Jump to content



АксКерБорж

Борджигины - живое племя до наших дней или это книжное прозвище сыновей Чингизхана?

Recommended Posts

15 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Это в художественных книжках и киношках так. Или у кыпшаковедов так.

Но в реальной истории борджигины не упоминаются в 13 - 20 в.в. ни у одного тюркского или монгольского народа.

 

Цитата

БОРЖИГИН~БОРДЖИГИН — крупнейший род, из которого произошли аристократы коренных монголов. В «Сокровенном сказании монголов» сказано, что «Бодончар рода борджигин» [Word and Suffi x-Index 2001: § 42]. Бодончар являлся младшим сыном, рожденным Алан-гоа, вдовой Добун-Мэргэна, предводителя монголов в Х в., после его кончины. Считается, что негласным отцом трех сыновей Алан-гоа — Бугу Хатаги, Бугуту Салжи, Бодончара, рожденных после смерти ДобунМэргэна, является Малиг-баят, который проживал у них в доме [Word and Suffi x-Index 2001: § 12–18]. При жизни Добун-Мэргэн привел в свой дом молодого Малиг-баята для работы по дому. Таким образом, родословная линия нойонов одной из ветвей коренных монголов, исходившая из Борте Чино, была прервана в X в., перейдя к Добун-Мэргэну. Поэтому родословную линию последующих монгольских ханов начинают не от Борте Чино, а с Бодончара. В источниках также отмечено, что родословная золотого рода, от которого происходили монгольские ханы, идет от Бодончара [Gongbojab 1981: 41–43]. Некоторые исследователи считали, что Бодончар родился в 970 г. [Пэрлээ 2001: 152]. Из сказанного следует, что род борджигин, возможно, возник в конце X в. Хотя в «Сокровенном сказании монголов» имеются указания на человека по имени Борчжигидай-Мэргэн, жившего за три поколения до Бодончара [Word and Suffi x-Index 2001: § 3], монгольские источники единодушно именно Бодончара считают основателем рода борджигин. Это, в свою очередь, показывает, что, несмотря на существование борджигин ранее, род от Борте Чино прервался на Добун-Мэргэне, поэтому родословная линия предков монгольских ханов начинается от Бодончара. Иными словами, далеким предком великих монгольских ханов, начиная от Чингиса, был Бодончар. Борджигиды — нойоны золотого рода, основу которому положил Бодончар, имели высокий авторитет и влияние, в ХIII–ХIV вв. они правили Монгольской империей, а со второй половины XIV в. по XVII в. включительно — Восточной Монголией. Разделение Чингис-ханом Монголии в собственность своим детям и братьям в начале XIII в. положило начало наследованию его потомками определенной части населения и территории страны в последующие исторические периоды. В период цинского владычества большинство местных правителей составляли борджигиды, хотя права аристократов из рода борджигин в управлении государством были значительно урезаны. Все борджигиды-тайджи этого времени по своему происхождению являются потомками Чингис-хана и его братьев. В ХVIII и начале ХХ вв. тайджи из рода борджигин разделились на две части: тайджи-родственники и тайджи-подданные. Прямые потомки Чингис-хана именовались тайджами-родственниками, потомки его братьев звались тайджами-подданными. Приведем сведения об удельных владениях тайджей из рода борджигин в XVIII–ХХ вв. Потомки Гэрэсэндзэ, младшего сына Батумунху Даян-хана, прямого потомка Тулуя, младшего сына Чингис-хана, были владетельными князъями-дзасаками 83 хошунов халхаских Тушээтухановского, Сэцэнхановского, Дзасагтухановского и Сайнноенхановского аймаков, Кукунорского аймака, а также одного хошуна правого крыла Халхи Дзу-Удинского и одного хошуна правого крыла Халхи Уланцабского сеймов Внутренней Монголии, всего 86 хошунов. Потомки Барсболда, третьего сына БатумунхуДаян-хана, правили семью ордосскими хошунами сейма Их-Дзу и одним хошуном правого крыла туматов Зостинского сейма Внутренней Монголии. Потомки Төрболда, старшего сына Батумунху Даян-хана, владели 16 хошунами: восемью цахарскими, по два хошуна хуучит, узэмчинов и сунитов Силингольского и по одному хошуну аохан и найман Дзу-Удинского сеймов. Потомки Алчуболда, пятого сына Даян-хана, были дзасаками двух бааринских и двух джарутских хошунов Дзу-Удинского сейма; шестого сына Очирболда — хошуна хэшигтэн этого сейма. Потомки Хабуту Хасара, брата Чингис-хана, были правителями 42 хошунов, в том числе шести хорчинских, одного джалаитского, одного дербетского, двух горлосских хошунов Джиримского; хошуна ар хорчин Дзу-Удинского; хошунов дөрвөн хүүхэд; муу мянган и трех уратских; алашаньского хошуна Уланцабского сеймов Внутренней Монголии; 21 хошунов хошутского аймака Кукунора; одного хошутского хошуна Кобдоского наместничества Северной