Jump to content



asan-kaygy

Санжыра кыргызов

Recommended Posts

  • Admin
Только что, Murat1 сказал:

В таком случае, Тагая тоже можно вернуть обратно из ненадежного МаТ в санжыра. И он успешно оспорит место в истории у своего жезде Кёкё:)

Можно и так :)  Предположу, что формирование кыргызского племени монгол было прямо связано с могульской элитой.  Мы видим, что Кёкё-батыр, он же Мухаммед-кыргыз был тесно связан с братьями — Халиль-Султаном и Султан-Саидом. 

Нужно прикинуть все доводы "за" и "против". 

 

Link to post
Share on other sites

По поводу Кёк-Буги и Кёкё читал здесь же в одной из тем. Вполне себе версия. Учитывая, что Анга-тюра в МаТ возглавляет моголов и кыргызов. Кому как не его потомкам стать родоначальниками кыргызского племени монолдор. Но раньше не думал связывать его с Мухаммед-кыргызом.

Во всех санжыра зять Тагая из ханского рода. Под его "братом" Дайыром имеется же ввиду Тахир хан? В некоторых преданиях братья бегут от врагов и спасаются среди кыргызов. В начале пасут скот в качестве рабов, возвышаются благодаря браку и происхождению.

Емнип, у Амбрамзона перечисляются точные совпадения имён родов черик и потомков Анга-тюра. Слишком много тёзок по-моему. А ведь, действительно, черики и монолдор в санжыра иногда связаны через Наалы эже, живут смежно до сих пор.

Если ещё добавить, что черики и монолдор выделились в отдельную ветку старкластера (поправьте если не так).

 

 

Link to post
Share on other sites
5 minutes ago, Murat1 said:

Если ещё добавить, что черики и монолдор выделились в отдельную ветку старкластера (поправьте если не так).

Там пока один черик и один монолдор. Протестирован ещё один черик и него R1a, есть ещё один вроде бы черик, и у него стракластер. Но статистики маловато, надо больше.

  • Одобряю 2
Link to post
Share on other sites
  • Admin
16 минут назад, Murat1 сказал:

По поводу Кёк-Буги и Кёкё читал здесь же в одной из тем. Вполне себе версия. Учитывая, что Анга-тюра в МаТ возглавляет моголов и кыргызов. Кому как не его потомкам стать родоначальниками кыргызского племени монолдор. Но раньше не думал связывать его с Мухаммед-кыргызом.

Во всех санжыра зять Тагая из ханского рода. Под его "братом" Дайыром имеется же ввиду Тахир хан? В некоторых преданиях братья бегут от врагов и спасаются среди кыргызов. В начале пасут скот в качестве рабов, возвышаются благодаря браку и происхождению.

Емнип, у Амбрамзона перечисляются точные совпадения имён родов черик и потомков Анга-тюра. Слишком много тёзок по-моему. А ведь, действительно, черики и монолдор в санжыра иногда связаны через Наалы эже, живут смежно до сих пор.

Если ещё добавить, что черики и монолдор выделились в отдельную ветку старкластера (поправьте если не так).

Как-то беседовал с одним представителем племени баргы. Тот мне увлеченно рассказывал, что Кёкё был рабом, которого женили на Наалы. На мой резонный вопрос — как могли самые знатные кыргызские бии Адигине и Тагай отдать свою единственную и любимую сестру Наалы отдать простому рабу — ничем не мог возразить.

В ряде санжыра Кёкё и Дайыр  были сыновьями кыпчакского хана Кылыч-Арслана.

Link to post
Share on other sites
50 минут назад, Rust сказал:

Как-то беседовал с одним представителем племени баргы. Тот мне увлеченно рассказывал, что Кёкё был рабом, которого женили на Наалы. На мой резонный вопрос — как могли самые знатные кыргызские бии Адигине и Тагай отдать свою единственную и любимую сестру Наалы отдать простому рабу — ничем не мог возразить.

