Перейти к содержанию
Zake

Этимология "Кем-Кемджиут", "Усы", "Ханьхэна", "Солонкай" и прочих владений и топонимов, связанных со средневековыми кыргызами

Рекомендуемые сообщения

4 часа назад, Zake сказал:

Нужно разобраться со средневековыми народами и местностями "усы", "ханьхэн" и "илан". 

Это важно для развития этой темы 

Касательно народа "ханьхэн".

"...Ханьхэна 10. Говорят, что [это слово} похоже на название мешка из холста, у которого «рот» маленький, а «живот» большой. Форма такого мешка походит на рельеф местности, в которой живут ханьхэна. Поэтому их и назвали так.

Живут на восток от усы, у истоков реки Цяньхэ. В их владениях есть только два горных прохода, через которые можно проникнуть к ним или уйти с их территории.

Страна их гориста, с множеством рек, покрыта густыми лесами и изобилует опасными и труднодоступными местами. Там очень много дичи, а у них [ханьхэна] мало домашнего скота.

Все ханьхэна делают хижины и юрты из коры березы, а поклажу грузят на белых оленей. Пьют оленье молоко. Собирают и едят плоды сосны [кедровые орехи], коренья lilium concolor и Paeonia albifera. В зимние месяцы также на деревянных конях (лыжах) выезжают на охоту. [55]..."

Вот например ув Кызласов (на мой взгляд) правильно отождествлял его с лесным народом "хабханас" в ССМ

".. Китайское написание Ханьхэн образовано от
 монгольского Хабхана (кабканас), множественного числа от Хабхан (Кабкана), так как аффикс «с» также является показателем множественности в монгольски названиях 
этнических групп. Л. Амби считает Кабканас ... производным от тюркского «кап» — мешок и сопоставляет  разъяснение с текста Юаньши: «Ханьхэна. Говорят, что 
(это слово) похоже на название мешка и холста, у которог «рот» маленький, а «живот» 
большой». 
Действительно, «хап» — мешок по-тувински и по-хакасски. Но вероятнее всего «Хабха-
нас»— производно о хапхан (хак.) — капка (тув.), что значит западня, ловушка, капкан. 
Очевидно, здесь имеется в виду «хапхан», или охотничья ловушка из холщового мешка с 
узкой горловиной..."

Но далее Кызласов предполагает связь с тувинской Тоджой (имхо это безосновательно).

Я же считаю, что этот средневековый  народ "ханьхэн" или "хабханас" сохранился в хакаском сеоке хапхын ( который по легенде связан с хакасскими бельтырами) :

"...Тогда Онбиях произнес: «Лежащие под казаном и пойманные кап­каном, пусть ваш род носит название хапхына. Тот, у кого стрела упала в реку, пусть называется речным хапхына, а тот, у кого упала на гору, пусть станет горным хапхына!». Таким образом они стали жить среди бельтыров..."

https://askizon.ru/yazyk/khakassko-russkij-slovar-istorichesko-etnograficheskij/449/seok-khapkhyna

А также  в составе  фьюских кыргызов в этнониме "табхын". "Табхын" - на мой взгляд это допустимая вариация "Хабхын".

https://bulletin-history.kaznu.kz/index.php/1-history/article/view/405

"...Кыргызы уезда Фуюй делятся на шесть родов: Табхын, Табындыр, Чигдыр,Сандырдыр, Былтырды, Өрттыр или Кэргэстер (кыргызы). .."

Тем более у фьюйских кыргызов одним из 6 родов наряду с родом Табхын является и род Былтырды. Хакасские хабхыны также связаны по легенде с бельтырами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Касательно, народа "усы", которые являлись "первокыргызами" (и находились восточнее средневековых кыргызов) по Юань-Ши. Упоминается и река с названием "усы" (!). 

"...Цзилицзисы [народ этот] ведет свое происхождение с тех пор, как 40 девушек земли Хань вступили в брачный союз с мужчинами Усы. По этому значению (сорок) и назвали свои земли....

