Jump to content



Recommended Posts

термин савир употребляется в следующих видах: асавира, сабар, сабир, савар, савардия, савор, савур,сапеир, сапир, саур,севера, севери, севея, севордия, сибир, суар, суваз, сувар, сувори, а также по смыслу: орс, аорс, алан, рус/рос.

 

Савирсражающийся (мужчина), воин (подразумевается конный воин).

«этноним  ‘сабир’  (савир)  происходит  от  туранских  языков  и означает ‘всадник’,  народом  всадников  называли  себя предки сабиров    одно  из  туранских  племен    савроматы,  впервые упоминаемые  древнегреческим  Геродом  около  Рифейских (Уральских) гор6. Слово ‘савромат’ (sauramat) означает — ‘Saura — всадник; mat — земля, народ’, т.е. ‘Всадников земля, народ’ (туранские языки), т.е. точно также как у парфян к концу 1 в. н.э. назывались земли сабиров, потомков савроматов — Деште Саваран.»

Муратов Б. А. О происхождении названий ‘сибирь’, ‘волга’ и о народе сабир//БЭИП «Суюн»; Том.7 Февраль 2020, №2 [1,2].

 Наиболее вероятно происхождение термина по словарю Радлова В. В.

1саваш — битва, сражение

- саваш jäрi — поле битвы

- саваш äтмäк — сражаться

2саwаш = саваш

3саваш

1) — драться, сражаться

2) — стараться

Указатель к «Опыт словаря тюркских наречий» В. В. Радлова

Возможно саваш от 5саw = сав — удалять (?) или ударять. В древнетюркском словаре SAVAS- ссориться, препираться и SAV UR- см. sav, где UR- 1. бить, ударять.

Савир – ударяющий мужчина, боец

Другие этимологии

«Основной военной силой племенного объединения болгар оставались савиры, называвшиеся в этих условиях и в этой среде «черными болгарами» (от иранского «sav» - «черный»; «aric» - «человек», «воин»), что согласно армянским летописным источникам обозначало «черные сыны», «черные воины».22»

22 Уманець О.М., Шевченко Ю.Ю. Проблема культурогенезу давньорусьоi «севери» з центром у Чернiговi // Проблемы юторичного i географiчного краезнавства Чершпвщини. Чершпв, 1993. Вип.2. С. 3-13.

Ю.Ю. Шевченко. Еще раз о Готской митрополии// Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. 2012 Вып. IV, с. 112

 Иранское происхождение слов и понятий стараются применить к любому термину, при этом обязательно избегая туранского происхождения, откуда значение слова возможно и попало в иранский язык. В данном случае интереснее применение термина «aric» - «человек», «воин», что стыкуется с арус, арыс или арсия, аорс или (х)орс, также имеющие значения с военной тематикой.

Хазарская гвардия (лариссия=арсия) почитали бога Солнца Хорса (Орса-Арса?) О. Б. Бу6енок, Д. Л. Радивилов. Народ ал-арсийа в Хазарии

Слово «черный» может означать не только цвет, но иметь множество других значений.

Подробности  в статье А. И. Кононова «Семантика цветообозначения в тюркских языках», у В. В. Радлова «Опыт словаря тюркских наречий»

Например, черный – кара в тохарском означает «khara (Yapa) - народ, племя, люди, в тох. А kar, тох. В kare, пратох, kare- ранг, сан, знатный, принадлежащий к высшему классу, касте, группе».

Войников Ж. Происхождения и значения названии „уногундуры“ – тохарский ключ к решения древнеболгарского происхождения.

Поэтому savir может иметь значение знатный муж – воин, где ir-  тюркское мужчина, муж.

Рассматривать savir как «sav» - «черный»; «aric» - «человек», «воин» проблематично, трудно преобразовать aric в ir, хотя по смыслу совпадает. В древнетюркском «sav» - слово, речь, ir мужчина, savirчеловек слова или человек, давший слово, присягнувший, и также относится к военной тематике, как и знатный муж - витязь. Значение «присягнувший» совпадет со значение термина «ант» - клятва.

ант — клятва, присяга, - ант урсўн — ей Богу.

 Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий

Версии этимологии термина савир, где ir-  тюркское мужчина, муж.это:

- ударяющий мужчина, боец – воин,

-знатный муж – воин или витязь,

- присягнувший муж – воин.

