Перейти к содержанию
АксКерБорж

Уранкай-Урянкай-Урянкат-Урянхай - следы племени в разных народах

Рекомендуемые сообщения

20 минут назад, АксКерБорж сказал:

Но ведь родоначальник сахалар Омоҕой бай, а не Оногой.

 

Кончено они никак не связаны между собой, но просто попало на язык.

У нас на северо-востоке Казахстана омақа - это кладовка, где хранят зимой застывшее мясо, масло, курт и прочие продукты.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К вопросу почему Оноху и Онохой, и как это соотносится к Онон который исторически Гунан.

Самым нижним из группировки Лавкая был род онон, предполагаемое место обитания которого находилось на левом притоке Амура - р. Онон (ниже села Кузнецово Амурской области), в верховьях разветвляющегося на Большой Онон и Малый Онон. В среде информаторов бытуют следующие версии о происхождении названия рода. Согласно первой, этноним отождествляется с одноименной рекой - притоком Амура, берущей

свое начало в Восточной Монголии [пма, инф. Ау Лиму], по другим сообщениям, название связано с неким провалом (на даур. яз. «оноху» - падать, проваливаться) в верхнем течении Амура. Раньше река называлась Гунан, но после того как в месте впадения реки в Амур часть берега была затоплена, реку стали именовать Онон [пма, И Сун].

Сами же монголы о настоящем Ононе пишут так...

Дзава-Дамдин

Большая шастра об истории северной Великой Монголии удивительная Золотая книга, радующая разумных

На их землях есть большое море Байкал. На его берегу — гора Бурхан-Халдун. Это — место, где жил первый хан из рода Чингис-хана — хан хор-монголов Буртэ-Чино. Говорят, что и сейчас есть следы поселений его народа. В Бурятии есть западных 20 хошунов и восточных 20 хошунов. Везде у них учреждены дацаны, есть тантрические общины монахов. Та расположены города под подданством России, например Иркунское (Иркутск). На севере лежит Сибирь, в которой живут люди, почитающие духов и исповедующие ислам. Там течет с юга на север одна из самых больших рек Дзамбутива Эна, или по-монгольски — Онон, а по-китайски — Хэйсэй-хэ (Лена?) и впадает в Северное ледовитое море.

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Uran55 сказал:

В Якутии всем хорошо известно, что первыми оседлыми скотоводами были монголоязычные племена или попросту...монголы. Генетики тоже подтверждают эту непреложную истину. Монголы освоили Якутию гораздо раньше тюрков.

Возможно 'монголоязычные'. Но ядро якутов, их культура, жилища резко отличаются от монгольской.

Якуты, как я знаю, никогда в юртах не жили как монголы в отличии от тувинцев. 

Монголы, если вы не знали - настоящие кочевники, скотоводы кочевники

90241639_110302113947279_376105170804670

119183042_154408149643213_83001445401551

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Скриптонит сказал:

настоящие кочевники, скотоводы кочевники

Вы как себе представляете расселение Ураанхай саха скотоводов от Прибайкалья до...  Yana_young (Янская стоянка).

Ураанхай саха известные шаманы, и могут себя телепортировать куда угодно за тысячи километров, но только вот как скот телепортировать... науке пока не известно. И по этой причине я склонен считать что свои перекочевки им приходилось совершать более приземленным способом. Что касается монгольской юрты то у Ураанхай саха монгольской может быть только Юс курдуулаах Могол урса что в переводе С тремя опоясками Монгольский балаган.

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-3/288

§ 24. 'Раз меня и родней не признают, что мне тут делать?'- cказал Бодончар. Оседлал он Орок-шинхула, со ссадинами на спине, с жидким хвостом, наподобие свистун-стрелы, и пустил его куда глаза глядят вниз по течению Онон-реки. 'Умереть, так умереть! Живу быть, так быть живу!'-сказал он. Ехал-ехал и добрался до урочища Балчжун-арал. Тут построил он себе из травы балаган и стал жить-поживать.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 29.12.2022 в 10:36, АксКерБорж сказал:

 

Я думаю изначально это была примерно Юго-Западная Сибирь.

Примерно от Уральского хребта до Енисея.

%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%

Вот такое я прочитал у Н.А. Кузнецова "Народ «Бома» и его локализация в средневековой Сибири"

"При знакомстве с физической географией Южного Прибайкалья действительно оказывается, что в регионе огромное количество болот, занимающих десятки квадратных километров. Болота есть как верховые (в горах), так и в широкой пойме Селенги. И название болотистой местности по-монгольски звучит как Шибир. Если же вернуться к Абуль-Гази, то он сообщает, что место, где текут реки Селенга и Айкара-мурэн, называются Абир и Шибир (Ибир-Сибир). То есть болотистая местность отражена в топонимике южного Прибайкалья и Забайкалья."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, Uran55 сказал:

Оногоя и Э л л е я  близки к местным названиям в верховьях Амура: на истоке Малаго Агуза (бассейна р. Ингоды) есть «скалистая вер­шина, называемая Еллоо», на которой вьют свои гнезда коршуны-бородача (по монгольски О л о о ) , а на р. Аргунь есть деревня О н о х ой (см. русский перевод
«Землеведения Азии» Риттера, «Восточная Сибирь», вып. I, 1879 г., стр. 310, 340 н 361)

Если принимать вашу версию о том, что тюрки пришли к монголоязычным скотоводам, научились у них всему, а затем ассимилировали, то Эллей тюрок, а не монгол. Тогда зачем искать в его имени монголизмы. Ел, Иллоу довольно громкие имена и слова в  Сибири. По саха как будет народ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.12.2022 в 10:45, Bas1 сказал:

По саха как будет народ?

