Jump to content



Sign in to follow this  
АксКерБорж

ДЖЕТЫСУ - Семиречье - Так ли на самом деле?

Recommended Posts

Если Жетысу не означает Семиречье, а на самом деле связано с социальным или политическим термином "джете", тогда, по аналогии, может быть и Жетыру из Младшего Жуза тоже как-то связано с термином "джете"? Тогда кроме буквального перевода (семь родов) возможны другии версии происхождения названия Жетыру:

1) оно могло возникнуть потому что некоторые племена входящие в это объединение когда-то пришли из географической области Джете (Моголистан). В пользу этого говорит то что тамги табынцев похожи на тамги дулатов, канлы и джалаиров; у рамаданов уран - "дулат", и тамга такая же как у дулатов. Кереиты вроде тоже входили в состав могулов. Может быть табыны являются нокта агасы младшего жуза (самыми "старшими" во всем младшем жузе) потому что они родом из Джете - колыбели казахского ханства?

2) Если термин "джете" означает вольницу, т.е. объединение людей различного происхождения, тогда название Жетыру (или джетеру?) могло возникнуть потому что племена и рода вошедшие в этот союз были неродственными друг другу. И действительно генетически Жетыру очень разнородны.  

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

22.07.2020 в 05:23, artad сказал:

Если Жетысу не означает Семиречье, а на самом деле связано с социальным или политическим термином "джете", тогда, по аналогии

 

Надо всем торговым маркам Джетысу и Семиречье вернуть оригинальное название:

Алматинской гостинице - Жетесу

Хлебу - Жетереченский

:)

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

По поводу джете-разбойник.

Радлов описывает каракыргызов, как людей большей частью занятыми угоном скота и распитием крепких напитков. Охотой для развлечения. Хозяйством обычно заняты только женщины. Торговлей тоже не занимаются. Охотно принимают подарки в виде оружия, а к деньгам относятся равнодушно.

У Валиханова такая же картина. Аскетизм во всём. Земледелие только для своего пропитания. Скот не гонят в другие области для продажи. Одежда и оружие самое простое, убранство в юрте тоже. Если попадаются "модники", их называют бабами (катын). Только женщины носят при перекочевке красивую одежду. Едят и пьют непомерно.

Я к тому, что название области Джете могло стать нарицательным для всего населения и (из за образа жизни) пониматься как "разбойники". 

Не думаю что моголы, кыргызы и казахи этой области чем то отличались друг от друга.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
28.07.2020 в 18:57, Murat1 сказал:

По поводу джете-разбойник.

Радлов описывает каракыргызов, как людей большей частью занятыми угоном скота и распитием крепких напитков. Охотой для развлечения. Хозяйством обычно заняты только женщины. Торговлей тоже не занимаются. Охотно принимают подарки в виде оружия, а к деньгам относятся равнодушно.

У Валиханова такая же картина. Аскетизм во всём. Земледелие только для своего пропитания. Скот не гонят в другие области для продажи. Одежда и оружие самое простое, убранство в юрте тоже. Если попадаются "модники", их называют бабами (катын). Только женщины носят при перекочевке красивую одежду. Едят и пьют непомерно.

Я к тому, что название области Джете могло стать нарицательным для всего населения и (из за образа жизни) пониматься как "разбойники". 

Не думаю что моголы, кыргызы и казахи этой области чем то отличались друг от друга.

 

В Кыргызстане сейчас есть название Семиречье (Джетысу), пусть даже не официальное а на устах народа? 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 минут назад, Almaty сказал:

В Кыргызстане сейчас есть название Семиречье (Джетысу), пусть даже не официальное а на устах народа? 

Не уверен. В фольклоре встречается и в книгах и статьях как историческая область

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 минут назад, Murat1 сказал:

Не уверен. В фольклоре встречается и в книгах и статьях как историческая область

Всегда удивлялся тому что в Семиречье включают и терр. Кыргызстана, мне кажется это только русские автоматом перекинули понятие Джетысу  на терр. Кыргызстана в связи с созданием  Семиреченской области РИ. 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот интересная статья про Джети-Суу/Семиречье: https://www.academia.edu/40409051/Рогожинский_А_Е_Жетысу_и_Семиречье_ZHETYSU_AND_SEMIRECHIE_2019

Рогожинский А.Е.
Институт археологии имени А.Х. Маргулана КН МОН РК, г. Алматы, Казахстан
«ЖЕТЫСУ» И «СЕМИРЕЧЬЕ»*

 Аннотация.
На основе анализа сведений русских и переводов казахских и китайских источ ников исследуются два исторических топонима – «Жетiсу» и «Семиречье», связанных с обозначением обширной области на юго-востоке Казахстана. Установлено время возникновения обоих названий: последняя четверть XVIII – первая четверть XIX в. Выделены три периода трансформации значения топонимов: 1) ок. 1785–1867 гг. (географическое содержание); 2) 1867–1928 гг. (административное); 3) с 1928 г. до наших дней (историко-географическое). Первоначально появился казахский термин «Жетысу», позже возникла онимическая калька на русском языке «Семь рек» как обозначение участка караванной дороги с переправами на семи реках у подножия Жетысуского (Джунгарского) Алатау. Во второй половине XIX в. происходила трансформация смыслового значения обоих терминов; в настоящее время топонимы воспринимаются как синонимы, утратив первоначальное историко-географическое содержание. Предлагается упорядочение научной терминологии и различение географических ареалов двух топонимов: «Жетысу» – историческая область между южным побережьем Балхаша и Жетысуским Алатау; «Семи- речье» – историко-географическая область Юго-Восточного Казахстана, находящаяся между озерами Балхаш, Сасыкколь и Алаколь на севере, водоразделом Жетысуского Алатау на юго-востоке, хребтами Северного Тянь-Шаня на юге и долиной р. Чу на западе. Расширенное значение «Семиречья» может включать верхнюю часть Чуйской долины, расположенную на территории Кыргызстана.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...