В ряде санжыра Кёкё и Дайыр  были сыновьями кыпчакского хана Кылыч-Арслана.

Народные легенды могут передавать таким образом, возможно, плачевное состояние моголов на момент сближения с группой кыргызов. Помнится, где-то описывается в таком ключе несчастный Тахир хан среди кыргызов, покинутый подданными казахами.

Link to post
Share on other sites

Всё же сомневаюсь, что Мухаммед-бек и Мухаммед-кыргыз могут быть одной и той же личностью. Аксикенди ведь писал своё сочинение фактически при жизни Мухаммед-кыргыза. Мне кажется маловероятным, при всей спорности источника, что он мог отправить его, известного на тот момент предводителя кыргызов, из своей эпохи во времена Тамерлана.

Возможно, что Кёкё-батыр никак не связан с Мухамед-беком Кёк-Буга, и мог жить в интересующее нас время. Поэтому предлагаю рассмотреть его кандидатуру без привязки к сыну Анга-тюры.

Но, на данный момент, один из главных аргументов в его пользу то, что он и есть тот самый Мухаммед-бек Кёк-Буга. Другие: моголы - монолдор, и отсюда якобы близость с могульскими ханами; высокородное, а может и ханское происхождение; возможная связь с Тахир ханом.

Link to post
Share on other sites

Акеров в своей книге по МаТ приводит мнение Караева, что Аксикенди приписал Мухаммед-кыргыза и Ахмед-хана в сыновья Анга-тюры и возвысил его роль. По его мнению, это такое идеологическое обоснование претензий на власть в Моголистане.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Амбрамзон о Мухаммед-беке и Кёкё:

Значительный интерес вызывает сопоставление киргизского племени моңолдор с могулами, в частности с улусом Анга-тюри. В «Маджму ат-таварих» сыном Анга-тюри назван Мухаммед-бек, по прозвищу Кок-буга. Между тем, согласно некоторым вариантам генеалогических преданий современных киргизов, родоначальника племени монолдор (мужа Нааль — сестры Адигине и Тагая) знала Кёкё, а прозвищем его было Кёк-бука. Потомками Мухаммед-бека в рукописи XVI в. названы: Кувай (в четвертом поколении), Ку-Сюек (в восьмом поколении), Сейид-Гази (в девятом поколении), Кувай Буваке Дават-бий (в десятом поколении). Кроме того, называются еще Бай Могол и его потомки Чолок Тукиме и Кире. Все названные имена полностью совпадают (хотя и частично искажены в рукописи) с именами отдельных родоначальников и с названиями подразделений племени моңолдор, зафиксированными в современных генеалогических преданиях. В структуре этого племени мы наводим подразделения: кабай, куу ссёк, бай моцол, чолок туума, улу кыйра (и бала кыйра). Предком подразделения бёгёнёк называют Сейнтказы. Предком племени считают Баакы-бия129.

Link to post
Share on other sites

Амбрамзон о связи Акмат-бека, сына Анга-тюры по МаТ, с племенем черик:

Весьма интересны следующие замечания в «Маджму ат-таварих» об улусе Анга-тюри126: «Около Анга-тюри собрались монголы (когда против него выступил Тохта-мыш); «Ангара-тюря отправил в помощь Кара-ходже и Макасу 10 тысяч моголов»; «Анга-тюря отправил моголов и чериков на перекочевку». Вполне вероятно, что киргизы (в том числе и племя черик) входили в улус Анга-тюри, но он не был «киргизским».
Из этих данных следует, что в XVI в. племя черик в составе киргизов уже было представлено, хотя, возможно, и имело смешанный характер. В структуре правого крыла, как она вырисовывается из названного источника, племя черик не названо. Зато в других разделах рукописи встречается ряд имен, которые имеют прямое отношение к племени черик. Сыновьями военачальника Анга-тюри — Ахмеда Бек-Назара названы Ак-Чувак, Бай-Чувак, Диван-Черик, Мулла-Черик, Кара-Черик. В число основных подразделений в структуреплемени черик, согласно нашим данным, входят: ак-чубак, бай-чубак. Отмечены и более мелкие группы: молдо-черик, дубан и кара-черик127.

