Перейти к содержанию
asan-kaygy

Санжыра кыргызов

Рекомендуемые сообщения

СПИСОК КИРГИЗСКИХ ПЛЕМЕН
(Кыргыз санжырасы. - Бишкек, 1991)

Происхождение кыргызов, согласно генеалогическому древу родов - "Санжыре", берет свое начало от легендарного Долон-бия. У него было три сына, именами которых и были названы три основных отдела кыргызского народа - Ак уул (правое крыло), Куу уул (Левое крыло) и Кызыл уул (отдел Ичкилик или Булгачи).

Ак уул - "Правое крыло"

Адигине
Сарттар
Баргы
Жолжакши
Борю
Бектен
Мунгуш

Тагай
Богорстон
Койлон-Жедигер
Кылжыр (Сарыбагыш, Бугу)
Саяк
Карачоро (Балта, Багыш, Келдике)
Азык
Черик
Конурат, Чертике

Наалы-эже
Наалы-эже

 

Куу уул - "Левое крыло"


Кушчу
Кытай
Чон багыш
Саруу
Басыз
Мундуз

 

Ичкилик - "Внутренние"


Канды
Дёёлёс
Тейит
Найман
Кыпчак
Бостон
Нойгут
Аваат
Кесек

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызы по распространенной версии Санжыра происходят от сыновей Долон бия: Ак уул (Оң канат), Куу уул (Сол канат), Кызыл уул (Ичкилик). Есть ещё разделение на Аркалык и Ичкилик, как я понял, относительно расположения к Коканду.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Долон бий, по Тоголок Молдо, является братом Ырыса, предводителя кыргызов. После завоевания Чингисханом кыргызов, бежал в сторону Андижана и осел там. Скорее всего Тоголок Молдо взял информацию об Ырысе из книг. Вместе с Долоном бежал и Муратай, названный родственником некого Сабатая, он ушёл в Ходжент. Муратая Тоголок Молдо выводит из кыргызского рода Сайрак, а санжырачы Сыргак Сооронкулов называет его Коңурат. Интересно, что Сооронкулов выводит имена сыновей Долон бия от Аккуу (лебедь) Ак и Куу, соответственно два крыла якобы отсюда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Муратай интересен ещё тем, что в Ходженте, став визирем местного правителя, возможно был отцом Карека. Карек, по Тоголок Молдо, после смерти отца женился на его байбиче Мания (на старшей жене, возможно являясь сыном от младшей). Один из сыновей Карека Абырайым (другие сыновья Сыдык, Жусуп, Шакир). Санжырачы Сооронкулов считает Абырайыма (Молдо Ыбрайым, Мир Ибрагим) родоначальником племени Жетиген (Жетикент).

Тоголок Молдо Жетиген выводит от брата Байыша из племени Саяк Карека, женившегося на его вдове Маниса-айым (Мания - Маниса). Его сыновья Молдосыдык, Ыбрайым, Жусуп, Молдошакир. От Молдо Жусупа пошли Жетиген среди племени Кушчу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Племя Азык (Оң канат, Тагай) от одного из усыновленных Тагаем детей (тондуу балдар)

https://kyrgyz.ru/gen/asyk.shtml

https://kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/ra_abdumanapov_k_voprosu_proishozhdeniya_kyrgyzskogo_plemeni_azyk/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Murat1 сказал:

Племя Азык (Оң канат, Тагай) от одного из усыновленных Тагаем детей (тондуу балдар)

https://kyrgyz.ru/gen/asyk.shtml

https://kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/ra_abdumanapov_k_voprosu_proishozhdeniya_kyrgyzskogo_plemeni_azyk/

Нельзя просто так взять и пройти без поиска созвучия и тёзок. Про азов и языгов есть в статье. А вот город Каскелен в РК и родоначальник азыков Кашкелен(ң) (есть одноименное село в Кемине КР) могут быть как-то связаны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ахсикенти перечисляет племена своеобразным, в духе того времени, способом - по мере обращения в ислам почитаемым в Средней Азии сеидом Мир Джалилом их предводителей. Очередность прибытия глав племен к сеиду показывает их значимость в иерархии киргизских племен (так было и у тюркютов, кимаков, уйгуров). Первым прибывает Ак-Тимур-Кыпчак с сыновьями: Даулет-яром, Худа-яром, Муса-яром, Иса-яром, Али-яром, Туле-яром и Берды-яром, составившими род Джетти-кашка, о котором уже упоминалось выше.

