Перейти к содержанию
Zake

Этимология и семантика "кимак". Есть ли связь с названием "кипчак"?

Рекомендуемые сообщения

18.07.2020 в 23:20, Zake сказал:

Ранее уже отмечалось, что Кумеков Б. в своей работе  ссылаясь на Абу Дулафа и Бируни писал, что амальгамированное (ртутное) золото кимаков называлось "кумиси". Т.е. "кумис" или серебро. 

В составе джалаиров мы тоже видим племя кумс[аут], т.е. судя  по названию можно предположить, что была связь с ртутной золотодобычей: 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext2.html

Это племя джалаир состоит из десяти больших ветвей, из которых каждая в отдельности стала многочисленным народом; они следуют в таком распределении и порядке: джат 311, тукараун 312, кунксаут 313, кумс[аут]314, уят, нилкан 315, куркин 316, тулангит, тури 317, шанкут 318.

"..Из сообщения Аристея Проконнесского, на свидетельство которого ссылается Геродот, мы узнаем, что к северу от исседонов жили «одноглазые люди, аримаспы, над аримаспами стерегущие золото грифы, а ещё выше гипербореи, простирающиеся до моря». 3  [10] По стихам «Аримаспеи», аримаспы — народ многочисленный и крепкий, воинственный, «богатый конями, овцами и быками».

...по словам исседонов, к северу от них жили одноглазые люди и стерегущие золото грифы. Там было много золота, и, по сообщению Геродота, «рассказывают, что одноглазые аримаспы похищают его у грифов»...

... геродотовы аргиппеи и аристеевы аримаспы жили, по всей вероятности, в предгорьях Тарбагатая и в верховьях р. Иртыша, включая район оз. Зайсана и к востоку от него. К северу от них в Горном Алтае, а возможно и западнее, до бассейна р. Ишима, обитали легендарные стерегущие золото грифы...

...Независимо от той или иной легенды, с которой было связано указанное выше название интересующих нас племен, богатство золотом Алтая и районов, прилегающих к нему с запада, несомненно могло послужить основанием к легенде о стерегущих золото грифах..."

http://kronk.spb.ru/library/rudenko-si-1952-01.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18.07.2020 в 13:57, АксКерБорж сказал:

 

Не в тему, но все же пару слов о географической локализации кимаков.

Наша казахстанская историческая наука почему то уверенно расселяет кимаков по среднему Иртышу, говоря понятным языком приблизительно в промежутке реки от Семипалатинская до Павлодара и Омска.

Но если читаешь источники, то Кимакское ханство находилось гораздо выше по течению реки, приблизительно концентрируясь на том участке Иртыша, который протекает в районе казахско-китайской границы.

А по некоторым источникам, этот каганат граничил с крайними районами Чин, т.е. это уже и бассейн Черного Иртыша.

 

Отсюда и связь (соседство) кимаков в источниках с татарами, тогуз-огузами и уйгурами (и даже соседство со страной Чин).

Поэтому среднее течение Иртыша под большим вопросом.

 

 

Мое сомнение о кимаках на среднем Иртыше (Белом) было оказывается небеспочвенным, потому что Махмуд Кашгари локализовал кимаков в бассейне Черного Иртыша:

image.jpg

В сноске:

8 - озеро Нор-Зайсан.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кумеков Б.Е.:

"...Расселение кимакских племен на территории Южного Урала отмечается также в «Худуд ал-алам»: «И еще есть гора незначительная между крайними пределами русов и началом пределов кимаков; ее длина пять дней пути» 

Это сообщение может указывать, по мнению В. Ф. Минорского, на то, что кимаки (или, по крайней мере, их кыпчакская ветвь) некоторое время жили в восточной и западной сторонах Южного Урала . 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кумеков Б.Е.:

"...Отдельные группы кимакских племен доходили и до Каспийского побережья. На это указывает недолго существовавшее в топонимике название Каспийского 
моря — Кимакское море, упоминаемое в «Шах-наме» 
[315, II]14. Дело в том, что почти каждый город, река или пустыня за определенный исторический период 
имели по нескольку названий. Эти названия связаны с общеизвестными топонимическими закономерностями: 
море называется по именам стран, окружавших его, по именам городов, расположенных на его берегах, по именам впадающих рек, по именам народов, живших на побережье.."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Почему целый кимакский каганат должен быть на берегу одной реки?

Не важно, Белый или Черный Иртыш?

Кумеков Б.Е.:

"...Расселение кимакских племен на территории Южного Урала отмечается также в «Худуд ал-алам»: «И еще есть гора незначительная между крайними пределами русов и началом пределов кимаков; ее длина пять дней пути» 

Это сообщение может указывать, по мнению В. Ф. Минорского, на то, что кимаки (или, по крайней мере, их кыпчакская ветвь) некоторое время жили в восточной и западной сторонах Южного Урала . 