... [Народ] усы также получил свое имя от названия реки 9 и проживает к востоку от цзилицзисы, к северу от реки Цяньхэ. По существующему у них обычаю, каждый год в первой декаде 6-го месяца убивают белую лошадь, быка и барана, разбрызгивают кумыс; все [усы] омываются в реке, чтобы почтить духов реки, потому что, по преданию, оттуда вышел их родоначальник..."

Пойдем самым логичным (и легким) путем к енисейским кыргызам, в район "Киргизской землицы":

https://www.istmira.ru/razlichnoe/istoriya-eniseyskih-kyrgyzov/page/75/

"...Северная граница Хонгорая проходила по среднему течению р. Чулым, именуемый в местных языках словом “уус” (Июс)...

.... В междуречье Белого и Черного Июсов находилась резиденция самых знатных князей. Поэтому алтысарцы имели второе название “Большие кыргызы”...."

Реку Чулым на местных языках называли именно как "Уус". Т.е. река "Усы" в Юань Ши это скорее всего  и есть Чулым (приток ОБи), который образуется за счет Черного Июса (Хара-Ӱӱс) https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Чёрный_Июс

и  Белого Июса (хак. Ах-Ӱӱс), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Белый_Июс  

А этот народ "усы", описанный в Юань Ши можно сопоставить с названием этнонима чулымцев (родственный хакасам народ). 

Потому что самоназванием чулымцев является "уус-кижи" 

https://kzref.org/publikovate-toleko-s-soglasiya.html?page=2

Из архива всероссийской переписи населения 2002 г.: “татарская проблема” (материалы предоставлены С. В. Соколовским)

"....В практике предшествующих переписей небольшая группа чулымских тюрков (которые именовались также томскими карагасами, но сами себя обычно называют июс кижи, или пестын кижи) учитывалась отчасти в составе татар,[3] отчасти в составе хакасов. Их язык лингвисты относят к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы и считают близкородственным хакасскому и шорскому языкам.[4]

  Также  язык чулымцев называется "ӧс тил"

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Чулымский_язык

Чулы́мский язык (самоназвание — чулым тили, ӧс тил, татар тили)...

Т.е. исходя из вышеизложенного можно с большой вероятностью  утверждать что название древнего этнонима "Усы" и реки "Усы" в Юань-Ши - сохранилось в названиях чулымских тюрок "Уус-кижи" и речной системы Чулым-Июс (Уус). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Юань-Ши подчеркивается (в прошлом) общее происхождение средневековых кыргызов и народа "усы"  ("первокыргызов" по легенде в Юань Ши).

Но при этом в  Юань-Ши средневековых кыргызов размещали уже ЗАПАДНЕЕ народа "усы" (!):

".... [Народ] усы также получил свое имя от названия реки 9 и проживает к востоку от цзилицзисы..."

Народ "усы", они же "уус-кижи" (чулымцы) обитали в системе реки Чулым (приток Оби).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Касательно Кема - Цяньхэ в Юань Ши:

"...Река Цяньхэ 4 как раз протекает через центр их владений течет на северо-запад. Кроме того, на юго-западе есть река под названием Апу 5, а на северо-востоке — река Юсюй 6. У всех этих рек бесчисленное количество притоков. Все они собираются в Цянь и стекают в реки Анкэла 7, а на севере впадают в море...."

Здесь написано что река Цянь (Кем) протекает через центр владений кыргызов (собирая притоки) в северо-западном направлении и впадает в Анкару-мурен (!) и дальше в море (океан).

С учетом того, что кыргызы находились западнее реки/народа"усы" - т.е. речной системы Чулым-Июс, то упомянутый Цянь (Кем) не может быть Енисеем!

Но даже если Не принимать это во внимание (имею в виду Чулым-Июс), то Енисей не впадает в Ангару в северо-западном направлении (т.е. не потому что Енисей не  впадает в Ангару, а потому что Ангара находится восточнее Енисея).

Реку Цянь/Гянь (Кем) надо искать западнее Енисея. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То что реки с формантом "Кем" не обязательно относятся к Енисею и о том, что множество рек с приставкой "Кем" сохранилось на Алтае я уже писал.

