Jump to content



АксКерБорж

Борджигины - живое племя до наших дней или это книжное прозвище сыновей Чингизхана?

Recommended Posts

3 минуты назад, Qairly сказал:

Историческая реалия раз, они бежали не к кереитам, а кипчакам

 

Это современный фейк, обсуждали в той теме.

Кстати бежали куда и к кому угодно, даже в Тибет, а калмыки к казахам, это не признак кровного родства.

 

3 минуты назад, Qairly сказал:

историческая реалия два, тезис о тюркоязычности кереитов, в отличии от тюркоязычности самих меркитов, не аргументирован. 

 

Бред.

 

Link to post
Share on other sites
20.02.2021 в 14:34, АксКерБорж сказал:

 

 

 

Да, как показало развитие темы про казахский язык, многие слова в разных регионах несут порой разный смысл.

 

 

А если вспомнить имя любимой жены Чингизхана, вероятно тюрк. Кулян, которую все исходя из принятого монголоведческого объяснения всего, связанного с Чингизханом и татарами, объясняют как Хулан - дикая ослица. Теперь ошибка породила неверную моду, в Монголии в 21 веке стали нарекать девочек таким именем.

Нонсенсов в истории много.

 

Не многие, но есть, иначе мы не были бы одним народом

Ладно монголы, вон Зариппай, вроде южанин, не обрусевший, но не узнаёт ( может профессинальная историческая зашоренность не даёт) В Субатае Сұпатая , пишет Сүбедей , в Кулане Куляна, пишет Құлан, что мужское имя и по твёрдому звучанию, притом уничижительное, чтоб долгожданный мальчик не умер от сглаза или прочего. Девочкам плохих имен не дают никогда, ибо не так переживали за их жизнь. Юмористы выдумали плохое имя для девушек по их мнению-Жапраккуль -Листья от цветов.Просто нет таких имен девочек

Сейчас пошла тупая тенденция от баб насмотревшихся сериалов. Стоит девочка казашка очень монголоидной, даже сумоистской внешности спросишь имя,  ё моё: - Изабелла, Аида, Даниелла  

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
19.02.2021 в 23:24, Коралас сказал:

Я думаю, что какой-то наследственный дефект глаз  был у ЧХ рода. Скорей Дува- Сохор не переводится как Дува слепой, а   Сохором было неправильно расшифровано слово  "шегір". Последнее означало некий недостаток или какое-то отличие от других.   Не зря Абульгази говорит,  о какой-то полоске  вокруг зрачка.    

Хороший ход мыслей. Как бы недостаток возвели в достоинство.

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
17 часов назад, Momyn сказал:

вон Зариппай, вроде южанин, не обрусевший, но не узнаёт ( может профессинальная историческая зашоренность не даёт) 

 

За других ничего говорить не могу, каждый отвечаем за себя.

 

17 часов назад, Momyn сказал:

В Субатае Сұпатая , пишет Сүбедей , в Кулане Куляна, пишет Құлан

 

Нет таких имен как Субедей-Субэдэй и Кулан-Хуоан. Это книжные современные искажения. Ладно русские и монголы этого не понимают, но нам то  вами грешно соглашаться с глупостями.

 

Link to post
Share on other sites
On 2/20/2021 at 1:24 AM, Коралас said:

Я думаю, что какой-то наследственный дефект глаз  был у ЧХ рода. Скорей Дува- Сохор не переводится как Дува слепой, а   Сохором было неправильно расшифровано слово  "шегір". Последнее означало некий недостаток или какое-то отличие от других.   Не зря Абульгази говорит,  о какой-то полоске  вокруг зрачка.    

Ха, ха ... :D

"шегір" - это же чистый монголизм от слова "цэхэр", "цэгээн, "цагаан".

Что я обнаружил у казахов имются очень много монголизмов кстати у других тюркоязычных вообще нету.

