Jump to content



Sign in to follow this  
Zake

Этимология алшынских племен алимулы (алим) и байулы.Что означало в свое время алимулы и байулы?

Recommended Posts

Только что, Turkmen Aday сказал:

Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283 — 1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года[1][2][3][4]; сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты. При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам. Узбек особенно активно утверждал свою власть в русских княжествах, выдал свою сестру за Московского князя Юрия III. Покровительствовал Москве в её борьбе с тверскими князьями. В годы правления Узбека началось собирание русских княжеств под властью Ивана Калиты (чей брат был женат на Кончаке, родной сестре царя Узбека), что в итоге привело к выходу Великого Княжества Московского, а потом и всей Руси из подданства ханов Золотой Орды.

Узбек
тат. Үзбәк хан, ﺋوﺯﺒﻪﻙ
Узбек
На миниатюре Лицевого летописного свода
5-й Хан Улуса Джучи (Золотой Орды)
1313 — 1341
Предшественник Тохта
Преемник Тинибек
Рождение ок. 1283
Смерть 1341
Золотая орда
Род Чингизиды
Отец Тогрул
Супруга Баялун
Тайдула
Дети Тимурбек
Тинибек
Джанибек
Тулунбек
Иринбек
Тугдыбек
Хызр-бек
Отношение к религии ислам

Ваш Дремов фольк, так ему и передайте при случае:lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 minutes ago, ARS said:

таких думаю  в Могулистане также называли 

читал про чороса Есена , выдали замуж чингизидку , при условие если он примет ислам 

Это похоже на то, что хорезмийцы помогли хазарцам при условии, что последние приняли ислам. Может оттуда еще тянутся эти "калмаки", не думали?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Kamal сказал:

Это похоже на то, что хорезмийцы помогли хазарцам при условии, что последние приняли ислам. Может оттуда еще тянутся эти "калмаки", не думали?

Хазары делились на две религии, Иудаизм и Тэңриизм, причем эти две религии друг друга хорошо дополняли. Иудаизм считался светской религией, а Тэңриизм был военной доктриной.

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Kamal сказал:

Это похоже на то, что хорезмийцы помогли хазарцам при условии, что последние приняли ислам.

об этом незнаю , ничего сказать немогу

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, Kamal сказал:

Это похоже на то, что хорезмийцы помогли хазарцам при условии, что последние приняли ислам. Может оттуда еще тянутся эти "калмаки", не думали?

Предпологаю что после развала Хазарского Каганата потомки Иудаистов ушли в Европпу,  а Тэңриисты стали Татарами.  

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 minute ago, ARS said:

об этом незнаю , ничего сказать немогу

Вы даже не знаете связь Хорезма с Хазарией и, при этом твердо придерживаетесь мнения о том, что каракалпаки это каракалмаки? Советую немножко углубиться по связьям востока с западом, думаю, занавес чуть-чуть приоткроется. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 minutes ago, Turkmen Aday said:

Предпологаю что после развала Хазарского Каганата потомки Иудаистов ушли в Европпу,  а Тэңриисты стали Татарами.  

Там не все так просто. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Kamal сказал:

Вы даже не знаете связь Хорезма с Хазарией и, при этом твердо придерживаетесь мнения о том, что каракалпаки это каракалмаки? Советую немножко углубиться по связьям востока с западом, думаю, занавес чуть-чуть приоткроется. 

Помоему он только средневековье изучил, древнюю историю не изучал.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Kamal сказал:

Там не все так просто. 

Я это знаю, но моя основная теория такая. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, Kamal сказал:

Вы даже не знаете связь Хорезма с Хазарией и, при этом твердо придерживаетесь мнения о том, что каракалпаки это каракалмаки? Советую немножко углубиться по связьям востока с западом, думаю, занавес чуть-чуть приоткроется. 

хазарами не занимался , что за упреки ? или мне советуете выдумывать ? 

у каракалпаков генетика золотордынская в основе , плюс  потомки  шивей . сартов и прочих

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 минут назад, Turkmen Aday сказал:

Предпологаю что после развала Хазарского Каганата потомки Иудаистов ушли в Европпу,  а Тэңриисты стали Татарами.  

