Jump to content



АксКерБорж

Народные предания о Чингизхане, его окружении, о событиях, связанных с ним, и о его времени.

Recommended Posts

 

Народные предания о Чингизхане, его окружении, о событиях, связанных с ним, и о его времени.

 

Эту тему я открыл, чтобы скомпоновать и изложить в ней, хотя бы вкратце, сохранившиеся в памяти казахских племен, народа, древние предания о своих дальних предках, о Чингизхане, его окружении, о событиях, связанных с ним, и о его времени.

 

Хочу заметить и это очень важно (!), что у халха-монголов, бурятов, калмыков и других монголоязычных народов, как это ни странно для других (но не для меня -_-), таковых вероятно нет. Письменная история рода Чингизхана, со слов его потомков записанная его современниками – персами, китайцами, европейцами и другими летописцами – за народные предания халха, бурятов и калмыков, к сожалению, приняты быть никак не могут и это ведь логично? (речь идет о летописях Джувейни, Вассафа. Рашид ад-Дина, Чингизхан хузаур, Алтан даптер, ССМ Юань-чао Би-ши и пр.).

Точно также, как не могут быть зачислены в народные предания халха-монголов, бурятов и калмыков поздние переписки и компиляции средневековых китайских хроник образованными монголами Ордоса в 18 веке (Саган Сэцэн, Лувсан Данзан и др.).

 

  • Like 1
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

 

Буду признателен тем, кто поможет вспомнить ранее неизвестные казахские предания по сабжу и дополнит мой список.

Желательно после того, как я изложу все известные мне.

У меня их на вскидку порядка 12 казахский преданий или просто упоминаний в народной памяти. Но уверен, что их гораздо больше.

 

Link to comment
Share on other sites

 

Начну тему с замечательных слов великого Чокана (Ч.Ч. Валиханов «Собрание сочинений в пяти томах». Т. 1, Алма-Ата, 1961. стр. 210):

 

"... Народные предания [АКБ: казахов], особенно предания исторические, чрезвычайно любопытны; в этом отношении предания киргиз занимают почетное место по своей чрезвычайной простоте, ясности и по отсутствию сверхъестественного и баснословного и во многом подтверждаются известиями Абульгази и особенно "Джами'ат-таварих".

 

"... Нет ни одного достопамятного события, ни одного замечательного человека, воспоминание о котором не осталось бы в народной памяти".

 

Link to comment
Share on other sites

Предание записанное со слов Рак-бия старшины рода шомекей в самом начале 19 в.:

«Чумякейский род Меньшей орды полагает, что он прежде не принадлежал к киргиз-казахам… и получил своё название от хана своего Чумякея, который во вражде с Чингисом отложился от него и пришел с приверженцами своими в места, ныне занимаемые Средней ордою. Потомок его Аюсрым, завладев окрестностями реки Сарысу, отдал единственную свою наследницу-дочь в замужество за сына Алима (родоначальник Алимулинского поколения), отчего и подданные его соединились с киргиз-казахами».

О Чингиз-хане найдется не мало информации. Даже о его предке Боданчаре и его матери казахи слагали песни. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

В оригинале (у Гавердовского) немного по другому:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1800-1820/Gaverdovskij_Ja_P/text6.htm

"...Наше начало, – говорил один престарелый старшина, приехавший вместе с Рак-бием, – возникло в древние времена от сильного богатыря, происходившего из племени турских ханов Чумекея, который, избегая несогласия с великим Чжингис-ханом (Судя по татарской истории, во времена Чингызхановы находилось два Чумекея, первый — Чамука-чичен, бывший причиною Чингизовой войны с караитским ханом Аюнеком, а второй — Чумака-баядур служил у Чингизхана полководцем во время войны его с китайцами, а посему трудно открыть кто из сих двух был основателем чумекейского отделения), уклонился из Могола в сии степи. Потомство Чумекея жило здесь в крайней бедности до главного старшины Аюсырыма. Под начальством коего оно снова усилилось и покорило себе окрестности реки Сарасу (Сарасу протекает из горы Улутау к реке Сыр и почитается от многих за предел степи Киргизской. Известно, однако ж, что многие из киргизцев кочевья свои далеко распространяют и за нею) с владением Туркестанским. После чего некоторые из них остались в сих местах для спокойного обитания, а другие пошли за Темир-висаком к западу, откуда никогда уже не возвращались.