Кумеков Б.Е.:

"...Отдельные группы кимакских племен доходили и до Каспийского побережья. На это указывает недолго существовавшее в топонимике название Каспийского 
моря — Кимакское море, упоминаемое в «Шах-наме» 
[315, II]14. Дело в том, что почти каждый город, река или пустыня за определенный исторический период 
имели по нескольку названий. Эти названия связаны с общеизвестными топонимическими закономерностями: 
море называется по именам стран, окружавших его, по именам городов, расположенных на его берегах, по именам впадающих рек, по именам народов, живших на побережье.."

 

Читал я Кумекова и Ахинжанова, уже давно. Я не про их локалазиции.

У меня вопрос - если кимаки это и Иртыш, и Урал, и Каспий, то почему всегда и всеми, чаще очевидцами, делался акцент на Кимаки = Иртыш?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Читал я Кумекова и Ахинжанова, уже давно. Я не про их локалазиции.

У меня вопрос - если кимаки это и Иртыш, и Урал, и Каспий, то почему всегда и всеми, чаще очевидцами, делался акцент на Кимаки = Иртыш?

 

Урал, Каспий это позже

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Zake сказал:

Урал, Каспий это позже

 

Но ведь не одни кимаки, а все тюркские племена шли волной за волной примерно из областей Великой китайской стены на северо-запад, на запад. Одно племя продвигалось вытесняя предшественника, соседа по западную сторону (предположительно из-за бескормицы для скота), а то вытесняло следующее по западную сторону, и так по цепочке волна за волной доходя до Передней Азии, Кавказа, границ Руси.

Можно наверно даже создать хронологическую карту продвижения племен в 3-Д формате. ))) 

Имхо, в этом многовековом движении на запад цепочку замкнули татарские племена эпохи Чингизхана. 

Перед ними были кара-китаи, а перед киданями - куны. И так далее.  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сабитов Ж.М. Этногенетическая история кимаков в IX-XI в.//История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы IV Всероссийской (национальной) научной конференции. Курган, 2020. С. 138-142.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.07.2020 в 18:49, АксКерБорж сказал:

 

Но ведь не одни кимаки, а все тюркские племена шли волной за волной примерно из областей Великой китайской стены на северо-запад, на запад. Одно племя продвигалось вытесняя предшественника, соседа по западную сторону (предположительно из-за бескормицы для скота), а то вытесняло следующее по западную сторону, и так по цепочке волна за волной доходя до Передней Азии, Кавказа, границ Руси.

Можно наверно даже создать хронологическую карту продвижения племен в 3-Д формате. ))) 

Имхо, в этом многовековом движении на запад цепочку замкнули татарские племена эпохи Чингизхана. 

Перед ними были кара-китаи, а перед киданями - куны. И так далее.  

Последние - калмыки и ногайская орда

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18.07.2020 в 16:46, АксКерБорж сказал:

 

Интересно, имеет ли место в данном этнониме еще одно тюркской фонетики, взаимозаменяемость "м" и "б"?

 

Вы правы. 

 Эту особенность и надо принять во внимание. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово құбақ напр.  есть в казахском языке. Это из ряда дублетных слов: құбақай, құбақан, құбаң. Производные от құба.

large.1893904597_Screenshot_20210822-0853162.png.0029dcf3ecc9e15f3f5b6ec96ebde5f2.png

 

Взято из статьи С. Бизакова

 «ҚАЗАҚ ТІЛІНІҢ ЖАРЫСПАЛЫ СӨЗДЕР 
СӨЗДІГІ»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24.11.2020 в 10:31, buba-suba сказал:

Последние - калмыки и ногайская орда

 

С калмыками отдельная история, их вытеснила не бескормица, они никого не вытесняли на запад, часть их вернулась обратно и т.д.

Ногайская орда тоже не к месту.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.07.2020 в 18:49, АксКерБорж сказал:

Но ведь не одни кимаки, а все тюркские племена шли волной за волной примерно из областей Великой китайской стены на северо-запад, на запад. Одно племя продвигалось вытесняя предшественника, соседа по западную сторону (предположительно из-за бескормицы для скота), а то вытесняло следующее по западную сторону, и так по цепочке волна за волной доходя до Передней Азии, Кавказа, границ Руси.

Можно наверно даже создать хронологическую карту продвижения племен в 3-Д формате. ))) 

Имхо, в этом многовековом движении на запад цепочку замкнули татарские племена эпохи Чингизхана. 