Уточнение военного значения термина «савир» прводится в следующей цитате: «Сабиры (или савиры) на поле боя выступали как тяжеловооруженные конные воины - именно так идентифицирует их Агафий ...»

Дмитриев В. А. «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн.— СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008.—368 с. (Серия «Militaria Antiqua», XII).

  

Синонимы

«...реальной является только ротацированная форма сувар, восходящая к более ранней форме сабир, о чём свидетельствуют все исторические источники (за исключением Ибн Фадлана), ср.: Птолемей (II в.) — савар; Приск Паннийский (V в.) — сабир; Захария Ритор (V в.) — сабир; Прокопий Кесарийский (VI в.) — сабир; Мовсес Хоренаци (VI в.) — савир; Менандр Протектор (VI в.) — сабир; Иордан (VI в.) — савир, сабир; Феофилакт Симокатта (VI—VII вв.) — сабир; Константин Багрянородный (X в.) — сабар асфал — «белые сабиры»; Ибн Хордадбех (IX в.) — сувар; аль-Масуди (IX—X вв.) — савардия; эль-Балхи (X в.) — сувар; Ахмед ибн Фадлан (X в.) — суваз; аль-Истакри (X в.) — сувар; ал-Мукадесси (X в.) — сувар; Иосиф, хазарский каган (X в.) — сувар; Худуд аль-Алам (X в.) — сувар; Ибн Хаукаль (X в.) — сувар; Махмуд Кашгари (XI в.) — сувар; аль-Гарнати (XII в.) —сувар; ал-Идриси (XII в.) — сувар; Якут (XIII в.) — сувар; булгарская эпитафия (XIV в.) — сувар; карта Фра Мауро (1459 г.) — веда суар.»

Егоров Н. И. Примечания // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. —  С. 59.

С учетом «Этноним «севордии» имеет сходство с этнонимом «савир-ы» («сабир-ы», «савар-ы») … «Савир-ы» известны по источникам II—X веков (Птоломей, Иордан, Прокопий, Агафий, Захария Ретор, Симоката, Малала, Ибн Хордадбех, Масуди)».

3. И. Ямпольский (Баку). Об этнониме «севордии», с. 84. 

Получим следующие формы: сабар/сабир/савар/савардия/севордия/суваз/сувар

Сабар — Константин Багрянородный (X в.) сабар асфал, «белые сабиры»;

сабир — Приск Паннийский (V в.), Захария Ритор (V в.),  Прокопий Кесарийский (VI в.),  Менандр Протектор (VI в.),  Феофилакт Симокатта (VI - VII вв.),  Иордан (VI в.);

савар — Птолемей (II в.);

савардия — аль-Масуди (IX - X вв.);

савир — Мовсес Хоренаци (VI в.), Иордан (VI в.);

суваз — Ахмед ибн Фадлан (X в.);

сувар — Ибн Хордадбех (IX в.), эль-Балхи (X в.); аль-Истархи (X в.),  ал-Мукадесси (X в.),  Иосиф, хазарский каган (X в.),  Худуд аль-Алам (X в.),  Ибн Хаукаль (X в.),  Махмуд Кашгари (XI в.),  ал-Идриси (XII в.),  Якут (XIII в.),  булгарская эпитафия (XIV в.),  аль-Гарнати (XII в.).

А также на карте Фра Мауро (1459 г.)  — веда суар, «Seweia» (Севея) на гербе «Северной страны» (Северское княжество).

Самое  раннее  упоминание  термина  Сибирь  в  форме  Деште Саваран    ‘Земля  Всадников’  можно  найти  в  парфянских хрониках  1  в.  до  н.э,  когда  в  эпоху  раннего  железа  топоним Саваран  первоначально  относился  сугубо  к  савроматским землям1,  восточная  граница  которых  захватывала  и  среднее течение реки Иртыш. 

Муратов Б. А. О происхождении названий ‘сибирь’, ‘волга’ и о народе сабир//БЭИП «Суюн»; Том.7 Февраль 2020, №2 [1,2].

Формы суар/севея/сибир

 

сапир/сапеир/савар/сабир/сувар/асавира

Первое известие о  сапирах/сапеирах (Σάπειρες) пришло из  первой  половины  III  в. до  н.э. от Аполлония  Родосского и о савирах (греч. Σαύαροι) оставлено Птолемеем (II в. нэ) в трактате «География» (кн. 3, гл. 5, 22), который помещал их в списке народов Сарматии после аорсов возле Рипейских гор. То есть они были известны наряду аорсами с времен сарматов, считающихся ираноизычными.