Монголии; трех хошунов сейма Бат Сэтгэлт хошутов «Срединной дороги» Унэн сужигту дзасака, подвластного Илийскому цзянзюну Синьцзяна. Потомки Бөх Бэлгутэя, брата Чингис-хана, были правителями двух авгутских и двух хошунов авганар Силингольского сейма Внутренней Монголии. Потомки Хачиуна стали правителями двух хошунов оннигуд (онглигуд) Дзу-Удинского сейма Внутренней Монголии. Таким образом, в ХVII и начале ХХ вв. дзасаки 163 хошунов монголов Северной и Южной Монголии, Куконора, Синьцзяна и Илийского края были борджигидами [Очир 1995: 299–301], что составляло 70% всех монгольских хошунов указанных выше мест. Помимо этого тайджи четырех степеней этих хошунов также принадлежали к роду борджигин, т. е. род был распространен во всех этих хошунах. Борджигиды также компактно проживали в хошуне Боржигин Сэцэн дзасака халхаского Сэцэнхановского аймака (ныне сомоны Даланжаргалан, Айраг, Их Хэт Восточно-Гобийского аймака; Баянжаргалан сомоны Говь-угтаал, Цагаандэлгэр Средне-Гобийского аймака; сомоне Баянжаргалан Центрального аймака и Говьсүмбэр аймака). Военные смуты ХIII–ХIV вв. и события последующих периодов заставили борджигидов уйти в Среднюю Азию (современные Узбекистан и Кыргызстан) [Радлов 1989: 104, 603] и Сибирь [Патканов 1912: 561]. Аристократический род монголов борджигин имел свой объект поклонения, который с давних времен, по-видимому, был предан забвению. Поэтому о культе рода борджигин у исследователей имеются разные мнения. Некоторые считают, что объектом поклонения у них был белый сокол. Основой тому служит сведение из «Сокровенного сказаниия монголов»: «когда Тэмучжчину было девять лет, Есугэй-Баатур собрался сватать невесту у дяди по матери его Оэлун, ее родни из олхонутского рода, куда и направился вместе со своим сыном Темучжином. По дороге между урочищами Цэкцэр и Чихургу повстречал он хохирадского Дэй-Сечена. — Куда держишь путь, сват Есугэй? — спрашивает ДайСечен. Я еду, говорит Есугэй-Баатур, — сватать невесту своему сыну у дяди по матери, племени олхонут. Дай-Сечен говорит: У твоего сынка взгляд — огонь, а лицо — заря. Снился мне, сват Есугэй, этой ночью сон, будто снизошел ко мне на руку белый сокол, зажавший в когтях солнце и луну... Что-то он предвещает? —подумал лишь, вижу — подъезжаешь, сват Есугэй, ты со своим сыном. Не иначе, что это вы — духом своего киятского племени — являлись во сне моем и предрекали» [Word and Suffi x-Index 2001: § 61–63]. Об этом писал Лубсан Данзан в своем сочинении «Алтан тобчи»: «пришел дух вашего человека, кията, и указал» [Altan tobči 1990: 14]. Из сказанного видно, что слово сүлдэр понималось автором как сүлд — дух. Именно это сведение из источника позволило некоторым исследователям считать тотемом рода боржигин белого сокола Слово сүлдэр встречается в «Сокровенном сказании монголов» трижды. В первый раз, когда привели к Чингису захваченного Чжамуху, тот, встав перед Чингис-ханом, сказал: «иной я человек с самого рождения. И вот подавлен великим духом (сүлдэр) друга моего». Во второй раз — в 1211 г. глава тангутов Бурхан сообщил Чингис-хану, который подступил к пределам Тангутского государства: «Ужасались мы слухам о славном имени Чингис-хана. Ныне же мы пребываем в страхе перед величием (сүлдэр) личного пришествия твоего. Тангутский народ готов стать твоей правой рукой и отдать тебе свою силу» [Word and Suffi x-Index 2001: § 249]. В обоих случаях сүлдэр означает «величие, мощь, силу». Из приведенных значений, зафиксированных в «Сокровенном сказании монголов» ясно, что сүлдэр обозначает весьма близкое к современным монгольским словам значение — дух, духовная мощь, величие и великолепие. Следовательно, в «Сокровенном сказании монголов» приход во сне Дай-Сечену белого сокола был предвестником вступления Темучжина в его семью зятем. В устном народном творчестве монголов распространенным является предсказание человеку во сне доброго или дурного, в виде какого-либо животного или предмета. При этом совсем не обязательно, что увиденный во сне образ должен быть тотемом данного рода или племени, он может выступать лишь как предвестник. Виденный во сне Дай-Сеченом белый сокол тоже имеет аналогию с устным творчеством. В связи с этим не следует забывать, что «Сокровенное сказание монголов» является не только историческим источником, но и представляет собой и литературное сочинение. Есть и другие сведения и материалы, вызывающие сомнения относительно белого сокола как тотема рода борджигин. Источники указывают, что в древнеуйгурской легенде имеются сведения о тамгах, тотеме и мясном пае (хувь мах), что вызывает несомненный интерес 