Затем прибывает Ак-уул (родоначальник правого крыла киргизов. - Прим.А.Р.) с сыновьями Отуз-уулом и Салус-беком Булгачи. После прибывают сыновья Булгачи: Бостон, Тейит, Джоо-кесек, Дёёлёс, Кадыр-шаа, Кангды и сыновья Отуз-уула - Адигине, Тагай, Монгуш и Кара-багыш. Последними перечисляются сыновья Ку-уула (левое крыло. - Прим.А.Р.): Басыз, Кушчу, Ай Баш Мундуз, Чон-Багыш, Саруу Кытай.

https://kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/svedeniya_madzhmu_at-tavarih_vonnaya_organizatsiya_krylev_on_sol_i_ichkilik_zaselenie_tyan-shanya/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Murat1 сказал:

Нельзя просто так взять и пройти без поиска созвучия и тёзок. Про азов и языгов есть в статье. А вот город Каскелен в РК и родоначальник азыков Кашкелен(ң) (есть одноименное село в Кемине КР) могут быть как-то связаны?

Обычно считается, что Каскелен это джунгарский богатырь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Le_Raffine сказал:

Обычно считается, что Каскелен это джунгарский богатырь

Азыки могли быть в составе джунгар получается? Хотя слышал, что он погиб в битве с ними. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, Murat1 сказал:

Азыки могли быть в составе джунгар получается? Хотя слышал, что он погиб в битве с ними. 

Каскелен это скорее всего каска+олен, тоесть "лысая" река

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Le_Raffine сказал:

Обычно считается, что Каскелен это джунгарский богатырь

Наурызбая Кутгымбетулы, победивший по легенде джунгара Каскелена, жил в 18в. По-моему для Кашкелена азыков слишком позднее время. Скорее всего тёзки. Хотя несколько событий могли сложиться в одну, как часто случается в устных преданиях

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, Мустафа сказал:

Каскелен это скорее всего каска+олен, тоесть "лысая" река

Каскелен(ң), как многие гидронимы, скорее всего название древнее. Джунгарский богатырь участвует в сражении 18в, а родословная азыков сложилось намного раньше. Что от чего производное трудно сказать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Мустафа сказал:

Каскелен это скорее всего каска+олен, тоесть "лысая" река

 

Өлең - название пойменной высокой травы.

Казахи говорят: "Өлеңді жердің өгізі семіз, өлімді жердің молдасы семіз" (где много растет олен-травы - тучнеет рогатый скот, где много смертей - жиреют муллы).  

Өлеңті - река в наших краях.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Өлең - название пойменной высокой травы.

Казахи говорят: "Өлеңді жердің өгізі семіз, өлімді жердің молдасы семіз" (где много растет олен-травы - тучнее рогатый скот, где много смертей - жиреют муллы).  

Өлеңті - река в наших краях.

 

Да, олен - это осока, растет вдоль рек, водоемов. Отсюда Өлең может может выступать как синоним Өзен

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Мустафа сказал:

Да, олен - это осока, растет вдоль рек, водоемов. Отсюда Өлең может может выступать как синоним Өзен

 

Тогда Керулен = Керозен? ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Мустафа сказал:

Река текущая вспять.

 

Так все реки современной Монголии текут вспять (на восток) :), потому что со слов очевидцев реки средневековой Монголии текли в обратную сторону (на запад).

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Le_Raffine сказал:

По-моему киргизские санжыра и башкирские шежере изучены лучше, чем казахские шежире?

Не знаю как у башкиров, но у нас в основном изучали и писали про потомков Тагая. Сол канат мало изучен, там много путаницы. Если есть толковые книги почитал бы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...