Перейти к содержанию
Zake

Этимология и семантика названий алшынских племен. Что означало в свое время алимулы, жаманак, шекти и т.д.?

Рекомендуемые сообщения

56 минут назад, Tama сказал:

Называться Алимулы они стали только в 18 веке, скорее даже во второй половине. Если верить Тевкелеву, у меня нет причин не верить, то первоначально их название Каракесек, Алимулы название позднее закрепилось. Так бы Тевкелев написал также Алимулы.

Алимулинцы я впервые видел в документе за 1755-1756 гг. Могут быть другие конечно.

Ув Тама.

Я тоже раньше так думал. Т.е. связывал название алшынского Алимулы с мусульманским Алим вследствие популяризации мусульманских имен начиная с конца 18 века, и в 19 веке.

Но (!) обратите внимание на даты :

В 1773 г. выходит «Указ Синода о терпимости всех вероисповеданий.», в 1782-1786 гг. правительство поручило оренбургскому генерал- губернатору Игельстрому строить в Казахстане мечети и медресе. Екатерина II легализовала ислам в России и признала его законной религией Указом 22 сентября 1788 г. [12]. Во исполнение царских указов в Степь посылались благонадежные татарские муллы, поощрялось строительство мечетей, не препятствовали желающим совершению хаджа в Мекку. 

Т.е реально усиление религиозной пропаганды было начиная с конца 18 века, а полным ходом шло в 19 веке.

То что Алимулы фиксируются в 1755-1756 году из ваших слов:

"...Алимулинцы я впервые видел в документе за 1755-1756 гг..."

уже делает маловероятным что имя Алимулы было связано с религиозной пропагандой. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Aslanbey сказал:

Так и есть. Оказывается, карачаевцы тоже говорят «ногайлы».

Да вот Карачаи себя карачайла, малкары малкарла называют. Это тоже самое если мы скажем про них карачайлы или малкарлы. Ведь суть одна. Но, эти говорят что нет, ногайла  правильно а не ногайлЫ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Zake сказал:

Ув Тама.

Я тоже раньше так думал. Т.е. связывал название алшынского Алимулы с мусульманским Алим вследствие популяризации мусульманских имен начиная с конца 18 века, и в 19 веке.

Но (!) обратите внимание на даты :

В 1773 г. выходит «Указ Синода о терпимости всех вероисповеданий.», в 1782-1786 гг. правительство поручило оренбургскому генерал- губернатору Игельстрому строить в Казахстане мечети и медресе. Екатерина II легализовала ислам в России и признала его законной религией Указом 22 сентября 1788 г. [12]. Во исполнение царских указов в Степь посылались благонадежные татарские муллы, поощрялось строительство мечетей, не препятствовали желающим совершению хаджа в Мекку. 

Т.е реально усиление религиозной пропаганды было начиная с конца 18 века, а полным ходом шло в 19 веке.

То что Алимулы фиксируются в 1755-1756 году из ваших слов:

"...Алимулинцы я впервые видел в документе за 1755-1756 гг..."

уже делает маловероятным что имя Алимулы было связано с религиозной пропагандой. 

Ну могут найтись и более ранние.

А так имя Əлім четко фиксируется во всех шежире. Но там не все его потомки, другие от его братьев. Поэтому раньше они назывались Каракесек, позднее с усилением потомков Əліма, ведь их большинство, они стали называться детьми Əліма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 hours ago, Zake said:

Да можно не цепляться к джунгарам или к ККАО. Главный отличит. маркер это черные шапки. В глазах обывателей действит-но каракалпаки это те же казахи, только в черных шапках.

Ваш тезиз, что

"..Очень просто, "каракалпаки" существовали раньше узбеков и казахов.."

является таким же подходом обывателя. 

Схожий этноним (караборикли) по крайней мере отмечается источниками до Узбек хана. Впрочем, давайте останемся каждый при своем мнении. 

Есть, например, сведения по интересующему Вас вопросу, упоминаемые историками 10 века относительно города Кят. По Макдиси, этот город назывался Кае.