 «Этимон слова сапир/савар/савир/сабир/сувар  восходит к персидскому  sävar — «всадник», «наездник», «умелый» [Миллер 1953: 294], на кл. перс. sävār. В османском диалекте слово приняло форму сӳвар [Радлов 1905: 851]. В сасанидском войске имелись привилегированные корпуса асавира (asawȋra, в новоперсид. —   sawâr/suwâr, asâwira»,

Салмин А. К. История чувашского народа: анализ основных версий. — СПб.: Нестор-История, 2017.

А.К. Салмин. Сапиры/савиры/сувары в истории Кавказа// Научная мысль Кавказа № 1, 2016 год

Sävar, sävār/sawâr/suwâr, asâwira

 
севера,
севери

«вервианы (древляне), севери (северяне), друговиты (дреговичи), кривичи, и прочих славян, которые являются пактиотами росов». Константин Багрянородный «Об управлении империей» (Текст, перевод, комментарий), 54–55

Северская земля получила свое название от племени савиров, сыгравших значительную роль в образовании Хазарского каганата. Гумилев Хазары

Данный факт указывали Татищев_T_2-6; Бескровный Древнерусские княжества X-XIII4 Пилипчук Я.В., Бабенко А.А. Чернигово-Северская земля и татары (литовский период) // Parabellum novum. № 10 (43) И итог многолетнему изучению истории Северской земли подвела работа известного археолога А.В. Григорьева. А. В. Григорьев Северская земля в VIII - начале XI века по археологическим данным.

 

1саваш относится к военной тематике как и  савар= савир = 3сувар =сувори * — всадник, воин. К этому перечню добавляются саур, савур, савор.

Известная "Саур Могила" на укр. Савур Могила, сравниваемый с "Саур Могила", савор — (сувор) 1. верховой, всадник.

Таджикско-русский словарь. 2011. academic.ru

Жирным обозначены понятия из Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий

савар= савир = 3сувар =сувори, саур, савур, савор

 

Савир~ аорс, по смыслу.

Орс/аорс /алан/рус/рос

Нередко считают орсов савирами. (см. Происхождение Хунз и орсы. https://tsortv.ru/huns/)

Орс, аорс это формы орос/рос – богатырь, воин в тюркском языке. Акопов Г.Б. «Этимология названия "рус" в свете теории этнической консолидации»

М. Уралов. Заметка о термине «рус/рос». https://m-uralov.livejournal.com/2692.html

Тюркские воины это обычно конники. Таким образом аорс и савир синонимы и имеют значения «конный воин» или всадник.

«Около нашей эры в Прикаспии жило большое сарматское племя Аорсов, известное китайцам под именем яньцай; по китайским же известиям, это племя в начале нашей эры переименовалось  в аланья, т. е. в алан».

«Аланы занимали центральную часть Северного Кавказа, асы же, вероятно, совпадают с носителями салтовской культуры, известной в лесостепной полосе между Донцом и Средним Доном, там, где русская летопись знает ясов в 1116 г.»

М. И. Артамонов История хазар. 19. Хазары и аланы

"Алан" - Мужественные и крепкие берутся в чжегэ, что в переводе на язык Срединного государства значит: строевой ратник». Вики

То есть алан имеет значение с военной тематикой близкое к «воин»/ «войско», как и рус/рос, хун/гунн, …

 хун/гунн,

Хун это сокращение от хунгар – правофланговые, ударная часть войска или просто войско.

 

Итого: термин савир употребляется в следующих видах: асавира, сабар, сабир, савар, савардия, савор, савур,сапеир, сапир, саур,севера, севери, севея, севордия, сибир, суар, суваз, сувар, сувори, а также по смыслу: орс, аорс, алан, рус/рос.

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 hours ago, башгирд said:

термин савир употребляется в следующих видах: асавира, сабар, сабир, савар, савардия, савор, савур,сапеир, сапир, саур,севера, севери, севея, севордия, сибир, суар, суваз, сувар, сувори, а также по смыслу: орс, аорс, алан, рус/рос.

Савирсражающийся (мужчина), воин (подразумевается конный воин).