Link to post
Share on other sites
14 минут назад, Murat1 сказал:

Амбрамзон о Мухаммед-беке и Кёкё:

Значительный интерес вызывает сопоставление киргизского племени моңолдор с могулами, в частности с улусом Анга-тюри. В «Маджму ат-таварих» сыном Анга-тюри назван Мухаммед-бек, по прозвищу Кок-буга. Между тем, согласно некоторым вариантам генеалогических преданий современных киргизов, родоначальника племени монолдор (мужа Нааль — сестры Адигине и Тагая) знала Кёкё, а прозвищем его было Кёк-бука. Потомками Мухаммед-бека в рукописи XVI в. названы: Кувай (в четвертом поколении), Ку-Сюек (в восьмом поколении), Сейид-Гази (в девятом поколении), Кувай Буваке Дават-бий (в десятом поколении). Кроме того, называются еще Бай Могол и его потомки Чолок Тукиме и Кире. Все названные имена полностью совпадают (хотя и частично искажены в рукописи) с именами отдельных родоначальников и с названиями подразделений племени моңолдор, зафиксированными в современных генеалогических преданиях. В структуре этого племени мы наводим подразделения: кабай, куу ссёк, бай моцол, чолок туума, улу кыйра (и бала кыйра). Предком подразделения бёгёнёк называют Сейнтказы. Предком племени считают Баакы-бия129.

Интересно, что тут перечисляются потомки Мухаммед-бека в нескольких поколениях. Как он может жить в 16в., когда пишется рукопись?

Link to post
Share on other sites

Судя по всему, Мухаммед-бек и Кёкё, действительно, являются одним и тем же человеком. Но явно жившим намного раньше Мухаммед-кыргыза.

При этом, даже если Мухаммед-бек не является сыном Анга-тюры, как утверждает Аксикенди, определенная связь с теми моголами МаТ и нашими монолдор имеется.  

Предание о Кёкё-батыре и Наалы эже, похоже, намного древнее, чем мне казалось. Оно ещё может быть связано с возвращением части моголов к кыргызам (возможно с участием Дайыр хана).

Link to post
Share on other sites

Выступив затем из дома Бул(а)гачи, прибыли в местность Отуз Огула, остановились в доме Тагай-бахадура. Сыновья Отуз Огула — Адине, Мунгкуш, Кара Батыш [и] Тагай-бахадур несметные яства выставили 47.

У Тагай-бахадура было шесть сыновей, приведя их к стопам святого Мир Джалила Мауланы А'зама, попросил [его] помолиться. Сейид оказал им милость — помолился; за сыновей Тагай-бахадура — Кулана 48, Гылджыра, Богостона, Кара Чоро, Саяка [и] Доолоса — /л. 134а/ помолился — шесть племен стало: от Кулана [племя] йадгар 49 произошло, от Гылджыра [племя] буги 50 произошло, от Богостона [племя] солто 51 произошло, от Кара Чоро... 52 саяк произошло.

Аксикенди в 16в. фиксирует племена правого крыла. От Кылжыра по нему происходит бугу (сарыбагыш не упоминается). При этом, после Карачоро оказалось невозможным прочитать текст. Очень жаль. 

Что интересно, Тагай и его сыновья, ко времени написания текста, уже превратились в легендарных родоначальников племен.

Или здесь, таким образом, закрепляется власть рода Тагая над этими племенами, которые являются не потомками, а подвластным народом? То есть, Тагай и его сыновья могут быть современниками автора.

Link to post
Share on other sites

По описанию левого крыла в тексте МаТ, можно ясно понять, что к 16в. эти племена были уже сформированы.