 Очень интересно, что мотив легенд митанов — о пришельцах-изгнанниках с юга — имеет поразительное сходство с легендой о приходе в древний Хорезм хорезмийцев, изгнанных за какую-то провинность «царем Востока» (по Макдиси, X в. н. э.). "...В древности, - сообщает ал-Макдиси, - царь Востока разгневался на 400 человек из своего государства, из приближенных слуг (своих), и велел отвести их в место, отдаленное от населенных пунктов на 100 фарсахов..., а таким оказалось место (где теперь город) Кае »48 (столица древнего Хорезма, ныне г. Бируни). С. П. Толстов, комментируя это сообщение Макдиси, замечает, что «в этом рассказе перед нами выступает традиция о смешанном происхождении хорезмийцев, об участии в их этногенезе таких-то пришельцев изгнанников»49. Как мы видим теперь, отголоски воспоминаний о предках-изгнанниках с юга сохранялись не только во времена жизни Макдиси, в X в., но сохраняются и ныне, еще тысячелетие спустя, среди каракалпаков-мюйтенов и узбеков-митанов.

Источник: https://www.booksite.ru/etnogr/1971/1971_2.pdf

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Tama said:

Так вот они не знают что слово Ногайлы кроме казахов используют и их "настоящие братья" каракалпаки, у них это тоже целая эпоха, Ногайлинский цикл. У других их "настоящих братьев" башкир тоже куча родовых названий ногайлы, кроме собственно ногай.

У каракалпаков нет слова Ногайлы, как и нет этнонимов Узбекли, хотя эти этнонимы как раз-таки та среда, где каракалпаки имели тесную связь в ногайскую эпоху с ногайцами, а с конца 18 века в хивинскую с "узбеками". Правда, есть казахлы, уйгурлы, туркменли, и даже естеки (возможно башкиры). Какой-то парадокс. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, Kamal сказал:

У каракалпаков нет слова Ногайлы

Не спешите, вы свои эпосы почитайте еще раз.

Самоназванием Каракалпаков было Ногайлы(ссылка на эпосы), по информации, записанной в 1945 г. Т.А. Жданко со слов 86-летнего старца Б.Мирзаева, «когда племя кыпшак отделялось от ногаев, первой отделилась группа кара-кыпшак, а из нее в свою очередь выделились жабы-кыпшаки, жившие в Каракуме...»”

Об этом пишет юзер Polat:

Каракалпаки о себя говорят «Алты тайпа каракалпакпыз», тоесть вроде «Алты улыс ногайлы», Конырат, Муйтен, Кытай, Кыпшак, Кенегес и Мангыт. На счет этого у нас есть народный пословица «Алтау ала болса,ауыздагыны алдырады. Тортеу туел болса, тобедегини алады.», то есть арс Кунырат (конфедирация) всегда стремился властвовать над всеми, а арс Онторт урыу (Олторт урыу) состоит из племен воинов (Кыпшак, Мангыт, Кенегес и Кытай).

Ногайлинский пласт в эпосах:

Каракалпакские предания сохранили память о пребывании предков народа в Ногайской Орде. Часто события героического эпоса развер­тываются в стране Ногайлы (Айтмуратов 1986, с.13; Давкараев 1959, с. 68).

Трепалов В.В.:

Очевидно, более других обитателей Средней Азии память о «стране Ногайлы» сохранили в своих преданиях каракалпаки (см.: Давкараев 1959; Жданко 1950; Сагитов 1962; Толстова 1977; Тол-стова, Утемисов 1963а).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭПОСЕ «ЕДИГЕ» М.К.МАКСЕТОВА Кандидат исторических наук, доцент Каракалпакский государственный университет

В каракалпакской версии эпоса «Едиге» повествуется о том как Тохтамыс становится великим ханом страны Ногайлы ... он с помощью Сатемира одерживает победу над Тохтамысом, как Едиге становится правителем страны Ногайлы.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 minutes ago, Tama said:

Не спешите, вы свои эпосы почитайте еще раз.

