Jump to content



asan-kaygy

Санжыра кыргызов

Recommended Posts

  • Модераторы

Кыргызское Санжыра

Link to post
Share on other sites

СПИСОК КИРГИЗСКИХ ПЛЕМЕН
(Кыргыз санжырасы. - Бишкек, 1991)

Происхождение кыргызов, согласно генеалогическому древу родов - "Санжыре", берет свое начало от легендарного Долон-бия. У него было три сына, именами которых и были названы три основных отдела кыргызского народа - Ак уул (правое крыло), Куу уул (Левое крыло) и Кызыл уул (отдел Ичкилик или Булгачи).

Ак уул - "Правое крыло"

Адигине
Сарттар
Баргы
Жолжакши
Борю
Бектен
Мунгуш

Тагай
Богорстон
Койлон-Жедигер
Кылжыр (Сарыбагыш, Бугу)
Саяк
Карачоро (Балта, Багыш, Келдике)
Азык
Черик
Конурат, Чертике

Наалы-эже
Наалы-эже

 

Куу уул - "Левое крыло"


Кушчу
Кытай
Чон багыш
Саруу
Басыз
Мундуз

 

Ичкилик - "Внутренние"


Канды
Дёёлёс
Тейит
Найман
Кыпчак
Бостон
Нойгут
Аваат
Кесек

Link to post
Share on other sites

Кыргызы по распространенной версии Санжыра происходят от сыновей Долон бия: Ак уул (Оң канат), Куу уул (Сол канат), Кызыл уул (Ичкилик). Есть ещё разделение на Аркалык и Ичкилик, как я понял, относительно расположения к Коканду.

 

Link to post
Share on other sites

Долон бий, по Тоголок Молдо, является братом Ырыса, предводителя кыргызов. После завоевания Чингисханом кыргызов, бежал в сторону Андижана и осел там. Скорее всего Тоголок Молдо взял информацию об Ырысе из книг. Вместе с Долоном бежал и Муратай, названный родственником некого Сабатая, он ушёл в Ходжент. Муратая Тоголок Молдо выводит из кыргызского рода Сайрак, а санжырачы Сыргак Сооронкулов называет его Коңурат. Интересно, что Сооронкулов выводит имена сыновей Долон бия от Аккуу (лебедь) Ак и Куу, соответственно два крыла якобы отсюда.

Link to post
Share on other sites

Муратай интересен ещё тем, что в Ходженте, став визирем местного правителя, возможно был отцом Карека. Карек, по Тоголок Молдо, после смерти отца женился на его байбиче Мания (на старшей жене, возможно являясь сыном от младшей). Один из сыновей Карека Абырайым (другие сыновья Сыдык, Жусуп, Шакир). Санжырачы Сооронкулов считает Абырайыма (Молдо Ыбрайым, Мир Ибрагим) родоначальником племени Жетиген (Жетикент).

Тоголок Молдо Жетиген выводит от брата Байыша из племени Саяк Карека, женившегося на его вдове Маниса-айым (Мания - Маниса). Его сыновья Молдосыдык, Ыбрайым, Жусуп, Молдошакир. От Молдо Жусупа пошли Жетиген среди племени Кушчу.

Link to post
Share on other sites

 Казахские кыргызы в гостях у Тынчтыка Карымшакова

Link to post
Share on other sites
1 час назад, Murat1 сказал:

Племя Азык (Оң канат, Тагай) от одного из усыновленных Тагаем детей (тондуу балдар)

https://kyrgyz.ru/gen/asyk.shtml

https://kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/ra_abdumanapov_k_voprosu_proishozhdeniya_kyrgyzskogo_plemeni_azyk/

Нельзя просто так взять и пройти без поиска созвучия и тёзок. Про азов и языгов есть в статье. А вот город Каскелен в РК и родоначальник азыков Кашкелен(ң) (есть одноименное село в Кемине КР) могут быть как-то связаны?

Link to post
Share on other sites

Ахсикенти перечисляет племена своеобразным, в духе того времени, способом - по мере обращения в ислам почитаемым в Средней Азии сеидом Мир Джалилом их предводителей. Очередность прибытия глав племен к сеиду показывает их значимость в иерархии киргизских племен (так было и у тюркютов, кимаков, уйгуров). Первым прибывает Ак-Тимур-Кыпчак с сыновьями: Даулет-яром, Худа-яром, Муса-яром, Иса-яром, Али-яром, Туле-яром и Берды-яром, составившими род Джетти-кашка, о котором уже упоминалось выше.