Когда Орусовы воины внесли свои шатры в здешние степи, Алимулы, сын хана Меньшей орды и основатель сильного колена, женил сына своего на дочери главного начальника чумекейского. Родство соединило народы сии, и чумекейцы в алимулинском роде составили ныне отделение, в котором уделы, называемые елдяр, каратамыр и тукан, происходят от детей Алимовых; куит-аюсырым и куняк – от древних чумекейцев, а сары-кашкин – от прочих степных жителей турской породы. Всех аймаков (Аймак значит часть удела или небольшое отделение) в нашем отделении 18, а кибиток или семей до 21 000..."

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Народные предания о Чингизхане, его окружении, о событиях, связанных с ним, и о его времени.

 

Эту тему я открыл, чтобы скомпоновать и изложить в ней, хотя бы вкратце, сохранившиеся в памяти казахских племен, народа, древние предания о своих дальних предках, о Чингизхане, его окружении, о событиях, связанных с ним, и о его времени.

 

Хочу заметить и это очень важно (!), что у халха-монголов, бурятов, калмыков и других монголоязычных народов, как это ни странно для других (но не для меня -_-), таковых вероятно нет. Письменная история рода Чингизхана, со слов его потомков записанная его современниками – персами, китайцами, европейцами и другими летописцами – за народные предания халха, бурятов и калмыков, к сожалению, приняты быть никак не могут и это ведь логично? (речь идет о летописях Джувейни, Вассафа. Рашид ад-Дина, Чингизхан хузаур, Алтан даптер, ССМ Юань-чао Би-ши и пр.).

Точно также, как не могут быть зачислены в народные предания халха-монголов, бурятов и калмыков поздние переписки и компиляции средневековых китайских хроник образованными монголами Ордоса в 18 веке (Саган Сэцэн, Лувсан Данзан и др.).

 

Друзья мои! У меня ощущение что вы бредите, причем и не выходите из этого состояния? Мало ли какие предания(сказки)  сохранились у покоренных монгольскими завоевателями , тюркских народов, они не играют никакой роли, к примеру мало ли какие сказки сохранились у балканских народов про - Османов, или у испанцев про - Арабов(Сид), или у восточных славян про Тугарина - змея , Соловья- разбойника , Батыгу- царя и тд. Значение имеют только предания и летописи самих - османов , арабов,монголов." Сокровенное сказание монголов " в этом ряду, и это не сказки  завоеванных  народов, а именно повествование самих монголов :osman6ue::ozbek::qazaq1:

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, mechenosec сказал:

Друзья мои! У меня ощущение что вы бредите, причем и не выходите из этого состояния? Мало ли какие предания(сказки)  сохранились у покоренных монгольскими завоевателями , тюркских народов, они не играют никакой роли, к примеру мало ли какие сказки сохранились у балканских народов про - Османов, или у испанцев про - Арабов(Сид), или у восточных славян про Тугарина - змея , Соловья- разбойника , Батыгу- царя и тд. Значение имеют только предания и летописи самих - османов , арабов,монголов." Сокровенное сказание монголов " в этом ряду, и это не сказки  завоеванных  народов, а именно повествование самих монголов :osman6ue::ozbek::qazaq1:

 

Вова, не мешайте развитию темы!

Ваша реакция заранее всем известна.

 

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Tama сказал:

Предание записанное со слов Рак-бия старшины рода шомекей в самом начале 19 в.:

 

2 часа назад, Zake сказал:

В оригинале (у Гавердовского) немного по другому:

 

Господа, моя задумка излагать казахские древние предания в данной теме хронологически или хотя бы событийно - сперва предания об уходе на Ергене-кон, затем про прародительницу Алангоа, потом про более поздние события, затем про отца Чингизхана Есукея, дальше про самого Чингизхана и его окружение и т.д.

И обязательно нужна нумерация преданий.

 

Приведенное уважаемыми Tama и Zake казахское предание про Чжамуку с Чингизханом я планировал изложить позже, она у меня в виде скана из сборника "История Казахстана в русских источниках" (ИКВРИ, Т. 5), в изложении Я.П. Гавердовского от 1802 года "Обозрение Киргиз-Кайсацкой Степи".

 

Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Вова, не мешайте развитию темы!

Ваша реакция заранее всем известна.

 

Да, ужж, тема :D, вы на полном серьезе хотите поставить некие сказки, неких народов про монголов, в один ряд с официальной монгольской хроникой? С подробной историей происхождения монголов и династии Юань? Неужели самому не смешно ?:lol:

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Rust сказал:

Предание об уходе в Эргенекон слово в слово повторяет турецкий вариант. Такое бывает? 

Вероятно османам эта история досталась в наследство от осколков улуса Хулагу? При том что эти осколки предали Баязета под Анкарой.