Я полагаю, что название "Кем" является производным от тюркского "кеме" в значение "лодка", "судно".

https://en.m.wiktionary.org/wiki/кеме

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Zake сказал:

Я полагаю, что название "Кем" является производным от тюркского "кеме" в значение "лодка", "судно".

 

Приставка "кем" к названиям рек в прошлом означало "судоходная"? 

 

15 часов назад, Zake сказал:

Т.е. исходя из вышеизложенного можно с большой вероятностью  утверждать что название древнего этнонима "Усы" 

 

Ув. Zake, это выводы Кызласова?

 

14 часов назад, Zake сказал:

"уус-кижи" (чулымцы) 

 

Напомнило соседнюю тему от Мустафы "огуз - уыз - ууз". -_-

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кем-кемджиут, Кем-кемчиут = Кеме-кемичи - судоходная река, река лодочников? Подобно Салчиут - плотовщики.

ДТС:

1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

1. Приставка "кем" к названиям рек в прошлом означало "судоходная"? 

 

 

2. Ув. Zake, это выводы Кызласова?

 

 

3. Напомнило соседнюю тему от Мустафы "огуз - уыз - ууз". -_-

 

1. Я думаю, что "кем" означало слово "река" в Алтай-енисейском регионе.

2. Нет

3. Ту тему открывал я. Кстати, так и получается по легенде из Юань ши о происхождении кыргызов: Кырк+ уус =кыркуус=кыргыз. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Кем-кемджиут, Кем-кемчиут = Кеме-кемичи - судоходная река, река лодочников? Подобно Салчиут - плотовщики.

ДТС:

1.jpg

По моему для лодочников там не было преград)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Zake сказал:

1. Я думаю, что "кем" означало слово "река" на Алтай-енисейском регионе.

2. Нет

3. Ту тему открывал я. 

 

1. Вполне возможно. Аналогично я раньше пытался обосновать существование отдельного тюркского Алтай-Саянского термина оронима - тай, тей (одноименная соседняя тема) как реликтовую разновидность других всем известных терминов - тау, тоо, таг, даг. А также в теме про средневековых лесных ойратов попытался показать реликтовость и уникальность местного Алтай-Саянского тюркского термина для ножа "мутга".

2. Ваши?

3. Знаю )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

2. Ваши?

 

Насчет сопоставления этнонимов чулымцев (уус- кижи) и народа "усы" в Юань Ши - это мои предположения.

Может кто-то сопоставлял ранее? Уверен, что на это не могли не обратить внимание исследователи. Ведь всё это лежит на поверхности.

Но тогда пришлось бы средневековых кыргызов размещать западнее Чулыма-Июса, Хакассии. Т.е. западнее Енисея! А это целый ворох новых вопросов со всеми вытекающими)).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Zake сказал:

Может кто-то сопоставлял ранее? Уверен, что на это не могли не обратить внимание исследователи. Ведь всё это лежит на поверхности.

Но тогда пришлось бы средневековых кыргызов размещать западнее Чулыма-Июса, Хакассии. Т.е. западнее Енисея! А это целый ворох новых непоняток))

 

Согласен с вами, я тоже давно подозреваю, что все существующие выводы (локализации, отождествления, объяснения) нанесены на заранее оговоренную конструкцию - всё подгонялось под нее, нестыковки просто умалчивались. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Согласен с вами, я тоже давно подозреваю, что все существующие выводы (локализации, отождествления, объяснения) нанесены на заранее оговоренную конструкцию - всё подгонялось под нее, нестыковки просто умалчивались. 

 

Про заранее "оговоренную"конструкцию не думаю. 

Объективные трудности, связанные что тем, что это был (для европейцев)  неизведанный, тупиковый и при всем этом огромный центрально-азиатский регион с отсталыми (мировой прогресс имею в виду) и безписьменными народами (по большому счету).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, Zake сказал:

Про заранее "оговоренную"конструкцию не думаю. 