Самоназванием Каракалпаков было Ногайлы(ссылка на эпосы), по информации, записанной в 1945 г. Т.А. Жданко со слов 86-летнего старца Б.Мирзаева, «когда племя кыпшак отделялось от ногаев, первой отделилась группа кара-кыпшак, а из нее в свою очередь выделились жабы-кыпшаки, жившие в Каракуме...»”

Об этом пишет юзер Polat:

Каракалпаки о себя говорят «Алты тайпа каракалпакпыз», тоесть вроде «Алты улыс ногайлы», Конырат, Муйтен, Кытай, Кыпшак, Кенегес и Мангыт. На счет этого у нас есть народный пословица «Алтау ала болса,ауыздагыны алдырады. Тортеу туел болса, тобедегини алады.», то есть арс Кунырат (конфедирация) всегда стремился властвовать над всеми, а арс Онторт урыу (Олторт урыу) состоит из племен воинов (Кыпшак, Мангыт, Кенегес и Кытай).

Ногайлинский пласт в эпосах:

Каракалпакские предания сохранили память о пребывании предков народа в Ногайской Орде. Часто события героического эпоса развер­тываются в стране Ногайлы (Айтмуратов 1986, с.13; Давкараев 1959, с. 68).

Трепалов В.В.:

Очевидно, более других обитателей Средней Азии память о «стране Ногайлы» сохранили в своих преданиях каракалпаки (см.: Давкараев 1959; Жданко 1950; Сагитов 1962; Толстова 1977; Тол-стова, Утемисов 1963а).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭПОСЕ «ЕДИГЕ» М.К.МАКСЕТОВА Кандидат исторических наук, доцент Каракалпакский государственный университет

В каракалпакской версии эпоса «Едиге» повествуется о том как Тохтамыс становится великим ханом страны Ногайлы ... он с помощью Сатемира одерживает победу над Тохтамысом, как Едиге становится правителем страны Ногайлы.

Также и муйтены говорили Гребенкину, что они не узбеки, а пришли из Ногайской орды. То есть, ногайцы (ногайлы) общий политоним тогда, который ни в одном каракалпакском этнониме не сохранился как самоназвание. Ради интереса посмотрите и старое, и новое Шежере, нигде нет этнонима Ногайлы. Эпосы, созданные в ногайский период, название ногайлы сохранили, то есть не подвергались корректировке (Иса Капаев).

Также, хивинские каракалпаки в основном подразумевались узбеками (политоним), но как этноним среди каракалпакских родов не встречается. 

В общем, внешне они назывались и ногайцами, и узбеками, но свое самоназвание не утратили. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Kamal сказал:

Также и муйтены говорили Гребенкину, что они не узбеки, а пришли из Ногайской орды. То есть, ногайцы (ногайлы) общий политоним тогда, который ни в одном каракалпакском этнониме не сохранился как самоназвание. Ради интереса посмотрите и старое, и новое Шежере, нигде нет этнонима Ногайлы. Эпосы, созданные в ногайский период, название ногайлы сохранили, то есть не подвергались корректировке (Иса Капаев).

Также, хивинские каракалпаки в основном подразумевались узбеками (политоним), но как этноним среди каракалпакских родов не встречается. 

В общем, внешне они назывались и ногайцами, и узбеками, но свое самоназвание не утратили. 

В наших эпосах герои говорят о себе ногайлы, мы их не перезаписывали в казахи как лгут некоторые ногайцы. Интересно, но даже в эпосах записанных среди самих ногайцев встречается слово Ногайлы, но некоторые лгуны как всегда, переиначивают его значение вводя в заблуждение своих.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Le_Raffine сказал:

У  киргизов же есть слово ногайлы? По крайней мере Валиханов писал, что киргизы помнят ногайцев.

Солтоноев, кажется, использует ногойлу или ногойлуу в отношении казахских родов, вышедших по его мнению из Ногайской орды.

Валиханов, скорее всего, обозначает их привычным для себя словом. Надо смотреть.