Как написано в родословной истории казахских нойонов, Чингис-хан, завоевав Среднюю Азию, пожаловал каждому казахскому нойону в отдельности уран (слово-призыв), птицу и печать. Было определено, что призывом главы казахского рода Конрат будет конырат, почитаемой птицей — шонхор (сокол), деревом — дикая яблоня, а клеймом (тамгой) — изображение полумесяца “С” [Шакарим Кудайберды-улы 1990: 21–22]. Если бы сокол относился к объекту тотемного культа рода борджигин, вряд ли Чингис-хан стал бы давать его казахскому племени. Великий хан своим действием подтвердил культ казахского 43 рода конрат. Из сказанного явствует, что сокол (белый сокол) был тотемом правящих родов тюркоязычных уйгуров и казахов. С 1990-х гг. стала распространяться идея, что сокол был тотемом монголов, вследствие чего как государственные учреждения, так и частные организации и лица стали часто использовать символику с изображением сокола. Так, именно сокол стал официальным символом Главного Управления полиции Монголии, и сейчас эмблема летящего сокола — на рукавах униформы служащих всех рангов этой организации, т. е. на государственном уровне символом монголов признали сокола. И даже в искусстве и литературе появился образ сокола как символа монголов. Надо отметить, культовый объект был признаком самостоятельного существования данного рода и его символом. Язычники верили: если совершать благодеяния, то под покровительством онгона, божества данный род или племя возвысится. Если же совершать плохие деяния и вызвать его гнев, то род зачахнет. Онгон всеми силами охраняли, и случаи его потери рассматривались как попадание под их власть. До сих пор нет достоверных фактов о прямой родственной связи рода борджигин с тюрками и их едином культе. Поэтому почитание сокола, который был тотемом у тюркоязычных уйгуров и казахов, на наш взгляд, совершенно не соответствует традициям монголов. Возникает вопрос, если не сокол, то какой образ же был тотемом рода борджигин? Мы предполагаем, что тотемом данного рода был волк. 2000 лет тому назад, в период государства хунну, правители ханьской династии Китая потребовали от гуннских кочевников дань белыми волками и оленями. Требование было отклонено. Более того, кочевники оказали отпор противнику и не отдали белых волков и оленей. Здесь не говорится об обычных волках и оленях, которых требовалось поймать и предоставить в качестве дани. Тотемом двух главных родов гуннов были волк и олень, и, видимо, ханьская династия, прибрав к своим рукам их культовые объекты, попыталась завоевать кочевников идеологически, что должно было проявиться в этических взаимоотно-шениях. Кочевники, естественно, понимали смысл требований и не только не выполнили его, но и воспротивились. В последнее время идет дискуссия, и ряд исследователей высказывается о том, что по своему этническому происхождению правители государства хунну принадлежали монголам. Ученые считают, что тотемом правящего рода хунну был волк [Сүхбаатар 2000: 76–77, 133–134; Сүхбаатар 1971: 50–51.]. С этим, вероятно, связано почитание монголами волка и оленя, и можно предположить, что эта преемственность идет со времени гуннского периода. В XII в. среди монголов-нирунов был род чинос (чонос), существует он и в наше время, т.е. название тотема отразилось в названии рода. В исторических памятиках запечатлены строки, гласящие о том, что Чингис-хан, находясь на охоте в Хангайских горах, повелел: «попадут в облаву Борте Чино и Гоа Марал. Не иди на них» [Altan tobči 1990: 123]. Отсюда следует, что Борте Чино и Гоа Марал, далекие предки монголов, были также и их онгонами. Некоторые ученые, рассматривая данное событие, пришли к заключению, что волк и марал (олень) были тотемами древних монголов, поэтому на них запрещено охотиться [Лубсан Данзан 1973: 225, 370], — этот вывод также соответствует нашему предположению. Вероятно, родовое название борджигин возникло в связи с тотемом, поэтому вкратце остановимся на происхождении данного названия. Н. Н. Поппе, исследовав происхождение названия борджигин, писал, что оно образовалось путем присоединения к монгольскому слову боржон (название гусыни) какого-либо аффикса. Он предположил, что среди древних монголов существовало племя с тотемным предком в виде гуся или гусыни, от которого и произошло само название. Подобного мнения придерживался и П. Поуха [Монголын судлал 1969: 23]. Ученые до сих пор не выяснили, какой именно аффикс был присоединен к монгольскому слову «боржон», соответственно, пока нет возможности восстановить другие исторические названия (элжигин, отчигин и т. д.), аналогичные борджигин по своей структуре.