Это знаменитый "нагашы" и ещё "шидер" - треножка  :lol: и т.д., т.п.

Link to post
Share on other sites
14 минут назад, enhd сказал:

шидер" - треножка

чидер I

тренога (ремённые путы для стреноживания лошади);

чидер сал- стреноживать.

чидер- II

1. (о самках домашних животных, иногда о женщине) стремиться при приближении родов уйти подальше от людей;

уй чидерип жүрөбү дейм корова, видимо, хочет уйти, чтобы отелиться;

2. перен. тихо двигаться, едва передвигаться;

ак сакалы сербеңдеп, алсыз кары чидерди стих. обессилевший старик плёлся, его седая бородёнка едва была видна.

чидер- III

цеплять ногой за ногу другого;

жакадан алып булкушуп, ат үстүндө чидерип, кармашып жаткан кезинде фольк. в тот момент, когда (они), сидя на конях, схватились, дёргали друг друга за воротники, цепляли ногами друг друга (чтобы выбить из седла).

Link to post
Share on other sites
9 minutes ago, Samatq said:

чидер I

тренога (ремённые путы для стреноживания лошади);

чидер сал- стреноживать.

чидер- II

1. (о самках домашних животных, иногда о женщине) стремиться при приближении родов уйти подальше от людей;

уй чидерип жүрөбү дейм корова, видимо, хочет уйти, чтобы отелиться;

2. перен. тихо двигаться, едва передвигаться;

ак сакалы сербеңдеп, алсыз кары чидерди стих. обессилевший старик плёлся, его седая бородёнка едва была видна.

чидер- III

цеплять ногой за ногу другого;

жакадан алып булкушуп, ат үстүндө чидерип, кармашып жаткан кезинде фольк. в тот момент, когда (они), сидя на конях, схватились, дёргали друг друга за воротники, цепляли ногами друг друга (чтобы выбить из седла).

на кыргызском "чидер" - тренога ?  значит монголизм из казахского языка.

А мы говорим как "кижен" - тренога. Похожее слово у вас имеется?

Link to post
Share on other sites
21 минуту назад, enhd сказал:

на кыргызском "чидер" - тренога ?  значит монголизм из казахского языка.

 

Дорогой, маньчжуровед-сарлаговед, вы с этим якобы "чистым монголизмом", который на деле обыкновенный тюркский термин, уже десятый год носитесь, не надоело еще? :)

 

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, enhd сказал:

на кыргызском "чидер" - тренога ?  значит монголизм из казахского языка.

Почему монголизм, почему именно через казахский язык? 

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, enhd сказал:

А мы говорим как "кижен" - тренога. Похожее слово у вас имеется?

кеже

подтягивать кверху; атынын башын кежеп подтягивая кверху голову своей лошади.

кежен
злобно стиснуть зубы; кежене карады он злобно посмотрел, стиснув зубы.

кежекте

 

1. подёргивать головой (вниз и вверх);

2. перен. упрямиться, не слушаться.

Link to post
Share on other sites
23.02.2021 в 19:01, enhd сказал:

на кыргызском "чидер" - тренога ?  значит монголизм из казахского языка.

А мы говорим как "кижен" - тренога. Похожее слово у вас имеется?

 

Наш маньчжуровед-сарлаговед как практический тувинско-халхаский билингва совсем запутался в двух языках, которыми он владеет, в родном тюркском и в заимствованном монгольском.

 

Он, наверно как давний городской житель, путает совершенно разные конские путы.

Тувинское "кижен" (у нас - кiсен) - это металлические 2-ые путы на передние ноги лошади.

Каз. "тусау"  это сыромятные кожаные 2-ые путы на передние ноги лошади.

Монг. "чөдөр" (у нас - шiдер) - это сыромятные 3-ые путы на две передние и одну заднюю ноги лошади.

 

Link to post
Share on other sites
17.02.2021 в 23:05, Momyn сказал:

 Предки с того света своими именами кричат вам:  Потомки верните ЕС, ибо заблуждение, безпамятство о предках есть дорога в небытие.