Только так можно объяснить резкий культурный и военный взлет Татар, над другими народами. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, ARS сказал:

хазарами не занимался , что за упреки ? или мне советуете выдумывать ? 

у каракалпаков генетика золотордынская в основе 

А до Золотой Орды они не существовали по вашему?

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 minute ago, ARS said:

хазарами не занимался , что за упреки ? или мне советуете выдумывать ? 

у каракалпаков генетика золотордынская в основе 

выдумывать как-раз не надо, просто чуть-чуть углубиться нужно.

а какую генетику от каракалпаков ожидаете, если варились в одном котле?! Или мы пришли откуда-то с небес?! 

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, Kamal сказал:

.а какую генетику от каракалпаков ожидаете, если варились в одном котле?! Или мы пришли откуда-то с небес?! 

если так подходить , то казахи тоже окажутся потомками черных клоубок , те же алшыны :D

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, ARS сказал:

если так подходить , то казахи тоже окажутся потомками черных клоубок :D

Не потомки Черных Клабуков а потомки Татар, тюрко язычных Татар. Которые имеют общие корни с Монголами, но уже имеют свою историю и свой язык.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Turkmen Aday сказал:

Не потомки Черных Клабуков а потомки Татар, тюрко язычных Татар. Которые имеют общие корни с Монголами, но уже имеют свою историю и свой язык.

Лично я уже на 90% уверен в этой теории.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я считаю что все Тюрки это потомки Татар, со всеми из этого вытекающими.

Share this post


Link to post
Share on other sites

С вкраплениями Монгольских племен, но основная часть Татарская.

Share this post


Link to post
Share on other sites
28.07.2020 в 14:47, Zake сказал:

Т.е. татары как и др. монгольские племена были федератами Ляо и Цзинь.

И понятное дело,  что для "хитайских императоров" в первую очередь именно татары эту дань и собирали (с других племен/народов). Т.е. татары - это были сборщики подати/дани для Ляо и Цзинь.

 Алимулы - это обычное тюркское выражение "Алым алу", т.е. взимать дань. 

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/алым/

алы́м
1) ист. дань; подать
алым алу → взимать дань
алым салу → налагать дань
алым төлеу → платить дань
алым төлеуші → ист. данник

Никакие арабы и никакое потомство тут не причем (на мой взгляд). Всё исконно тюркское!

Вызывает сомнение, что название племени Алимулы пошло от мытарей, баскаков, в общем, мздоимцев, сборщиков подати.

Сборщики податей - это должностные лица, на огромной территории одно племя, назначенное сборщиками подати, включая детей, женщин и стариков просто не справится. Несение этой социальной сложной функции предполагает разветвлённую сеть обособленных подразделений, подчинённых центральному командованию, которые в своих районах в рамках фискальных функций осуществляют сбор по установленной схеме и способу, ведут учёт и отчетность, какие-то логистические функции, наверняка функции исполнения льгот и наказаний для нерадивых даньщиков и прочее, связанное со сбором налогов. Может быть такое организовано в рамках одного племени? Не могут.

По-моему (или на мой взгляд) истинный смысл кроется в дальнейшей этимологии алим.

Из глоссария древне тюркского языка - al – низ, нижная часть; под внизу: https://www.rizvanhuseynov.com/2012/08/6.html
Кроме того, слово alu (alı, aluv, alık, aluk и т.п.) в тюркской лексике неся такие смысловые нагрузки как простак, робкий, застенчивый, податливый (точно как в индоевропейском армянском языке) - может, в этом кроется значение имени Alim) и имеет непосредственную семантическую связь с древнетюркским термином alban – подать:
Может, поэтому, М.Хоренаци в своей книге с помощью древнетюркского языка этимологически выводит название Албании как «страна подданных, или обложенных податью».

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Eger сказал:

Вызывает сомнение, что название племени Алимулы пошло от мытарей, баскаков, в общем, мздоимцев, сборщиков подати.