 

Норуот

Бар дьон

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Якутская ураса похожа на эвенкийскую. Ничего общего с монгольским не имеет. Образ жизни древних якутов не был похож на монгольский. То что пишет здесь Uran55, как я понимаю, это его сугубо личное творчество и сильно отличается от народных легенд об Омогое и Эллэйе. В легендах - Омогой Баай. А Оногой Баай, как я понимаю, это художественный герой и жил на берегу Онон? К сожалению, Uran55 не договаривает где была расположена эта река и куда впадала. Еще не договаривает где монголы добывали моржовую кожу для своих доспехов.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.12.2022 в 07:45, Bas1 сказал:

громкие имена и слова в  Сибири.

Нам трудно понять воззрения тех истори­ков, которые открещиваются от всякой попытки распростра­нить якутскую историю за Байкал, как от чего-то святотатст­венного. Не надо забывать, что Байкал замерзает на целых пять зимних месяцев, образуя роскошный ледяной мост меж­ду обоими берегами. А река Ангара является ни чем иным, как средним течением и продолжением Селенги. Иными словами, Забайкалье и Добайкалье орошаются одной речной системой. Следовательно, наиболее простое и естественное понимание древних исторических путей передвижения якут­ского племени, по нашему мнению, должно заключаться в координировании их направлением Ангаро-Селенгинской речной области. А перебрасывание праистории якутов из Ангары в бассейн далекого Енисея (Минусинский край или Урянхай) чрез обширные и труднопроходимые леса и горы является более искусственным толкованием их прошлых су­деб.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.01.2023 в 08:58, Uran55 сказал:

Нам трудно понять воззрения тех истори­ков, которые открещиваются от всякой попытки распростра­нить якутскую историю за Байкал, как от чего-то святотатст­венного. Не надо забывать, что Байкал замерзает на целых пять зимних месяцев, образуя роскошный ледяной мост меж­ду обоими берегами. А река Ангара является ни чем иным, как средним течением и продолжением Селенги. Иными словами, Забайкалье и Добайкалье орошаются одной речной системой. Следовательно, наиболее простое и естественное понимание древних исторических путей передвижения якут­ского племени, по нашему мнению, должно заключаться в координировании их направлением Ангаро-Селенгинской речной области. А перебрасывание праистории якутов из Ангары в бассейн далекого Енисея (Минусинский край или Урянхай) чрез обширные и труднопроходимые леса и горы является более искусственным толкованием их прошлых су­деб.

 

Чтобы раздвинуть границы саха нужно быть больше чем саха. Саха продолжатели народов населявших этот обширный регион. Те же Бома.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Bas1 сказал:

Саха продолжатели народов населявших этот обширный регион. Те же Бома.

Бома - Били то Эллэй... Среди 19 южнохуннских поколений, переселившихся с севера в Ордос, девятым названо хэлай (алат). В тюркский период основным местом их кочевий становятся области на западе Байкала.

Оказывается, это он, общипывая застре­ленных уток, бросал перья и щепки в реку, чтобы этим привлечь к себе внимание туземных жителей. При себе он имел топорик, лук с изгибами на концах и маленькую пальму. Люди Омогоя спрашивают у незнакомца, на чем он приехал, где конь. Незнако­мец привел их к берегу реки и показал на обугленную лесину с корнями, на которую были положены поперек пять-шесть брев­нышек. Затем, указывая пальцем па поляну, он сказал:

«Бэлэнтэй мой, Бэлэнтэй!»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Uran55 сказал:

показал на обугленную лесину с корнями, на которую были положены поперек пять-шесть брев­нышек.

Интересный способ постройки плавательного средства, путем выжигания комельной части ствола дерева с пятью-шестью шпангоутами. Каркасная лодка по всей видимости обшивалась большими пластами бересты. Прибыв на место Эллэй сняв с лодки березовую кору, построил на новом месте первую урасу. О том что ниже по Онону (Лене) живут Уранхайцы он прекрасно знал, также как и его далекий предок обозначил свое присутствие путем...бросал перья и щепки в реку

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Bas1 сказал:

как средним течением и продолжением Селенги

Гидроним Селенга и Өлүөнэ, Öлÿöнä ИМХО имеют один корень...не так ли? Гидроним Селенга неоднократно встречается в средневековых монгольских летописях «Сокровенное сказание» и «Алтан Тобчи». В «Сокровенном сказании» гидроним имеет форму Selengke, а в «Алтан Тобчи» - Selengge. Первая форма более близка к эвенкийскому произношению гидронима, а вторая представляет собой монголизированный вариант и ближе к современному. В русских документах Селенга зафиксирована в чертежной росписи притоков Лены в ее верхнем течении (1640-1641), река показана и названа на чертеже Сибири П. Годунова (1667 г.), также о реке подробно писал Н. Спафарий в 1675 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...