Здесь рассуждаете как нео-квлмак , вы нью-тенгрианец?

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
24.02.2021 в 16:59, ARS сказал:

Здесь рассуждаете как нео-квлмак , вы нью-тенгрианец?

А вы знаток канонов Ислама? Так обоснуйте, я приму как должное. Имена кричат, а они действительно кричат и это иносказательно

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
17.02.2021 в 20:03, Momyn сказал:

Насчет некоторых согласен (покойный дядя рассказывал, что наш сородич во времена падения Джунгарии там нашел свою сестру, которая по казахский кричала не убивать её  последнего малолетнего сына, остальные умерли уже в боях. От того мальчика есть потомки.), но насчет ваших многие джунгары это ФОЛЬК. Уважаемый вами АК пока таких следов многих джунгаров не находит, лишь у толенгитов. 

Откуда вы знаете то я нашел и где?

 

Link to post
Share on other sites
21 час назад, Momyn сказал:

А вы знаток канонов Ислама? Так обоснуйте, я приму как должное. Имена кричат, а они действительно кричат и это иносказательно

если вы муслим , то вы это должны знать , что мертвый человек ничем не навредить  и не поможет живому человеку , покойники нас не видят и не слышат и незнают что мы творим 

21 час назад, enhd сказал:

Поскольку я знаю Momyn является радикальным муслимом как и Вы.

я не радикал , для меня первоисточник Коран , а не те кто когда то что то сказал и все такое 

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
2 часа назад, ARS сказал:

если вы муслим , то вы это должны знать , что мертвый человек ничем не навредить  и не поможет живому человеку , покойники нас не видят и не слышат и незнают что мы творим 

я не радикал , для меня первоисточник Коран , а не те кто когда то что то сказал и все такое 

У вас трудности с пониманием? Мертвые не вредят, не помогут, не знают, не слышат и не кричат. КРИЧАТ ИХ ИМЕНА. Поймете вы наконец или нет.

Link to post
Share on other sites
22.02.2021 в 20:27, АксКерБорж сказал:

 

Меркиты никакие не саянские тюрки, не тувинцы и никто другой.

Меркиты древнее казахское племя, вечный сосед кереев (письм. кереит).

Обитали всегда там же, где и последние - Эмиль, Бухтарма, Иртыш, Западный Алтай.

Все их предания единые.

Даже тамга у них издревле единая, равносторонний крест.

Меркиты и кереи постоянные соседи и участники событий связанных с Чингизханом, поэтому его род брал жен из них, соседей.

Всё подробно в теме про меркитов.

 

Я согласен с вами. Когда ЧХ разбил меркитов, то  он  остатки их  присоединил к  кереям. Запретил им именоватся меркитами. Впоследствии, при Золотой орде они отделились  от кереев  с именем Уак т.е. остатки. Вот остатки  чего? Боле того, в ССМ  те самые татары, которые отравили Есугея были меркитами. Из-за запрета  их называть меркитами в ССМ их указали как татары т.е. указали их просто общим именем  восточных тюрков того времени-татары. Отдельный  род/племя  татар не существовал.  Были дикие татары-горцы-алтайцы, белые татары- восточные, живущие ближе к Китаю  и черные татары- южные татары или Шато, семиреченские. 

Link to post
Share on other sites
22.02.2021 в 18:13, Qairly сказал:

Меркиты саянские тюрки

И да и нет. После того как  Жошы и Субутай разбили  коалицию меркитов на Иртыше часть из них бежали в Саяны.  Их потомки и ныне живут там.  Кстати в арабских источниках пишется, что  меркитов разбили  у Иртыша в местности Карагу/Кереку.На месте нынешнего   Павлодара ране было казахское поселение  Кереку жар.  Кстати сейчас  это место называется  Гусиный перелет. 

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...