Сборщики податей - это должностные лица, на огромной территории одно племя, назначенное сборщиками подати, включая детей, женщин и стариков просто не справится. Несение этой социальной сложной функции предполагает разветвлённую сеть обособленных подразделений, которые в своих районах в рамках фискальных функций осуществляют сбор по установленной схеме и способу, ведут учёт и отчетность, какие-то логистические функции, наверняка функции исполнения льгот и наказаний для нерадивых даньщиков и прочее, связанное со сбором налогов. Может быть такое организовано в рамках одного племени? Не могут.

По-моему (или на мой взгляд) истинный смысл кроется в дальнейшей этимологии алим.

Из глоссария древне тюркского языка - al – низ, нижная часть; под внизу: https://www.rizvanhuseynov.com/2012/08/6.html
Кроме того, слово alu (alı, aluv, alık, aluk и т.п.) в тюркской лексике неся такие смысловые нагрузки как простак, робкий, застенчивый, податливый (точно как в в индоевропейском армянском языке) - может, в этом кроется значение имени Alim) и имеет непосредственную семантическую связь с древнетюркским термином alban – подать:
Может, поэтому, М.Хоренаци в своей книге с помощью древнетюркского языка этимологически выводит название Албании как «страна подданных, или обложенных податью».

Я исхожу из контекста источников. Про алчи и прочих татар ценные свидетельства оставил Рашид Ад Дин.

Почитайте Рашид ад Дина что он писал про них. Там близко не было про  робких, податливых и застенчивых. Не соответствует ваша этимология контексту источников про татар. По описанию Рашид Ад Дина они (татары) долгое время были именно самыми могущественными среди других средневековых монгольских племен:

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext2.html

они [уже] в глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками большей части [монгольских] племен и областей, [выдаваясь своим] величием, могуществом и полным почетом [от других].

Из-за [их] чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при [всем] различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами...

...Перед этим, тоже вследствие силы и могущества татар, был такой же случай и по этой причине еще [и поныне] в областях Хитая 411, Хинда и Синда, в Чине и Мачине 412, в стране киргизов, |А 14б, S 33| келаров и башкир, в Дешт-и Кипчаке, в северных [от него] районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко [Магрибе] все тюркские племена называют татарами...

...Известно, что на той войне из числа захваченной добычи была серебряная колыбель, шитое золотом покрывало и разные другие блага, ибо в то время татарские племена были самые состоятельные и самые богатые из всех кочевников. 

Во вторых  алшынский геноним является двусоставным, т.е. называется не просто Алим, а именно  Алимулы. Это очень важно (!). На мой взгляд исходный вариант  Алымалу, т.е. именно брать подать/дань. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
41 минуту назад, Zake сказал:

Не подходит ваша этимология контексту источников про татар. По описанию Рашид Ад Дина они долгое время были именно самыми могущественными среди других средневековых монгольских племен. 

Спору нет, но речь-то идёт об отдельном племени среди татар.

44 минуты назад, Zake сказал:

Во вторых  алшынский геноним является двусоставным, т.е. называется не просто Алим, а именно  Алимулы. Это очень важно (!). На мой взгляд исходный вариант  Алымалу, т.е. именно брать подать/дань. 

Согласен, именно это очень важно, поэтому я прошу произвести дальнейшую этимологию алим (алым). Вы как считает алым это односоставное слово или двухсоставное? И как оно членится? И что означает каждая часть? А чем является вторая часть Алимулы (Алымалу) - "улы". Вы решили, что это слово. Но, может здесь суффикс-формант -лы, -лу (-лык, -лук)? Это всё нужно обговорить, что бы выкристаллизовалось наиболее возможное. Контекст по Рашид Ад Дина - героизация всех татар, но необязательно всех входящих в них племён.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Eger сказал:

Спору нет, но речь-то идёт об отдельном племени среди татар.

Согласен, именно это очень важно, поэтому я прошу произвести дальнейшую этимологию алим (алым). Вы как считает алым это односоставное слово или двухсоставное? И как оно членится? И что означает каждая часть? А чем является вторая часть Алимулы (Алымалу) - "улы". Вы решили, что это слово. Но, может здесь суффикс-формант -лы, -лу (-лык, -лук)? Это всё нужно обговорить, что бы выкристаллизовалось наиболее возможное. Контекст по Рашид Ад Дина - героизация всех татар, но необязательно всех входящих в них племён.

