Перейти к содержанию
Rust

Г. Файзиев. О родоплеменном составе узбеков-кураминцев конца XIX—начала XX века

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

Как известно, в недалеком прошлом узбеки-кураминцы были самостоятельной этнографической группой населения Средней Азии. В дооктябрьский период кураминцы населяли главным образом юго-восточные районы нынешней Ташкентской области, а также некоторые кишлаки Андижанской области. Еще во время Всесоюзной переписи 1926 г. кураминцы были выделены под собственным названием и число их определялось в 50 078 человек.

https://eurasica.ru/articles/uzbeks/Fayziev_Kurama/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 1/15/2021 at 7:06 AM, Rust said:

Как известно, в недалеком прошлом узбеки-кураминцы были самостоятельной этнографической группой населения Средней Азии. В дооктябрьский период кураминцы населяли главным образом юго-восточные районы нынешней Ташкентской области, а также некоторые кишлаки Андижанской области. Еще во время Всесоюзной переписи 1926 г. кураминцы были выделены под собственным названием и число их определялось в 50 078 человек.

https://eurasica.ru/articles/uzbeks/Fayziev_Kurama/

Ну, лично Тартулы есть у КАРАКАЛПАКОВ не говоря о других ляпах данной статьи. Я лишь о том, где автор говорит, что род Тартулы нет нигде вообще. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.01.2021 в 02:32, Kamal сказал:

Ну, лично Тартулы есть у КАРАКАЛПАКОВ не говоря о других ляпах данной статьи. Я лишь о том, где автор говорит, что род Тартулы нет нигде вообще. 

Часть средних и верхних каракалпаков могла оказаться в составе курама

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/19/2021 at 12:58 PM, кылышбай said:

Часть средних и верхних каракалпаков могла оказаться в составе курама

Верхние и Средние каракалпаки для нас безвозвратная потеря, они пропали среди казахов, узбеков, кыргызов, афганцев, пакистанцев и т.д.

А Курама, которые вошли в состав нынешних каракалпаков - кто они? Если они попали к нам как отдельный род, значит когда-то были цельным народом, независимым. Я не исследовал этот вопрос, но схожие этнонимы нас сближают. По одним преданиям каракалпаков, объединением Курама руководили каракалпакские Мангыты, в частности, в источниках зафиксирован бий каракалпакских мангытов по имени Мухаммед, который руководил кочевой общностью Курама в Туркестане. Хорошо было бы узнать от самих мангытов, или, на крайний случай, от представителей нынешнего сообщества Курама - насколько ближе к истине именно каракалпакские предания?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.01.2021 в 08:06, Rust сказал:

Rust, Как известно, в недалеком прошлом узбеки-кураминцы были самостоятельной этнографической группой населения Средней Азии. В дооктябрьский период кураминцы населяли главным образом юго-восточные районы нынешней Ташкентской области, а также некоторые кишлаки Андижанской области. Еще во время Всесоюзной переписи 1926 г. кураминцы были выделены под собственным названием и число их определялось в 50 078 человек.

https://eurasica.ru/articles/uzbeks/Fayziev_Kurama/

Спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.11.2021 в 18:59, Kamal сказал:

Верхние и Средние каракалпаки для нас безвозвратная потеря, они пропали среди казахов, узбеков, кыргызов, афганцев, пакистанцев и т.д.

А Курама, которые вошли в состав нынешних каракалпаков - кто они? Если они попали к нам как отдельный род, значит когда-то были цельным народом, независимым. Я не исследовал этот вопрос, но схожие этнонимы нас сближают. По одним преданиям каракалпаков, объединением Курама руководили каракалпакские Мангыты, в частности, в источниках зафиксирован бий каракалпакских мангытов по имени Мухаммед, который руководил кочевой общностью Курама в Туркестане. Хорошо было бы узнать от самих мангытов, или, на крайний случай, от представителей нынешнего сообщества Курама - насколько ближе к истине именно каракалпакские предания?!