Выше отмечалось, что в «Сокровенном сказании монголов» говорится о человеке по имени Борчжигидай-Мэргэн, который жил за три поколения до Бодончара. Там же имеется еще одно сведение, заслуживающее внимания: «Сын Борчжигидай-Мэргэна, Торголжин Баян, был женат на Борохчин-гоа, имел отрокаслугу по имени Боролдой-Суялби и двух скаковых коней Дайр и Боро» [Word and Suffi x-Index 2001: § 249]. Здесь имена самого Борчжигидай-Мэргэна, супруги, слуги его сына и масть коней обозначены словом бор, указывающим на цвет, по которому можно проследить происхождение интересующего нас названия — боржигин. Данное положение уточняется и дополняется сведениями из другого исторического источника — «Сборника летописей». Рашид-ад-Дин с монгольским историком Болдчинсаном слово боржигин растолковал как «карие глаза» — бор (цэнхэр) нүд [Рашид-ад-Дин 1952: 48]. Приведенные сведения позволяют предположить, что первая часть словосочетания — слово бор — от названия борджигин, и, возможно, имеет связь с монгольским словом бор (старописьм.монг.яз. boru), указывающим на цвет как в этимологическом, так и смысловом значении. Чтобы уточнить происхождение монгольского слова бор (boru), следует обратить внимание на слова böri, büri из тюркского языка. В силу особенностей исторического развития в языках тюркской группы в значительной степени сохранились старинные слова протоалтайского языка, которые являются важными источниками для выяснения происхождения некоторых слов из алтайских языков, в том числе монгольского. В средние века монгольское слово бор (boru) означало «светло-серый, серый, буланый с серым оттенком, синеватый серый» [Монгольский словарь 1938: 121]. Тюркское слово büri, аналогичное монгольскому, имеет еще одно значение — боргоцой (шишка). Монгольские слова бор и боргоцой имеют один корень. Есть другое монгольское слово бөртэ, которое по значению и произношению аналогично тюркскому слову böri и означает «пятнисто-серый, пестрый [Цэвэл 1966: 100]. А слово бөртөндөх означает «становиться с серыми пятнами, пестрыми или покрыться веснушками». Рода чоно, чонос с давних времен существовали среди монголов и тюрок. По сей день у монголов сохранился род бүрд или бурд (т.е. чоно. — А.О.). Настоящее родовое название представляет собой форму множественного числа слова böri / büri в алтайском языке. В древние времена в алтайском языке волка называли böri / büri. До последнего времени монголы словом бөртэ [Altan tobči 1990: 118] именовали волчонка, что является, с одной стороны, отпечатком древнего времени, а с другой — свидетельством родственной связи слов böri и boru. В некоторых местах Монголии существовал обычай, по которому волка милостиво называли бөрт хайрхан (священный серый) или чанданы эзэн (хозяин). До сих пор монголы, соблюдая табу, пользуются иносказательным словом боохой. Существующее ныне другое название волка — цөөвөр (ögebüri) образовано соединением двух алтайских слов: цөөн (ögen) (на русском означает немного, меньше. — А.О.) и бүри (bür) (волк) [Гаадамба 1979: 6]. Из сказанного можно заключить, что тюркское böri / büri и монгольское boru, имевшие один корень и близкое значение в алтайском языке, по мере исторического развития претерпели фонетическую эволюцию. При этом büri / böri сохранили древнюю форму, а boru изменилось как в смысловом значении, так и по фонетической структуре. Относительно жигин (последней части названия боржигин) следует сказать, что это позднемонгольский вариант древнеалтайского слова тегин, что видно из фонетического состава. Древнеалтайское слово тегин использовалось также в тюркском языке, о чем свидетельствуют надписи, оставленные на стелах Тюркского каганата в VI–VIII вв. В то время под словом тегин подразумевался титул родственников тюркских каганов и близких им людей, также возвеличивающий имя принца [Древнетюркский словарь 1969: 547; Радлов 1900: 1034].Можно сказать, что происхождение этнонимов бүрд, бурд, борджигин связано с древнемонгольскими родовыми обычаями и ритуалами, и часть монголов — носители культа волка — оставили его изображение на разных объектах. Более того, изначально возникло бүрд, в последующем — бурд; а борджигин появилось, когда протоалтайское слово büri / böri приняло форму монгольского языка boru. Таким образом, название тотема и носителей культа волка стало постепенно родовым наименованием