Основной задачей Рашид Ад Дина была не героизация  татар, а составление панегирика роду Чингисхана с подробным описанием всех средневековых монгольских племен.

Татар по Рашид Ад Дину было всего лишь 6 племен (!), алчины среди них.

Про алчинов есть у Рашид Ад Дина. Почитайте.

Алым я считаю, что односоставное слово.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Quote
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Победное имя татар шло впереди монгольских войск, но со временем татары оказались истреблены, так как всегда использовались в боевом авангарде
(9 часть)

161007

Сайшиял утверждает, что татары были самым сильным племенем Монголии до возвышения Чингисхана. Аймаки, соединившиеся с татарами, тоже назывались татарами. Внутри союза татары постоянно грабили слабые племена, эксплуатировали их [Сайшиял, 2006, с.90]. В 1195 г. татары и цзиньцы (чжурчжэны) окончательно поссорились из-за добычи, награбленной во время совместного похода против монгольских аймаков. Татары мгновенно двинули войска и окружили императорскую армию. Полководец Ван Чинсэн воспользовался оплошностью татар, глухой ночью вырвался из окружения. Татар стали преследовать войска другого чжурчжэнского полководца Ван Анкуве, именно к этому времени подоспели войска союзников Цзиньской империи Ван-хана и Чингисхана. В лагере убитого ими татарского царя нашли золотую колыбель, покрывало, украшенное дорогими камнями [Сайшиял, 2006, с.91-92].

Еще два сражения дали неукротимые татары Чингисхану, сражались с ним и в лагере его противника Джамухи. В местности Далан-Нэмургес были разгромлены четыре татарских аймака. Их в бой вел вождь белых татар Алгудор. Третье сражение также происходило в этой местности. Поскольку враг был свирепым, то Чингисхан приказал войскам в случае отступления, возвращаться на место в случае контратаки, грозя смертной карой. После боя победители всех мужчин убили, женщин и детей отдали в качестве рабов и слуг семьям монголов [Указ.соч. с.100].

Татары, хоть и были противниками Чингисхана, были насильно включены в его армию и служили в качестве боевого авангарда, отчего в Европе именем татар стали обозначать монгольских воинов и племена. Победное имя татар шло впереди монгольских войск, но со временем татары оказались истреблены, поскольку в сражениях их всегда посылали вперед [Юрченко, 2006, с.32]. Это известие укрепилось в Европе еще со слов папских послов П.Карпини и Г.Рубрука, побывавших в Орде, и венгерского монаха Юлиана. Они с удивлением поведали, что татары – это не имя завоевателей, а покоренного народа. Так Г.Рубрук узнал, что татары – это было одно из племен, живших рядом с монголами и способствовавших возвышению Чингисхана, которых он «повсюду посылал вперед… и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: «Вот идут татары». Но в недавних частых войнах все они были перебиты» [Измайлов, Исхаков, 2007, с.170].

Удивительно, но в якутских преданиях сохранились сведения о насильном включении их предков в состав монгольского войска: «Из отрывочных и темных преданий, сохраняющихся между якутами, видно, что они когда-то будто бы жили в Барабинской степи, потом перешли к верховьям Енисея, а затем ушли за Байкал, откуда их вытеснил Чингисхан или сами они отделились от него: они составляли один из передовых отрядов, и Чингисхан всегда употреблял их, не жалея, во время сражений в дело первыми, от чего якуты в численности весьма уменьшились; предчувствуя, что, если истребление их пойдет и далее так быстро, что они все будут перебиты, они ушли на север, оставив Чингисхана и нынешнюю Забайкальскую область» [Овчинников, 1897, с.130].