Но у нас говорят ногойлор, ногой.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, по поводу названия племени Алчин, вспомнилось что в МИ развед.войска назывались Алгинчин.  Может Алчин от них? Так авангард армии назывался Таммачин от него мог образоваться род Тама. 

Не зря же оба в Кіші жүз, и пословица тому пример Кіші жүзді найза беріп жауға қой. То есть на врага первыми нападали они, передовые войска были именно они. А самом Кіші жүз передовыми были Жетіру Қарт қазақИ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11.08.2020 в 14:48, Tama сказал:

некоего разбойника Кудеяра

по преданию он раскаялся и стал иноком. У кого из Кудеяров было монашеское прошлое? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Карай сказал:

по преданию он раскаялся и стал иноком. У кого из Кудеяров было монашеское прошлое? 

Если стал иноком, он исключается, у казахского кличка была Кудеяр Тентек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Tama сказал:

Если стал иноком, он исключается, у казахского кличка была Кудеяр Тентек.

монаху  (бывшему АТАМАНУ КУДЕЯРУ) посвящена старинная песня "Жило 12 разбойников" https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=13913148185696696626&text=жило 12 разбойников шаляпин&path=wizard&parent-reqid=1597417273405660-1759667001982724434400184-production-app-host-man-web-yp-359&redircnt=1597417282.1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Карай сказал:

Это уже интересно ведь потомков Кудеяра именно 12 сыновей Байулы племени Алчин. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14.08.2020 в 18:05, Tama сказал:

Это уже интересно ведь потомков Кудеяра именно 12 сыновей Байулы племени Алчин. 

а слово "атаман" по одной из версий произошло от тюркск. "ата" - отец и концовка "-ман" в значении Я, т.е.Я - ОТЕЦ. Такими словами традиционно клянется вновь избранный атаман на казачьем круге, когда обещает беречь казаков, как своих детей (подробно текст приводился в передаче Караулова "Казаки"). Может, и здесь сыновья это иносказательно? В легендах иногда события из жизни разных персонажей приписывали одному. То, что разбойник стан монахом - своеобразный нравоучительный "happy end".

 

     

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет Радовского "алчитай",  "алчин":

Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют – тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется – тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар, – куитай и куичин, [из] племени терат – терати 417 и тераучин 418.

Рашид Ад Дин не ошибался, а был прав: аффикс "чин" в тюркских языках изначально был аффиксом феминности, т.е  относил носителей именно к женскому роду. 

Позже сохранился вариант алчин для мужчин и для женщин племени алчи . Таких примеров оказывается много в тюркских языках:

https://www.researchgate.net/publication/335203026_suffiksy-feminizatsii-v-tyurkskih-yazykah

"...Наконец заслуживает внимания древний формант женского рода "чин" , который ныне не выделяется в сознании говорящих на тюркских языках. Например, Н. К. Дмитриев приводит следующие примеры из азербайджанского языка: билдирчин (первоначально «перепелка», ныне и «перепел», и «перепелка»), сигирчин (первоначально «скворец-самка», ныне «скворец вообще»), когэрчин (первоначально «голубка», сейчас «голубь вообще»), мәләрчин (сорт груши, это слово употребляется в качестве женского имени), мәкәрчин (свинья-самка, свиноматка).

Э. А. Бегматов, ссылаясь на вышеуказанную статью Н. К. Дмитриева, аффикс "чин" в

слове "барчин" считает архаичным показателем женского рода: «словами, образованными с помощью аффикса "чин" в основном называют представителей женского пола, а подобные имена выражают женский род. Имя Барчин в героическом эпосе “Алпамыш” изначально имело форму Бар+чин, и, вероятно, девочка была названа в честь самки-утки.  "Ба" - утка,  Чин – аффикс феминности. Барчин или Бурчин означает утка-самка» [1. C. 372].