Link to comment
Share on other sites

18 минут назад, mechenosec сказал:

Да, ужж, тема :D, вы на полном серьезе хотите поставить некие сказки, неких народов про монголов, в один ряд с официальной монгольской хроникой? С подробной историей происхождения монголов и династии Юань? Неужели самому не смешно ?:lol:

 

Для форумного кыпшаковеда это сказки.

Но для объективных форумчан (хоть профи, хоть любителей) это очень серьезная база.

И поэтому следует подчеркнуть, что все древние предания, запечатленные в памяти казахского народа о своем былом "татарском", "чингисском" времени, были своевременно записаны в 19 в. - нач. 20 в. и сохранены для науки и будущих поколений такими замечательными исследователями как:

- Я.П. Гавердовский

- Г.Н. Потанин   

- Ч.Ч. Валиханов

- А.К. Кунанбаев

- А.И. Левшин

- А.П. Чулошников

- А.Х. Маргулан

и другими.

 

Link to comment
Share on other sites

 

Очень важно!

В казахских древних преданиях собраны все главные игровые роли – уход на Ергене-Кон, Алангоа, непорочное зачатие от луча света, Добун мерген, Байку нойон, Есукей, Темурчи-Чингизхан, Чжамука, Джучи, Угедей, Толи, Кит-Буга, черные татары и т.д. и т.п.  

 

Link to comment
Share on other sites

Итак начнем.

 

1) 

 

Древнее казахское предание об уходе в Ергене-Кон записал академик Алькей Хаканович Маргулан, изложил он ее применительно к древнетюркской традиции игры "Көк бөрі" (волкодрания, ставшего козодранием).

С казахского языка перевод мой.

Ключевые слова выделены мной.

"... В далекой-далекой древности, когда у коз мех еще был светло-серым (обычная присказка во многих казахских притчах), народ постигла вражда и он раскололся надвое. Два джигита Киян и Ногай ушли в недоступные горы Алтая. Здесь они обосновались в глубокой пещере Ергенек-кон. Прошло 200 лет. За это время их род расплодился и пещера не стала вмещать их и они решили выйти из непроходимых гор. На их счастье одна из гор оказалась железной. Один из людей предложил расплавить гору. Семьдесят кузнецов растопили углем семьдесят печей и железная гора расплавилась открыв всем дорогу из горного капкана на просторную степь. С тех самых пор потомки Кияна стали именоваться Борте чине. Через несколько лет родился Чингизхан и с этих пор в традицию народа вошло ежегодно, один раз в восемь месяцев, устраивать пир и проводить игру «көк бөрі».

 

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Итак начнем.

 

1) 

 

Древнее казахское предание об уходе в Ергене-Кон записал академик Алькей Хаканович Маргулан, изложил он ее применительно к древнетюркской традиции игры "Көк бөрі" (волкодрания, ставшего козодранием).

С казахского языка перевод мой.

Ключевые слова выделены мной.

"... В далекой-далекой древности, когда у коз мех еще был светло-серым (обычная присказка во многих казахских притчах), народ постигла вражда и он раскололся надвое. Два джигита Киян и Ногай ушли в недоступные горы Алтая. Здесь они обосновались в глубокой пещере Ергенек-кон. Прошло 200 лет. За это время их род расплодился и пещера не стала вмещать их и они решили выйти из непроходимых гор. На их счастье одна из гор оказалась железной. Один из людей предложил расплавить гору. Семьдесят кузнецов растопили углем семьдесят печей и железная гора расплавилась открыв всем дорогу из горного капкана на просторную степь. С тех самых пор потомки Кияна стали именоваться Борте чине. Через несколько лет родился Чингизхан и с этих пор в традицию народа вошло ежегодно, один раз в восемь месяцев, устраивать пир и проводить игру «көк бөрі».

 

Это называется слышал звон, да не знает где он, предки казахов как и османов услышали предания об Эргунэ хун от небольших осколков монголов влившихся к ним, то есть переняли, и то в искаженном виде. Примеры такие есть , немецкая легенда об Алебранде и Хильдебранде точь в точь как про Илью Муромца и его сына, или Рустэме и Сухрабе и тд.

Link to comment
Share on other sites

28 минут назад, mechenosec сказал:

Это называется слышал звон, да не знает где он, предки казахов как и османов услышали предания об Эргунэ хун от небольших осколков монголов влившихся к ним, то есть переняли, и то в искаженном виде. Примеры такие есть , немецкая легенда об Алебранде и Хильдебранде точь в точь как про Илью Муромца и его сына, или Рустэме и Сухрабе и тд.