И.Л.Измайлов заявляет, что внимательное чтение источников заставляет полагать, что даже сам разгром буир-нурских татар не носил такого тотального характера, как пишется в ССМ и в «Сборнике летописей». Есть сведения о тысячах, сформированных из татар, а алчи-татары занимали довольно высокое положение в клановой иерархии. Тот факт, когда имя татар, вырезанных кто был выше колеса, вдруг распространилось на всех монголов, породил ряд глубокомысленных догадок, как и когда остатки татар вдруг стали именоваться монголами. Механизм этого камуфляжа западными путешественниками и современными историками объясняется просто. Татары должны были нападать первыми, поэтому их грозное имя распространилось на все завоеванные монголами страны, так и включенные в состав монгольской армии вспомогательные подразделения из покоренных народов [Измайлов, 2011, с. 38-55]. Однако и китайские источники говорят о том, что Чингисхан и весь его народ из черных татар, что имя монгол им навязал Чингисхан, в память об уничтоженном им воинственном народе.

Сведения о стране Анкара-мурен Рашид ад-Дин приводит в разделе о племени буир-нурских татар, где рассказывается о бегстве остатков татар в дельту Ангары, где она «течет в одну область, по соседству с которой находится море». Этот эпизод разные исследователи даже связывали с Ледовитым океаном. Но как объяснил А.В.Харинский, средневековые авторы ошиблись, указывая, что Ангара течет в море, вместо слова вытекает, так как Ангара берет начало из Байкала и течет в обратном направлении [Харинский, 2003, с. 106]. По предположению А.А.Семенова – автора примечаний «Сборника летописей», в данном случае речь идет о левобережных притоках Ангары, которые впадают недалеко от ее истоков, т.е. недалеко от Байкала [Примечания, с.102].

По мысли Б.Р.Зориктуева, несуразность с истоком Ангары и повествованием о племени татар возникла из-за существования промежуточной фразы, выпавшей из текста. Рассказ об обитателях Ангары был введен в раздел о татарах, чтобы рассказать об экспедиции отправленного Сорхухтани-беги в поисках серебряной страны в Приангарье [Зориктуев, 2011, с. 148]. Однако и в других источниках также можно найти сведения о местожительстве татар именно на территории Прибайкалья. Например, в «Кратких сведениях о черных татарах» Пэн Да-я и Сюй Тина упоминается водный народ (Usuirgan ‘водный народ’). «Прямо на север – да-та [они племя урсутов] и меркиты, прямо на юг - сихи» [Юрченко, 2002а, с. 153]. Таким образом, урсутами называли именно татар.

Как утверждает автор «Истории татар», сочинения XIII в. Ц.де Бридиа: «Выступил в землю соседнюю, прилегающую к ним со стороны востока, которая ими же называется Су-Моал, то есть водные монголы, ведь су по-татарски означает aqua (вода). Однако сами [они] называют себя тартары от [названия] большой и стремительной реки, которая пересекает их землю и называется Татар. Ибо тата на их языке означает на латыни trahere (тащить), а тартар - trahens» (тянущий)» [Юрченко, 2002а, с. 100-101]. В сравнении в якутском языке слово тардар – означает тянуть, есть приток Лены по имени Таатта, по названию этой реки свое имя получил Таттинский улус. Этот улус происходит от рода дьохсогон (жексогон), основанного батулинским тойоном Кээрэкээн, перекочевавшего в 30-х гг. XVII в. с острова на Средней Лене в р.Таатта.

В Трогирском кодексе один раз употреблен термин Tatar ‘по мнению иных, татар [по-монгольски] означает множество’. Брат Салимбене Пармский, передавая свой разговор с Иоанном де Плано Карпини, пишет: «И сказал он нам, что они называются не тартары, а таттары», и поэтому в своей хронике брат Салимбене далее использует «таттары» вместо «тартары».

В книге Плано Карпини о тартарах (татарах) также говорится о том, что «су-монголы, то есть водные монголы; сами же они именовали себя тартарами по названию некой реки, которая протекает через их землю» [Юрченко, 2006, с.508]. Так, название татар, тартар связывается с племенем су-монгал или «водные монголы» [Юрченко, 2002а, с.154]. Таким образом, водные монголы и были татарами и наоборот.