Исходя из приведённых выше размышлений учёного, можно предположить, что слово "Балчын" (красивая девушка), употребляющееся ныне в хорезмском диалекте, состоит из основы "бал" и аффикса –чын. Очень вероятно, что корень этого слова восходит к слову бал (мёд, сладость), поскольку женщины всегда ассоциируются с вкусными, сладкими, яркими предметами. А суффикс –чын, как уже было отмечено выше, является суффиксом феминизации..."

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А теперь давайте вернемся к Татарам, какие племена по ССМ входили в племенной союз Татар? Напомните пожалуйста?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В одной каракалпакской статье "о Едиге и его потомках" было указано на Алимулы-калмака, во владения которых ушла часть мангытов. На мой вопрос, могли ли быть представители Алимулы теми тюрками-калмаками 14-16 вв, естественно однозначного ответа не получил.

Но в статье ниже, генетики подразумевают представителей рода Алимулы (и не только их) потомками калмыков, то есть это совсем другая независимая статья, говорящая фактически об одном и том же. 

В публикации [Баймуханов, 2019] приведены результаты тестирования (гаплогруппы и гаплотипы Y-хромосомы) представителей всех шести родов объединения алимулы. Выполнен их анализ. Главная цель – взаимоувязка устных преданий казахов и письменных свидетельств об их родах с данными популяционной генетики. У казахов алимулы (N=51) по частотам резко доминирует гаплогруппа С – 91,2 %. Выявлено пять ее линий. По частотам доминирует линия C-Y15552 (дочерняя линии C-Y15550) – 76,5 %. Еще одна линия субклада C3c1b-F6379 – C-F7472 (C-SK1066) имеет частоту 3,9 %. Всего частота линий «калмыцкого» субклада 80,4 %. Такой высокий процент носителей гаплогруппы С у алимулы невозможно объяснить включением в их рода в 1737-1741 гг. и в 1771 г. калмыков. Получается, что казахи этого объединения изначально являются их потомками. По доле субклада C3c1b-F6379 в общей частоте гаплогруппы С казахи алимулы соответствуют торгутам, которые были их соседями. https://m.aftershock.news/?q=node/842741

Этнические корни казахов родового объединения алимулы по данным популяционной генетики

 

В публикации [Баймуханов, 2019] приведены результаты тестирования (гаплогруппы и гаплотипы Y-хромосомы) представителей всех шести родов объединения алимулы. Выполнен их анализ. Главная цель – взаимоувязка устных преданий казахов и письменных свидетельств об их родах с данными популяционной генетики. У казахов алимулы (N=51) по частотам резко доминирует гаплогруппа С – 91,2 %. Выявлено пять ее линий. По частотам доминирует линия C-Y15552 (дочерняя линии C-Y15550) – 76,5 %. Еще одна линия субклада C3c1b-F6379 – C-F7472 (C-SK1066) имеет частоту 3,9 %. Всего частота линий «калмыцкого» субклада 80,4 %. Такой высокий процент носителей гаплогруппы С у алимулы невозможно объяснить включением в их рода в 1737-1741 гг. и в 1771 г. калмыков. Получается, что казахи этого объединения изначально являются их потомками. По доле субклада C3c1b-F6379 в общей частоте гаплогруппы С казахи алимулы соответствуют торгутам, которые были их соседями. 