:az1:

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
1 час назад, ARS сказал:

:az1:

БОРЖИГИН~БОРДЖИГИН — крупнейший род, из которого произошли аристократы коренных монголов. В «Сокровенном сказании монголов» сказано, что «Бодончар рода борджигин» [Word and Suffi x-Index 2001: § 42]. 

:ozbek:

 

Думан, этот свой копипаст ты скопировал из книги халха-монгольского историка Аюдайн Очира, переведенного на русский язык? Этот автор наверно тоже не стал исключением и тоже согласно Указу Президента Монголии 1991 года принял себе этноним "Тайжиуд" и стал дописывать его перед своим именем.

Но дело не в этом.

Задумка темы в том, что ты с Buba-suba никак не поймете, что:

1) Слово борджигин (я специально не называю его этнонимом или племенем) не упоминается ни у одного тюркского или монгольского народа в период с 12/13 - 20 в.в. Все тюрко-татарско-монгольские племена упоминаются и присутствуют во многих народах, а борджигинов (как и других прозвищ - нирунов и дарлекинов) не было ни у кого и до сих пор нет. 

2) Это очень странно. Это небеспочвенно наводит на мысль, что это всего лишь прозвище 12 века, потом канувшее в лету и сохранившееся лишь у Рашид ад-Дина и в ССМ.

3) С борджигинами в письменных хрониках ордосских монголов 17 - 18 в.в. (Лубсан Данзан, Саган Сэцэн и др.), прекрасно знавших ССМ и, соответственно, о книжном прозвище чингизидов, все легко объяснимо, они это книжное прозвище далекого 12 в. могли связать с современными им чингизидами Халхи. Это моя версия, вытекающая из первых двух пунктов. .

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
15 часов назад, АксКерБорж сказал:

Поймите своей умной головой, что слово борджигин (я специально не называю его этнонимом или племенем) не упоминается в 13 - 20 в.в. ни у одного тюркского или монгольского народа.

Зачем врать то Кайрат? Я приводил данные по племени борджигин среди монголов 16 века. Может хватить уже врать самым наглым образом?

Link to post
Share on other sites
  • Admin
1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Думан, этот свой копипаст ты скопировал из книги халха-монгольского историка Аюдайн Очира, переведенного на русский язык? Этот автор наверно тоже не стал исключением и тоже согласно Указу Президента Монголии 1991 года принял себе этноним "Тайжиуд" и стал дописывать его перед своим именем.

Но дело не в этом.

Задумка темы в том, что ты с Buba-suba никак не поймете, что:

1) Слово борджигин (я специально не называю его этнонимом или племенем) не упоминается ни у одного тюркского или монгольского народа в период с 12/13 - 20 в.в. Все тюрко-татарско-монгольские племена упоминаются и присутствуют во многих народах, а борджигинов (как и других прозвищ - нирунов и дарлекинов) не было ни у кого и до сих пор нет. 

2) Это очень странно. Это небеспочвенно наводит на мысль, что это всего лишь прозвище 12 века, потом канувшее в лету и сохранившееся лишь у Рашид ад-Дина и в ССМ.

3) С борджигинами в письменных хрониках ордосских монголов 17 - 18 в.в. (Лубсан Данзан, Саган Сэцэн и др.), прекрасно знавших ССМ и, соответственно, о книжном прозвище чингизидов, все легко объяснимо, они это книжное прозвище далекого 12 в. могли связать с современными им чингизидами Халхи. Это моя версия, вытекающая из первых двух пунктов. .

 

Вранье.

Link to post
Share on other sites
  • Admin

ARS привел конкретные данные монгольского историка, более любого здесь юриста знающего свою историю. Прямые потомки ЧХ — в основном потомки Даян-хана были борджигинами.

Link to post
Share on other sites
6 минут назад, Rust сказал:

Зачем врать то Кайрат? Я приводил данные по племени борджигин среди монголов 16 века. Может хватить уже врать самым наглым образом?