 

Не торопите события, Вова. Преданий много, ко всем придет свой черед. К туркам османам всех их не привяжете, а к калымкам, бурятам и халха и подавно.

Ваши обоснованные возмущения как заядлого кыпшаковеда просто умиляют. :)

 

Link to comment
Share on other sites

15 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Не торопите события, Вова. Преданий много, ко всем придет свой черед. К туркам османам всех их не привяжете, а к калымкам, бурятам и халха и подавно.

Ваши обоснованные возмущения как заядлого кыпшаковеда просто умиляют. :)

 

Кыпчацкие сказки умиляют :D

Link to comment
Share on other sites

20 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Не торопите события, Вова. Преданий много, ко всем придет свой черед. К туркам османам всех их не привяжете, а к калымкам, бурятам и халха и подавно.

Ваши обоснованные возмущения как заядлого кыпшаковеда просто умиляют. :)

 

Нам в отличии от других , не надо ни к чему привязываться или примазываться? :ozbek: Ибо мы и есть монголы :asker13mt:

Link to comment
Share on other sites

19 минут назад, mechenosec сказал:

Кыпчацкие сказки умиляют :D

Нам в отличии от других , не надо ни к чему привязываться или примазываться? :ozbek: Ибо мы и есть монголы :asker13mt:

 

Не в названиях дело, не гоняйтесь за ними, они обманчивы. Вот вы носите аж 2 тюркских самоназвания одновременно - калмак и бузав - и ни одного монгольского. Но от того вы же не тюрк. Или найманы, которые носят киданьско-монгольское самоназвание, но на самом деле исконные тюрки.

Поэтому лучше внимательно следите за развитием темы с целью понять, хотя бы в душе, без публичного признания, что именно потомки сохранили память о своих предках.

Надеюсь вы дальше не будете развивать демагогию.

 

Link to comment
Share on other sites

16 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Не в названиях дело, не гоняйтесь за ними, они обманчивы. Вот вы носите аж 2 тюркских самоназвания одновременно - калмак и бузав - и ни одного монгольского. Но от того вы же не тюрк. Или найманы, которые носят киданьско-монгольское самоназвание, но на самом деле исконные тюрки.

Поэтому лучше внимательно следите за развитием темы с целью понять, хотя бы в душе, без публичного признания, что именно потомки сохранили память о своих предках.

Надеюсь вы дальше не будете развивать демагогию.

 

Бред, не потомки а местные , перенявшие от монголов этнонимы племен(которые даже не переводятся с вашего языка)  и искаженные предания, но сохранившие самое главное - свой  родной кыпчацкий язык , обычаи , веру  и культуру.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, mechenosec сказал:

Бред, не потомки а местные , перенявшие от монголов этнонимы племен(которые даже не переводятся с вашего языка)  и искаженные предания, но сохранившие самое главное - свой  родной кыпчацкий язык , обычаи , веру  и культуру.

 

Эта тема не для ваших лекций по "Кыпшаковедению - Тёзковедению". Прошу не засорять ее.

 

Link to comment
Share on other sites

 

2) 

 

Очередь древней легенды о непорочном зачатии, сохранившейся в устном народном творчестве казахов.

 

Академик А.Х. Маргулан:

"... Согласно записанной китайцами хуннской легенде, у правителя хуннов было две красивые дочери, которых он прячет ближе к солнцу, в высокой башне, к которой стали приходить волк. Младшая выходит за волка и рождает сына, от которого произошел целый народ.

Точно такая же древняя легенда существует у казахов, только вместо волка дочь хана рождает от луча солнца. От рожденного сына размножился род Киян, правителем которого стал Домбаул мерген".

 

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

2) 

 

Очередь древней легенды о непорочном зачатии, сохранившейся в устном народном творчестве казахов.

 

Академик А.Х. Маргулан:

"... Согласно записанной китайцами хуннской легенде, у правителя хуннов было две красивые дочери, которых он прячет ближе к солнцу, в высокой башне, к которой стали приходить волк. Младшая выходит за волка и рождает сына, от которого произошел целый народ.

Точно такая же древняя легенда существует у казахов, только вместо волка дочь хана рождает от луча солнца. От рожденного сына размножился род Киян, правителем которого стал Домбаул мерген".

 

Неужели не видите разницу? У тюрков от маленького принца и волчицы. А вот у  хунну от волка , как и у монголов от Бортэ - Чино( серого волка) происхождение. А от луча произошли три солнечных мальчика, это уже легенда нирунов, к коим я уверен , вы никакого отношения не имеете.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...