Камал ага, я тоже где-то читал о том, что каракалпакские мангыты управляли обьединением Курама. Согласно преданиям это было в период правления казахского хана Тауке. То есть, можно делать вывод о том, что обьединение Курама возникло еще до начала джунгарского нашествия 1723 году. Так как традиционно говорится, что будто бы Курама это бывшие казахи, которые спасаясь от джунгаров пересились в территории Ташкента, Ферганы, Сурхандарьи, Кашкадарьи, Афганистан и т.д.

Также нашел интересную статью википедии про каракалпакского бия Сасык-бия, где упоминается мангыт Мухаммед-бий.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Сасык-би

Сас-бий (каракалп. Sas-bey) или Сасик-би (каз. Сасық би) — военный и государственный деятель каракалпаков, позднее Казахского ханства, из рода Конгратов.

Из-за отсутствия письменных источников о ранних годах жизни Сас-бия мало что известно. Впервые упоминается в 1680 году как правитель каракалпаков. В те времена Каракалпакия вошла в состав Казахского ханства как вассальное государство. По соглашению с казахским ханом Тауке каракалпаки избрали Сасык-бия своим представителем в совете биев, который был утверждён в 1680 году. На тот момент Сасык-бию было уже 85 лет и он был избран старшим бием совета. Кроме его в совет вошли представители народов, противостоявших джунгарской агрессии карлыгаш Толе-би, каздаусты Казыбек-би, Айтеке-би от узбеков, от киргизов Кокым-би и ещё один каракалпак Мухамед-би[1]. Совет биев был постоянно действующим учреждением. И хотя ему вменялись совещательные права, хан должен был считаться с решениями биев. Судя по тому, что «Жеты Жаргы» составлялось биями, совет биев имел и законодательные функции[2]. В нужных вопросах хан мог рассчитывать на поддержку совета биев[1]. Сас-бий происходил из конратов в то время как Мухаммед-бий из мангытов (он же отвечал за Курама)[3].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У каракалпаков есть ещё одна интересная вещь. У нас существует так называемый "Тилме дуўтар", которую в народе также называют "Қурама дуўтар". Но правда, я не знаю связан ли этот музыкальный инструмент с Курама. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, Hakan сказал:

На тот момент Сасык-бию было уже 85 лет и он был избран старшим бием совета. Кроме его в совет вошли представители народов, противостоявших джунгарской агрессии карлыгаш Толе-би, каздаусты Казыбек-би, Айтеке-би от узбеков, от киргизов Кокым-би и ещё один каракалпак Мухамед-би[1].

Айтеке би был казахом, из алшынов, старший би Младшего жуза, похоронен в Нурата, Узбекистан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, кылышбай сказал:

Айтеке би был казахом, из алшынов, старший би Младшего жуза, похоронен в Нурата, Узбекистан.

Могли ошибиться, не имея в руках достоверной информации. Тут скорее всего специально так написали, аргументируя это тем, что Айтеке би родился и умер на территории Узбекистана и был потомком Ялангтуш Бахадура, которого и узбеки также считают своим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/19/2023 at 3:26 PM, Hakan said:

Камал ага, я тоже где-то читал о том, что каракалпакские мангыты управляли обьединением Курама. Согласно преданиям это было в период правления казахского хана Тауке. То есть, можно делать вывод о том, что обьединение Курама возникло еще до начала джунгарского нашествия 1723 году. Так как традиционно говорится, что будто бы Курама это бывшие казахи, которые спасаясь от джунгаров пересились в территории Ташкента, Ферганы, Сурхандарьи, Кашкадарьи, Афганистан и т.д.

Также нашел интересную статью википедии про каракалпакского бия Сасык-бия, где упоминается мангыт Мухаммед-бий.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Сасык-би

Сас-бий (каракалп. Sas-bey) или Сасик-би (каз. Сасық би) — военный и государственный деятель каракалпаков, позднее Казахского ханства, из рода Конгратов.