В публикации [Баймуханов, 2019] приведены результаты тестирования (гаплогруппы и гаплотипы Y-хромосомы) представителей всех шести родов объединения алимулы. Выполнен их анализ. Главная цель – взаимоувязка устных преданий казахов и письменных свидетельств об их родах с данными популяционной генетики. У казахов алимулы (N=51) по частотам резко доминирует гаплогруппа С – 91,2 %. Выявлено пять ее линий. По частотам доминирует линия C-Y15552 (дочерняя линии C-Y15550) – 76,5 %. Еще одна линия субклада C3c1b-F6379 – C-F7472 (C-SK1066) имеет частоту 3,9 %. Всего частота линий «калмыцкого» субклада 80,4 %. Такой высокий процент носителей гаплогруппы С у алимулы невозможно объяснить включением в их рода в 1737-1741 гг. и в 1771 г. калмыков. Получается, что казахи этого объединения изначально являются их потомками. По доле субклада C3c1b-F6379 в общей частоте гаплогруппы С казахи алимулы соответствуют торгутам, которые были их соседями. В публикации [Баймуханов, 2019] приведены результаты тестирования (гаплогруппы и гаплотипы Y-хромосомы) представителей всех шести родов объединения алимулы. Выполнен их анализ. Главная цель – взаимоувязка устных преданий казахов и письменных свидетельств об их родах с данными популяционной генетики. У казахов алимулы (N=51) по частотам резко доминирует гаплогруппа С – 91,2 %. Выявлено пять ее линий. По частотам доминирует линия C-Y15552 (дочерняя линии C-Y15550) – 76,5 %. Еще одна линия субклада C3c1b-F6379 – C-F7472 (C-SK1066) имеет частоту 3,9 %. Всего частота линий «калмыцкого» субклада 80,4 %. Такой высокий процент носителей гаплогруппы С у алимулы невозможно объяснить включением в их рода в 1737-1741 гг. и в 1771 г. калмыков. Получается, что казахи этого объединения изначально являются их потомками. По доле субклада C3c1b-F6379 в общей частоте гаплогруппы С казахи алимулы соответствуют торгутам, которые были их соседями. В публикации [Баймуханов, 2019] приведены результаты тестирования (гаплогруппы и гаплотипы Y-хромосомы) представителей всех шести родов объединения алимулы. Выполнен их анализ. Главная цель – взаимоувязка устных преданий казахов и письменных свидетельств об их родах с данными популяционной генетики. У казахов алимулы (N=51) по частотам резко доминирует гаплогруппа С – 91,2 %. Выявлено пять ее линий. По частотам доминирует линия C-Y15552 (дочерняя линии C-Y15550) – 76,5 %. Еще одна линия субклада C3c1b-F6379 – C-F7472 (C-SK1066) имеет частоту 3,9 %. Всего частота линий «калмыцкого» субклада 80,4 %. Такой высокий процент носителей гаплогруппы С у алимулы невозможно объяснить включением в их рода в 1737-1741 гг. и в 1771 г. калмыков. Получается, что казахи этого объединения изначально являются их потомками. По доле субклада C3c1b-F6379 в общей частоте гаплогруппы С казахи алимулы соответствуют торгутам, которые были их соседями. 

 калмыков по частотам резко доминирует субклад C3c1b-F6379 линии C3c1-M77 Y-хромосомы. Он является их генетическим маркером. На его основе показано, что казахи родового объединения алимулы (811,9 тыс. чел., 2016 г.), возможно, и объединения байулы Младшего жуза (2521,9 тыс. чел.) являются потомками калмыков рода торгут.

У калмыков по частотам резко доминирует субклад C3c1b-F6379 линии C3c1-M77 Y-хромосомы. Он является их генетическим маркером. На его основе показано, что казахи родового объединения алимулы (811,9 тыс. чел., 2016 г.), возможно, и объединения байулы Младшего жуза (2521,9 тыс. чел.) являются потомками калмыков рода торгут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Kamal сказал:

 

 

В публикации [Баймуханов, 2019] приведены результаты тестирования (гаплогруппы и гаплотипы Y-хромосомы) представителей всех шести родов объединения алимулы. Выполнен их анализ. Главная цель – взаимоувязка устных преданий казахов и письменных свидетельств об их родах с данными популяционной генетики. У казахов алимулы (N=51) по частотам резко доминирует гаплогруппа С – 91,2 %. Выявлено пять ее линий. По частотам доминирует линия C-Y15552 (дочерняя линии C-Y15550) – 76,5 %. Еще одна линия субклада C3c1b-F6379 – C-F7472 (C-SK1066) имеет частоту 3,9 %. Всего частота линий «калмыцкого» субклада 80,4 %. Такой высокий процент носителей гаплогруппы С у алимулы невозможно объяснить включением в их рода в 1737-1741 гг. и в 1771 г. калмыков. Получается, что казахи этого объединения изначально являются их потомками. По доле субклада C3c1b-F6379 в общей частоте гаплогруппы С казахи алимулы соответствуют торгутам, которые были их соседями. 