Выступив из жилища Тагая, достигли местности Ку Огула и вступили [в нее]. Ку Огул с шестью сыновьями прибыл, испросил у него молитву. [209] Сыновья Ку Огула — Басыз, Кушчи, Мундуз, Чонг Багыш, Сару (у) [и] Сунджек Хытай-бахадур — остановились в жилище Лалым Кушчи. Все [они] вышли для встречи, [затем с гостем] вошли в жилище Лалым Кушчи. Буркутчи, Кепекчи [и] Кушчи — все прислуживали. Помолился .[Мир Джалил] за шестерых сыновей Ку Огула — стало шесть племен.

Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Murat1 сказал:

У Тагай-бахадура было шесть сыновей, приведя их к стопам святого Мир Джалила Мауланы А'зама, попросил [его] помолиться. Сейид оказал им милость — помолился; за сыновей Тагай-бахадура — Кулана 48, Гылджыра, Богостона, Кара Чоро, Саяка [и] Доолоса — /л. 134а/ помолился — шесть племен стало: от Кулана [племя] йадгар 49 произошло, от Гылджыра [племя] буги 50 произошло, от Богостона [племя] солто 51 произошло, от Кара Чоро... 52 саяк произошло.

Здесь пропущено ещё одно племя от сына Тагая Доолоса. Возможно, здесь должны были быть сарыбагыши, так как в санжыра они происходят от сына Кылжыра Дёёлёсбакты (бугу от другого сына Орозбакты).

В составе ичкиликов есть отдельное племя Дёёлёс или Тёёлёс.

Link to post
Share on other sites

[Генеалогия «моголов» — предков Ахмада Могола] 56

/л. 154б/ Предки моголов: от Ана-л-хакка Лур-хан произошел, от него (Лур-хана) Гуз-хан произошел, от него (Гуз-хана) — Арсланг-бий, от него — Ахмад-бек, от него — Кули-бий, от него — Турды-бий, от него Ак-Туг (по прозванию Онг-хан), от него — Мары-бий, от него — Доуле-бий, от него — Атан бий, от него — Кул-Джугач-тюря произошел, от него — Инга-тюря Бай-Мурад Черик произошел.

У Инга-тюри были [два сына]: Ахмад-бек и Мухаммад-бек (по прозванию Кок-Буга), от него (Ахмад-бека) Лаклак-бий произошел, от Кок-Буги Мирак произошел, от него (Мирака) — Ходжа Мурад-Ата, от него — Атам-Тай, от него — Кувай, от него — Кункаш, от него — Накаш(?), [210] от него — Тува-бий, от него — Коп-Суйак(?), от него (Коп-Суйака) Сейид Гази произошел. /л. 155а/ У него (Сейида Гази) был один сын Кувай Буваке Даваттбай. Предки Бай Могола: произошлиот одного сына Атан-бия — [от] Чолак Тукиме(?) Кире.

От одного сына Атан-бия [произошел] Сокы. От Лаклак-бия произошел: Абаджат. От Буга-бия-Кельгей Суйри Ваш. От одного сына Буга-бия произошел Ульджа Кабу-Джан (?).

Основные роды и подразделения внутри племени Монолдор:

  • Бөгөнөк[17]
    • Алагар
      • Маани
      • Чагыр
      • Чолок Туума
        • Кабай
        • Олжобай
        • Турсун
        • Сырдыбай
        • Ырым
    • Арык
    • Кара Монолдор
    • Куусөөк
      • Назар
      • Эштек
      • Сарыкашка
  • Баймоңол
    • Кара таман
    • Үч урук
  • Баакы-бий
    • Улуу кыйра
      • Бакы
      • Жакаш
      • Үч урук
      • Итийбас
    • Орто кыйра
    • Бала кыйра
Link to post
Share on other sites

Как мы видим, действительно, почти все перечисленные в МаТ поколения от Мухаммед-бека можно найти в санжыра монолдор. Недостающих (например Сейид Гаази) можно попробовать найти здесь

https://www.sanjyra.net/man/4

 

Link to post
Share on other sites
29.08.2020 в 18:59, Murat1 сказал:

Или здесь, таким образом, закрепляется власть рода Тагая над этими племенами, которые являются не потомками, а подвластным народом? То есть, Тагай и его сыновья могут быть современниками автора.