«этноним  ‘сабир’  (савир)  происходит  от  туранских  языков  и означает ‘всадник’,  народом  всадников  называли  себя предки сабиров    одно  из  туранских  племен    савроматы,  впервые упоминаемые  древнегреческим  Геродом  около  Рифейских (Уральских) гор6. Слово ‘савромат’ (sauramat) означает — ‘Saura — всадник; mat — земля, народ’, т.е. ‘Всадников земля, народ’ (туранские языки), т.е. точно также как у парфян к концу 1 в. н.э. назывались земли сабиров, потомков савроматов — Деште Саваран.»

Муратов Б. А. О происхождении названий ‘сибирь’, ‘волга’ и о народе сабир//БЭИП «Суюн»; Том.7 Февраль 2020, №2 [1,2].

Наиболее вероятно происхождение термина по словарю Радлова В. В.

Савир – ударяющий мужчина, боец

Другие этимологии

«Основной военной силой племенного объединения болгар оставались савиры, называвшиеся в этих условиях и в этой среде «черными болгарами» (от иранского «sav» - «черный»; «aric» - «человек», «воин»), что согласно армянским летописным источникам обозначало «черные сыны», «черные воины».22»

22 Уманець О.М., Шевченко Ю.Ю. Проблема культурогенезу давньорусьоi «севери» з центром у Чернiговi // Проблемы юторичного i географiчного краезнавства Чершпвщини. Чершпв, 1993. Вип.2. С. 3-13.

Ю.Ю. Шевченко. Еще раз о Готской митрополии// Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. 2012 Вып. IV, с. 112 

Сабири, кит. Сяньби-Эфталиты-Ак-хун-булгарские сабиры, Taɣbač, табгач, кит. тоба - ветвь сабиров, Taɣbač из булг. Taɣ- „гора“, суф. -bač  т.е. „горец“; Halaç-Kalaş: Българският етноним сабир възниква и се образува в Минусинската котловина още преди началото на II хил. пр.н.е. на основата на индир. *sap- „седем“, от което със запазен вокализъм и атрибутивния суфикс -ta са стинд. saptá и авест. hapta и към което е прибавено пак индир. *är „мъж; род“, така че апелативът на етнонима *sap-är придобива значението „седемте рода“. Впоследствие втората съставка на композитата започва да контаминира с българския множествен суф. -ir, който я констелира, т.е. наслагва се върху нея и така се получава обликът *sap-ir. Гласната от суфикса озвучава предходната беззвучна съгласна, в резултат на което се стига до формата *sabir. Потвърждение на тази етимология е калкирането в по-ново време и в Средна Азия на сабирския вече етним sabir в болг. данту от *дäнту „седем“ и от друга страна, в западноиранското по произход ефталит като наименование на същия етнос, вж. срперс. haft, кит. Yada (Hephthalite Empire) или Yen-tai-i-li-t'o < *Yeptailitha, I-ta, I-t'ien [Enoki 2017, 4-14] (А. Малявкин), където крайното -t е не въобще иранско (É. Vaissière), а согдийско [вж. Основы иранского языкознания 1981, 422-427], и в още по-ново време, но вече в Източна Европа, пак в болг. *денту могер, на основата на което се образува етним Dentumoger, запазен в унгарските средновековни хроники като собствено унгарско наименование на племето оногури.

 The Tuoba 拓跋 (Taghbach, Taɣbač, in Europe known in the inverted form Tabghach, Tabɣač) were a branch of the steppe federation of the Xianbei 鮮卑, and their rulers used the name of the tribal group as their family name. The ruling family founded the Northern Wei dynasty 北魏 (386-534, also called Later Wei dynasty 後魏) that ruled over more than hundred years over northern China.

 4) В западных летописях встречаются названия 14 гуннских племен, похоже, всем им можно найти соответствия в китайских хрониках. Большинство из них - племена из сяньби, некоторые - племена, покоренные сюнну:

(12) Sabiroi - Сюбу[sio-pok], или просто транслитерация Сяньби[sian-pie].

Выше названные 8 - возможно все были племенами Сяньби. Перечисленные за ними китайские названия можно найти в записях "Вэй шу: Гуаньши чжи"(История Вэй: записи фамилий чиновников) в главе "Нажу чжу син" [Тайшан 2012, 24].