 

Имел в виду молчаливую договоренность, когда все знают что и как нужно писать и в каком направлении двигаться, а не договоренность на бумаге. ))

Один пример. Орда-Балык должен был быть в центральной Монголии, отсюда и Кара-Корум должен быть там же, отсюда и всё остальное - Баргуджин-Токум, Кем-Кемджиут, Екэ-Корук или Бурхан-калдун и т.д. и т.п. Короче, цепочка наслоений. Это и есть "конструкция" в моем посте выше.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из недр данного форума:

Махмуд ибн Вали писал:

«Одним из событий, показывающих могущество силы и величие славы милостивого хакана (Надир-Мухаммеда), является то, что в раджабе 1045 г.х. (12.12.1635-09.01.1636) двенадцать тысяч семей кыргызов, которые (до этого) обитали в области Кара-Корума и Керулена и проводили жизнь в неверии, невежестве и заблуждении, прибыли через Кара-тегин в окрестности Гиссара (и вступили) под управление счастливого государя. В новолуние шабана вышеуказанного года (10 января 1636 г.) двенадцать человек из главарей того племени (прибыли) в столицу (Балх), являющуюся куполом ислама в сопровождении Хаджим-аталык-хытая и удостоились чести приема (Надир-Мухаммеда)».

Далее сообщается, что кыргызы выразили желание остаться в вилайете и принять Ислам. Надир-Мухаммед одарил их халатами и отправил есаула к Имамкули-хану с просьбой о покровительстве. Имамкули-хан удовлетворил просьбу кыргызов.

Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар. Т.IV, ч.4, ксерокопия рукоп. № 575 библиотеки «Индия Оффис» (Англия). Ксерокопия хранится в ЛО ИВ АН СССР под шифром ФВ 337 – л. 277а

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

двенадцать тысяч семей кыргызов, которые (до этого) обитали в области Кара-Корума и Керулена 

 

Хук Махмуда ибн Вали справа по академической версии, потому что сама академка имхо никогда не располагала кыргызов в северо-восточной части современной Монголии, где течет река Хэрлэн-гол.

Более того, Хэрлэн и туристический Хархорин это совершенно разные регионы Монголии. Между ними такое же расстояние как почти между Алматой и Астаной.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Хук Махмуда ибн Вали справа по академической версии, потому что сама академка имхо никогда не располагала кыргызов в северо-восточной части современной Монголии, где течет река Хэрлэн-гол. 

 

В принципе это ложится в канву сообщений более ранних авторов. Напр Юань Ши. Или Джувейни который упоминал кыргызов в контексте с Селенгой (Солонкай), при этом Солонкай у него возле Каракорума.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Конечно. Но я не про них, а про академические отождествления и объяснения, ведь Селенга, Хэрлэн и Хархорин это не один, а разные и удаленные друг от друга регионы Монголии. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кипчак (или баяут?) Тутуха скорее всего сам выходец из Алтая

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIV/1360-1380/Yuan_si_III/text1.htm

Биография Тутуха

«Предки Тутуха происходили из племени [проживающего] у гор Аньдагань при реке Чжэляньчуань, к северу от Упин. С того времени, как [некий] Цюйу переселился на северо-запад к горам Юйлиболи, представители этого племени составили самостоятельное поколение [ши]. Они назвали свое владение цинь-ча [кыпчак]. Их земли находились на расстоянии тридцати с лишним тысяч ли от Китая. Летом в тех местах ночи были очень короткими, и солнце, едва успев зайти, тотчас всходило снова..."

Потому что горы Андагань - это скорее всего местность Онгудай/Онгдой , ныне это алтайский Онгуда́йский район или аймак (южно-алт. Оҥдой аймак) https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Онгудайский_район

Потом река Чжэляньчуань явно состоит из двух слов "Чжэлянь" и "чуань". Второе слово "Чуань" по китайски означает 1. река, поток или 2. диал. равнина
https://cidian.ru/r.php?q=川

Чжэлянь - это скорее всего производное от "джейран". Т.е. либо река джейранов, либо долина джейранов.

В Онгудайском районе протекает  известная река Катунь, у нее есть приток Большой Ильгумен https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Большой_Ильгумень

По словарю О. Т. Молчановой (Топонимический Словарь Горного Алтая, стр 325) Ильгумен - это  есть река  Улу-Кем.