Бизли, приводя большой сравнительный этимологический материал по вопросу о происхождении всех обозначений племени монголов, замечает, что «к су-монголам преимущественно применялось название татар в отличие от великих монголов или монголов, собственно» [Алексеев, 2006, с.15].

Название усуту-мангун можно восстановить как водяные, речные монголы. Тем более, Рашид-ад-Дин четко говорит, что они считаются монгольским племенем, не отличаясь от них по образу жизни. Западноевропейские путешественники в своих записках отразили этническое самосознание средневековых монголов, согласно которому они состояли из трех народов: йека-монголов, су-монголов или татар и меркитов [Карпини, Рубрук, 1997, с.43]. Название «су-монгол» происходит от тюркского слова «су»-вода, присоединенного к племенному названию «монгол», что можно перевести как «водяные монголы» или иначе «монголы вод» [Карпини, Рубрук, 1997, с.383].

Прежде всего, начнем с загадочных усуту-мангунах. Схожие названия имеются и в других источниках. Следовательно, нам сначала надо разобраться в сложном переплетении сведений разных источников, историографических неточностей и локализации данных племен. В ССМ среди «лесных племен», покоренных Джучи, есть урдууты и урсуты. Таким образом, в разноязычных источниках XIII в. встречаются различные обозначения сходного этнонима в территории Прибайкалья, этимологически связанного с названием воды – суу в тюрко-монгольских языках. Возможно, все эти схожие названия племен усу-ирган или урсут, а также усухань и усы Юаньских источников, а также усуту-мангун Рашид-ад-дина относятся к обозначению одного и того же народа. Во всяком случае, во всех этих названиях имеется лексема усу, уу, относящейся к обозначению воды. Водяные (су) моголы или татары также упоминаются в работах китайских и европейских путешественников в Монголию XIII в. [Карпини, Рубрук, 1997].

В XII–XIV вв. в Южном Приангарье появляется народ, придерживающийся обычая закапывать умерших вместе с конем и коровой, в точности так, как это делали якуты в XVI–XVIII вв. Потом в конце XIV в. обитатели усть-талькинской археологической культуры в полном составе переселяются на Среднюю Лену [Николаев В.С., 2000]. По мнению В.С.Николаева, усть-талькинцы - это исторические туматы. С этим мнением не согласен А.В.Харинский, отводящий данную культуру племени усуту-мангун. По нему, имя племени усуту-мангун в сочинении Рашид-ад-Дина сравнимо с именем четырех областей «пеголошадников» – Мангу [Харинский, 2003].

Термин мангун считается вариацией этнонима мангол, предки монголов занимались охотой и рыболовством, то окружающее население по роду занятия называло их усуту-мангол, что значит «водяные монголы» [Зориктуев, 2011, с. 54]. В книге Плано Карпини о тартарах (татарах) также говорится о том, что «су-монголы, то есть водные монголы; сами же они именовали себя тартарами по названию некой реки, которая протекает через их землю» [Юрченко, 2006, с. 508].

Не исключается русское происхождение слова «моголо, монголо» от слова могила, тем более данное слово отсутствует в словаре Э.К.Пекарского. Однако по свидетельству европейских путешественников, слово моал (могол) в татарском языке обозначало землю, а монгол – означал имя жителей земли [Юрченко, 2002, с. 108].

Сяо Хун проводил опросы о прошлом монголов и узнал, что монголы - это давно истребленный народ, проживавший к северо-востоку от чжурчжэней и воевавший с империей Цзинь. Сами монголы называли себя татарами и приняли имя монгол в память об этом воинственном народе [Мункуев, 1965]. Безусловно, во взаимоотношении имен монголов и татар кроется какая-то тайна, раскрытие его пролило бы свет на истинное происхождение монголов. Возможно, именно татары Буир-Нура, потом Ангары назывались монголами, а имя татар было надэтничным, оно обозначало всех монголоязычных степняков тогдашней Монголии.

