко покинул форум.

По iнгiр - лунный свет, если дело было ночью в юрте)), надо смотреть. Но разве оно наоборот не связано с теменью?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Да, мысли у Ар_ по языковым вопросам были очень интересными, жалко покинул форум.

По iнгiр - лунный свет, если дело было ночью в юрте)), надо смотреть.

 

іңір (жарығы)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Zake сказал:

Скорее всего вечерняя заря.

То же самое что и сумерки іңір

 

Ингир - нирун, ингинирун?:D

Свет, который наполнил чрево - это просто мифическое указание на особенность этих детей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад, Дамир сказал:

Ингир - нирун, ингинирун?:D

Свет, который наполнил чрево - это просто мифическое указание на особенность этих детей

Нет.

 Iңір[ун]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Получается Iңір обозначает утреннюю/вечернюю зарю (в сумерках), т.е. в т.ч. свет в период от захода до восхода солнца.

О происхождении Iңір[ун]- монголов от этого света  Iңір и писал Рашид ад Дин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Zake said:

 Получается Iңір обозначает утреннюю/вечернюю зарю (в сумерках), т.е. в т.ч. свет в период от захода до восхода солнца.

О происхождении Iңір[ун]- монголов от этого света  Iңір и писал Рашид ад Дин.

Хаха, прям таки замечательное имя себе придумали монголы. Сумрачные. Опять угрюмое как хмурый, но все равно. 

Давайте теперь найдём подходящее тюркское слово для төрлөгин. Наверняка есть такой. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Boroldoi сказал:

 

Давайте теперь найдём подходящее тюркское слово для төрлөгин. Наверняка есть такой. 

Будем искать со всех причастных языков (в перв. оч. монгольские и тюркские яз.). Главное - соответствие контектсту сведений Рашид Ад Дина!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...