Теперь на странице  180 (Топонимический Словарь Горного Алтая) мы видим у Ильгумен (Улу-Кем) приток Джерен:

"...Jeepeн (Дирене) p., лог; п. п. Улу-Кем. Алт. jeeрen — рыжий, 
пестрый; возможно алт. jeepen — антилопа, джейран..."

Т.е. действит-но в местности Андагань (Онгудай/Онгдой) протекает река Чжэляньчуань (Джерен) откуда был родом знаменитый Тутуха. Но всё это находится не в Маньчжурии. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я полагаю, что все таки Кем-Кемджиут - это действит-но Кум-Кибчак. 

Потому что по Храпачевскому именно откочевавшие татары-цзубу (в результате войны с киданями)  основали новое владение "кипчак" . Т.е. они (татары) свое старое алтайское наименование "кипчак" просто перенесли на новое место. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29.08.2020 в 23:09, Zake сказал:

Касательно Кема - Цяньхэ в Юань Ши:

"...Река Цяньхэ 4 как раз протекает через центр их владений течет на северо-запад. Кроме того, на юго-западе есть река под названием Апу 5, а на северо-востоке — река Юсюй 6. У всех этих рек бесчисленное количество притоков. Все они собираются в Цянь и стекают в реки Анкэла 7, а на севере впадают в море...."

Здесь написано что река Цянь (Кем) протекает через центр владений кыргызов (собирая притоки) в северо-западном направлении и впадает в Анкару-мурен (!) и дальше в море (океан).

С учетом того, что кыргызы находились западнее реки/народа"усы" - т.е. речной системы Чулым-Июс, то упомянутый Цянь (Кем) не может быть Енисеем!

Но даже если Не принимать это во внимание (имею в виду Чулым-Июс), то Енисей не впадает в Ангару в северо-западном направлении (т.е. не потому что Енисей не  впадает в Ангару, а потому что Ангара находится восточнее Енисея).

Реку Цянь/Гянь (Кем) надо искать западнее Енисея. 

Будьте внимательней. Через центр течет Цяньхэ, а не Цянь. Цянь - это Енисей. Цяньхэ - это один из притоков Енисея. Так же как и Апу, Юсюй. Все они собираются в Цянь. Потом уже  стекают в реки Анкэла 7, а на севере впадают в море...." 

В северо-западном направлении течет Цяньхэ, приток Енисея, а не Енисей впадает в Ангару в северо-западном направлении.   

Все реки Восьмиречья (не считая самые верховья) текут на северо-запад. Вот монгольские 13 в. названия: Кок-мурэн, Он-мурэн, Кара-усун, Санби-тун 517, Укри-мурэн 518, Акар 519-мурэн, Джурчэ 520-мурэн и Чаган-мурэн.      Китайских названий не знаю.

Чулым-Июс тут не пляшет: Юсюй - на китайском, а Июс - на казахском. Просто созвучные слова из разных языков. Обозначают разные реки. (Ну если Чулым впадает в Енисей, то ...)

Цянь/Гянь (Кем) надо искать западнее  и есть Енисей. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Zake сказал:

Кипчак (или баяут?) Тутуха скорее всего сам выходец из Алтая

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIV/1360-1380/Yuan_si_III/text1.htm

Биография Тутуха

«Предки Тутуха происходили из племени [проживающего] у гор Аньдагань при реке Чжэляньчуань, к северу от Упин. С того времени, как [некий] Цюйу переселился на северо-запад к горам Юйлиболи, представители этого племени составили самостоятельное поколение [ши]. Они назвали свое владение цинь-ча [кыпчак]. Их земли находились на расстоянии тридцати с лишним тысяч ли от Китая. Летом в тех местах ночи были очень короткими, и солнце, едва успев зайти, тотчас всходило снова..."

Потому что горы Андагань - это скорее всего местность Онгдой , ныне это алтайский Онгуда́йский район или аймак (южно-алт. Оҥдой аймак) https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Онгудайский_район

Потом река Чжэляньчуань явно состоит из двух слов "Чжэлянь" и "чуань". Второе слово "Чуань" по китайски означает 1. река, поток или 2. диал. равнина
https://cidian.ru/r.php?q=川

Чжэлянь - это скорее всего производное от "джейран". Т.е. либо река джейранов, либо долина джейранов.