Дискуссионной проблемой является наличие приангарских татар. Помимо Рашид-ад-Дина [Рашид-ад-Дин, 1952] о группировке татар на Ангаре свидетельствует Абульгази – автор XVII в. [Абульгази, 1906], пользовавшийся и другими древними источниками. По его свидетельству, приангарские татары, они же алакчины, славились своими серебряными изделиями. Это тем более интересно, что в раннюю эпоху, в VII в. н.э., в китайских источниках упоминаются бома. Тюркским эквивалентом их названия было слово ала [Зуев, 1962, с.108–116].

По А.В.Харинскому, имя племени усуту-мангун сравнимо с именем четырех их областей – Мангу [Харинский, 2003]. В интерпретации Ю.А.Зуева название области Мангу превращается в Мюнггю – обозначения «серебра» в тюркских языках. Это название уже близко к имени крупнейшего якутского улуса Мэнгэ, которое воспроизводится от близкого слова - мэнгэ ‘вечный’. Рашид ад-Дин, характеризуя область Ангары, где проживали усуту-мангуны, пишет: «Повсюду там серебро» [Зуев, 2002, с.135]. Усуту-мангунов Б.З.Нанзатов и другие авторы отождествляют с монгольским племенем мангытов [Нанзатов, 2008, с.397]. Если следовать этому предположению, то Прибайкалье может являться прародиной еще одного большого народа ногайцев-мангытов. Однако усуту-мангуны - жители Приангарья - и мангыты – монгольское племя - являлись племенами различной этнической принадлежности.

Если внимательно прочитать русский перевод труда Рашид-ад-Дина, то вроде бы получается, что усуту-мангуны – это отдельное монгольское племя, проживавшее далее по Ангаре вслед за четырьмя областями серебряной страны и «пеголошадников». Получившее широкую известность в историографии имя алакчинов появилось от компилятивной работы Абульгази (автор XVII в.), где обитатели Ангары впервые получили имя алакчинов [Абульгази, 1906]. Но данная его гипотеза является явным заимствованием из сочинения Рашид-ад-Дина, упоминающего о четырех областях «пеголошадников».

Согласно сочинению Абульгази, довольно много родов татар в XIII в. жило на Ангаре. В устье реки на берегу моря стоял большой город; вокруг него было много селений, стада и табуны пасущегося скота были многочисленны. Этот город они называли Алакчин. Близ него были серебряные рудники; у его жителей котлы, чашки, блюда были сделаны из серебра [Абульгази, 1906, с.40]. Из описания четырех областей «пеголошадников» вытекает, что жители Ангары были оседлой народностью, а не кочевым племенем.

Этноним алакчин явно связан с названием племени алчи-татар, в женском роде будет алчин-алакчин. Следовательно, именно алчи-татары проживали в легендарной стране Алакчин – расположенной в Приангарье. Отсюда можно выразить скепсис по поводу преемственности между бома-алатами и более поздними алакчинами и также булагатами.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 hours ago, ARS said:

если так подходить , то казахи тоже окажутся потомками черных клоубок , те же алшыны :D

а я о чем говорю все эти восемь лет, как стал членом этого форума? Естественно, не все нынешние казахи, но определенная часть нынешних казахов составляла Черных клобуков. И даже очень соблазнительно, что и каракалпакские с башкирами серкесы, и казахские шеркеши видимо имеют одни корни. Про кавказских черкасов, которые фигурируют в летописях 16 века, Тайди пишет, что Черных клобуков перевели в Черкасы именно летописцы 16 века. В любом случае, в летописи идет исправление. Город Торчекс (торкский город) под монголами пал и больше не восстановился, а через полвека там появилась местность Черкасы, нынче как исторический регион Украины. То есть, тут получается, что опустевший регион заполнился другими этническими группами, скорее всего поселенцами с Кавказа. И теперь, казачьи стан считается образован кавказскими черкесами, а тюркское наследие утрачено. Но это не так, так как по тем ссылкам, которых ув. Карай выставляла, и вообще по преданиям Запорожских казаков, они пришли на нынешнюю свою Родину из Приаралья.    

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 минут назад, Kamal сказал:

а я о чем говорю все эти восемь лет, как стал членом этого форума? Естественно, не все нынешние казахи, но определенная часть нынешних казахов составляла Черных клобуков. ..

Алшынов ничего не связывает с черными клобуками.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...