Затем прибывает Ак-уул (родоначальник правого крыла киргизов. - Прим.А.Р.) с сыновьями Отуз-уулом и Салус-беком Булгачи. После прибывают сыновья Булгачи: Бостон, Тейит, Джоо-кесек, Дёёлёс, Кадыр-шаа, Кангды и сыновья Отуз-уула - Адигине, Тагай, Монгуш и Кара-багыш. Последними перечисляются сыновья Ку-уула (левое крыло. - Прим.А.Р.): Басыз, Кушчу, Ай Баш Мундуз, Чон-Багыш, Саруу Кытай.

https://kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/svedeniya_madzhmu_at-tavarih_vonnaya_organizatsiya_krylev_on_sol_i_ichkilik_zaselenie_tyan-shanya/

Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Murat1 сказал:

Нельзя просто так взять и пройти без поиска созвучия и тёзок. Про азов и языгов есть в статье. А вот город Каскелен в РК и родоначальник азыков Кашкелен(ң) (есть одноименное село в Кемине КР) могут быть как-то связаны?

Обычно считается, что Каскелен это джунгарский богатырь.

Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Le_Raffine сказал:

Обычно считается, что Каскелен это джунгарский богатырь

Азыки могли быть в составе джунгар получается? Хотя слышал, что он погиб в битве с ними. 

Link to post
Share on other sites
18 минут назад, Murat1 сказал:

Азыки могли быть в составе джунгар получается? Хотя слышал, что он погиб в битве с ними. 

Каскелен это скорее всего каска+олен, тоесть "лысая" река

Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Le_Raffine сказал:

Обычно считается, что Каскелен это джунгарский богатырь

Наурызбая Кутгымбетулы, победивший по легенде джунгара Каскелена, жил в 18в. По-моему для Кашкелена азыков слишком позднее время. Скорее всего тёзки. Хотя несколько событий могли сложиться в одну, как часто случается в устных преданиях

Link to post
Share on other sites
26 минут назад, Мустафа сказал:

Каскелен это скорее всего каска+олен, тоесть "лысая" река

Каскелен(ң), как многие гидронимы, скорее всего название древнее. Джунгарский богатырь участвует в сражении 18в, а родословная азыков сложилось намного раньше. Что от чего производное трудно сказать

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Мустафа сказал:

Каскелен это скорее всего каска+олен, тоесть "лысая" река

 

Өлең - название пойменной высокой травы.

Казахи говорят: "Өлеңді жердің өгізі семіз, өлімді жердің молдасы семіз" (где много растет олен-травы - тучнеет рогатый скот, где много смертей - жиреют муллы).  

Өлеңті - река в наших краях.

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
19 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Өлең - название пойменной высокой травы.

Казахи говорят: "Өлеңді жердің өгізі семіз, өлімді жердің молдасы семіз" (где много растет олен-травы - тучнее рогатый скот, где много смертей - жиреют муллы).  

Өлеңті - река в наших краях.

 

Да, олен - это осока, растет вдоль рек, водоемов. Отсюда Өлең может может выступать как синоним Өзен

Link to post
Share on other sites
47 минут назад, Мустафа сказал:

Да, олен - это осока, растет вдоль рек, водоемов. Отсюда Өлең может может выступать как синоним Өзен

 

Тогда Керулен = Керозен? ;)

 

Link to post
Share on other sites
17 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Тогда Керулен = Керозен? ;)

 

КеріӨзен

Река текущая вспять.

Link to post
Share on other sites

На Алае есть долина Кожокелен(ң). Является ли это названием ещё и речки не смог уточнить

Link to post
Share on other sites
7 минут назад, Мустафа сказал:

Река текущая вспять.

 

Так все реки современной Монголии текут вспять (на восток) :), потому что со слов очевидцев реки средневековой Монголии текли в обратную сторону (на запад).

 

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

По-моему киргизские санжыра и башкирские шежере изучены лучше, чем казахские шежире?

Link to post
Share on other sites
10 минут назад, Le_Raffine сказал:

По-моему киргизские санжыра и башкирские шежере изучены лучше, чем казахские шежире?

Не знаю как у башкиров, но у нас в основном изучали и писали про потомков Тагая. Сол канат мало изучен, там много путаницы. Если есть толковые книги почитал бы

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...