Имена сыновей Тагая в МаТ не совпадают с названием племён (кроме Саяка), если самим дополнить список багышами (Карачоро) и сарбагышами (Доолос). Это отличает их от других родоначальников кыргызов.

Интересно, что братья Тагая Адигине, Мунгуш и Кара Багыш как бы остаются в стороне.

Но, всё же Аксикенди не мог предсказать, что в будущем от Саяка произойдёт племя саяк. Тагай и его сыновья на момент написания МаТ, скорее всего, были уже легендарными предками для кыргызов.

Link to post
Share on other sites

"Когда Мансур-хан пришел в Могулистан, оба они 123 были там султанами киргизов и остатков могулов 124."

По Дуглати с кыргызами и султанами Халилом и Саидом в Моголистане только остатки моголов. Это подтверждает и то, что братья-султаны опираются именно на кыргызов. Как мы знаем, Халила ханом избирают кыргызы, а моголы в основном с Мансур-ханом. События после сражения служат тому доказательством.

"В местности под названием Чарун-Чалак 125 произошла битва. Сражение было упорным. Мансур-хан вышел победителем. Эти оба брата бежали в Вилайет. Когда они пришли в Андижан, хаким андижанский убил Султан Халила. О Султан Са'ид-хане будет сказано [ниже].

Мансур-хан заставил откочевать в Чалыш 126 и Турфан всех, кто был в Могулистане из киргизов и других людей. Так как киргизы стали зачинателями всех смут в Могулистане, он коварным образом перебил большую часть их. И только небольшое число их бежало в Могулистан."

Мансур-хан после победы над братьями-султанами уводит часть кыргызов и остатки моголов. Эти, уведённые Мансур-ханом (возможно и захваченные позже Саид-ханом), кыргызы и "другие люди" (черики?) могли вернуться в Моголистан с Мухаммед-кыргызом после его освобождения (обстоятельства приведены ниже). 

Эти события, скорее всего, и породили легенду о том, что Карачоро привёл с собой Саяка, Азыка, Черика.

В результате политической борьбы среди окружения Саид-хана, вместо Баба-султана (сын Халил-султана), из-за опасений ухода моголов к нему, в Моголистан отправят Рашид-султана (сын Саид-хана). 

"Он так заявил [хану]: «У могула — безграничная любовь к Могулистану. Когда Баба-султан утвердится в Могулистане, все могулы пожелают [уйти] в Могулистан."

То есть, по мнению дяди автора (Сайид-Мухаммад-мирза из дуглатов), моголы могут уйти к султану-моголу (после покорения кыргызов), но не к кыргызам. А для покорения кыргызов нужен Мухаммед-кыргыз. Дуглати отличает кыргызов и моголов, не смотря на их общую в прошлом историю (он ведь сам могол).

"Мой дядя старался и прилагал усилия к тому, чтобы уладить дело [посылкой в Могулистан] Рашид-султана. Мой дядя так говорил [хану]: «Правильный образ действий такав: нужно освободить из плена Мухаммад киргиза, который уже давно находится в заточении; из могулов следует выбрать тех, кто желает жить в Могулистане и кто владеет стадом (галле) и гуртом скота (раме), и послать их [в Могулистан] в сопровождении эмиров и достойных доверия лиц».

В конце концов хан согласился с этими суждениями моего дяди и так и сделал, как было сказано. Назначив главным эмиром (амир ал-умара) 151 Мирза 'Али Тагая и поставив над киргизами Мухаммад киргиза, он отправил их.