 Chinese official historiography of the ancient and early medieval period used two generic designations for «barbarians» to the northwest: Hsiung-nu and Tung Hu. The Tung Hu or «Eastern barbarians» were known from the third century B.C.E., and later developed two branches: the Wu-huan, first mentioned in 78 B.C.E., and the Hsien-pi, documented from 45 C.E. Chinese historical phonology, which is now a precise and reliable discipline [9], allows us to reconstruct the ancient pronunciation of the two designations: these are *ahwar (Avar) for the Wu-huan, and *säbir, säbär (> Sibir, hence Siberia) for the Hsien-pi [10] [Pritsak 2009, 2-3].

...and the Proto-Mongolian Säbirs (Hsien-pi = Σάβιροι) [Pritsak 2013, 9-10].

Doğu Avrupa'ya gelmiş Ogur boylarından Sabirler önemli bir yer tutmaktadır. Bunların adı Orta Asya’da yaşadıkları zaman Çin kroniklerinde kaydedilmiştir. Uzmanlar Çin kroniklerinde Syanbi (hianbi, śjä-bi) biçiminde kaydedilmiş etnonimi Bizans kaynaklarındaki σαβιρ biçimiyle aynı olduğunu düşünmektedirler [Yegorov 2014, 4640].

The Tavgaç, the earliest tribe known to have spoken an l/r Turkish, were “descendants” of the Hsien-pei. It is possible therefore that the earliest l/r language developed its peculiarities, if not when the Hsien-pei cut themselves off from the rest in the third century B.C., at an even earlier period when the Tung Hu were living somewhat isolated from the rest. Be that as it may, it is reasonably clear that by the fifth century A.D. and probably some centuries earlier there were two Turkish languages, an early “standard” language, for which it would be more prudent not to suggest a name, since there are so many possibilities, and an l/r language which for want of a better name we can call Hsien-pei  or Tavgaç [Clauson 2017, 22-24].

Савиро-тобаски по произход и принадлежност са и думи, титли и имена като k’o-po-çėn < *k’âpâkçin „kapı muhafızı, kapıcı“ = T’o-pa *kapagçın; с китайската си по произход основа, pi-tė-çėn < *pyi/b’yi-tik-çin „yazıcı“ = T’o-pa *bıtıgçın; с китайската си по произход основа, hsien-çėn < *ğam-çin „atlı postacı, ulak“ = T’o-pa *d’amçin, camçın = Çağ. Osm. yamçı ay.; hu-lo-çėn < *ğuo-lâk-çin „hükümdarı silâhla donatan, kuşatan görevli, teçhizatçı başı“ = T’o-pa *kurlagçın < *kur+la+g+çın = ET kur „kuşak“, Ana Türkçe *kurla- „kuşandırmak“; ho-la-çėn < *ğat-lât-çin „süvari“ = T’o-pa *hatlagçın = ET atlıg, atlag „atlı, süvari“; muh-kuh-lü (lâkap) „kabak başlı, dazlak“ = T’o-pa *mukur, *mukun ya da *mukulig = Mo. muqur „kör, küt (bıçak vb.); boynuzsuz, kuyruksuz; yuvarlak“; a-çėn < *a-çin „T’opa sarayının mutfak kısmı“ = T’o-pa *aşçın ya da *alçın = ET aşçı и др. [Tekin 2010, 24-32]:

http://bolgnames.com/Images/CentAsiaBulg.pdf

http://bolgnames.com/Images/Xiongnu.pdf

http://bolgnames.com/Images/GreatWall_3.pdf

http://turkologiya.org/saylar/2015-4/2015-4-6.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites

Савир -Шивер-Шивей?

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 часов назад, проф. Добрев сказал:

Българският етноним сабир възниква и се образува в Минусинската котловина още преди началото на II хил. пр.н.е. на основата на индир. *sap- „седем“, от което със запазен вокализъм и атрибутивния суфикс -ta са стинд. saptá и авест. hapta и към което е прибавено пак индир. *är „мъж; род“, така че апелативът на етнонима *sap-är придобива значението „седемте рода“. Впоследствие втората съставка на композитата започва да контаминира с българския множествен суф. -ir, който я констелира, т.е. наслагва се върху нея и така се получава обликът *sap-ir. Гласната от суфикса озвучава предходната беззвучна съгласна, в резултат на което се стига до формата *sabir. Потвърждение на тази етимология е калкирането в по-ново време и в Средна Азия на сабирския вече етним sabir в болг. данту от *дäнту „седем“ и от друга страна, в западноиранското по произход ефталит като наименование на същия етнос, вж. срперс. haft, кит. Yada (Hephthalite Empire) или Yen-tai-i-li-t'o < *Yeptailitha, I-ta, I-t'ien [Enoki 2017, 4-14] (А. Малявкин), където крайното -t е не въобще иранско (É. Vaissière), а согдийско [вж. Основы иранского языкознания 1981, 422-427], и в още по-ново време, но вече в Източна Европа, пак в болг. *денту могер, на основата на което се образува етним Dentumoger, запазен в унгарските средновековни хроники като собствено унгарско наименование на племето оногури.