Перед ними были кара-китаи, а перед киданями - куны. И так далее. 

Хунну - их вытеснили сяньби, аваров - вытеснили кок-тюрки, кара-китаев - чжурчжени, калмыков - монголы и манчжуры. 

Бескормица для скота - это придумка пацифистов, не понимающих историю. 

Только монголо-татары ЧХ шли на запад для завоеваний (догоняли кыпчаков, догнали только в Венгрии)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цветовая характеристика құба (бледный, желтый и т.д.). в тюркских языках имеет синоним qu-quv

(https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/қу/)

Т.е. в основе термина "кипчак" тоже можно увидеть qu-quv, синоним құба. 

Рассмотрим подробнее объяснение названия "кипчак" в источниках.  

http://vostlit.narod.ru/Texts/rus2/Rasiddaddin/text1.htm

"....В армии Огуза находилась беременная женщина — жена одного из воинов, который погиб в сражении. Время женщине рожать подошло на месте этого сражения. Поблизости росло дерево с пустым дуплом, и эта женщина родила своего ребенка в дупле дерева.

Когда ребенка принесли к Огузу, то ему рассказали об этом, Огуз назвал его Кыпчаком, [потому что [имя] Кыпчак образовалось от слова кабук (кора). Так на тюркском языке называют дерево, сгнившее и выдолбленное изнутри. По мнению других тюрок, все кыпчакские племена произошли от этого Кыпчака..."

Если внимательно прочитать сведения РАДа, то видно что в основе названия "кипчак" стоят определенные характеристики дерева, с некоторыми признаками аварийности:  "с пустым дуплом"; "сгнившее и выдолбленное изнутри". 
 

Детали

галдели гуси и лебеди

II. 1) пересохший; сухой; сухостой

қу ағаш → сухостой

қу тақтай → сухая доска

қу тезек → сухой помет

2) трут; трутовик; высушенный пучок травы, зажигающийся от искры
қу ағаш → сухо
Детали

көлде қаздар мен қулар қиқу салады → на озере многоголосо галдели гуси и лебеди

II. III. белый; бледно-желтый; бледный; блеклый; седой

алда қу дала жатыр → впереди простиралась бледно-желтая степь

оның шашы аппақ қу болыпты → его волосы стали совсем седыми

IV. 1. хитрец; проныра; пройдоха; ловкач; пролаза; плутВсё дело в том, ч
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассмотрим   загадку из Кодекса Куманикс:

Alan-qulan buv [=tuv] turur -
ayrï aγačtan yav tamar;
qulan-alan tuv turur -
quv aγačtan
yav tamar. ([…]).
Бунчук (знамя, стяг стоит вот так -
жир капает с рассох;
бунчук стоит эдак - жир капает из дупла. ([Это баран, жарящийся на вертеле]).
 
Обратите внимание, здесь переводчики 
quv aγač перевели тоже  как дупло (дуплистое дерево)!?
Всё дело в том, что qu-quv
кроме того, что означает цвет (бледный, блеклый, светло-желтый и т.д. ) еще дополнительно переводится как "высохший", "сухой" и т.д., что в полной мере соотносится с характеристиками дерева.
Например, на казахском языке 
қу ағаш (quv aγač )
   -  это "высохшее" дерево.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В википедии  название "кипчак" тоже связывают с kuv ağaç, т.е. с дуплистым, полым, пустым деревом

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Kipchaks

"...The Kipchaks interpreted their name as meaning "hollow tree" (Middle Turkic: kuv ağaç);.."

Идет ссылка на словарь:

Clauson, Gerard (1972). An Etymological Dictionary of Pre-13th Century Turkish. Oxford University Press. p. 581.

Таким образом  "кипчак" конструируется так: 

основа qu-quv плюс уменьшит. ласкат. аффикс čaq

quv/qub+čaq=  quvčaq/qubčaq=qbčaq.

Короче, всё согласно источникам - есть связь и с пустотелым, дуплистым деревом и цветовой характеристикой (бледно-желтый, палевый, соломенный и т.д.)