В Онгудайском районе протекает  известная река Катунь, у нее есть приток Большой Ильгумен https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Большой_Ильгумень

По словарю О. Т. Молчановой (Топонимический Словарь Горного Алтая, стр 325) Ильгумен - это  есть река  Улу-Кем.

Теперь на странице  180 (Топонимический Словарь Горного Алтая) мы видим у Ильгумен (Улу-Кем) приток Джерен:

"...Jeepeн (Дирене) p., лог; п. п. Улу-Кем. Алт. jeeрen — рыжий, 
пестрый; возможно алт. jeepen — антилопа, джейран..."

Т.е. действит-но в местности Андагань (Онгдой) протекает река Чжэляньчуань (Джерен) откуда был родом знаменитый Тутуха. Но всё это находится не в Маньчжурии. 

Они назвали свое владение цинь-ча [кыпчак]. Их земли находились на расстоянии тридцати с лишним тысяч ли от Китая. 

Ангарцы (племена, которые проживают по берегам Ангары) получили свое имя от этой реки и находятся в вассальной зависимости от цзилицзисы. От занимаемой ими территории до Великой столицы более 25 тыс. ли. Их язык сильно отличается от языка цзилицзисы.

Кыпчак (цинь-ча) примерно на 5000 ли дальше от ангарцев (баргуты, буряты ...) - примерно 2500 км? Получается около или западнее Тарбагатая? Северный Казахстан?

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, buba-suba сказал:

Будьте внимательней. Через центр течет Цяньхэ, а не Цянь. Цянь - это Енисей. Цяньхэ - это один из притоков Енисея. Так же как и Апу, Юсюй. Все они собираются в Цянь. Потом уже  стекают в реки Анкэла 7, а на севере впадают в море...." 

В северо-западном направлении течет Цяньхэ, приток Енисея, а не Енисей впадает в Ангару в северо-западном направлении.   

Все реки Восьмиречья (не считая самые верховья) текут на северо-запад. Вот монгольские 13 в. названия: Кок-мурэн, Он-мурэн, Кара-усун, Санби-тун 517, Укри-мурэн 518, Акар 519-мурэн, Джурчэ 520-мурэн и Чаган-мурэн.      Китайских названий не знаю.

Чулым-Июс тут не пляшет: Юсюй - на китайском, а Июс - на казахском. Просто созвучные слова из разных языков. Обозначают разные реки. (Ну если Чулым впадает в Енисей, то ...)

Цянь/Гянь (Кем) надо искать западнее  и есть Енисей. 

Буба Суба, слово Хэ - это просто река (напр Хуан[хэ] - желтая река). 

Цянь - это Кем. Цяньхэ - это река Кем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

7 часов назад, buba-suba сказал:

Они назвали свое владение цинь-ча [кыпчак]. Их земли находились на расстоянии тридцати с лишним тысяч ли от Китая. 

Ангарцы (племена, которые проживают по берегам Ангары) получили свое имя от этой реки и находятся в вассальной зависимости от цзилицзисы. От занимаемой ими территории до Великой столицы более 25 тыс. ли. Их язык сильно отличается от языка цзилицзисы.

Кыпчак (цинь-ча) примерно на 5000 ли дальше от ангарцев (баргуты, буряты ...) - примерно 2500 км? Получается около или западнее Тарбагатая? Северный Казахстан?

 

 

Ангарцы это не буряты.

Анкалэ - это не нынешняя Ангара имхо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, buba-suba сказал:

 

 

Чулым-Июс тут не пляшет: Юсюй - на китайском, а Июс - на казахском. Просто созвучные слова из разных языков. Обозначают разные реки. (Ну если Чулым впадает в Енисей, то ...)

 

Кстати я не выводил реку Июс (Уус) из Юсюй (прочитайте внимательно тот мой пост, я выводил из народа "усы").

Под Юсюй они не могли  Июс (Уус) подразумевать, потому что эта река должна заканчиваться на гласную (позже найдем и Юсюй).

Июс (Уус) не на казахском языке, а на местных тюркских языках (чулымский и т.д.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...