В публикации [Баймуханов, 2019] приведены результаты тестирования (гаплогруппы и гаплотипы Y-хромосомы) представителей всех шести родов объединения алимулы. Выполнен их анализ. Главная цель – взаимоувязка устных преданий казахов и письменных свидетельств об их родах с данными популяционной генетики. У казахов алимулы (N=51) по частотам резко доминирует гаплогруппа С – 91,2 %. Выявлено пять ее линий. По частотам доминирует линия C-Y15552 (дочерняя линии C-Y15550) – 76,5 %. Еще одна линия субклада C3c1b-F6379 – C-F7472 (C-SK1066) имеет частоту 3,9 %. Всего частота линий «калмыцкого» субклада 80,4 %. Такой высокий процент носителей гаплогруппы С у алимулы невозможно объяснить включением в их рода в 1737-1741 гг. и в 1771 г. калмыков. Получается, что казахи этого объединения изначально являются их потомками. По доле субклада C3c1b-F6379 в общей частоте гаплогруппы С казахи алимулы соответствуют торгутам, которые были их соседями. В публикации [Баймуханов, 2019] приведены результаты тестирования (гаплогруппы и гаплотипы Y-хромосомы) представителей всех шести родов объединения алимулы. Выполнен их анализ. Главная цель – взаимоувязка устных преданий казахов и письменных свидетельств об их родах с данными популяционной генетики. У казахов алимулы (N=51) по частотам резко доминирует гаплогруппа С – 91,2 %. Выявлено пять ее линий. По частотам доминирует линия C-Y15552 (дочерняя линии C-Y15550) – 76,5 %. Еще одна линия субклада C3c1b-F6379 – C-F7472 (C-SK1066) имеет частоту 3,9 %. Всего частота линий «калмыцкого» субклада 80,4 %. Такой высокий процент носителей гаплогруппы С у алимулы невозможно объяснить включением в их рода в 1737-1741 гг. и в 1771 г. калмыков. Получается, что казахи этого объединения изначально являются их потомками. По доле субклада C3c1b-F6379 в общей частоте гаплогруппы С казахи алимулы соответствуют торгутам, которые были их соседями. В публикации [Баймуханов, 2019] приведены результаты тестирования (гаплогруппы и гаплотипы Y-хромосомы) представителей всех шести родов объединения алимулы. Выполнен их анализ. Главная цель – взаимоувязка устных преданий казахов и письменных свидетельств об их родах с данными популяционной генетики. У казахов алимулы (N=51) по частотам резко доминирует гаплогруппа С – 91,2 %. Выявлено пять ее линий. По частотам доминирует линия C-Y15552 (дочерняя линии C-Y15550) – 76,5 %. Еще одна линия субклада C3c1b-F6379 – C-F7472 (C-SK1066) имеет частоту 3,9 %. Всего частота линий «калмыцкого» субклада 80,4 %. Такой высокий процент носителей гаплогруппы С у алимулы невозможно объяснить включением в их рода в 1737-1741 гг. и в 1771 г. калмыков. Получается, что казахи этого объединения изначально являются их потомками. По доле субклада C3c1b-F6379 в общей частоте гаплогруппы С казахи алимулы соответствуют торгутам, которые были их соседями. 

 калмыков по частотам резко доминирует субклад C3c1b-F6379 линии C3c1-M77 Y-хромосомы. Он является их генетическим маркером. На его основе показано, что казахи родового объединения алимулы (811,9 тыс. чел., 2016 г.), возможно, и объединения байулы Младшего жуза (2521,9 тыс. чел.) являются потомками калмыков рода торгут.

У калмыков по частотам резко доминирует субклад C3c1b-F6379 линии C3c1-M77 Y-хромосомы. Он является их генетическим маркером. На его основе показано, что казахи родового объединения алимулы (811,9 тыс. чел., 2016 г.), возможно, и объединения байулы Младшего жуза (2521,9 тыс. чел.) являются потомками калмыков рода торгут.