И никаких там "злосчастных" или "злополучных" сиров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, buba-suba сказал:

Хунну - их вытеснили сяньби, аваров - вытеснили кок-тюрки, кара-китаев - чжурчжени, калмыков - монголы и манчжуры. Бескормица для скота - это придумка пацифистов, не понимающих историю. Только монголо-татары ЧХ шли на запад для завоеваний (догоняли кыпчаков, догнали только в Венгрии)

 

Очередной бред.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Рассматриваемая в качестве основы термина "кимак" (т.е. құбақ → құмақ) цветовая характеристика құба (бледный, желтый и т.д.). в тюркских языках имеет синоним qu-quv-qub Детали

көлде қаздар мен қулар қиқу салады → на озере многоголосо галдели гуси и лебеди

II. III. белый; бледно-желтый; бледный; блеклый; седой

алда қу дала жатыр → впереди простиралась бледно-желтая степь

оның шашы аппақ қу болыпты → его волосы стали совсем седыми

IV. 1. хитрец; проныра; пройдоха; ловкач; пролаза; плутВсё дело в том, ч

 

Односемантичность этнонимов кыпчак (куба), куман и кимак (кумак) скрепляется и близким родством, ув. Zake?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Односемантичность этнонимов кыпчак (куба), куман и кимак (кумак) скрепляется и близким родством, ув. Zake?

 

Да. Возможно,  что кыпчак, половцы, куман и кун - одно и тоже. Т.е. половцы, куман и кун - это другие варианты названия тех же кипчаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22.08.2021 в 15:55, АксКерБорж сказал:

 

Односемантичность этнонимов кыпчак (куба), куман и кимак (кумак) скрепляется и близким родством, ув. Zake?

 

Касательно кун и куман. 

Имхо ку[н] и кума[н] или  куба[н] являются дублирующими прозвищами кипчакского (кимакского) массива племен, основанные на двух односемантических тюркских синонимах qu-guv и quba, означающих цветовую характеристику "бледный", "блеклый", " светло-жёлтый", "соломенный" т.д. 

На мой взгляд название "кун" как и "кипчак" образованы за счет основы qu-quv:  т.е. кун - это qu  плюс монгольский аффикс [н].

А вот  "куман"/"кубан" за счет quba плюс монгольский аффикс [н].

(Кстати, слово "кубан" есть в среднев. монгольском языке и тоже означает светло-желтый цвет).

Монгольский конечный аффикс "н" не мог появится сам по себе.

Это результат того, что по условно "кимако-кыпчако-канглам" (их же  в принципе можно назвать татарами)  катком прошлись кидане Ляо (в том числе в вопросах культуры, языка) и  часть из них откочевали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Касательно кун и куман. 

Имхо ку[н] и кума[н] или  куба[н] являются дополнительными прозвищами кипчакского (кимакского) массива племен.

Термины основаны на синонимах qu-quv-qub и quba

На мой взгляд название "кун" образованы за счет основы qu-quv-qub:  т.е. кун - это qu  плюс монгольский аффикс [н].

А вот  "куман" за счет quba:

Т.е. куман/кубан - это  quba плюс монгольский аффикс [н].

(Кстати, слово "кубан" есть в среднев. монгольском языке и тоже означает светло-желтый цвет).

Монгольский конечный аффикс "н" не мог появится сам по себе.

Это результат того, что по условно "кимако-кыпчако-канглам" (их же  в принципе можно назвать татарами)  катком прошлись кидане Ляо (в том числе в вопросах культуры, языка) и  часть из них откочевали.

 

Согласен с вами кроме одного, кроме мнения о наличии монгольского аффикса "н".

Потому что это могли быть обыкновенные тюркские имена существительные, оканчивающиеся на "н", примеров много, в том числе цветового значения - қатын, шортан, тұман, төмен, құлан, күрең, алтын и т.д. и т.п.

Например, құлан, имхо, образовано от названия саврасой масти "құла", но навряд ли в нем конечная "н" монгольский аффикс.  То же самое со словом "қабан" (кабан). Примеров много. 

Поэтому, имхо, этот вопрос надо выяснять глубже.

Кстати, в монгольском языке "хув" или "хуван" - янтарный, золотистый цвет.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Согласен с вами кроме одного, кроме мнения о наличии монгольского аффикса "н".

Потому что это могли быть обыкновенные тюркские имена существительные, оканчивающиеся на "н", примеров много, в том числе цветового значения - қатын, шортан, тұман, төмен, құлан, күрең, алтын и т.д. и т.п.

Например, құлан, имхо, образовано от названия саврасой масти "құла", но навряд ли в нем конечная "н" монгольский аффикс.  То же самое со словом "қабан" (кабан). Примеров много. 

Поэтому, имхо, этот вопрос надо выяснять глубже.

Кстати, в монгольском языке "хув" или "хуван" - янтарный, золотистый цвет.

 

Я имею в виду конкретные названия: ку[н], кума[н], алчи[н], кыйя[н], канли[н]. Уберите конечную неустойчивую монгольскую [н] в этих названиях и сразу всё становится на свои места- т.е. легко объясняется с тюркских языков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Другие примеры конечной неустойчивой "н" у средн.  монголов:

баргу-баргун, сукай-сукан, китай-китан, усу-усун, тарбага-тарбаган, эбуге-эбуген и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...