Когда Рашид-султан прибыл в Могулистан, Мухаммад киргиз собрал всех киргизов и полностью подчинил Могулистан. В то время войско в Могулистане значительно увеличилось."

Пытаясь использовать Мухаммед-кыргыза для контроля над Моголистаном, сами же моголы дали власть и, судя по всему, значительные силы из кыргызов и части моголов, возможно, угнанных ранее могульскими ханами.

Link to post
Share on other sites
29.08.2020 в 15:07, Murat1 сказал:

Акеров в своей книге по МаТ приводит мнение Караева, что Аксикенди приписал Мухаммед-кыргыза и Ахмед-хана в сыновья Анга-тюры и возвысил его роль. По его мнению, это такое идеологическое обоснование претензий на власть в Моголистане.

Скорее всего, Караев прав, что Аксикенди, с целью возвысить Мухаммед-кыргыза и связать с именем Ахмед-хана, приписал им родство через Анга-тюра, и соединил с образом Кёк-Буга (у настоящего к этому времени было уже несколько поколений потомков). Таким образом, по замыслу элиты кыргызов, Мухаммед-кыргыз и его родственники могли претендовать на власть не только над своим народом, но и над всеми моголами.

Я раньше уже писал, что Мухаммед-кыргыз может быть как-то связан с Карачоро (сын Тагая). Рискну предположить, что Жанкороз из санжыра кыргызов и есть Мухаммед-кыргыз. Жанкороз, по самой распространенной версии санжыра, считается сыном Багыша и внуком Карачоро. Иногда Жанкороз и Карачоро являются одним и тем же лицом.

Можно предположить, что именно события из жизни Мухаммед-кыргыза народная память позже будет связывать с Тагаем и его сыном Карачоро. Но как мы знаем, в МаТ они жили намного раньше описываемых событий. А вот их потомок Жанкороз, кажется, совпадает по времени жизни.

Боевой клич "Жанкороз", по сообщению Радлова, правое крыло будет помнить и в конце 19в. Кстати, левое крыло (там же) использует общий уран "Кёнёк" родом из этой же эпохи.

Из рода Жанкороза (багыш) происходят Кёкюм-бий (сын Карачоро по Валиханову) и Тейиш, которого часто в преданиях называют ханом. Они после Мухаммед-кыргыза, как раз, возглавят большую часть кыргызов.

Link to post
Share on other sites

В дальнейшем, как оказалось, родство с Ахмед-ханом не пригодилось потомкам Мухаммед-кыргыза. Это связано, скорее всего, сближением кыргызов с другим домом чингизидов. 

Устоявшиеся же народные предания о Наалы эже, Адигине и Тагае продолжали бытовать и обрастать новыми событиями из жизни их потомков.

Link to post
Share on other sites
19.08.2020 в 17:35, Rust сказал:

Кстати считается, что нойгуты (из которых и была легендарная батырша Жаныл-Мырза) были родичами черикам. Потом они заняли юг Кыргызстана и стали жить рядом с кыпчаками. Их часто называли нойгут-кыпчаками, там была одноименная волость.

Интересно, что по одной версии санжыра монолдор, отец Кёкё и Дайыра Кылыч-хан был правителем нойгутов, а по другим кыпчаков.

Link to post
Share on other sites
23.08.2020 в 13:44, Murat1 сказал:

Адигине во время похода в Кашгар находит мальчика и отправляет сестре. У Наалы эже тогда не было своих детей. Она усыновляет мальчика и даёт имя Сырдыбешик. От Сырдыбешика происходят рода Коңурат и Черик.
От родного сына Дайыра Асана ведут свой род Моңоголдор.

Другая версия происхождения наших конуратов почти не отличается от этой. Там тоже Адигине находит мальчика в походе, но на Гиссар емнип, от которого они происходят.

Наши конураты из Иссык-куля говорят, что на юге страны (Алай, Баткен, Кара-Кульджа) среди кыргызов есть другие конураты. Они пытались найти с ними родство. По их мнению, эти конураты бежали туда во время актабана со стороны казахов.