 

Легко отмахнуться от любых аргументов обозвав их враньем.

Труднее дать ответы на логичные вопросы:

1) Чьи это данные? Из письменных хроник Саган Сэцэна, Лубсан Данзана или других ордоссских монголов 17 в.?

2) И почему борджигины неизвестны на протяжении 800 лет среди других тюркских и монгольских народов? Хотя чингизиды были повсюду?

   

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Не надо забалтывать тему. Вам привели конкретные данные. Вы начинаете свои обычные отмазки - типа все придумали, увидели по телевизору, прочитали из книг.

Кайрат - у нас в последнее время не наблюдается нормального диалога. Это приведет к тому, что вы со своими многочисленными поклонниками и подпевалами фольками пойдете дружно общаться на другие форумы.

Если честно мне надоело уже объяснять что белое это белое, а черное это черное.

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
5 минут назад, Rust сказал:

Не надо забалтывать тему. Вам привели конкретные данные. Вы начинаете свои обычные отмазки - типа все придумали, увидели по телевизору, прочитали из книг.

Кайрат - у нас в последнее время не наблюдается нормального диалога. Это приведет к тому, что вы со своими многочисленными поклонниками и подпевалами фольками пойдете дружно общаться на другие форумы.

Если честно мне надоело уже объяснять что белое это белое, а черное это черное.

 

Ув. Рустам, я задал вам вполне нормальные вопросы. А вы вместо ответа на них угрожаете мне баном.

Ок, давайте под страхом отлучения от форума я соглашусь с вашей позицией, что борджигины были и есть у всех тюркских и монгольских народов.

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
Только что, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Рустам, я задал вам вполне нормальные вопросы. А вы вместо ответа на них угрожаете мне баном.

Ок, давайте под страхом отлучения от форума я соглашусь с вашей позицией, что борджигины были и есть у всех тюркских и монгольских народов.

 

У вас на любое возражение сразу идут отговорки - типа вина переводчика, напутали историки и т.д. Ни с одним фактов вы до сих пор не согласились, до сих пор всегда находя какие-то левые причины. Так какой смысл обсуждать темы? 

Есть общепринятая историческая парадигма, принятая историками всего мира. Если с чем то не согласны - то следует привести свои сомнения, однако подкрепив их 100% фактами, а не придумками про "реки текущие на восток" и т.д.

Надеюсь объясняю понятно.

Не будете поступать таким образом - отправлю всех вас фольков в вечный бан и буду банить все ваши ай-пи.

Это мое последнее предупреждение.

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

Узбекистан (ранее Мавераннахр) как и Семиречье,  считается вотчиной Чагатаидов.  Узбеки состоят из 92 родов. Но среди них нет борджигингов. Не странно ли, ведь Чагатай унаследовал коренной юрт Чиингисхана. Вот состав узбекских родов:

1. Мың. 2. Жүз. 3. Қырық. 5. Жалайыр. 6. Прай. 4. Үгажат
6. Прай. 7. Қоңырат. 8. Алшын, 9. Найман. 10. Арғын. 11. Қыпшақ . 12. калмак. 13. Фрат. 14. Қырықтык. 15. Торғауыт. 16. Бурлан, . 17. Шымыршық. 18 Қатаған 19. Кәжі. 20. Кенехас. 21. Бұйрат. 22. Ойрат2 3.Киат 24. Бағлан. 25. Қытай. 26. Қаңлы. 27. Өзбек 
28. Койшы. 29. Бұланшы. 30. Шабұт. 31. Жоют. 32. Селшауыт,33. Баяуыт. 34. Отаршы. 35. Арлат. 36. Керейт. 37. Ұнғұт. 38, Маңғыт, 39. Танғұт. 40. Оймауыт. 41. Қашат. 42. Меркіт. 43. Буркат. 44. Қият. 45 Коралас, 46. Төралас. 47. Қырараб. 48. Илашы. 49. Шұбырған. 50. Кышлак. 51. Оғлан. 52. Түркмен. 53. Дүрмен, 54. Табут. 55. Тама. 56. Мачад. 57. Кердері. 58. Рамадан. 59. Керей. 60. Надай. 61. Қафсана. 62. Қырғыз. 63. Ұяршы. 64. Жойрат, 65 Үйсін, 66. Жорға. 67. Баташ. 68. Қойсын. 69. Молдыз. 70. Тәбел. 71. Татар. 72. Телеу. 73. Басхал. 74. Ниан. 75. Қазған. 76. Шірін. 77. Ұнтан. 78. Құрлат. 79. Шілкаc. 80. Үйкорған. 81. Тарғын. 82. Жабу. 83. Суран. 84. Тұрғак. 85. Мутиян. 86. Каска. 87. Мажар. 88. Тұшлык. 89. Шоран. 90. Шүршіт. 91. Баһршы. 92. Ұйғұрат.