Перевод приведите, будьте добры.

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 часов назад, проф. Добрев сказал:

http://bolgnames.com/Images/CentAsiaBulg.pdf

Цитата

В середине V века хунны юебани, базировавшиеся на склонах Саура и Тарбагатая, на юге граничили с племенем абар, или "истинных авар", называемых так в отличие от "псевдоавар", или племен "вар", живших на Яике и Эмбе. Около 460 г. эфталиты совершили поход на север и так напугали абар, что те бросились спасаться и напали на 4 племя сабир [+25], обитавших в Западной Сибири, на границе тайги и степи [+26]. Эти последние двинулись на Запад и столкнули с места угорские племена сарагуров, оногуров и урогов, которые в 463 г. победили гуннское племя акациров, чем лишили западных гуннов тыла и обрекли их на поражение. Дальнейшая история этих племен исчерпывающе изложена М.И. Артамоновым [+27], а нам важнее события, происходившие в Средней Азии

сабир ... столкнули с места угорские племена сарагуров, оногуров и урогов...
Существуют другие мнения. Например.

Цитата

Вероятно, этноним «мадьяр» был эндоэтнонимом, т.е. самоназванием этносоциальной общности, а «савир» (савар, савыр, сибир) – аллоэтнонимом – именем, которым  называли  мадьяр  другие  народы.  Не  исключено,  что  первоначально,  на раннем этапе возникновения мадьярской общности, он мог быть и ее самоназванием.  Из  достаточно  противоречивых  и  неясных  исторических  сведений  о  ранних венграх до периода обретения ими родины в Подунавье можно определенно сказать, что их корни находятся в лесостепи Тоболо-Иртышья. Формирование этносоциальной общности мадьяр-венгров происходило в рамках саргатской а.о., которая сложилась  к  середине I тысячелетия  до  н.э.  на  местной  основе,  но  под  сильным влиянием ираноязычных степных кочевников. Вероятно, ее этнонимом – самоназванием являлся «савир» (савыр, саварт, сибир, сибыр, сипыр). …К IX в. этноним «савир» перестает быть у них самоназванием в связи с созданием нового этнополитического союза племен во главе с «мадьярами».
Расторопов А.
Вопросы ранней этнической истории венгров-мадьяр//История татар Западного Приуралья с. 69

Цитата

«Савиры были выходцами из Западной Сибири и, видимо, принадлежали к угорской или южной ветви самодийской группы», — считал Л. Н. Гумилев [Гумилев 2007: 261]. Сравнительный материал действительно свидетельствует, что сеперы/савиры в языковом отношении являлись уграми.
Салмин А. К. Угорская страница в истории предков чувашей (по данным лингвистики).

Цитата

 

этниконы "савиры" и "хазары" обозначают в них один и тот же народ

Науменко В. Е. (Симферополь). К вопросу о времени и обстоятельствах образования Хазарского каганата//Хазарский альманах т. 2, с. 55

 

Так савир - племя или социум? Если они угры и болгары, хунну и сюнну и т.д.
 

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 часов назад, Dambjaa сказал:

Савир -Шивер-Шивей?

Такие сведения не встречал.

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 hours ago, башгирд said:

Перевод приведите, будьте добры.