если это так , то 18 веке они были монголоязычными ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

59 минут назад, Kamal сказал:

Но в статье ниже, генетики подразумевают представителей рода Алимулы (и не только их) потомками калмыков, то есть это совсем другая независимая статья, говорящая фактически об одном и том же. 

В публикации [Баймуханов, 2019] приведены результаты тестирования (гаплогруппы и гаплотипы Y-хромосомы) представителей всех шести родов объединения алимулы. Выполнен их анализ. Главная цель – взаимоувязка устных преданий казахов и письменных свидетельств об их родах с данными популяционной генетики. У казахов алимулы (N=51) по частотам резко доминирует гаплогруппа С – 91,2 %. Выявлено пять ее линий. По частотам доминирует линия C-Y15552 (дочерняя линии C-Y15550) – 76,5 %. Еще одна линия субклада C3c1b-F6379 – C-F7472 (C-SK1066) имеет частоту 3,9 %. Всего частота линий «калмыцкого» субклада 80,4 %. Такой высокий процент носителей гаплогруппы С у алимулы невозможно объяснить включением в их рода в 1737-1741 гг. и в 1771 г. калмыков. Получается, что казахи этого объединения изначально являются их потомками. По доле субклада C3c1b-F6379 в общей частоте гаплогруппы С казахи алимулы соответствуют торгутам, которые были их соседями. https://m.aftershock.news/?q=node/842741

 

Ув. Kaml, чья это статья, Жабагина или Сабитова (Asan-Kaygy), или совместная?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17.08.2020 в 07:25, Zake сказал:

Насчет Радовского "алчитай",  "алчин":

Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют – тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется – тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар, – куитай и куичин, [из] племени терат – терати 417 и тераучин 418.

Рашид Ад Дин не ошибался, а был прав: аффикс "чин" в тюркских языках изначально был аффиксом феминности, т.е  относил носителей именно к женскому роду. 

Позже сохранился вариант алчин для мужчин и для женщин племени алчи . Таких примеров оказывается много в тюркских языках:

https://www.researchgate.net/publication/335203026_suffiksy-feminizatsii-v-tyurkskih-yazykah

"...Наконец заслуживает внимания древний формант женского рода "чин" , который ныне не выделяется в сознании говорящих на тюркских языках. Например, Н. К. Дмитриев приводит следующие примеры из азербайджанского языка: билдирчин (первоначально «перепелка», ныне и «перепел», и «перепелка»), сигирчин (первоначально «скворец-самка», ныне «скворец вообще»), когэрчин (первоначально «голубка», сейчас «голубь вообще»), мәләрчин (сорт груши, это слово употребляется в качестве женского имени), мәкәрчин (свинья-самка, свиноматка).

Э. А. Бегматов, ссылаясь на вышеуказанную статью Н. К. Дмитриева, аффикс "чин" в

слове "барчин" считает архаичным показателем женского рода: «словами, образованными с помощью аффикса "чин" в основном называют представителей женского пола, а подобные имена выражают женский род. Имя Барчин в героическом эпосе “Алпамыш” изначально имело форму Бар+чин, и, вероятно, девочка была названа в честь самки-утки.  "Ба" - утка,  Чин – аффикс феминности. Барчин или Бурчин означает утка-самка» [1. C. 372].

Исходя из приведённых выше размышлений учёного, можно предположить, что слово "Балчын" (красивая девушка), употребляющееся ныне в хорезмском диалекте, состоит из основы "бал" и аффикса –чын. Очень вероятно, что корень этого слова восходит к слову бал (мёд, сладость), поскольку женщины всегда ассоциируются с вкусными, сладкими, яркими предметами. А суффикс –чын, как уже было отмечено выше, является суффиксом феминизации..."

Вы имеете в виду что племя алчин/алшин - племя, состоящее из только из женщин? Наверно не надо так обобщать. Тем более монголоязычное слово с точки зрения тюркского языка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...