 Среди казахов  из вышеперечисленых родов есть 35 родов. 

Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, Коралас сказал:

Узбекистан (ранее Мавераннахр) как и Семиречье,  считается вотчиной Чагатаидов.  Узбеки состоят из 92 родов. Но среди них нет борджигингов. Не странно ли, ведь Чагатай унаследовал коренной юрт Чиингисхана. Вот состав узбекских родов:

1. Мың. 2. Жүз. 3. Қырық. 5. Жалайыр. 6. Прай. 4. Үгажат
6. Прай. 7. Қоңырат. 8. Алшын, 9. Найман. 10. Арғын. 11. Қыпшақ . 12. калмак. 13. Фрат. 14. Қырықтык. 15. Торғауыт. 16. Бурлан, . 17. Шымыршық. 18 Қатаған 19. Кәжі. 20. Кенехас. 21. Бұйрат. 22. Ойрат2 3.Киат 24. Бағлан. 25. Қытай. 26. Қаңлы. 27. Өзбек 
28. Койшы. 29. Бұланшы. 30. Шабұт. 31. Жоют. 32. Селшауыт,33. Баяуыт. 34. Отаршы. 35. Арлат. 36. Керейт. 37. Ұнғұт. 38, Маңғыт, 39. Танғұт. 40. Оймауыт. 41. Қашат. 42. Меркіт. 43. Буркат. 44. Қият. 45 Коралас, 46. Төралас. 47. Қырараб. 48. Илашы. 49. Шұбырған. 50. Кышлак. 51. Оғлан. 52. Түркмен. 53. Дүрмен, 54. Табут. 55. Тама. 56. Мачад. 57. Кердері. 58. Рамадан. 59. Керей. 60. Надай. 61. Қафсана. 62. Қырғыз. 63. Ұяршы. 64. Жойрат, 65 Үйсін, 66. Жорға. 67. Баташ. 68. Қойсын. 69. Молдыз. 70. Тәбел. 71. Татар. 72. Телеу. 73. Басхал. 74. Ниан. 75. Қазған. 76. Шірін. 77. Ұнтан. 78. Құрлат. 79. Шілкаc. 80. Үйкорған. 81. Тарғын. 82. Жабу. 83. Суран. 84. Тұрғак. 85. Мутиян. 86. Каска. 87. Мажар. 88. Тұшлык. 89. Шоран. 90. Шүршіт. 91. Баһршы. 92. Ұйғұрат.

 Среди казахов  из вышеперечисленых родов есть 35 родов. 

Походу в Монголии книга В.Яна была бестселлером :D

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, Turkmen Aday сказал:

Походу в Монголии книга В.Яна была бестселлером :D

Теперь там популярна книга Исая Калашникова:P

Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Коралас сказал:

Теперь там популярна книга Исая Калашникова:P

Жаль лайков не осталось, ато бы пулеметной очередью понаставил вам 

  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites
  • Admin

Я смотрю два суперфолька Коралас и Туркмен не поняла моего посыла. 

Давайте до свидания. Пишите на других форумах - где вас поймут и примут.

Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Rust сказал:

Я смотрю два суперфолька Коралас и Туркмен не поняла моего посыла. 

Давайте до свидания. Пишите на других форумах - где вас поймут и примут.

Что я такого написал?

Link to post
Share on other sites
29 minutes ago, Коралас said:

Теперь там популярна книга Исая Калашникова:P

Большинство монголов не знают этого Яна  или Калашникова и их  книг. Даже я не читал.

Link to post
Share on other sites
41 минуту назад, Коралас сказал:

Узбекистан (ранее Мавераннахр) как и Семиречье,  считается вотчиной Чагатаидов.  Узбеки состоят из 92 родов. Но среди них нет борджигингов. Не странно ли, ведь Чагатай унаследовал коренной юрт Чиингисхана. Вот состав узбекских родов:

1. Мың. 2. Жүз. 3. Қырық. 5. Жалайыр. 6. Прай. 4. Үгажат
6. Прай. 7. Қоңырат. 8. Алшын, 9. Найман. 10. Арғын. 11. Қыпшақ . 12. калмак. 13. Фрат. 14. Қырықтык. 15. Торғауыт. 16. Бурлан, . 17. Шымыршық. 18 Қатаған 19. Кәжі. 20. Кенехас. 21. Бұйрат. 22. Ойрат2 3.Киат 24. Бағлан. 25. Қытай. 26. Қаңлы. 27. Өзбек 
28. Койшы. 29. Бұланшы. 30. Шабұт. 31. Жоют. 32. Селшауыт,33. Баяуыт. 34. Отаршы. 35. Арлат. 36. Керейт. 37. Ұнғұт. 38, Маңғыт, 39. Танғұт. 40. Оймауыт. 41. Қашат. 42. Меркіт. 43. Буркат. 44. Қият. 45 Коралас, 46. Төралас. 47. Қырараб. 48. Илашы. 49. Шұбырған. 50. Кышлак. 51. Оғлан. 52. Түркмен. 53. Дүрмен, 54. Табут. 55. Тама. 56. Мачад. 57. Кердері. 58. Рамадан. 59. Керей. 60. Надай. 61. Қафсана. 62. Қырғыз. 63. Ұяршы. 64. Жойрат, 65 Үйсін, 66. Жорға. 67. Баташ. 68. Қойсын. 69. Молдыз. 70. Тәбел. 71. Татар. 72. Телеу. 73. Басхал. 74. Ниан. 75. Қазған. 76. Шірін. 77. Ұнтан. 78. Құрлат. 79. Шілкаc. 80. Үйкорған. 81. Тарғын. 82. Жабу. 83. Суран. 84. Тұрғак. 85. Мутиян. 86. Каска. 87. Мажар. 88. Тұшлык. 89. Шоран. 90. Шүршіт. 91. Баһршы. 92. Ұйғұрат.

 Среди казахов  из вышеперечисленых родов есть 35 родов. 

 

Их нигде и ни у кого нет (кроме у халха в 16 в. со слов админа).

В этом и загадка РАД-овского и ССМ-ского слова "борджигин"! (в других источниках емнип его тоже нет)

 

27 минут назад, Rust сказал:

Давайте до свидания. Пишите на других форумах - где вас поймут и примут.

 

Сегодня вы не в настроении, ув. Рустам.

Убедительно прошу вас не банить никого за дискуссии!

Ведь каждый участник форума имеет право на свою точку зрения, которую и пытается обосновать. Не понимаю что в этом недопустимого? 

 

Link to post
Share on other sites
21 minutes ago, АксКерБорж said:

 

 "борджигин

 

 

АКБ. Хотите назвать себя борджигином? Нет .нет..Только ваши торе могут.А вам нет.

У нас есть пословица

Ямаа туйлаад янгиа эвдэхгүй

Тэмээ туйлаад тэнгэрт гарахгүй..

:lol:

Link to post
Share on other sites
  • Admin
1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Их нигде и ни у кого нет (кроме у халха в 16 в. со слов админа).

В этом и загадка РАД-овского и ССМ-ского слова "борджигин"! (в других источниках емнип его тоже нет)

 

 

Сегодня вы не в настроении, ув. Рустам.

Убедительно прошу вас не банить никого за дискуссии!

Ведь каждый участник форума имеет право на свою точку зрения, которую и пытается обосновать. Не понимаю что в этом недопустимого? 

 

Меня уже достал фольк от новоявленных гениев. Вы также на волоске от бана. Поэтому предложу взвешивать каждое слово. Рассуждать не как фольк, раздавая эпитеты налево и направо, а проводить анализ. И не оченм не утверждать как о 100% истине. Надеюсь понятно объясняю.

 

Link to post
Share on other sites
6 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

 этот свой копипаст ты скопировал из книги халха-монгольского историка Аюдайн Очира, переведенного на русский язык? Этот автор наверно тоже не стал исключением и тоже согласно Указу Президента Монголии 1991 года принял себе этноним "Тайжиуд" и стал дописывать его перед своим именем.

 

однако , 20лет назад ты  незнал , что кереи условно нируны , все ты это узнал из интернета итд , это я сделал аналогию с халха-монголами

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
16 часов назад, ARS сказал:

однако , 20лет назад ты  незнал , что кереи условно нируны , все ты это узнал из интернета итд , это я сделал аналогию с халха-монголами

 

Я, мой отец, дед и все предки всегда знали, что они кереи.

А нирун, дарлекин и имхо борджигин, это книжные прозвища далекого 12 века, а не живые этнонимы и племена.

Поэтому о них, не только казахи и халха, но и все читающие люди узнали из исторических письменных хроник.

Точно также, как ты ближе и лучше узнал о медицине не с рождения по крови, а окончив Мед. ВУЗ. ;)

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...