Link to post
Share on other sites
31.08.2020 в 18:15, Murat1 сказал:

Я раньше уже писал, что Мухаммед-кыргыз может быть как-то связан с Карачоро (сын Тагая). Рискну предположить, что Жанкороз из санжыра кыргызов и есть Мухаммед-кыргыз. Жанкороз, по самой распространенной версии санжыра, считается сыном Багыша и внуком Карачоро. Иногда Жанкороз и Карачоро являются одним и тем же лицом.

Можно предположить, что именно события из жизни Мухаммед-кыргыза народная память позже будет связывать с Тагаем и его сыном Карачоро. Но как мы знаем, в МаТ они жили намного раньше описываемых событий. А вот их потомок Жанкороз, кажется, совпадает по времени жизни.

Боевой клич "Жанкороз", по сообщению Радлова, правое крыло будет помнить и в конце 19в. Кстати, левое крыло (там же) использует общий уран "Кёнёк" родом из этой же эпохи.

Из рода Жанкороза (багыш) происходят Кёкюм-бий (сын Карачоро по Валиханову) и Тейиш, которого часто в преданиях называют ханом. Они после Мухаммед-кыргыза, как раз, возглавят большую часть кыргызов.

Амбрамзон, рассказывая о кыргыз-кыпчаках, приводит их предание, что беки кыпчаков раньше верховодили среди кыргызов. Если верить словам кыпчакских аксакалов, после верховенство перешло к племени багыш.

По народным преданиям, после смерти Тейишкана и его детей, власть от багышей переходит к роду Талкан-бия из солто. В санжыра, именно, в это время начинают уделять внимание солто, в частности Чаа-бию, которому служат баатыры из разных племён.

Амбрамзон считает, что среди многих кирме в солто есть часть багышей. А по сообщению Аттокурова, багыши в 19в., из-за давления со стороны солто, ушли на юг.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

В санжыра Монолдор интересны два персонажа - Самансур и Баакы-бий.

В генеалогических преданиях одного из родоначальников племени звали Самансур. Был ханом всех кыргызов. Разработал свод законов, в которые потом Ормон-хан внес изменения. Похоронен в Кашгарии. Якобы китайцы переименовали место захоронения на Жаман суу вместо Самансур.

Көкүрөгүн кишке бөлөгөн (весь в соболином меху)

Көчүгүн такка (в некоторых вариантах тамга) жөлөгөн (сидел на троне)

Моңолдордун Самансур (из моголов Самансур)

Кунун аргамжы менен төлөгөн (“платил” кун арканом т.е. я так понимаю не платил куна никогда)

Самансур - село в Кеминской долине между Быстровкой и Орловкой. Там живут Монолдор (общаются в Тюпскими и Кочкорскими сородичами-монолдор).

У уважаемого мною Анвара Мокеева читал, что Самансур возводится к Мансуру ал-Халладжу - знаменитому Аналхакку. Т.е. Самансур=Шейх Мансур.

Баакы бий родоначальник родов улуу кыйра, орто кыйра и бала кыйра. Табылды Акеров считает, что в МаТ он указан как «Буваке Кувай». В санжыра есть Баакы бий и отдельно Кабай. «Кыйра» возможно кереиты.

При всем уважении к МаТ, но мне кажется, что этот труд является наглядным примером обработки родословных под исламскую религию. Исходя из этого можно ли эту рукопись рассматривать в качестве достоверного источника?

Кем все-таки могли быть Самансур (могольский хан Мансур или суфийский проповедник Мансур ал-Халладж) и Баакы бий (Неизвестный персонаж из МаТ Буваке или Байку-нойон)?

 

Link to post
Share on other sites

Ещё в варианте Торокан уулу отцом Кылыча Арстана является Султан Жалил из Тору кыпчаков. 

Самансур - Мансур-хан?

Султан Жалил - Султан Халил?

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...