Нет возможности, но довольно квалифицированный лингвист и так разберется: Българският етноним сабир възниква и се образува в Минусинската котловина още преди началото на II хил. пр.н.е. на основата на индир. *sap- „седем“, от което със запазен вокализъм и атрибутивния суфикс -ta са стинд. saptá и авест. hapta и към което е прибавено пак индир. *är „мъж; род“, така че апелативът на етнонима *sap-är придобива значението „седемте рода“. Впоследствие втората съставка на композитата започва да контаминира с българския множествен суф. -ir, който я констелира, т.е. наслагва се върху нея и така се получава обликът *sap-ir. Гласната от суфикса озвучава предходната беззвучна съгласна, в резултат на което се стига до формата *sabir. Потвърждение на тази етимология е калкирането в по-ново време и в Средна Азия на сабирския вече етним sabir в болг. данту от *дäнту „седем“ и от друга страна, в западноиранското по произход ефталит като наименование на същия етнос, вж. срперс. haft, кит. Yada (Hephthalite Empire) или Yen-tai-i-li-t'o < *Yeptailitha, I-ta, I-t'ien [Enoki 2017, 4-14] (А. Малявкин), където крайното -t е не въобще иранско (É. Vaissière), а согдийско [вж. Основы иранского языкознания 1981, 422-427], и в още по-ново време, но вече в Източна Европа, пак в болг. *денту могер, на основата на което се образува етним Dentumoger, запазен в унгарските средновековни хроники като собствено унгарско наименование на племето оногури.

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 hours ago, башгирд said:

сабир ... столкнули с места угорские племена сарагуров, оногуров и урогов...
Существуют другие мнения. Например.

Так савир - племя или социум? Если они угры и болгары, хунну и сюнну и т.д.
 

В начале и основе своей Савиры - это племя, позднее - племенное объединение Болгарской подгруппы Булгарской группы Тюркской Языковой Семьи: Еще до конца ІV тыс. до н.э. прото-тюрки европеоиды с монголоидной примесью на севере Саяно-Алтая разделились на огуро-тюркскую - ре-языковую ветви, с одной стороны, и с другой стороны - на огузо-тюркскую, зе-языковую ветви, где находятся будущие огузы, кыпчаки, уйгуры, карлуки. Первую ветвь, с внутренней точки зрения, нужно назвать булгарской (Bulgarian), а археологическим экспонентом булгарской ветви является Афанасьевская Культура (Golden 1980, 42-43), позднейшим приемником и продолжителем которой является Карасукская культура (Добрев; Юхас).

К середине І тыс. до н.э., на северозападе и севере Китая булгары (Bulgars) уже чувствительно дифференцировались в три сравнительно различные и самостоятельные группы племен:

-авары, кит. ухуань.

-болгары (Bоlgars), кит. Poliuhan/Buliuhan/Bulugen (проф. Chen), в том числе, и племя по имени булк, кит. поуку/пугу/боху, а так-же и сабиры, кит. сяньби;

-хазары, кит. хэсе/кэса: http://bolgnames.com/Images/Principles.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 минут назад, проф. Добрев сказал:

Нет возможности, но довольно квалифицированный лингвист и так разберется: Българският етноним сабир възниква и се образува в Минусинската котловина още преди началото на II хил. пр.н.е. на основата на индир. *sap- „седем“, от което със запазен вокализъм и атрибутивния суфикс -ta са стинд. saptá и авест. hapta и към което е прибавено пак индир. *är „мъж; род“, така че апелативът на етнонима *sap-är придобива значението „седемте рода“. Впоследствие втората съставка на композитата започва да контаминира с българския множествен суф. -ir, който я констелира, т.е. наслагва се върху нея и така се получава обликът *sap-ir. Гласната от суфикса озвучава предходната беззвучна съгласна, в резултат на което се стига до формата *sabir. Потвърждение на тази етимология е калкирането в по-ново време и в Средна Азия на сабирския вече етним sabir в болг. данту от *дäнту „седем“ и от друга страна, в западноиранското по произход ефталит като наименование на същия етнос, вж. срперс. haft, кит. Yada (Hephthalite Empire) или Yen-tai-i-li-t'o < *Yeptailitha, I-ta, I-t'ien [Enoki 2017, 4-14] (А. Малявкин), където крайното -t е не въобще иранско (É. Vaissière), а согдийско [вж. Основы иранского языкознания 1981, 422-427], и в още по-ново време, но вече в Източна Европа, пак в болг. *денту могер, на основата на което се образува етним Dentumoger, запазен в унгарските средновековни хроники като собствено унгарско наименование на племето оногури.

Интересуют термины, в цитате подчеркнуто.
Как sap-ir превращается в савир? По законам эквилибристики, лингвистики?

5 минут назад, проф. Добрев сказал:

В начале и основе своей Савиры - это племя, позднее - племенное объединение Болгарской подгруппой (какой здесь падеж?) Булгарской группой Тюркских языках.

Интересно Савиры - это племя, а болгар также племя, -гар.
Как Савиры - племенное объединение, может стать частью племени? Нонсенс!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...