Из-за отсутствия письменных источников о ранних годах жизни Сас-бия мало что известно. Впервые упоминается в 1680 году как правитель каракалпаков. В те времена Каракалпакия вошла в состав Казахского ханства как вассальное государство. По соглашению с казахским ханом Тауке каракалпаки избрали Сасык-бия своим представителем в совете биев, который был утверждён в 1680 году. На тот момент Сасык-бию было уже 85 лет и он был избран старшим бием совета. Кроме его в совет вошли представители народов, противостоявших джунгарской агрессии карлыгаш Толе-би, каздаусты Казыбек-би, Айтеке-би от узбеков, от киргизов Кокым-би и ещё один каракалпак Мухамед-би[1]. Совет биев был постоянно действующим учреждением. И хотя ему вменялись совещательные права, хан должен был считаться с решениями биев. Судя по тому, что «Жеты Жаргы» составлялось биями, совет биев имел и законодательные функции[2]. В нужных вопросах хан мог рассчитывать на поддержку совета биев[1]. Сас-бий происходил из конратов в то время как Мухаммед-бий из мангытов (он же отвечал за Курама)[3].

Вообще, Бийский совет создавался при Тауке хане, поэтому, однозначно, что Курама образовалась до 1723 года. В теме "Мангыты" есть сообщение о переселении значительной части мангытов Бухары, состоявших в основном из каракалпаков и туркменов в казахские степи с последующим их раздроблением за пару столетии. Можно полагать, что при раздроблении они могли смешиваться с казахскими племенами, отсюда и Курама (смешанные).

Что касается Сас Бия (по-казахски Сасык би), то он не Бий всего каракалпакского народа того периода, так как параллельно с периодом его жизни каракалпаками управляли ханы-чингизиды из клана Шейбанидов-Кучумовичей. Поэтому Сас бий всего лишь один из влиятельных каракалпакских биев, особо приближенный к казахским ханам, которых было множество. Например, Сагындык бий при Аблай хане, или Нуртай бий при Бухарском хане, или даже Айдос бий при Хивинском хане и т.д. Ни один из них не управлял каракалпаками единолично, лишь некоторыми группами. Правда, Айдос бий с помощью Хивы пытался руководить всеми каракалпаками данного ханства, на время это ему удалось, но потом его самого разъединили и уничтожили.

В общем, Тауке хану были подчинены или были в союзе лишь одна группа каракалпаков под руководством Сас бия (возможно часть Конратов), зато Кытай-Кипчаки явно воевали против Тауке хана, а другие группы каракалпаков активно были задействованы в событиях Волго-Уральского региона, а также Бухары и Хивы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 7/19/2023 at 3:38 PM, Hakan said:

У каракалпаков есть ещё одна интересная вещь. У нас существует так называемый "Тилме дуўтар", которую в народе также называют "Қурама дуўтар". Но правда, я не знаю связан ли этот музыкальный инструмент с Курама. 

Я все же думаю, что "Курама дутар" не имеет отношения к одноименной этногруппе, а скорее всего означает смешанную конструкцию музыкального инструмента.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.07.2023 в 21:33, Kamal сказал:

Я все же думаю, что "Курама дутар" не имеет отношения к одноименной этногруппе, а скорее всего означает смешанную конструкцию музыкального инструмента.

Существует ли у других народов род Курама? Знаем, что у каракалпаков и у узбеков они есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Hakan said:

Существует ли у других народов род Курама? Знаем, что у каракалпаков и у узбеков они есть.

Узбекские Курама к началу 20 века была отдельной этногруппой почти сформировавшейся как нация, или минимум как крупное племя. Каракалпакские Курама это уже отколовшиеся осколки, как подрод нынче встречаются у многих больших родов. Такие же осколки по логике вещей должны существовать и среди других народов, в прошлом связанных с туркестанским регионом, но точно не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...